HMS Сириус (1797 г.)
![]() HMS Sirius застрял на коралловой отмели. Литография А. Мейера (Национальный морской музей, Лондон)
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Заказал | 30 апреля 1795 г. |
Строитель | Джон Дадман, Дептфорд |
Заложен | Сентябрь 1795 г. |
Запущен | 12 апреля 1797 г. |
Почести и награды |
|
Судьба | Разрушен пожаром (затоплен) 25 августа 1810 г. |
Общие характеристики [ 3 ] | |
Тонны нагрузки | 1046 59 ⁄ 94 ( м.м. ) |
Длина | 148 футов 10 дюймов (45,4 м) (гундек); 124 футов 0 + 1 ⁄ 8 дюймов (37,8 м) (киль) |
Луч | 39 футов 10 дюймов (12,1 м) |
Глубина захвата | 13 футов 3 дюйма (4,0 м) |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Дополнить | 247 офицеров и солдат |
Вооружение |
HMS Sirius — 36-пушечный пятого ранга фрегат Королевского флота . Между 1797 и 1805 годами « Сириус» занимался поддержанием блокады наполеоновской Европы . Она погибла в 1810 году, когда ее команда затопила ее после того, как она приземлилась во время битвы при Гранд-Порте .
Дизайн
[ редактировать ]
Адмиралтейство приказало построить ее 30 апреля 1795 года, а киль был заложен на верфи Дадмана в Дептфорд-Уорф в сентябре того же года. Он был спущен на воду 12 апреля 1797 года. Класс «Сириус» 1795 года был основан после захвата « Сан-Фьоренцо» у испанцев в 1794 году, на чьей основе был основан этот фрегат.
Французские революционные войны
[ редактировать ]«Сириус» был сдан в эксплуатацию в мае 1797 года под командованием капитана Ричарда Кинга . [ 3 ] В своем первом бою 24 октября 1798 года Сириус взял два голландских фрегата, «Ваакзаамхейд» и «Фьюри» в Текселе . [ 4 ] Ваакзаамхейд находился под командованием старшего капитана Нейрропа. Он был вооружен двадцатью четырьмя 9-фунтовыми орудиями на главной палубе и двумя 6-фунтовыми орудиями на баке. На его борту находилось 100 голландских моряков, а также 122 французских военнослужащих, и он нес 2000 стендов с оружием, а также другие склады боеприпасов. [ 4 ] Ваакзаамхейд не сопротивлялся. Шлюп «Кайт» участвовал в захвате. [ 5 ]

Томас Уиткомб , 1816 год.
«Фьюри» имела на вооружении двадцать шесть 12-фунтовых орудий на главной палубе и десять 6-фунтовых орудий на квартердеке и баке. Ее экипаж состоял из 153 голландских моряков и 165 французских солдат. Она везла 4000 стендов с оружием, а также другие склады боеприпасов. [ 4 ] Фьюри перестреливался с Сириусом около получаса. На Сириусе был ранен только один человек. У Фьюри восемь человек были убиты и 14 ранены. [ 4 ] шлюп «Мартин» и наемный вооруженный катер «Дилиджент» . Доходы от захвата разделили [ 6 ]
«Сириус» был среди судов, принимавших участие в захвате 25 и 28 ноября французского брига и шлюпа. В состав британских судов входили «Клайд» , «Фисгард» и «Сильф» , а также наемные вооруженные катера «Джозеф» , «Фоуи» и «Долли» . [ 7 ]
Затем, 6 января 1800 года, Сириус вместе с Defiance , Unicorn , Indefatigable и Stag участвовал в захвате французского брига Ursule . [ 8 ]
12 июня «Сириус» и «Неутомимый» захватили французского капера «Венжер» . Он был вооружен шестью длинными 4-фунтовыми орудиями и десятью 18-фунтовыми карронадами и нес экипаж из 102 человек. Через два дня она покинула Бордо и направилась к побережью Бразилии. Венгер плыл в компании трех каперских грамот – корабля, брига и шхуны – которые направлялись в Гваделупу. 11 июня Венгер захватил каперский люггер « Снейк» из Джерси . [ 9 ] [ а ]
3 июля «Сириус» отбил бриг « Культиватор » . [ 10 ] Неутомимый и Боадицея находились в компании во время захвата. [ 11 ] Культиватор , Смит, капитан, плыл из Демерары в Лондон, когда французский капер Минерв из Бордо поймал ее. [ 12 ]
