Битва у мыса Ортегал
Битва у мыса Ортегал | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Трафальгарской кампании войны Третьей коалиции. | |||||||
![]() Приносим домой награды , Фрэнсис Сарториус | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() | ![]() ![]() | ||||||
Сила | |||||||
4 линейных корабля 4 фрегата | 4 линейных корабля | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
135 убитых и раненых [1] [2] | 730 убитых и раненых 4 линейных корабля захвачены [1] [2] | ||||||
Расположение в Европе |
Битва при мысе Ортегал была заключительным сражением Трафальгарской кампании и велась между эскадрой Королевского флота и остатками флота, потерпевшего поражение ранее в битве при Трафальгаре . Это произошло 4 ноября 1805 года у мыса Ортегаль на северо-западе Испании , где капитан сэр Ричард Страчан разгромил и захватил французскую эскадру под командованием контр-адмирала Пьера Дюмануара ле Пелли . Иногда его называют действием Страчана.
Дюмануар командовал авангардом линейным при Трафальгаре и сумел избежать боя, понеся относительно небольшие повреждения. Первоначально он попытался продолжить миссию флота и войти в Средиземное море , но, опасаясь встречи с сильными британскими силами, передумал и направился на север, чтобы обойти Испанию и достичь французских портов в Атлантическом океане. По пути он встретил два британских фрегата и прогнал их; вскоре после этого он встретил единственный британский фрегат и погнался за ним. Фрегат привел Дюмануара в зону досягаемости британской эскадры под командованием Страчана, которая патрулировала этот район в поисках другой французской эскадры. Страчан немедленно бросился в погоню, а Дюмануар сбежал от превосходящих сил Страчана. Эскадре Страчана потребовалось время, чтобы сформироваться, но он смог использовать прикрепленные к ней фрегаты, чтобы беспокоить и замедлять французов, пока его более крупные линейные корабли не смогли догнать.
Затем последовало несколько часов ожесточенных боев, прежде чем Страчан смог перехитрить своего противника и удвоить свою линию фрегатами и линейными кораблями. Затем французские корабли были разбиты и вынуждены сдаться. Все четыре корабля были возвращены в Великобританию в качестве призов и приняты в состав ВМФ. Страчан и его люди были щедро вознаграждены публикой, которая рассматривала успешный исход как завершение победы Нельсона при Трафальгаре.
Фон
[ редактировать ]Дюмануар убегает
[ редактировать ]Четыре французских линейных корабля, стоявших в авангарде объединенной линии флота, избежали Трафальгарской битвы под командованием контр-адмирала Пьера Дюмануара ле Пелли и поплыли на юг. Первоначальным намерением Пелли было выполнить первоначальный приказ Вильнёва и направиться в Тулон . [3] На следующий день после битвы он передумал, вспомнив, что значительная британская эскадра под командованием контр-адмирала Томаса Луи патрулирует проливы . Когда у испанского побережья набирал силу шторм, Пелли поплыл на запад, чтобы очистить мыс Сент-Винсент , прежде чем направиться на северо-запад, а затем повернуть на восток через Бискайский залив , стремясь достичь французского порта Рошфор . [3] Его эскадра представляла собой все еще значительную силу, понесшую лишь незначительные повреждения при Трафальгаре. [а] Спасаясь с флагмана Трафальгара Думануара, «Грозный» выбросил за борт двенадцать 12-фунтовых орудий со своей юта , чтобы облегчить нагрузку и обеспечить побег. [3] Дюмануар обогнул мыс Сен-Винсент 29 октября и направился к Иль-д'Экс , войдя в Бискайский залив 2 ноября. [3]
Бейкер нацелился на французов
