Действия от 10 августа 1805 г.
Действия от 10 августа 1805 г. | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Трафальгарской кампании войны Третьей коалиции. | |||||||
![]() Фрегат HM Phoenix атакует французский фрегат La Didon . Франциск Сарториус младший . | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
1 фрегат | 1 фрегат | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
12 убитых 28 раненых [ 1 ] |
1 фрегат захвачен 27 убитых 44 раненых 260 взято в плен [ 2 ] |
Действия 10 августа 1805 года представляли собой незначительное морское сражение между двумя фрегатами британского королевского флота , HMS Phoenix и французским флотом Didon, в рамках наполеоновских войн . [ 3 ] После часа боя Дидон сдался Фениксу . [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Томас Бейкер принял командование HMS Phoenix 28 апреля 1803 года. [ 4 ] [ 5 ] Он был назначен во флот Ла-Манша под командованием адмирала Уильяма Корнуоллиса , и 10 августа 1805 года он наткнулся на 40-пушечный французский фрегат Didon у мыса Финистерре . [ 4 ] [ 6 ]
До этого Феникс перехватил американского торговца, направлявшегося из Бордо в Соединенные Штаты. Американский хозяин был приглашен на Финикс , продал британцам часть своего груза вина и совершил поездку по Фениксу, прежде чем ему разрешили продолжить путь. [ 7 ] В это время «Феникс» был изменен так, чтобы издали напоминать большой военный шлюп . Дидон , который вез депеши с инструкциями контр-адмирала Закари Аллемана пяти линейным кораблям объединиться с объединенным франко-испанским флотом под командованием вице-адмирала Пьера-Шарля Вильнева , перехватил американского купца и от него получил известие, что 20-ти пушечный британский корабль находился в море и мог оказаться достаточно глупым, чтобы атаковать Дидону . [ 7 ]
Дидоны Командир капитан-капитан Пьер Милиус решил дождаться прибытия британского корабля и взять его в качестве трофея. [ 7 ]
Боевой
[ редактировать ]10 августа 1805 года два судна встретились у мыса Финистерре . «Феникс» смог приблизиться к Дидоне и вступить в бой до того, как французы поняли, что это более крупный фрегат, чем они ожидали. [ 7 ] В 8 утра Дидон поднял французское знамя, а через час начались бои. Дидон открыла огонь по «Фениксу», все еще спускавшемуся, но «Феникс» не вернулся, и капитан Бейкер намеревался пройти мимо и вступить в бой с подветренной стороны от французского корабля. Тем временем Дидон обстрелял британский фрегат, а Бейкер решил сблизиться со своим противником. [ 7 ] «Феникс» подошел к Дидоне и вступил в бой на расстоянии выстрела из пистолета, но находился далеко с наветренной стороны и, имея слишком большой путь к ней, вскоре опередил французский корабль. [ 1 ] Дидон воспользовался этим, пролетев через корму «Феникса» и нанеся размашистый бортовой залп . [ 2 ] Затем она выдержала и снова обстреляла Феникса и собиралась сделать это снова, но Бейкер противодействовал этому движению. Затем французский экипаж предпринял энергичную, но безуспешную попытку подняться на борт, в ходе которой королевская морская пехота смогла отразить нападение французских абордажников. [ 8 ] После того, как это продолжалось около трех четвертей часа, поднялся ветер и заставил Дидону двинуться вперед, в результате чего еще больше орудий из Феникса было задействовано , и они снова вступили в бой бортовой залп. Однако вскоре преимущество огня Феникса начало сказываться, и через короткое время два корабля разделились. [ 1 ]

Феникс» , устранив повреждения, собирался возобновить бой, когда Дидоны « вскоре фок -мачта опрокинулась. Это привело к еще большему повреждению и без того поврежденной фок-мачты, в результате чего она превратилась в неуправляемую аварию. [ 8 ] В такой ситуации и с тяжелыми потерями Дидон вскоре продемонстрировала свое превосходство. 43 ° 16' с.ш. 12 ° 14' з.д. / 43,267 ° с.ш. 12,233 ° з.д. . [ 3 ]
Акция длилась несколько часов: однажды Бейкеру сняли шляпу с головы. [ 8 ] В Фениксе было двенадцать убитых и 28 раненых; Французы понесли потери в 27 человек убитыми и 44 ранеными. [ 2 ]
Последствия
[ редактировать ]Перехватив корабль, перевозивший депеши для Аллеманда, Бейкер невольно сыграл роль в развязывании Трафальгарской битвы , но несколько дней спустя ему предстояло сыграть еще большую роль, возможно, даже предотвратив вторжение в Англию . [ 1 ] [ 6 ] В 1847 году Адмиралтейство наградило медалью за заслуги перед флотом всех выживших претендентов на участие в акции с застежкой «Феникс, 10 августа 1805 года».
