Jump to content

Битва у мыса Ортегал

Битва у мыса Ортегал
Часть Трафальгарской кампании войны Третьей коалиции.

Приносим домой награды , Фрэнсис Сарториус
Дата 4 ноября 1805 г.
Расположение 43 ° 46'20 "с.ш. 7 ° 52'05" з.д.  /  43,7722 ° с.ш. 7,8681 ° з.д.  / 43,7722; -7,8681
Результат Британская победа
Воюющие стороны
Великобритания Франция
Командиры и лидеры
Ричард Страчан Пьер ле Пелли  Сдался
Сила
4 линейных корабля
4 фрегата
4 линейных корабля
Жертвы и потери
135 убитых и раненых [1] [2] 730 убитых и раненых
4 линейных корабля захвачены [1] [2]
Битва при мысе Ортегал находится в Европе.
Битва у мыса Ортегал
Расположение в Европе

Битва при мысе Ортегал была заключительным сражением Трафальгарской кампании и велась между эскадрой Королевского флота и остатками флота, потерпевшего поражение ранее в битве при Трафальгаре . Это произошло 4 ноября 1805 года у мыса Ортегаль на северо-западе Испании , где капитан сэр Ричард Страчан разгромил и захватил французскую эскадру под командованием контр-адмирала Пьера Дюмануара ле Пелли . Иногда его называют действием Страчана.

Дюмануар командовал авангардом линейным при Трафальгаре и сумел избежать боя, понеся относительно небольшие повреждения. Первоначально он попытался продолжить миссию флота и войти в Средиземное море , но, опасаясь встречи с сильными британскими силами, передумал и направился на север, чтобы обойти Испанию и достичь французских портов в Атлантическом океане. По пути он встретил два британских фрегата и прогнал их; вскоре после этого он встретил единственный британский фрегат и погнался за ним. Фрегат привел Дюмануара в зону досягаемости британской эскадры под командованием Страчана, которая патрулировала этот район в поисках другой французской эскадры. Страчан немедленно бросился в погоню, а Дюмануар сбежал от превосходящих сил Страчана. Эскадре Страчана потребовалось время, чтобы сформироваться, но он смог использовать прикрепленные к ней фрегаты, чтобы беспокоить и замедлять французов, пока его более крупные линейные корабли не смогли догнать.

Затем последовало несколько часов ожесточенных боев, прежде чем Страчан смог перехитрить своего противника и удвоить свою линию фрегатами и линейными кораблями. Затем французские корабли были разбиты и вынуждены сдаться. Все четыре корабля были возвращены в Великобританию в качестве призов и приняты в состав ВМФ. Страчан и его люди были щедро вознаграждены публикой, которая рассматривала успешный исход как завершение победы Нельсона при Трафальгаре.

Дюмануар убегает

[ редактировать ]

Четыре французских линейных корабля, стоявших в авангарде объединенной линии флота, избежали Трафальгарской битвы под командованием контр-адмирала Пьера Дюмануара ле Пелли и поплыли на юг. Первоначальным намерением Пелли было выполнить первоначальный приказ Вильнёва и направиться в Тулон . [3] На следующий день после битвы он передумал, вспомнив, что значительная британская эскадра под командованием контр-адмирала Томаса Луи патрулирует проливы . Когда у испанского побережья набирал силу шторм, Пелли поплыл на запад, чтобы очистить мыс Сент-Винсент , прежде чем направиться на северо-запад, а затем повернуть на восток через Бискайский залив , стремясь достичь французского порта Рошфор . [3] Его эскадра представляла собой все еще значительную силу, понесшую лишь незначительные повреждения при Трафальгаре. [а] Спасаясь с флагмана Трафальгара Думануара, «Грозный» выбросил за борт двенадцать 12-фунтовых орудий со своей юта , чтобы облегчить нагрузку и обеспечить побег. [3] Дюмануар обогнул мыс Сен-Винсент 29 октября и направился к Иль-д'Экс , войдя в Бискайский залив 2 ноября. [3]

Бейкер нацелился на французов

[ редактировать ]

