Трафальгарская битва
Трафальгарская битва | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Трафальгарской кампании войны Третьей коалиции. | |||||||
Трафальгарская битва, 21 октября 1805 года, Кларксон Фредерик Стэнфилд. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Великобритания | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
| |||||||
Сила | |||||||
33 линейных корабля 5 фрегатов 2 брига 2632 орудия 30 000 человек [2] | 27 линейных кораблей 4 фрегата 1 шхуна 1 резак 2148 орудий 17 000 человек [2] | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
4395 убитых 2541 раненый 7000–8000 взято в плен 21 линейный корабль захвачен. 1 линейный корабль уничтожен. [3] | 458 убитых 1208 раненых. [4] | ||||||
— Трафальгарская битва морское сражение , произошедшее 21 октября 1805 года между британским королевским флотом и объединенными флотами Франции и Испании во время войны Третьей коалиции (август–декабрь 1805 года) в рамках Наполеоновских войн (1803–1803 гг.). 1815). [5]
В рамках планов Наполеона по вторжению в Соединенное Королевство французский и испанский флот объединились, чтобы взять под контроль Ла-Манш и обеспечить Великой армии безопасный проход . Союзный флот под командованием французского адмирала Пьера-Шарля Вильнева вышел из порта Кадис на юге Испании 18 октября 1805 года. Они столкнулись с британским флотом под командованием лорда Нельсона , недавно собранным для отражения этой угрозы, в Атлантический океан вдоль юго-западного побережья Испании, у мыса Трафальгар .
Нельсон был в меньшинстве: 27 линейных британских кораблей против 33 кораблей союзников, включая самый большой военный корабль в обоих флотах, испанский Сантисима Тринидад . Чтобы устранить этот дисбаланс, Нельсон направил свой флот прямо на фланг боевой линии союзников, надеясь разбить ее на части. Вильнев опасался, что Нельсон может попытаться использовать эту тактику, но по разным причинам не смог к ней подготовиться. План сработал почти идеально; Колонны Нельсона разделили франко-испанский флот на три части, изолировав заднюю половину от флага Вильнёва на борту «Бусентора» . Авангард союзников отплыл, пытаясь развернуться, что дало британцам временное превосходство над остальной частью их флота. В завязавшемся ожесточенном бою было потеряно 20 кораблей союзников, а англичане не потеряли ни одного.
В результате наступления передовые британские корабли подверглись интенсивному перекрестному огню, когда они приблизились к франко-испанским позициям. принадлежащий Нельсону, HMS Victory, возглавил переднюю колонну и был почти выбит из строя. Нельсон был застрелен французским мушкетером во время боя и умер незадолго до его окончания. Вильнев попал в плен вместе со своим флагманским кораблем «Бусентор» . Он присутствовал на похоронах Нельсона, будучи условно-досрочно освобожденным пленником в Великобритании. Старший офицер испанского флота адмирал Федерико Гравина бежал вместе с уцелевшей третью франко-испанского флота; он умер пять месяцев спустя от ран, полученных во время боя.
Победа подтвердила британское военно-морское превосходство и была достигнута отчасти благодаря отходу Нельсона от преобладающей военно-морской тактической ортодоксальности . [6]
Фон
[ редактировать ]В 1805 году Первая Французская империя под руководством Наполеона Бонапарта была доминирующей сухопутной военной державой на европейском континенте, в то время как британский королевский флот контролировал моря. [7] В ходе войны британцы ввели военно-морскую блокаду Франции, что повлияло на торговлю и помешало французам полностью мобилизовать свои военно-морские ресурсы. [8] Несмотря на несколько успешных уклонений французского флота от блокады, ему не удалось нанести крупного поражения британцам, которые могли с относительной легкостью атаковать французские интересы внутри страны и за рубежом. [9]
Когда Третья коалиция объявила войну Франции после недолговечного Амьенского мира , Наполеон возобновил свою решимость вторгнуться в Британию. Чтобы позволить своей флотилии вторжения достичь Англии, ему нужно было вырвать контроль над Ла-Маншем у Королевского флота. [10]
Основные французские флоты находились в Бресте в Бретани и в Тулоне на побережье Средиземного моря . В других портах французского атлантического побережья располагались меньшие по размеру эскадрильи . испанский флот, базировавшийся в Кадисе и Ферроле . Франция и Испания были союзниками, поэтому также был доступен [11]
Британцы располагали опытным и хорошо обученным корпусом морских офицеров. [а] Напротив, некоторые из лучших офицеров французского флота были казнены или покинули службу в начале Французской революции . [12]
Вице-адмирал Пьер-Шарль Вильнев принял командование французским Средиземноморским флотом после смерти Латуша Тревиля . Были и более компетентные офицеры, но они либо были наняты в другом месте, либо попали в немилость Наполеона. [13] Вильнев продемонстрировал явное нежелание противостоять Нельсону и Королевскому флоту после поражения французов в битве на Ниле в 1798 году. [14]
Военно-морской план Наполеона в 1805 году заключался в том, чтобы французский и испанский флоты в Средиземноморье и Кадисе прорвали блокаду и объединили силы в Карибском море . Затем они вернутся, помогут флоту в Бресте выйти из блокады и вместе очистят Ла-Манш от кораблей Королевского флота, обеспечив безопасный проход для барж вторжения. [15]
- Вице-адмирал Горацио, лорд Нельсон , с картины Лемюэля Фрэнсиса Эбботта
- Вице-адмирал Катберт Коллингвуд
- Пьер-Шарль Вильнев , французский адмирал.
- Федерико Гравина , испанский адмирал
Погоня за Вильневом
[ редактировать ]В начале 1805 года вице-адмирал лорд Нельсон командовал британским флотом, блокировавшим средиземноморский порт Тулон . В отличие от Уильяма Корнуоллиса , который поддерживал тесную блокаду Бреста с помощью флота Ла-Манша , Нельсон принял свободную блокаду в надежде выманить французов в бой, заявив: «Чтобы иметь возможность добраться до врага, вы должны позволить ему выйти к вам». , если ты не можешь до них добраться ». [16] [15] Однако флот Вильнева успешно уклонился от флота Нельсона, когда британцы были сбиты штормом со станции. Нельсон начал поиски в Средиземноморье, предполагая, что французы намеревались направиться в Египет , но вместо этого Вильнев провел свой флот через Гибралтарский пролив , встретился с испанским флотом в Кадисе и, как и планировалось, отплыл в Карибское море. Как только Нельсон понял, что французы пересекают Атлантику, он пустился в погоню. [б]
Он пропустил их всего на несколько дней в Вест-Индии из-за ложной информации. [17]
Кадис
[ редактировать ]Заманив англичан в Вест-Индию, Вильнев вернулся из Карибского бассейна в Европу , намереваясь прорвать блокаду у Бреста. [14] Нельсон, все еще опасаясь за Египет, вернулся в Средиземное море. Быстроходный корвет, доложивший о его планах адмиралтейству, заметил, что французы направляются дальше на север. Получив эти сведения, лорд Барэм был осведомлен о стратегии противника и немедленно приказал адмиралу Корнуоллису объединить его эскадру с эскадрой вице-адмирала Колдера у Феррола и протянуть тридцать-сорок лиг в Атлантику, чтобы не допустить французов к входу в Ла-Манш. [18]
Колдер перехватил французов, что привело к безрезультатному сражению во время битвы у мыса Финистерре, в котором были захвачены два испанских корабля. Вильнев отказался от своего плана и отплыл обратно в Феррол на севере Испании. [19] Там он получил приказ Наполеона вернуться в Брест согласно основному плану. [20]
Планы Наполеона вторжения в Британию зависели от наличия достаточно большого количества линейных кораблей, защищающих его порт Булонь на Ла-Манше. Для этого потребовалось бы, чтобы отряд Вильнева из 33 кораблей присоединился к отряду вице-адмирала Гантома из 21 корабля в Бресте, а также эскадре из пяти кораблей под командованием капитана Аллемана, что дало бы ему объединенные силы из 59 линейных кораблей.
Когда 10 августа Вильнев отплыл из Ферроля, Наполеон приказал ему плыть на север, в сторону Бреста. Вместо этого он беспокоился, что британцы наблюдают за его маневрами, поэтому 11 августа он поплыл на юг, в сторону Кадиса на юго-западном побережье Испании. [21] Без каких-либо признаков флота Вильнева 25 августа силы вторжения трех французских армейских корпусов возле Булони свернули лагерь и двинулись в Германию, где позже вступили в бой. Это положило конец непосредственной угрозе вторжения. [22] [23]
В том же месяце адмирал лорд Нельсон вернулся домой в Великобританию после двух лет службы в море. [24] Он оставался на берегу 25 дней и был тепло принят своими соотечественниками. [25] 2 сентября в Британию дошло известие об объединенном французском и испанском флоте в гавани Кадиса. [26] Нельсону пришлось ждать до 15 сентября, прежде чем его корабль HMS Victory был готов к отплытию. [27]
15 августа Корнуоллис решил выделить 20 линейных кораблей из состава флота, охраняющего Ла-Манш, и направиться на юг, чтобы вступить в бой с силами противника в Испании. [28] оставив Ла-Манш всего с 11 линейными кораблями. [29] Отдельные силы составили ядро британского флота в Трафальгаре. Этот флот под командованием вице-адмирала Колдера достиг Кадиса 15 сентября. Нельсон присоединился к флоту 28 сентября, чтобы принять командование. [30]
Надеясь выманить объединенные франко-испанские силы из гавани Кадиса и вступить с ними в решающую битву, Нельсон держал свои основные силы вне поля зрения примерно в 50 милях (80 км) от берега. [31] и послал эскадру фрегатов (более быстрых, но слишком маленьких для боевой линии) для наблюдения за гаванью. [31] Его возглавил капитан Блэквуд на борту HMS Euryalus с пятью фрегатами, шхуной и бригом . [32]
Ситуация с поставками
[ редактировать ]Флот Нельсона остро нуждался в продовольствии. 2 октября 5 линейных кораблей: HMS Queen , Canopus , Spencer , Zealous , Tigre и фрегат HMS Endymion были отправлены в Гибралтар под командованием контр-адмирала сэра Томаса Луи для снабжения. [33] [ цитата не найдена ]
Эти корабли позже были направлены для конвоирования в Средиземном море , хотя Нельсон ожидал, что они вернутся. Точно так же HMS Superb под командованием капитана Ричарда Гудвина Китса был отправлен на верфь для переоборудования после четырех лет плавания, включая погоню за Вильневом, и должен был вернуться во флот, где Китс должен был стать секундантом Нельсона, но корабль был не выпущен вовремя. [34] Другие британские корабли продолжали прибывать, и к 15 октября флот был полностью укомплектован для боя. Колдера Нельсон также потерял флагман , 98-пушечный « Принц Уэльский» , который он отправил домой, поскольку Колдер был отозван Адмиралтейством, чтобы предстать перед военным трибуналом за очевидное отсутствие агрессии во время боя у мыса Финистерре 22 июля.
