Пьер Дюмануар ле Пелли
Пьер Этьен Рене Мари Дюмануар Ле Пелли | |
---|---|
![]() Пьер Дюмануар Ле Пелли , Неизвестный автор | |
Рожденный | 2 августа 1770 г. Гранвиль , Нормандия , Франция |
Умер | 7 июля 1829 г. Париж , Иль-де-Франс , Франция | (58 лет)
Верность | ![]() ![]() ![]() |
Услуга/ | ![]() ![]() |
Лет службы | 1787 – 1815 |
Классифицировать | вице-адмирал |
Единица | Бервик Революция Каррер Грозный |
Команды | Данцигское командование Марсельское командование |
Битвы/войны | ' |
Награды | Граф Империи Почетный легион Орден Святого Людовика |
Отношения | Жорж Рене Ле Пеле де Плевиль ( двоюродный брат ) |
Вице-адмирал граф Пьер Этьен Рене Мари Дюмануар Ле Пелли (2 августа 1770 г. в Гранвиле - 7 июля 1829 г. в Париже) [ 1 ] был французского военно-морского флота офицером , наиболее известным как командующий авангардом французского флота в битве при Трафальгаре . Его поведение во время этого боя было предметом споров.
Семья
[ редактировать ]Пьер Этьен Рене Мари Дюмануар Ле Пелли происходил из очень старинного рода гранвильской буржуазии, когда-то заработавшего значительное состояние на морских вооружениях и получившего дворянство от короля Людовика XVIII . [ 2 ]
Его отец [ 3 ] Луи Пьер Этьен Ле Пелли (1733–1807), сьер дю Мануар, был частным капитаном, судовладельцем и буржуа из Гранвиля. [ 4 ] Пьер Дюмануар Ле Пелли — двоюродный брат Жоржа Рене Ле Пеле де Плевиля (1726–1805).
Его мать [ 3 ] Жанна Элизабет Люка де Лезо (1744–1819) — дочь Шарля Мари, оруженосца, лорда Лезо, почетного сеньора Сен-Пэр и Сен-Обен-де-Прео в приходе Сен-Пэр-сюр-Мер .
Юность и начинания
[ редактировать ]Быстрое продвижение
[ редактировать ]Пьер Дюмануар Ле Пелли поступил на флот в возрасте семнадцати лет в марте 1787 года в качестве элев де порта и служил на Антильских островах до 1790 года. [ 5 ] Два года спустя, в апреле 1789 г., назначен вторым лейтенантом в порту. [ 5 ] он сел на фрегаты «Помоне» и «Нереида» , курсировавшие у берегов Африки. отправился на флейт «Дромадер» , направлявшийся в Кайенну Затем он в качестве прапорщика . [ 1 ]
Произведенный в подпоручики в 1790 году, он был назначен в штаб адмирала Мартина . Он служил на Сан-Кюлоте . Ему не исполнилось еще двадцати трех лет, когда в июне 1793 года он был назначен лейтенантом де Вайссо . [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Два года спустя, в III году Флореала (май 1795 г.), в возрасте менее двадцати пяти лет, он получил звание капитана корвета и командовал « Бервиком» в эскадре Ричери , которая приняла на себя большой конвой в Средиземноморье, а затем ему было поручено уничтожить английские рыболовные заведения на Ньюфаундленде . [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Спорное достижение
[ редактировать ]Некоторые биографии предполагают, что его быстрый прогресс мог быть объяснен его двоюродным братом Жоржем-Рене Плевилем Ле Пелли . [ 6 ] [ 7 ]
Последний, двоюродный брат его отца, на сорок четыре года старше его, наверняка был призван в военно-морскую комиссию в качестве одного из трех администраторов, подготовивших закон от 3 брюмера III года (24 октября 1794 г.). В 1795 году Директория уже хотела его на должность морского министра, но он отказался. Был назначен Трюге , а Плевиль-ле-Пелле остался у него на посту главы подразделения. Директория наконец убедила его принять предложение и назначила его французским министром военно-морского флота и колоний 1-го фруктидора V (18 августа 1797 г.). Однако Плевиль ушел с поста министра 8 флореаля VI года (27 апреля 1798 г.) из-за разногласий с Бонапартом по поводу египетской кампании и после того, как он предсказал катастрофу Абукира 2 августа 1798 г. [ 6 ] [ 7 ]
