Инцидент в Макао (1799 г.)
Инцидент в Макао | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть французских революционных войн | |||||||
![]() Карта устья Жемчужной реки. Архипелаг Ваньшань с надписью «Ладрон I». н ". | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Капитан Уильям Харгуд | Контр-адмирал Игнасио Мария де Алава | ||||||
Сила | |||||||
Два линейных корабля , один фрегат | Два линейных корабля , четыре фрегата | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никто | Никто |
Инцидент в Макао — безрезультатное столкновение между мощной эскадрой французских и испанских военных кораблей и Британского Королевского флота эскадрой эскорта на архипелаге Ваньшань (или архипелаге Ладронес) у Макао 27 января 1799 года. Инцидент произошел в Ост-Индии. кампания Французских революционных войн , союзная эскадра пытается сорвать ценный британский торговый конвой, который должен был отплыть из времен династии Цин Китая . Это была вторая подобная попытка за три года; во время инцидента в Балийском проливе в 1797 году эскадра французских фрегатов отказалась вступить в бой с шестью жителями Восточной Индии, направлявшимися в Китай. К началу 1799 года французская эскадра рассеялась, а два оставшихся корабля были переброшены на испанские Филиппины . Там фрегаты соединились с испанской Манильской эскадрой и направились атаковать британско-китайский конвой, собиравшийся в Макао.
Британский командующий в Ост-Индии контр-адмирал Питер Ренье был обеспокоен уязвимостью китайского конвоя и направил подкрепление для поддержки одинокого эскорта Королевского флота, линейного корабля HMS Intrepid под командованием капитана Уильяма Харгуда . Это подкрепление прибыло 21 января, всего за шесть дней до прибытия союзной эскадры у Макао. Несмотря на численное превосходство в кораблях и орудиях, Харгуд отплыл навстречу французским и испанским кораблям, и последовала погоня через архипелаг Ваньшань , прежде чем контакт был потерян. Обе стороны впоследствии заявили, что другая отказалась от боя, хотя отошла союзная эскадра, а Харгуд позже успешно сопровождал китайский конвой на запад. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Ост -Индская торговля была важной составляющей экономики Великобритании в восемнадцатом веке. Экзотические товары , находящиеся под управлением Ост-Индской компании из Британской Индии , перевозились на больших, хорошо вооруженных торговых судах, известных как «Ост-Индийцы». [ 2 ] который весил от 500 до 1200 длинных тонн (от 510 до 1220 т). [ 3 ] Среди наиболее ценных частей торговли с Ост-Индией был ежегодный конвой из Кантона, порта в при династии Цин Китае . В начале каждого года большой конвой жителей Ост-Индии собирался в Анкоридже Вампоа, готовясь к шестимесячному путешествию через Индийский океан и через Атлантику в Великобританию. Стоимость торговли, перевозимой этим конвоем, получившим прозвище «Китайский флот», была огромна: сообщалось, что в 1804 году один конвой перевозил товары на сумму более 8 миллионов фунтов стерлингов в современной стоимости (что эквивалентно 900 000 000 фунтов стерлингов по состоянию на 2024 год). [ 4 ] [ 5 ]
Британские интересы в Ост-Индии защищала большая, но разрозненная эскадра Королевского флота под общим командованием контр-адмирала Питера Ренье . К 1799 году командование Ренье охватывало многие тысячи квадратных миль океана, включая стратегически важные порты Британской Индии , Бомбея , Мадраса и Калькутты и побережье Британского Цейлона , а также базы на Красном море , на Пенанге и в Голландии. Ост-Индия . Ему также приходилось следить за вражескими военными кораблями, особенно за французскими войсками на отдаленной островной базе Иль-де-Франс (ныне Маврикий ), голландцами в Батавии (ныне Джакарта) и испанцами в Маниле . [ 6 ] Наибольшую угрозу представляли французы: мощная эскадра, собранная в 1796 году под командованием контрэмираля Пьера Сезара Шарля де Серси, угрожала британскому судоходству в Ост-Индии в 1796 и 1797 годах. 28 января 1797 года силы Серси перехватили шесть жителей Ост-Индии на острове Бали. Пролив на пути в Китай. В последовавшем за этим инциденте в Балийском проливе только сообразительность коммодора Джеймса Фаркухарсона в «Альфреде» спасла индейцев. В условиях плохой видимости индийцы имитировали военные корабли Королевского флота и отговорили Серси от продолжения атаки. [ 7 ]