[ редактировать ]В бухте уже находилось несколько британских кораблей и эскадр, высматривающих французские корабли. Закари Аллеманд, командир эскадры Рошфора, отплыл из порта в июле 1805 года и в настоящее время курсировал по Атлантике , совершая набеги на британские корабли. [4] Одним из британских кораблей, отправленных в патруль, был 36-пушечный HMS Phoenix под командованием капитана Томаса Бейкера . Бейкеру было приказано патрулировать к западу от островов Силли , но в конце октября он получил известие от нескольких нейтральных торговцев о том, что эскадра Аллеманда была замечена в Бискайском заливе. [4] Бейкер немедленно покинул свою станцию и поплыл на юг, достигнув широты мыса Финистерре 2 ноября, как раз в тот момент, когда Дюмануар входил в залив. [4] В 11 часов Бейкер заметил четыре корабля, идущие на северо-северо-запад, и немедленно бросился в погоню. Корабли, которые Бейкер считал частью эскадры Рошфора, но на самом деле были кораблями Дюмануара, в полдень поднялись и начали преследовать Феникса , бежавшего на юг. [4] При этом Бейкер надеялся заманить французов на британскую эскадру под командованием капитана сэра Ричарда Страчана , которая, как он знал, находилась в этом районе. [3] [4] [с]
Бейкер шел впереди преследующих французов и в 3 часа дня заметил четыре паруса, направлявшиеся на юг. [5] Войска Дюмануара также заметили их и остановились на востоке, в то время как Бейкер, которого больше не преследовали, держал под наблюдением французские паруса. [5] Убедившись в силе и расположении французских кораблей, Бейкер возобновил движение на юго-восток, стреляя из орудий и подавая сигналы четырем кораблям, которые он видел и предположительно были британскими. Силы Дюмануара уже вступили в стычку с британцами, их преследовали два фрегата: 38-пушечный HMS Boadicea под командованием капитана Джона Мейтленда и 36-пушечный HMS Dryad под командованием капитана Адама Драммонда . [5] Боадицея и Дриада заметили Феникс и четыре паруса на юге в 8.45 того же дня и подали им сигналы. Бейкер с подозрением отнесся к новым парусам, стоявшим между ним и французскими кораблями, и поэтому не стал стоять навстречу им, а продолжил путь к парусам на юге. [5] стало ясно, К настоящему времени на Боадицее и Дриаде что собираются значительные силы, поскольку Феникс приблизился с четырьмя линейными кораблями, а поблизости были замечены еще три паруса. [5] В конце концов они приблизились на расстояние двух миль к самому непогодному кораблю, 80-пушечному HMS Caesar , но не получили ответа на свои сигналы и отошли в 22:30, после чего потеряли из виду как французские, так и британские корабли, и дальнейшего участия в бою не принимал. [5]
Страчан бросается в погоню
[ редактировать ]
К 23:00 Бейкер наконец добрался до кораблей и, пройдя под кормой «Цезаря», получил подтверждение, что это были корабли эскадры Страчана, как он первоначально предполагал. [5] Бейкер сообщил Страчану, что он заметил часть эскадры Рошфора с подветренной стороны, и Страчан немедленно решил вступить в бой. [6] Однако на этом этапе эскадра Страчана была сильно рассеяна, и, отправившись на перехват французов, послал Бейкера собрать оставшиеся корабли и приказать им поддержать его. [3] [6] Эскадра Страчана состояла в это время из 80-пушечного «Цезаря» , 74-пушечного «Героя» , «Куражё» , «Намюра» и «Беллоны» , а также фрегатов 36-пушечного « Санта-Маргарита» и 32-пушечного « Эола» . [5] Страчан начал погоню только с Цезарем , Героем , Куражо и Эолом и преследовал французов, которые к тому времени продвигались на северо-запад, пока не потеряли их в туманную погоду в 1.30 утра. [6] Затем они сократили парусность, чтобы дождаться остальной части эскадры, и на рассвете 3 ноября к ним присоединилась Санта-Маргарита . [6] Погоня возобновилась всерьез, и в 7.30 утра мыс Ортегал . в 36 милях к юго-востоку был замечен [6] Французские корабли снова были замечены в 9 утра, а в 11 утра передовые британские корабли заметили за кормой Намюр и Феникс , спешащие их догнать. С ними был еще один фрегат, 38-пушечный HMS Révolutionnaire под командованием капитана Хона. Генри Хотэм , наткнувшийся на погоню. [6] Погоня продолжалась весь день и всю ночь, и к этому времени более быстрые «Санта-Маргарита» и «Феникс» значительно опередили основные британские силы. « Беллона» не смогла воссоединиться с эскадрой и не принимала участия в бою. [6]
