Французский корабль Нептун (1803 г.)
![]() Именованные суда в Трафальгарском сражении , Уильям Лайонел Уилли . Крайний левый корабль на переднем плане — «Нептун» , изображен рядом с французским Redoutable.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Нептун |
Тезка | Нептун |
Строитель | Тулон |
Заложен | 1801 |
Запущен | 15 августа 1803 г. |
Почести и награды |
|
Захваченный | Испанией 14 июля 1808 г. |
![]() | |
Имя | Нептун |
Приобретенный | 14 июля 1808 г. |
Судьба | Распалась в 1820 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Bucentaure — 80-пушечный линейный корабль. |
Смещение | 1800 тонн |
Тонны нагрузки | 2231 БМ |
Длина | 195 футов 2 дюйма (59,49 м) (орудийная палуба) |
Луч | 51 фут 4,5 дюйма (15,659 м) |
Черновик | 26 футов (7,9 м) |
Глубина захвата | 23 фута 2 дюйма (7,06 м) |
Движение | Паруса |
Дополнить | 690 |
Вооружение |
|
«Нептун» — Bucentaure типа 80-пушечный линейный корабль ВМС Франции . Построенный в последние годы французских революционных войн, он был спущен на воду в начале наполеоновских войн . Ее короткая карьера во Франции включала несколько крупных сражений, хотя последние 12 лет своей жизни она провела под испанским флагом.
«Нептун» был построен в Тулоне и спущен на воду в 1803 году. Он был введен в эксплуатацию вовремя, чтобы присоединиться к неудавшейся попытке прорвать британскую блокаду порта в октябре 1804 года, но из-за плохой погоды флот был вынужден вернуться в порт. Она снова отплыла с флотом под командованием вице-адмирала Пьера-Шарля Вильнева в начале 1805 года, и на этот раз ей удалось вырваться из Средиземного моря и отправиться в Вест-Индию, где к флоту присоединились испанские корабли. Добившись небольших успехов в Карибском море, флот отплыл обратно в Европу, где вступил в бой с британским флотом в битве у мыса Финистерре . Нептун практически не участвовал в боевых действиях и остался относительно невредимым. Он принял участие в последних маневрах флота и в итоге оказался в блокаде в Кадисе британским флотом под командованием лорда Нельсона .
был задействован Нельсоном в решающей битве при Трафальгаре Вильнев вышел из Кадиса в конце 1805 года и 21 октября . Во время битвы Нептун обстрелял флагман Нельсона , HMS Victory , и вступил в дуэль с несколькими британскими кораблями, включая HMS Royal Sovereign , HMS Temeraire и HMS Belleisle . Когда британцы начали сокрушать объединенный флот, относительно неповрежденный «Нептун» присоединился к нескольким кораблям, отступавшим в Кадис. Через два дня она снова вышла в рейс, пытаясь вернуть часть призов, но флот потерял больше кораблей, чем вернул, и Нептун пришлось отбуксировать обратно в гавань. Там она оставалась под тесной британской блокадой, пока испанцы не объявили войну французам. Застрявшие в порту французы передали свои корабли испанцам, которые переименовали «Нептун» в «Нептуно» , заменив испанский корабль, потерянный при Трафальгаре. Нептуно прослужил испанцам еще 12 лет, распавшись в 1820 году.
