первоклассный
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2013 г. ) |

В рейтинговой системе Королевского военно-морского флота, используемой для классификации парусных военных кораблей , первым рейтингом считались самые крупные линейные корабли . Возникнув в эпоху Якова с обозначением « Королевские корабли», способные перевозить не менее 400 человек, размер и состав первоклассных кораблей в течение следующих 250 лет развивались и в конечном итоге обозначали линейные корабли, несущие не менее 80 орудий на трех артиллерийских палубах. [1] К концу восемнадцатого века первоклассный корабль имел не менее 100 орудий и более 850 членов экипажа, а его мерный ( грузоподъемный ) тоннаж составлял около 2000 тонн.
Происхождение
[ редактировать ]Концепция рейтинговой системы для британских военно-морских кораблей восходит к вступлению на престол Якова I в Англии , после чего флот был формально разделен на «большие», «средние» и «меньшие» корабли. Комиссия по расследованию 1618 года добавила дополнительное обозначение «Королевские корабли» к самым большим и престижным судам флота, каждое из которых могло перевозить не менее 400 человек. [2] [3]
Первые королевские корабли — «Элизабет Джонас» , «Триумф» , «Белый медведь» , «Мерхонор» , «Арк Ройал» и «Виктори» — все были переоборудованными галеонами и включали в себя три очень старых корабля, сражавшихся против испанской армады в 1588 году. Их состояние в целом было плохим, включая «Элизабет Джонас» и «Виктори». «Триумф» уже был совершенно непригоден к эксплуатации, а «Белый Медведь» настолько непригоден для плавания, что в 1627 году его продали на металлолом. [2] [4]
Рейтинговая система ВМФ позже была изменена, чтобы различать корабли, которые считались подходящими для различных функций в рамках военно-морской тактики эпохи парусного спорта. Меньшие цифры указывали на более крупные и боеспособные корабли. К середине XVIII века подходящими для боя кораблями были первоклассные корабли, несущие не менее 100 орудий, второсортные корабли, несущие от 84 до 98 орудий, и более крупные корабли третьего ранга, несущие от 70 до 80 орудий. Меньшие корабли третьего ранга, имеющие около 60–64 орудий, и корабли четвертого ранга , имеющие около 50 орудий, ранее считались подходящими, но постепенно выводились из эксплуатации. пятого и шестого ранга Корабли представляли собой фрегаты, обычно маневрировавшие независимо от линии боя. [5]
Рейтинг
[ редактировать ]
Ранние первые ранги имели всего 60 орудий, но к середине 1660-х годов они обычно имели от 90 до 100 орудий. К началу XVIII века стало общепринятым, что 100 орудий были стандартным критерием для первого ранга в военное время (в то время как 90 орудий, позже 98 орудий, стали стандартным боекомплектом военного времени для второго ранга ). (В мирное время все линейные корабли имели уменьшенный комплект орудий.) К концу века корабли были построены с более чем 100 орудиями и тоже относились к первоклассным.
В дополнение к номинальному количеству лафетных орудий (в том числе самого тяжелого калибра, установленного на нижних палубах, и орудий меньшего размера на верхних палубах), первые ранги также имели ряд противопехотных орудий, первоначально поворотных. . С момента изобретения в конце 1770-х годов карронады , установленной на затворе , первые ранги (как и другие военные корабли) могли устанавливать некоторое количество этого оружия на своих ютах и баках, чтобы увеличить свою огневую мощь на ближней дистанции, но они не были включены в состав корабельного вооружения. рейтинг до 1817 года, за исключением случаев, когда они заменили лафетные орудия.
Несмотря на свою мощь, первоклассные корабли ВМФ имели ограниченную полезность на море. Для устойчивости их нижняя палуба должна была располагаться очень близко к ватерлинии, а артиллерийские порты можно было открыть только в самом спокойном море. Поступить иначе означало бы рискнуть затопить все судно, как это произошло в 1781 году, когда первоклассный «Ройал Джордж» затонул на якоре в Спитхеде после того, как нижние артиллерийские порты были открыты для проветривания корабля. [6] У первых первоклассных кораблей было мало места для хранения провизии для своих больших команд в дальних плаваниях, а сами корабли обычно оказывались немореходными в зимнюю погоду; как следствие, первоклассные круизы были ограничены летними круизами, и то только по Ла-Маншу и близлежащим водам. [7] Однако к середине 1700-х годов улучшенный дизайн устранил эти ограничения.
