Jump to content

Пьер Дюмануар ле Пелли


Пьер Этьен Рене Мари Дюмануар Ле Пелли
Пьер Дюмануар Ле Пелли , Неизвестный автор
Рожденный 2 августа 1770 г.
Гранвиль , Нормандия , Франция
Умер 7 июля 1829 г. ( 1829-07-07 ) (58 лет)
Париж , Иль-де-Франс , Франция
Верность  Королевство Франция
 Французская Первая Республика
 Первая Французская империя
Услуга/ ветвь Королевский флот
Французский флот
Лет службы 1787 – 1815
Классифицировать вице-адмирал
Единица Бервик
Революция
Каррер
Грозный
Команды Данцигское командование
Марсельское командование
Битвы/войны '
Награды Граф Империи
Почетный легион
Орден Святого Людовика
Отношения Жорж Рене Ле Пеле де Плевиль ( двоюродный брат )

Вице-адмирал граф Пьер Этьен Рене Мари Дюмануар Ле Пелли (2 августа 1770 г. в Гранвиле - 7 июля 1829 г. в Париже) [ 1 ] был французского военно-морского флота офицером , наиболее известным как командующий авангардом французского флота в битве при Трафальгаре . Его поведение во время этого боя было предметом споров.

Пьер Этьен Рене Мари Дюмануар Ле Пелли происходил из очень старинного рода гранвильской буржуазии, когда-то заработавшего значительное состояние на морских вооружениях и получившего дворянство от короля Людовика XVIII . [ 2 ]

Его отец [ 3 ] Луи Пьер Этьен Ле Пелли (1733–1807), сьер дю Мануар, был частным капитаном, судовладельцем и буржуа из Гранвиля. [ 4 ] Пьер Дюмануар Ле Пелли — двоюродный брат Жоржа Рене Ле Пеле де Плевиля (1726–1805).

Его мать [ 3 ] Жанна Элизабет Люка де Лезо (1744–1819) — дочь Шарля Мари, оруженосца, лорда Лезо, почетного сеньора Сен-Пэр и Сен-Обен-де-Прео в приходе Сен-Пэр-сюр-Мер .

Юность и начинания

[ редактировать ]

Быстрое продвижение

[ редактировать ]

Пьер Дюмануар Ле Пелли поступил на флот в возрасте семнадцати лет в марте 1787 года в качестве элев де порта и служил на Антильских островах до 1790 года. [ 5 ] Два года спустя, в апреле 1789 г., назначен вторым лейтенантом в порту. [ 5 ] он сел на фрегаты «Помоне» и «Нереида» , курсировавшие у берегов Африки. отправился на флейт «Дромадер» , направлявшийся в Кайенну Затем он в качестве прапорщика . [ 1 ]

Произведенный в подпоручики в 1790 году, он был назначен в штаб адмирала Мартина . Он служил на Сан-Кюлоте . Ему не исполнилось еще двадцати трех лет, когда в июне 1793 года он был назначен лейтенантом де Вайссо . [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Два года спустя, в III году Флореала (май 1795 г.), в возрасте менее двадцати пяти лет, он получил звание капитана корвета и командовал « Бервиком» в эскадре Ричери , которая приняла на себя большой конвой в Средиземноморье, а затем ему было поручено уничтожить английские рыболовные заведения на Ньюфаундленде . [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Спорное достижение

[ редактировать ]

Некоторые биографии предполагают, что его быстрый прогресс мог быть объяснен его двоюродным братом Жоржем-Рене Плевилем Ле Пелли . [ 6 ] [ 7 ]

Последний, двоюродный брат его отца, на сорок четыре года старше его, наверняка был призван в военно-морскую комиссию в качестве одного из трех администраторов, подготовивших закон от 3 брюмера III года (24 октября 1794 г.). В 1795 году Директория уже хотела его на должность морского министра, но он отказался. Был назначен Трюге , а Плевиль-ле-Пелле остался у него на посту главы подразделения. Директория наконец убедила его принять предложение и назначила его французским министром военно-морского флота и колоний 1-го фруктидора V (18 августа 1797 г.). Однако Плевиль ушел с поста министра 8 флореаля VI года (27 апреля 1798 г.) из-за разногласий с Бонапартом по поводу египетской кампании и после того, как он предсказал катастрофу Абукира 2 августа 1798 г. [ 6 ] [ 7 ]

