Битва при мысе Финистерре (1805 г.)
Битва у мыса Финистерре | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Трафальгарской кампании войны Третьей коалиции. | |||||||
![]() Действия адмирала сэра Роберта Колдера у мыса Финистерре, 23 июля 1805 года , Уильям Андерсон | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | ![]() ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() | ![]() ![]() | ||||||
Сила | |||||||
15 линейных кораблей 2 фрегата 1 люггер 1 резак | 20 линейных кораблей 7 фрегатов | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
198 убитых и раненых [1] | 647 убитых и раненых [1] 1200 взято в плен 2 линейных корабля захвачены [2] | ||||||
Расположение в Европе |
В битве при мысе Финистерре (22 июля 1805 г.) у Галисии , Испания, британский флот под командованием адмирала Роберта Колдера вел нерешительный морской бой против объединенного франко-испанского флота, возвращавшегося из Вест-Индии . В завязавшемся бою британцы захватили два линейных испанских корабля, но не смогли предотвратить соединение флота французского адмирала Пьера де Вильнёва с эскадрой Ферроля и нанести сокрушительный удар, который освободил бы Великобританию от опасности. [3] вторжения. Позже Колдер предстал перед военным трибуналом и получил строгий выговор за свою неудачу и за то, что он уклонился от возобновления боя 23 и 24 июля. В то же время впоследствии Вильнев решил не продолжать путь в Брест , где его флот мог бы соединиться с другими французскими кораблями, чтобы очистить Ла-Манш для вторжения в Великобританию.
Стратегический фон
[ редактировать ]Хрупкий Амьенский мир 1802 года подошел к концу, когда Наполеон официально аннексировал итальянское государство Пьемонт , а 18 мая 1803 года Британия снова оказалась в состоянии войны с Францией.
Наполеон планировал положить конец британской блокаде, вторгнувшись в Британию и завоевав ее. К 1805 году его Англетерская армия насчитывала 150 000 человек и располагалась лагерем в Булони . Если бы эта армия смогла пересечь Ла-Манш, победа над плохо обученными и оснащенными ополченцами была бы весьма вероятной. План заключался в том, что французский флот вырвется из британской блокады Тулона и Бреста и будет угрожать нападением на Вест-Индию , тем самым отвлекая британскую оборону на западных подходах . Объединенные флоты должны были встретиться на Мартинике , а затем вернуться в Европу, высадить войска в Ирландии, чтобы поднять восстание, разбить ослабленные британские патрули в Ла-Манше и помочь переправить Англетерскую армию через Дуврский пролив .
Вильнев отплыл из Тулона 29 марта с одиннадцатью линейными кораблями , шестью фрегатами и двумя бригами . Он уклонился от адмирала Нельсона блокирующего флота прошел Гибралтарский пролив и 8 апреля . В Кадисе он отогнал британскую блокирующую эскадру, и к нему присоединились шесть линейных испанских кораблей. Объединенный флот отплыл в Вест-Индию и 12 мая достиг Мартиники.
Нельсон удерживался в Средиземном море западными ветрами и не прошел через пролив до 7 мая. Британский флот из десяти кораблей достиг Антигуа 4 июня.
Вильнев ждал на Мартинике, пока адмирала Гантома к нему присоединится брестский флот , но он остался заблокированным в порту. Призывы офицеров французской армии к Вильневу атаковать британские колонии оставались без внимания — за исключением возвращения островного форта Даймонд-Рок — до 4 июня, когда он выступил с Мартиники. 7 июня он узнал от захваченного британского торгового судна, что Нельсон прибыл на Антигуа, а 11 июня Вильнев отбыл в Европу, не сумев достичь ни одной из своих целей в Карибском бассейне.
Находясь на Антильских островах , франко-испанский флот наткнулся на британский конвой стоимостью 5 миллионов франков, сопровождаемый фрегатом «Барбадос» , 28 орудиями и шлюпом «Нетли» . Вильнев организовал генеральную погоню, и два французских фрегата с испанским кораблем «Аргонаута» с 80 орудиями захватили все корабли, кроме одного эскорта.
30 июня сводная эскадра захватила и сожгла английский 14-пушечный капер . 3 июля флот отбил испанский галеон «Матильда» , на борту которого находились сокровища стоимостью около 15 миллионов франков, у английского капера «Марс » из Ливерпуля, который буксировал «Матильду» в английскую гавань. Капер был сожжен, а купца увезла на буксир «Сирена» .
