Jump to content

Рейд на Булонь

Координаты : 50 ° 43'31 ″ с.ш. 1 ° 36'48 ″ в.д.  /  50,72528 ° с.ш. 1,61333 ° в.д.  / 50,72528; 1,61333

Рейд на Булонь
Часть наполеоновских войн

План и ключ. Нападение на Булонь, октябрь 1804 г. , акварель Э.Д. Льюиса ( HMS Tartarus ))
Дата 2–3 октября 1804 г.
Расположение 50 ° 43'31 ″ с.ш. 1 ° 36'48 ″ в.д.  /  50,72528 ° с.ш. 1,61333 ° в.д.  / 50,72528; 1,61333
Результат См . Последствия
Воюющие стороны
 Великобритания  Франция
Командиры и лидеры
Великобритания Лорд Кейт
Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии Сидни Смит
Жертвы и потери
1 корабль потерян

Рейд на Булонь в 1804 году — нападение частей Королевского флота на укреплённый французский порт Булонь-сюр-Мер во время наполеоновских войн . Она отличалась от традиционной тактики морских атак того периода тем, что использовала широкий спектр нового оборудования, произведенного американским изобретателем Робертом Фултоном при поддержке Адмиралтейства . Несмотря на свои амбициозные цели, штурм не причинил незначительного материального ущерба французскому флоту, стоящему на якоре в гавани, но, возможно, способствовал растущему чувству пораженчества среди французов относительно их шансов пересечь Ла- Манш перед лицом Королевского флота и спустить воду на воду. успешное вторжение в Соединенное Королевство .

Прелюдия

[ редактировать ]

Булонь и английская армия

[ редактировать ]
Французская армия вторжения расположилась лагерем вокруг Булони во время визита Наполеона в августе.

Наполеон выделил порт Булони под Ла-Маншем как один из главных пунктов посадки своей Англетерской армии . Подготовка к вторжению флотилии для перевозки французских войск через Ла-Манш из ряда портов велась с конца 1790-х годов, но была временно отложена Амьенским миром . Возобновление боевых действий привело к сбору сил за пределами Булони, строительству крупных военных лагерей и укреплению порта в рамках подготовки к сбору флотилии вторжения. Сам Наполеон посетил город 16 августа 1804 года, чтобы провести смотр войск и вручить медали. [1] Королевский флот был главным препятствием на пути успешного вторжения, но Наполеон заявил, что его флоту достаточно «быть хозяевами Ла-Манша в течение шести часов, и мы станем хозяевами мира». [2] Между тем британская наземная оборона была недостаточно подготовлена ​​и плохо оснащена, чтобы противостоять силам вторжения численностью более 100 000 человек. Если французский флот вторжения не будет уничтожен ни в порту, ни на море, было сомнительно, что юг страны можно будет удержать сразу после высадки и наступления на Лондон. [3] Хотя предполагаемые пункты отправления были известны и жестко блокировались Королевским флотом, Первому лорду Адмиралтейства лорду Мелвиллу не хватало кораблей. [3] Если бы объединенный франко-испанский флот хотя бы на короткое время вытеснил флот с его стоянки, французским силам вторжения удалось бы беспрепятственно переправиться через границу. [4]

Поскольку в Британии нарастала напряженность, видные политики предложили атаковать французские войска в порту в надежде, по крайней мере, отсрочить ожидаемое вторжение, пока вдоль побережья спешно возводилась оборона. Булонь была сильно укреплена на протяжении многих лет, и ряд обычных атак уже потерпели неудачу, в частности одно из них, которым командовал Горацио Нельсон в 1801 году. Баржи вторжения защищались двойной линией военных кораблей, стоящих на якоре нос к хвосту, прикрытых артиллерийскими батареями, выстроившимися вдоль вершин скал. [5] Пришлось рассматривать новые методы.