К тому времени, когда его двоюродный брат стал министром, Дюмануар уже два года был капитаном. Как и многие его коллеги, он извлек выгоду прежде всего из ускоренного развития революционного флота, из которого эмиграция только что забрала большое количество офицеров. [ 6 ] [ 7 ]
Французский справочник
[ редактировать ]15 декабря 1796 года флот из 17 кораблей, 14 фрегатов , 6 корветов или авизо , 6 барж , 20 транспортов и 21 000 солдат под командованием генерала Гоша вышел из Бреста в Ирландскую экспедицию . [ 8 ] Дюмануар командовал по приказу контр-адмирала Буве кораблем «Революция» . [ 6 ] [ 7 ] Как только он ушел, армия оказалась в беспорядке из-за уловки английского фрегата, который в темноте ночи с 16 на 17 подал ложные сигналы некоторым французским кораблям. Горящие костры и пушечные выстрелы обманули 6 кораблей и 6 фрегатов, которые продолжили путь, вместо того, чтобы подчиниться вице-адмиралу, приказавшему им повернуть назад. [ 8 ]
Когда настал этот день, Морар де Галлес и Хош, сев на фрегат Fraternité , оказались одни и направились в залив Бантри , назначенный для встречи армии. На подходе они встретили корабль «Революция» и фрегат «Сцевола» . тонущий в воде [ 6 ] [ 7 ] Дюмануар взял на себя часть экипажа. Рассеянный флот без лидера, корабль за кораблем, направился к заливу Бэнтри, где корабли ждали несколько дней, а затем, нетерпеливо, отправились в паническое бегство. [ 8 ] Гошу пришлось отступить.
В то время как армии Республики одерживали победы повсюду на континенте, флот Англии одерживал победу на всех морях. Дюмануару еще не исполнилось двадцати семи лет, когда Директория назначила его начальником отдела в Мессидоре V (июль 1797 г.).
В VI году (с 22 сентября 1797 по 21 сентября 1798) Дюмануар способствовал подготовке к отправке флота в египетскую кампанию . 19 мая 1798 года флот покинул Тулон под командованием вице-адмирала Брюэ д'Эгалье . контр-адмирал Гантом Генерал-майором эскадры был . Три других контр-адмирала командовали дивизиями флота: Бланке дю Шайла возглавлял авангард; Вильнев , арьергард; Декре — легкая эскадрилья. Дюмануар сел на корабль «Дюбуа» и возглавил руководство приданным армии конвоем. [ 8 ]
1 июля 1798 года французская армия подошла к Александрии, не увидев ни одного вражеского паруса. Высадка произошла немедленно, и на следующий день войска двинулись на взятую Александрию. Бонапарт назначил Дюмануара командующим портом. [ 6 ] [ 7 ] Вице-адмирал Брюэйс поставил свой флот на якорь северо-восточнее Александрии как можно ближе к острову Абукир , защищенному батареей.
Английский адмирал Нельсон прибыл 1 августа 1798 года к Абукиру, где развевался трехцветный флаг. Брюэйс так мало верил в возвращение англичан, что не послал ни одного из своих фрегатов пересечь море, чтобы сигнализировать о появлении врага. Он был очень удивлен, увидев их прибытие. К бою ничего не было готово, лодки и часть экипажей находились на берегу. [ 8 ] Битва на Ниле длилась два дня, с 1 по 2 августа 1798 года, и последовавшая за этим катастрофа нанесла ужасный удар по достоинству и мощи французского флота. [ 8 ]
5 августа следующего года Бонапарт , понимавший, что он нужен в Париже и что его там хорошо примут, приказал Дюмануару и контр-адмиралу Гантому — но не доверяя им — ускорить поставки в обе страны. старые венецианские фрегаты «Мюирон» и «Коррез» , уже вооруженные и оснащенные, и сообщить ему о передвижениях английской эскадры. [ 6 ] [ 7 ]
21 августа 1799 года Бонапарт прибыл в Александрию. 22-го он поднялся на борт « Мюирона» под командованием Ларю и 23-го отправился в плавание. На борту « Мюирона » находились генерал Бонапарт, контр-адмирал Гантом , Бертье , Андреосси , Монж , Бертолле , Денон , де Лавалетт и де Бурьен . [ 1 ] [ 6 ] [ 7 ] Дюмануар командовал « Коррезом». [ 8 ] который взял Ланна , Мюрата , де Мармона и Парсеваля-Гранмезона . на борт [ 6 ] [ 7 ] 8 октября 1799 года Бонапарт высадился во Фрежюсе .
