HMS Властелин морей
![]() «Истинный портрет королевского корабля Его Величества « Повелитель морей» , гравюра того времени Дж. Пейна.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Повелитель морей |
Строитель | Питер Петт , верфь Вулиджа |
Запущен | 13 октября 1637 г. |
Переименован |
|
Судьба | Сгоревший, 1697 г. |
Примечания | |
Общие характеристики в заводском состоянии [ 1 ] | |
Класс и тип | 90-пушечный первоклассный линейный корабль |
Тонны нагрузки | 1522 |
Длина | 127 футов (39 м) (киль) |
Луч | 46 футов 6 дюймов (14,17 м) |
Глубина захвата | 19 футов 4 дюйма (5,89 м) |
Движение | Паруса |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Вооружение |
|
Общие характеристики после перестройки 1660 г. [ 2 ] | |
Класс и тип | 100-пушечный первоклассный линейный корабль |
Тонны нагрузки | 1605 |
Длина | 127 футов (39 м) (киль) |
Луч | 47 футов 6 дюймов (14,48 м) |
Глубина захвата | 19 футов 2 дюйма (5,84 м) |
Движение | Паруса |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Вооружение | 100 ружей разного веса выстрела |
Общие характеристики после перестройки 1685 г. [ 3 ] | |
Класс и тип | 100-пушечный первоклассный линейный корабль |
Тонны нагрузки | 1683 тонны |
Длина | 167 футов 9 дюймов (51,13 м) (гундек) |
Луч | 48 футов 4 дюйма (14,73 м) |
Глубина захвата | 19 футов 4 дюйма (5,89 м) |
Движение | Паруса |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Вооружение | 100 ружей разного веса выстрела |
«Властелин морей» 17 века — военный корабль английского флота . Его заказывали как 90-пушечный первоклассный линейный корабль . [ 1 ] [ 4 ] но при спуске по настоянию короля был вооружен 102 бронзовыми пушками. [ 4 ] Позже он был переименован в Sovereign при республиканском Содружестве , а затем в HMS Royal Sovereign при Реставрации Карла II.
Искусно позолоченная корма, заказанная английским Карлом I, означала, что вражеские корабли называли ее « Золотым Дьяволом ». [ 5 ] Он был спущен на воду 13 октября 1637 года и служил с 1638 по 1697 год, когда пожар сжег корабль до ватерлинии в Чатеме .
История
[ редактировать ]
«Повелитель морей» был заказан в августе 1634 года по личной инициативе английского короля Карла I как престижный проект. Это решение вызвало сильное сопротивление со стороны Братьев Тринити-Хауса , которые отметили, что «в Королевстве нет порта, который мог бы принять этот корабль. Дикое море должно быть ее портом, ее якорями и кабелями ее безопасности; Корабль должен погибнуть, король потеряет свою драгоценность, четыре или пятьсот человек должны умереть, и, возможно, какой-нибудь великий и благородный пэр». [ 6 ]
Эти возражения были преодолены с помощью адмирала сэра Джона Пеннингтона , и работы начались в мае 1635 года. Их контролировал Питер Петт , позже комиссар военно-морского флота, под руководством своего отца Финеаса, королевского корабела , и спустили на воду на верфи Вулиджа. 13 октября 1637 года. Как второй трехпалубный первоклассный корабль (первым трехпалубным кораблем был Prince Royal 1610 года), он был предшественником « , » Нельсона Виктори хотя « Месть» , построенная в 1577 году Мэтью Бейкером , была вдохновение для нее, обеспечив инновацию единой колоды, полностью посвященной залповым орудиям. [ нужна ссылка ]
Самый экстравагантно украшенный военный корабль Королевского флота, он был украшен от кормы до носа позолоченной резьбой на черном фоне, спроектированной Антонисом ван Дейком и выполненной Джоном Кристмасом и Матиасом Кристмасом . Затраты на строительство в размере 65 586 фунтов стерлингов были профинансированы компанией Ship Money , причем одна только позолота составила 6 691 фунт стерлингов (цена среднего военного корабля). Для сравнения, общий налог, полученный в 1637 году, составил 208 000 фунтов стерлингов.