На следующий день «Сириус» и «Неутомимый» захватили французский корабль «Фавори» . [ 13 ] Одиннадцать дней спустя Бордо захватил французское судно «Феникс» . Сириус был среди судов, разделивших призовые деньги по соглашению. [ 14 ] Сириус участвовал в захвате французской каперской шхуны «Реванш» 28 июля. [ 10 ] Настоящим похитителем была Урания . «Реванш» был вооружен четырнадцатью 6-фунтовыми орудиями и имел экипаж из 80 человек. Она находилась в 19 днях от Виго и уже захватила и отправила английский бриг «Маркус» , португальский корабль, и испанский бриг, который был призом Минерве . [ 15 ]
11 декабря Сириус захватил испанский торговый бриг «Мельхора » примерно в трех милях от Сифарги (Иллас Сисаргас, примерно в 20 милях к западу от Ла-Коруньи ). Бриг находился в 24 часах езды от Ла-Коруньи по пути в Монтевидео, когда Сириус схватил ее. Капитан Кинг сообщил о захвате, чтобы привлечь внимание к тому факту, что это было единственное судно, покинувшее Ла-Корунья с августа. [ 16 ] Даймонд разделил доходы от поимки. [ 17 ]
26 января 1801 года британский фрегат Oiseau встретил французский фрегат Dédaigneuse и бросился в погоню. Сириус и Аметист присоединились на следующий день. 28-го числа Уазо и Сириус осуществили захват, в то время как неблагоприятный ветер не позволил Аметисту присоединиться к бою. [ 18 ] Dédaigneuse был введен в состав Королевского флота как HMS Dedaigneuse . [ 19 ] На следующий день Сириус был в компании с Аметистом , когда они захватили испанскую каперскую грамоту Шарлотты Ферольской в 16 часах езды от Фероля по пути на Кюрасао. Захват произошел примерно в шести или семи лье от мыса Белем в Галиции. [ 20 ] наемный вооруженный катер граф Сент-Винсент . В захвате участвовал [ 17 ]
29 января «Аталанте» захватила и уничтожила испанского капера «Интрепидо Сид» . Сириус и Аметист по соглашению разделили награду. [ 21 ]
Сириус по соглашению разделил доходы от захвата Темерера ( 30 мая) и Бьен Эме (23 июля). [ 22 ] В июле Сириус находился под временным командованием капитана Дж. Б. Эдвардса. [ 23 ] В июле командующий временно принял на себя командующий Джон Эдвардс. [ 3 ]
В июле – августе 1802 года «Сириус» находился под командованием капитана Кинга, который далее командовал небольшой эскадрильей по борьбе с контрабандой. Другими судами в эскадре были «Карисфорт» , «Имоджен» , «Розарио» и «Петерелл» . [ 24 ]
В августе 1802 года принял капитан Уильям Проуз командование «Сириусом» . [ 23 ]
Наполеоновские войны
[ редактировать ]После возобновления военных действий с Францией Сириус принял участие в блокаде Бреста .
18 мая 1803 года Сириус и Немезида захватили Мере де Фамили . [ б ] Десять дней спустя Сириус захватил французский корабль «Ахилл» , а затем, 8 июня, «Труа Фрер» . [ 26 ] Захват Эгля 30 мая привел к предварительному выделению Сириуса экипажу стерлингов 6200 фунтов призовых. [ 27 ] Двумя днями ранее Сириус захватил Зефира . [ 28 ] Сириус поделился с Немезидой доходами от захвата Труа Фрера и Эгля . [ 29 ]
Сириус тогда был среди судов, получавших деньги на спасение от возвращения лорда Нельсона 27 августа. [ 30 ] Точно так же Сириус поделился деньгами на спасение «Настойчивости» , отбитой 28 октября. [ 31 ]
15 февраля 1805 года Сириус отбил Спринг . [ 32 ] 22 июля Сириус участвовал в операции Колдера ( битва у мыса Финистерре (1805 г.) ). Она разделила призовые деньги за испанские корабли «Сент-Рафаэль» и «Фирме» . [ 33 ] а возможно и другие суда.