Консульство Франции
[ редактировать ]Переворот 18 брюмера ознаменовал конец Директории и Французской революции и начало консульства . По этому случаю Дюмануар получил в качестве национальной награды за участие шпагу, а через несколько месяцев, в возрасте двадцати девяти лет, был возведен в чин контр-адмирала в 1799 году. В течение IX года (сентябрь 1800 по сентябрь 1801 г.), он командовал несколькими дивизиями в Бресте, а затем в Кадисе , где ведал деталями, касающимися вооружения.
Весной 1801 года 4 корабля Тулонской дивизии были отправлены в Кадис для присоединения к дивизиям контр-адмирала Дюмануара. Этой небольшой эскадрой командовал Шарль Александр Леон Дюран де Линуа , единственный моряк Консульства и Империи, который мог похвастаться победой и сражался во всех войнах за независимость Америки . 3 июля 1801 года, недалеко от Гибралтара , Линуа подплыл к Кадису и захватил английский бриг под командованием лорда Кокрейна , который сообщил ему, что сильная дивизия противника блокирует порт, в который он направлялся.
Адмиралу сэру Джеймсу Сумаресу было приказано немедленно отправиться к проливу с дивизией из 6 кораблей, чтобы воспрепятствовать проходу французов. Не желая рисковать, сражаясь с противником, намного более сильным, чем он сам, Линуа занял позицию под валами Альхесираса ; первое сражение при Альхесирасе началось 6 июля 1801 года. Битва, начавшаяся в 8.15 утра, продолжалась до 2 часов ночи с одинаковой решимостью с обеих сторон. Победа Линуа не получила заслуженной награды.
Эта победа была лишь первым эпизодом экспедиции контр-адмирала Линуа; его корабли слишком сильно пострадали, чтобы думать о продолжении пути в Кадис. Со своей стороны, адмирал Сумарес, укрывшийся в Гибралтаре, стремился возместить ущерб, причиненный столь неожиданным поражением; с необычайной быстротой он отремонтировал свои корабли и возместил понесенные потери отборными моряками. Линуа не менее активно занимался ремонтом своих кораблей, но, менее счастливый, чем его противник, не смог закупить матросов, и его положение стало трудным. Он написал контр-адмиралу Дюмануару и капитану-генералу Мазаредо с просьбой о помощи; прошло много времени, прежде чем он получил ответ. Теряя терпение, Линуа горько жаловался на их бездействие.
Эта медлительность привела к результатам, предсказанным Линуа; Английский флот был готов к бою, когда 12 июля 1801 года в два часа дня французы покинули Альхесирас и достигли Кадиса. Началась вторая битва при Альхесирасе , и борьба продолжалась долгое, ожесточенное и яростное время. На следующий день в половине двенадцатого британская эскадра отправилась в плавание; В два часа дня того же дня « Грозный » с Линуа на борту был последним французским кораблем, вошедшим в порт Кадиса под восторженные крики людей, наблюдавших за битвой с валов и пляжа. [ 8 ] После битвы Думануару сделали выговор за то, что он не смог подкрепить Линуа. [ 1 ]
Как только 25 марта 1802 года был подписан Амьенский мир , Бонапарт приступил к возвращению богатой французской колонии Санто-Доминго , которая более восьми лет восставала против Франции. Это была экспедиция Санто-Доминго, участником которой был Дюмануар. 11 декабря 1803 года контр-адмирал Дюмануар стал членом Ордена Почётного легиона . Находясь в Тулоне на «Грозном» , 24 брюмера XII года (16 ноября 1803 г.) он спросил своего двоюродного брата Жоржа Рене Ле Пеле де Плевиля , тогдашнего сенатора, который вмешался 6 фримера XII года (28 ноября 1803 г.) ) с де Ласепедом , Великим канцлером Ордена, а также сенатором. [ 5 ]
Первая Французская империя
[ редактировать ]Французская империя была провозглашена 18 мая 1804 года Конституцией XII года . 14 июня 1804 года контр-адмирал Дюмануар был произведен в кавалеры ордена Почётного легиона. [ 5 ] После смерти адмирала де Латуш-Тревиля 20 августа 1804 года он находился на борту « Грозного» , временно командовал тулонской эскадрой и надеялся сохранить командование. Однако император позвал туда вице-адмирала де Вильнёва . В письме Наполеона от 28 августа 1804 г. объясняются причины этого: [ 6 ] [ 7 ]
« Сен-Клу , 10 фруктов XII года.