В бухте уже находилось несколько британских кораблей и эскадр, высматривающих французские корабли. Закари Аллеманд, командир эскадры Рошфора, отплыл из порта в июле 1805 года и в настоящее время курсировал по Атлантике , совершая набеги на британские корабли. [4] Одним из британских кораблей, отправленных в патруль, был 36-пушечный HMS Phoenix под командованием капитана Томаса Бейкера . Бейкеру было приказано патрулировать к западу от островов Силли , но в конце октября он получил известие от нескольких нейтральных торговцев о том, что эскадра Аллеманда была замечена в Бискайском заливе. [4] Бейкер немедленно покинул свою станцию ​​и поплыл на юг, достигнув широты мыса Финистерре 2 ноября, как раз в тот момент, когда Дюмануар входил в залив. [4] В 11 часов Бейкер заметил четыре корабля, идущие на северо-северо-запад, и немедленно бросился в погоню. Корабли, которые Бейкер считал частью эскадры Рошфора, но на самом деле были кораблями Дюмануара, в полдень поднялись и начали преследовать Феникса , бежавшего на юг. [4] При этом Бейкер надеялся заманить французов на британскую эскадру под командованием капитана сэра Ричарда Страчана , которая, как он знал, находилась в этом районе. [3] [4] [с]

Бейкер шел впереди преследующих французов и в 3 часа дня заметил четыре паруса, направлявшиеся на юг. [5] Войска Дюмануара также заметили их и остановились на востоке, в то время как Бейкер, которого больше не преследовали, держал под наблюдением французские паруса. [5] Убедившись в силе и расположении французских кораблей, Бейкер возобновил движение на юго-восток, стреляя из орудий и подавая сигналы четырем кораблям, которые он видел и предположительно были британскими. Силы Дюмануара уже вступили в стычку с британцами, их преследовали два фрегата: 38-пушечный HMS Boadicea под командованием капитана Джона Мейтленда и 36-пушечный HMS Dryad под командованием капитана Адама Драммонда . [5] Боадицея и Дриада заметили Феникс и четыре паруса на юге в 8.45 того же дня и подали им сигналы. Бейкер с подозрением отнесся к новым парусам, стоявшим между ним и французскими кораблями, и поэтому не стал стоять навстречу им, а продолжил путь к парусам на юге. [5] стало ясно, К настоящему времени на Боадицее и Дриаде что собираются значительные силы, поскольку Феникс приблизился с четырьмя линейными кораблями, а поблизости были замечены еще три паруса. [5] В конце концов они приблизились на расстояние двух миль к самому непогодному кораблю, 80-пушечному HMS Caesar , но не получили ответа на свои сигналы и отошли в 22:30, после чего потеряли из виду как французские, так и британские корабли, и дальнейшего участия в бою не принимал. [5]

Страчан бросается в погоню

[ редактировать ]
0ч 55м вечера

К 23:00 Бейкер наконец добрался до кораблей и, пройдя под кормой «Цезаря», получил подтверждение, что это были корабли эскадры Страчана, как он первоначально предполагал. [5] Бейкер сообщил Страчану, что он заметил часть эскадры Рошфора с подветренной стороны, и Страчан немедленно решил вступить в бой. [6] Однако на этом этапе эскадра Страчана была сильно рассеяна, и, отправившись на перехват французов, послал Бейкера собрать оставшиеся корабли и приказать им поддержать его. [3] [6] Эскадра Страчана состояла в это время из 80-пушечного «Цезаря» , 74-пушечного «Героя» , «Куражё» , «Намюра» и «Беллоны» , а также фрегатов 36-пушечного « Санта-Маргарита» и 32-пушечного « Эола» . [5] Страчан начал погоню только с Цезарем , Героем , Куражо и Эолом и преследовал французов, которые к тому времени продвигались на северо-запад, пока не потеряли их в туманную погоду в 1.30 утра. [6] Затем они сократили парусность, чтобы дождаться остальной части эскадры, и на рассвете 3 ноября к ним присоединилась Санта-Маргарита . [6] Погоня возобновилась всерьез, и в 7.30 утра мыс Ортегал . в 36 милях к юго-востоку был замечен [6] Французские корабли снова были замечены в 9 утра, а в 11 утра передовые британские корабли заметили за кормой Намюр и Феникс , спешащие их догнать. С ними был еще один фрегат, 38-пушечный HMS Révolutionnaire под командованием капитана Хона. Генри Хотэм , наткнувшийся на погоню. [6] Погоня продолжалась весь день и всю ночь, и к этому времени более быстрые «Санта-Маргарита» и «Феникс» значительно опередили основные британские силы. « Беллона» не смогла воссоединиться с эскадрой и не принимала участия в бою. [6]

Действия Страчана 4 ноября 1805 г.