Трафальгар
[ редактировать ]21 октября «Сириус» присоединился к британскому флоту под командованием вице-адмирала лорда Нельсона в Трафальгаре . [ 34 ] Вступая в бой к северу от столба погоды, ее станция расположила ее всего в нескольких кабельтовых от HMS Victory .
Парламент проголосовал за грант в размере 300 000 фунтов стерлингов , который должен был быть распределен в сентябре 1806 года между участниками битвы. [ с ] Затем последовали другие раздачи призовых денег. [ д ] В 1847 году Адмиралтейство вручит выжившим претендентам на битву медаль за военно-морскую службу с застежкой «Трафальгар».
25 ноября Сириус , Принс и Свифтсюр захватили Немезиду . [ 37 ]
Сириус против. Пастушка
[ редактировать ]В январе 1806 года «Сириус» и 64-пушечный «Полифем» сопровождали конвой из Гибралтара, когда столкнулись с французской эскадрой под командованием адмирала Уиллаумеса . Французам удалось захватить два торговых судна, а четыре французского флота безуспешно преследовали Сириус в течение двух часов, но вынудили ее отделиться от конвоя. [ 38 ]
С тех пор и до 1808 года Сириус служил в Средиземноморье . 17 апреля 1806 года в 14:00 Сириус находился в пяти или шести лигах от Чивитавеккьи , когда Проуз получил сообщение о том, что французские войска тем утром отплыли в Неаполь. [ 39 ] Он немедленно выступил в путь и сумел догнать их сразу после захода солнца в двух лигах от устья реки Тибр . тяжелых артиллерийских кораблей, и они были развернуты в боевой линии возле опасной отмели, ожидая Сириуса В состав сил входили корабль, три корвета и пять атаки . Акция началась в 19:00 и продолжалась два часа, прежде чем французский корабль, возглавлявший флотилию, нанес удар. Вода была спокойной, поэтому французы могли хорошо вести огонь, а сама Сириус была слишком повреждена, чтобы ее можно было преследовать, когда остальная часть французской флотилии отошла; Проуз также был обеспокоен риском преследования ночью в воде с отмелями. [ 39 ]
Захваченным судном был « Бержер» , которым командовал капитан фрегата Шарль-Жак-Сезар Шоне-Дюкло . [ 40 ] коммодор флотилии и кавалер ордена Почетного легиона . [ 39 ] Он был вооружен восемнадцатью 12-фунтовыми орудиями и одним 36-фунтовым обузером , а экипаж состоял из 189 человек. Проуз описал ее как «замечательно прекрасное судно, хорошо плавающее и пригодное для службы Его Величеству». [ и ] Проуз не упомянул о потерях французов, но Сириус потерял девять человек убитыми, включая племянника Проуза, и 20 человек ранеными, девять из которых были опасными. [ 39 ] Это действие также позволило оставшимся в живых претендентам получить медаль за военно-морскую службу, на этот раз с застежкой «Сириус, 17 апреля 1806 года».
С апреля 1808 года по январь 1809 года Сириус находился в Чатеме на ремонте. В ноябре 1808 года принял капитан Сэмюэл Пим командование Сириусом . 24 февраля 1809 года он отплыл к мысу Доброй Надежды и в Индийский океан. [ 3 ]
Индийский океан
[ редактировать ]2 марта 1809 года Сириус захватил французскую шхуну «Меконтент» и ее груз. [ 42 ] В августе Сириус присоединился к эскадрилье под командованием коммодора Джозиаса Роули и 21 сентября участвовал в нападении на Сен-Поль, Реюньон . [ 43 ]

Сириус и HMS Raisonnable захватили французский фрегат «Каролина» . Он был принят на британскую службу как HMS Bourbonaise , там уже был HMS Caroline . Британцы также отбили нескольких жителей Ост-Индии , которых Кэролайн захватила Ост-Индской компании , и бриг «Грэпплер» . [ 43 ] В ходе наземной атаки удалось захватить несколько береговых батарей и орудий. Сириус потерял двух морских пехотинцев убитыми, двух морских пехотинцев ранеными и одного матроса пропавшим без вести. [ 43 ]
Летом 1810 года состоялся поход на французские владения в Индийском океане. британцы захватили остров Бурбон ( Реюньон В июле ). В августе они обратили свое внимание на Маврикий , где попытались высадить десант для уничтожения береговых батарей и сигналов вокруг Гранд-Порта. Однако попытка провалилась, когда два французских сорокапушечных фрегата «Беллоне» и «Минерв» , 18-пушечный корвет «Виктор» и два ост-индийских приза вошли в гавань и заняли оборонительную позицию в начале главного входного канала. Французы также переместили указатели каналов, чтобы сбить с толку британский подход.
