Битва при Блан-Не и Гри-Не
Битва при Гри-Не и Блан-Не | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть запланированного вторжения Наполеона в Соединенное Королевство. | |||||||
![]() Битва при Гри-Не и Блан-Не, 18 июля 1805 года, автор Мартинус Шуман. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Сила | |||||||
21 батавская канонерская лодка 3 французские коляски Всего 180 орудий Несколько французских артиллерийских орудий на берегу [ 1 ] |
45 боевых кораблей Всего не менее 900 орудий [ 1 ] | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
10-16 убитых 60-70 раненых [ 1 ] [ 2 ] |
неизвестный убит 260 раненых. [ 2 ] |
Битва при Блан-Не и Гри-Не (18 июля 1805 г.) — морское сражение между объединенной флотилией Батавского флота и Императорского флота Франции под командованием Карела Хендрика Вер Хуэлля и более крупной эскадрой британского Королевского флота под командованием лорда Кейта. во время войны Третьей коалиции . Флотилия Вера Хуэля смогла отразить несколько атак эскадры лорда Кейта и успешно достигла Булони-сюр-Мер .
Прелюдия
[ редактировать ]

Он предназначался для батавского флота для участия в запланированном вторжении Наполеона в Соединенное Королевство . была построена большая флотилия плоскодонных лодок С этой целью в Батавской республике , которые нужно было переправить по морю в Булонь, где находился основной плацдарм вторжения. Карел Хендрик Вер Хуэлл был выбран для руководства этой опасной миссией в качестве вице-адмирала . [ 3 ] В 1804 году Вер Хуэлл уже успешно переправил большую батавскую флотилию из Влиссингена в Дюнкерк .
В 1804 году флот Британского Королевского флота под командованием сэра Уильяма Сиднея Смита пытался предотвратить это возле Остенде , но сочетание превосходного батавского мореплавания и французского артиллерийского огня с берега заставило Смита отступить. Наполеон был впечатлен и написал Веру Хуэлю: «Вы напомнили мне, что вы от крови Тромпов . [ а ] и Де Рюйтерс ». Этот подвиг принес Веру Юэлю членство в Ордене Почетного легиона как первого нефранцуза, а правительство Батавии назначило его вице-адмиралом и военно-морским министром. [ 4 ] [ 5 ] Он также был назначен командующим правым крылом Булонской флотилии , которая составляла важную часть более крупного флота, предназначавшегося для вторжения в Британию. [ 6 ]
Однако сначала он получил приказ направить свою эскадру из Дюнкерка в Амблетёз , порт недалеко от Булони. Вер Хуэлл отправился в плавание 17 июля 1805 года с флотилией из 4 французских колясок и 32 батавских канонерских лодок . На флотилию напала эскадра британского Королевского флота в составе 15 боевых кораблей, крейсировавшая неподалеку. После ожесточенного боя франко-батавская флотилия, вновь поддержанная французской артиллерией на берегу, отбила атаку эскадры и около 11:00 была вынуждена отступить. Однако битва также вынудила флотилию Вера Хуэля встать на якорь в порту Кале . Несколько батавских судов, оставшихся в Дюнкерке, теперь без опасности присоединились к остальной флотилии. Однако утром следующего дня флотилия Вера Хуэлла снова подверглась нападению 19 военных кораблей Королевского флота, в том числе двух линейных кораблей и ряда фрегатов , корветов и бомбардировочных кораблей , но британцы снова были вынуждены отступить. Однако Вер Хуэлл был вынужден оставить несколько судов на ремонт. [ 7 ]
Боевой
[ редактировать ]
18 июля в 15:00 флотилия Вера Юэля, состоявшая из 21 батавской канонерской лодки и 3 французских колясок, наконец отплыла из Кале. Также флотилию сопровождал в качестве наблюдателя Луи-Николя Даву , присоединившийся к флотилии, находившейся в Кале. Вер Хуэлл на борту «Хемскерк» вступил в контакт с британской эскадрой под командованием лорда Кейта, состоящей из 45 военных кораблей, между мысами Кап-Блан-Нез и Кап-Гри-Нез и его флотилии около 17:00 . Именно в этот момент Вер Юэль обогнул Блан-Не в точке, где глубина берега не позволяла французским сухопутным батареям поддерживать его корабли. [ 8 ]