Флот отплыл обратно в Европу. 9 июля французский корабль «Индомптабл» потерял главный рангоут во время шторма, который слегка повредил некоторые другие суда. переход через Атлантику был очень трудным По словам испанского адмирала Гравины , который пересекал Атлантику одиннадцать раз, высадился у мыса Финистерре . Итак, с некоторыми кораблями в плохом состоянии, уставшими экипажами и скудным продовольствием, объединенный флот 22 июля .
Боевой
[ редактировать ]Новости о возвращающемся французском флоте достигли вице-адмирала Роберта Колдера 19 июля. Ему было приказано снять блокаду портов Рошфор и Ферроль и плыть к мысу Финистер, чтобы перехватить Вильнева. [4] Флоты заметили друг друга около 11:00 22 июля.
После нескольких часов маневрирования на юго-западе боевые действия начались примерно в 17:15, когда британский флот во главе с Героем (капитаном Аланом Гарднером ) в авангарде двинулся на линию франко-испанского боя. В условиях плохой видимости бой превратился в беспорядочную рукопашную схватку. Мальта занимала последнее место в британской линии на подходе к битве, но когда флоты запутались в слабом свете и густом пятнистом тумане, Мальта под командованием сэра Эдварда Буллера оказалась в окружении пяти испанских кораблей. [5] [6] После ожесточенного боя, в котором Мальта потеряла пять убитых и сорок раненых, британский корабль сражался, нанося разрушительные бортовые залпы как с левого, так и с правого борта.
Около 20:00 Буллер заставил испанский 80-пушечный «Сан-Рафаэль» нанести удар , а затем отправил мальтийские лодки овладеть испанской 74-пушечной фирмой . [6] [7] [8] Колдер подал сигнал прекратить бой в 20:25, намереваясь продолжить бой на следующий день. В сумерках и всеобщей неразберихе некоторые корабли продолжали вести огонь еще час.
На рассвете 23 июля флоты находились на расстоянии 27 километров (17 миль) друг от друга. Колдер не хотел атаковать во второй раз, несмотря на превосходящие силы. Ему пришлось защищать поврежденный Виндзорский замок и Мальту с ее крупными захваченными испанскими трофеями, и он рассматривал возможность того, что ранее блокированные флоты в Рошфоре и Ферроле могут выйти в море и соединиться с объединенным флотом Вильнева. Соответственно, он отказался атаковать и направился со своими призами на северо-восток.
В отчете Вильнева утверждается, что сначала он намеревался атаковать, но при очень легком ветре потребовался весь день, чтобы подойти к британцам, и он решил не рисковать вступать в бой в конце дня. 24 июля изменение ветра поставило франко-испанский флот с наветренной стороны от британцев — идеальная позиция для атаки, — но вместо того, чтобы атаковать, Вильнев повернул на юг. Когда он прибыл в Ла-Корунья 1 августа, он получил приказ от Наполеона немедленно отправиться в Брест и Булонь, но, возможно, поверив ложному сообщению о превосходящем британском флоте в Бискайском заливе, он вернулся в Кадис, прибыв туда 21 августа.
- Вызов , Виндзорский замок , Принц Уэльский , Отпор , Разум и Слава , гравюра по Томасу Уиткомбу
- День после боя – два испанских приза: «Фирме» и « Сан-Рафаэль» справа британские фрегаты держат на буксире . Картина Уильяма Андерсона
Последствия
[ редактировать ]Обе стороны заявили о своей победе после битвы. [9] Британцы имели больше прав, поскольку имели численно уступающие силы, не потеряв ни одного корабля, потеряв 41 офицера и солдата убитыми и 162 ранеными. [10] Тем временем франко-испанские потери составили 476 офицеров и солдат убитыми и ранеными, а еще 800 ранеными. [11] Кроме того, испанцы потеряли два линейных корабля, « Фирме» и « Сан-Рафаэль» , которые были захвачены в разбитом состоянии, при этом в плен попало более 1200 моряков и морских пехотинцев. Французские корабли «Атлас» , «Плутон» и испанская «Эспана» также получили серьезные повреждения. [10] Колдер был отстранен от командования, предан военному трибуналу и приговорен к строгому выговору за отказ возобновить бой 23 и 24 июля. Больше он никогда не служил в море. Вильневу не удалось атаковать Брест, он удалился на переоборудование в Виго, затем проскользнул в Корунья и 15 августа решил направиться в Кадис.