К тому времени, когда его двоюродный брат стал министром, Дюмануар уже два года был капитаном. Как и многие его коллеги, он извлек выгоду прежде всего из ускоренного развития революционного флота, из которого эмиграция только что забрала большое количество офицеров. [ 6 ] [ 7 ]

Французский справочник

[ редактировать ]

15 декабря 1796 года флот из 17 кораблей, 14 фрегатов , 6 корветов или авизо , 6 барж , 20 транспортов и 21 000 солдат под командованием генерала Гоша вышел из Бреста в Ирландскую экспедицию . [ 8 ] Дюмануар командовал по приказу контр-адмирала Буве кораблем «Революция» . [ 6 ] [ 7 ] Как только он ушел, армия оказалась в беспорядке из-за уловки английского фрегата, который в темноте ночи с 16 на 17 подал ложные сигналы некоторым французским кораблям. Горящие костры и пушечные выстрелы обманули 6 кораблей и 6 фрегатов, которые продолжили путь, вместо того, чтобы подчиниться вице-адмиралу, приказавшему им повернуть назад. [ 8 ]

Когда настал этот день, Морар де Галлес и Хош, сев на фрегат Fraternité , оказались одни и направились в залив Бантри , назначенный для встречи армии. На подходе они встретили корабль «Революция» и фрегат «Сцевола» . тонущий в воде [ 6 ] [ 7 ] Дюмануар взял на себя часть экипажа. Рассеянный флот без лидера, корабль за кораблем, направился к заливу Бэнтри, где корабли ждали несколько дней, а затем, нетерпеливо, отправились в паническое бегство. [ 8 ] Гошу пришлось отступить.

В то время как армии Республики одерживали победы повсюду на континенте, флот Англии одерживал победу на всех морях. Дюмануару еще не исполнилось двадцати семи лет, когда Директория назначила его начальником отдела в Мессидоре V (июль 1797 г.).

В VI году (с 22 сентября 1797 по 21 сентября 1798) Дюмануар способствовал подготовке к отправке флота в египетскую кампанию . 19 мая 1798 года флот покинул Тулон под командованием вице-адмирала Брюэ д'Эгалье . контр-адмирал Гантом Генерал-майором эскадры был . Три других контр-адмирала командовали дивизиями флота: Бланке дю Шайла возглавлял авангард; Вильнев , арьергард; Декре — легкая эскадрилья. Дюмануар сел на корабль «Дюбуа» и возглавил руководство приданным армии конвоем. [ 8 ]

1 июля 1798 года французская армия подошла к Александрии, не увидев ни одного вражеского паруса. Высадка произошла немедленно, и на следующий день войска двинулись на взятую Александрию. Бонапарт назначил Дюмануара командующим портом. [ 6 ] [ 7 ] Вице-адмирал Брюэйс поставил свой флот на якорь северо-восточнее Александрии как можно ближе к острову Абукир , защищенному батареей.

Английский адмирал Нельсон прибыл 1 августа 1798 года к Абукиру, где развевался трехцветный флаг. Брюэйс так мало верил в возвращение англичан, что не послал ни одного из своих фрегатов пересечь море, чтобы сигнализировать о появлении врага. Он был очень удивлен, увидев их прибытие. К бою ничего не было готово, лодки и часть экипажей находились на берегу. [ 8 ] Битва на Ниле длилась два дня, с 1 по 2 августа 1798 года, и последовавшая за этим катастрофа нанесла ужасный удар по достоинству и мощи французского флота. [ 8 ]

5 августа следующего года Бонапарт , понимавший, что он нужен в Париже и что его там хорошо примут, приказал Дюмануару и контр-адмиралу Гантому — но не доверяя им — ускорить поставки в обе страны. старые венецианские фрегаты «Мюирон» и «Коррез» , уже вооруженные и оснащенные, и сообщить ему о передвижениях английской эскадры. [ 6 ] [ 7 ]

21 августа 1799 года Бонапарт прибыл в Александрию. 22-го он поднялся на борт « Мюирона» под командованием Ларю и 23-го отправился в плавание. На борту « Мюирона » находились генерал Бонапарт, контр-адмирал Гантом , Бертье , Андреосси , Монж , Бертолле , Денон , де Лавалетт и де Бурьен . [ 1 ] [ 6 ] [ 7 ] Дюмануар командовал « Коррезом». [ 8 ] который взял Ланна , Мюрата , де Мармона и Парсеваля-Гранмезона . на борт [ 6 ] [ 7 ] 8 октября 1799 года Бонапарт высадился во Фрежюсе .

