Испанский корабль Нептуно (1795 г.)
![]() Испанский корабль Нептуно (1795 г.)
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Нептун |
Заказал | 3 ноября 1792 г. |
Строитель | Королевская верфь, Феррол |
Запущен | 26 ноября 1795 г. |
Судьба | Разбит, 23 октября 1805 г. |
Примечания |
|
Общие характеристики | |
Класс и тип | 80-пушечный «Нептуно» типа линейный корабль |
Тонны нагрузки | 1781 г.м. |
Длина |
|
Луч | 49 футов 4 дюйма (15,04 м) |
Черновик |
|
Глубина захвата | 23 фута 10 дюймов (7,26 м) |
Движение | Паруса |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Дополнить | 715 |
Вооружение |
|
Neptuno — 80-пушечный «Нептуно» типа линейный корабль Испании ВМС . Она была построена в 1795 году и принимала участие во Французской революционной и наполеоновской войнах . Он сражался в составе франко-испанского флота в Трафальгарском сражении и в результате потерпел крушение.
Нептуно был построен в Ферроле и спущен на воду в 1795 году. Он поступил на вооружение вовремя, чтобы поддержать попытку объединения с французскими войсками и высадить войска в Англии, но испанский флот под командованием адмирала Хосе де Кордова-и-Рамоса был перехвачен и атакован британским флотом. под руководством сэра Джона Джервиса . «Нептуно» участия не принимал в бою , так как был заранее отправлен в порт. Несколько лет спустя он находился в испанском порту, когда прибыл объединенный франко-испанский флот под командованием вице-адмирала Пьера-Шарля Вильнева , совершивший плавание в Вест-Индию и обратно, и вступил в бой с британским флотом в битве у мыса Финистерре . Нептуно присоединилась к флоту в ее попытке достичь Бреста , но план соединения с другим французским флотом провалился, и Нептуно оказалась вместе с остальным флотом, заблокированным в Кадисе британским флотом под командованием лорда Нельсона .
был задействован Нельсоном в решающей битве при Трафальгаре Вильнев вышел из Кадиса в конце 1805 года и 21 октября . Как ведущий линейный корабль, «Нептуно» изначально был изолирован от основных боевых действий, хотя позже в тот же день он присоединился к попытке прийти на помощь флагману Вильнёва. Вместо этого она попала в ловушку, вступила в бой с двумя британскими кораблями и после более чем часа боя сдалась. Ее взял в свои руки британский призовой экипаж, но через два дня после боя некоторым из выживших в битве удалось ее вернуть. Его отбуксировали в сторону дружественного порта, но, уже сильно поврежденный в бою, он попал в сильный шторм, обрушившийся на этот район, и сел на мель. Ее экипаж был эвакуирован, а «Нептуно» разбился в сильном волнении.
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Neptuno был построен на Королевской верфи в Ферроле как титульный корабль класса из Neptuno 80-пушечных линейных кораблей, конструкция которого была разработана Хулианом Мартином де Ретамосой в развитие его более раннего 74-пушечного Montañés 1794 года. [ 1 ] Ее сестринским кораблем была « Аргонавта», спущенная на воду в 1798 году, сражавшаяся вместе с «Нептуно» при Трафальгаре. Первоначально « Нептуно » нес тридцать 24-фунтовых пушек на нижней палубе, тридцать две 18-фунтовые пушки на верхней палубе, двенадцать 8-фунтовых орудий на юте и шесть 8-фунтовых орудий на баке . К 1805 году он был оснащен 36-фунтовыми орудиями вместо 24-фунтовых на нижней палубе, а 18-фунтовые на верхней палубе были заменены 24-фунтовыми; с дополнительными орудиями, добавленными к ее квартердеку и баку, у нее было двенадцать 8-фунтовых орудий и восемнадцать обузов (гаубиц), что дало ей в общей сложности 92 лафетных орудия. Она также установила одну 10-фунтовую карронаду и (на юте) восемь 4-фунтовых обузов.
