Jump to content

Атлантическая кампания 1806 г.

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Атлантическая кампания 1806 г.
Часть наполеоновских войн

Действия Дакворта у Сан-Доминго, 6 февраля 1806 года , Николас Покок
Дата Декабрь 1805 г. - сентябрь 1806 г.
Расположение
Результат Британская победа
Воюющие стороны
 Великобритания  Франция
Командиры и лидеры
Джон Дакворт
Ричард Страчан
Джон Уоррен
Жан Уилломез
Корантен Лейссег

Атлантическая кампания 1806 года представляла собой сложную серию маневров и контрманевров, проводившихся эскадрами французского и британского королевских флотов через Атлантический океан весной и летом 1806 года в рамках наполеоновских войн . Кампания последовала непосредственно за Трафальгарской кампанией годом ранее, в ходе которой французский средиземноморский флот пересек Атлантику, вернулся в Европу и соединился с испанским флотом. 21 октября 1805 года эти объединенные силы были уничтожены британским флотом под командованием лорда Нельсона в битве при Трафальгаре , хотя кампания не закончилась до битвы при мысе Ортегал 4 ноября 1805 года. Организовав зимой сопротивление на море, первый лорд Адмиралтейства лорд Бархам отвел британские блокадные эскадры в гавань. Барэм просчитался: французский атлантический флот, базировавшийся в Бресте , не участвовал в Трафальгарской кампании и поэтому был в полной силе. Воспользовавшись сокращением британских сил у порта, Наполеон приказал двум тяжелым эскадрам выйти в море, получив приказ совершать набеги на британские торговые пути, избегая при этом контактов с эквивалентными силами Королевского флота.

Отправившись из Бреста 13 декабря 1805 года, прошло 12 дней до того, как Адмиралтейство в Лондоне узнало о передвижениях французов, к тому времени французские эскадры находились глубоко в Атлантике, одна из которых под командованием вице-адмирала Корантена-Урбена Лейссега намеревалась совершить круиз по Карибского моря, а другой под командованием контр-адмирала Жана-Батиста Вильомеса направлялся в Южную Атлантику. Две британские эскадры были спешно собраны и отправлены в преследование: одну под командованием контр-адмирала сэра Ричарда Страчана , а другую под командованием контр-адмирала сэра Джона Борласа Уоррена . К этим эскадрильям присоединилась третья под командованием контр-адмирала сэра Джона Томаса Дакворта , который покинул свою базу у Кадиса , когда узнал о французской эскадре к югу от него, и впоследствии пересек Атлантику в погоне за Уилломесом. Хотя Вилломесу удалось бежать в Южную Атлантику, Лейссег был менее успешным и был обнаружен и уничтожен в битве при Сан-Доминго в феврале 1806 года объединенными силами под командованием Дакворта и контр-адмирала. Александр Кокрейн . Другие эскадры, уже находившиеся в море, были втянуты в кампанию: меньшая эскадра, которая совершала набеги на африканское побережье под командованием коммодора Жана-Марта-Адриена Л'Эрмита с августа 1805 года, отвлекла внимание от основной кампании, но не смогла отвлечь значительные британские силы. в то время как остатки французской эскадры под командованием контр-адмирала Шарля-Александра Дюрана Линуа , действовавшей в Индийском океане с 1803 года, были перехвачены и разгромлены Уорреном в марте после случайной встречи на обратном пути во Францию.

Уиллаумез добился незначительного успеха в своих операциях в Южной Атлантике и Карибском бассейне, но на обратном пути попал в летний ураган, и его корабли были разбросаны по восточному побережью Северной Америки. Один из них был перехвачен и уничтожен британскими войсками, а другие были настолько сильно повреждены во время шторма, что были вынуждены укрыться в американских портах. Выжившие осенью постепенно вернулись в Брест, последний из которых прибыл в начале 1807 года. Эта кампания была последней значительной операцией в Атлантике до конца войны, и ни одна французская эскадра любого размера не покинула ни один из портов Бискайи до 1808 года. Потери, понесенные брестским флотом, настолько ослабили его, что он не участвовал в крупной операции до 1809 года, когда попытка прорыва из Бреста закончилась поражением в битве на Баскских дорогах .

Трафальгар

[ редактировать ]

30 марта 1805 года французский средиземноморский флот под командованием вице-адмирала Пьера-Шарля Вильнева успешно прорвался из гавани Тулона , избежав британского блокадного флота под командованием вице-адмирала лорда Нельсона и направившись на запад из Средиземного моря в Атлантику. Нельсон последовал нескольким дни позади. [ 1 ] Вильнев, к которому присоединилась испанская эскадра, переправился через океан в Карибское море и бросил якорь на Мартинике , а Нельсон прибыл на Барбадос 11 июня. В панике из-за прибытия британцев Вильнев немедленно вернулся в Европу, а Нельсон снова следовал за ним. В приказе Вильнева было указано, что он направится в Брест , французский военно-морской порт на Бискайском заливе , и соединится там с флотом под командованием вице-адмирала Оноре Гантома . Вместе эти силы вытеснят Королевский флот из Ла-Манша, готовясь к вторжению в Британию. [ 2 ] Однако, когда он проходил через испанский порт Феррол 22 июля 1805 года, Вильнев был перехвачен британским флотом под командованием вице-адмирала сэра Роберта Колдера . В последовавшей битве у мыса Финистерре Кальдер захватил два испанских корабля, но не смог нанести решающий удар по эскадре Вильнева, которая позже направилась в Кадис , главный морской порт Испании в Атлантическом океане. Нельсон прибыл вскоре после этого и начал блокаду порта. [ 3 ]

21 октября 1805 года объединенный франко-испанский флот Вильнева отплыл из Кадиса и был перехвачен Нельсоном, что привело к Трафальгарской битве . Хотя Нельсон был убит в разгар сражения, его эскадра нанесла сокрушительное поражение объединенному флоту, захватив или уничтожив 17 французских или испанских кораблей, включая флагман Вильнёва. Потрепанные остатки французского средиземноморского и испанского атлантического флотов отступили в Кадис, хотя четыре французских корабля бежали на север и были перехвачены и захвачены в битве у мыса Ортегаль две недели спустя. [ 4 ] В общей сложности кампания стоила Наполеону 13 французских и 12 испанских кораблей, исключив любую возможность даже регионального превосходства на море и тем самым предотвратив запланированное вторжение в Британию, которое уже было отложено на неопределенный срок. Уничтожение французского и испанского флотов и прекращение угрозы французского вторжения широко отмечались в Британии и рассматривались первым лордом Адмиралтейства лордом Бархэмом как возможность сократить расходы и ущерб своим кораблям за счет снятия атлантической блокады. в Великобританию зимой при условии, что потрепанный французский флот не сможет и не захочет действовать на море в этот период. [ 5 ] Он писал: «Сейчас бесполезно изнурять наши корабли зимой в бесплодной блокаде». [ 6 ]

Французские планы

[ редактировать ]
Эскадра Аллеманда преследует конвой Калькутты , 25 сентября 1805 года, Томас Уиткомб

