HMS Клайд (1796 г.)
![]() HMS Clyde спасается от мятежа в Норе, 1797 г.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Клайд |
Тезка | Ривер Клайд |
Заказал | 4 февраля 1795 г. |
Строитель | Верфь Чатема ; М/корабел Томас Поллард до июня 1795 г.; Эдвард Сиссон после этого |
Заложен | июнь 1795 г. |
Запущен | 26 марта 1796 г. |
Судьба | Разобранный, 1805 г. |
![]() | |
Перезапущен: | 28 февраля 1806 г. |
Судьба | Продано, август 1814 г. |
Общие характеристики [ 1 ] | |
Класс и тип | «Артуа» класса пятого ранга Фрегат |
Тонны нагрузки |
|
Длина |
|
Луч |
|
Черновик |
|
Глубина захвата |
|
Дополнить | 270; позже 315 |
Вооружение |
HMS Clyde — Королевского военно-морского флота, «Артуа» класса фрегат построенный на верфи Чатема из пихты (сменной сосны) и спущенный на воду в 1796 году. В 1797 году он был одним из двух кораблей, капитаны которых смогли сохранить некоторый контроль над своими судами во время Норского сражения. мятеж . В 1805 году HMS Clyde был разобран и перестроен на верфи Вулиджа ; она была перезапущена 23 февраля 1806 года. В конечном итоге она была продана в августе 1814 года.
Первое воплощение
[ редактировать ]
Капитан Чарльз Каннингем ввел Клайда в эксплуатацию в апреле 1796 года. Она разделила с Достопочтенным , Репалсом , Тамарой и катерами Флорой и Принцессой Ройял доходы от захвата 6 сентября Хэйра . [ 2 ]
Клайд был в Норе во время мятежа. [ 3 ] но сбежал в Ширнесс 29/30 мая 1797 года. [ 1 ]
Клайд и Сент-Фьоренцо участвовали в захвате в ноябре и декабре 1797 года французских бригов «Минерва» и « Сукчес» (или «Успех» ). [ 4 ] Успехом стал капер из Байонны, который отсутствовал 15 дней и захватил только одно американское судно. [ 5 ]
Помимо захвата « Саксесса» 13 декабря, Сент-Фьоренцо и Клайд восемь дней спустя захватили капера Дораду . [ 6 ] Фактическим похитителем Дорада был Клайд . Дорада была из Бордо и была пробита 18 орудиями, хотя у нее было только 12. Она отсутствовала 50 дней и курсировала у Азорских островов и Мадейры, но ничего не захватила. Она и ее команда из 93 человек направлялись домой, когда Клайд схватил ее. К сожалению, командир призового экипажа слишком сильно поднял паруса, в результате чего «Дораде» перевернулся, утопив все 19 членов призового экипажа. [ 7 ]
В марте 1798 года Клайд захватил два торговых судна. она захватила корабль Vrouw Classina 22 марта отбила Анну . , а через два дня [ 8 ] Затем в мае Клайд захватил Мари Перотт , а в июне отбил Морскую Нимфу . [ 9 ] Клайд , Сан-Фьоренцо , Фаэтон , Ансон , Русалка и Олень участвовали в захвате шасс -мари Мари Перотт и шлюпа неизвестного имени, а также в возвращении Морской Нимфы и Марии . [ 10 ]
4 января 1799 года Клайд отбил корабль «Хирам» . [ 8 ] Шесть дней спустя Клайд захватил каперскую шхуну Aire , шедшую из Бреста в Санто-Доминго. Затем, через три дня, Клайд захватил французский каперский бриг «Бон Ордре» . «Бон Ордре» был вооружен 16 орудиями и имел экипаж из 65 человек. Она отплыла 20 декабря из Гранвилля и захватила бриг из Ньюфаундленда за две недели до того, как сама была схвачена. [ 11 ] 9 марта 1799 года Сент-Фьоренцо и Клайд захватили французский шлюп « Сент-Джозеф» . [ 12 ]
Клайд захватил американский корабль «Нимфа» . 11 апреля [ 13 ]
В августе Клайд находился у берегов Франции. 21 августа он находился в шести или семи лигах к северо-западу от Кордованского маяка, недалеко от устья Жиронды , когда заметил два паруса. Когда Клайд приблизился, они разделились, и она погналась за более крупным. Клайд привел свою жертву в бой, в конечном итоге вынудив французское судно нанести удар. Французское судно « Вестале» — 32-пушечный фрегат с экипажем из 235 человек под командованием М.П.М. Гаспара. [ а ] Она отплыла из Кадиса с депешами в Сен-Доминго и направлялась обратно. Она взяла с собой несколько пассажиров, которых высадила в Пассаже (Pasajes) двумя днями ранее, и теперь направлялась в Рошфор . В бою Клайд потерял двух человек убитыми и троих ранеными; В Вестале десять человек были убиты и 22 ранены, некоторые из которых позже скончались. Вестале Супруг , 20-пушечный корвет «Сажесс» имел слишком большое преимущество и ушел в Гаронну . [ 15 ] [ б ]
11 и 28 мая 1800 года Клайд захватил шасс-мари неизвестного имени и еще одну шасс-мари, названную Clarre Voyante . [ 13 ] Между тем, 12 мая, Клайд , Темз и наемный вооруженный катер Суворроу захватили французское шасс-мари, имя неизвестное. [ 13 ]
22 октября 1800 года Клайд прибыл в Плимут-Саунд вместе с гвинейцем Диком из Ливерпуля. Дик понес серьезные повреждения в бою с французским капером, прежде чем Клайд смог ее отбить. [ 16 ] Прибыв в Саунд, Каннингем сообщил названия судов, которые Клайд захватил или отбил во время своего последнего круиза.