Тем временем флот Вильнева в Кадисе также страдал от серьезной нехватки снабжения, которую бедным французам было нелегко исправить. [35] Блокада, поддерживаемая британским флотом, затруднила франко-испанским союзникам получение припасов, а их корабли были плохо оснащены. Кораблям Вильнева также не хватало более чем двух тысяч человек, необходимых для плавания. Это были не единственные проблемы, с которыми столкнулся франко-испанский флот. Основные французские линейные корабли годами удерживались в гавани из-за британской блокады, совершая лишь короткие вылазки. Во французские экипажи входило мало опытных моряков, и, поскольку большую часть экипажа приходилось обучать основам морского дела в тех немногих случаях, когда они выходили в море, артиллерийскому делу пренебрегали. [36] Спешное путешествие через Атлантику и обратно израсходовало жизненно важные запасы. Ситуация со снабжением Вильнева начала улучшаться в октябре, но известие о прибытии Нельсона заставило Вильнева неохотно покидать порт. Его капитаны провели голосование по этому вопросу и решили остаться в гавани.
16 сентября Наполеон отдал приказ французским и испанским кораблям в Кадисе выйти в море при первой же благоприятной возможности, соединиться с 7 линейными испанскими кораблями, находившимися тогда в Картахене , отправиться в Неаполь и высадить солдат, которых они везли, для подкрепления своих войск. там, а затем решительно сражаться, если они встретили численно уступающий британский флот. [37]
Флоты
[ редактировать ]Британский
[ редактировать ]Британский | Франко- испанский | |
---|---|---|
Первые ставки | 3 | 4 |
Вторые ставки | 4 | 0 |
Третьи ставки | 20 | 29 |
Всего линейных кораблей | 27 | 33 |
Другие корабли | 6 | 7 |
На 21 октября адмирал Нельсон имел под своим командованием 27 линейных кораблей с 2148 и в пушками общей сложности 17 000 членов экипажа и морской пехоты. [38] Флагман Нельсона, HMS Victory , капитаном которого был Томас Мастерман Харди , был одним из трех первоклассных 100-пушечных кораблей в его флоте. У него также было четыре 98-пушечных второсортных и 20 третьесортных . Один из третьего ранга был 80-пушечным, а 16 — 74-пушечными. Остальные три представляли собой 64 артиллерийских корабля, которые на момент сражения выводились из состава Королевского флота. Нельсон также имел четыре фрегата по 38 или 36 орудий, 12-пушечную шхуну и 10-пушечный катер .
Франко-испанский
[ редактировать ]Против Нельсона вице-адмирал Вильнев, плывя на своем флагманском корабле «Бусентор» , выставил 33 линейных корабля, в том числе одни из крупнейших в мире того времени. Испанцы предоставили флоту четыре первоклассных корабля — три из этих кораблей, один со 130 орудиями ( «Сантисима Тринидад» ) и два со 112 орудиями ( «Принсипи де Астуриас» , Санта-Ана ), были намного крупнее, чем все, что находилось под командованием Нельсона. Четвертый первоклассный нес 100 орудий. Флот имел шесть 80-пушечных третьесортных (четыре французских и два испанских) и одно испанское 64-пушечное третьесортное. Остальные 22 третьего ранга представляли собой 74 артиллерийских судна, из них 14 французских и восемь испанских. В общей сложности испанцы предоставили 15 линейных кораблей, а французы — 18, а также около 30 000 человек и морских пехотинцев, укомплектованных 2 632 пушками. В состав флота также входили пять 40-пушечных фрегатов и две 18-пушечные бриги , все французские. [2]
Боевой
[ редактировать ]план Нельсона
[ редактировать ]Преобладающая в то время тактическая ортодоксальность заключалась в маневрировании для сближения с вражеским флотом по одной боевой линии , а затем в параллельных линиях ведения бортового залпа. [39] В прежние времена флоты обычно вступали в смешанные хаотичные сражения один на один. Одной из причин развития линейного боевого порядка было облегчение управления флотом: если все корабли стояли в строю, становилась возможной передача сигналов во время боя. [40] Линия также позволяла любой стороне выйти из боя, оторвавшись от строя; если противник решит продолжить, его линия также будет сломана. [39] Это часто приводило к безрезультатным сражениям или позволяло проигравшей стороне минимизировать свои потери. Столкнувшись с численно превосходящей франко-испанской линией, Нельсон хотел разбить ее на хаотичную рукопашную схватку, которая заставила бы врага сражаться с его хорошо обученными экипажами с корабля на корабль. [41]
Решением Нельсона было разрезать линию противника на три части. Приближаясь двумя колоннами, идущими перпендикулярно линии противника, одной к центру противостоящей линии и одной к заднему концу, его корабли окружали среднюю треть и заставляли их сражаться до конца. [42] Нельсон надеялся именно перерезать линию прямо перед французским флагманом Bucentaure ; изолированные корабли перед прорывом не смогут видеть сигналы флагмана, что, как он надеялся, выведет их из боя на время переформирования. Это перекликалось с тактикой, использованной адмиралом Дунканом в битве при Кампердауне и адмиралом Джервисом в битве у мыса Сент-Винсент в 1797 году. [43]
Этот план имел три основных преимущества:
- Во-первых, британский флот должен был как можно быстрее приблизиться к франко-испанскому флоту, предотвращая их побег. [44]
- Во-вторых, это быстро привело бы к рукопашной и отчаянной битве, прорвав франко-испанскую линию и вызвав серию индивидуальных столкновений между кораблями, в которых британцы знали, что они, скорее всего, одержат победу. Нельсон знал, что превосходное мореходное искусство, более быстрая артиллерийская стрельба и более высокий моральный дух его экипажей были огромными преимуществами. [45]
- В-третьих, это привело бы к решительной концентрации в тылу франко-испанского флота. Кораблям в авангарде вражеского флота пришлось бы повернуть назад для поддержки тыла, что заняло бы длительное время. [42] Кроме того, как только франко-испанская линия будет прорвана, их корабли станут относительно беззащитными против мощных залпов британского флота, и им потребуется много времени, чтобы изменить позицию для ответного огня.
что по мере приближения ведущих британских кораблей Франко-испанский объединенный флот мог вести боковой Основным недостатком лобовой атаки было то , залп по их носам, на что они не могли ответить. Чтобы сократить время, в течение которого флот подвергался этой опасности, Нельсон приказал своим кораблям использовать все доступные паруса (включая стансейли ), что было еще одним отклонением от нормы. [46] Он также прекрасно понимал, что французские и испанские артиллеристы плохо обучены и им будет трудно вести точный огонь с движущейся артиллерийской платформы. Объединенный флот шел по сильной волне , из-за чего корабли сильно кренились, что усугубляло проблему. План Нельсона был тщательно рассчитанной авантюрой. [47]
Во время блокады у берегов Испании в октябре Нельсон за два обеда на борту «Виктори» инструктировал своих капитанов о своем плане предстоящего сражения. В оживленной беседе со своим любимым капитаном Ричардом Гудвином Китсом, который должен был стать его секундантом в предстоящем сражении, Нельсон объяснил усовершенствованный план сражения, пока они вдвоем гуляли в саду Мертона в августе 1805 года. [48] Порядок плавания, в котором располагался флот при первом обнаружении противника, должен был стать порядком последующих действий, чтобы не терять времени на построение двух линий. [49] Первый, возглавляемый его заместителем вице-адмиралом Катбертом Коллингвудом , должен был плыть в тыл линии противника, а другой, возглавляемый Нельсоном, должен был плыть в центр и авангард. [44] Готовясь к битве, Нельсон приказал покрасить корабли своего флота в характерный желто-черный узор (позже известный как « Шешка Нельсона» ), который позволил бы легко отличить их от противников. [50]
Нельсон осторожно указал, что что-то нужно оставить на волю случая. В морском сражении нет ничего уверенного, поэтому он освободил своих капитанов от всех мешающих правил, сказав им, что «ни один капитан не может совершить большую ошибку, если поставит свой корабль рядом с кораблем противника». [43] Короче говоря, обстоятельства диктовали казнь, при условии соблюдения основного правила, согласно которому тыл врага должен быть отрезан, а превосходящие силы сосредоточены на этой части линии врага. [36]
Сам адмирал Вильнев выразил уверенность, что Нельсон применит какую-то нестандартную атаку, дальновидно предполагая, что Нельсон двинется прямо на его линию. Но долгая игра в кошки-мышки с Нельсоном утомила его, и он страдал от потери нервов. Опасаясь, что его неопытные офицеры не смогут поддерживать строй более чем в одной группе, он решил сохранить единую линию, которая стала целью Нельсона. [51]
Отправление
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2017 г. ) |
Объединенный флот французских и испанских военных кораблей, стоявший на якоре в Кадисе под руководством адмирала Вильнева, находился в смятении. 16 сентября 1805 года Вильнев получил приказ от Наполеона направить Объединенный флот из Кадиса в Неаполь. Поначалу Вильнев с оптимизмом смотрел на возвращение в Средиземное море, но вскоре передумал. состоялся военный совет . на борту его флагманского корабля «Бусентор» 8 октября [52] В то время как некоторые французские капитаны хотели подчиниться приказам Наполеона, испанские капитаны и другие французские офицеры, включая Вильнева, считали, что лучше остаться в Кадисе. [53] 18 октября 1805 года Вильнев снова передумал, приказав Объединенному флоту немедленно отплыть, хотя дул очень слабый ветер. [54]
Внезапная перемена была вызвана письмом, которое Вильнев получил 18 октября, в котором сообщалось, что вице-адмирал Франсуа Розили прибыл в Мадрид с приказом принять командование Объединенным флотом. [55] Уязвленный перспективой опозориться перед флотом, Вильнев решил выйти в море до того, как его преемник сможет достичь Кадиса. [37] В то же время он получил сведения о том, что отряд из шести британских кораблей (эскадрон адмирала Луи) пришвартовался в Гибралтаре, ослабив тем самым британский флот. Это было использовано как предлог для внезапных перемен.