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Нептун был построен в Тулоне по проекту Жака-Ноэля Сане , а его киль заложен Сане Bucentaure в 1801 году. Один из 80-пушечных самолетов класса , его линии были практически идентичны очертаниям его современников Bucentaure , Indomptable и Formidable , все из которых сражался при Трафальгаре . [ 1 ] Он также был похож на другой трафальгарский боевой корабль, 80-пушечный HMS Tonnant , ранее бывший французским военным кораблем. [ 1 ] Он все еще находился в стадии строительства после возобновления войны в 1803 году после Амьенского мира , но был спущен на воду позже в том же году. [ 1 ] [ 2 ] Он был оснащен мачтами, реями и такелажем, и в конце 1804 года он был сдан в эксплуатацию под командованием коммодора Эспри-Транкиля Майстраля . [ 1 ]
Трафальгарская кампания
[ редактировать ]Нептун присоединился к остальной части тулонского флота, готовившегося к отплытию в Вест-Индию 21 октября 1804 года под командованием вице-адмирала Пьера-Шарля Вильнёва . Флот должен был перевезти 6500 солдат для нападения на британские владения в Карибском море, но не смог покинуть Тулон из-за присутствия британского флота под командованием вице-адмирала Горацио Нельсона , блокировавшего порт. [ 1 ] Лишь в начале января Вильнев счел ситуацию достаточно благоприятной для совершения вылазки. «Нептун» отплыл с флотом из 20 человек 17 января, но был замечен патрулирующими фрегатами прибрежной эскадры Нельсона. Вильнев продолжал бороться, но плохая погода в Лионском заливе рассредоточила его флот, и, опасаясь нападения на его дезорганизованные силы, вернулся в Тулон через три дня после выступления. [ 3 ] Вильневу действительно удалось ускользнуть от Нельсона. Два патрулирующих фрегата, HMS Seahorse и HMS Active , поспешили сообщить эту новость Нельсону, стоявшему на якоре в Ла-Маддалене , и при этом оставили французов незамеченными. [ 4 ] [ 5 ] Нельсон бросил свой флот в море, ожидая, что Вильнев направится на восток. [ 4 ] [ 6 ] Нельсон провел почти шесть недель, плавая туда и обратно по Средиземному морю в сильном волнении, пока французы оставались в порту, прежде чем до него наконец дошли новости о местонахождении Вильнева. [ 7 ] [ 8 ]
Лишь в марте французы предприняли еще одну попытку вырваться из Тулона, выйдя в море 29 марта. [ 1 ] «Нептун» входил в состав дивизии Вильнёва, состоявшей из флагманского 80-пушечного «Бусентора» и 74-пушечных кораблей «Плутон» , «Монблан» , «Бервик» и «Атлас» . [ 9 ] Другой дивизией командовал контр-адмирал Пьер Дюмануар ле Пелли , развевавший свой флаг на борту 80-пушечного «Грозного » в сопровождении 80-пушечного «Индомптабла» и 74-пушечных кораблей «Свифтсюр » , «Сципион» и «Интрепид» . Сопровождали флот шесть фрегатов и два брига. [ 9 ] [а] Французский флот достиг Картахены 6 апреля, по чистой случайности уклонившись от Нельсона, и двинулся оттуда, пройдя через Гибралтарский пролив 8 апреля. [ 1 ] После непродолжительного пополнения запасов в Кадисе флот отплыл в Вест-Индию и прибыл в Форт-де-Франс на Мартинике 14 мая, где в течение следующих двух дней к ним присоединились шесть линейных испанских кораблей и фрегат под командованием Фредерико Гравины . [ 10 ]
Флоты пополнили запасы и расположились в ожидании прибытия большого французского флота из Бреста под командованием вице-адмирала Оноре Жозефа Антуана Гантома . Без ведома Вильнева, Гантом все еще находился в блокаде Бреста. Объединенный флот мало что добился в Вест-Индии, сумев захватить удерживаемый британцами Даймонд-Рок только после двух недель простоя на якоре. [ 11 ] Небольшой гарнизон сдался 2 июня фрегат «Дидон» , к этому времени прибыл с приказами. Вильневу было приказано атаковать и захватить британские колонии в Вест-Индии, прежде чем отправить все свои силы обратно в Европу, присоединиться к Гантому в Бресте и прикрыть флотилию вторжения. [ 11 ] Вильнев собрал свои силы и двинулся на север, в сторону Антигуа, но 7 июня он наткнулся на слабо защищенный конвой британских торговцев и на следующий день захватил несколько из них. От них он узнал, что Нельсон преследуется по горячим следам и прибыл на Барбадос. Вильнев решил прекратить боевые действия и вернуться в Европу. [ 11 ] [ 12 ] Флот отправился в путь 11 июня. [ 11 ]