г-н Декре , министр военно-морского флота,
Мне кажется, нельзя терять ни минуты, отправив адмирала командовать тулонской эскадрой. Хуже, чем сегодня, дело не может быть в руках Дюмануара, который не способен ни поддерживать дисциплину в такой большой эскадре, ни заставить ее действовать. Мне кажется, что этой эскадрильей командуют всего три человека: Брюи , Вильнёв и Розили …»
«Сен-Клу, 10 фруктов XII года.
Господин Декре, министр военно-морского флота.
Мне кажется, нельзя терять ни минуты, чтобы послать адмирала командовать тулонской эскадрой. Хуже, чем сегодня, дело не может быть в руках Дюмануара, который не способен ни поддерживать дисциплину в такой большой эскадре, ни заставить ее действовать. Мне кажется, что этой эскадрильей командуют всего три человека: Брюи, Вильнёв и Розили...».— Наполеон
В 1804 году Наполеон приказал Вильневу, ныне вице-адмиралу, дислоцированному в Тулоне, бежать из британской блокады, преодолеть британский флот в Ла-Манше и позволить осуществить запланированное вторжение в Британию. Чтобы отвлечь британскую оборону, Вильнев должен был отправиться в Вест-Индию , где планировалось объединиться с испанским флотом и французским флотом из Бреста и атаковать британские владения в Карибском море, прежде чем вернуться через Атлантику, чтобы уничтожить Эскадрильи Британского Ла-Манша и сопровождают Англетерскую армию из их лагеря в Булони к победе в Англии.
После неудачной экспедиции в январе 1805 года Вильнев наконец покинул Тулон 29 марта с одиннадцатью линейными кораблями. Он уклонился от блокады Нельсона, прошел Гибралтарский пролив 8 апреля и пересек Атлантику, преследуемый флотом Нельсона, но опоздал примерно на месяц из-за неблагоприятных ветров. Дюмануару было тридцать пять лет; после отъезда из Тулона он входил в состав эскадры Вильнева в качестве контр-адмирала, командующего « Грозным» .
В Вест-Индии Вильнев месяц ждал на Мартинике, но адмирала Гантома брестский флот так и не появился, будучи там герметично блокированным. 11 июня Вильнев отправился в Европу, а Нельсон снова преследовал его. 22 июля Вильнев, теперь уже с двадцатью линейными кораблями и семью фрегатами, миновал мыс Финистерре на северо-западном побережье Испании и вошел в Бискайский залив . Здесь он встретил британский флот из пятнадцати линейных кораблей под командованием вице-адмирала сэра Роберта Колдера . В последовавшей за этим битве у мыса Финистерре , беспорядочной битве при плохой видимости, британцы, несмотря на численное превосходство, смогли отрезать и захватить два испанских корабля. В этом сражении Дюмануар оказался позади флагмана на тринадцатой позиции; его корабль не участвовал в канонаде.
В течение двух дней Вильнев следил за отступающими британцами, но не искал сражения. Вместо этого он отплыл в Ла-Корунья и прибыл туда 1 августа. Здесь он получил приказ от Наполеона плыть по плану в Брест и Булонь. Вместо этого, возможно, поверив ложному сообщению о превосходстве британского флота в Бискайском заливе и вопреки возражениям испанского командования, он отплыл обратно в Кадис , сделав запланированное Наполеоном вторжение в Британию совершенно невозможным.