Однако после недели штормов погода внезапно стала спокойной. Это замедлило выход флота из гавани, дав британцам большое предупреждение. Вильнев составил план формирования сил из четырех эскадрилий, каждая из которых будет состоять из французских и испанских кораблей. После предыдущего голосования 8 октября за то, чтобы остаться на месте, некоторые капитаны не хотели покидать Кадис, и в результате они не смогли точно следовать приказам Вильнева, и флот вышел из гавани в каком-то определенном строю.
Вильневу потребовалась большая часть 20 октября, чтобы организовать свой флот; в конце концов он тремя колоннами направился к Гибралтарскому проливу на юго-восток. В тот же вечер Ахилл заметил преследующий его отряд из 18 линейных британских кораблей. Флот начал готовиться к бою, и ночью ему было приказано выстроиться в одну линию. На следующий день флот Нельсона из 27 линейных кораблей и четырех фрегатов был замечен преследующим его с северо-запада при попутном ветре. Вильнев снова приказал свой флот разделить на три колонны, но вскоре передумал и восстановил единую линию. В результате образовалась разросшаяся неровная формация.
В 5:40 утра 21 октября британцы находились примерно в 21 миле (34 км) к северо-западу от мыса Трафальгар, а франко-испанский флот находился между британцами и мысом. Около 6 часов утра Нельсон отдал приказ готовиться к бою. [56] В 8 часов утра британский фрегат Euryalus , который всю ночь следил за Объединенным флотом, заметил, что британский флот все еще «формирует линии», по которым он будет атаковать. [57] [ самостоятельный источник ]
В 8 часов утра Вильнев приказал флоту собраться (развернуться) и вернуться в Кадис. Это изменило порядок расположения союзной линии, поместив тыловую дивизию под командованием контр-адмирала Пьера Дюмануара ле Пелли в авангард. Ветер в этот момент стал встречным, часто меняя направление. Очень слабый ветер делал маневрирование практически невозможным для всех, кроме самых опытных моряков. Неопытные экипажи с трудом справлялись с изменившимися условиями, и на выполнение приказа Вильнёва ушло почти полтора часа. Французский и испанский флот теперь образовали неровный угловатый полумесяц, причем более медленные корабли обычно располагались с подветренной стороны и ближе к берегу.
К 11 часам утра Вильневу был виден весь флот Нельсона, выстроившийся в две параллельные колонны. Два флота окажутся в пределах досягаемости друг друга в течение часа. В этот момент Вильнев был обеспокоен формированием линии, поскольку его корабли были неравномерно расположены в неправильном строю, вытянувшемся почти на 5 миль (8 км) в длину по мере приближения флота Нельсона.
Подойдя ближе, британцы увидели, что противник плывет не плотным строем, а нерегулярными группами. Нельсон не смог сразу различить французский флагман, поскольку у французов и испанцев не было командных вымпелов.
Нельсон превосходил численностью и вооружением: общая численность противника составляла около 30 000 человек и 2 568 орудий орудий Нельсона против 17 000 человек и 2 148 . Франко-испанский флот также имел еще шесть линейных кораблей, поэтому ему было легче объединять огонь. У некоторых кораблей Нельсона не было возможности избежать «удвоения» или даже «троения».
По мере сближения двух флотов среди офицеров и матросов начало нарастать беспокойство; один британский моряк описал этот подход так:
Во время этой важной подготовки у человеческого разума было достаточно времени для размышлений, поскольку было очевидно, что судьба Англии зависела от этой битвы. [58]
Бой
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2017 г. ) |
Битва в основном развивалась по плану Нельсона. В 11:45 Нельсон послал сигнал флагом: « Англия ожидает, что каждый человек выполнит свой долг » . [59]
Его светлость подошел ко мне на юте и, приказав подать определенные сигналы, примерно без четверти полдень, он сказал: «Мистер Паско , я хочу сказать флоту: «Англия уверяет, что каждый человек выполнит свой долг». » и добавил: «Вы должны быть быстрыми, потому что мне нужно сделать еще один, для ближнего боя». Я ответил: «Если ваша светлость позволит мне заменить слово «конфиденциально» на «ожидает», то сигнал скоро завершится, потому что слово «ожидает» есть в словаре, и слово «конфиденциально» должно быть написано», — ответил Его Светлость: торопливо и с видимым удовлетворением: «Хорошо, Паско, сделай это прямо сейчас». [60]
Термин «Англия» в то время широко использовался для обозначения Соединенного Королевства; Британский флот включал значительные контингенты из Ирландии, Шотландии и Уэльса. В отличие от фотографического изображения выше, этот сигнал подавался только на бизань- мачте и потребовал бы 12 подъемов.
Когда битва началась, французы и испанцы выстроились в неровную изогнутую линию, идущую на север. По плану британский флот двумя колоннами приближался к франко-испанской линии. Возглавлял северную, наветренную колонну в Победе Нельсон, а Коллингвуд на 100-пушечном Royal Sovereign возглавлял вторую, подветренную, колонну. Две британские колонны подошли с запада почти под прямым углом к линии союзников. Нельсон повел свою колонну на ложный маневр в сторону авангарда франко-испанского флота, а затем резко повернул к фактической точке атаки. Коллингвуд немного изменил курс своей колонны, так что две линии сошлись на этом направлении атаки.
Незадолго до того, как его колонна вступила в бой с союзными войсками, Коллингвуд сказал своим офицерам: «Теперь, джентльмены, давайте сделаем сегодня что-то, о чем мир может говорить в будущем». [ нужна ссылка ] Поскольку во время боя ветер был очень слабым, все корабли двигались очень медленно, а передовые британские корабли почти час находились под сильным огнем нескольких кораблей союзников, прежде чем их собственные орудия смогли выдержать удар.
В полдень Вильнев послал сигнал «вступить в бой с противником», и Фуге произвела свой первый пробный выстрел по «Ройял Соверен» . [62] [63] [64] Royal Sovereign выставила все паруса и, недавно очистив днище, обогнала остальной британский флот. Когда она приблизилась к линии союзников, она попала под обстрел со стороны Фуге , Индомптабля , Сан-Хусто и Сан-Леандро , а затем прорвала линию сразу за кормой от флагманского испанского корабля адмирала Алавы Санта-Ана , по которому она произвела разрушительный двойной залп. На борту «Виктори» Нельсон указал на Royal Sovereign и сказал: «Посмотрите, как этот благородный парень Коллингвуд ведет свой корабль в бой!» Примерно в тот же момент Коллингвуд заметил своему капитану Эдварду Ротераму : «Что бы Нельсон дал, чтобы оказаться здесь?» [65]
Второй корабль британской подветренной колонны, «Беллейль» , был атакован Эглем , Ахиллом , Нептуном и Фуге ; Вскоре она была полностью лишена мачты, не могла маневрировать и практически не могла сражаться, поскольку ее паруса ослепляли ее батареи, но продолжала поднимать свой флаг в течение 45 минут, пока следующие британские корабли не пришли ей на помощь.
В течение 40 минут «Виктори» находилась под обстрелом со стороны Героса , Сантисимы Тринидада , Redoutable и Нептуна ; хотя многие выстрелы не сбились с пути, другие убили и ранили несколько членов ее команды и оторвали ее колесо, так что ей пришлось управлять с румпеля под палубой, и все это прежде, чем она успела ответить. В 12:45 «Виктори» перерезала линию противника между флагманским кораблем Вильнёва «Бусентор» и «Редутабле» ; она подошла вплотную к Бусентору со своими орудиями, заряженными двойными или тройными выстрелами каждое, и своими 68-фунтовыми карронадами, снаряженными 500 мушкетными ядрами. Она произвела разрушительный тройной залп через Бусентора корму , в результате чего было убито и ранено около 200–400 человек. из состава корабля из 800 человек и лишили его мачты. [66] [ нужен лучший источник ] Этот залп с « Виктори» немедленно выбил французский флагман из строя. Вильнев подумал, что абордаж состоится, и, держа в руках «Орел» своего корабля, сказал своим людям: «Я брошу его на вражеский корабль, и мы отвезем его туда!» Однако «Виктори» задействовала 74-пушечный Redoutable ; Bucentaure был оставлен следующим трем кораблям британской наветренной колонны: Temeraire , Conqueror и HMS Neptune .