Консульство Франции

[ редактировать ]

Переворот 18 брюмера ознаменовал конец Директории и Французской революции и начало консульства . По этому случаю Дюмануар получил в качестве национальной награды за участие шпагу, а через несколько месяцев, в возрасте двадцати девяти лет, был возведен в чин контр-адмирала в 1799 году. В течение IX года (сентябрь 1800 по сентябрь 1801 г.), он командовал несколькими дивизиями в Бресте, а затем в Кадисе , где ведал деталями, касающимися вооружения.

Весной 1801 года 4 корабля Тулонской дивизии были отправлены в Кадис для присоединения к дивизиям контр-адмирала Дюмануара. Этой небольшой эскадрой командовал Шарль Александр Леон Дюран де Линуа , единственный моряк Консульства и Империи, который мог похвастаться победой и сражался во всех войнах за независимость Америки . 3 июля 1801 года, недалеко от Гибралтара , Линуа подплыл к Кадису и захватил английский бриг под командованием лорда Кокрейна , который сообщил ему, что сильная дивизия противника блокирует порт, в который он направлялся.

Адмиралу сэру Джеймсу Сумаресу было приказано немедленно отправиться к проливу с дивизией из 6 кораблей, чтобы воспрепятствовать проходу французов. Не желая рисковать, сражаясь с противником, намного более сильным, чем он сам, Линуа занял позицию под валами Альхесираса ; первое сражение при Альхесирасе началось 6 июля 1801 года. Битва, начавшаяся в 8.15 утра, продолжалась до 2 часов ночи с одинаковой решимостью с обеих сторон. Победа Линуа не получила заслуженной награды.

Эта победа была лишь первым эпизодом экспедиции контр-адмирала Линуа; его корабли слишком сильно пострадали, чтобы думать о продолжении пути в Кадис. Со своей стороны, адмирал Сумарес, укрывшийся в Гибралтаре, стремился возместить ущерб, причиненный столь неожиданным поражением; с необычайной быстротой он отремонтировал свои корабли и возместил понесенные потери отборными моряками. Линуа не менее активно занимался ремонтом своих кораблей, но, менее счастливый, чем его противник, не смог закупить матросов, и его положение стало трудным. Он написал контр-адмиралу Дюмануару и капитану-генералу Мазаредо с просьбой о помощи; прошло много времени, прежде чем он получил ответ. Теряя терпение, Линуа горько жаловался на их бездействие.

Эта медлительность привела к результатам, предсказанным Линуа; Английский флот был готов к бою, когда 12 июля 1801 года в два часа дня французы покинули Альхесирас и достигли Кадиса. Началась вторая битва при Альхесирасе , и борьба продолжалась долгое, ожесточенное и яростное время. На следующий день в половине двенадцатого британская эскадра отправилась в плавание; В два часа дня того же дня « Грозный » с Линуа на борту был последним французским кораблем, вошедшим в порт Кадиса под восторженные крики людей, наблюдавших за битвой с валов и пляжа. [ 8 ] После битвы Думануару сделали выговор за то, что он не смог подкрепить Линуа. [ 1 ]

Как только 25 марта 1802 года был подписан Амьенский мир , Бонапарт приступил к возвращению богатой французской колонии Санто-Доминго , которая более восьми лет восставала против Франции. Это была экспедиция Санто-Доминго, участником которой был Дюмануар. 11 декабря 1803 года контр-адмирал Дюмануар стал членом Ордена Почётного легиона . Находясь в Тулоне на «Грозном» , 24 брюмера XII года (16 ноября 1803 г.) он спросил своего двоюродного брата Жоржа Рене Ле Пеле де Плевиля , тогдашнего сенатора, который вмешался 6 фримера XII года (28 ноября 1803 г.) ) с де Ласепедом , Великим канцлером Ордена, а также сенатором. [ 5 ]

Первая Французская империя

[ редактировать ]

