Действия от 9 сентября 1796 г.
Действия от 9 сентября 1796 г. | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть французских революционных войн | |||||||
Карта Ост-Индии. Место боя отмечено красным | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Франция | Великобритания | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Пьер Сезар Шарль де Серси | Ричард Лукас | ||||||
Сила | |||||||
6 фрегатов | 2 линейных корабля | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
42 убитых 104 раненых |
24 убитых 84 раненых |
Действия 9 сентября 1796 года представляли собой безрезультатное незначительное морское сражение между небольшими эскадрами французского флота и британского Королевского флота у северо-западной Суматры , недалеко от Банда-Ачеха , во время французских революционных войн . Французская эскадра состояла из шести фрегатов, совершавших рейды против британских торговых путей, проходящих через захваченные части голландской Ост-Индии , и представляла значительную угрозу для ослабленных британских военно-морских сил в этом регионе. Британские силы состояли из двух 74-пушечных линейных кораблей, спешно спаренных для противодействия продвижению французской эскадры на восток.
Французская эскадра под командованием контр-амирала Пьера Сезара Шарля де Серси в июле покинула свою базу на Иль-де-Франс и совершила круиз у Цейлона и Транкебара , а затем направилась на восток. Его движение до сих пор не встретило сопротивления, поскольку британские силы в Ост-Индии были сосредоточены в Саймонс-Тауне на западе и Малакке на востоке. После нападения на корабль в Банда-Ачехе 1 сентября эскадра направилась на восток, чтобы атаковать Пенанг . 8 сентября, когда французы вывозили припасы с захваченного британского торгового судна к востоку от Банда-Ачеха, были замечены два больших паруса. Это были HMS Arrogant и HMS Victorious , посланные, чтобы отогнать французов, прежде чем они смогут атаковать разрозненные британские корабли и порты в регионе.
Хотя британские корабли были значительно крупнее любого отдельного французского судна, фрегаты были более многочисленными и маневренными. Ни одна из сторон не могла позволить себе понести значительный урон в битве, поэтому каждая стремилась прогнать другую, а не добиться полной победы. 9 сентября фрегаты Серси выстроились в боевую линию , успешно вступив в бой сначала с Arrogant , а затем с Victorious , нанося урон каждому, не позволяя им поддерживать друг друга. Французские фрегаты, особенно «Верту» и «Сена» , также пострадали, и к позднему утру обе стороны вышли из боя, британцы отступили в Мадрас для ремонта, а Серси бросил якорь на острове Кингс в архипелаге Мергуи , в конечном итоге укрывшись в Батавии .
Фон
[ редактировать ]В начале 1796 года французские и союзные войска были почти полностью изгнаны из Индийского океана , при этом большинство колоний союзной Франции Батавской республики пали в результате британского вторжения в 1795 году. [ 1 ] Единственное значительное французское присутствие было на Иль-де-Франс и нескольких других близлежащих островах, с которых эскадра из двух фрегатов периодически действовала против британской торговли. [ 2 ] Британцы были настолько уверены в превосходстве, что разделили свои силы: большую эскадру, базирующуюся в Саймонс-Тауне в Капской колонии Южной Африки под командованием сэра Джорджа Кейта Эльфинстона , и меньшую рассредоточенную группу, действующую под командованием Питера Ренье в Голландской Ост-Индии , базирующуюся в захваченном порту Малакка . [ 3 ] Важные торговые порты Калькутта , Мадрас и Бомбей в основном оставались незащищенными, как и ценные торговые пути, которые их поддерживали. [ 4 ]
