Jump to content

Инцидент в Макао (1799 г.)

Координаты : 22 ° 00' с.ш., 113 ° 42' в.д.  /  22,0 ° с.ш., 113,7 ° в.д.  / 22,0; 113,7
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Инцидент в Макао
Часть французских революционных войн

Карта устья Жемчужной реки. Архипелаг Ваньшань с надписью «Ладрон I». н ".
Дата 27 января 1799 г.
Расположение 22 ° 00' с.ш., 113 ° 42' в.д.  /  22,0 ° с.ш., 113,7 ° в.д.  / 22,0; 113,7
Результат См. «Последствия» . раздел
Воюющие стороны
 Великобритания Испания Испания
 Франция
Командиры и лидеры
Капитан Уильям Харгуд Контр-адмирал Игнасио Мария де Алава
Сила
Два линейных корабля , один фрегат Два линейных корабля , четыре фрегата
Жертвы и потери
Никто Никто

Инцидент в Макао — безрезультатное столкновение между мощной эскадрой французских и испанских военных кораблей и Британского Королевского флота эскадрой эскорта на архипелаге Ваньшань (или архипелаге Ладронес) у Макао 27 января 1799 года. Инцидент произошел в Ост-Индии. кампания Французских революционных войн , союзная эскадра пытается сорвать ценный британский торговый конвой, который должен был отплыть из времен династии Цин Китая . Это была вторая подобная попытка за три года; во время инцидента в Балийском проливе в 1797 году эскадра французских фрегатов отказалась вступить в бой с шестью жителями Восточной Индии, направлявшимися в Китай. К началу 1799 года французская эскадра рассеялась, а два оставшихся корабля были переброшены на испанские Филиппины . Там фрегаты соединились с испанской Манильской эскадрой и направились атаковать британско-китайский конвой, собиравшийся в Макао.

Британский командующий в Ост-Индии контр-адмирал Питер Ренье был обеспокоен уязвимостью китайского конвоя и направил подкрепление для поддержки одинокого эскорта Королевского флота, линейного корабля HMS Intrepid под командованием капитана Уильяма Харгуда . Это подкрепление прибыло 21 января, всего за шесть дней до прибытия союзной эскадры у Макао. Несмотря на численное превосходство в кораблях и орудиях, Харгуд отплыл навстречу французским и испанским кораблям, и последовала погоня через архипелаг Ваньшань , прежде чем контакт был потерян. Обе стороны впоследствии заявили, что другая отказалась от боя, хотя отошла союзная эскадра, а Харгуд позже успешно сопровождал китайский конвой на запад. [ 1 ]

Ост -Индская торговля была важной составляющей экономики Великобритании в восемнадцатом веке. Экзотические товары , находящиеся под управлением Ост-Индской компании из Британской Индии , перевозились на больших, хорошо вооруженных торговых судах, известных как «Ост-Индийцы». [ 2 ] который весил от 500 до 1200 длинных тонн (от 510 до 1220 т). [ 3 ] Среди наиболее ценных частей торговли с Ост-Индией был ежегодный конвой из Кантона, порта в при династии Цин Китае . В начале каждого года большой конвой жителей Ост-Индии собирался в Анкоридже Вампоа, готовясь к шестимесячному путешествию через Индийский океан и через Атлантику в Великобританию. Стоимость торговли, перевозимой этим конвоем, получившим прозвище «Китайский флот», была огромна: сообщалось, что в 1804 году один конвой перевозил товары на сумму более 8 миллионов фунтов стерлингов в современной стоимости (что эквивалентно 900 000 000 фунтов стерлингов по состоянию на 2024 год). [ 4 ] [ 5 ]