Французская империя была провозглашена 18 мая 1804 года Конституцией XII года . 14 июня 1804 года контр-адмирал Дюмануар был произведен в кавалеры ордена Почётного легиона. [ 5 ] После смерти адмирала де Латуш-Тревиля 20 августа 1804 года он находился на борту « Грозного» , временно командовал тулонской эскадрой и надеялся сохранить командование. Однако император позвал туда вице-адмирала де Вильнёва . В письме Наполеона от 28 августа 1804 г. объясняются причины этого: [ 6 ] [ 7 ]

« Сен-Клу , 10 фруктов XII года.
г-н Декре , министр военно-морского флота,
Мне кажется, нельзя терять ни минуты, отправив адмирала командовать тулонской эскадрой. Хуже, чем сегодня, дело не может быть в руках Дюмануара, который не способен ни поддерживать дисциплину в такой большой эскадре, ни заставить ее действовать. Мне кажется, что этой эскадрильей командуют всего три человека: Брюи , Вильнёв и Розили …»

«Сен-Клу, 10 фруктов XII года.
Господин Декре, министр военно-морского флота.
Мне кажется, нельзя терять ни минуты, чтобы послать адмирала командовать тулонской эскадрой. Хуже, чем сегодня, дело не может быть в руках Дюмануара, который не способен ни поддерживать дисциплину в такой большой эскадре, ни заставить ее действовать. Мне кажется, что этой эскадрильей командуют всего три человека: Брюи, Вильнёв и Розили...».

В 1804 году Наполеон приказал Вильневу, ныне вице-адмиралу, дислоцированному в Тулоне, бежать из британской блокады, преодолеть британский флот в Ла-Манше и позволить осуществить запланированное вторжение в Британию. Чтобы отвлечь британскую оборону, Вильнев должен был отправиться в Вест-Индию , где планировалось объединиться с испанским флотом и французским флотом из Бреста и атаковать британские владения в Карибском море, прежде чем вернуться через Атлантику, чтобы уничтожить Эскадрильи Британского Ла-Манша и сопровождают Англетерскую армию из их лагеря в Булони к победе в Англии.

После неудачной экспедиции в январе 1805 года Вильнев наконец покинул Тулон 29 марта с одиннадцатью линейными кораблями. Он уклонился от блокады Нельсона, прошел Гибралтарский пролив 8 апреля и пересек Атлантику, преследуемый флотом Нельсона, но опоздал примерно на месяц из-за неблагоприятных ветров. Дюмануару было тридцать пять лет; после отъезда из Тулона он входил в состав эскадры Вильнева в качестве контр-адмирала, командующего « Грозным» .

В Вест-Индии Вильнев месяц ждал на Мартинике, но адмирала Гантома брестский флот так и не появился, будучи там герметично блокированным. 11 июня Вильнев отправился в Европу, а Нельсон снова преследовал его. 22 июля Вильнев, теперь уже с двадцатью линейными кораблями и семью фрегатами, миновал мыс Финистерре на северо-западном побережье Испании и вошел в Бискайский залив . Здесь он встретил британский флот из пятнадцати линейных кораблей под командованием вице-адмирала сэра Роберта Колдера . В последовавшей за этим битве у мыса Финистерре , беспорядочной битве при плохой видимости, британцы, несмотря на численное превосходство, смогли отрезать и захватить два испанских корабля. В этом сражении Дюмануар оказался позади флагмана на тринадцатой позиции; его корабль не участвовал в канонаде.

В течение двух дней Вильнев следил за отступающими британцами, но не искал сражения. Вместо этого он отплыл в Ла-Корунья и прибыл туда 1 августа. Здесь он получил приказ от Наполеона плыть по плану в Брест и Булонь. Вместо этого, возможно, поверив ложному сообщению о превосходстве британского флота в Бискайском заливе и вопреки возражениям испанского командования, он отплыл обратно в Кадис , сделав запланированное Наполеоном вторжение в Британию совершенно невозможным.

Вильнев, отошедший в Кадис вместе с объединенными эскадрами Франции и Испании, узнал, что император только что послал вице-адмирала де Розили, по суше чтобы заменить его в своем командовании. Тайно предупрежденный министром военно-морского флота Декресом, он надеялся предотвратить этот позор смелым шагом, и Вильнев, до сих пор столь нерешительный, принял решение броситься с головой в противника, а не вернуться во Францию ​​с отметкой позора на лбу. . Неопытные экипажи и трудности с выходом из Кадиса привели к тому, что потребовалось два дня, чтобы вывести все 34 корабля из порта и привести их в какой-то порядок. 21 октября 1805 года Вильнев встретил английскую эскадру у мыса Трафальгар . Его флот состоял из тридцати трех кораблей, пяти фрегатов и двух бригов. Дюмануар находился на борту корабля «Грозный» , с которого он командовал дивизией, первоначально помещенной в арьергард, где царила самая ужасающая неразбериха. Но после переброски его дивизия оказалась в авангарде франко-испанского флота и была спасена атакой Нельсона, которая рассекала центр и арьергард.