Барэм серьезно просчитался с численностью Брестского флота, который не участвовал в кампании 1805 года и поэтому находился в полном составе. Он также недооценил Наполеона , который заметил, что краткое пребывание Вильнева в Карибском море представляло собой серьезную угрозу для британской торговли, задерживая конвои и вызывая панику среди торговцев Вест-Индии. [ 7 ] Французские военно-морские власти были также воодушевлены эффектом рейдовой эскадры под командованием контр-адмирала Закари Аллемана , которая сбежала из Рошфора 17 июля 1805 года, нанесла значительный ущерб британской торговле в Атлантике и осталась в море у побережья Северной Африки. [ 8 ] Стремясь повторить эти эффекты, Наполеон в ноябре 1805 года послал командующему в Бресте вице-адмиралу Оноре Гантому приказ подготовить две сильные эскадры к службе в Атлантике. Они должны были покинуть Брест под покровом темноты 13 декабря, получив приказ нанести удар вглубь Атлантики и перехватить все встреченные торговые конвои. Впоследствии эскадрильи должны были разделиться: одну в Южную Атлантику, а другую в Карибский бассейн, чтобы нанести как можно больший ущерб британской межконтинентальной торговле. Приказы призывали адмиралов не вступать в бой с силами Королевского флота эквивалентного или большего размера и таким образом избегать риска быть захваченным или уничтоженным. [ 9 ]

Гантом выбрал для операции 11 линейных кораблей, в том числе 120-пушечный первоклассный «Империал» , флагман вице-адмирала Корантена-Урбена Лейссега , который должен был отправиться в Карибское море вместе с четырьмя другими линейными кораблями, двумя фрегатами и корветом . Его эскадрилья насчитывала более 1000 французских солдат для пополнения гарнизона Санто-Доминго под командованием генерала Жана-Луи Феррана , а затем была вынуждена провести два месяца в блокаде Ямайки , а затем отправиться вдоль восточного побережья Америки к Ньюфаундленду и вернуться во Францию, когда запасы продовольствия иссякли. [ 10 ] Другая эскадра была передана контр-адмиралу Жану-Батисту Вильоме в Фудруяне с приказом путешествовать по морским путям Южной Атлантики, прежде чем отправиться к Подветренным островам , поддерживать связь с французскими колониями Мартиника, Гваделупа и Кайенна и блокировать Барбадос . Когда британское сопротивление стало слишком сильным, он должен был вернуться в Южную Атлантику у острова Святой Елены , а также вернуться во Францию, когда запасы продовольствия иссякли. [ 11 ] Его эскадра состояла из шести линейных кораблей, двух фрегатов и двух бригов , а среди ее капитанов был Жером Бонапарт , младший брат императора. Хотя обе эскадрильи имели с собой продовольствие на шесть месяцев, ожидалось, что во время плавания они захватят больше, и предполагалось, что их рейдовые операции продлятся до 14 месяцев, что нанесет серьезный косвенный ущерб британской экономике, ограничив движение торговли. [ 12 ]

декабрь 1805 г.

[ редактировать ]

13 декабря 1805 года, когда большая часть британской блокадной эскадры стояла на якоре в заливе Косанд , а остальные были отброшены далеко от берега зимним штормом, французские эскадры отплыли из Бреста в Бискайский залив незамеченными . За два дня они прошли почти 500 морских миль (930 км) в Атлантический океан и встретили британский торговый конвой, преследовавший Уиллаумеса. [ 13 ] Конвой направлялся в Великобританию из Гибралтара в сопровождении 64-пушечного HMS Polyphemus под командованием капитана Роберта Редмилла и фрегата HMS Sirius под командованием капитана Уильяма Проуза . Сильно превосходя численностью, конвой развернулся и побежал по ветру, Уиллаумез преследовал его. Позже в тот же день на севере появился второй конвой из 23 кораблей, направлявшихся из Корка в Карибское море в сопровождении фрегатов HMS Arethusa под командованием капитана Чарльза Брисбена , HMS Boadicea под командованием капитана Джона Мейтленда и брига HMS Wasp . Когда Вильомез отвлекся, Лейссег приказал своей эскадрилье преследовать его. [ 14 ]

Корабли Уилломеса захватили несколько отставших из конвоя Редмилла и сумели изолировать Сириус , который только что сбежал, едва избежав неравного столкновения с четырьмя линейными французскими кораблями. Когда конвой был рассредоточен, Уиллаумез собрал свои разрозненные силы и отправил фрегат «Волонтер» на испанский остров Тенерифе , прежде чем направить остальную часть своей эскадры на юг, к назначенному месту плавания. с призами [ 13 ] На севере Лейссег ночью постепенно приблизился к конвою Брисбена, но не приблизился к нему до утра 16 декабря. [ 15 ] В ответ Брисбен построил три своих военных корабля в боевую линию в сопровождении трех более крупных торговых кораблей. Эти силы не могли надеяться противостоять основным силам Лейссега, но позволили бы 17 другим судам уйти, не позволив фрегатам французской эскадры преследовать их. [ 13 ] Игнорируя убегающий конвой, Лейссег выстроил свою собственную боевую линию и продолжил сближаться с Брисбеном, чьи более быстрые корабли в течение дня неуклонно отходили от французов. С наступлением темноты Лейссег отказался от преследования и повернул на юг, а Брисбен немедленно отправил Боадицею в Брест и Осу в блокадные эскадрильи вдоль Атлантического побережья со срочным предупреждением о французских операциях в Восточной Атлантике. Сам Брисбен поддерживал дистанционный контакт с Лейссегом еще в течение дня, прежде чем французская эскадра отступила. Брисбен продолжил движение на юг с остатком своего конвоя в поисках британской блокадной эскадры в Кадисе. [ 15 ]

Круиз Дакворта

[ редактировать ]

20 ноября 1805 года французская эскадра под командованием контр-адмирала Аллемана столкнулась с британским конвоем у Диких островов . Эскадра Аллемана возвращалась во Францию, когда он столкнулся с конвоем, состоящим из шести торговых судов, шедших из Великобритании в Горе под эскортом брига HMS Lark под командованием командира Фредерика Лэнгфорда. [ 15 ] Лэнгфорд отдал приказ своему конвою рассредоточиться по мере приближения французов, Ларк повернул на север в поисках контр-адмирала сэра Джона Томаса Дакворта и Кадисской эскадры и достиг его 26 ноября. Дакворт немедленно отправился в погоню за Аллемандом, оставив только два фрегата для наблюдения за Кадисом в его отсутствие. [ 16 ]