Общей работой над кораблями класса «Нептуно» руководил Хулиан Мартин де Ретамоса, а «Нептуно» был спущен на воду в Ферроле в 1795 году. [ 2 ] [ 3 ] Затем последовал период оснащения и проведения ходовых испытаний в 1796 году, после чего он был направлен в испанский средиземноморский флот в Картахене под командованием адмирала Хосе де Кордова-и-Рамоса . [ 2 ] Вскоре после этого Испания объединилась с республиканской Францией и вступила во французские революционные войны против Великобритании и ее союзников. Испанскому флоту было поручено поддержать запланированное вторжение в Британию . [ 2 ]
Союз с Францией
[ редактировать ]Нептуно вышел в море 1 февраля 1797 года вместе с остальной частью флота Кордовы, состоящей из 27 линейных кораблей, двенадцати фрегатов, одного брига и нескольких меньших судов. Они вышли из Картахены и прошли через Гибралтарский пролив . 5 февраля [ 2 ] Кордове было приказано доставить несколько канонерских лодок в Альхесирас для поддержки бомбардировки Гибралтара , безопасно сопроводить конвой из четырех урков, перевозящих ртуть, из Малаги в Кадис, а затем отправиться в Брест , чтобы соединиться с французами. [ 4 ] Первая часть операции прошла гладко, и «Нептуно» был отделен с 74-пушечными кораблями «Бахама» и «Грозный» , 34-пушечным «Нуэстра-Сеньора-де-Гуадалупе» для переброски канонерских лодок в Альхесирас. [ 2 ] [ 4 ] Нептун и Багама остались в Альхесирасе, а Грозный отплыл обратно в Кордову. [ 4 ]
Сильные восточные ветры не позволили Кордове зайти в порт Кадиса, и его корабли были рассеяны на запад, прежде чем они смогли вернуться к испанскому побережью. [ 4 ] Когда они приблизились к Кадису 14 февраля, его флот был выслежен у мыса Сент-Винсент британскими войсками под командованием сэра Джона Джервиса . [ 2 ] Нептуно и ее супруги не приняли участия в последовавшей за этим битве , в ходе которой испанцы потерпели поражение. [ 2 ] [ 3 ]
Подход к Трафальгару
[ редактировать ]
К 1805 году Нептуно базировался в Ферроле под командованием капитана Дона Каэтано Вальдес-и-Флореса . [ 2 ] [ 3 ] Там к нему в конце июля присоединились корабли объединенного франко-испанского флота под командованием вице-адмирала Пьера-Шарля Вильнёва . Объединенный флот недавно прибыл в европейские воды из Вест-Индии , где им удалось уклониться от британского флота под командованием лорда Нельсона , но не удалось совершить никаких атак на британские колонии в Карибском море. Флот, который Нельсон горячо преследовал через Атлантику, был перехвачен другим флотом под командованием Роберта Колдера , который находился у мыса Финистерре в ожидании их прибытия. [ 5 ] захватил два корабля Вильнева Кальдер в беспорядочном бою , после чего Вильнев отступил к Ферролу и Корунье . [ 5 ] Он снова отплыл 9 августа, взяв с собой испанские корабли, которые он нашел в этих портах, включая «Нептуно» , надеясь встретиться с французской эскадрой Рошфора под командованием Закари Аллемана . [ 2 ] Ожидаемая встреча не удалась: два французских флота якобы приняли друг друга за основной британский флот и вместо того, чтобы соединиться, попытались уйти друг от друга, а Вильнев бежал в Кадис. [ 6 ] [ 7 ]
Проведя там несколько месяцев под наблюдением блокирующего британского флота под командованием Нельсона, Вильнев в середине октября решил выйти в море. Вальдес подготовил «Нептуно» к выходу в море, и 19 октября флот отплыл из Кадиса. [ 2 ] Первоначально «Нептуно» был последним кораблем объединенного флота, направлявшегося на юг, но когда утром 21 октября подошли британцы, Вильнёв выстроил боевую линию и приказал ему двигаться на север, причем «Нептуно» теперь был головным кораблем флота. фургон. [ 2 ] [ 3 ] Он опережал 74-пушечный французский «Сципион» и входил в состав эскадры под командованием контр-адмирала Пьера Дюмануара ле Пелли , которая ранее предназначалась для тыла флота. [ 2 ]
Трафальгар