Направление Вильнева на Кадис разрушило все надежды Наполеона на вторжение и высадку в Англии, таким образом Наполеон, разочарованный отсутствием у Вильнева энтузиазма, был вынужден отказаться от своего плана вторжения в Британию. Вместо этого 27 августа Англетерская армия , переименованная в Великую армию , покинула Булонь, чтобы противостоять угрозе со стороны Австрии и России. Через несколько недель после битвы он написал: «Гравина гениальна и решительна в бою. Если бы Вильнев обладал этими качествами, битва при Финистерре была бы полной победой».
Вильнев и объединенный флот оставались в Кадисе, пока не разбились в битве при Трафальгаре 21 октября.
«Если бы адмирал Вильнев вместо входа в Ферроль ограничился объединением с испанской эскадрой и отплыл бы в Брест, чтобы присоединиться к адмиралу Гантому, моя армия высадилась бы; с Англией было бы все кончено».
— Генерал Наполеон Бонапарт , 8 сентября 1815 г. [12]
Два захваченных испанских линейных корабля «Фирме» и «Сан-Рафаэль» были доставлены в Плимут. Там их превратили в тюремные громады . [13]
Боевой порядок
[ редактировать ]Британский флот
[ редактировать ]- У Кальдера было пятнадцать линейных кораблей ( «Принц Уэльский» , «Слава », «Барфлер» , «Виндзорский замок» , «Мальта» , «Громовержец» , «Герой» , «Рипульс» , « Дефаенс » , «Аякс» , «Уорриор» , «Дракон» , «Триумф» , «Агамемнон» и «Резоннабль» ), два фрегата ( «Египет» и «Сириус» ). и два судна меньшего размера.
Корабль | Потери | Повреждать | |||
---|---|---|---|---|---|
Мертвый | Раненый | Такелаж | Мачты и рангоут | Халл и другие | |
Герой (74 года), капитан Алан Гарднер | 1 | 4 | Очень порван | Фок-мачта и носовой лонжерон серьезно повреждены. | Несколько выстрелов в линию флотации |
Аякс (74), капитан Уильям Браун | 2 | 16 | Очень порван | Топсельный лонжерон | Взрыв пушки привел к повреждению аккумулятора |
Триумф (74), капитан Генри Инман | 5 | 6 | Очень порван | Топсельный лонжерон | Две спешенные пушки |
Барфлер (98), капитан. Джордж Мартин | 3 | 7 | Фок-мачта и носовой лонжерон | ||
Агамемнон (64 года), капитан Джон Харви | 0 | 3 | Носовой лонжерон, бизань-мачта и главный лонжерон | ||
Виндзорский замок (98), капитан Кортни Бойл | 10 | 35 | Очень порван | Носовой лонжерон и большая часть фок-мачты, грот-мачты, грот-лонжерона, фок-мачты и бушприта | |
Вызов (74), капитан Филип Дарем | 1 | 7 | Очень порван | Лонжерон бизань-паруса, грот-мачта, лонжерон фок-мачты | |
Принц Уэльский (98), флагман адмирала Колдера, капитан Уильям Каминг | 3 | 20 | Очень порван | Лонжерон фок-мачты, лонжерон верхней бизань-мачты и лонжерон грот-мачты | Руль полностью оторван |
Отражение (64), капитан достопочтенный Артур Кэй Легг | 0 | 4 | Очень порван | Бушприт | |
Разумный (64), капитан. Джозайя Роули | 1 | 1 | Несколько лонжеронов | Некоторые инкрустированные пули | |
Дракон (74), капитан Эдвард Гриффит | 0 | 4 | |||
Слава (98), флагман контр-адм. Сэр Чарльз Стирлинг , капитан Сэмюэл Уоррен | 1 | 1 | Очень порван | Лонжерон фок-мачты | |
Воин (74 года), капитан Сэмюэл Худ Линзи | 0 | 0 | Очень порван | Некоторые лонжероны | Закрепленный по правому борту |
Громовержец (74), капитан Уильям Лехмер | 7 | 11 | Очень порван | Бизань-мачта, лонжероны фор- и грот-мачт | Несколько инкрустированных кадров |
Мальта (80), капитан Эдвард Буллер [14] | 5 | 40 | Очень порван | Лонжероны большего размера и все мачты | |
Египтянин (40), капитан. Достопочтенный. Чарльз Флиминг | |||||
Сириус (36), капитан Уильям Проуз | |||||
Нил (люггер), лейтенант. Джон Феннелл | |||||
Фриск (каттер), лейтенант. Джеймс Николсон |
Франко-испанский флот
[ редактировать ]- Вильнев имел двадцать линейных кораблей (шесть испанских: «Аргонавта» , «Грозный» , «Америка » , «Испания» , «Сан-Рафаэль» , «Фирме» ; четырнадцать французских: «Плутон» , «Монблан» , «Атлас » , «Бервик » , «Нептун» , « Бусентор» , « Грозный » , « Интрепид» , «Сципион» , « Свифтсюр» , «Индомптабл» , Эгль , Ахилл и Альхесирас ) с семью фрегатами и двумя бригами, одним из которых был Фюре .