Направляясь на юг от Кадиса, эскадра Дакворта достигла Мадейры 5 декабря, миновав Тенерифе десять дней спустя, не заметив ни одного французского корабля. Продолжая двигаться на юг к островам Зеленого Мыса , Дакворт неохотно признал, что французская эскадра сбежала, и отступил на север, пока 23 декабря не встретил сокращенный конвой Брисбена. Отслеживая предполагаемый курс кораблей Лейссега, Дакворт продолжил движение на север по курсу, который должен был перехватить французскую эскадру. [ 14 ] 25 декабря в 06:45 по адресу 30 ° 52' с.ш. 20 ° 16' з.д.  /  30,867 ° с.ш. 20,267 ° з.д.  / 30,867; -20.267 , примерно в 200 морских милях (370 км) к северо-западу от Канарских островов , наблюдатели эскадры Дакворта заметили вдалеке девять парусов. Поскольку эскадра Аллеманда, по оценкам, насчитывала примерно девять кораблей, Дакворт первоначально полагал, что его врагом был Аллеманд, возможно, сопровождаемый призами, захваченными в его походе. Однако когда он сблизился с французами, стало ясно, что это совсем другая эскадра. [ 17 ] На самом деле его целью был Уиллаумез, и, несмотря на усилия французского адмирала, Дакворт неуклонно догонял его, линейные корабли HMS Superb , HMS Spencer и HMS Agamemnon опережали остальную часть британской эскадры. [ 18 ]

К 13:00 26 декабря флагманский корабль Superb находился всего в 7 морских милях (13 км) позади самого заднего французского корабля, Спенсер - на 4 морских мили (7,4 км) дальше, а Агамемнон - еще на 5 морских миль (9,3 км). Остальная часть эскадры отставала от лидеров более чем на 22 морских мили (41 км), почти полностью скрывшись из виду, а самый задний корабль, HMS Donegal более чем на 45 морских миль (83 км) , отставал от Superb . [ 19 ] Таким образом, более компактная французская эскадра имела преимущество. Британцы были слишком рассредоточены, чтобы иметь возможность собрать достаточно мощные силы, чтобы вступить в равный бой с французами, а расстояние между отдельными британскими кораблями было слишком велико, чтобы позволить им оказать взаимную поддержку, если Уиллаумез повернется к ним лицом. Поэтому, к ярости своих офицеров, Дакворт прекратил преследование. Это решение подверглось резкой критике как в то время, так и впоследствии: историк Уильям Джеймс комментировал, что «если бы «Суперб» привел в действие, а это могло бы произойти в течение нескольких часов, самый суровый французский корабль... расчет, был бы выгоден британцам». [ 20 ] Капитан флагманского корабля HMS Superb , Ричард Гудвин Китс пропустив Трафальгар, где он должен был быть секундантом Нельсона, очень хотел принять участие в сражении, но не критиковал это решение в письме брату Нельсона всего через несколько дней после события. [ 21 ]

Собрав свою разрозненную эскадру, Дакворт отправил фрегат HMS Amethyst в Великобританию с известием об активности французов в Восточной Атлантике. В его сообщении говорилось, что французы, вероятно, направлялись в Голландскую Ост-Индию . [ 20 ] Сам он повернул на юго-запад в сторону Подветренных островов , где мог пополнить запасы своих кораблей, готовясь к возобновлению блокады Кадиса. 2 января 1806 года он приказал HMS Powerful под командованием капитана Роберта Плампина отправиться в Индийский океан и усилить там британскую эскадру на случай, если эскадра Уилломеса достигнет азиатских вод. [ 17 ]

Британский ответ

[ редактировать ]

Слухи о побеге французов дошли до Британии только 24 декабря, когда из Гибралтара прибыл картель с этой новостью. В отчете занижена численность французских сил, утверждалось, что прорвались семь, а не одиннадцать линейных кораблей и четыре фрегата. [ 22 ] Осознав свою ошибку при снятии блокады, Бархэм немедленно приказал двум эскадрам подготовиться к выходу в море: одна под командованием вице-адмирала сэра Джона Борласа Уоррена собралась в Спитхеде , включая второсортный HMS London и шесть других линейных кораблей. Другой был сформирован в заливе Косанд под командованием контр-адмирала сэра Ричарда Страчана и состоял из второсортного HMS St George и пяти других линейных кораблей. [ 10 ] Обоим было приказано совершить круиз по средней части Атлантики в поисках пропавших французских эскадр, Уоррену - в окрестностях Мадейры, а затем и в Вест-Индии, в конечном итоге соединившись с тамошними эскадрами под командованием контр-адмирала Александра Кокрейна и вице-адмирала Джеймса Ричарда Дакреса . Страчан должен был пройти мимо острова Святой Елены и совершить круиз по побережью Западной Африки к мысу Доброй Надежды , охраняя жизненно важный торговый путь в Восточной Атлантике, который соединял Великобританию с Индией. Если ему не удалось обнаружить французов, ему было приказано присоединить свою эскадру к эскадре под командованием коммодора Хоума Риггса Пофама , которая была отправлена ​​для вторжения на голландскую базу на мысе Доброй Надежды осенью 1805 года. [ 22 ]

Битва при Сан-Доминго

[ редактировать ]

12 января 1806 года эскадра Дакворта бросила якорь в заливе Карлайл на Барбадосе , отправив HMS Acasta на Сент-Китс для дополнительных запасов воды. 19 января вся эскадра отплыла в Бастер на острове Сент-Китс, где встала на якорь и взяла свежие продукты и воду. [ 23 ] 21 января к ним присоединились два корабля Вест-Индской эскадры: HMS Northumberland под командованием капитана Джона Моррисона и HMS Atlas под командованием капитана Сэмюэля Пима . Нортумберленд был флагманом контр-адмирала Александра Кокрейна , который встретился с Даквортом, но не имел новой информации о французских передвижениях в регионе. [ 24 ] Фактически, Лейссег прибыл в Карибское море 20 января, его переход был задержан после отбытия от конвоя Брисбена в декабре, а его корабли были повреждены и рассеяны серией зимних штормов у Азорских островов . Высадив войска в Санто-Доминго , французский адмирал произвел ремонт своих кораблей, дождался прибытия пропавших без вести Александра и Брейва и в течение следующих двух недель принялся за припасы, готовясь к рейдовым операциям в Вест-Индии. [ 25 ]

1 февраля британский шлюп HMS Kingfisher прибыл на Сент-Китс с известием о том, что три французских линейных корабля были замечены у Санто-Доминго. Дакворт немедленно снялся с якоря и отплыл в порт, миновав Сент-Томас 3 февраля и через пролив Мона на следующий день. [ 24 ] 5 февраля к эскадре присоединился фрегат HMS Magicienne под командованием капитана Адама Маккензи в сопровождении захваченной датской шхуны, недавно вышедшей из Санто-Доминго и чей экипаж смог дать точный отчет о французской эскадре, стоящей на якоре в гавани. Прежде чем датский корабль покинул порт, ряд французских офицеров были обеспокоены тем, что шхуна может раскрыть британцам подробности их присутствия, и потребовали, чтобы Лейссег захватил и сжег судно, но адмирал отказался. [ 23 ]

Битва при Сан-Доминго, 6 февраля 1806 года, с участием HMS Canopus , Томас Лайд Хорнбрук