[ редактировать ]Первоначально изолированный британским ударом в центре и тылу линии объединенного флота, «Нептуно» было приказано держаться за ветер, чтобы позволить другим кораблям добраться до своих станций. [ 2 ] Нептуно был обстрелян 64-пушечным HMS Africa , который опоздал в бой и поплыл на юг параллельно линии, обмениваясь залпами с кораблями флота. [ 2 ] . ущерб Дальний пожар в Африке причинил небольшой [ 2 ] В 14:00 Дюмануар развернул фургон и направился на юг, чтобы поддержать осажденный центр, пытаясь пробиться к флагману Вильнева , 80-пушечному «Бусентору» . Вместе с Дюмануаром в попытке участвовали «Нептуно» и четыре французских корабля: 80-пушечный «Грозный» и 74-пушечные корабли «Сципион» , «Дюге-Труэн» и « Монблан» . [ 2 ] «Нептуно» пробилась к Бусентауре , а Вальдес надеялась использовать ее лодки, чтобы вернуть флагман. План провалился, когда он обнаружил, что лодки были уничтожены обстрелом. [ 2 ] [ 8 ] Сама Нептуно вскоре попала в беду; в 16.00 ее отрезали два самых задних корабля метеорологической колонны Нельсона, недавно прибывшие 74-пушечные корабли HMS Minotaur и HMS Spartiate . [ 2 ]
Нептуно сражалась с ними обоими в течение следующего часа, ее бизань-мачта была отстрелена, а снасти сильно повреждены. [ 2 ] Вальдес, который уже был дважды ранен во время боя, получил ранение в голову и шею обломками рухнувшей бизань-мачты и потерял сознание. Его отвезли на лечение, а командование перешло к его секунданту, Хоакину Сомосе. [ 2 ] [ 8 ] После часа боя «Нептуно» потеряла фок-стеньгу, фор-топ, фор-рея и фор-ванты, а затем главную стеньгу и главный штаг. [ 2 ] Преемник Вальдеса Сомоса также был ранен, и командование принял старший лейтенант Антонио Миранда. [ 9 ] «Нептуно» поднял знамя в 17.10, став последним из объединенного флота, сдавшимся. [ 2 ] [ 3 ] Сведения о ее потерях различаются, но они кажутся относительно небольшими: от 38 до 42 убитых и от 42 до 47 раненых. [ 2 ] [ 3 ] К настоящему времени она была изолирована от остального флота и, возможно, сдалась из-за ухудшения боевого духа. [ 10 ] Британцы целились высоко, чтобы вывести Нептуно из строя и не дать ей сбежать. [ 9 ] Абордажная группа из 48 человек с «Минотавра» во главе со вторым лейтенантом морской пехоты Томасом Ривзом прибыла на борт, чтобы принять капитуляцию «Нептуно » . [ 10 ] Вальдес проходил лечение в кабине , поэтому первый лейтенант Антонио Миранда поднялся на борт «Минотавра» и передал свой меч ее капитану Чарльзу Мэнсфилду . [ 10 ] Ривз вывел из «Нептуно» лейтенанта и двадцать пять человек и отправил их на «Минотавр» , обезопасил пленников на борту «Нептуно» , запер огнестрельное оружие и поставил охрану у магазина . [ 9 ]
Шторм и крушение
[ редактировать ]Минотавр взял Нептуно на буксир в 3.30 утра следующего дня и днем начал расчищать обломки боя. [ 10 ] [ 11 ] Когда усилился шторм, буксирный трос оборвался, в результате чего «Нептуно» рисковал вылететь на подветренный берег и разбиться. [ 10 ] Поврежденная грот-мачта рухнула 22 октября, проломив капитанские каюты под ютом, насмерть раздавив спящего испанского казначея Диего де Сото и убив одного из британских призовых экипажей. [ 10 ] Полностью лишенный мачт, команда изо всех сил пыталась укрепить палубы, чтобы они не обрушились, и попыталась самостоятельно установить паруса. [ 10 ]
23 октября французский капитан Жюльен Космао и коммодор Энрике МакДонелл. [ 12 ] совершил вылазку из Кадиса на некоторых из наиболее мореходных кораблей, избежавших сражения, в попытке вернуть часть захваченных призов. [ 13 ] Эскадра Космао состояла из двух французских 80-пушечных кораблей «Нептун» и «Индомптабл» , 74-пушечного французского «Плутон» и двух испанских кораблей — 100-пушечного «Райо» и 74-пушечного « Сан-Франциско де Асис» . [ 13 ] Также с линейными кораблями были меньшие французские корабли, присутствовавшие в сражении, но не принимавшие участия, фрегаты «Корнели» , «Темис» , «Гортензия» , «Рин» и «Гермиона» , а также бриги «Фюре» и «Аргус» . [ 13 ] Готовясь к контратаке, британцы отбросили несколько призов и выстроили оборонительную линию. Пока Корнели , Гортензия , Фемида и Рин преследовали британцев, Гермиона взяла Нептуно на буксир, а испанский экипаж поднялся и забрал свой корабль. [ 10 ] Британский призовой экипаж был отправлен вниз для работы с насосами, а «Нептуно» бросил якорь в заливе Кадис. Ночью снова поднялся шторм, и «Нептуно» вытащила якоря и выбежала на берег. [ 10 ]