(по словам Хуана Рамона Вианы Вильявисенсио)
Корабль | Флот | Потери | Повреждать | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Мертвый | Раненый | Такелаж | Мачты и рангоут | Халл и другие | ||
Аргонавта (80), флагман генерал-лейтенанта Федерико Гравины , флаг-капитана Рафаэля де Хора | ![]() | 6 | 5 | Сбиты бизань и фок-мачты | Водорез снесен | |
Грозный (74), командующий Франсиско Васкес де Мондрагон | ![]() | 1 | 7 | Очень порван | Две пушки демонтированы, затвор оторван, один выстрел всплывает высоко. | |
Америка (64), Сообщ. Хуан Даррак | ![]() | 5 | 13 | Все мачты изрешечены пулями | 60 выстрелов | |
Испания (64), сообщ. Бернардо Муньос | ![]() | 5 | 23 | Очень порван | Бизань-мачта опущена, несколько лонжеронов | Руль направления частично разрушен, некоторые повреждения корпуса. |
Сан-Рафаэль (80), коммун. Франсиско де Монтес (в плену) | ![]() | 41 | 97 | Все порвано | Полностью демонтирован | Пуля изрешечена |
Фирма (74), Комм. Рафаэль де Вильявисенсио (в плену) | ![]() | 35 | 60 | Все порвано | Полностью демонтирован | Выстрел пронизан |
Плутон (74), Комм. Космао-Керьюлиен | ![]() | 14 | 24 | |||
Монблан (74), сообщ. Гийом-Жан-Ноэль де Лавиллегри ( ДОУ ) | ![]() | 5 | 16 | |||
Атлас (74), сообщ. Пьер-Николя Роллан | ![]() | 15 | 52 | Капитан Роллан ранен | ||
Бервик (74), комм. Жан-Жиль Фильоль де Камас | ![]() | 3 | 11 | |||
Нептун (80), сообщ. Мир-Разум Майстраль | ![]() | 3 | 9 | |||
Бусентор (80), флагман адмирала Вильнёва, комм. Жан-Жак Мажанди | ![]() | 5 | 5 | |||
Грозный (80), флагман контр-адмирала Дюмануара , комм. Летелье | ![]() | 6 | 8 | |||
Бесстрашный (74), Комм. Луи-Антуан-Сиприен Инферне | ![]() | 7 | 9 | |||
Сципион (74), сообщ. Чарльз Берренджер | ![]() | 0 | 0 | |||
Swiftsure (74), Comm. Шарль-Эзеб Лоспитальер де ла Вильмадрин | ![]() | 0 | 0 | |||
Неукротимый (80), Комм. Жан Жозеф Юбер | ![]() | 1 | 1 | |||
Орел (74), общ. Пьер-Полен Гурреж | ![]() | 6 | 0 | |||
Ахилл (74), прим. Луи-Габриэль Деньепор | ![]() | 0 | 0 | |||
Альхесирас (74), флагман контр-адмирала Шарля Рене Магона из Медины , комм. Габриэль-Огюст Бруар | ![]() | 0 | 0 | |||
Корнели (44), | ![]() | |||||
Рейн (44), сообщ. Мишель-Жан-Андре Шено | ![]() | |||||
Дидона (40), прим. Пьер-Бернар Милиус | ![]() | |||||
Гортензия (40), общ. Деламар де Ламеллери | ![]() | |||||
Гермиона (40), связь. Жан-Мишель Маэ | ![]() | |||||
Русалка (40), | ![]() | |||||
Фемида (40), | ![]() |
См. также
[ редактировать ]- Феррол, испанская столица Морского департамента Севера (1788 г. н.э.).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Такер, с. 1039
- ^ Палмер, с. 198
- ^ Британт с. 154
- ^ «Суда, блокирующие различные французские и испанские порты – май 1805 г.» . Архивировано из оригинала 25 июля 2008 года . Проверено 28 апреля 2005 г.