Вильнев, отошедший в Кадис вместе с объединенными эскадрами Франции и Испании, узнал, что император только что послал вице-адмирала де Розили, по суше чтобы заменить его в своем командовании. Тайно предупрежденный министром военно-морского флота Декресом, он надеялся предотвратить этот позор смелым шагом, и Вильнев, до сих пор столь нерешительный, принял решение броситься с головой в противника, а не вернуться во Францию с отметкой позора на лбу. . Неопытные экипажи и трудности с выходом из Кадиса привели к тому, что потребовалось два дня, чтобы вывести все 34 корабля из порта и привести их в какой-то порядок. 21 октября 1805 года Вильнев встретил английскую эскадру у мыса Трафальгар . Его флот состоял из тридцати трех кораблей, пяти фрегатов и двух бригов. Дюмануар находился на борту корабля «Грозный» , с которого он командовал дивизией, первоначально помещенной в арьергард, где царила самая ужасающая неразбериха. Но после переброски его дивизия оказалась в авангарде франко-испанского флота и была спасена атакой Нельсона, которая рассекала центр и арьергард.
Как только ветер позволил ему, Дюмануар отправился на помощь «Бусентору » и «Сантисиме Тринидаду» . Он обнаружил, что оба судна полностью лишены мачт. « Грозный» сам сильно пострадал и поднимал воду на шесть футов в час. Ее мачта была готова упасть, и ее удерживали только ванты. В этой ситуации Дюмануар просто решил сдержать ветер и послал сигнал другим кораблям своего флота сделать то же самое. [ 9 ] Другие авторы пишут, что он оставался неподвижным зрителем, хотя под его командованием еще находились « Грозный» , « Дюге-Труэн» , «Сципион» и « Монблан» , и что он ушел без боя. [ 7 ]
Только «Бесстрашный» капитана Инфернета и « Нептуно» капитана Вальдеса не подчинились ему и бросились в самое сердце битвы, к своим потерям. Четыре других корабля Дюмануара переправились вплотную и отошли без особого боя. Когда он увидел на поле боя только англичан и союзной эскадры больше не было видно, Дюмануар приказал своей эскадре занять западный фланг. В зависимости от силы ветра прошло десять дней, пока крыло пыталось устранить повреждения. «Грозному » , который продолжал поднимать воду на шесть-семь футов в час, пришлось бросить в море свою батарею баков и 22 вышедших из строя орудия. [ 9 ]
Таким образом , «Грозный» , находившийся в полном аварийном состоянии, и три корабля, следовавшие за ним, столкнулись 5 ноября под мысом Ортегал с вражеской флотилией из четырех кораблей и четырех фрегатов . Дюмануар сражался против коммодора Страчана , потерял четыре своих корабля, был вынужден сдаться после кровопролитного боя, продолжавшегося почти пять часов, и раненый в голову пал перед англичанами. « Дюге-Труэн» , « Грозный» , « Монблан» и «Сципион» были доставлены в Плимут . В этом бою Дюмануар получил три серьёзных травмы. [ 9 ]
Некоторое время он оставался условно-досрочно освобожденным и вернулся во Францию в июле 1806 года, где его поведение во время Трафальгарской кампании было решительно осуждено, особенно некоторыми из выживших капитанов ( Лукас , Инферне и сам Вильнёв). [ 1 ] [ 10 ] Он остался без назначения, в декабре 1809 года предстал перед следственной комиссией и получил выговор; он потребовал предстать перед военным морским советом, состоящим из сенаторов Флерио и Бугенвиля и адмиралов Тевенара и де Розили , в марте 1810 года он был оправдан.
Дюмануар объяснял отступление своих кораблей мерой благоразумия: «Наступить в этот момент на врага было бы ударом отчаяния, который привел бы лишь к увеличению количества наших потерь и увеличению преимущества противника. , которому я не смог бы причинить большого ущерба ветхостью своей дивизии». [ 11 ]
Комиссия пришла к выводу, что:
- Дюмануар маневрировал в соответствии с полученными сигналами и следовал импульсу долга и чести.
- Что он сделал все, что позволили ему ветер и обстоятельства, чтобы прийти на помощь флагману.
- Что он сражался как можно ближе против всех кораблей, с которыми ему приходилось иметь дело.