Как только ветер позволил ему, Дюмануар отправился на помощь «Бусентору » и «Сантисиме Тринидаду» . Он обнаружил, что оба судна полностью лишены мачт. « Грозный» сам сильно пострадал и поднимал воду на шесть футов в час. Ее мачта была готова упасть, и ее удерживали только ванты. В этой ситуации Дюмануар просто решил сдержать ветер и послал сигнал другим кораблям своего флота сделать то же самое. [ 9 ] Другие авторы пишут, что он оставался неподвижным зрителем, хотя под его командованием еще находились « Грозный» , « Дюге-Труэн» , «Сципион» и « Монблан» , и что он ушел без боя. [ 7 ]

Только «Бесстрашный» капитана Инфернета и « Нептуно» капитана Вальдеса не подчинились ему и бросились в самое сердце битвы, к своим потерям. Четыре других корабля Дюмануара переправились вплотную и отошли без особого боя. Когда он увидел на поле боя только англичан и союзной эскадры больше не было видно, Дюмануар приказал своей эскадре занять западный фланг. В зависимости от силы ветра прошло десять дней, пока крыло пыталось устранить повреждения. «Грозному » , который продолжал поднимать воду на шесть-семь футов в час, пришлось бросить в море свою батарею баков и 22 вышедших из строя орудия. [ 9 ]

Таким образом , «Грозный» , находившийся в полном аварийном состоянии, и три корабля, следовавшие за ним, столкнулись 5 ноября под мысом Ортегал с вражеской флотилией из четырех кораблей и четырех фрегатов . Дюмануар сражался против коммодора Страчана , потерял четыре своих корабля, был вынужден сдаться после кровопролитного боя, продолжавшегося почти пять часов, и раненый в голову пал перед англичанами. « Дюге-Труэн» , « Грозный» , « Монблан» и «Сципион» были доставлены в Плимут . В этом бою Дюмануар получил три серьёзных травмы. [ 9 ]

Некоторое время он оставался условно-досрочно освобожденным и вернулся во Францию ​​в июле 1806 года, где его поведение во время Трафальгарской кампании было решительно осуждено, особенно некоторыми из выживших капитанов ( Лукас , Инферне и сам Вильнёв). [ 1 ] [ 10 ] Он остался без назначения, в декабре 1809 года предстал перед следственной комиссией и получил выговор; он потребовал предстать перед военным морским советом, состоящим из сенаторов Флерио и Бугенвиля и адмиралов Тевенара и де Розили , в марте 1810 года он был оправдан.

Дюмануар объяснял отступление своих кораблей мерой благоразумия: «Наступить в этот момент на врага было бы ударом отчаяния, который привел бы лишь к увеличению количества наших потерь и увеличению преимущества противника. , которому я не смог бы причинить большого ущерба ветхостью своей дивизии». [ 11 ]

Комиссия пришла к выводу, что:

  • Дюмануар маневрировал в соответствии с полученными сигналами и следовал импульсу долга и чести.
  • Что он сделал все, что позволили ему ветер и обстоятельства, чтобы прийти на помощь флагману.
  • Что он сражался как можно ближе против всех кораблей, с которыми ему приходилось иметь дело.
  • В конце концов, он вышел из боя только тогда, когда его вынудили к этому повреждения корабля и невозможность маневрировать в том состоянии, в котором находилась его мачта. [ 9 ]

Наполеон отказался принять его на работу, так как чувствовал, как и общественное мнение, что его презирают. Однако выводы состоявшегося в Тулоне военного совета были учтены самим Наполеоном. [ 9 ] В 1811 году он назначил его командующим флотом в Данциге и ответственным за управление конвоями на Висле . Во время блокады Данцига оказывал услуги. После годичной осады площадь капитулировала, а Дюмануар, раненный в голову бомбой, был отправлен в плен в Киев . Именно оттуда он направил свою поддержку актам сената, постановившим о дисквалификации императора и отзыве Бурбонов . [ 6 ] [ 7 ]