Ранним утром 6 февраля 1806 года разведывательные фрегаты Дакворта заметили эскадру Лейссега у порта Санто-Доминго. Французские дозорные доложили о британской эскадре адмиралу, который приказал своим кораблям плыть боевой линией на запад вдоль побережья, в направлении Низао . [ 26 ] Когда началась погоня, Ричард Гудвин Китс , капитан « Суперба» молча подвесил портрет Нельсона на бизани-штаге, прежде чем обратиться к людям в манере, призванной вызвать энтузиазм в предстоящей битве. [ 27 ] Через несколько минут началась битва, группа сыграла «God Save the King» и «Nelson of the Nile», когда Superb приблизился к ведущему кораблю Лейссега, за которым следовали Кокрейн в Нортумберленде и Спенсер . Остальные корабли сформировали вторую дивизию под командованием контр-адмирала Томаса Луи на HMS Canopus , которая быстро отстала от ведущей дивизии. [ 28 ] В 10:10, выровняв все позиции, «Суперб» открыл огонь по «Александру» , в то время как «Нортумберленд» и «Спенсер» вступили в бой с двумя следующими французскими кораблями в очереди: флагманом Лейссега «Империал» и «Диомед» . В течение 15 минут Александр выпал из строя, утащив Спенсера за собой на юг, в то время как Нортумберленд получил серьезные повреждения от . тяжелых артиллерийских батарей Империала [ 29 ] В 10:35 прибыла эскадра Луи, каждый корабль обстреливал Александру на своем пути, оставляя ее обезглавленной и разбитой. Затем Канопус двинулся к рукопашной схватке вокруг Империала, в то время как HMS Donegal нацелился на Brave , а HMS Atlas атаковал Юпитер , оба из которых быстро сдались, а вскоре после этого последовал Александр . [ 30 ]

После разгрома тыла французов оставшиеся британские корабли сосредоточили свою атаку на «Империал» и «Диомед» , но сильный дым заблокировал британский обзор и заставил Атлас столкнуться с «Канопусом» , в то время как огонь «Империала» вывел из строя Нортумберленд . [ 31 ] В 11:30, окруженный врагами и без возможности побега, Лейссег решил отогнать оставшиеся корабли на берег, а не сдаваться. Направляясь к пляжу и преследуемый Канопусом , Империал и Диомед были намеренно посажены на землю. [ 32 ] Когда линия противника была разрушена, Дакворт бросил якорь у берега, чтобы наблюдать за действиями французов на стоящих на мели кораблях и провести срочный ремонт. Вне досягаемости британского огня небольшие лодки эвакуировали большую часть оставшихся моряков с кораблей «Империал» и «Диомед» , которые потеряли все мачты и быстро заполнялись водой. Когда 8 февраля Дакворт отправил свои фрегаты, стало ясно, что оба корабля не подлежат ремонту: британские абордажные группы удалили оставшиеся 156 членов экипажа в плен и подожгли корпуса. [ 33 ] Потери британцев в бою составили 74 убитых и 264 раненых, тогда как общее количество французов оценивалось в 1510 человек, хотя точные подсчеты после боя не проводились. [ 34 ]

Разгромив врага, Дакворт отправил «Нортумберленд» и HMS «Агамемнон» на Барбадос, а остальную часть эскадры отвез на Ямайку с призами. Там его приветствовали, и его победу также праздновали в Британии, когда новости достигли Европы на бриге HMS Kingfisher . [ 35 ] Награды были распределены между офицерами эскадры, но Дакворта не заметили: его отказ от Кадиса и неспособность привести Уиллаумеса в бой в декабре вызвали неприязнь лорда Коллингвуда , главнокомандующего Средиземноморским флотом, который заблокировал любые награды его подчиненный. Историки Уильям Джеймс и Уильям Лэрд Клоуз предположили, что, если бы Дакворт не одержал победу в Сан-Доминго, ему, вероятно, предстал бы военный трибунал . [ 36 ] [ 37 ]

Круиз Уилломеса

[ редактировать ]

Южная Атлантика

[ редактировать ]

Обойдя Дакворта 26 декабря, Уиллаумез отплыл в Южную Атлантику, намереваясь пройти в Индийский океан и совершить круиз у мыса Доброй Надежды в ожидании прибытия британского китайского флота. [ 38 ] Китайский флот представлял собой крупный ежегодный конвой жителей Восточной Индии, который отправлялся из Кантона и проходил через Малаккский пролив , через Индийский океан, вокруг мыса Доброй Надежды, а затем на север через Атлантический океан, прибывая в британские воды через шесть-восемь месяцев после отправление. Во время перехода конвой собрал корабли из различных британских колоний в Индийском океане, и к моменту прохождения южной оконечности Африки в нем часто находились десятки судов. [ 39 ] Объединив тяжелое вооружение жителей Ост-Индии с сильным эскортом Королевского военно-морского флота, китайский флот стал грозной целью для французских рейдовых эскадрилий: в битве при Пуло-Ауре в феврале 1804 года китайский флот без сопровождения отогнал мощную французскую эскадру под командованием Контре. -Адмирал Шарль-Александр Дюран Линуа после острого столкновения. [ 40 ]

Уиллаумез планировал пополнить запасы своей эскадры на самом мысе, прежде чем искать китайский флот, но команда торгового судна, захваченного в Южной Атлантике, сообщила ему, что голландские губернаторы сдались 10 января 1806 года экспедиционному корпусу под командованием генерала сэра Дэвида. Бэрд и коммодор Пофэм после пяти дней боев. Отвернувшись от мыса, Уиллаумез решил продолжить операции в Южной Атлантике до апреля, когда он зайдет в Сальвадор в Бразилии для снабжения. [ 37 ] Уиллаумесу посчастливилось собрать эту информацию перед попыткой встать на якорь в Столовой бухте : Пофэм приказал всем кораблям и береговым объектам продолжать плавать под голландским флагом в надежде, что вражеские корабли будут заманены в пределах досягаемости артиллерийских батарей порта. [ 41 ] 4 марта эта уловка сработала успешно, когда фрегат «Волонтер» , отделившийся от эскадры Уиллаумеса в декабре, встал на якорь посреди эскадры Пофэма, не осознавая своей личности. Безнадежно превосходя численностью, у капитана Бретеля не было другого выбора, кроме как сдаться, а британский абордажный отряд обнаружил в трюме 217 британских солдат, захваченных Уилломесом из конвоя Редмилла. [ 42 ]

Уничтожение Линуа

[ редактировать ]
Лондонский военный корабль захватывает адмирала Линуа в Маренго, 13 марта 1806 года , современная гравюра работы "W.C.I".