4 марта 1796 года значительные французские подкрепления были отправлены, когда эскадра из четырех фрегатов и двух корветов отплыла из Рошфора под командованием контрэмираля Пьера Сезара Шарля де Серси . Оба корвета были потеряны до того, как эскадра покинула Бискайский залив , а фрегат Cocarde был вынужден вернуться в порт после того, как сел на мель. [ 5 ] После пополнения запасов в Ла-Пальме и соединения с запасным фрегатом «Верту » эскадра беспрепятственно продвигалась вперед, захватив несколько британских и португальских кораблей, в том числе два индийских корабля в Южной Атлантике и западной части Индийского океана. [ 6 ] Эскадра была отправлена в первую очередь не для увеличения французского военного присутствия в Ост-Индии, а скорее для обеспечения выполнения постановления Национального собрания об отмене рабства на острове Иль-де-Франс . Прибыльность сельскохозяйственной экономики острова зависела от рабства, и колониальный комитет просто проигнорировал указ, когда он впервые поступил в 1795 году. [ 7 ] Затем этот вопрос был рассмотрен Комитетом общественной безопасности , который направил агентов Бако и Бёрнеля для обеспечения выполнения решения при поддержке 800 солдат под командованием генерала Франсуа-Луи Магальона . [ 8 ]
По прибытии в Порт-Луи 18 июня агенты столкнулись с большим отрядом хорошо вооруженных ополченцев, выступавших против отмены рабства. Хотя они приказали Магаллону атаковать островитян, генерал отказался, и агентов отправили обратно в море на небольшом корвете, который в конечном итоге вернулся в Европу. [ 9 ] Серси остался в Ост-Индии, переоборудовав свои корабли и присоединив свою эскадру к той, что уже была в Иль-де-Франс. Эти силы он разделил, отправив Пренеза и корвет патрулировать Мозамбикский пролив . [ 10 ] Остальные шесть фрегатов, включая Vertu , Régénérée , Forte , Seine , Prudente и Cybèle , а также каперскую шхуну Alerte , Серси 14 июля двинулись на восток, в сторону Бенгальского залива . [ 11 ]
Серси не знал, насколько разбросаны британские силы в этом регионе, и послал Алерте на разведку после прибытия эскадры у Цейлона . Капитан Дриу из Алерта допустил просчет, атаковав 14 августа корабль, которым оказался 28-пушечный британский диспетчерский фрегат HMS Carysfort , и на борту Алерте британские похитители обнаружили документы, раскрывающие точную степень силы и намерений Серси. [ 12 ] Капитан Карисфорта не смог предупредить какие-либо корабли союзников, поскольку его небольшой фрегат был единственным британским военным кораблем в Бенгальском заливе, и поэтому вместо этого он организовал передачу Серси ложной информации о вымышленной британской боевой эскадре в Мадрасе. Этого было достаточно, чтобы удержать Серси от пребывания в этом районе, и после рейда вдоль побережья до Транкебара его эскадра снова двинулась на восток. [ 13 ]
1 сентября Серсей совершил набег на Банда-Ачех , захватив несколько торговых судов, а 7 сентября захватил небольшое торговое судно «Фаворит» у северо-восточного побережья Суматры , направлявшееся для нападения на британский порт Пенанг . На следующее утро, когда его эскадра переносила рис с приза, вдалеке на северо-востоке появились два больших паруса. [ 13 ] Эти паруса принадлежали 74-пушечным британским линейным кораблям HMS Arrogant под командованием капитана Ричарда Лукаса и HMS Victorious под командованием капитана Уильяма Кларка . Эти корабли были отправлены в Ост-Индию с мыса в начале августа по приказу Эльфинстона и занимались защитой британской торговли с Китаем . Когда до Пенанга дошли новости о том, что Серсей находится в этом регионе, Лукас приказал Кларку присоединиться к нему в поисках французов в Малаккском проливе . [ 14 ]
Боевой
[ редактировать ]Лукас впервые заметил французов в 06:00 8 сентября, примерно в 24 морских милях (44 км) к востоку от Пойнт-Педро, северо-восточной оконечности Суматры. К 10:00 Серси определил, что вновь прибывшие, вероятно, настроены враждебно, и выстроил свои фрегаты в боевую линию , повернув курс для расследования. [ 15 ] Лукас и Кларк совещались в 14:00, Кларк полагал, что два корабля были французскими линейными кораблями, в то время как Лукас правильно настаивал на том, что это были шесть фрегатов, сопровождаемых захваченным Ост-Индийцем Тритоном . Капитаны согласились преследовать французов и при первой возможности привести их в бой. [ 15 ] В 14:30 Форте определил, что приближающиеся корабли были линейными британскими кораблями, и Серси отвернулся, не желая рисковать понести серьезные повреждения в бессмысленном бою с двумя такими сильными противниками. Эскадра Серси попыталась укрыться в прибрежных водах, преследуемая кораблями Лукаса; к 21:30 британцы отставали от французов всего на 3 морских мили (5,6 км). [ 16 ]