Завязалась всеобщая потасовка. «Виктори» сцепился мачтами с французским «Редутабле», экипаж которого, включая сильный пехотный корпус (с тремя капитанами и четырьмя лейтенантами), собрался для попытки взять на абордаж и захватить «Победу» . Пуля из мушкета , выпущенная из бизань-топа Редутабля , попала Нельсону в левое плечо, прошла через его позвоночник у шестого и седьмого грудных позвонков и застряла на два дюйма ниже правой лопатки в мышцах спины. Нельсон воскликнул: «Им наконец удалось, я мертв». Его унесли под палубу.
Виктори » Артиллеристы « заставили артиллеристов отступить под палубу были вызваны на палубу для борьбы с абордажами, и она прекратила огонь. Французские гранаты . Когда французы готовились подняться на борт «Виктори» , «Темерер» , второй корабль британской наветренной колонны, приблизился с правого борта «Редутабля» и обстрелял незащищенный французский экипаж карронадой , что привело к многочисленным жертвам.
В 13:55 французский капитан Лукас из Редутабля с 99 годными людьми из 643 и тяжело раненый сам сдался. Французский Bucentaure был изолирован Victory и Temeraire , а затем атакован HMS Neptune , HMS Leviathan и Conqueror ; Точно так же Сантисима Тринидад был изолирован и разбит и сдался через три часа.
По мере того как в бой вступало все больше и больше британских кораблей, корабли союзного центра и тыла постепенно были разбиты. Фургон союзников, после долгого простоя, устроил тщетную демонстрацию и уплыл. [36] В ходе боя Гравина был ранен, а Дионисио Алькала-Галиано и Косме Дамиан Чуррука — командующие «Багамой » и «Сан-Хуаном Непомучено» соответственно — были убиты после того, как приказали своим кораблям не сдаваться. [67] [68] Гравина умерла от ран несколько месяцев спустя. [69] Британцы захватили 20 судов франко-испанского флота и не потеряли ни одного. Среди захваченных французских кораблей были Aigle , Algésiras , Berwick , Bucentaure , Fougueux , Intrépide , Redoutable и Swiftsure . Испанскими захваченными кораблями были «Аргонаута », «Багама» , «Монарка» , «Нептуно» , «Сан-Агустин» , «Сан-Ильдефонсо» , «Сан-Хуан Непомучено» , «Сантисима-Тринидад » и «Санта-Ана» . Из них Redoutable затонул, а Сантисима Тринидад и Аргонаута были затоплены британцами. «Ахилл» взорвался, «Интрепид» и «Сан-Августин» сгорели, а «Эгль » , «Бервик» , «Фуге» и «Монарка» были разбиты ураганом после битвы.
Умирая, Нельсон приказал флоту встать на якорь, поскольку был предсказан шторм. Однако, когда разразился шторм, многие из сильно поврежденных кораблей затонули или сели на мель . Некоторые из них были отбиты, некоторые — французскими и испанскими пленными, преодолевшими небольшие призовые команды, другие — кораблями, совершившими вылазку из Кадиса. Хирург Уильям Битти услышал бормотание Нельсона: «Слава Богу, я выполнил свой долг»; когда он вернулся, голос Нельсона затих, а пульс был очень слабым. [70] Он поднял голову, пока Битти измерял пульс, затем закрыл глаза. Капеллан Нельсона, Александр Скотт , который остался рядом с Нельсоном после его смерти, записал его последние слова как «Бог и моя страна». [71] Историк Нельсона Крейг Кэбелл предположил, что Нельсон на самом деле читал свою собственную молитву, когда впал в смертельную кому, поскольку слова «Бог» и «моя страна» в ней тесно связаны. Нельсон умер в половине пятого, через три часа после удара. [70]
Ближе к концу сражения, когда объединенный флот был разбит, все еще относительно незадействованная часть авангарда под командованием контр-адмирала Дюмануара Ле Пелли попыталась прийти на помощь разрушающемуся центру. Не сумев пробиться, он решил прервать бой и увел четыре французских корабля, свой флагманский 80-пушечный « Грозный» , 74-пушечные корабли «Сципион» , «Дюге-Труэн» и «Монблан» подальше от боя. Сначала он направился к Гибралтарскому проливу, намереваясь выполнить первоначальный приказ Вильнева и направиться в Тулон. [72] 22 октября он передумал, вспомнив, что мощная британская эскадра под командованием контр-адмирала Томаса Луи патрулировала проливы, и направился на север, надеясь достичь одного из французских портов в Атлантическом океане. Когда у испанского побережья набирал силу шторм, он поплыл на запад, чтобы очистить мыс Сент-Винсент , а затем направился на северо-запад, повернув на восток через Бискайский залив и стремясь достичь французского порта Рошфор . [72] Эти четыре корабля оставались на свободе до тех пор, пока их столкновение и попытка преследовать британский фрегат не привели их в зону досягаемости британской эскадры под командованием сэра Ричарда Страчана , которая захватила их всех 4 ноября 1805 года в битве при мысе Ортегал . [72]
Вылазка Космао и МакДоннелла
[ редактировать ]Лишь одиннадцати кораблям союзников удалось добраться до Кадиса, и из них только пять считались годными к плаванию. тяжело раненый адмирал Гравина передал командование остальным флотом коммодору Жюльену Космао 23 октября . С берега союзные командиры увидели возможность проведения спасательной операции. Космао заявил в своем отчете, что план спасения был полностью его идеей, но вице-адмирал Эсканьо записал встречу испанских и французских коммодоров, на которой запланированное спасение обсуждалось и согласовывалось. Энрике МакДонелл и Космао имели одинаковый ранг и оба подняли коммодорские вымпелы, прежде чем поднять якорь. [73] Обе группы моряков были полны решимости попытаться вернуть себе часть призов. [73] Космао приказал отремонтировать такелаж своего корабля, 74-пушечного «Плутона» , и усилил его команду (которая была истощена потерями в бою) моряками с французского фрегата « Гермиона» . Воспользовавшись попутным северо-западным ветром, «Плутон» , 80-пушечный «Нептун» и «Индомптабл» , испанский 100-пушечный «Райо» и 74-пушечный «Сан-Франциско де Асис» вместе с пятью французскими фрегатами и двумя бригами вышли из гавани навстречу англичанам. [74] [75]
Британцы отказались от призов
[ редактировать ]Вскоре после выхода из порта ветер сменился на запад-юго-запад, подняв сильное волнение, в результате чего большинство британских призов порвало буксирные тросы и, дрейфуя далеко под подветренную сторону , были восстановлены лишь частично. Объединенная эскадра появилась в поле зрения в полдень, что заставило Коллингвуда вызвать свои самые боеспособные корабли, чтобы противостоять угрозе. При этом он приказал им броситься на буксире с добычей. К трем часам дня он сформировал оборонительную линию из десяти кораблей и подошел к франко-испанской эскадре, прикрывая остатки их призов, выступавших в море. [75] [76] Франко-испанская эскадра, уступавшая по численности, предпочла не приближаться на расстояние выстрела, а затем отказалась от атаки. [77] Коллингвуд также решил не предпринимать никаких действий, и в суматохе мощного шторма французским фрегатам удалось вернуть два испанских линейных корабля, которые были отброшены их британскими захватчиками, 112-пушечный Санта-Ана и 80-пушечный Нептуно , взяв их на буксире и направляются в Кадис. [78] Будучи взятыми на буксир, испанские экипажи восстали против своих британских призовых экипажей, заставив их работать в качестве пленных. [64] [79]
Несмотря на этот первоначальный успех, франко-испанские силы, которым мешали боевые повреждения, боролись в сильном волнении на море. В конце концов «Нептуно» потерпел крушение у Роты во время шторма, а «Санта-Ана» достигла порта. [80] Французский 80-пушечный корабль «Индомптабл» потерпел крушение 24 или 25 числа у города Рота в северо-западной точке залива Кадис. [ нужна ссылка ] В то время борту Indomptable находилось 1200 на человек , но спастись удалось не более 100. Сан-Франциско де Асис была выброшена на берег в заливе Кадис , недалеко от форта Санта-Каталина, хотя ее команда была спасена. «Райо» , старое трехпалубное судно со сроком службы более 50 лет, стоит на якоре у Санлукара , в нескольких лигах к северо-западу от Роты. Там она потеряла уже поврежденные в бою мачты. [ нужна ссылка ] Воодушевленный приближением эскадры, французский экипаж бывшего флагмана Bucentaure также поднялся и отбил корабль у британской призовой команды, но позже, 23 октября, он потерпел крушение. Эгль сбежал с британского корабля HMS Defiance , но потерпел крушение у порта Санта-Мария 23 октября; в то время как французские пленные на Бервике перерезали буксирные тросы, но 22 октября заставили ее затонуть у Санлукара. Экипаж Альхесираса поднялся и сумел дойти до Кадиса. [64]
Заметив, что некоторые из самых подветренных призов ускользают к испанскому побережью, Левиафан попросил и получил от Коллингвуда разрешение попытаться забрать призы и поставить их на якорь. Левиафан преследовал Монарку , но 24 октября он встретил Райо , лишенный мачты, но все еще несущий испанское знамя, стоявший на якоре у отмелей Санлукара. [ нужна ссылка ] В этот момент было замечено, что 74-пушечный HMS Donegal , следовавший из Гибралтара под командованием капитана Палтни Малкольма , приближался с юга по левому галсу при умеренном ветре с северо-запада на север и направлялся прямо на испанский трехпалубный корабль. [81] [ неполная короткая цитата ] Примерно в десять часов, когда Монарка подошла к Райо чуть более чем на милю , Левиафан произвел предупредительный выстрел мимо Монарки , чтобы заставить ее бросить якорь. Выстрел пришелся между Монаркой и Райо . Последний, поняв, что он, вероятно, предназначался для нее, спустил знамя и был захвачен HMS Donegal , который бросил якорь рядом и снял пленных. [ нужна ссылка ] Левиафан возобновил преследование Монарки , в конце концов догнал ее и заставил сдаться. При посадке на борт ее британские похитители обнаружили, что она тонет, и поэтому удалили британскую призовую команду и почти всех ее первоначальных испанских членов экипажа. Почти пустая «Монарка» разорвала трос и ночью потерпела крушение. Несмотря на усилия британской призовой команды, 26 октября «Райо» был выброшен на берег и потерпел крушение, в результате чего погибло 25 человек. Остальные члены призового экипажа были взяты в плен испанцами. [82] [ неполная короткая цитата ]
Потери
[ редактировать ]Последствия
[ редактировать ]После урагана Коллингвуд написал:
Состояние наших кораблей было таково, что было очень сомнительно, какова будет их судьба. Много раз я бы отдал всю группу нашего захвата, чтобы обеспечить свою... Могу только сказать, что я никогда в жизни не видел таких усилий, какие были предприняты для спасения этих [призовых] кораблей, и предпочел бы сражаться с другим битву, чем пережить следующую за ней неделю.