Пока Уиллаумез действовал в Южной Атлантике, британские эскадры под командованием Страчана и Уоррена охотились за ним в сотнях миль к северу. Эскадра Уоррена курсировала по восточной Атлантике, наблюдая за торговыми путями, проходившими вдоль побережья Западной Африки, в то время как Страчан сосредоточился на западной Атлантике, особенно на южных подходах к Карибскому морю. [ 13 ] Хотя ни один из них не был в состоянии перехватить Уилломеса, пока он не начал обратный путь на север, позиция Уоррена давала ему возможность наблюдать за любыми французскими или союзными судами, возвращающимися в Европу с Востока. В 03:00 16 марта 1806 года наблюдатели HMS London сообщили о движении на северо-восток, и капитан сэр Гарри Беррард-Нил приказал своему кораблю преследовать его. Хотя другие корабли эскадры ничего не видели, Уоррен отдал приказ следовать за Лондоном на случай, если паруса окажутся французскими. [ 10 ]

Далекие корабли на самом деле были остатками эскадры Линуа, вышедшей в море 13 марта 1803 года и с тех пор действовавшей в Индийском океане . Там Линуа провел серию торговых рейдов, которые достигли минимального успеха, чему препятствовало как отсутствие военно-морских запасов на Иль-де-Франс , так и колебания Линуа перед лицом врага. Эскадра упустила возможности при Пуло-Ауре и битве при Визагапатаме в 1804 году, а также против конова, сопровождаемого сэром Томасом Трубриджем в 1805 году. [ 43 ] Сильно уменьшенная отрядами и кораблекрушениями, эскадра Линуа теперь состояла только из его линейного корабля «Маренго» и фрегата «Бель Пуль» . В 03:00 13 марта наблюдатели на Маренго заметили паруса на юго-западе, и, несмотря на опасения своих офицеров, Линуа приказал Маренго провести расследование в надежде, что он обнаружил еще один торговый конвой. [ 44 ]

В 05:30 Лондон и Маренго почти столкнулись в темноте, Линуа узнал в странном корабле второсортный корабль Королевского флота и отчаянно отвернулся, пытаясь спастись. Маренго был слишком медленным, и Нил открыл огонь, быстро нанеся серьезный ущерб французскому флагману. Капитан Брюйяк на Бель-Пуль помогал своему адмиралу как можно дольше, но в 06:15 отвернулся от британского фрегата HMS Amazon . преследовавшего его [ 14 ] Бои продолжались еще четыре с половиной часа, Линуа защищал свой корабль от растущих препятствий, в то время как остальная часть эскадры Уоррена подошла к зоне досягаемости. На северо-востоке Amazon удалось поймать Belle Poule , британский фрегат, нанесший серьезный ущерб французскому кораблю при приближении. Не имея возможности уйти или продолжить бой, и Линуа, и Брюйяк сдались в 11:00, хотя к тому времени французский адмирал был тяжело ранен и уведен вниз. [ 45 ] Потери французов составили 69 убитых и 106 раненых, тогда как потери британцев составили 13 убитых и 27 раненых. [ 46 ] После боя Уоррен вернулся в Великобританию со своими призами, оставив восточную половину Атлантики временно без охраны. [ 47 ]

Уиллаумез на Карибах

[ редактировать ]

В начале апреля 1806 года Страчан был единственным британским адмиралом, который все еще охотился за эскадрой Уилломеса после ухода Дакворта и Уоррена. Движению эскадрильи Страчана препятствовало присутствие 98-пушечного HMS St George , который был слишком медленным, чтобы эффективно действовать вместе с силами быстрого реагирования Страчана. Вернувшись в Великобританию в начале апреля для пополнения запасов, Страчан отделил «Сент-Джордж» и HMS «Кентавр» (новый флагман блокады Рошфора) в Плимуте , к ним присоединились три дополнительных линейных корабля и два фрегата, все быстроходные корабли, способные к расширенным операциям. [ 48 ] В начале мая до Великобритании дошли новости о пребывании Уиллаумеса в Сальвадоре и его последующем отъезде в середине апреля, и Страчану снова было приказано преследовать его, направляясь в Вест-Индию. [ 49 ]

Покинув Бразилию, Уиллаумез сначала направился во французскую колонию Кайенна , где разделил свои корабли на три эскадры, чтобы усилить свои набеговые операции по всей Вест-Индии. В мае он ненадолго обдумывал возможность нападения на залив Карлайл на Барбадосе , но отступил, заявив, что ветер и прилив были против него. Кокрейн, чья эскадра базировалась в заливе Карлайл, преследовал французов и почти захватил Жерома Бонапарта в Ветеране на своем флагманском корабле «Нортумберленд» , вынудив французский корабль отойти в Фор-де-Франс на Мартинике 9 июня. [ 38 ] Кокрейн заблокировал порт, и к нему присоединились HMS Elephant под командованием капитана Джорджа Дандаса и HMS Canada под командованием капитана Джона Харви , но Нортумберленд был поврежден штормом, и британцы временно отошли на Сент-Люсию , что позволило Эолю и Импетуэ добраться до Фор-де-Франс на 15 июня. В течение следующей недели остальная часть эскадры Уилломеса присоединилась к Ветерану , игнорируя попытки Кокрейна перехватить его корабли, когда они вошли в гавань. [ 37 ]

1 июля Виллаумез покинул Форт-де-Франс с двумя кораблями и отплыл в Монтсеррат , захватив в гавани три торговых судна. Британский губернатор Монтсеррата направил срочные сообщения в Невис и Сент-Китс, откуда власти спешно эвакуировали конвой из 65 кораблей, стоявший на якоре в Сэнди-Пойнт под скудной защитой 28-пушечного фрегата HMS Carysfort . [ 50 ] Однако 13 кораблей из других гаваней пропустили предупреждение, и 3 июля четыре корабля, оторвавшиеся накануне от эскадры Уиллаумеса, сошли на острова, захватив четыре судна на Невисе и атаковав оставшиеся девять, собравшиеся под Серным холмом . Там артиллерийский огонь батарей Бримстоун-Хилл отогнал атакующие французские корабли. 4 июля Уиллаумез присоединился к эскадре из Монтсеррата с известием о том, что ежегодный ямайский конвой, большая группа торговых судов, которые летом плывут каждый год из Карибского бассейна в Великобританию, стоит на якоре у Тортолы . [ 50 ] Кокрейн уже осознал опасность для ямайской эскадры и догнал Уилломеса, когда он находился в Монтсеррате, ожидая у острова Сент-Томас французскую эскадру с четырьмя линейными кораблями и четырьмя фрегатами. 6 июля Уиллаумез заметил Кокрейна к юго-востоку от Сент-Томаса и, прислушавшись к приказу Наполеона не рисковать в бою, повернул и прошел между Сент-Томасом и островами Пассаж . Когда французы были отогнаны, Кокрейн отплыл на Тортолу, где собралось около 300 кораблей, чтобы подготовить конвой к путешествию в Европу. [ 51 ]

Разочарованный в своих попытках перехватить конвой на якоре, Уиллаумез решил встретить его в море, направляясь к Багамским банкам . Там он ждал конвой, захватывая все корабли, попадавшие в поле зрения его эскадры, в том числе нейтральные, на случай, если они выдадут его местоположение. [ 52 ] В течение нескольких недель наблюдатели Уиллаумеса ничего не видели, британцы сдерживали конвой, пока не получили некоторую информацию о местонахождении французской эскадры. [ 53 ] Ночью 31 июля, устав ждать конвоя, капитан Жером Бонапарт отплыл на север от эскадры, действуя без приказа или даже уведомив своего адмирала. Когда 1 августа рассвело, Уиллаумез запаниковал из-за исчезновения Ветерана и, предположив, что корабль каким-то образом случайно отделился, начал поиски пропавшего судна и его важного командира. [ 51 ]