Британские планы нападения

[ редактировать ]

Премьер-министр Уильям Питт Младший в течение года встречался с рядом изобретателей и тактиков-любителей, которые предложили новые и нестандартные способы нападения на французов, прежде чем они смогут выйти в море. Идеи включали затопление блок-кораблей в устье гавани, запуск над портом в ночное время воздушных шаров с ракетами, которые должны были взорваться по часовому механизму, или отправку флота боевых кораблей . [6] 20 июля 1804 года Питт и сэр Хоум Риггс Пофэм встретились с американским изобретателем Робертом Фултоном . [7] Фултон работал во Франции над проектированием подводных лодок , но, не сумев вызвать реального интереса французского флота к практическому применению своих изобретений, Фултон приехал в Великобританию и предложил свои услуги Адмиралтейству. Он предложил атаку с использованием комбинации боевых кораблей, торпед , мин и других взрывных устройств, и Питт согласился с этой концепцией. Контракт был подписан, и Фултону было поручено работать с Адмиралтейством над созданием своих устройств в ожидании нападения, которое произойдет позднее в том же году. [7]

Препараты

[ редактировать ]

Наполеон покинул Булонь 27 августа, направляясь в Аахен , чтобы посетить могилу Карла Великого и увидеть свою жену Жозефину . [8] Армия оставалась лагерем за пределами Булони, и британцы поначалу подозревали, что его уход был уловкой и что он неожиданно вернется, чтобы принять командование армией и начать вторжение. [9] Тем временем фрегат HMS Immortalite был отправлен под командованием капитана Эдварда Оуэна для проведения исследований вдоль французского побережья вокруг порта. [5] Впоследствии Фултон объявил, что его изобретения готовы, и на начало октября было запланировано нападение. Работая на верфи Портсмута, Фултон построил несколько типов кораблей и взрывных устройств. «Торпедо-катамаран» представлял собой устройство, похожее на сундук, балансирующее на двух деревянных поплавках и управляемое человеком с веслом. Утяжеленный свинцом, чтобы он мог плавать низко в воде, оператор был дополнительно замаскирован, надев темную одежду и черную кепку. [10] Его задачей было подойти к французскому кораблю, зацепить торпеду за якорный трос и, активировав устройство путем удаления штыря, убрать лопасти и уйти до того, как торпеда взорвется. [11] Также предполагалось использовать большое количество бочек с порохом, балластом и горючими ядрами. Они подплывали к приливу и, ударяясь о корпус противника, взрывались. [11] В состав отряда также входило несколько боевых кораблей с 40 бочками с порохом, оснащенных часовым механизмом для взрыва. [11]

Войска собрались возле Булони в конце сентября под общим командованием лорда Кейта на борту его флагманского корабля HMS Monarch . Свидетелями операции были лорд Мелвилл и Фултон. [12] Фултон договорился о сумме в 40 000 фунтов стерлингов за первый уничтоженный в результате нападения палубный корабль и половине стоимости любого уничтоженного корабля сверх своей зарплаты в 200 фунтов стерлингов в месяц. [12] Однако Кейт не предпринял никаких попыток скрыть британские войска, и французы были предупреждены о том, что нападение может быть неизбежным. [13] К 21:00 ночи 2 октября ветер и прилив были признаны благоприятными, и флотилия начала приближаться к гавани. [12]

Адмирал лорд Кейт нес общую ответственность за британские военно-морские силы во время рейда.

Британцы подошли тремя дивизиями. Боевые корабли сопровождали несколько артиллерийских бригов в сопровождении торпедо-катамаранов Фултона, всего их было до 18. [11] [14] Французы отреагировали на увеличение британских сил, поставив на якорь свою линию фрегатов дальше от берега и развернув защитную линию из катеров . Французские часовые вскоре заметили приближающиеся корабли и открыли огонь. [11] Оставив всякую надежду на внезапность, экипажи боевых кораблей двинулись вперед, привели в действие механизмы и покинули корабль. Результаты были визуально впечатляющими, но мало что дали. Один боевой корабль взорвался в промежутке между двумя фрегатами, другой прошел между французской линией и взорвался за ее пределами. Другой был остановлен французским катером, экипаж которого поднялся на борт и начал обыскивать его. Пока они это делали, он взорвался, убив находившихся на нем французов и разрушив стоящую рядом лодку. [11] Это был единственный успех за ночь, ни торпедные катамараны, ни взорвавшиеся бочки не добились никаких успехов. [11] Британцы продолжали действовать до 4 часов утра следующего дня, когда шторм заставил их искать укрытие в Даунсе . [15]

