Наемный вооруженный катер Идас
В период наполеоновских войн два судна служили Британскому королевскому флоту в качестве наемного Его Величества вооруженного катера «Идас» , названного в честь Идаса , персонажа из греческой мифологии.
Первые Иды
[ редактировать ]Первый Idas был катером, который служил Королевскому флоту с 10 ноября 1808 года по 5 сентября 1812 года. Он нес десять 6-фунтовых орудий и имел водоизмещение 142 тонны ( БМ ).
В августе – декабре 1809 года Идас участвовал в злополучной кампании Валхерен под командованием лейтенанта Джеймса Дункана. Она помогла прикрыть первоначальную высадку британцев, а затем доставила депеши от контр-адмирала сэра Ричарда Страчана обратно в Англию, прибыв туда 6 августа. [ 1 ] Идас провел большую часть экспедиции, перевозя депеши адмирала Страчана из одного места в другое. Тем не менее, 1 декабря Идас был в компании с наемным вооруженным люггером Спекулянтом , когда они отбили Респект . [ 2 ]
16 марта 1810 года лодки из Идаса и наемный вооруженный катер « Кинг Джордж» вывели французского капера Шуйта с четырьмя пушками с Текселя . Они сделали это, несмотря на сильный огонь из стрелкового оружия с берега. [ 3 ] [ 4 ]
В январе 1811 года галиот «Габриэль» , приз Идасу , был выброшен на берег недалеко от Ярмута. [ 5 ]
Однако в ноябре 1812 года сотрудники таможни Арундела схватили Идас , когда она стояла на якоре в Даунсе, и доставили ее в гавань Литл-Хэмптона за ведение незаконной торговли. [ 6 ]
Каперские грамоты
[ редактировать ]Эта Идас , возможно, служила капером по каперской грамоте как до, так и после службы в Королевском флоте.
- 24 декабря 1807 года катер «Идас » под командованием Джона Мэя из 141 (или 141) 35 ⁄ 94 ) тонн груза и четырнадцать 6-фунтовых орудий получили каперскую грамоту. [ 7 ] [ 8 ]
- 12 января 1814 года катер «Идас » под командованием Томаса Ньютона водоизмещением 141 тонну и шестнадцатью 9- и 6-фунтовыми орудиями получил каперскую грамоту. [ 7 ] 25 февраля 1814 года Идас , капер Гастингса, захватил коммодора Перри , который плыл из Филадельфии в Бордо. Идас привез ее в Даунс 2 марта. [ 9 ]
Вторая Идас
[ редактировать ]История | |
---|---|
![]() | |
Имя | на востоке |
Запущен | 1808 |
Приобретенный | 21 апреля 1809 г. по контракту |
Захваченный | 4 июня 1810 г. |
![]() | |
Имя | на востоке |
Приобретенный | 4 июня 1810 г. в плену. |
Судьба | Утилизировано ок. Март 1815 г. |
Общие характеристики [ 10 ] [ 11 ] | |
Смещение | 180 тонн (французский) |
Тонны нагрузки | 102 18 ⁄ 94 (м.м.) |
Длина | 19,06 м (62,5 футов) |
Луч | 6,40 м (21,0 фута) |
Вооружение |
|
Второй «Идас» представлял собой катер из 10 орудий и 102 18 ⁄ 94 тонны (бм), служивший Королевскому флоту с 21 апреля 1809 года, пока не сел на мель и не был захвачен 4 июня 1810 года. [ 10 ] Французский флот снял ее с мели и принял на вооружение. Она прослужила ок. 1815. [ 11 ]