Реставрация Бурбона

[ редактировать ]

Вернувшись во Францию ​​в июле 1814 года, он получил титул графа от короля Людовика XVIII во время первой Первой реставрации от патентной грамотой 2 декабря 1814 года; в 1815 году он был удостоен звания рыцаря Сен-Луи. Затем он командовал военно-морской дивизией, которую возглавлял маркиз де Ривьер , посол Людовика XVIII в Константинополе. Приказ от 22 августа 1816 г. сократил число контр-адмиралов с 21 до 12. В 1817 г. в соответствии с этим приказом был составлен список оставляемых генерал-офицеров: Дюмануар был в нем первым. [ 6 ] [ 7 ]

24 апреля того же года ему было присвоено звание кавалера Почётного легиона. [ 5 ] Людовик XVIII назначил его вице-адмиралом в 1819 году. [ 1 ] а 23 августа 1820 г. — командующий Сен-Луи. [ 6 ] [ 7 ]

Во время Второй Реставрации Дюмануар был избран 22 августа 1815 года депутатом колледжа департамента Манш в « Chambre introuvable » — 1-м законодательном органе с 7 октября 1815 года по 5 сентября 1816 года — и сидел в центре. Переизбранный 20 сентября 1817 г. (2-й законодательный орган с 4 ноября 1816 г. по 24 декабря 1823 г.), он оставался на своем посту до 17 августа 1822 г., незаметно сидя в центре. [ 6 ] [ 7 ] [ 12 ]

Он внезапно скончался в Париже в ночь с 6 на 7 июля 1829 года. [ 6 ] [ 7 ] и был похоронен на кладбище Пер-Лашез (19-й отдел).

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Квинтин, Даниэль; Квинтин, Бернард (2003). Словарь морских капитанов Наполеона (на французском языке). ПМС. ISBN  2-901952-42-9 .
  2. ^ де Турнемир, Гийом (1 августа 2014 г.). «Луи Пьер Этьен Ле Пелли дю Мануар, сьер дю Мануар» . Geneanet.org . Проверено 17 февраля 2021 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Архивы департаментов Манша. Регистры актов гражданского состояния (1770 г. - стр. 29) .
  4. ^ Мезен, Энн (1998). Французские консулы в эпоху Просвещения (1715-1792) (на французском языке). Питер Лэнг. п. 240. ИСБН  978-2-11-089158-7 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Уведомление № LH//1595/26» . База Леонора (на французском языке).
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Мюли, Шарль (1852). «Дюмануар-ле-Пелле (Пьер-Этьен-Рене-Мари, граф)» . Биографии военных знаменитостей сухопутных и морских армий с 1789 по 1850 годы   (на французском языке). Париж: Poignavant et Compagnie.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Лиевиньш, А.; Вердо, Жан-Морис; Бега, Пьер (1845). Великолепие Почетного легиона: биографии всех награжденных, сопровождаемые законодательной и нормативной историей ордена (на французском языке). Полет. 3. в офисе администрации. стр. 194–195 . Проверено 19 февраля 2021 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Труссе, Жюль (1880). Национальная история французского флота и моряков от Жан-Барта до наших дней (на французском языке). Париж: Дрейфус . Проверено 21 февраля 2021 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и Сэвидж, Ипполит (1912). Вице-адмирал Пелли Думануар (на французском языке). Сен-Ло: Феликс Туаль Получено 21 февраля.
  10. ^ Гудвин, Питер (2005). Корабли Трафальгара: британский, французский и испанский флот, октябрь 1805 года . Лондон: Conway Maritime. стр. 163–4, 167–9. ISBN  9781844860159 .
  11. ^ «ДЮМАНОИР ЛЕ ПЕЛЛЕ Пьер-Этьен-Рене (1770-1829)...» Les Collections Aristophil (на французском языке) . Проверено 23 февраля 2021 г.
  12. ^ «Пьер, Этьен, Рене, Мари Дюмануар ле Пелли» . assemblee-nationale.fr (на французском языке). Париж: Национальное собрание . Проверено 19 февраля 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0f04cf9101dffc7232d69eecce951ea7__1723741680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/a7/0f04cf9101dffc7232d69eecce951ea7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pierre Dumanoir le Pelley - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)