Пока Уиллаумез отвлекался на пропавший корабль, Кокрейн закончил подготовку конвоя. Не имея возможности больше откладывать его отход, он отправил на восток 109 крупных торговых судов под защитой одного небольшого линейного корабля, двух фрегатов и двух шлюпов, что значительно уступало силе под командованием Уиллаумеса. Конвой прошел через территорию плавания Уилломеса в августе, пока французский адмирал находился на севере в поисках Ветерана , и к тому времени, когда он вернулся, конвой был уже далеко на востоке и уже направлялся в Британию. [ 54 ] Отсутствие Уилломеса также означало, что он пропустил потенциальную встречу с адмиралом Уорреном, который вернулся в Атлантику в поисках Уилломеса после своей победы над Линуа в марте. Уоррен отплыл из Спитхеда 4 июня и к 12 июля бросил якорь на Барбадосе. В августе он искал Уилломеса на востоке Багамских островов , но не смог обнаружить французскую эскадру, которая в то время все еще искала Ветерана далеко на севере. [ 54 ]

Поскольку его эскадра неожиданно истощилась, его главная цель скрылась, а запасы продовольствия иссякли, Уиллаумез решил начать заключительный этап своего круиза и отплыть к Ньюфаундленду, тем самым избежав преследования со стороны Кокрейна и Уоррена и охотясь на конвои и рыболовные флотилии, которые пересекали этот район. . [ 55 ] 18 августа, повернув на север, Уиллаумез находился в 22 ° с.ш. 63 ° з.д.  /  22 ° с.ш. 63 ° з.д.  / 22; -63 , 324 морских мили (600 км) к северо-востоку от Пуэрто-Рико , когда на его эскадру обрушился жестокий ураган . Когда шторм утих, Уиллаумез обнаружил, что его флагманский корабль «Фудройант» сильно поврежден и находится в полном одиночестве. Установив присяжные мачты , Фудройан медленно, хромая, направилась к испанскому порту Гавана на Кубе , где она могла произвести ремонт, необходимый для обратного пути во Францию. В течение почти месяца Уиллаумез ничего не встречал, но 15 сентября, когда уже была видна Гавана, появился тяжелый британский фрегат HMS Anson под командованием капитана Чарльза Лидьярда . [ 56 ] Уиллаумез отправил лодку в Гавану за помощью, когда фрегат приблизился, и в 13:15 Лидьярд открыл огонь. Хотя Фудройант был намного крупнее Энсона, она была значительно повреждена и неспособна к быстрым маневрам, что давало Лидьярду некоторую надежду поймать ее. Однако огонь флагмана Уиллаумеса оказался слишком сильным, и в 13:45 Энсон ускользнул, при этом двое человек были убиты и восемь ранены. Испанские корабли, в том числе линейный корабль «Сан-Лоренцо», вышли на помощь Фудрояну , и через несколько часов он благополучно встал на якорь в хорошо укрепленной гавани. [ 57 ]

Остальная часть эскадрильи Уиллаумеса оказалась менее успешной в своих попытках достичь безопасного места. Все они были сильно повреждены, и большинство из них было унесено ветром на северо-запад, в сторону восточного побережья Соединенных Штатов. Там они столкнулись с эскадрой Страчана, которая прошла через Багамские острова, пока Уилломез искал Ветерана , и находилась в 60 морских милях (110 км) от Уилломеса, когда они попали в тот же ураган, который рассеял французскую эскадру. [ 48 ] Менее поврежденные, чем их противники, корабли Страчана начали собираться в Чесапикском заливе с намерением продолжить поиск после завершения временного ремонта. 14 сентября линейные корабли HMS Belleisle под командованием капитана Уильяма Харгуда , HMS Bellona под командованием капитана Джона Эрскина Дугласа и фрегат HMS Melampus под командованием капитана Стивена Пойнца курсировали у мыса Генри в поисках флагмана Страчана HMS Caesar , когда они заметили корабль, идущий под водой. присяжные мачты на юго-запад. [ 49 ] Завершая расследование, они обнаружили, что незнакомцем был французский корабль Impétueux , оставленный ураганом в обезвреженном и протекшем состоянии и отчаянно пытавшийся добраться до гавани в Соединенных Штатах. Коммодор Ален-Жозеф Ле Вейер-Белэр немедленно направил Импетё к побережью, чтобы избежать неравного боя, и в 08:15 вывел свой корабль на берег. Хотя Импетё теперь находился на территории Соединенных Штатов, Мелампус открыл огонь, атака последовала в 10:00 лодками из Беллейля и Беллоны . [ 58 ] Абордажные группы захватили Импетуё, но появление на горизонте двух парусов, которые позже оказались британскими, убедило Харгуда оставить затонувший корабль Мелампусу . К 20:00 оставшийся французский экипаж был взят на борт фрегата в качестве пленников, и Пойнц приказал сжечь обломки. [ 59 ]

Разрушение Импетуэ на территории Соединенных Штатов вызвало жалобы со стороны французского консула в Норфолке, штат Вирджиния, а также со стороны капитанов «Эола» и «Патриота» , укрывшихся в Аннаполисе после урагана. [ 60 ] Сильно поврежденный сильным ветром, ремонт «Патриота» занял больше года, коммодор Жозеф-Гиацинт-Исидор Хром ждал до 16 декабря 1807 года, чтобы вернуться во Францию. Он прибыл на Иль-д'Экс 17 января 1808 года, едва избежав блокадной эскадры под командованием Страчана, которая временно не могла принять свежие припасы. [ 61 ] «Эоль» так и не была отремонтирована: трудности с получением необходимых военно-морских запасов оказались слишком велики, и она была разбита в Аннаполисе в 1811 году. Еще одним кораблем, который так и не вернулся во Францию, был фрегат Валерёз , который укрылся на реке Делавэр после урагана, но позже был был вынужден плыть вверх по реке в Филадельфию, чтобы избежать нападений британских рейдов. Как и в случае с Éole , ремонт оказался слишком сложным, и несколько лет спустя Valeureuse тоже распалась. [ 6 ] Флагманскому кораблю «Фудроян» удалось вернуться во Францию, отплыв из Гаваны в конце 1806 года и прибыв в Брест в феврале 1807 года. [ 58 ]