Финистерре и Кадис
[ редактировать ]Вильневу удалось уклониться от Нельсона на обратном пути, хотя его флот отслеживался бригом HMS Curieux , перевозившим депеши Нельсона. Адмиралтейство Роберта было уведомлено, и усиленный флот под командованием вице-адмирала Колдера был отправлен на перехват франко-испанского флота, когда он прибыл в европейские воды. [ 13 ] Объединенный флот был замечен 22 июля, когда он плыл на запад в сторону Феррола, и Колдер предпринял маневр, чтобы перехватить его. [ 13 ] Вильнев выстроил боевую линию, причем Нептун был одиннадцатым спереди, располагался позади «Бервика » и впереди « Бусентора» . [ 14 ] Нептун практически не участвовал в беспорядочных боях и, следовательно, отделался небольшими повреждениями. [ 1 ]

Она присоединилась к флоту, вошедшему в залив Виго 28 июля, и вошла в Феррол 2 августа. [ 1 ] «Нептун» отплыл вместе с остальным флотом 9 августа и зашел в Кадис 20 августа. [ 1 ] Проведя там несколько месяцев под наблюдением блокирующего британского флота под командованием Нельсона, Вильнев в середине октября решил выйти в море. Майстраль подготовил Нептун к выходу в море, и 19 октября флот отплыл из Кадиса. [ 1 ] Находясь в Кадисе, Вильнев описал «Нептун» как «во всех отношениях один из лучших и самых мореходных кораблей флота». [ 2 ] Когда британцы приблизились утром 21 октября, Вильнев сформировал боевую линию, идущую на север, причем Нептун был двенадцатым в линии от головного корабля авангарда. [ 1 ] Он шел впереди флагмана Bucentaure по левому борту, а позади него по левому борту находился 74-пушечный Redoutable . [ 1 ]
Трафальгар
[ редактировать ]«Нептун» вступил в бой примерно через 25 минут после начала боя, к тому времени отнесшись к подветренной стороне и упав за кормой «Редутабля» . [ 15 ] «Нептун» должен был занять позицию сразу за «Бусентором» , но испанский 74-пушечный «Сан-Хусто» , который должен был находиться в четырех местах позади «Нептуна», сместился под подветренную сторону. [ 16 ] Майстраль приветствовал Сан-Хусто
Мне мешало то, что « Сан -Хусто» находился не на своем месте и наклонялся вниз, чтобы оказаться на моем наветренном траверзе; Я тотчас же окликнул ее, чтобы узнать , знает ли она свое положение ; Я сказал ей, что мой должен быть следующим за « Бусентором» ; она ответила, что собиралась встать позади меня, чего она не сделала , и продолжала идти против ветра и тянуться ко мне вперед, что заставило меня немного отвалиться под подветренную сторону и отойти от флагмана, которого я был в пределах приветствия в первую очередь. [ 16 ]
«Сан-Хусто » Капитан Франсиско Хавьер Гарстон обвинил неопытность экипажа в том, что он не смог удержаться на своем месте. Это имело бы большое значение в предстоящем сражении, поскольку позиция за кормой флагмана была бы в центре внимания британцев и должна была быть занята таким мощным кораблем, как « Нептун» . [ 16 ] Тем временем корабль, который должен был находиться за кормой «Нептуна» , испанский 64-пушечный «Сан-Леандро» , следовал за Сан-Хусто с подветренной стороны, оставляя за флагманом значительную брешь, которую британцы могли использовать. Redoutable Капитан увидел угрозу и повел свой корабль вперед , Жан-Жак Этьен Лукас пытаясь сократить разрыв. Несмотря на его усилия, британцы смогли прорвать линию между Бусентором и Редуттаблем . [ 16 ]