Чарльз заказал 102 бронзовые пушки, чтобы гарантировать, что это самый мощновооруженный корабль в мире; они были сделаны Джоном Брауном . [ 4 ] На «Властелине морей» было 118 артиллерийских портов и всего 102 орудия. Форма носовой части означала, что передние орудийные порты нижней орудийной палубы были заблокированы якорным тросом. Следовательно, форвард – орудия, обращенные вперед, – занял ближайшие порты. Было два полупушечных селезня — один левый, один правый — длиной около 11,5 футов (3,5 м) и общим весом пять тонн (5000 кг). Они имели диаметр ствола от 6,4 до 6,75 дюймов (от 16,3 до 17,1 сантиметра) и производили выстрел весом от 32 до 36 фунтов (от 15 до 16 килограммов), используя около десяти фунтов пороха.
В третьих от носовой части портов находились два 11-футовых (3,4 м) полупушечных селезня общей массой 4,3 тонны (4300 кг). За ними шли двадцать пушечных селезней длиной девять футов и общим весом 45,7 тонны (45700 кг). В третьем порту от кормы находились еще два 11-футовых (3,4 м) полупушечных селезня общим весом 4,3 тонны (4300 кг). Последние два порта по обе стороны были заняты кормовой погоней - четырьмя полупушечными дрейками длиной 10,5 футов (3,2 м) общим весом 11,4 тонны (11400 кг).
Средняя орудийная палуба имела тяжелые укрепленные кулеврины – то есть короткие по диаметру ствола орудия – на носу и корме. Впереди находились две части длиной 11,5 футов (3,5 м) и весом 4,8 тонны (4800 кг); четыре куска длиной 11,5 футов (3,5 м) и весом 10,2 тонны (10 200 кг) в кормовой погоне. Сразу за преследователями шли два полукульвериновых селезня длиной от восьми до девяти футов (от 2,4 до 2,7 м) и весом около 1,9 тонны (1900 кг). Затем последовали двадцать два кулевриновых селезня длиной 9,5 футов (2,9 м) общим весом 30,4 тонны (30 400 кг).
На верхней орудийной палубе находились две 10-футовые (3,0 м) укрепленные демикульверины в носовой части и две в кормовой, обе пары весили 2,8 тонны (2800 кг). Между ними было двадцать два полукульвериновых селезня длиной от восьми до девяти футов (от 2,4 до 2,7 м) и общим весом более 21 тонны (21000 кг).
В баке находилось восемь полукульвериновых селезней ростом от восьми до девяти футов (от 2,4 до 2,7 м) и весом 7,7 тонны (7700 кг); еще шесть массой 5,7 тонны (5700 кг) на полупалубе. На квартердеке находились два полукульвериновых селезня длиной шесть футов – катт, опять же, являвшийся укороченной версией пушки – весом 16 центнеров (726 кг). Затем за переборкой бака находились еще две шестифутовые кулеврины весом 1,3 тонны (1179 кг). Всего «Властелин морей» нес 155,9 тонны (141 430 кг) орудий, не считая веса лафетов. В общей сложности они стоят 26 441 фунт стерлингов 13 шиллингов 6 пенсов, включая 3 фунта стерлингов за штуку с выгравированной на них розой Тюдоров , короной и девизом: Carolvs Edgari sceptrvm aqvarum - «Чарльз установил скипетр вод Эдгара». Лафеты, изготовленные Мэтью Бэнксом, главным плотником Управления постановлений, обошлись еще в 558 фунтов 11 шиллингов 8 пенсов.
К 1642 году ее вооружение сократилось до 90 орудий. [ 1 ] До 1655 года оно также было исключительно большим для английского судна; никакие другие корабли Карла не были больше, чем «Принц Рояль» .