- Вице-адмирал Катберт Коллингвуд в Адмиралтейство , ноябрь 1805 г. [83]
В целом контратака союзников мало что дала. Вынудив британцев приостановить ремонт, чтобы защитить себя, это повлияло на решение Коллингвуда потопить или поджечь наиболее поврежденный из оставшихся у него призов. [78] Космао отбил два линейных испанских корабля, но это стоило ему одного французского и двух испанских судов. Опасаясь своей потери, британцы сожгли или потопили Сантисиму Тринидад , Аргонауту , Сан-Антонио и Интрепид . [64] Только четыре из британских призов, французская Swiftsure и испанская Багама , Сан-Ильдефонсо и Сан-Хуан-Непомучено, выжили и были доставлены в Великобританию. [78] После окончания боя и штурма в Кадисе осталось всего 9 линейных кораблей. [74] [84]
Испанские военные гарнизоны и гражданские лица отправились спасать выживших после многочисленных кораблекрушений, разбросанных вдоль побережья Андалузии. Британские призовые экипажи были схвачены и с ними хорошо обращались. 27 октября Коллингвуд предложил губернатору Кадиса высадить на берег своих испанских раненых пленников и освободить их. Губернатор и Гравина предложили взамен освободить своих британских пленников, перешедших на абордаж британского флота. Позднее к этому гуманитарному соглашению присоединились французы. [85]
Неравенство потерь некоторые историки объясняют не столько смелой тактикой Нельсона, сколько разницей в боевой готовности двух флотов. [86] Флот Нельсона состоял из линейных кораблей, которые провели значительное количество времени в море в течение месяцев блокады французских портов, в то время как французский флот обычно стоял на якоре в порту. Однако флот Вильнева только что провел месяцы в море, дважды пересек Атлантику, что подтверждает предположение о том, что главной разницей между боевой эффективностью двух флотов был моральный дух лидеров. Смелая тактика, использованная Нельсоном, должна была обеспечить стратегически решающий результат. Результаты подтвердили его военно-морское суждение.
Результаты
[ редактировать ]Когда Розили прибыл в Кадис, он обнаружил только пять французских кораблей вместо ожидаемых 18. Уцелевшие корабли оставались запертыми в Кадисе до 1808 года, когда Наполеон вторгся в Испанию . Затем французские корабли были захвачены испанскими войсками и использованы против Франции.
HMS Victory направилась в Гибралтар на ремонт с телом Нельсона. Она зашла в бухту Росия в Гибралтаре и после аварийного ремонта вернулась в Великобританию. Многие из раненых членов экипажа были доставлены на берег в Гибралтаре и прошли лечение в военно-морском госпитале. Мужчины, впоследствии скончавшиеся от ран, полученных в бою, похоронены на Трафальгарском кладбище или рядом с ним , в южном конце Мейн-стрит в Гибралтаре .
Один офицер Королевской морской пехоты , капитан Чарльз Адэр, был убит на борту «Виктори» , а лейтенант Королевской морской пехоты Льюис Бакл Рив был серьёзно ранен и лежал рядом с Нельсоном. [с]
Битва произошла на следующий день после битвы при Ульме , и Наполеон не слышал о ней несколько недель — Великая армия покинула Булонь, чтобы сражаться с британскими союзниками, прежде чем они смогли объединить свои армии. Он жестко контролировал парижские средства массовой информации и более месяца держал поражение в тщательно охраняемом секрете, после чего газеты объявили его огромной победой. [87] В качестве контрпропагандистского шага в Herald был опубликован сфабрикованный текст, объявляющий битву «впечатляющей победой» французов и испанцев и приписываемый Le Moniteur Universel . [88] [89]
Вице-адмирал Вильнев был взят в плен на борту своего флагмана и доставлен обратно в Великобританию. После условно-досрочного освобождения в 1806 году он вернулся во Францию, где был найден мертвым в своей комнате гостиницы во время остановки по пути в Париж, с шестью ножевыми ранениями в грудь от обеденного ножа. Официально было зафиксировано, что он покончил жизнь самоубийством.
Несмотря на победу Великобритании над франко-испанским флотом, Трафальгар оказал незначительное влияние на оставшуюся часть войны Третьей коалиции . Менее чем через два месяца Наполеон решительно разбил Третью коалицию в битве при Аустерлице , выбив Австрию из войны и вызвав распад Священной Римской империи . Хотя Трафальгар означал, что Франция больше не могла бросать вызов Британии на море, Наполеон приступил к созданию Континентальной системы , пытаясь лишить Британию торговли с континентом. Кроме того, во время войны Третьей коалиции британский флот потерпел поражение как в 1806, так и в 1807 году от испанцев во время британских вторжений в Ривер-Плейт . Наполеоновские войны продолжались еще десять лет после Трафальгара. [90]
Тело Нельсона хранили в бочке с бренди для поездки домой на похороны героя. [91] [ нужна страница ]
Последствия
[ редактировать ]После битвы Королевский флот больше никогда не подвергался серьезным испытаниям со стороны французского флота в крупномасштабном сражении. Наполеон уже отказался от своих планов вторжения еще до битвы, и они так и не были возобновлены. Однако это сражение не означало, что французский военно-морской вызов Британии окончен. Во-первых, по мере расширения контроля Франции над континентом Британии пришлось предпринять активные шаги в битве при Копенгагене в 1807 году и в других местах в 1808 году, чтобы не допустить попадания кораблей небольших европейских флотов в руки французов. Эти усилия были в основном успешными, но не положили конец французской угрозе, поскольку Наполеон запустил крупномасштабную программу судостроения, в результате которой на момент его падения от власти в 1814 году был создан флот из 80 линейных кораблей, еще больше которых строилось. [92] Однако, несмотря на то, что они представляли собой значительный флот , они не оказали никакого влияния на военно-морское превосходство Великобритании на протяжении всего конфликта. В течение почти 10 лет после Трафальгара Королевский флот поддерживал тесную блокаду французских баз и наблюдал рост французского флота. В конце концов, империя Наполеона была разрушена на суше до того, как удалось завершить его амбициозное наращивание военно-морского флота. Следующими морскими сражениями между британцами и испанцами станут британские вторжения на реку Плейт в 1806 и 1807 годах, когда британскому флоту не удалось захватить вице-королевство Рио-де-ла-Плата .
Королевский флот продолжал доминировать на море до Второй мировой войны . [93] [ нужна полная цитата ] Хотя в то время в качестве причины обычно приводили победу при Трафальгаре, современный исторический анализ предполагает, что относительная экономическая мощь была важной основной причиной британского военно-морского мастерства.
Нельсон стал – и остается – величайшим героем военно-морской войны Великобритании и источником вдохновения для Королевского флота, однако его неортодоксальная тактика редко подражала последующим поколениям. Первым памятником, который будет установлен в Великобритании в память о Нельсоне, может быть памятник, установленный на Глазго-Грин в 1806 году, хотя, возможно, ему предшествует памятник в Тайнуилте , недалеко от Обана в Шотландии, датированный 1805 годом, оба также посвящены многочисленным шотландским командам и капитанам, участвовавшим в сражении. [94] [д] высотой 144 фута (44 м) Памятник Нельсону на Глазго-Грин был спроектирован Дэвидом Гамильтоном и оплачен по общественной подписке. Вокруг основания расположены названия его главных побед: Абукир (1798 г.), Копенгаген (1801 г.) и Трафальгар (1805 г.). Памятник Нельсону с видом на Портсмут был построен в 1807–08 годах на деньги, подписанные моряками и морскими пехотинцами, служившими в Трафальгаре. [95] В 1808 году Столп Нельсона воздвигли ведущие представители англо-ирландской аристократии в Дублине в память о Нельсоне и его достижениях (от 10% до 20% моряков в Трафальгаре были выходцами из Ирландии). [96] [97] ), и оставался до тех пор, пока не был разрушен в результате бомбардировки членами «Старой ИРА » в 1966 году. [94] Памятник Нельсону в Эдинбурге был построен между 1807 и 1815 годами в форме перевернутого телескопа , а в 1853 году был добавлен шар времени , который до сих пор падает в полдень по Гринвичу, чтобы подать сигнал времени кораблям в Лейте и Ферт-оф-Форт . Летом это совпадает с часом выстрела из пушки. Монумент Британии в Грейт-Ярмуте был воздвигнут к 1819 году. Колонна Нельсона в Монреале начала публичную подписку вскоре после того, как пришло известие о победе при Трафальгаре; колонна была завершена осенью 1809 года и до сих пор стоит на площади Жака Картье . Статуя лорда Нельсона стояла в Бриджтауне, Барбадос, на месте, которое когда-то называлось Трафальгарской площадью , с 1813 по 2020 год.
в Лондоне Трафальгарская площадь была названа в честь победы Нельсона; В центре площади находится Колонна Нельсона высотой 45,1 м (148 футов) со статуей Нельсона высотой 5,5 м (18 футов) на вершине. Оно было закончено в 1843 году.