- ^ Адкин. Трафальгарский спутник . п. 56.
- ^ Перейти обратно: а б Трейси. Кто есть кто во флоте Нельсона . п. 66.
- ^ Ежегодная биография и некролог . 1825. с. 72.
- ^ Журнал Джентльмена . 1805. с. 760.
- ^ Британт с. 153
- ^ Перейти обратно: а б Беннетт 2004 , с. 118.
- ^ Вейли 1991, с. 343: Вильнев сообщил Парижу в день битвы, что 800 человек его флота «заболели», и что все, что может пойти не так, делает это.
- ^ Лондонская литературная газета и журнал изящной словесности, искусства, науки... стр. 706
- ^ Бракен, Чарльз Уильям (1931). История Плимута и ее соседей . Андерхилл. п. 223.
- ^ Беннетт «Трафальгарская битва», с. 115
Ссылки
[ редактировать ]- Беннетт, Джеффри (2004). Трафальгарская битва . Ручка и меч. Военная классика. ISBN 9781844151073 .
- Артур Британт, Годы победы 1802–1812 Harper & Brothers, Лондон (1945).
- Лондонская литературная газета и журнал изящной литературы, искусства, науки и т. д. 473. Лондон (1823 г.).
- Барнс Фремонт Грегори, Королевский флот 1793–1815 , Osprey Publishing (2007). ISBN 978-1-84603-138-0 .
- Барнс Фремонт Грегори, Трафальгар, 1805 г., венчающая победа Нельсона , Osprey Publishing (2005). ISBN 1-84176-892-8
- Марриотт, Дж. Р., Эволюция современной Европы, часть III, 1789–1932 гг.
- В. Мурс, Артур. История Англии 1689–1837 гг. , Библиотека Гарвардского колледжа, Нью-Йорк.
- Тайер Махан Альфред , Жизнь Нельсона, том 2; Воплощение морской мощи Великобритании, издательство BiblioBazaar Publishing, (2002). ISBN 1-4065-4619-4
- Майрик Бродли Александр, Наполеон и вторжение в Англию - история большого террора , прочтите издательство Country Books. ISBN 978-1-4097-6504-2
- Палмер, Майкл А. Командование на море: военно-морское командование и контроль с шестнадцатого века , издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-02411-3
- Стюарт, Уильям. Адмиралы мира: Биографический словарь с 1500 года по настоящее время McFarland & Co Inc, 2009. ISBN 978-0786438099
- Такер, Спенсер, Глобальная хронология конфликтов: от древнего мира до современного Ближнего Востока, ABC-CLIO 2007. ISBN 978-1851096671
- Вейгли, Рассел. Эпоха сражений: В поисках решающей войны от Брайтенфельда до Ватерлоо . Издательство Университета Индианы. 1991 год ISBN 0-7126-5856-4
- Уильям Джеймс, Военно-морская история Великобритании, 1793–1827 гг .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с битвой при мысе Финистерре (1805 г.) на Викискладе?
- Испанская столица Северного морского департамента (1788 г. н.э.).
- Битва при мысе Финистерре: «Энциклопедия военной истории в Интернете».
- Корабли, блокирующие различные французские и испанские порты - май 1805 г.
- Указатель британских судов - май 1805 г.
- Военно-морская база Феррол в фотографиях – 2004 г.
- Все портировать. Битва при Финистерре Битва при Финистерре. На испанском языке.
СМИ, связанные с битвой при мысе Финистерре (1805 г.) на Викискладе?
Предшественник Битва при Даймонд-Роке | Наполеоновские войны Битва при мысе Финистерре (1805 г.) | Преемник Битва при Вертингене |
- Морские сражения Наполеоновских войн с участием Франции
- Морские сражения наполеоновских войн с участием Соединенного Королевства
- Морские сражения Наполеоновских войн с участием Испании
- Конфликты 1805 года
- Запланированное вторжение Наполеона в Соединенное Королевство
- 1805 г. во Франции
- Битвы войны Третьей коалиции
- Военная история Галисии (Испания)
- История Королевского флота XIX века
- События июля 1805 года