«Властелин морей» был построен не столько из тактических соображений, сколько как целенаправленная попытка укрепить репутацию английской короны. Ее имя само по себе было политическим заявлением, поскольку Карл пытался возродить предполагаемое древнее право английских королей на признание «владыками морей». Английские корабли требовали, чтобы другие корабли салютовали их флагами, даже в иностранных портах. Голландский мыслитель-правовед Гуго Гротиус выступал за mare liberum — море, свободно доступное для всех. Такая концепция была в основном благоприятна для голландской торговли; В ответ Джон Селден и Уильям Монсон в 1635 году со специального разрешения Чарльза опубликовали книгу Mare Clausum («Закрытое море»), в которой пытались доказать, что король Эдгар уже был признан Рексом Мариумом , или «повелителем морей». - эта книга была ранее репрессирована Яковом I. « Название корабля прямо указывает на этот спор; Король Эдгар был центральной темой резьбы на транце . [ 7 ]
Контр-адмирал сэр Уильям Саймондс отметил, что после спуска на воду его «вырубили» и сделали безопасным и быстрым кораблем. Во времена Содружества Англии все корабли, названные в честь королевской семьи, были переименованы; сначала было решено изменить название корабля на «Содружество» , но в 1650 году оно стало простым «Соверен» . [ 8 ] В 1651 году его снова сделали более маневренным за счет уменьшения верхних частей, после чего его описали как «изящный фрегат (я думаю, что во всем мире нет подобного ему)». [ 9 ] Он служил на протяжении всех войн Содружества и стал флагманом генерала на море Роберта Блейка . Он участвовал во всех великих английских военно-морских конфликтах против Соединенных провинций и Франции называли его «Золотым дьяволом» ( den Gulden Duvel , и голландцы ).

Когда во время Первой англо-голландской войны 21 октября 1652 года Генеральные штаты Нидерландов на секретном заседании определили денежное вознаграждение экипажам боевых кораблей , которым удалось уничтожить вражеское судно, «Соверен» был выделен : дополнительный приз в размере Было обещано 3000 гульденов «на случай, если они погубят корабль под названием «Суверен». [ 10 ] Корабль не участвовал в боевых действиях во время Гражданской войны и оставался на приколе. После переоборудования в 1651 году он провел свой первый бой в битве при Кентиш-Ноке , имея на вооружении 106 орудий. [ 11 ] В этом бою она села на мель на самом Кентиш Ноке . [ 12 ] неоднократно был оккупирован голландцами в самых ожесточенных боях, Несмотря на то, что Соверен каждый раз его отбивали. [ нужна ссылка ] и оставался в эксплуатации почти шестьдесят лет как лучший корабль английского флота. К 1660 году ее вооружение было увеличено до 100 орудий. [ 1 ] После Реставрации Англии он был перестроен в Чатеме в 1660 году как первоклассный линейный корабль со 100 орудиями. [ 2 ] с более плоскими палубами и переименованным в Royal Sovereign ; большая часть резьбы была удалена.
Она присутствовала в Четырехдневной битве с 1 по 4 июня 1666 года и в битве в День Святого Иакова 25 июля 1666 года, каждая из которых сражалась с голландским флотом в Северном море. [ 5 ]
Он был меньше, чем Нэсби (позже переименованный в Ройял Чарльз ), но находился на регулярной службе во время трех англо-голландских войн , пережив набег на Медуэй в 1667 году, находясь в Портсмуте . в то время [ 13 ] Он прошел вторую реконструкцию в 1685 году на верфи Чатема , перезапустившись как первый ранг со 100 орудиями. [ 3 ] прежде чем принять участие в начале Войны Великого Альянса . Впервые она отважилась зайти в Ирландское море , [ 14 ] а позже участвовала в битве при Бичи-Хед (1690 г.) и битве при Ла-Уге (1692 г.), когда ей было более пятидесяти лет. В тот период это был первый корабль в истории, на котором королевские особы летали над верхними парусами и топ-галантным парусом на джиггер-мачте . [ 15 ]
Разрушение
[ редактировать ]«Соверен» Во время правления Вильгельма III его поставили на прикол на верфях Чатема с возрастом стал протекать и выходить из строя, и в конце 1695 года для ремонта.