Ветеран, въезжающий в Конкарно , Мишель Буке

Из первоначальной эскадры сразу вернулись во Францию ​​только два корабля: «Ветеран» отделился перед штормом, а капитан Бонапарт с помощью специально подобранного ветеранского экипажа сумел перехватить конвой, шедший из Квебека в Великобританию в сопровождении только 22-пушечного HMS Champion под командованием Капитан Роберт Хоу Бромли 10 августа. Хотя Бромли предпринял отчаянную попытку отвести французский линейный корабль, Ветеран проигнорировал небольшой корабль сопровождения и захватил шесть торговых судов, поджег их. [ 62 ] Чемпион и транспорт Осборн скрылись в сопровождении девяти других торговых судов. 26 августа, через 26 дней после того, как он покинул эскадру Уилломеса, Бонапарт приближался к французскому побережью, когда его преследовали 80-пушечный HMS Gibraltar под командованием капитана Уиллоуби Лейк и фрегаты HMS Penelope и HMS Tribune под командованием капитанов Уильяма Роберта Бротона и Томаса Бейкера . Преследуемые, надежные офицеры, поставленные под командование Бонапарта, отказались от намеченного пункта назначения - Лорьяна и вместо этого использовали свои экспертные знания местности, чтобы направить Ветерана в крошечный порт Конкарно , когда линейный корабль впервые успешно бросил якорь в гавани. [ 54 ] Хотя другой капитан мог бы предстать перед военным трибуналом за то, что бросил своего адмирала без приказа или разрешения, брата императора вместо этого похвалили за перехват квебекского конвоя, и вскоре после этого его повысили в должности. Другим уцелевшим кораблем эскадры Уилломеса был «Кассард» , который прошел через ураган относительно неповрежденным и в одиночку пробился в Европу, прибыв в Рошфор несколько недель спустя. [ 58 ]

Мелкие операции

[ редактировать ]

Помимо эскадрилий Виллауме, Лейссега и Линуа, французские власти во время кампании направили в Атлантику еще несколько сил; либо отдельные операции, призванные пройти незамеченными под прикрытием основной кампании, либо преднамеренные отвлекающие экспедиции с целью отвлечь британские войска от основного театра военных действий. Первой из них была экспедиция Л'Эрмита , экспедиция в Западную Африку под командованием коммодора Жана-Марта-Адриена Л'Эрмита , которая отплыла из Лорьяна ближе к концу Трафальгарской кампании с приказом атаковать незащищенные торговые суда у Западной Африки и ждать подкрепления. при Жероме Бонапарте. [ 63 ] Прежде чем Бонапарт смог отплыть, Трафальгарская битва изменила стратегическую ситуацию, и подкрепления так и не были отправлены. Л'Эрмит провел собственную эффективную, но незначительную рейдовую операцию, совершив круиз по Западной Африке и захватив несколько торговых и невольничьих судов , в конечном итоге отплыл в Кайенну, а затем вернулся во Францию ​​в сентябре 1806 года. [ 64 ] Вторая сила была менее запланированной и более оппортунистической: экспедиция Ламеллери была сформирована из фрегатов, переживших Трафальгарскую битву и укрывшихся в Кадисе. Дакворт вышел из блокады Кадиса в ноябре 1805 года, и Коллингвуд предоставил недостающую замену. В феврале 1806 года британский план выманить французскую эскадру из порта путем вывода всех имеющихся сил, за исключением фрегата HMS Hydra и брига, дал обратный эффект, когда 26 февраля 1806 года шторм унес Гидру с позиции, и Ла Мейлери сбежал с четырьмя фрегатами. и бриг. [ 65 ] Гидра бросилась в погоню, и Ла Мейлери покинул более медленный бриг, чтобы избежать боя с британским фрегатом, и в конечном итоге сбежал со своими оставшимися кораблями. Затем экспедиция Ла Мейери посетила Сенегал и Кайенну, не сумев оказать никакого влияния на британское торговое судоходство, несмотря на приказ совершать торговые набеги, когда это возможно. Через четыре месяца Ла Мейлери решил вернуться во Францию ​​и в июле 1806 года достиг Бискайского залива. [ 66 ]

Помимо эскадрилий Уоррена и Страчана, британские власти развернули дополнительные силы в ответ на французские операции, в частности, с намерением перехватить и захватить Уилломеса во время его обратного пути во Францию. С этой целью контр-адмиралу Луи была выделена эскадра для патрулирования Ла- Манша , а адмирал Уильям Корнуоллис содержал мощные силы у Бреста, которые настолько успешно отрезали морской порт, что « Регулус » Л'Эрмита оказался единственным линейным кораблем. войти или выйти из порта в течение 1806 года. [ 65 ] Другие эскадрильи были размещены у оставшихся французских портов Бискайи, в том числе группа из пяти линейных кораблей под командованием коммодора Ричарда Гудвина Китса у Рошфора. Один из кораблей Китса, HMS Mars под командованием капитана Роберта Дадли Оливера, смог перехватить эскадру Ла Мейлери на обратном пути и захватить фрегат «Рин» . 17 июля [ 67 ]

В сентябре Китса сменил у Рошфора коммодор сэр Сэмюэл Худ , который добился значительного успеха, когда перехватил французскую эскадру из семи фрегатов и корветов под командованием коммодора Элеоноры-Жана-Николя Солей, шедшую из Рошфора во Французскую Вест-Индию с припасами и подкреплениями. по акции 25 сентября 1806 г. [ 68 ] Худ, командующий шестью линейными кораблями, заметил силы Солейя в 01:00 25 сентября, через несколько часов после того, как они покинули Рошфор. Условия преследования подходили более крупным кораблям Худа, и к 04:00 Солей понял, что его поймают наступающие британцы, и направил три корабля на юг и один на север, оставив три других, чтобы задержать приближающуюся британскую эскадру, которая разделилась во время преследование. [ 69 ] Вступив в бой с головным кораблем, HMS Monarch под командованием капитана Ричарда Ли , Солей приказал своим фрегатам атаковать ее такелаж в надежде замедлить Монарха продвижение « » и сбежать. «Монарх» был поврежден в бою, но оставался в контакте с французами достаточно долго, чтобы флагман Худа HMS Centaur , а затем HMS Mars смог подойти и присоединиться к бою. Всего четыре французских фрегата были захвачены, включая отправленное на север судно, которое было поймано Марсом . Потери британцев составили девять убитых и 29 раненых, в том числе Худ, потерявший руку. [ 70 ]

Силы Л'Эрмита попали в тот же ураган, который разогнал Уилломеса, и в результате 20 августа его корабли были рассеяны и повреждены: один фрегат присоединился к остаткам эскадры Уилломеса в Соединенных Штатах, а остальные, хромая, вернулись во Францию. [ 64 ] Большинству из них удалось прорваться через британскую блокаду самостоятельно, в том числе «Регулюсу» , который прибыл в Брест 5 октября, но один корабль оказался менее успешным: 27 сентября 1806 года фрегат « Президент» стал последней французской жертвой кампании, когда он оказался в ловушке в заливе. Бискайского залива эскадрой Людовика. Приближение флагмана Людовика « Канопус» , окруженного со всех сторон, убедило капитана Лабросса в невозможности дальнейшего сопротивления, и он без боя поднял свое знамя. [ 70 ]

Последствия

[ редактировать ]