Впоследствии силы Серси распались, поскольку поддерживать их как сплоченную силу оказалось слишком дорого. К концу 1798 года «Серсей» стоял на якоре в Батавии всего с двумя судами: 20-пушечным корветом «Брюле-Гёль» и 40-пушечным фрегатом «Пренез» , прибывшими в Батавию с дипломатической миссией в королевстве Майсур в состоянии, близком к тяжелому. -мятеж; Капитан Жан-Матье-Адриан Лермит казнил пятерых человек за неповиновение в пути . [ 8 ] Серси также узнал, что еще два фрегата, «Форте» и «Пруденте» к нему не присоединятся : его приказ был отменен губернатором Малартиком на острове Иль-де-Франс, и эти фрегаты теперь самостоятельно курсировали против британской торговли в Индийском океане. [ 9 ] Серси решил увеличить свои силы, объединив их с союзной испанской эскадрой в Маниле на Испанских Филиппинах , его фрегаты прибыли 16 октября 1798 года, хотя адмирал остался в Сурабае . [ а ] Испанская эскадра была серьезно повреждена тайфуном в апреле 1797 года, а ремонт занял почти два года: когда британские фрегаты совершили набег на Манилу в январе 1798 года, ни один испанский корабль не был в состоянии им противостоять. [ 12 ]
Инцидент в Макао
[ редактировать ]Весть о соединении французской и испанской эскадр вскоре дошла до Ренье. Со сборкой торговых судов в Макао шли фрегаты HMS Fox и HMS Carysfort, а также 64-пушечный линейный корабль HMS Intrepid , эскорт которым командовал капитан Уильям Харгуд . Однако в ноябре 1798 года Фокс и Кэрисфорт были отправлены с местным конвоем. [ 13 ] Ренье, чьи силы были в основном сосредоточены в Красном море после недавнего французского вторжения в Египет , отдал срочный приказ о замене фрегатов 38-пушечным HMS Virginie и 74-пушечным HMS Arrogant . [ 14 ] Подкрепления прошли через Малаккский пролив и Южно-Китайское море и прибыли в Макао 21 января 1799 года. [ 6 ]
Франко-испанская эскадра в составе 74-пушечных линейных кораблей « Европа» и «Монтаньес» , а также фрегатов «Санта-Мария-де-ла-Кабеса» и «Санта-Люсия» в сопровождении «Пренеза» и «Брюле-Гёля» вышла из Манилы 6 января 1799 года под командованием контр-адмирала Игнатия Марии Алавского . [ 15 ] Эскадра Алавы пересекла Южно-Китайское море за три недели и 27 января 1799 года прибыла на архипелаг Ваньшань недалеко от Макао с намерением атаковать корабли в Макао и в устье Жемчужной реки . Алава был проинформирован о присутствии «Бесстрашного» от датских купцов, но не знал о прибытии подкрепления Ренье. [ 16 ]
Харгуд немедленно отправился противостоять Алаве, обе эскадрильи сначала выстроились в боевые порядки и направились друг к другу, Виржини возглавляла британскую линию. [ 10 ] Дальнейшее стало предметом спора. Харгуд сообщил, что франко-испанская эскадра затем развернулась и бежала в архипелаг Ваньшань, где они бросили якорь с наступлением темноты, а затем отступили до рассвета. Он объясняет это «их страхом перед конфликтом, который, по всей вероятности, закончился бы их позором». [ 15 ] Однако Алава сообщил в Манильской газете , что именно Харгуд отступил в архипелаг Ваньшань, преследуемый Европой . Алава утверждал, что он бы продолжил атаку, если бы не повреждение такелажа на Монтаньесе , которое позволило Харгуду сбежать. Он не объясняет, почему его эскадра затем отошла, не атаковав явно незащищенный китайский флот, стоявший на якоре в Макао. [ 15 ]
Последствия