Она бесславно закончила свои дни в середине января 1696 года. [ 3 ] [ 4 ] будучи сожженным до уровня воды в результате случайного поджога (в континентальной Европе это был 1697 год, по более современному календарю ). Боцман, находившийся на ночном дежурстве, оставил без присмотра горящую свечу. Признав свою вину, он предстал перед военным трибуналом. 27 января 1696 г. [ 16 ] и не только публично пороли , но и заключили в тюрьму в Маршалси на всю оставшуюся жизнь. [ 17 ]
В ее честь военно-морская традиция сохранила название этого корабля на плаву, а несколько последующих кораблей получили название HMS Royal Sovereign .
В популярной культуре
[ редактировать ]Картина с изображением этого корабля сохранилась на потолке Дома комиссаров на верфи Чатема , над парадной лестницей. На нем изображено собрание богов и Марс, коронованный Нептуном, в окружении богинь Надежды, Мира, Справедливости и Изобилия. Картину окружает позолоченный фриз с изображением морских существ. Его приписывают Джеймсу Торнхиллу , королевскому сержанту-художнику . Он расписал потолки Королевской больницы в Гринвиче и купол собора Святого Павла.
Стихотворение Томаса Кэрью «На королевском корабле под названием «Повелитель морей», построенном Питером Петтом, мастером-строителем; его отцом, капитаном Финеасом Петтом, руководителем: 1637 год» — это гимн кораблю, называющий его восьмым чудом мир: [ 18 ]
... Монархический корабль, чей Фабрик превосходит
Фарос Колосс , Мемфийская , пирамида ...
Мы y т слышал о Seaven, теперь увидимся и Восемь
Чудо дома; Науального искусства высота...
Нептун гордится своим бременем и удивляется
Услышать, как Четверной огонь превосходит Гром Иува ...
-
Модель Повелителя морей на выставке в Бодрумском музее подводной археологии, Бодрум, Турция, с членами королевской семьи.
-
Корма Повелителя морей
-
Резьба на морей клювовой переборке Повелителя
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Лавери, Линейные корабли, том. 1, с. 158.
- ^ Перейти обратно: а б Лавери, Линейные корабли, том. 1, с. 160.
- ^ Перейти обратно: а б с Лавери, Линейные корабли, том. 1, с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б с д Королевский флот, Повелитель морей .
- ^ Перейти обратно: а б Знаменитые истребители флота Эдвард Фрейзер, 1904, стр.200.
- ^ Беркман 1974 , с. 79.
- ^ Саймон Шама , 1988, Смущение богатства , Нью-Йорк, с. 230
- ^ Эвелин Беркман, Создатели и разрушители английского военно-морского флота - согласно данным State Papers Domestic , Лондон, 1974, стр.81
- ^ Роджер, ДН (2004), Командование океаном: военно-морская история Великобритании 1649–1815 , Penguin Group, стр. 216
- ^ Эйдж Схеффер, Славные годы нашего флота , Баарн, 1966, стр.21: на случай, если моряки погубят корабль под названием Souverain.
- ^ Ангус Констам, Военные корабли англо-голландских войн 1652–1674 гг. Издательство Osprey 2011, стр.28.
- ^ Роджер, ДН (2004), Командование океаном: военно-морская история Великобритании 1649–1815 , Penguin Group, стр. 14
- ^ Роджер, ДН (2004), Командование океаном: военно-морская история Великобритании 1649–1815 , Penguin Group, стр. 77
- ^ Роджер, ДН (2004), Командование океаном: военно-морская история Великобритании 1649–1815 , Penguin Group, стр. 144
- ^ Эйдж Схеффер, Славные годы нашего флота , Баарн, 1966, с. 193
- ^ Государственный архив: Письма секретаря Адмиралтейства 5256
- ^ Знаменитые истребители флота, Эдвард Фрейзер, 1904, стр.201.
- ^ Данлоп, Родос (апрель 1941 г.). «Томас Кэрью, Томас Кэри и Повелитель морей». Заметки о современном языке . 56 (4). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 268–271. дои : 10.2307/2910435 . JSTOR 2910435 .
Источники
[ редактировать ]- Повелитель морей . Проверено 22 декабря 2007 г.
- Беркман, Эвелин (1974). Создатели и разрушители английского флота . Хэмиш Хэмилтон. ISBN 978-0241890349 .
- Лавери, Брайан (2003) Линейный корабль - Том 1: Развитие боевого флота 1650–1850 гг. Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-252-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]