- Deux Ami , испанская каперская грамота с четырьмя орудиями и 27 людьми, которая плыла из Вера-Крус в Сент-Андеро и которую Клайд сжег в гавани Сент-Винсента; [ 16 ]
- Белоз (или Белос ), испанский пакетбот с четырьмя пушками и 30 людьми, который плыл из Гаванны в Ла-Корунью , когда Клайд захватил его; [ 16 ]
- Роуз , французская шхуна, плывущая из Бурдо в Гваделупу; [ 16 ] и
- Magicienne , французская шхуна, следовавшая из Сенегала в Бордо. [ 16 ]
Каннингем также сообщил, что похитителем Дика , Гвинейца, был французский капер Гранде Десиди , и что Фисгард , который был в поле зрения, когда Клайд отбил Дика , захватил Гранде Десиди два часа спустя. [ 16 ]
В июне 1802 года Каннингема заменил капитан Джон Лармур. Затем Клайд служил в Северном море. [ 1 ] В период с 8 по 10 июня 1803 года она захватила различные рыболовные суда. Доходы от захвата она разделила по соглашению с капитаном Ванситтартом из Фортьюни . [ 17 ] 21 сентября Клайд захватил французскую каперскую шхуну «Каролайн» . [ 18 ]
7 июля 1803 года Клайд был в компании, когда артиллерийский бриг «Аддер» захватил капитана Наполеона Клока. [ с ] «Клайд» , «Засада» , «Фортуни» и «Бивер» были среди судов, которые разделили доходы от захвата 27 августа 1803 года Хенрика и Яна , капитана Фриде Фредерика Ипсиа. [ 20 ]
Клайд был поднят на стапель в Вулидже 10 февраля 1805 года. Там военно-морской флот разобрал и восстановил сломанный корабль. [ 1 ]
Второе воплощение
[ редактировать ]Капитан Эдвард Уильям Ч. Р. Оуэн (или Оуэнс) повторно ввел Клайда в строй в феврале 1806 года. Он оставался ее капитаном до 1810 года. Под его командованием Клайд отбил Луизу . [ 21 ]
К июню 1806 года Оуэн стал коммодором, а Клайд находился в Даунсе . [ 22 ] и на Уолмер -Роудс . [ 23 ]
20 февраля 1807 года Клайд был в компании с Оттером и Кенгуру и таким образом разделил деньги на спасение для возвращения Фэрли , капитана Джона Фрайера. [ 24 ]
25 августа 1807 года Оуэн послал Клайда лодки захватить французский шлюп возле Ипорта . Шлюп причалил к берегу, и лодкам пришлось подвергнуться обстрелу из стрелкового оружия, полевого орудия, миномета и орудий батарей в Фекане . Лодкам удалось вернуть шлюп «Труа Сёр » из Кана, который перевозил Парижский гипс , возможно, в Булонь. В результате подвига обошлось без жертв с обеих сторон. [ 25 ] В ноябре Клайд отбил транспорт «Луиза» . [ 26 ]
В 1809 году Клайд участвовал в злополучной Вальхеренской кампании . Британские войска высадились 30 июля 1809 года и отошли в декабре, мало чего добившись и понеся большие потери, в первую очередь из-за болезней. 13 августа Клайд находился к юго-западу от Флашинга , где Оуэн командовал бомбой , а другие корабли бомбардировали город. На следующий день в Сан-Доминго адмирала флагманский корабль сэра Ричарда Джона Страчана приземлился ; Клайд приходил ей на помощь, пока ее не сняли с мели. [ 27 ] 8 декабря Клайд находился в Вулверсдайке, защищая отступление экспедиции. [ 28 ] С 23 по 28 декабря Оуэн руководил выводом британских войск из Шельды. [ 29 ] Клайд получил часть призовых за имущество, захваченное британской армией во время кампании. [ 30 ]
6 февраля 1810 года Клайд находился под командованием капитана Джона Стюарта, когда после пятичасовой погони она захватила французский капер- люгер «Транзит » с 14 орудиями и 45 людьми. Транзит был последним из Бордо. [ 31 ]
Судьба