Британские интересы в Ост-Индии защищала большая, но разрозненная эскадра Королевского флота под общим командованием контр-адмирала Питера Ренье . К 1799 году командование Ренье охватывало многие тысячи квадратных миль океана, включая стратегически важные порты Британской Индии , Бомбея , Мадраса и Калькутты и побережье Британского Цейлона , а также базы на Красном море , на Пенанге и в Голландии. Ост-Индия . Ему также приходилось следить за вражескими военными кораблями, особенно за французскими войсками на отдаленной островной базе Иль-де-Франс (ныне Маврикий ), голландцами в Батавии (ныне Джакарта) и испанцами в Маниле . [ 6 ] Наибольшую угрозу представляли французы: мощная эскадра, собранная в 1796 году под командованием контрэмираля Пьера Сезара Шарля де Серси, угрожала британскому судоходству в Ост-Индии в 1796 и 1797 годах. 28 января 1797 года силы Серси перехватили шесть жителей Ост-Индии на острове Бали. Пролив на пути в Китай. В последовавшем за этим инциденте в Балийском проливе только сообразительность коммодора Джеймса Фаркухарсона в «Альфреде» спасла индейцев. В условиях плохой видимости индийцы имитировали военные корабли Королевского флота и отговорили Серси от продолжения атаки. [ 7 ]

Впоследствии силы Серси распались, поскольку поддерживать их как сплоченную силу оказалось слишком дорого. К концу 1798 года «Серсей» стоял на якоре в Батавии всего с двумя судами: 20-пушечным корветом «Брюле-Гёль» и 40-пушечным фрегатом «Пренез» , прибывшими в Батавию с дипломатической миссией в королевстве Майсур в состоянии, близком к тяжелому. -мятеж; Капитан Жан-Матье-Адриан Лермит казнил пятерых человек за неповиновение в пути . [ 8 ] Серси также узнал, что еще два фрегата, «Форте» и «Пруденте» к нему не присоединятся : его приказ был отменен губернатором Малартиком на острове Иль-де-Франс, и эти фрегаты теперь самостоятельно курсировали против британской торговли в Индийском океане. [ 9 ] Серси решил увеличить свои силы, объединив их с союзной испанской эскадрой в Маниле на Испанских Филиппинах , его фрегаты прибыли 16 октября 1798 года, хотя адмирал остался в Сурабае . [ а ] Испанская эскадра была серьезно повреждена тайфуном в апреле 1797 года, а ремонт занял почти два года: когда британские фрегаты совершили набег на Манилу в январе 1798 года, ни один испанский корабль не был в состоянии им противостоять. [ 12 ]

Инцидент в Макао

[ редактировать ]

Весть о соединении французской и испанской эскадр вскоре дошла до Ренье. Со сборкой торговых судов в Макао шли фрегаты HMS Fox и HMS Carysfort, а также 64-пушечный линейный корабль HMS Intrepid , эскорт которым командовал капитан Уильям Харгуд . Однако в ноябре 1798 года Фокс и Кэрисфорт были отправлены с местным конвоем. [ 13 ] Ренье, чьи силы были в основном сосредоточены в Красном море после недавнего французского вторжения в Египет , отдал срочный приказ о замене фрегатов 38-пушечным HMS Virginie и 74-пушечным HMS Arrogant . [ 14 ] Подкрепления прошли через Малаккский пролив и Южно-Китайское море и прибыли в Макао 21 января 1799 года. [ 6 ]

Франко-испанская эскадра в составе 74-пушечных линейных кораблей « Европа» и «Монтаньес» , а также фрегатов «Санта-Мария-де-ла-Кабеса» и «Санта-Люсия» в сопровождении «Пренеза» и «Брюле-Гёля» вышла из Манилы 6 января 1799 года под командованием контр-адмирала Игнатия Марии Алавского . [ 15 ] Эскадра Алавы пересекла Южно-Китайское море за три недели и 27 января 1799 года прибыла на архипелаг Ваньшань недалеко от Макао с намерением атаковать корабли в Макао и в устье Жемчужной реки . Алава был проинформирован о присутствии «Бесстрашного» от датских купцов, но не знал о прибытии подкрепления Ренье. [ 16 ]