100-летие
[ редактировать ]В 1905 году по всей стране прошли мероприятия, посвященные столетнему юбилею, хотя ни на одном из них не присутствовал ни один член королевской семьи, очевидно, чтобы не расстраивать французов, с которыми Соединенное Королевство недавно вступило в сердечное согласие . [98] Король Эдуард VII действительно поддержал Мемориальный фонд столетия Нельсона Общества британских и иностранных моряков , который продавал сувениры к столетию Трафальгара, отмеченные королевским шифром . состоялся гала-концерт 21 октября в Королевском Альберт-Холле в поддержку фонда, на котором был показан специально заказанный фильм Альфреда Джона Уэста под названием «Наш флот» . [99] Мероприятие завершилось песнями «Боже, храни короля» и «Марсельезой» . [100] состоялось первое исполнение « сэра Генри Вуда Фантазии на тему британских морских песен» В тот же день на специальном променадном концерте . [101]
200-летие
[ редактировать ]В 2005 году серия мероприятий в Великобритании, часть темы «Морская Британия» , ознаменовала двухсотлетие Трафальгарской битвы. 200-летие битвы также отмечалось шесть раз в Портсмуте в июне и июле, в соборе Святого Павла (где похоронен Нельсон), на Трафальгарской площади в Лондоне в октябре ( Т-сквер 200 ) и по всей Великобритании.
28 июня королева Елизавета II приняла участие в крупнейшем смотре флота в наше время в Соленте , в котором приняли участие 167 кораблей из 35 стран. Королева проинспектировала международный флот с антарктического патрульного корабля HMS Endurance . В состав флота входили шесть авианосцев (современные крупные корабли): «Шарль де Голль» , «Илластриус », «Инвинсибл» , «Океан» , «Принсипи де Астуриас» и «Сайпан» . Вечером была организована символическая реконструкция битвы с фейерверком и участием в битве различных небольших кораблей.
лейтенанта Джона Лапенотьера Историческое путешествие на корабле HMS Pickle, принесшее известие о победе флота в Фалмут , а оттуда на почтовой карете в Адмиралтейство в Лондоне, было ознаменовано открытием Трафальгарского пути и дополнительно отмечено празднованием New Trafalgar Dispatch с С июля по сентябрь, когда актер играл роль Лапенотьера и воспроизводил части исторического путешествия.
В день годовщины, 21 октября, в Трафальгарском заливе недалеко от Кадиса были проведены военно-морские маневры с участием объединенного флота Великобритании, Испании и Франции. На церемонии присутствовали многие потомки людей, присутствовавших на битве, в том числе члены семьи Нельсона. [102]
В популярной культуре
[ редактировать ]Романы
[ редактировать ]- «Шевалье де Сент-Эрмин» (1869) Александра Дюма — приключенческий рассказ, в котором главным героем считается тот, кто застрелил Нельсона.
- Трафальгар (1873), испанский роман о битве, написанный Бенито Пересом Гальдосом и отправной точкой исторического цикла Episodios Nacionales . Это вымышленный рассказ о мальчике на борту корабля «Сантисима Тринидад» .
- В романе Джеймса Клавелла 1966 года «Тай-Пан» шотландский вождь Гонконга Дирк Струан размышляет о своем опыте работы в качестве пороховой обезьяны на борту HMS Royal Sovereign в Трафальгаре.
- В незаконченном романе «Хорнблауэр и кризис» (1967) из «Горацио Хорнблауэр» серии К.С. Форестера Хорнблауэр должен был передать Вильневу ложные приказы, заставившие его отправить свой флот из Кадиса и, следовательно, сражаться в битве. В «Хорнблауэре и Атропосе» (1953) Хорнблауэру поручено организовать похороны адмирала Нельсона в Лондоне.
- В «Рэймидж в Трафальгаре » (1986) Поупа романе Дадли Рэймидж командует вымышленным фрегатом HMS Calypso , который прикреплен к флоту Нельсона.
- В «Трафальгаре» Шарпа (2000) Бернарда Корнуэлла Шарп оказывается в битве на борту вымышленного HMS Pucelle .
- В романе 2006 года « Дракон Его Величества» , первом из исторических фэнтези «Темерер» серии Наоми Новик , в котором боевые подразделения на драконах образуют основные дивизии европейских вооруженных сил во время наполеоновских войн, Трафальгар на самом деле представляет собой массированный маневр Наполеона с целью отвлечь внимание британцев. силы от воздушного и морского вторжения в Британию под Дувром . Нельсон выживает, хотя и сгорает в огне дракона.
В других СМИ
[ редактировать ]- Трафальгарская битва — утраченный американский немой короткометражный фильм 1911 года, снятый Дж. Сирлом Доули и произведенный Edison Studios в Нью-Йорке. Некоторые кадры из постановки сохранились и показывают актера Сидни Бута, играющего Нельсона на съемочных площадках, имитирующих различные колоды Победы . [103] [104]
- «Нельсон» (также называемый «Нельсон: История бессмертного военно-морского героя Англии ») — немой британский исторический фильм 1918 года, снятый Морисом Элви , с Дональдом Калтропом , Мальвиной Лонгфелло и Айви Клоуз в главных ролях . [105] Сценарий » , включающий воссоздание битвы, основан на биографии Роберта Саути 1813 года «Жизнь Горацио, лорда виконта Нельсона . [106]
- «Нельсон» — еще один немой британский биографический фильм, изображающий события битвы. Выпущенный в 1926 году, сэр Седрик Хардвик . в главной роли [107]
- «Эта женщина Гамильтон» - фильм 1941 года о Горацио Нельсоне и Эмме, леди Гамильтон , а также включает в себя воссоздание батальных сцен.
- «Завещание нации» (выпущено в США под названием «Дело Нельсона ») — британский исторический драматический фильм 1973 года режиссёра Джеймса Селлана Джонса с Глендой Джексон , Питером Финчем и Майклом Джейстоном в главных ролях . Большая часть фильма вращается вокруг увольнения Нельсона на берег с леди Гамильтон, за которым следует возвращение Нельсона в строй и решающая битва при Трафальгаре.
- Джонатан Уиллкокс написал крупное хоровое произведение « Великая и славная победа » в ознаменование двухсотлетия битвы в октябре 2005 года.
- BBC отметила двухсотлетие фильмом Нельсона «Трафальгар» , ярким драматическим документальным фильмом 2005 года, в котором в полной мере использованы преимущества компьютерных эффектов того времени. представленная Майклом Портильо , длится 76 минут плюс дополнительные материалы. Двухдисковая DVD-версия,
- «Admiral over the Oceans» — песня, написанная шведской пауэр-метал- группой Civil War, подробно описывающая битву с точки зрения моряка и самого Нельсона.
См. также
[ редактировать ]- Список кораблей Королевского флота
- Список кораблей, захваченных в § Трафальгарской битвы XIX века
- Библиография по истории Королевского военно-морского флота XVIII–XIX веков.
- Трафальгарский день
Примечания
[ редактировать ]- ↑ ) предложил ему выбор из Списка военно-морского флота ( Когда лорд Бархэм Первый лорд Адмиралтейства , Нельсон ответил: «Выбирайте сами, милорд, один и тот же дух управляет всей профессией; вы не можете сделать неправильный выбор» Аллен (1853) , стр. 210.
- ^ Адмиралам того времени из-за медленности связи была предоставлена значительная автономия для принятия стратегических и тактических решений.
- ^ Медаль Рива за общие заслуги в ВМФ с трафальгарской застежкой и список для сбора на HMS Victory выставлены в Королевском музее морской пехоты , Саутси , Великобритания . Сотрудники BBC (2008 г.) .
- ↑ Пять из 27 капитанов флота Нельсона были шотландцами, как и почти 30% команды MercoPress (2005).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харрисон, Сай, изд. (26 апреля 2020 г.). «Трафальгарская битва, 21 октября 1805 года» . Три палубы . Три колоды, Сай Харрисон. Архивировано из оригинала 3 июня 2021 года . Проверено 19 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гудвин 2002 , с. 257.
- ^ Адкинс (2004) , с. 190.
- ^ Адкин (2005) , с. 524.
- ^ «Наполеоновские войны» . Вестпойнт.edu . Армия США. Архивировано из оригинала 28 июля 2014 года . Проверено 1 июля 2017 года .
- ^ Беннет, Джеффри (2004). Трафальгарская битва . Англия: Pen & Sword Books Limited, CPI UK, Южный Йоркшир.
- ^ Конгстам, Ангус (2003). «Новый Александр». Исторический атлас наполеоновской эпохи . Лондон: Книги Меркьюри. п. 46. ИСБН 1904668046 .
- ^ Стилвелл (2005) , стр. 22–24.
- ^ Уиллис (2013) , с. 247.
- ^ Адкинс и Адкинс (2006) , с. 134.
- ^ Стилвелл (2005) , с. 107.
- ^ Стилвелл (2005) , с. 104.
- ^ Бест (2005) , с. 97.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бест (2005) , с. 121.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лавери (2009) , с. 171.
- ^ «Контр-адмирал Берти». Военно-морская хроника . 26:23 . 1811.
- ^ Ханна (2021) , с. 106.
- ^ Ханна (2021) , с. 186.
- ^ Бест (2005) , с. 137.
- ^ Бест (2005) , с. 141.
- ^ Бест (2005) , с. 142.
- ^ Стилвелл (2005) , с. 32.
- ^ Бест (2005) , с. 157.
- ^ Бест (2005) , с. 145.
- ^ Бест (2005) , стр. 161–162.
- ^ Ли (2005) , с. 268.
- ^ Ли (2005) , с. 273.
- ^ Ли (2005) , с. 283.
- ^ Ли (2005) , стр. 283–284.
- ^ Бест (2005) , с. 170.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ли (2005) , с. 288.
- ^ Бест (2005) , с. 190.
- ^ Джеймс стр. 22
- ^ Ханна (2021) , с. 120–124.