Британская служба: лейтенант Уильям Уэллс — первый зарегистрированный офицер, командовавший «Идасом» . Первоначально она участвовала в войне канонерских лодок . 19 июня 1809 года она захватила датский бриг « Хаабет» . наемный вооруженный корабль «Принц Уильям» . В это время был виден [ а ] В тот же день Идас захватил датские суда «Фортуна» и «Жоаннес» . [ 13 ] Идас доходами от поимки 4 июля Гунильда Сесилии и Фортуны поделился с Дефенс . [ б ] 25 июля она захватила капера Хабербадена , а затем 14 августа капера Флору с шестью орудиями и 30 людьми. [ 15 ] Флора находилась в девяти милях от Скау В то время . Она отсутствовала в Копенгагене шесть недель и взяла только один приз — датский шлюп, который отбил «Идас» . Флора отбила шлюп после того, как HMS Allart . его захватил [ 16 ] [ с ]
Затем 14 августа Идас отбил датский корабль «Лаурентий и Мария» . [ 17 ] Затем, 6 сентября, она захватила Маргарету Доротею в компании с артиллерийским бригом « Срочный » . [ д ] Две недели спустя, 20 сентября, Идас захватил Маргарету и Тра Бродерс . [ 19 ]
7 октября «Идас» захватил датские шлюпы № 59 , «Сесилия Мария» и «Бонус» . [ 17 ] 7 ноября она захватила датский шлюп « Четыре сестры» в компании с наемным вооруженным катером « Герой» . [ и ] Двумя днями позже, 9 ноября, «Идас» захватил датский бриг «Резольюшн» . Частичная выплата призового фонда за Резолюцию составила £1400. [ 20 ] [ ж ]
4 июня 1810 года под командованием лейтенанта Дж. Рэйсона «Идас» приземлилась на оконечности Эльлебур-Санд у входа в Шельду, где ее захватили французы. [ 23 ]
Шхуна «Поргей» пришла ей на помощь, находясь под огнем противника, но также села на мель и была сожжена, чтобы избежать захвата. [ 23 ] Прибыл отряд Дрейка с приказом либо освободить Идас , либо сжечь ее, если это необходимо, чтобы не допустить захвата владения французами. [ 24 ] Офицер, командующий отрядом, лейтенант Лэнгли, не был в форме, и хотя он был на два года младше Рэйсона, Рэйсон принял его за Дрейка капитана . Лэнгли приказал Рэйсону уйти со своей командой, что Рэйсон и сделал, понимая, что Лэнгли взорвет Идас . Лэнгли ушел со своими людьми на последней лодке, не поджег Идас , а вместо этого намереваясь вернуться после того, как доставит своих людей обратно Дрейку . Однако Лэнгли не смог вернуться из-за быстроты течения и огня с берега. Следовательно, французы смогли захватить Идас . Военный трибунал за потерю « Идаса» объявил Лэнгли выговор за его действия. [ 24 ]
Французская служба: на следующий день ВМС Франции сняли с мели «Идас» и ввели ее в эксплуатацию под существующим названием. Французы передали его Нидерландам в Антверпене в августе 1814 года. В марте 1815 года он был объявлен непригодным к эксплуатации. [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Второсортная доля призовых составила £ 19 12 с. 4 + 1 ⁄ 2 д ; доля шестого класса, доставшаяся обычному матросу, стоила 16 шиллингов. [ 12 ]
- ^ Первоклассная акция стоила 49 фунтов стерлингов 2 шиллинга. 5 + 1 / 2 п; акция шестого класса стоила 3 шиллинга 11 + 1 ⁄ 4 d. [ 14 ]
- ^ За Хабербадена и Флору Уэллс получил £ 44 9 с. 3 + 1 ⁄ 2 дня призовых; обычный моряк получил 3 фунта стерлингов 1 шиллинг 6 + 3 ⁄ 4 d. [ 15 ]
- ^ Первоклассная доля призовых составила 15 фунтов 10 шиллингов 6 пенсов; акция шестого класса стоила 1 фунт стерлингов 5 + 1 ⁄ 4 d. [ 18 ]
- ^ В 1811 году датчане сильно повредили Геро и потопили наемный вооруженный катер «Свон», когда они вместе действовали возле Уддеваллы .