К утру 9 сентября ветер утих, и французские фрегаты медленно двинулись на восток вдоль северного побережья Суматры, а британские корабли следовали за ними. Поскольку битва была неизбежна, Серси в 06:00 отдал приказ своей линии развернуться и захватить метеорологический датчик , в то время как Лукас повел Арроганта на путь перехвата. В 07:25 Лукас открыл огонь по головному французскому кораблю «Вертю» с дальности 700 ярдов (640 м). [ 17 ] Британский корабль успел произвести два бортовых залпа, прежде чем капитан Лермитт на Верту успел ответить, и первый французский залп снес прапорщик . Затем «Высокомерный» постепенно попал под обстрел со всей французской линии, когда Сена , Форте и Кибела прошли, более отдаленные Реженере и Пруденте присоединились к обстрелу. Во время этой перестрелки и «Аррогант» , и «Верту» получили повреждения парусов и такелажа, «Аррогант» временно потерял маневренность, поскольку ветер почти полностью утих. [ 17 ]
Победитель также пострадал, капитан Кларк был вынужден уйти в отставку из-за ранения в бедро обломками в 08:00. В 08:30 самый задний французский корабль «Пруденте » вышел из зоны досягаемости «Арроганта», оставив корабль изолированным. Поскольку Лукас не смог участвовать, лейтенант Уильям Уоллер на борту «Победоносного» была поднята цепочка сигнальных флагов, принял на себя командование и приказал своему кораблю вступить в бой с французами в 08:40, на «Арроганте» нечитаемых при слабом ветре. [ 18 ] Вскоре «Викториус» был окружен французами: два фрегата на левом носу и четыре на левом луче, все они стреляли по линейному кораблю примерно с 900 ярдов (820 м). К 10:15, когда ветер внезапно вернулся, «Викториус» был сильно поврежден. Используя ветер, чтобы повернуться в сторону далекого «Высокомерного» , Уоллер обнажил корму своего корабля, и его неоднократно обстреливали . Ветер оставался ненадежным, и «Викториус» получал дальнейшие повреждения, а французские корабли оставались вне зоны обстрела британского корабля. в течение следующих получаса [ 19 ]
Повреждения, полученные Верту в начале боя, лишили Лермитта возможности продолжать бой, и его корабль постепенно вышел из строя на юге. Капитан Пьер Жюльен Треуар тоже отвернул Сибелу , используя трапы , чтобы добраться до Верту и взять корабль на буксир. Когда Vertu был в безопасности, а Arrogant медленно возвращался в зону действия, [ 20 ] Серсей приказал своей эскадрилье повернуть на север в 10:55, последние выстрелы с большого расстояния с «Викториуса» были произведены в 11:15. [ 18 ]
Краткое описание бойца
[ редактировать ]В этой таблице «Пушки» относятся ко всем пушкам, имеющимся на корабле, включая орудия главной палубы, которые принимались во внимание при расчете его скорострельности , а также любые карронады, находящиеся на борту. [ 21 ] Вес залпа учитывает совокупную массу выстрела, который может быть произведен за один одновременный выстрел всего залпа .
Корабль | Командир | Военно-морской | Оружие | Бродсайд масса |
Дополнить | Потери | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Убит | Раненый | Общий | |||||||
HMS Высокомерный | Капитан Ричард Лукас | 74 | 838 фунтов (380 кг) | 584 | 7 | 27 | 34 | ||
HMS Викториус | Капитан Уильям Кларк | 74 | 838 фунтов (380 кг) | 493 | 17 | 57 | 74 | ||
Достоинство | Капитан Жан-Матье-Адриен Лермитт | 40 | 1700 фунтов (770 кг) | 1400 | 9 | 15 | 24 | ||
Его | Капитан Латур † | 38 | 18 | 44 | 62 | ||||
Сильный | Капитан Юбер Волк из Больё | 44 | 6 | 17 | 23 | ||||
Кибела | Капитан Пьер Жюльен Треуар | 40 | 4 | 13 | 17 | ||||
регенерированный | Капитан Жан-Батист Филибер Уилломез | 40 | 0 | 0 | 0 | ||||
Благоразумный | Капитан Шарль Рене Магон из Медины | 32 | 3 | 9 | 12 | ||||
Источник: Клоуз, с. 503. Клоуз смешивает данные о весе бортового залпа, экипажах и потерях. Подробности об экипаже и пострадавших от Джеймса, стр. 353–354. |
Последствия
[ редактировать ]Потери с обеих сторон были тяжелыми. «Аррогант» был поврежден в начале боя и потерял семь человек убитыми и 27 ранеными, в то время как «Викториус» , принявший на себя основную тяжесть атаки французов, потерял 17 человек убитыми и 57 ранеными, включая Кларка. Ни один британский корабль не находился в достаточном состоянии для продолжения боя; «Аррогант» приказал демонтировать несколько пушек, а ее паруса и такелаж были порваны. «Викториус» получил менее серьезные повреждения, но более чем каждый пятый член экипажа был непригоден к службе. [ 18 ] Все французские корабли получили повреждения и пострадали, хотя Реженере не сообщил о потерях после этого. Верту был поврежден на раннем этапе и потерял 24 человека, Сена пострадала от сильного огня позже в бою и потеряла 62 человека убитыми и ранеными, в том числе капитан. Остальная часть эскадрильи понесла меньшие потери: 12 на «Пруденте» , 17 на «Сибеле» и 23 на «Форте» . [ 22 ]