Боевой
[ редактировать ]
Бой начался в 5.45 утра 4 ноября, когда «Санта-Маргарита» приблизилась к корме самого заднего французского корабля «Сципион» и открыла огонь, а в 9.30 к нему присоединился «Феникс» . [7] [8] На этом этапе французы шли примерно в ряд, а «Феникс» и «Санта-Маргарита» следовали за Сципионом по пятам. [7] Страчан отставал от французов примерно на шесть миль вместе с Цезарем , Героем и Куражо в сопровождении Эола , а Намюр и Революционер находились немного позади них. [7] Британцы продолжали атаковать французов, в то время как Сципион вел перестрелку с беспокоящими фрегатами ее преследователей за кормой. В 11.45, предприняв действия, которые стали теперь неизбежны, Дюмануар приказал своим кораблям выстроиться в линию на правом галсе, в то время как Страчан аналогичным образом выстроил свои корабли и приблизился с наветренной стороны к правому борту французских кораблей. [7]

К полудню все четыре британских фрегата действовали, преследуя Сципиона с левого борта, в то время как Намюр почти присоединился к линейным кораблям, которые вели огонь по правому борту самых задних французских кораблей. [7] Дюмануар приказал своим кораблям последовательно идти оверштагом в 11.30 и таким образом ввести свой головной корабль «Дюге-Труэн» в бой , чтобы поддержать свой центр. «Дюге -Труэн» не предпринял никаких действий, чтобы повиноваться сигналу до 12.15, и французская линия начала разворачиваться в сторону британских линейных кораблей и проходить рядом с ними. Дюмануар планировал провести этот маневр в 8 утра, но отменил его до того, как его удалось осуществить. [9] Две линии прошли рядом друг с другом, и Дюмануар обнаружил, что Страчан удвоил свою линию: фрегаты с одной стороны и линейные корабли с другой. [9] Его корабли получили тяжелые повреждения, когда две британские линии и французская прошли противоположными галсами, а Дюмануар стремился изолировать Намюр , прежде чем она сможет присоединиться к британской линии. [9]
Повреждения, полученные его кораблями, сделали их медленными и неманёвренными, и Страчан смог приказать своим кораблям идти курсом, чтобы держать их рядом с французами, одновременно добавив Намюра в свою линию. [9] Под шквальным огнем фрегатов правого борта и линейных кораблей левого борта французские корабли были измотаны, и к 3.10 «Сципион» и «Грозный» были вынуждены нанести удар . [10] Видя свою судьбу, Монблан и Дюге-Труэн преследовали их попытались сбежать, но Геро и Цезарь и заставили подчиниться к 3.35. [9] [10]

Последствия
[ редактировать ]Триумф Страчана завершил разгром французов, начатый Нельсоном при Трафальгаре. Из четырех кораблей, захваченных у мыса Ортегаль, от французской части объединенного флота осталось только пять, и они были заперты в Кадисе. [11] Все четыре захваченных корабля были возвращены в Великобританию и введены в состав Королевского флота, а их экипаж переведен в лагеря для военнопленных. [12] Один из кораблей, бывший Дюге-Труэн, служил у британцев следующие 144 года под названием HMS Implacable . [13] Британские экипажи, сражавшиеся у мыса Ортегал, были включены в крупномасштабные награды за победу при Трафальгаре. [13] Капитан сэр Ричард Страчан был повышен до контр-адмирала синего цвета, а все старшие лейтенанты — до командиров. [14] Кроме того, Страчан был принят в Орден Бани , а его капитаны получили золотые медали. [15]