[ редактировать ]По оценке историка К. Норткота Паркинсона : «Возможно, будет справедливо заключить, что ни одна эскадрилья не рвалась в бой», хотя он описывает последующую реакцию Лермитта как «отвращение», а Серси - как «ярость». [ 16 ] [ 11 ] Ричард Вудман считал, что этим действием французы «одним ударом упустили шанс не только захватить ценный конвой, но и установить франко-испанское господство в индокитайских водах». [ 14 ] Алава удалился в Манилу, французские корабли отправились в Батавию, а затем вернулись в Иль-де-Франс. Там Preneuse был перехвачен в бою 11 декабря 1799 года блокадной эскадрой , состоящей из HMS Tremendous и HMS Adamant , выброшен на берег и уничтожен. Впоследствии Серси вернулся во Францию, ушел из французского военно-морского флота и стал плантатором на Иль-де-Франс. [ 17 ]
Харгуд отплыл из Макао с китайским флотом 7 февраля, беспрепятственно пройдя в Индийский океан . Алава с опозданием отправила Европу и фрегат Фама обратно в Макао в мае, но это ничего не дало. [ 16 ] Ренье обеспечил хорошую защиту китайского флота 1800 года, но до Амьенского мира 1802 года никаких дальнейших нападений на британские корабли из Китая не предпринималось. [ 16 ] В начале наполеоновских войн , в 1804 году, мощная французская эскадра атаковала китайский флот в битве при Пуло-Ауре , но жителям Восточной Индии удалось обманом заставить французов отступить после короткой перестрелки. [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Аллен, Джозеф (1841). Мемуары о жизни и службе адмирала сэра Уильяма Харгуда . Гринвич, Англия: HS Ричардсон. стр. 94–95. Архивировано из оригинала 16 ноября 2022 года . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ Вудман 2001 , с. 101.
- ^ Клоуз 1997 , с. 337.
- ^ Великобритании Данные по инфляции индекса розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Вудман 2001 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Вудман 2001b , с. 160.
- ^ Jump up to: а б Джеймс 2002 , с. 79.
- ^ Паркинсон 1954 , с. 123.
- ^ Паркинсон 1954 , с. =123.
- ^ Jump up to: а б Вудман 2001а , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Паркинсон 1954 , с. 124.
- ^ Хендерсон 1994 , с. 49.
- ^ Паркинсон 1954 , с. 156.
- ^ Jump up to: а б Вудман 2001 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б с Паркинсон 1954 , с. 157.
- ^ Jump up to: а б с д Паркинсон 1954 , с. 158.
- ^ Паркинсон 1954 , с. 131.
Ссылки
[ редактировать ]- Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот: история с древнейших времен до 1900 года . Том. В. Лондон: Чатем. ISBN 1-86176-014-0 .
- Хендерсон, Джеймс (1994) [1970]. Фрегаты . Лондон: Лео Купер. ISBN 0-85052-432-6 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, 1797–1799 гг . Том. II. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-906-9 .
- МакГригор, Мэри (2004). Непокорный и лишенный мачт в Трафальгаре: жизнь и времена адмирала сэра Уильяма Харгуда . Перо и меч. ISBN 9781844150342 .
- Паркинсон, К. Норткот (1954). Война в восточных морях, 1793–1815 гг . Лондон: Джордж Аллен и Анвин. OCLC 460032956 .
- Вудман, Ричард (2001b) [1996]. Гардинер, Роберт (ред.). Нельсон против Наполеона: от Нила до Копенгагена, 1798–1801 гг . Лондон: Чатем и Национальный морской музей , Caxton Editions. ISBN 1-86176-026-4 .
- Вудман, Ричард (2001) [1998]. Гардинер, Роберт (ред.). Победа морской державы . Лондон, Англия: Caxton Editions. ISBN 1-84067-359-1 .
- Вудман, Ричард (2001a). Морские воины: боевые капитаны и война фрегатов в эпоху Нельсона . Лондон: Констебль. ISBN 1-84119-183-3 .
- Бои и конфликты без смертельных исходов
- Конфликты 1799 года
- История Южно-Китайского моря
- Военная история Макао
- Морские сражения Французских революционных войн с участием Франции
- Морские сражения Французских революционных войн с участием Великобритании.
- Морские сражения Французских революционных войн с участием Испании
- Архипелаг Ваньшань