столкнулся с 74-пушечным HMS Dragon . Направляясь в Гибралтар со своим призом на буксире, Бейкер 14 августа [ 6 ] [ 9 ] На следующий день объединенный флот под командованием Вильнева, направлявшийся в Брест , а затем в Булонь для сопровождения французских сил вторжения через Ла-Манш, заметил три британских корабля. Вильнев принял британские корабли за разведчиков флота Ла-Манша и бежал на юг, чтобы избежать боевых действий. [ 6 ] [ 10 ] [ 11 ] Разъяренный Наполеон возмутился: «Какой флот!» Какой адмирал! Все эти жертвы напрасны! [ 10 ] Неспособность Вильнева продвигаться на север была решающим моментом Трафальгарской кампании в плане вторжения в Англию, поскольку, оставив всякую надежду на реализацию своих планов по обеспечению контроля над Ла-Маншем, Наполеон собрал Англетерскую армию, теперь переименованную в Великую армию . и направился на восток, чтобы атаковать австрийцев в Ульмской кампании . [ 10 ] [ 12 ]
Британские корабли изменили курс и направились к Плимуту , куда прибыли 3 сентября, предотвратив попытку своих французских пленных захватить Феникс и вернуть Дидону . [ 13 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Альбом военно-морских и военных эскизов и история приключений на наводнении и в поле . Оксфордский университет. стр. 228–29.
- ^ Jump up to: а б с «№15840» . Лондонская газета . 3 сентября 1805 г. с. 1115.
- ^ Jump up to: а б «№15838» . Лондонская газета . 27 августа 1805 г. с. 1091.
- ^ Jump up to: а б Уинфилд. Британские военные корабли эпохи парусного спорта 1794–1817 гг . п. 130.
- ^ Трейси (2006), 20.
- ^ Jump up to: а б с д Трейси (2006), 20 лет
- ^ Jump up to: а б с д и Джеймс. Военно-морская история Великобритании . п. 164.
- ^ Jump up to: а б с Джеймс. Военно-морская история Великобритании . стр. 168–9.
- ^ Джеймс. Военно-морская история Великобритании . п. 170.
- ^ Jump up to: а б с Адкин. Трафальгарский спутник . п. 57.
- ^ Мостерт. Линия на ветру . п. 470.
- ^ Мостерт. Линия на ветру . п. 471.
- ^ Джеймс. Военно-морская история Великобритании . п. 171.
Библиография
[ редактировать ]- Адкин, Марк (2007). Трафальгарский спутник: Путеводитель по самому известному морскому сражению в истории и жизни адмирала лорда Нельсона . Лондон: Аурум Пресс. ISBN 978-1-84513-018-3 .
- Додсли, Джеймс (1854). Ежегодный реестр . Том. 95. Лондон: Ф. Дж. Ривингтон.
- Бартон, Марк (2013). МакГрат, Джон (ред.). Британские военно-морские мечи и фехтование . Издательство Сифорт. ISBN 9781848321359 .
- Джеймс, Уильям (1837). Военно-морская история Великобритании: от объявления войны Францией в 1793 году до воцарения Георга IV . Том. 4. Лондон: Р. Бентли.
- Мостерт, Ноэль (2008). Линия на ветру: величайшая война на море под парусами: 1793–1815 гг . Лондон: Винтажные книги. ISBN 978-0-7126-0927-2 .
- Трейси, Николас (2006). Кто есть кто во флоте Нельсона: 200 героев флота . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-244-5 .
- Уинфилд, Риф (2007). Британские военные корабли эпохи парусного спорта 1794–1817: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Сифорт. ISBN 978-1-86176-246-7 .