Рейд на Булонь
Рейд на Булонь | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть наполеоновских войн | |||||||
![]() План и ключ. Нападение на Булонь, октябрь 1804 г. , акварель Э.Д. Льюиса ( HMS Tartarus )) | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() | |||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 корабль потерян |
Рейд на Булонь в 1804 году — нападение частей Королевского флота на укреплённый французский порт Булонь-сюр-Мер во время наполеоновских войн . Она отличалась от традиционной тактики морских атак того периода тем, что использовала широкий спектр нового оборудования, произведенного американским изобретателем Робертом Фултоном при поддержке Адмиралтейства . Несмотря на свои амбициозные цели, штурм не причинил незначительного материального ущерба французскому флоту, стоящему на якоре в гавани, но, возможно, способствовал растущему чувству пораженчества среди французов относительно их шансов пересечь Ла- Манш перед лицом Королевского флота и спустить воду на воду. успешное вторжение в Соединенное Королевство .
Прелюдия
[ редактировать ]Булонь и английская армия
[ редактировать ]
Наполеон выделил порт Булони под Ла-Маншем как один из главных пунктов посадки своей Англетерской армии . Подготовка к вторжению флотилии для перевозки французских войск через Ла-Манш из ряда портов велась с конца 1790-х годов, но была временно отложена Амьенским миром . Возобновление боевых действий привело к сбору сил за пределами Булони, строительству крупных военных лагерей и укреплению порта в рамках подготовки к сбору флотилии вторжения. Сам Наполеон посетил город 16 августа 1804 года, чтобы провести смотр войск и вручить медали. [1] Королевский флот был главным препятствием на пути успешного вторжения, но Наполеон заявил, что его флоту достаточно «быть хозяевами Ла-Манша в течение шести часов, и мы станем хозяевами мира». [2] Между тем британская наземная оборона была недостаточно подготовлена и плохо оснащена, чтобы противостоять силам вторжения численностью более 100 000 человек. Если французский флот вторжения не будет уничтожен ни в порту, ни на море, было сомнительно, что юг страны можно будет удержать сразу после высадки и наступления на Лондон. [3] Хотя предполагаемые пункты отправления были известны и жестко блокировались Королевским флотом, Первому лорду Адмиралтейства лорду Мелвиллу не хватало кораблей. [3] Если бы объединенный франко-испанский флот хотя бы на короткое время вытеснил флот с его стоянки, французским силам вторжения удалось бы беспрепятственно переправиться через границу. [4]
Поскольку в Британии нарастала напряженность, видные политики предложили атаковать французские войска в порту в надежде, по крайней мере, отсрочить ожидаемое вторжение, пока вдоль побережья спешно возводилась оборона. Булонь была сильно укреплена на протяжении многих лет, и ряд обычных атак уже потерпели неудачу, в частности одно из них, которым командовал Горацио Нельсон в 1801 году. Баржи вторжения защищались двойной линией военных кораблей, стоящих на якоре нос к хвосту, прикрытых артиллерийскими батареями, выстроившимися вдоль вершин скал. [5] Пришлось рассматривать новые методы.
Британские планы нападения
[ редактировать ]Премьер-министр Уильям Питт Младший в течение года встречался с рядом изобретателей и тактиков-любителей, которые предложили новые и нестандартные способы нападения на французов, прежде чем они смогут выйти в море. Идеи включали затопление блок-кораблей в устье гавани, запуск над портом в ночное время воздушных шаров с ракетами, которые должны были взорваться по часовому механизму, или отправку флота боевых кораблей . [6] 20 июля 1804 года Питт и сэр Хоум Риггс Пофэм встретились с американским изобретателем Робертом Фултоном . [7] Фултон работал во Франции над проектированием подводных лодок , но, не сумев вызвать реального интереса французского флота к практическому применению своих изобретений, Фултон приехал в Великобританию и предложил свои услуги Адмиралтейству. Он предложил атаку с использованием комбинации боевых кораблей, торпед , мин и других взрывных устройств, и Питт согласился с этой концепцией. Контракт был подписан, и Фултону было поручено работать с Адмиралтейством над созданием своих устройств в ожидании нападения, которое произойдет позднее в том же году. [7]
Препараты
[ редактировать ]Наполеон покинул Булонь 27 августа, направляясь в Аахен , чтобы посетить могилу Карла Великого и увидеть свою жену Жозефину . [8] Армия оставалась лагерем за пределами Булони, и британцы поначалу подозревали, что его уход был уловкой и что он неожиданно вернется, чтобы принять командование армией и начать вторжение. [9] Тем временем фрегат HMS Immortalite был отправлен под командованием капитана Эдварда Оуэна для проведения исследований вдоль французского побережья вокруг порта. [5] Впоследствии Фултон объявил, что его изобретения готовы, и на начало октября было запланировано нападение. Работая на верфи Портсмута, Фултон построил несколько типов кораблей и взрывных устройств. «Торпедо-катамаран» представлял собой устройство, похожее на сундук, балансирующее на двух деревянных поплавках и управляемое человеком с веслом. Утяжеленный свинцом, чтобы он мог плавать низко в воде, оператор был дополнительно замаскирован, надев темную одежду и черную кепку. [10] Его задачей было подойти к французскому кораблю, зацепить торпеду за якорный трос и, активировав устройство путем удаления штыря, убрать лопасти и уйти до того, как торпеда взорвется. [11] Также предполагалось использовать большое количество бочек с порохом, балластом и горючими ядрами. Они подплывали к приливу и, ударяясь о корпус противника, взрывались. [11] В состав отряда также входило несколько боевых кораблей с 40 бочками с порохом, оснащенных часовым механизмом для взрыва. [11]