Последствия

[ редактировать ]

Эта акция принесла удручающе мало результатов с точки зрения британцев. Фултон заявил, что его машины не использовались должным образом, и начал их совершенствовать, чтобы с ними было легче обращаться. [16] Кейт, который с самого начала был настроен скептически, сочувствовал им, считая, что им не повезло и что еще одна попытка может принести больший успех. [16] Мелвилл признал это, но отметил, что нападение имело психологические последствия, посеяв панику среди французов. [16] Французы начали возводить серию заграждений и цепей вдоль входа, чтобы предотвратить подобные атаки в будущем, что потребовало времени и заставило их перейти к оборонительному, а не наступательному образу мышления. [16] [17] К этому времени наступила зима, и все мысли о вторжении пришлось отложить самое раннее до весны 1805 года. [16] Характер устройств, использованных при нападении, вызвал насмешки со стороны большей части британской общественности, которая считала это несправедливым и неспортивным методом ведения войны. [18] Фултон предпринял еще одну попытку использовать свои устройства против флота в Булони 19 сентября 1805 года, на этот раз в компании сэра Сиднея Смита , но атака снова не дала каких-либо существенных результатов. [19]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Лучший. Трафальгар . п. 15.
  2. ^ Лучший. Трафальгар . п. 35.
  3. ^ Jump up to: а б Лучший. Трафальгар . п. 43.
  4. ^ Лучший. Трафальгар . стр. 55–7.
  5. ^ Jump up to: а б Лучший. Трафальгар . п. 73.
  6. ^ Лучший. Трафальгар . п. 70.
  7. ^ Jump up to: а б Филипп. Роберт Фултон . п. 160.
  8. ^ Лучший. Трафальгар . п. 64.
  9. ^ Лучший. Трафальгар . п. 65.
  10. ^ Филипп. Роберт Фултон . п. 161.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г Лучший. Трафальгар . п. 80.
  12. ^ Jump up to: а б с Лучший. Трафальгар . п. 79.
  13. ^ Лучший. Трафальгар . п. 78.
  14. ^ Броди. От арбалета до водородной бомбы . п. 117.
  15. ^ Филипп. Роберт Фултон . п. 162.
  16. ^ Jump up to: а б с д и Лучший. Трафальгар . п. 82.
  17. ^ Адкинс. Война за все океаны . п. 140.
  18. ^ Дикинсон. Роберт Фултон — инженер и художник . п. 187.
  19. ^ Покок. Террор перед Трафальгаром . п. 190.
  • Адкинс, Рой; Адкинс, Лесли (2007). Война за все океаны: от Нельсона на Ниле до Наполеона при Ватерлоо . Счеты. ISBN  978-0-349-11916-8 .
  • Лучший, Николас (2005). Трафальгар: нерассказанная история величайшего морского сражения в истории . Лондон: Феникс. ISBN  0-7538-2095-1 .
  • Броди, Бернард; Броди, Фаун Маккей (1973). От арбалета до водородной бомбы . Издательство Университета Индианы. ISBN  0-253-20161-6 .
  • Филип, Синтия Оуэн (2003). Роберт Фултон: Биография . iUniverse. ISBN  0-595-26203-1 .
  • Филип, HW (2008). Роберт Фултон — инженер и художник . Читайте книги. ISBN  978-1-4437-5923-6 .
  • Покок, Том (2005). Террор перед Трафальгаром: Нельсон, Наполеон и тайная война . Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-681-Х .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be212fd61b399a0494b81b54f3a820ac__1721495520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/ac/be212fd61b399a0494b81b54f3a820ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Raid on Boulogne - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)