Лукас и Кларк оставались у Суматры до тех пор, пока не будет завершен основной ремонт, прежде чем «Аррогант» взял «Викториуса» на буксир, поведя поврежденный корабль обратно на Пенанг, а затем в Мадрас для ремонта, прибыв туда 6 октября. [ 22 ] Серсей отказался от планов нападения на Пенанг и отплыл на север, к острову Кингс в архипелаге Мергуи . Там его корабли прошли капитальный ремонт, на некоторых даже заменили нижние мачты. [ 20 ] В октябре эскадра двинулась на восток, к побережью Цейлона, а затем повернулась на запад, в сторону Батавии , где, как надеялся Серси, склады снабжения окажут большую поддержку, чем склады на Иль-де-Франс. Эскадра оставалась в Батавии всю зиму, уступив британцам контроль над торговыми путями в Индийском океане. [ 23 ]
назвал это действие безрезультатным, Британский историк К. Норткот Паркинсон поскольку ни одна из сторон не смогла добиться решающего результата. Паркинсон также резко критикует Кларка и Уоллера, обвиняя их в том, что они не смогли должным образом подготовиться к бою или эффективно маневрировать своим кораблем под огнем. [ 23 ] Во время битвы ни одна из сторон на самом деле не стремилась к решающему результату, обе не желали рисковать ущербом, который мог бы поставить под угрозу их миссию. Приказ Серси заключался в том, чтобы совершать набеги на британские торговые пути, а не вступать в бой с тяжелыми военными кораблями и нести последующий ущерб: битва серьезно ограничила его возможности охотиться на британские торговые суда в Ост-Индии в 1796 году. [ 16 ] [ 20 ] Лукас пытался заблокировать проход Серси через Малаккский пролив, но знал, что его корабли, хотя и большие и мощные, в бою превосходили их по численности и вооружению, особенно учитывая размер главной французской линии, состоящей из кораблей с батареями 18-фунтовых орудий. длинные орудия и в том числе «Форте» , один из самых массивных фрегатов того времени в море. [ 23 ] Уильям Джеймс считает, что если бы ветер был более благоприятным, Лукас, возможно, смог бы отрезать и захватить по крайней мере два французских фрегата, но если бы Серси предпринял попытку абордажа линейных кораблей, его более многочисленные команды, вероятно, успешно захватили бы их. [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клоуз, стр.294
- ^ Джеймс, стр.196
- ^ Паркинсон, стр.95.
- ^ Паркинсон, стр.96.
- ^ Джеймс, стр.347
- ^ Джеймс, стр.348
- ^ Паркинсон, стр.97.
- ^ Паркинсон, стр.98.
- ^ Паркинсон, стр.99.
- ^ Паркинсон, стр.100.
- ^ Рош, стр.33
- ^ Джеймс, стр.349
- ^ Перейти обратно: а б Паркинсон, стр.101
- ^ Паркинсон, стр.102.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс, стр.350
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс, стр.351
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс, стр.352
- ^ Перейти обратно: а б с Джеймс, стр.353
- ^ Клоуз, стр.503
- ^ Перейти обратно: а б с Паркинсон, стр.105
- ^ Джеймс, стр.32
- ^ Перейти обратно: а б с Джеймс, стр.354
- ^ Перейти обратно: а б с Паркинсон, стр.104
Библиография
[ редактировать ]- Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том IV . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-013-2 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, Том 1, 1793–1796 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-905-0 .
- Ладимир, Ф.; Моро, Э. (1856). Походы, триумфы, неудачи, катастрофы и гражданские войны французов с 1792 г. по мир 1856 г. (на французском языке). Полет. 5. Париж: Populaire des Villes et des Campagnes. OCLC 162525060 .
- Паркинсон, К. Норткот (1954). Война в восточных морях, 1793–1815 гг . Лондон: George Allen & Unwin Ltd. OCLC 1000708 .
- Рош, Жан-Мишель (2005). Словарь построек французского военного флота от Кольбера до наших дней 1 1671 – 1870 гг. (на французском языке). Камень. ISBN 978-2-9525917-0-6 .