Харгуд немедленно отправился противостоять Алаве, обе эскадрильи сначала выстроились в боевые порядки и направились друг к другу, Виржини возглавляла британскую линию. [ 10 ] Дальнейшее стало предметом спора. Харгуд сообщил, что франко-испанская эскадра затем развернулась и бежала в архипелаг Ваньшань, где они бросили якорь с наступлением темноты, а затем отступили до рассвета. Он объясняет это «их страхом перед конфликтом, который, по всей вероятности, закончился бы их позором». [ 15 ] Однако Алава сообщил в Манильской газете , что именно Харгуд отступил в архипелаг Ваньшань, преследуемый Европой . Алава утверждал, что он бы продолжил атаку, если бы не повреждение такелажа на Монтаньесе , которое позволило Харгуду сбежать. Он не объясняет, почему его эскадра затем отошла, не атаковав явно незащищенный китайский флот, стоявший на якоре в Макао. [ 15 ]

Последствия

[ редактировать ]

По оценке историка К. Норткота Паркинсона : «Возможно, будет справедливо заключить, что ни одна эскадрилья не рвалась в бой», хотя он описывает последующую реакцию Лермитта как «отвращение», а Серси - как «ярость». [ 16 ] [ 11 ] Ричард Вудман считал, что этим действием французы «одним ударом упустили шанс не только захватить ценный конвой, но и установить франко-испанское господство в индокитайских водах». [ 14 ] Алава удалился в Манилу, французские корабли отправились в Батавию, а затем вернулись в Иль-де-Франс. Там Preneuse был перехвачен в бою 11 декабря 1799 года блокадной эскадрой , состоящей из HMS Tremendous и HMS Adamant , выброшен на берег и уничтожен. Впоследствии Серси вернулся во Францию, ушел из французского военно-морского флота и стал плантатором на Иль-де-Франс. [ 17 ]

Харгуд отплыл из Макао с китайским флотом 7 февраля, беспрепятственно пройдя в Индийский океан . Алава с опозданием отправила Европу и фрегат Фама обратно в Макао в мае, но это ничего не дало. [ 16 ] Ренье обеспечил хорошую защиту китайского флота 1800 года, но до Амьенского мира 1802 года никаких дальнейших нападений на британские корабли из Китая не предпринималось. [ 16 ] В начале наполеоновских войн , в 1804 году, мощная французская эскадра атаковала китайский флот в битве при Пуло-Ауре , но жителям Восточной Индии удалось обманом заставить французов отступить после короткой перестрелки. [ 7 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Хотя Вудман утверждает, что Серси возглавил союзную эскадру у Макао, [ 10 ] Паркинсон ясно дает понять, что Серси остался на Яве в Сурабае и не принимал участия в безрезультатной операции. [ 11 ]
  1. ^ Аллен, Джозеф (1841). Мемуары о жизни и службе адмирала сэра Уильяма Харгуда . Гринвич, Англия: HS Ричардсон. стр. 94–95. Архивировано из оригинала 16 ноября 2022 года . Проверено 27 января 2024 г.
  2. ^ Вудман 2001 , с. 101.
  3. ^ Клоуз 1997 , с. 337.
  4. ^ Великобритании Данные по инфляции индекса розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
  5. ^ Вудман 2001 , с. 32.
  6. ^ Jump up to: а б Вудман 2001b , с. 160.
  7. ^ Jump up to: а б Джеймс 2002 , с. 79.
  8. ^ Паркинсон 1954 , с. 123.
  9. ^ Паркинсон 1954 , с. =123.
  10. ^ Jump up to: а б Вудман 2001а , с. 115.
  11. ^ Jump up to: а б Паркинсон 1954 , с. 124.
  12. ^ Хендерсон 1994 , с. 49.
  13. ^ Паркинсон 1954 , с. 156.
  14. ^ Jump up to: а б Вудман 2001 , с. 115.
  15. ^ Jump up to: а б с Паркинсон 1954 , с. 157.
  16. ^ Jump up to: а б с д Паркинсон 1954 , с. 158.
  17. ^ Паркинсон 1954 , с. 131.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e461d4fc04d9a73c9ab58fbe9f4f47b0__1721489580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/b0/e461d4fc04d9a73c9ab58fbe9f4f47b0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Macau Incident (1799) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)