Дюмануару повезло меньше, чем его противнику. Он и другие французские офицеры были расквартированы в Тивертоне , где им была предоставлена значительная свобода, и им требовалось только находиться в пределах ворот магистрали к 20:00 летом и 16:00 зимой. [16] Находясь там, он написал в «Таймс», протестуя против нелестных комментариев о его поведении в Трафальгаре. [16] Он был освобожден из плена в 1809 году и вернулся во Францию, где предстал перед не одним, а двумя следственными судами: одним за свое поведение при Трафальгаре, а другим за поражение на мысе Ортегаль. [17] В первом его обвинили в неподчинении инструкциям Вильнева, в том, что он не сделал достаточно для поддержки своего адмирала, а затем в бегстве из боя вместо того, чтобы продолжать сражаться. После изучения различных доказательств с Дюмануара были сняты все обвинения. [17] На втором судебном заседании Дюмануар был признан виновным в том, что утром 4 ноября он не смог вступить в бой с эскадрой Страчана, пока она все еще была дезорганизована, в том, что он позволил британским фрегатам беспокоить его тыл, не пытаясь вступить в бой, и в том, что он повернулся только для того, чтобы вступить в бой. Страчан, поскольку его тыл был разбит. [18] Суд пришел к выводу, что он был слишком нерешителен. [18] Приговор был вынесен морскому министру Дени Декресу в январе 1810 года, но Декре не решался отдать приказ о военном трибунале. Наполеон хотел, чтобы Дюмануар стал примером, но Декре попытался защитить Дюмануара, и когда он, наконец, созвал военный трибунал по настоянию Наполеона, его приказы были расплывчатыми, и в конечном итоге он оправдал Дюмануара и выживших капитанов. [19]
Боевой порядок
[ редактировать ]Эскадрилья капитана Страчана | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Корабль | Ставка | Оружие | Военно-морской | Командир | Потери | Примечания | ||||
Убит | Раненый | Общий | ||||||||
HMS Цезарь | Третий курс | 80 | ![]() | Капитан сэр Ричард Страчан | 4 | 25 | 29 | |||
HMS Герой | Третий курс | 74 | ![]() | Капитан Хон. Алан Гарднер | 10 | 51 | 61 | |||
HMS Мужественный | Третий курс | 74 | ![]() | Капитан Ричард Ли | 1 | 13 | 14 | |||
HMS Намюр | Третий курс | 74 | ![]() | Капитан Лоуренс Холстед | 4 | 8 | 12 | |||
HMS Санта Маргарита | Пятый курс | 36 | ![]() | Капитан Уилсон Рэтбоун | 1 | 1 | 2 | |||
HMS Эол | Пятый курс | 32 | ![]() | Капитан лорд Уильям Фицрой | 0 | 3 | 3 | |||
HMS Феникс | Пятый курс | 36 | ![]() | капитан Томас Бейкер | 2 | 4 | 6 | |||
HMS Революционер | Пятый курс | 38 | ![]() | Капитан Хон. Генри Хотэм | 2 | 6 | 8 | |||
Потери: 24 убитых, 111 раненых, всего 135 |
Эскадра контр-адмирала Дюмануара ле Пелли | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Корабль | Ставка | Оружие | Военно-морской | Командир | Потери | Примечания | ||||
Убит | Раненый | Общий | ||||||||
Грозный | Третий курс | 80 [б] | ![]() | Контр-адмирал Пьер Дюмануар ле Пелли | - | - | в. 200 | В плену, принят в эксплуатацию как HMS Brave. | ||
Сципион | Третий курс | 74 | ![]() | Капитан Чарльз Берренджер | - | - | в. 200 | В плену, принят в эксплуатацию как HMS Scipion. | ||
Дюге-Труэн | Третий курс | 74 | ![]() | Капитан Клод Туффе † | - | - | в. 150 | Захвачен, принят в эксплуатацию как HMS Implacable. | ||
Монблан | Третий курс | 74 | ![]() | Капитан Гийом-Жан-Ноэль де Лавиллегри | - | - | в. 180 | В плену, принят в эксплуатацию как HMS Mont Blanc. | ||
Потери: 730 убитых и раненых. | ||||||||||
Источники: Адкин, с. 535; Фремонт-Барнс, с. 86 |
Ключ
- † Офицер погиб во время боя или впоследствии скончался от полученных ран.