[ редактировать ]Клайд был поставлен на прикол в Портсмуте в декабре 1810 года. Главные офицеры и комиссары военно-морского флота выставили его на продажу 11 14 августа и в том же месяце продали за 2300 фунтов стерлингов. [ 1 ] Претенденты должны были внести залог в размере 3000 фунтов стерлингов, чтобы они разбили ее в течение года. [ 32 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Французские записи сообщают, что ее капитаном был капитан фрегата Дени-Тробрианд, но он умер 16 мая. Его преемником стал энсин де Вайссо Гаспар. [ 14 ]
- ^ Sagesse , который находился под командованием лейтенанта де Вессо Жалабера, прибыл из Гваделопы через Пасахес и направлялся в Рошфор. [ 14 ]
- ^ Когда прибыли последние призовые деньги за судно, они были настолько незначительными, что агенты судов вложили деньги в полтора билета лотереи 14 января 1814 года, причем доходы поступили на счет похитителей. [ 19 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Уинфилд (2008) , с. 145.
- ^ «№14062» . Лондонская газета . 4 ноября 1797 г. с. 1053.
- ^ «Побег HMS «Клайд» во время мятежа в Норе, 30 мая 1797 года» . Королевские музеи Гринвича . Проверено 29 марта 2013 г.
- ^ «№15045» . Лондонская газета . 28 июля 1798 г. с. 714.
- ^ «№14075» . Лондонская газета . 19 декабря 1797 г. с. 1210.
- ^ «№15080» . Лондонская газета . 13 ноября 1798 г. с. 1091.
- ^ «№14076» . Лондонская газета . 23 декабря 1797 г. с. 1221.
- ^ Jump up to: а б «№15120» . Лондонская газета . 30 марта 1799 г. с. 308.
- ^ «№15129» . Лондонская газета . 30 апреля 1799 г. с. 418.
- ^ «№15118» . Лондонская газета . 23 марта 1799 г. с. 279.
- ^ «№15099» . Лондонская газета . 15 января 1799 г. с. 55.
- ^ «№15185» . Лондонская газета . 21 сентября 1799 г. с. 969.
- ^ Jump up to: а б с «№15845» . Лондонская газета . 1 июня 1802 г. с. 571.
- ^ Jump up to: а б Морской фонд , Vol. 1, с.230.
- ^ «№15173» . Лондонская газета . 27 августа 1799 г., стр. 857–858.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «№15304» . Лондонская газета . 21 октября 1800 г. с. 1206.
- ^ «№16362» . Лондонская газета . 17 апреля 1810 г. с. 584.
- ^ «№15744» . Лондонская газета . 9 октября 1804 г. с. 1273.
- ^ «№16842» . Лондонская газета . 8 января 1814 г. с. 95.
- ^ «№16109» . Лондонская газета . 16 января 1808 г. с. 92.
- ^ «№16372» . Лондонская газета . 22 мая 1810 г. с. 756.
- ^ «№15926» . Лондонская газета . 3 января 1806 г. с. 719.
- ^ «№15988» . Лондонская газета . 7 июня 1807 г. с. 3.
- ^ «№16020» . Лондонская газета . 14 апреля 1807 г. с. 481.
- ^ «№16060» . Лондонская газета . 29 августа 1807 г., стр. 1125–1126.
- ^ «№16378» . Лондонская газета . 12 июня 1810 г. с. 869.
- ^ «№16289» . Лондонская газета . 20 августа 1809 г., стр. 1325–1328.
- ^ «№16325» . Лондонская газета . 16 декабря 1809 г. стр. 2006–2007 гг.
- ^ «№16328» . Лондонская газета . 16 декабря 1809 г., стр. 2056–2057.
- ^ «№16650» . Лондонская газета . 26 сентября 1812 г. с. 1971.
- ^ «№16340» . Лондонская газета . 6 февраля 1810 г. с. 194.
- ^ «№16920» . Лондонская газета . 26 июля 1814 г. с. 1510.
Ссылки
[ редактировать ]- Морской фонд. Кампании (операции; морские дивизии и станции; различные миссии). Инвентарь подсерии Marine BB4. Том первый: BB4 с 1 по 209 (1790–1804) [1]
- Уинфилд, Риф (2008). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-86176-246-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с HMS Clyde (корабль, 1796 г.) на Викискладе?