Хотя Аллеманд возглавил небольшую экспедицию из Бреста в Тулон в 1808 году, а брестский флот под командованием Виллаумеса предпринял решительную, хотя и безуспешную попытку прорваться в Атлантику в начале 1809 года, которая закончилась битвой на Баскских дорогах , других крупномасштабных военно-морских кампаний не было. сражался в Атлантическом океане во время наполеоновских войн. [ 71 ] Незначительные операции отдельных французских кораблей и небольших эскадр продолжались, но потери 1805 и 1806 годов в сочетании с блокировкой испанских портов после восстания Дос-де-Майо и захватом большей части Французской Вест-Индии в 1809 году уменьшили как потребность, так и способность французов действовать в больших масштабах в Атлантике: лорд Барэм признал это, когда он прокомментировал новость о победе в Сан-Доминго, что она «избавляет нас от всякого страха перед новой грабительской войной в Вест-Индии». . [ 31 ]

В Британии эта кампания подчеркнула важный урок, ранее продемонстрированный в Трафальгарской кампании годом ранее, о том, что на просторах Атлантического океана было чрезвычайно трудно обнаружить и перехватить французские эскадры на море: только за пределами их собственных гаваней и в замкнутых водах. Карибского моря были уязвимы для обнаружения и нападения британских эскадрилий. [ 72 ] Недостаточный размер и мощность эскорта конвоев, а также затраты ресурсов, затрачиваемых на преследование французских эскадр на море, означали, что британская торговля оказалась под угрозой из-за грабежей независимых французских эскадр, и поддержание жесткой блокады было крайне важно. [ 72 ] Британский контроль над французскими морскими путешествиями был постоянным источником раздражения для Наполеона, который инициировал масштабную программу судостроения с намерением прорвать блокаду: к 1808 году он смог собрать более 80 линейных кораблей против британских блокадных эскадр. [ 71 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Трафальгарская кампания , Гардинер, с. 122
  2. ^ Трафальгарская кампания , Гардинер, с. 130
  3. ^ Трафальгарская кампания , Гардинер, с. 137
  4. ^ Трафальгарская кампания , Гардинер, с. 173
  5. ^ Адкинс, с. 172
  6. ^ Jump up to: а б Победа морской державы , Гардинер, с. 17
  7. ^ Роуз, с. 35
  8. ^ Роджер, с. 545
  9. ^ Победа морской державы , Гардинер, с. 20
  10. ^ Jump up to: а б с Вудман, с. 215
  11. ^ Клоуз, с. 184
  12. ^ Джеймс, Том. 4, с. 185
  13. ^ Jump up to: а б с д Джеймс, Том. 4, с. 186
  14. ^ Jump up to: а б с Вудман, с. 216
  15. ^ Jump up to: а б с Клоуз, с. 186
  16. ^ Джеймс, Том. 4, с. 187
  17. ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 187
  18. ^ Победа морской державы , Гардинер, с. 21
  19. ^ Джеймс, Том. 4, с. 188
  20. ^ Jump up to: а б Джеймс, Том. 4, с. 189
  21. ^ Ханна, П. (2021). Сокровище службы, адмирал Китс . Аделаида: Грин-Хилл. п. 131; Добавить MS 34992, сл.84–5. ISBN  978-1-922629-73-9 .
  22. ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 185
  23. ^ Jump up to: а б Джеймс, Том. 4, с. 190
  24. ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 188
  25. ^ Клоуз, с. 189
  26. ^ «№15902» . Лондонская газета . 24 марта 1806 г. с. 371.
  27. ^ Ханна, П. (2021). Сокровище службы — Адмирал Китс . Аделаида: Грин-Хилл. стр. 133–4. ISBN  978-1-922629-73-9 .
  28. ^ Джеймс, Том. 4, с. 191
  29. ^ Джеймс, Том. 4, с. 192
  30. ^ Клоуз, с. 191
  31. ^ Jump up to: а б Победа морской державы , Гардинер, с. 24
  32. ^ Джеймс, Том. 4, с. 193
  33. ^ Джеймс, Том. 4, с. 198
  34. ^ «№15902» . Лондонская газета . 24 марта 1806 г. с. 372.
  35. ^ Джеймс, Том. 4, с. 199
  36. ^ Джеймс, Том. 4, с. 200
  37. ^ Jump up to: а б с Клоуз, с. 193
  38. ^ Jump up to: а б Джеймс, Том. 4, с. 203
  39. ^ Джеймс, Том. 4, с. 248
  40. ^ Вудман, с. 195
  41. ^ Джеймс, Том. 4, с. 274
  42. ^ Адкинс, с. 189
  43. ^ Роджер, с. 547
  44. ^ Клоуз, с. 373
  45. ^ Адкинс, с. 191
  46. ^ Клоуз, с. 374
  47. ^ Победа морской державы , Гардинер, с. 29
  48. ^ Jump up to: а б Джеймс, Том. 4, с. 210
  49. ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 196
  50. ^ Jump up to: а б Джеймс, Том. 4, с. 204
  51. ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 194
  52. ^ Джеймс, Том. 4, с. 205
  53. ^ Джеймс, Том. 4, с. 206
  54. ^ Jump up to: а б с Джеймс, Том. 4, с. 207
  55. ^ Адкинс, с. 192
  56. ^ Джеймс, Том. 4, с. 208
  57. ^ Джеймс, Том. 4, с. 209
  58. ^ Jump up to: а б с Вудман, с. 218
  59. ^ Адкинс, с. 193
  60. ^ Джеймс, Том. 4, с. 211
  61. ^ Джеймс, Том. 5, с. 3
  62. ^ Клоуз, с. 195
  63. ^ Джеймс, Том. 4, с. 264
  64. ^ Jump up to: а б Джеймс, Том. 4, с. 265
  65. ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 197
  66. ^ Вудман, с. 225
  67. ^ Вудман, с. 226
  68. ^ Клоуз, с. 390
  69. ^ Вудман, с. 227
  70. ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 391
  71. ^ Jump up to: а б Победа морской державы , Гардинер, с. 19
  72. ^ Jump up to: а б Победа морской державы , Гардинер, с. 18
  • Адкинс, Рой и Лесли (2007). Война за все океаны: от Нельсона на Ниле до Наполеона при Ватерлоо . Лондон: Абакус. ISBN  978-0-349-11916-8 .
  • Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том V. Издательство Чатем. ISBN  1-86176-014-0 .
  • Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1998]. Трафальгарская кампания . Кэкстон Издания. ISBN  1-84067-358-3 .
  • Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1998]. Победа морской державы . Кэкстон Издания. ISBN  1-84067-359-1 .
  • Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, Том 3, 1800–1805 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN  0-85177-907-7 .
  • Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 4, 1805–1807 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN  0-85177-908-5 .
  • Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 5, 1808–1811 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN  0-85177-909-3 .

Ханна, П., (2021), Сокровище службы - Адмирал Китс , Грин-Хилл, Аделаида, ISBN 978-1-922629-73-9

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0f9871893be76960bf0e2400927274c5__1721496720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/c5/0f9871893be76960bf0e2400927274c5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atlantic campaign of 1806 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)