23 августа 1810 года британская эскадра вошла в Ла-Манш. Сириус первым сел на мель, за ним последовали Магиен и Нереида . Ифигения предусмотрительно встала на якорь в протоке на некотором расстоянии от места действия. Французские корабли сосредоточили весь свой огонь сначала на Нереиде , а затем на Магьене .
Бой продолжался без перерыва всю ночь, и 24 августа французы поднялись на абордаж беззащитной «Нереиды» . Как только французский флаг был поднят на том, что осталось от фок-мачты «Нереиды » , «Маджиен» и « Сириус» начали интенсивный перекрестный огонь по своим врагам. Тем не менее, вечером ее команде пришлось покинуть Magicienne , поджег ее, когда они покидали ее.
Потеря
[ редактировать ]
Все попытки отогнать Сириуса провалились; она прочно сидела на мели, набирала воду и не могла быть освобождена. Пим приказал передать Ифигении ее запасы и провиант . Когда все было завершено, мужчины ушли, причем последний член экипажа ушел утром 25 августа 1810 года. Уходя, они подожгли ее; «Сириус» взорвался около одиннадцати часов, затем его корпус ненадолго оторвался от рифа и затонул.
Битва при Гран-Порте стала важной победой французов. С двумя взятыми английскими фрегатами ( Ифигения и Нереида ) и уничтожением двух других ( Сириус и Магиен ), а также взятием 1600 пленных против 150 французов убитыми или ранеными, это сражение знаменует собой единственную французскую военно-морскую победу в наполеоновских войнах . [ 44 ]
Постскриптум
[ редактировать ]Сириус лежит на глубине 20–25 метров (66–82 футов). Затонувший корабль был разрушен как спасателями, так и благодаря его бегству. Тем не менее, это место представляет археологический интерес, и многие из ее пушек обнажены.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Когда команда «Венгера» сошла на берег, выяснилось, что один из людей с «Венгера» был одним из мятежников на Данае , которую Индефатиагбл захватил в 1798 году и где в начале 1800 года произошел мятеж. Мятежник был схвачен и предан военному трибуналу. , и повесился.
- ^ Денежный приз для старшин составлял 74 фунта стерлингов 7 шиллингов 11 дней ; доля моряка стоила 10 фунтов 17 шиллингов 5 пенсов, или почти шестимесячная заработная плата. [ 25 ]
- ^ Доля старшины составляла 26 фунтов 6 шиллингов ; доля моряка или морского пехотинца составляла 4 фунта 12 шиллингов 6 пенсов . [ 35 ]
- ^ Доходы от корпусов, старта и поголовья четырех захваченных французских и испанских кораблей, а также счет за уничтоженные суда были доступны для оплаты в марте 1807 года. Доля старшины составляла 10 фунтов 14 шиллингов 0 пенсов. ; доля моряка или морского пехотинца составляла 1 фунт стерлингов 17 шиллингов 6 пенсов. [ 36 ]
- ^ Королевский флот приобрел ее как HMS Bergere , но к августу 1807 года она была поставлена на прикол в обычном состоянии ; она распалась в 1811 году. [ 41 ] Другими французскими судами были бриг-корветы «Абей» (восемнадцать 8-фунтовых орудий и два латунных 36-фунтовых обюзира со 160 людьми), «Лежер» и «Янус» (каждый с двенадцатью 8-фунтовыми орудиями), бомбардировщик «Виктуар» (двенадцать 18-фунтовых орудий). и две 68-фунтовые карронады), катер Gauloise и пушечные кечи Jalouse , «Жентиль » и «Провансаль» (каждый нес по четыре 4-фунтовых пушки и одну латунную 36-фунтовую пушку ). [ 39 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «№20939» . Лондонская газета . 26 января 1849 г., стр. 240–241.
- ^ «№20939» . Лондонская газета . 26 января 1849 г. с. 241.
- ^ Jump up to: а б с д Уинфилд (2008) , с. 150.
- ^ Jump up to: а б с д «№15077» . Лондонская газета . 3 ноября 1798 г., стр. 1052–1053.