Бой начался в 5.45 утра 4 ноября, когда «Санта-Маргарита» приблизилась к корме самого заднего французского корабля «Сципион» и открыла огонь, а в 9.30 к нему присоединился «Феникс» . [7] [8] На этом этапе французы шли примерно в ряд, а «Феникс» и «Санта-Маргарита» следовали за Сципионом по пятам. [7] Страчан отставал от французов примерно на шесть миль вместе с Цезарем , Героем и Куражо в сопровождении Эола , а Намюр и Революционер находились немного позади них. [7] Британцы продолжали атаковать французов, в то время как Сципион вел перестрелку с беспокоящими фрегатами ее преследователей за кормой. В 11.45, предприняв действия, которые стали теперь неизбежны, Дюмануар приказал своим кораблям выстроиться в линию на правом галсе, в то время как Страчан аналогичным образом выстроил свои корабли и приблизился с наветренной стороны к правому борту французских кораблей. [7]

3 часа 35 минут вечера

К полудню все четыре британских фрегата действовали, преследуя Сципиона с левого борта, в то время как Намюр почти присоединился к линейным кораблям, которые вели огонь по правому борту самых задних французских кораблей. [7] Дюмануар приказал своим кораблям последовательно идти оверштагом в 11.30 и таким образом ввести свой головной корабль «Дюге-Труэн» в бой , чтобы поддержать свой центр. «Дюге -Труэн» не предпринял никаких действий, чтобы повиноваться сигналу до 12.15, и французская линия начала разворачиваться в сторону британских линейных кораблей и проходить рядом с ними. Дюмануар планировал провести этот маневр в 8 утра, но отменил его до того, как его удалось осуществить. [9] Две линии прошли рядом друг с другом, и Дюмануар обнаружил, что Страчан удвоил свою линию: фрегаты с одной стороны и линейные корабли с другой. [9] Его корабли получили тяжелые повреждения, когда две британские линии и французская прошли противоположными галсами, а Дюмануар стремился изолировать Намюр , прежде чем она сможет присоединиться к британской линии. [9]

Повреждения, полученные его кораблями, сделали их медленными и неманёвренными, и Страчан смог приказать своим кораблям идти курсом, чтобы держать их рядом с французами, одновременно добавив Намюра в свою линию. [9] Под шквальным огнем фрегатов правого борта и линейных кораблей левого борта французские корабли были измотаны, и к 3.10 «Сципион» и «Грозный» были вынуждены нанести удар . [10] Видя свою судьбу, Монблан и Дюге-Труэн преследовали их попытались сбежать, но Геро и Цезарь и заставили подчиниться к 3.35. [9] [10]

«Битва при мысе Ортегал», Томас Уиткомб

Последствия

[ редактировать ]

Триумф Страчана завершил разгром французов, начатый Нельсоном при Трафальгаре. Из четырех кораблей, захваченных у мыса Ортегаль, от французской части объединенного флота осталось только пять, и они были заперты в Кадисе. [11] Все четыре захваченных корабля были возвращены в Великобританию и введены в состав Королевского флота, а их экипаж переведен в лагеря для военнопленных. [12] Один из кораблей, бывший Дюге-Труэн, служил у британцев следующие 144 года под названием HMS Implacable . [13] Британские экипажи, сражавшиеся у мыса Ортегал, были включены в крупномасштабные награды за победу при Трафальгаре. [13] Капитан сэр Ричард Страчан был повышен до контр-адмирала синего цвета, а все старшие лейтенанты — до командиров. [14] Кроме того, Страчан был принят в Орден Бани , а его капитаны получили золотые медали. [15]

Дюмануару повезло меньше, чем его противнику. Он и другие французские офицеры были расквартированы в Тивертоне , где им была предоставлена ​​значительная свобода, и им требовалось только находиться в пределах ворот магистрали к 20:00 летом и 16:00 зимой. [16] Находясь там, он написал в «Таймс», протестуя против нелестных комментариев о его поведении в Трафальгаре. [16] Он был освобожден из плена в 1809 году и вернулся во Францию, где предстал перед не одним, а двумя следственными судами: одним за свое поведение при Трафальгаре, а другим за поражение на мысе Ортегаль. [17] В первом его обвинили в неподчинении инструкциям Вильнева, в том, что он не сделал достаточно для поддержки своего адмирала, а затем в бегстве из боя вместо того, чтобы продолжать сражаться. После изучения различных доказательств с Дюмануара были сняты все обвинения. [17] На втором судебном заседании Дюмануар был признан виновным в том, что утром 4 ноября он не смог вступить в бой с эскадрой Страчана, пока она все еще была дезорганизована, в том, что он позволил британским фрегатам беспокоить его тыл, не пытаясь вступить в бой, и в том, что он повернулся только для того, чтобы вступить в бой. Страчан, поскольку его тыл был разбит. [18] Суд пришел к выводу, что он был слишком нерешителен. [18] Приговор был вынесен морскому министру Дени Декресу в январе 1810 года, но Декре не решался отдать приказ о военном трибунале. Наполеон хотел, чтобы Дюмануар стал примером, но Декре попытался защитить Дюмануара, и когда он, наконец, созвал военный трибунал по настоянию Наполеона, его приказы были расплывчатыми, и в конечном итоге он оправдал Дюмануара и выживших капитанов. [19]