- ^ Ли (2005) , с. 278.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ханней (1911) , с. 154.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ханней (1911) , с. 153.
- ^ Гудвин 2002 , с. 259.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фремонт-Барнс (2007) , с. 66.
- ^ Ирландия (2000) , с. 52.
- ^ Бест (2005) , с. 154.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бест (2005) , с. 182.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уайт (2002) , с. 238.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Белый (2005) , с. 174.
- ^ Белый (2005) , с. 173.
- ^ Трейси (2008) , с. 215
- ^ Уиллис (2013) , с. 266.
- ^ Ханна (2021) , гл. 9.
- ^ Уайт (2002) , с. 239.
- ^ Бест (2005) , стр. 182–183.
- ^ Стилвелл (2005) , стр. 115–116.
- ^ Бест (2005) , с. 178.
- ^ Бест (2005) , с. 179.
- ^ Шом (1990) , стр. 301–06.
- ^ Ли (2005) , стр. 289–290.
- ↑ Журнал сигналов HMS Bellerophon , 21 октября 1805 г. [ оригинальное исследование? ]
- ^ «Трафальгарская битва: бортовой журнал Эвриала , 21 октября 1805 года» . chasingnelson.blogspot.co.uk . 22 октября 2013 года. Архивировано из оригинала 29 сентября 2017 года . Проверено 11 июня 2017 г.
- ^ Адкинс (2004a) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Англия ожидает» . Aboutnelson.co.uk. Архивировано из оригинала 23 декабря 2021 года . Проверено 16 сентября 2006 г.
- ^ «Англия «ожидает» » . Общество Нельсона. Архивировано из оригинала 24 марта 2005 года . Проверено 24 марта 2005 г.
- ^ «Фотография Огюста Майера, описанная на официальном сайте Национального морского музея (на французском языке)» . Musee-marine.fr . Архивировано из оригинала 26 мая 2010 года . Проверено 6 марта 2011 г.
- ^ Фрейзер (1906) , стр. 114, 211–213.
- ^ Корбетт (1919) , с. 440.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Тьер (1850) , с. 45.
- ^ Хиткот. Трафальгарские капитаны Нельсона . п. 41.
- ^ Драчинифель (3 июля 2019 г.), HMS Victory - The Original Fast Battleship , заархивировано из оригинала 14 марта 2023 г. , получено 26 марта 2023 г.
- ^ Окампо Анейрос, Хосе Антонио. «Биография Косме Дамиана Чуррука и Элорса» . Королевская академия истории . Архивировано из оригинала 16 июля 2022 года . Проверено 17 августа 2022 г.
- ^ О'Доннелл и герцог де Эстрада, Гюго . «Биография Дионисио Алькала-Гальяно и Алькала-Гальяно» . Королевская академия истории . Архивировано из оригинала 8 августа 2022 года . Проверено 17 августа 2022 г.
- ^ Бенитес Мартин, Мануэль. «Биография Федерико Карлоса Гравины и Наполи» . Королевская академия истории . Архивировано из оригинала 13 августа 2022 года . Проверено 17 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хибберт (1994) , стр. 376–377.
- ^ Хейворд (2003) , с. 63
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Адкин (2005) , с. 530
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Клейтон и Крейг (2004) .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Йонге (1863) , с. 335.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фремонт-Барнс (2005) , с. 81
- ^ Фремонт-Барнс (2005) , с. 82
- ^ Покок (2005) , с. 175.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Йонге (1863) , с. 336.
- ^ Сотрудники отдела туберкулеза (2004 г.)
- ^ Адкин 2005 , с. 524–529.
- ^ Джеймс (Том IV), стр. 89–90.
- ^ Джеймс (Том IV) с. 91
- ^ Трейси (2008) , с. 249.
- ^ Уорд, Протеро и Лезерс (1906) , стр. 234.
- ^ Родригес Гонсалес, Августин Рамон (20 октября 2015 г.). «Трафальгарский эпилог» . Зеркало штурманов (на европейском испанском языке). Архивировано из оригинала 21 октября. Получено 21 октября.
- ^ Николсон (2005) , с. 9–10.
- ^ Адкинс (2004) .
- ^ См., например: Штаб НК (июль – декабрь 1805 г.). «Первый бюллетень Великой военно-морской армии [из журнала Moniteur], как он появился в Вестнике. Трафальгарская битва». Военно-морская хроника . 14 . Флит-стрит, Лондон: Дж. Голд. Цитируется сотрудниками ACS (2009) .
- ^ Вестмакотт, Чарльз Моллой; Джонс, Стивен (1806). Дух общественных журналов . Том. 9. Джеймс Риджуэй. п. 322. Архивировано из оригинала 24 марта 2023 года . Проверено 27 марта 2015 г.
Представляя собой беспристрастную подборку самых изысканных эссе и jeux d'esprits , главным образом прозы, которые появляются в газетах и других публикациях... Сноска к одному утверждению: «Оказалось, что это впоследствии действительно утверждалось французскими газетами». Таким образом, авторы считают, что все остальное — выдумка.
- ^ Хардинг (1999) , стр. 96–117.
- ^ Адкинс (2004a) .
- ^ Гловер (1967) , стр. 233–252.
- ^ Лавери, Брайан. Флот Нельсона: корабли, люди и организация, 1793–1815 гг .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Спайсер (2005) .
- ^ «Вице-адмирал Горацио Нельсон 1758-1805» . Посетитеportsmouth.co.uk . Экономика, культура и общественная безопасность. Городской совет Портсмута. Архивировано из оригинала 3 мая 2007 года.
- ^ Коуэн (2005) .
- ^ Сотрудники Poppyland (2012) .
- ^ «Рецензия на книгу Дэвида Шеннона «Вспомнил Нельсона – столетие Нельсона, 1905 год»» . Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 12 апреля 2012 г.
- ^ «Морские соли и целлулоид» . user29269.vs.easily.co.uk . Архивировано из оригинала 23 октября 2012 года . Проверено 12 апреля 2012 г.
- ^ Капет, Антуан (22 января 2008 г.). «Обзор Хука, Хольгера, изд., История, память и национальная озабоченность: Трафальгар 1805–2005 гг . » . Х-Альбион, Х-обзор. Архивировано из оригинала 18 июля 2019 года . Проверено 22 июля 2019 г. - через www.h-net.org.
- ^ Джейкобс, Артур (2004) [1995]. Генри Дж. Вуд: организатор выпускных вечеров . Метуэн. п. 104. ИСБН 9780413693402 . ОЛ 10185704М . Архивировано из оригинала 24 марта 2023 года . Проверено 1 июля 2015 г.
- ^ Сотрудники Эльмундо (2005) .
- ^ «Сцена из фильма «Трафальгар» компании Edison» , The Moving Picture World (Нью-Йорк), 9 сентября 1911 г., стр. 695. Получено из Интернет-архива , 30 ноября 2021 г.
- ^ Ла Рош, Эдвин М. (1911). «Трафальгарская битва (Эдисон)» , журнал The Motion Picture Story Magazine (Нью-Йорк), сентябрь 1911 г., стр. 91. Получено из Интернет-архива, 30 ноября 2021 г.
- ^ «Нельсон; История бессмертного военно-морского героя Англии» . Архивировано 30 ноября 2021 года в Wayback Machine . Каталог, Британский институт кино (BFI), Лондон, Великобритания. Проверено 29 ноября 2021 г.
- ^ Саути, Роберт (1841) [первоначально опубликовано в 1813 году]. Жизнь Горацио, лорда виконта Нельсона . Архивировано 1 декабря 2021 года в Wayback Machine . Лондон: Общество распространения христианских знаний. Получено из цифровой библиотеки HathiTrust , 1 декабря 2021 г.
- ^ "Нельсон (1926)" . Архивировано 29 ноября 2021 года в Wayback Machine . Каталог, BFI, Лондон, Великобритания. Проверено 29 ноября 2021 г.
Цитированные источники
[ редактировать ]- Сотрудники АСЦ (2009 г.). «Трафальгарская битва – пропаганда» . Общество архивов и коллекций. Архивировано из оригинала 24 октября 2009 года . Проверено 15 марта 2009 г.
- Адкин, Марк (2005). Трафальгарский спутник: Путеводитель по самому известному морскому сражению в истории и жизни адмирала лорда Нельсона . Лондон: Аурум Пресс. ISBN 1-84513-018-9 .
- Адкинс, Рой (2004). Трафальгар: Биография битвы . Маленький Браун. ISBN 0-316-72511-0 .
- Адкинс, Рой (2004a). Трафальгар Нельсона, Битва, изменившая мир (1-е изд.). Лондон: Книги Пингвина. ISBN 9780143037958 . Архивировано из оригинала 24 марта 2023 года . Проверено 10 июня 2021 г.
- Адкинс, Рой; Адкинс, Лесли (2006). Война за все океаны мира . Ланкастер-Плейс, Лондон: Little, Brown Book Group. ISBN 0-316-72837-3 .
- Аллен, Джозеф (1853). Жизнь лорда виконта Нельсона . Джордж Рутледж. п. 210 .
- Сотрудники BBC (21 октября 2008 г.). «Медаль Героя в честь Трафальгарского дня» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 11 января 2009 года . Проверено 6 января 2009 г.
- Лучший, Николас (2005). Трафальгар . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 0-297-84622-1 .
- Клейтон, Тим; Крейг, Фил (2004). Трафальгар: Люди, битва, буря . Ходдер и Стоутон. ISBN 0-340-83028-Х . ОЛ 18807332М .
- Корбетт, сэр Джулиан Стаффорд (1919). Трафальгарская кампания . Том. 2. Лонгманс, Грин и компания. п. 538. URL-адрес. Архивировано 24 марта 2023 г. на Wayback Machine.