Примечания
[ редактировать ]а. ^ В «Грозном» зафиксировано транспортировка воды и демонтаж трех орудий, а у Дюге-Труэна один человек убит и трое ранены. Ущерб, вероятно, был нанесен одним или обоими HMS Minotaur и HMS Spartiate . [20]
б. ^ Номинальное вооружение: к моменту боя у нее, вероятно, было всего 65 орудий, три орудия были демонтированы в Трафальгаре и двенадцать выброшены за борт во время побега. [3] [20]
в. ^ В то время Страчан занимал должность коммодора , но имел звание капитана и в источниках упоминается как «капитан Страчан». [5]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Адкин. Трафальгарский спутник . п. 535.
- ^ Jump up to: а б Фремонт-Барнс. Королевский флот: 1793-1815 гг . п. 86.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Адкин. Трафальгарский спутник . п. 530.
- ^ Jump up to: а б с д и Джеймс. Военно-морская история Великобритании . п. 2.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Джеймс. Военно-морская история Великобритании . п. 3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джеймс. Военно-морская история Великобритании . п. 4.
- ^ Jump up to: а б с д и Адкин. Трафальгарский спутник . п. 531.
- ^ Джеймс. Военно-морская история Великобритании . п. 5.
- ^ Jump up to: а б с д и Адкин. Трафальгарский спутник . п. 532.
- ^ Jump up to: а б Джеймс. Военно-морская история Великобритании . п. 8.
- ^ Джеймс. Военно-морская история Великобритании . п. 9.
- ^ Адкин. Трафальгарский спутник . п. 533.
- ^ Jump up to: а б Адкин. Трафальгарский спутник . п. 534.
- ^ Адкин. Трафальгарский спутник . п. 537.
- ^ Каст. Летопись войн XIX века . п. 265.
- ^ Jump up to: а б Адкин. Трафальгарский спутник . п. 540.
- ^ Jump up to: а б Адкин. Трафальгарский спутник . п. 518.
- ^ Jump up to: а б Адкин. Трафальгарский спутник . п. 542.
- ^ Адкин. Трафальгарский спутник . п. 543.
- ^ Jump up to: а б Джеймс. Военно-морская история Великобритании . п. 1.
Ссылки
[ редактировать ]- Адкин, Марк (2007). Трафальгарский спутник: Путеводитель по самому известному морскому сражению в истории и жизни адмирала лорда Нельсона . Лондон: Аурум Пресс. ISBN 978-1-84513-018-3 .
- Каст, Эдвард (1862). Летопись войн девятнадцатого века . Том. 1. Джон Мюррей.
- Фремонт-Барнс, Грегори (2007). Королевский флот: 1793-1815 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84603-138-0 .
- Джеймс, Уильям (1859). Военно-морская история Великобритании с 1793 по 1820 год с описанием возникновения и увеличения британского военно-морского флота . Том. 4. Лондон: Ричард Бентли.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с битвой при мысе Ортегал, на Викискладе?
Предшественник Битва при Кальдьеро (1805 г.) | Наполеоновские войны Битва у мыса Ортегал | Преемник Битва при Амштеттене |