Пятисортный
В рейтинговой системе Королевского флота, используемой для классификации парусных военных кораблей , пятый ранг был вторым по величине классом военных кораблей в иерархической системе из шести « рейтингов », основанных на размере и огневой мощи.
Рейтинг
[ редактировать ]Рейтинговая система Королевского флота в том виде, в каком она была первоначально разработана, имела всего четыре ставки, но в начале правления Карла I первоначальная четвертая ставка (полученная из категории «Малые корабли» при его отце Якове I ) была разделена на новые классификации: четвертый, пятый и шестой разряды. В то время как корабль четвертого ранга определялся как линейный корабль , пятый и меньшие корабли шестого ранга никогда не входили в число линейных кораблей. Тем не менее, во время англо-голландских войн 17 века пятые ранги часто оказывались вовлеченными в состав боевого флота в крупных действиях. Конструктивно это были двухпалубные корабли с полной батареей на нижней палубе и меньшим количеством орудий на верхней палубе (ниже полубака и ютов, обычно без орудий в поясе на этой палубе).
Пятые ранги в начале XVIII века представляли собой небольшие двухпалубные корабли , обычно либо 40-пушечные корабли с полной батареей на двух палубах, либо «полубатарейные» корабли, несущие на нижней палубе несколько тяжелых орудий (что часто использовал остальную часть нижней палубы для гребных портов) и полную батарею меньших орудий на верхней палубе. Однако первые постепенно были сняты с производства, поскольку низкий надводный борт (высота орудийных портов нижней палубы над ватерлинией) означал, что открытие орудийных портов нижней палубы в ненастную погоду часто было невозможным. 40-пушечные (или позже 44-пушечные) пятого ранга продолжали строиться до второй половины 18 века (большое количество было построено во время Войны за независимость в США ). С середины века был введен новый пятый тип — классический фрегат , без орудийных портов на нижней палубе, а главная батарея из 26–30 орудий располагалась исключительно на верхней палубе , хотя на верхней палубе устанавливались орудия меньшего размера. квартердек и бак.
Корабли пятого ранга служили быстроходными разведчиками или независимыми крейсерами и имели разнообразное вооружение. Пятые рейты 1750-х годов обычно имели главную батарею из двадцати шести 12-фунтовых орудий на верхней палубе и шести 6-фунтовых орудий на юте и полубаке (некоторые несли дополнительные 6-фунтовые орудия на юте), чтобы дать общий рейтинг. из 32 орудий. Более крупные пятые ранги, введенные в конце 1770-х годов, имели главную батарею из двадцати шести или двадцати восьми 18-фунтовых орудий, а также орудия меньшего размера (6-фунтовые или 9-фунтовые) на квартердеке и баке. Водоизмещение составляло от 700 до 1450 тонн, экипаж — от 215 до 294 человек.
Попасть на борт корабля пятого ранга считалось заманчивым заданием. Пятый ранг часто назначался для пресечения вражеских кораблей, что давало возможность получить денежный приз экипажу .
Фрегаты пятого ранга считались полезными из-за сочетания маневренности и огневой мощи, что теоретически позволяло им перехитрить более крупного противника и сбить противника меньшей силы. По этой причине фрегаты такого типа обычно использовались для патрулирования и нарушения судоходных путей противника так же, как тяжелые крейсеры позже в истории это делали .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беннетт, Г. Трафальгарская битва , Барнсли (2004). ISBN 1-84415-107-7 .
- Роджер, НАМ «Командование океаном», военно-морская история Великобритании 1649–1815 гг ., Лондон (2004 г.). ISBN 0-7139-9411-8 .
- Роджер, НАМ «Командование океаном», военно-морская история Великобритании 1649–1815 гг ., Лондон (2004). ISBN 0-7139-9411-8
- Уинфилд, Риф. Британские военные корабли в эпоху парусного спорта: 1603–1714 , Барнсли (2009) ISBN 978-1-84832-040-6
- Уинфилд, Риф. Британские военные корабли в эпоху парусного спорта: 1714–1792 , Барнсли (2007) ISBN 978-1-84415-700-6
- Уинфилд, Риф. Британские военные корабли в эпоху парусного спорта: 1793–1817 (2-е издание), Барнсли (2008). ISBN 978-1-84415-717-4
- Уинфилд, Риф. Британские военные корабли в эпоху парусного спорта: 1817–1863 , Барнсли (2014) ISBN 978-1-84832-169-4 .