Между кораблем и берегом были быстро проложены линии, и были построены плоты, чтобы вывезти людей с пострадавшего корабля. Один плот совершил несколько рейсов к берегу и обратно, пока не перевернулся, утопив несколько человек. [ 10 ] В течение следующих нескольких дней оставшихся людей, включая раненого капитана Вальдеса, увезли на плотах и рыбацких лодках. Брошенный «Нептуно» вскоре был разбит на куски в сильном волнении, в результате чего погибло около 20 человек. [ 10 ] [ 14 ] «Нептуно» был не единственным кораблем, которого постигла такая участь: несколько захваченных британских призов были затоплены или оставлены на крушение, а несколько кораблей, сопровождавших вылазку Космао, были потеряны. « Неудержимый» был потерян после того, как он приземлился у Роты , как и « Сан-Франциско де Асис » в заливе Кадис. « Райо» попыталась встать на якорь у Сан-Лукара и пережить шторм, но в сильном волнении выкатила мачты. HMS Donegal Подошел , и, не в силах сопротивляться, Райо сдался ей, но 26 октября был выброшен на берег и потерпел крушение. [ 13 ] Космао удалось вернуть себе только еще один приз, помимо Нептуно , 112-пушечный Санта-Ана . В отличие от «Нептуно» , « Санта-Ана» вернулась в Кадис. [ 15 ]
Остатки французского флота были заблокированы в Кадисе под командованием контр-адмирала Розили , оказавшись там в ловушке британской блокады. [ 13 ] Остальные корабли были захвачены испанцами после того, как они вступили в войну против Франции в 1808 году. Одним из захваченных французских кораблей был 80-пушечный «Нептун» , сражавшийся при Трафальгаре; испанцы взяли его на службу, переименовав в «Нептуно» в качестве замены корабля, потерянного в 1805 году. Этот новый «Нептуно» служил в испанском флоте до тех пор, пока не был расформирован в 1820 году. [ 13 ] [ 16 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Риф Уинфилд, Джон Тредреа, Энрике Гарсия-Торральба Перес и Мануэль Бласко Фелип, Испанские военные корабли в эпоху парусного спорта 1700-1860: дизайн, строительство, карьера и судьбы , Seaforth Publishing, Барнсли, 2023. ISBN 978-1-5267- 9078-1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Гудвин. Корабли Трафальгара . п. 222.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Адкин. Трафальгарский спутник . п. 349.
- ^ Jump up to: а б с д Адкин. Трафальгарский спутник . п. 156.
- ^ Jump up to: а б Адкин. Трафальгарский спутник . стр. 56–7.
- ^ Адкин. Трафальгарский спутник . п. 57.
- ^ Мостерт. Линия на ветру . п. 470.
- ^ Jump up to: а б Клейтон и Крейг. Трафальгар: Люди, битва, буря . п. 248.
- ^ Jump up to: а б с Клейтон и Крейг. Трафальгар: Люди, битва, буря . стр. 249–50.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Гудвин. Корабли Трафальгара . п. 223.
- ^ Клейтон и Крейг. Трафальгар: Люди, битва, буря . п. 280.
- ^ Крейг, Фил; Клейтон, Тим (7 июня 2012 г.). Трафальгар: Люди, битва, буря . ISBN 9781444719772 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гудвин. Корабли Трафальгара . п. 172.
- ^ Адкинс. Трафальгар: Биография битвы . п. 240.
- ^ Адкинс. Трафальгар: Биография битвы . п. 235.
- ^ Адкин. Трафальгарский спутник . п. 369.
Библиография
[ редактировать ]- Адкин, Марк (2007). Трафальгарский спутник: Путеводитель по самому известному морскому сражению в истории и жизни адмирала лорда Нельсона . Лондон: Аурум Пресс. ISBN 978-1-84513-018-3 .
- Адкинс, Рой (2004). Трафальгар: Биография битвы . Маленький Браун. ISBN 0-316-72511-0 .
- Клейтон, Тим; Крейг, Фил (2005). Трафальгар: Люди, битва, буря . Ходдер и Стоутон. ISBN 0-340-83028-Х .
- Гудвин, Питер (2005). Корабли Трафальгара: британский, французский и испанский флот, октябрь 1805 года . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 1-84486-015-9 .
- Мостерт, Ноэль (2008). Линия на ветру: величайшая война на море под парусами: 1793–1815 гг . Лондон: Винтажные книги. ISBN 978-0-7126-0927-2 .
- Уинфилд, Риф; Тредреа, Джон М; Гарсиа-Торральба Перес, Энрике и Бласко Фелип, Мануэль (2023). Испанские военные корабли в эпоху парусного спорта 1700–1860: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-5267-9078-1 .