Корабли такого размера были чрезвычайно дороги в эксплуатации. В результате несколько первых рангов (в 1794 году у Королевского флота было построено только пять) обычно оставались адмиралов командующих флагманами . Первые ставки обычно не использовались (« в обычном порядке ») в мирное время и активировались («вводились в эксплуатацию») только во время конфликта. Это имело дополнительное преимущество, заключающееся в том, что они предохраняли их от износа, который испытывали меньшие корабли при длительном пребывании в море. Проведение времени в Обыкновенном может значительно продлить жизнь первоклассника; например, к тому времени, когда она участвовала в Трафальгарской битве , HMS Victory находился на вооружении уже 40 лет, хотя часть этого времени была проведена в Ординарии.
Поскольку первые ранги были самыми мощными кораблями военно-морского флота, их было принято сравнивать с флотами других стран; часто можно увидеть, что самые большие корабли этих флотов называют первоклассными. В других странах были свои собственные рейтинговые системы, в частности во французском военно-морском флоте с его системой пяти формальных оценок или рангов .
Корабли
[ редактировать ]Из-за стоимости строительства и обслуживания одновременно можно было построить и обслуживать лишь небольшое количество первоклассных кораблей. [8] [ нужна страница ] Таким образом, за 250 лет (приблизительно) использования рейтинговой системы Королевского флота лишь относительно небольшое количество этих кораблей поступило на вооружение.
До настоящего времени сохранился только один первоклассный. HMS Victory , флагман адмирала Нельсона в Трафальгарской битве, хранится на авиабазе HMNB в Портсмуте и находится в эксплуатации. Корпус 102-пушечного HMS St Lawrence , который был построен и полностью эксплуатировался в пресной воде во время войны 1812 года , сохранился в целости и сохранности на мелководье у берега в Кингстоне, Онтарио , и является популярной достопримечательностью для дайвинга. Двумя другими известными первыми кораблями были HMS Royal Sovereign , распавшийся в 1841 году, и HMS Britannia , распавшийся в 1825 году. Оба этих корабля имели по 100 орудий. Более поздние первые ранги, такие как HMS Caledonia и несколько его сестер, имели 120 орудий. [9] Другие военно-морские силы, особенно Франции и Испании, также имели аналогичные корабли с более чем 100 орудиями, наиболее тяжеловооруженным из которых был « Сантисима Тринидад» , который после перестройки в 1802 году нес 140 орудий.
Другое использование
[ редактировать ]Использование Королевским флотом термина «первоклассный» для описания своих крупнейших и наиболее мощных судов является источником современного англоязычного значения слов «исключительно хороший» или «высочайшего качества». [10]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Беннетт 2004 , с. 19
- ^ Jump up to: а б Уинфилд 2010 , с. 8
- ^ Винфилд 2009 , с. 1
- ^ Винфилд 2009 , стр. 1–4.
- ^ Киган 1989 , стр. 277–278.
- ^ Винфилд 2007 , с. 5
- ^ Винфилд 2009 , с. xii
- ^ Уинфилд 2010
- ^ Винфилд 2014 , с. 8
- ^ Винфилд 2010 , с. 6
Библиография
[ редактировать ]- Беннетт, Г. (2004). Трафальгарская битва . Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN 1844151077 .
- Киган, Джон (1989). Цена Адмиралтейства . Нью-Йорк: Викинг. ISBN 0670814164 .
- Уинфилд, Риф (2009). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1603–1714: проектирование, строительство, карьера и судьбы . Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN 9781848320406 .
- Уинфилд, Риф (2007). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1714–1792: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN 9781844157006 .
- Уинфилд, Риф (2014). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1817–1863: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN 9781848321694 .
- Уинфилд, Риф (2010). Первоклассный: Величайшие военные корабли эпохи парусного спорта . Аннаполис, Мэриленд: издательство Военно-морского института. ISBN 9781591142645 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Роджер, НАМ (2004). Командование океаном, военно-морская история Великобритании 1649-1815 гг . Лондон: Аллан Лейн. ISBN 0713994118 .