- Коуэн, Вероника (21 декабря 2005 г.). «Первый морской лорд-адмирал сэр Алан Уэст на Трафальгаре, 2005 год» . Культура24 . Архивировано из оригинала 11 июня 2015 года . Проверено 1 февраля 2012 года .
- Сотрудники Эльмундо (21 октября 2005 г.). «Страны, сражавшиеся при Трафальгаре, отдают дань памяти своим павшим в 200-летие битвы» (на испанском языке). Elmundo.es. Архивировано из оригинала 19 октября 2011 года . Проверено 28 сентября 2011 г.
- Фрейзер, Эдвард (1906). Враг при Трафальгаре: ... Нью-Йорк: EPDutton & Co., стр. 114 , 211–13, 436. URL.
- Фремонт-Барнс, Грегори (2007). Королевский флот, 1793–1815 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84603-138-0 .
- Фремонт-Барнс, Грегори (2005). Трафальгар 1805 г.: венчающая победа Нельсона . Крюк, Криста (иллюстрация). Издательство Оспри. ISBN 1-84176-892-8 .
- Гловер, Ричард (1967). «Французский флот, 1807–1814; проблема Великобритании; и возможности Мэдисона». Журнал современной истории . 39 (3): 233–52. дои : 10.1086/240080 . S2CID 143376566 .
- Гудвин, Питер (2002). Корабли Нельсона. История кораблей, на которых он служил в 1771–1805 годах . Конвей Мэритайм. ISBN 9780851777429 .
- Ханна, Питер (2021). Китс, Сокровище служения . Зеленый холм. ISBN 978-1-922629-73-9 . ОЛ 39811024М .
- Хардинг, Ричард (1999). «Морская война 1453–1815 гг.». В черном, Джереми (ред.). Европейская война 1453–1815 гг . Хэмпшир: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 96–117. ISBN 978-0-333-69223-3 .
- Хейворд, Джоэл С. (2003). Ради Бога и славы: Лорд Нельсон и его путь войны . Издательство Военно-морского института. п. 63. ИСБН 978-1-6125-1779-7 .
- Хибберт, Кристофер (1994). Нельсон: личная история . Аддисон-Уэсли. ISBN 978-0-201-62457-1 . ОЛ 1113624М .
- Ирландия, Бернард (2000). Морская война в эпоху парусного спорта . Хаммерсмит, Лондон: Издательство Harper Collins. ISBN 0-00-762906-0 .
- Лавери, Брайан (2009). Империя морей . Лондон: Издательство Conway. ISBN 9781844861095 .
- Ли, Кристофер (2005). Нельсон и Наполеон . Лондон: Заголовок книжного издательства. ISBN 0-7553-1041-1 .
- Сотрудники MercoPress (4 июня 2005 г.). «Величественная выставка Королевского флота в Фаслейне» . Фолклендские острова: MercoPress. Архивировано из оригинала 27 мая 2012 года . Проверено 1 февраля 2012 года .
- Николсон, Адам (2005). Люди чести: Трафальгар и становление английского героя (американское название «Захвати огонь: героизм, долг и битва при Трафальгаре») . Харпер Коллинз. ISBN 0-00-719209-6 .
- Покок, Том (2005). Трафальгар: история очевидца . Пингвинская классика. ISBN 0-14-144150-Х .
- Персонал Poppyland (2012). «Задание 1 в Стране Маков: Команда Нельсона в Трафальгаре» . Poppyland.co.uk. Архивировано из оригинала 8 декабря 2008 года . Проверено 4 февраля 2009 г.
- Шом, Алан (1990). Трафальгар: Обратный отсчет до битвы, 1803–1805 гг . Нью-Йорк. ISBN 0-689-12055-9 .
- Спайсер, Грэм (3 августа 2005 г.). «Англия ожидает – по следу адмирала лорда Нельсона» . Культура24 . Архивировано из оригинала 23 мая 2013 года . Проверено 1 февраля 2012 года .
- Стилвелл, Александр, изд. (2005). Трафальгарский спутник . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 1-84176-835-9 .
- Сотрудники фтизиатрии (21 октября 2004 г.). «La Batalla de Trafalgar. Lo que queda tras la batalla (Трафальгарская битва. Что осталось после битвы)» . Тодо а Бабор (на испанском языке). Архивировано из оригинала 23 декабря 2010 года . Проверено 30 марта 2011 г.
- Тьер, Адольф Жозеф (1850). История консульства и Французской империи при Наполеоне . Лондон: Хенери Дж. Бон. URL-адрес. Архивировано 24 марта 2023 г. в Wayback Machine.
- Трейси, Николас (2008). Сражения Нельсона: Триумф британской морской мощи (иллюстрированное, исправленное издание). Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-609-4 .
- Уорд, AW; Протеро, GW; Лезерс, Стэнли, ред. (1906). Кембриджская современная история . Том. IX. Издательство Кембриджского университета. п. 234 .
- Уайт, Колин (2002). Энциклопедия Нельсона . Парк Хаус, Рассел Гарденс, Лондон: Chatham Publishing, Lionel Leventhal Limited. ISBN 1-86176-253-4 .
- Уайт, Колин (2005). Нельсон Адмирал . Phoenix Mill, Страуд, Глория: Sutton Publishing Limited. ISBN 0-7509-3713-0 .
- Уиллис, Сэм (2013). В час победы – Королевский флот в войне в эпоху Нельсона . Atlantic Books Ltd. Лондон: ISBN 978-0-85789-570-7 .
- Йонг, Чарльз Д. (1863). История британского флота: от древнейшего периода до наших дней . Том. II.
Атрибуция:
- свободном доступе : Ханней, Дэвид (1911). « Трафальгар, битва при ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 153–155. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дебриер, Эдуард (1907). Морская кампания 1805 года: Трафальгар . Перевод Иствика, Констанс (изд. на английском языке, 1933 г.). Кларендон Пресс.
- Фернандес, Каюэла; Грегорио, Хосе (2004). Трафальгар. Люди и корабли между двумя эпохами (на испанском языке). Барселона: Ариэль. ISBN 84-344-6760-7 .
- Фраска, Франческо (2008). Морская мощь в современную эпоху, от Лепанто до Трафальгара (1-е изд.). Лулу Энтерпрайзис Великобритания. ISBN 978-1-4092-4348-9 .
- 2-е изд. 2008 г., Lulu Enterprises Великобритания, ISBN 978-1-84799-550-6
- 3-е изд. 2009 г., Lulu Enterprises Великобритания, ISBN 978-1-4092-6088-2
- 4-е изд. 2009 г., Lulu Enterprises Великобритания, ISBN 978-1-4092-7881-8
- Гардинер, Роберт (2006). Трафальгарский поход 1803–1805 гг . Книги Меркурия. ISBN 1-84560-008-8 .
- Харброн, Джон Д., Трафальгар и ВМС Испании , 1988, Лондон, ISBN 0-85177-963-8 .
- Ховарт, Дэвид , Трафальгар: Прикосновение Нельсона , 2003, Phoenix Press, ISBN 1-84212-717-9 .
- Хаскиссон, Томас, очевидец Трафальгара , переиздан в 1985 году ограниченным тиражом в 1000 экземпляров; Издания Эллисона, ISBN 0-946092-09-5 — автор сводный брат Уильяма Хаскиссона.
- Ламберт, Эндрю, Война на море в эпоху парусного спорта , глава 8, 2000 г., Лондон, ISBN 1-55278-127-5
- Покок, Том, Горацио Нельсон , Глава XII, 1987, Лондон, ISBN 0-7126-6123-9
- Поуп, Дадли, Англия ожидает (решение титула США в Трафальгаре ), 1959, Weidenfeld & Nicolson.
- Уорнер, Оливер , Трафальгар . Впервые опубликовано Бэтсфордом в 1959 году, переиздано Pan в 1966 году.
- Уорик, Питер (2005). Голоса из Трафальгарской битвы . Издательство Дэвида и Чарльза. ISBN 0-7153-2000-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Трафальгарской битвой , на Викискладе?
- Военно-морской флот Нельсона
- Прочтите о французских сборных рулонах из Трафальгарской битвы на сайте Национального архива.
- Посетите HMS Victory на исторической верфи Портсмута.
- HMS Victory Веб-сайт Королевского флота
- Меморандум Нельсона - план битвы - в Британской библиотеке. Архивировано 7 декабря 2016 года в Wayback Machine.
- «Трафальгарская битва» Интерактивное руководство: Образовательная презентация от Guardian Unlimited
- «Наш флот» Эй. Дж. Уэста: возложение венка к HMS Victory, октябрь 1905 г. Архивировано 31 марта 2012 г. в Wayback Machine.
- BBC Battlefield Academy: игра Battle of Trafalgar, созданная Solaris Media (теперь Playniac ) к двухсотлетию.
- Видео BBC (42 минуты) реконструкции Трафальгарской битвы у Портсмута 28 июня 2005 г.
- Концертная увертюра - Трафальгар 1805 на YouTube
- The London Gazette Extraordinary, оригинальные опубликованные депеши от 6 ноября 1805 г., История военно-морского флота: Великобритания, EuroDocs: Первичные исторические документы из Западной Европы, Библиотека Университета Бригама Янга. Проверено 27 июля 2006 г.
- Английская народная песня о Трафальгарской битве на YouTube
Предшественник Битва при Вероне (1805 г.) | Наполеоновские войны Трафальгарская битва | Преемник Битва при Кальдьеро (1805 г.) |
- Трафальгарская битва
- Горацио Нельсон
- Битвы войны Третьей коалиции
- Конфликты 1805 года
- Запланированное вторжение Наполеона в Соединенное Королевство
- Морские сражения Наполеоновских войн с участием Франции
- Морские сражения наполеоновских войн с участием Соединенного Королевства
- Морские сражения Наполеоновских войн с участием Испании
- Война Третьей коалиции
- 1805 год в Гибралтаре.
- 1805 г. в Испании.
- История Королевского флота XIX века
- События октября 1805 года