Британцы, высматривавшие флотилию, были намного сильнее кораблей Вера Хуэлла, имевших в своем распоряжении меньше орудий и судов. Впоследствии они начали полномасштабную атаку, и вскоре несколько британских кораблей приблизились к франко-батавской флотилии, но были вынуждены выйти за пределы досягаемости. Таким образом, британцы не смогли помешать франко-батавской флотилии продолжить свой курс к Гриз-Незу. Чтобы приблизиться к крайнему углу мыса, кораблям Вер Хуэлла необходимо было отойти дальше в море, что подвергало их большему огню со стороны британских кораблей, которые теперь могли наводить свои орудия на более короткое расстояние, иногда на пистолетную дистанцию. диапазон. Кроме того, пришлось обойти мыс - маневр, в результате которого каждый корабль флотилии оказался в пределах досягаемости огня всей британской эскадры. [ 9 ] Однако небольшие батавские корабли представляли собой небольшую площадь для британских артиллеристов, в то время как более крупные военные корабли Королевского флота представляли собой гораздо более легкую цель. [ 2 ]

Несмотря на шквальный огонь, отряд Вер Хуэлля добрался до Гриз-Неза в полном порядке. Впоследствии британцы перегруппировали свои корабли и нацелили орудия на точку, через которую должно было пройти каждое судно флотилии. Все корабли эскадры лорда Кейта, на расстоянии выстрела от мыса, заняли позиции. Одна часть пыталась окружить франко-батавский авангард , а другая стреляла по флотилии Вера Хуэля сбоку и пыталась отрезать ей путь. Несмотря на сильный британский огонь, передовая канонерская лодка, которой командовал Вер Хуэлл, без проблем обошла мыс. Поскольку Вер Хуэлл позаботился о том, чтобы боевой порядок его эскадры был очень плотным, чтобы ее нельзя было отрезать, британцы не смогли помешать франко-батавской флотилии безопасно достичь побережья, и в конечном итоге она бросила якорь между Одресселлем и Амблетеюс. После последней британской атаки на батавские канонерские лодки французским береговым батареям, находившимся теперь в пределах досягаемости, удалось заставить их вернуться в море. Около 20:00 бой был окончен. [ 10 ]
Последствия
[ редактировать ]Обогнув мыс Гриз-Нез, другая батавская флотилия из 84 судов также смогла пройти путь из порта Дюнкерк до Амблатеса невредимой. Вера Юэлла осыпали похвалами во Франции. Однако в Батавской республике победу почти не праздновали. [ 11 ] Несмотря на этот подвиг, события в других местах привели к тому, что запланированное вторжение в Британию в конечном итоге было отменено. [ 12 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Британская карикатура, высмеивающая посадку батавского флота в 1804 году.
-
Вер Хуэлл во главе батавской делегации встречается с Наполеоном, чтобы выступить за сохранение Батавской республики, 1806 год.
-
Дуврский пролив сверху. Форма мыса Гри-Нез хорошо видна на побережье Франции (южный берег).
Примечания
[ редактировать ]- ^ также может относиться к Корнелису Тромпу.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с де Йонге 1862 , с. 572.
- ^ Jump up to: а б с Ван дер Аа 1876 , с. 156.
- ^ Ван дер Аа 1876 , с. 154.
- ^ де Йонге 1862 , стр. 556–558.
- ^ Блок и Молхейсен 1914 , стр. 1289.
- ^ де Йонге 1862 , с. 560.
- ^ де Йонге 1862 , стр. 565–569.
- ^ де Йонге 1862 , стр. 569–570.
- ^ де Йонге 1862 , стр. 570–571.
- ^ де Йонге 1862 , стр. 571–572.
- ^ де Йонге 1862 , стр. 575–576.
- ^ Ван дер Аа 1876 , с. 157.
Источники
[ редактировать ]- де Йонге, Иоганнес Корнелис (1862). История голландской морской промышленности. Часть 5 (на голландском языке). А. С. Круземан.
- Ван дер Аа, Авраам Джейкоб (1876). «Вер-Хюэль» . Биографический словарь Нидерландов. Часть 19 (на голландском языке).
- Блок, ПиДжей; Молхейсен, ПК (1914). «Вер Хуэлль» . Новый голландский биографический словарь. Часть 3 (на голландском языке).
- Битвы войны Третьей коалиции
- Конфликты 1805 года
- Военная история Па-де-Кале
- Морские сражения с участием Батавской Республики
- Морские сражения Наполеоновских войн с участием Франции
- Морские сражения наполеоновских войн с участием Соединенного Королевства
- Военная история Ла-Манша
- Запланированное вторжение Наполеона в Соединенное Королевство
- сражения 1800-х годов