- ^ «№15533» . Лондонская газета . 16 ноября 1802 г. с. 1213.
- ^ «№15505» . Лондонская газета . 10 августа 1802 г. с. 848.
- ^ «№15314» . Лондонская газета . 25 ноября 1800 г. с. 1341.
- ^ «№15294» . Лондонская газета . 16 сентября 1800 г. с. 1073.
- ^ «№15271» . Лондонская газета . 28 июня 1800 г. с. 749.
- ^ Jump up to: а б «№15415» . Лондонская газета . 6 октября 1801 г. с. 1231.
- ^ «№15422» . Лондонская газета . 27 октября 1801 г. с. 1307.
- ^ Список Ллойда №4068.
- ^ «№15335» . Лондонская газета . 7 февраля 1801 г. с. 164.
- ^ «№15344» . Лондонская газета . 10 марта 1801 г. с. 281.
- ^ «№15285» . Лондонская газета . 16 августа 1800 г. с. 935.
- ^ «№15322» . Лондонская газета . 23 декабря 1800 г. с. 1438.
- ^ Jump up to: а б «№15386» . Лондонская газета . 14 июля 1801 г. с. 843.
- ^ «№15352» . Лондонская газета . 7 февраля 1801 г., стр. 162–163.
- ^ Уинфилд (2008) , с. 209.
- ^ «№15334» . Лондонская газета . 3 февраля 1801 г. с. 149.
- ^ «№15538» . Лондонская газета . 4 декабря 1802 г. с. 1286.
- ^ «№15453» . Лондонская газета . 13 февраля 1802 г. с. 158.
- ^ Jump up to: а б «НММ, ID судна 375878» (PDF) . Истории военных кораблей, том x . Национальный морской музей . Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2011 года . Проверено 30 июля 2011 г.
- ^ Военно-морская хроника , Том. 8, с. 172.
- ^ «№15673» . Лондонская газета . 7 февраля 1804 г. с. 181.
- ^ «№15686» . Лондонская газета . 24 марта 1804 г. с. 366.
- ^ «№15717» . Лондонская газета . 7 июля 1804 г. с. 841.
- ^ «№15738» . Лондонская газета . 18 сентября 1804 г. с. 1183.
- ^ «№15746» . Лондонская газета . 16 октября 1804 г. с. 1299.
- ^ «№15669» . Лондонская газета . 24 января 1804 г. с. 116.
- ^ «№15682» . Лондонская газета . 10 марта 1804 г. с. 304.
- ^ «№15805» . Лондонская газета . 7 мая 1805 г. с. 625.
- ^ «№16005» . Лондонская газета . 28 февраля 1807 г. с. 266.
- ^ «№15858» . Лондонская газета . 6 ноября 1805 г., стр. 1365–1367.
- ^ «№15995» . Лондонская газета . 9 сентября 1806 г. с. 1201.
- ^ «№16015» . Лондонская газета . 31 марта 1807 г. с. 415.
- ^ «№16368» . Лондонская газета . 8 мая 1810 г. с. 680.
- ^ Джеймс (1837), Том. 4, с. 186.
- ^ Jump up to: а б с д и «№15933» . Лондонская газета . 1 июля 1806 г., стр. 827–828.
- ^ Джеймс (1837), Том. 4, стр. 233–4.
- ^ Уинфилд (2008) , с. 272.
- ^ «№16371» . Лондонская газета . 19 мая 1810 г. с. 734.
- ^ Jump up to: а б с «№16341» . Лондонская газета . 10 января 1810 г., стр. 213–218.
- ^ Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 5, 1808–1811 гг . Конвей Мэритайм Пресс. п. 288. ИСБН 0-85177-909-3 .
Ссылки
[ редактировать ]- Крушение 5-го британского фрегата HMS Sirius (1797 г.) на Маврикии (Янн фон Арним)
- Джеймс, Уильям (1837). Военно-морская история Великобритании, от объявления войны Францией в 1793 году до воцарения Георга IV . Р. Бентли.
- Уинфилд, Риф (2008), Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817: дизайн, строительство, карьера и судьбы , Сифорт, ISBN 978-1-86176-246-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с HMS Sirius (корабль, 1797 г.) на Викискладе?
по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported UK: England & Wales В эту статью включены данные, опубликованные Национальным морским музеем в рамках проекта «Истории военных кораблей» .