- ^ За «Резолюцию» , «Маргарету Доротею» и «Три брата» ( Тра Бродер ) Уэллс получил акции второго класса на сумму 106 фунтов стерлингов 15 шиллингов 2 пенни, из которых более 80 фунтов стерлингов пришлось на «Резолюцию» ; для обычного моряка эта сумма составляла 8 фунтов 5 шиллингов. 4 + 1 ⁄ 2 дня, более 6 фунтов из которых пришлось на Резолюцию . [ 21 ] Вторая выплата в пользу « Трех братьев» принесла Уэллсу 41 фунт стерлингов 4 шиллинга 10 пенсов; рядовой моряк получил 18 шиллингов 3 + 3 ⁄ 4 д. В объявлении также упоминалось, что Чайлдерс был в компании и разделил призовые деньги. [ 22 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Военно-морская хроника , Том. 22, с.140.
- ^ «№16346» . Лондонская газета . 27 февраля 1810 г. с. 307.
- ^ «№16353» . Лондонская газета . 20 марта 1810 г. с. 425.
- ^ Военно-морская хроника , (Том 23, январь-июнь 1810 г.), стр.431.
- ^ Список Ллойда , № 4526.
- ^ Военно-морская хроника , Том. 28.
- ^ Jump up to: а б «Каперская грамота, стр. 669 - по состоянию на 25 июля 2017 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2016 года . Проверено 27 октября 2018 г.
- ^ Сарр (2007) , с. 135.
- ^ Список Ллойда , № 4850.
- ^ Jump up to: а б Уинфилд (2008) , с. 395.
- ^ Jump up to: а б с Уинфилд и Робертс (2015) , с. 257.
- ^ «№17231» . Лондонская газета . 15 марта 1817 г. с. 664.
- ^ «№16507» . Лондонская газета . 23 июля 1811 г. с. 1412.
- ^ «№17121» . Лондонская газета . 23 марта 1816 г. с. 560.
- ^ Jump up to: а б «№17231» . Лондонская газета . 15 марта 1817 г. с. 665.
- ^ «№16296» . Лондонская газета . 9 сентября 1809 г. с. 1457.
- ^ Jump up to: а б «№16336» . Лондонская газета . 23 января 1810 г. с. 125.
- ^ «№17121» . Лондонская газета . 23 марта 1816 г. с. 561.
- ^ «№17113» . Лондонская газета . 24 февраля 1816 г. с. 359.
- ^ «№16900» . Лондонская газета . 21 мая 1814 г. с. 1066.
- ^ «№17121» . Лондонская газета . 24 февраля 1816 г., стр. 560–561.
- ^ «№17470» . Лондонская газета . 20 апреля 1819 г. с. 700.
- ^ Jump up to: а б Госсет (1986) , с. 75.
- ^ Jump up to: а б Хеппер (1994) , с. 132.
Ссылки
[ редактировать ]- Госсет, Уильям Патрик (1986). Затерянные корабли Королевского флота, 1793-1900 гг . Мэнселл. ISBN 0-7201-1816-6 .
- Хеппер, Дэвид Дж. (1994). Потери британских военных кораблей в эпоху парусного спорта, 1650–1859 гг . Ротерфилд: Жан Будрио. ISBN 0-948864-30-3 .
- Джеймс, Уильям (1837). Военно-морская история Великобритании, от объявления войны Францией в 1793 году до воцарения Георга IV . Том. 5. Р. Бентли.
- Сарр, Джон В. (2007). Хауэлл, Алан (ред.). Парусные корабли Гернси, 1786–1936 гг . Том. 8. Серия монографий Музея Гернси.
- Уинфилд, Риф (2008). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-86176-246-7 .
- Уинфилд, Риф; Робертс, Стивен С. (2015). Французские военные корабли в эпоху парусного спорта 1786–1861: конструкция, карьера и судьбы . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-204-2 .