Боевой порядок

[ редактировать ]
Эскадрилья капитана Страчана
Корабль Ставка Оружие Военно-морской Командир Потери Примечания
Убит Раненый Общий
HMS Цезарь Третий курс 80 Капитан сэр Ричард Страчан 4 25 29
HMS Герой Третий курс 74 Капитан Хон. Алан Гарднер 10 51 61
HMS Мужественный Третий курс 74 Капитан Ричард Ли 1 13 14
HMS Намюр Третий курс 74 Капитан Лоуренс Холстед 4 8 12
HMS Санта Маргарита Пятый курс 36 Капитан Уилсон Рэтбоун 1 1 2
HMS Эол Пятый курс 32 Капитан лорд Уильям Фицрой 0 3 3
HMS Феникс Пятый курс 36 капитан Томас Бейкер 2 4 6
HMS Революционер Пятый курс 38 Капитан Хон. Генри Хотэм 2 6 8
Потери: 24 убитых, 111 раненых, всего 135
Эскадра контр-адмирала Дюмануара ле Пелли
Корабль Ставка Оружие Военно-морской Командир Потери Примечания
Убит Раненый Общий
Грозный Третий курс 80 [б] Контр-адмирал Пьер Дюмануар ле Пелли - - в. 200 В плену, принят в эксплуатацию как HMS Brave.
Сципион Третий курс 74 Капитан Чарльз Берренджер - - в. 200 В плену, принят в эксплуатацию как HMS Scipion.
Дюге-Труэн Третий курс 74 Капитан Клод Туффе  - - в. 150 Захвачен, принят в эксплуатацию как HMS Implacable.
Монблан Третий курс 74 Капитан Гийом-Жан-Ноэль де Лавиллегри - - в. 180 В плену, принят в эксплуатацию как HMS Mont Blanc.
Потери: 730 убитых и раненых.
Источники: Адкин, с. 535; Фремонт-Барнс, с. 86

Ключ

  • † Офицер погиб во время боя или впоследствии скончался от полученных ран.

[а]

Примечания

[ редактировать ]

а. ^ В «Грозном» зафиксировано транспортировка воды и демонтаж трех орудий, а у Дюге-Труэна один человек убит и трое ранены. Ущерб, вероятно, был нанесен одним или обоими HMS Minotaur и HMS Spartiate . [20]
б. ^ Номинальное вооружение: к моменту боя у нее, вероятно, было всего 65 орудий, три орудия были демонтированы в Трафальгаре и двенадцать выброшены за борт во время побега. [3] [20]
в. ^ В то время Страчан занимал должность коммодора , но имел звание капитана и в источниках упоминается как «капитан Страчан». [5]

  1. ^ Jump up to: а б Адкин. Трафальгарский спутник . п. 535.
  2. ^ Jump up to: а б Фремонт-Барнс. Королевский флот: 1793-1815 гг . п. 86.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Адкин. Трафальгарский спутник . п. 530.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Джеймс. Военно-морская история Великобритании . п. 2.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Джеймс. Военно-морская история Великобритании . п. 3.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г Джеймс. Военно-морская история Великобритании . п. 4.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Адкин. Трафальгарский спутник . п. 531.
  8. ^ Джеймс. Военно-морская история Великобритании . п. 5.
  9. ^ Jump up to: а б с д и Адкин. Трафальгарский спутник . п. 532.
  10. ^ Jump up to: а б Джеймс. Военно-морская история Великобритании . п. 8.
  11. ^ Джеймс. Военно-морская история Великобритании . п. 9.
  12. ^ Адкин. Трафальгарский спутник . п. 533.
  13. ^ Jump up to: а б Адкин. Трафальгарский спутник . п. 534.
  14. ^ Адкин. Трафальгарский спутник . п. 537.
  15. ^ Каст. Летопись войн XIX века . п. 265.
  16. ^ Jump up to: а б Адкин. Трафальгарский спутник . п. 540.
  17. ^ Jump up to: а б Адкин. Трафальгарский спутник . п. 518.
  18. ^ Jump up to: а б Адкин. Трафальгарский спутник . п. 542.
  19. ^ Адкин. Трафальгарский спутник . п. 543.
  20. ^ Jump up to: а б Джеймс. Военно-морская история Великобритании . п. 1.
[ редактировать ]
Предшественник
Битва при Кальдьеро (1805 г.)
Наполеоновские войны
Битва у мыса Ортегал
Преемник
Битва при Амштеттене
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 66f96240a30436d9b43a2ad70dde928b__1721496780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/8b/66f96240a30436d9b43a2ad70dde928b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Cape Ortegal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)