Войска собрались возле Булони в конце сентября под общим командованием лорда Кейта на борту его флагманского корабля HMS Monarch . Свидетелями операции были лорд Мелвилл и Фултон. [12] Фултон договорился о сумме в 40 000 фунтов стерлингов за первый уничтоженный в результате нападения палубный корабль и половине стоимости любого уничтоженного корабля сверх своей зарплаты в 200 фунтов стерлингов в месяц. [12] Однако Кейт не предпринял никаких попыток скрыть британские войска, и французы были предупреждены о том, что нападение может быть неизбежным. [13] К 21:00 ночи 2 октября ветер и прилив были признаны благоприятными, и флотилия начала приближаться к гавани. [12]

Рейд
[ редактировать ]Британцы подошли тремя дивизиями. Боевые корабли сопровождали несколько артиллерийских бригов в сопровождении торпедо-катамаранов Фултона, всего их было до 18. [11] [14] Французы отреагировали на увеличение британских сил, поставив на якорь свою линию фрегатов дальше от берега и развернув защитную линию из катеров . Французские часовые вскоре заметили приближающиеся корабли и открыли огонь. [11] Оставив всякую надежду на внезапность, экипажи боевых кораблей двинулись вперед, привели в действие механизмы и покинули корабль. Результаты были визуально впечатляющими, но мало что дали. Один боевой корабль взорвался в промежутке между двумя фрегатами, другой прошел между французской линией и взорвался за ее пределами. Другой был остановлен французским катером, экипаж которого поднялся на борт и начал обыскивать его. Пока они это делали, он взорвался, убив находившихся на нем французов и разрушив стоящую рядом лодку. [11] Это был единственный успех за ночь, ни торпедные катамараны, ни взорвавшиеся бочки не добились никаких успехов. [11] Британцы продолжали действовать до 4 часов утра следующего дня, когда шторм заставил их искать укрытие в Даунсе . [15]
Последствия
[ редактировать ]Эта акция принесла удручающе мало результатов с точки зрения британцев. Фултон заявил, что его машины не использовались должным образом, и начал их совершенствовать, чтобы с ними было легче обращаться. [16] Кейт, который с самого начала был настроен скептически, сочувствовал им, считая, что им не повезло и что еще одна попытка может принести больший успех. [16] Мелвилл признал это, но отметил, что нападение имело психологические последствия, посеяв панику среди французов. [16] Французы начали возводить серию заграждений и цепей вдоль входа, чтобы предотвратить подобные атаки в будущем, что потребовало времени и заставило их перейти к оборонительному, а не наступательному образу мышления. [16] [17] К этому времени наступила зима, и все мысли о вторжении пришлось отложить самое раннее до весны 1805 года. [16] Характер устройств, использованных при нападении, вызвал насмешки со стороны большей части британской общественности, которая считала это несправедливым и неспортивным методом ведения войны. [18] Фултон предпринял еще одну попытку использовать свои устройства против флота в Булони 19 сентября 1805 года, на этот раз в компании сэра Сиднея Смита , но атака снова не дала каких-либо существенных результатов. [19]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лучший. Трафальгар . п. 15.
- ^ Лучший. Трафальгар . п. 35.
- ^ Jump up to: а б Лучший. Трафальгар . п. 43.
- ^ Лучший. Трафальгар . стр. 55–7.
- ^ Jump up to: а б Лучший. Трафальгар . п. 73.
- ^ Лучший. Трафальгар . п. 70.
- ^ Jump up to: а б Филипп. Роберт Фултон . п. 160.
- ^ Лучший. Трафальгар . п. 64.
- ^ Лучший. Трафальгар . п. 65.
- ^ Филипп. Роберт Фултон . п. 161.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лучший. Трафальгар . п. 80.
- ^ Jump up to: а б с Лучший. Трафальгар . п. 79.
- ^ Лучший. Трафальгар . п. 78.
- ^ Броди. От арбалета до водородной бомбы . п. 117.
- ^ Филипп. Роберт Фултон . п. 162.
- ^ Jump up to: а б с д и Лучший. Трафальгар . п. 82.
- ^ Адкинс. Война за все океаны . п. 140.
- ^ Дикинсон. Роберт Фултон — инженер и художник . п. 187.
- ^ Покок. Террор перед Трафальгаром . п. 190.
Ссылки
[ редактировать ]- Адкинс, Рой; Адкинс, Лесли (2007). Война за все океаны: от Нельсона на Ниле до Наполеона при Ватерлоо . Счеты. ISBN 978-0-349-11916-8 .
- Лучший, Николас (2005). Трафальгар: нерассказанная история величайшего морского сражения в истории . Лондон: Феникс. ISBN 0-7538-2095-1 .
- Броди, Бернард; Броди, Фаун Маккей (1973). От арбалета до водородной бомбы . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-20161-6 .
- Филип, Синтия Оуэн (2003). Роберт Фултон: Биография . iUniverse. ISBN 0-595-26203-1 .
- Филип, HW (2008). Роберт Фултон — инженер и художник . Читайте книги. ISBN 978-1-4437-5923-6 .
- Покок, Том (2005). Террор перед Трафальгаром: Нельсон, Наполеон и тайная война . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-681-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с рейдом на Булонь, на Викискладе?