- В конце концов, он вышел из боя только тогда, когда его вынудили к этому повреждения корабля и невозможность маневрировать в том состоянии, в котором находилась его мачта. [ 9 ]
Наполеон отказался принять его на работу, так как чувствовал, как и общественное мнение, что его презирают. Однако выводы состоявшегося в Тулоне военного совета были учтены самим Наполеоном. [ 9 ] В 1811 году он назначил его командующим флотом в Данциге и ответственным за управление конвоями на Висле . Во время блокады Данцига оказывал услуги. После годичной осады площадь капитулировала, а Дюмануар, раненный в голову бомбой, был отправлен в плен в Киев . Именно оттуда он направил свою поддержку актам сената, постановившим о дисквалификации императора и отзыве Бурбонов . [ 6 ] [ 7 ]
Реставрация Бурбона
[ редактировать ]Вернувшись во Францию в июле 1814 года, он получил титул графа от короля Людовика XVIII во время первой Первой реставрации от патентной грамотой 2 декабря 1814 года; в 1815 году он был удостоен звания рыцаря Сен-Луи. Затем он командовал военно-морской дивизией, которую возглавлял маркиз де Ривьер , посол Людовика XVIII в Константинополе. Приказ от 22 августа 1816 г. сократил число контр-адмиралов с 21 до 12. В 1817 г. в соответствии с этим приказом был составлен список оставляемых генерал-офицеров: Дюмануар был в нем первым. [ 6 ] [ 7 ]
24 апреля того же года ему было присвоено звание кавалера Почётного легиона. [ 5 ] Людовик XVIII назначил его вице-адмиралом в 1819 году. [ 1 ] а 23 августа 1820 г. — командующий Сен-Луи. [ 6 ] [ 7 ]
Во время Второй Реставрации Дюмануар был избран 22 августа 1815 года депутатом колледжа департамента Манш в « Chambre introuvable » — 1-м законодательном органе с 7 октября 1815 года по 5 сентября 1816 года — и сидел в центре. Переизбранный 20 сентября 1817 г. (2-й законодательный орган с 4 ноября 1816 г. по 24 декабря 1823 г.), он оставался на своем посту до 17 августа 1822 г., незаметно сидя в центре. [ 6 ] [ 7 ] [ 12 ]
Он внезапно скончался в Париже в ночь с 6 на 7 июля 1829 года. [ 6 ] [ 7 ] и был похоронен на кладбище Пер-Лашез (19-й отдел).
Почести
[ редактировать ]Великий офицер Почетного легиона (24 апреля 1817 г.) [ 1 ] [ 5 ]
Командор ордена Святого Людовика
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Квинтин, Даниэль; Квинтин, Бернард (2003). Словарь морских капитанов Наполеона (на французском языке). ПМС. ISBN 2-901952-42-9 .
- ^ де Турнемир, Гийом (1 августа 2014 г.). «Луи Пьер Этьен Ле Пелли дю Мануар, сьер дю Мануар» . Geneanet.org . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Архивы департаментов Манша. Регистры актов гражданского состояния (1770 г. - стр. 29) .
- ^ Мезен, Энн (1998). Французские консулы в эпоху Просвещения (1715-1792) (на французском языке). Питер Лэнг. п. 240. ИСБН 978-2-11-089158-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Уведомление № LH//1595/26» . База Леонора (на французском языке).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Мюли, Шарль (1852). . (на французском языке). Париж: Poignavant et Compagnie.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Лиевиньш, А.; Вердо, Жан-Морис; Бега, Пьер (1845). Великолепие Почетного легиона: биографии всех награжденных, сопровождаемые законодательной и нормативной историей ордена (на французском языке). Полет. 3. в офисе администрации. стр. 194–195 . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Труссе, Жюль (1880). Национальная история французского флота и моряков от Жан-Барта до наших дней (на французском языке). Париж: Дрейфус . Проверено 21 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сэвидж, Ипполит (1912). Вице-адмирал Пелли Думануар (на французском языке). Сен-Ло: Феликс Туаль Получено 21 февраля.
- ^ Гудвин, Питер (2005). Корабли Трафальгара: британский, французский и испанский флот, октябрь 1805 года . Лондон: Conway Maritime. стр. 163–4, 167–9. ISBN 9781844860159 .
- ^ «ДЮМАНОИР ЛЕ ПЕЛЛЕ Пьер-Этьен-Рене (1770-1829)...» Les Collections Aristophil (на французском языке) . Проверено 23 февраля 2021 г.
- ^ «Пьер, Этьен, Рене, Мари Дюмануар ле Пелли» . assemblee-nationale.fr (на французском языке). Париж: Национальное собрание . Проверено 19 февраля 2021 г.