Когда битва началась, флагман Нельсона HMS Victory прорвал линию впереди Нептуна , пройдя мимо и разграбив Бусентауре . Когда «Виктори» проходила мимо, «Нептун» залпом из левой батареи, повредив «Виктори» . выстрелил в нее фок-мачту, бушприт, шпритселевые реи, передний корпус и якоря [ 15 ] Затем Майстраль приказал Нептуна » поднять стаксель « , чтобы вывести его из досягаемости « Виктори » . Она ненадолго вступила в бой с HMS Royal Sovereign на дальней дистанции, а затем вернулась, чтобы поддержать Вильнёва. [ 17 ] Находившиеся где-то с подветренной стороны артиллеристы «Нептуна » перезарядили боеприпасы, а затем открыли бортовой залп по HMS Temeraire , когда британский корабль прошел через брешь, образовавшуюся в результате «Виктори » . прохода [ 15 ] Борта перерезали такелаж « Темерера » , обрушили фор-яй и грот-стеньгу, а также повредили фок-мачту и бушприт. [ 15 ] Став уже неуправляемым, Темерер подвергся обстрелу со стороны Сан-Хусто , находившегося сразу за Нептуном . [ 15 ]
Покинув Темерер и отказавшись от боя с недавно прибывшим HMS Leviathan , Майстраль повернул на восток и в 14.30 подошел к правому борту 74-пушечного HMS Belleisle . [ 15 ] Беллейсль оказалась в изоляции и приняла на себя огонь нескольких французских кораблей, пока британские корабли не смогли прийти ей на помощь. «Нептун» недолго сражался с 64-пушечным HMS «Полифем» , и когда британцы начали сокрушать франко-испанский флот, он приготовился бежать к Кадису, поддерживая огнем «Принсипи де Астурийский» , когда испанский корабль отступил, прежде чем присоединиться к отступлению к Кадис. В ходе боев «Нептун» получил относительно небольшие повреждения: всего 15 убитых и 39 раненых. [ 2 ] [ 15 ]
Выход
[ редактировать ]Пройдя бой относительно невредимым, «Нептун» смог присоединиться к вылазке капитана Жюльена Космао 23 октября в попытке вернуть часть захваченных призов. [ 15 ] «Нептун» вышел в море в компании двух французских кораблей, 80-пушечного «Индомптабл» и 74-пушечного «Плутона» , а также двух испанских кораблей, 100-пушечного «Райо» и 74-пушечного « Сан-Франциско де Асис» . [ 15 ] Также с линейными кораблями были меньшие французские корабли, присутствовавшие в сражении, но не принимавшие участия, фрегаты «Корнели» , «Темис» , «Гортензия» , «Рин» и «Гермиона» , а также бриги «Фюре» и «Аргус» . [ 15 ] Готовясь к контратаке, британцы отбросили несколько призов и сформировали оборонительную линию, позволив фрегатам вернуть себе два захваченных приза, оба испанских корабля, 112-пушечный « Санта-Ана» и 80-пушечный « Нептуно» . [ 15 ] Из двух отбитых кораблей только « Санта-Ана» вернулась в Кадис, когда вылазочные корабли столкнулись с трудностями из-за сильного шторма, разразившегося после боя. « Нептуно» сел на мель и был уничтожен, в то время как аналогичная судьба постигла « Индомптабл » после того, как он сел на мель у Роты , и « Сан-Франциско де Асис » в заливе Кадис. « Райо» попыталась встать на якорь у Сан-Лукара и пережить шторм, но в сильном волнении выкатила мачты. HMS Donegal Подошел , и, не в силах сопротивляться, Райо сдался ей, но 26 октября был выброшен на берег и потерпел крушение. [ 15 ] «Нептун» пришлось отбуксировать обратно в Кадис. [ 2 ]
Блокада и испанская служба
[ редактировать ]Остатки французского флота были заблокированы в Кадисе под командованием контр-адмирала Розили , оказавшись там в ловушке британской блокады. [ 15 ] С вступлением Испании в войну против Франции 4 июля 1808 года Розили понял, что его флот находится в пределах досягаемости теперь уже враждебных береговых батарей. Он попытался перебросить свой флот, состоящий из « Нептуна» , 74-пушечных кораблей «Герос» , «Плутон» , «Альхесирас» и «Аргонавт» и 40-пушечный фрегат «Корнели» вышли из гавани, но 9 июля эскадра была атакована испанскими войсками с суши и моря. [ 15 ] Розили попытался вести переговоры, чтобы сохранить свой флот, но, получив отказ, был вынужден сдать его испанцам 14 июля. Испанцы взяли «Нептун» на свою службу, переименовав его в «Нептуно» в качестве замены « Нептуну», потерянному при Трафальгаре, и он служил у них до тех пор, пока не был расформирован в 1820 году. [ 2 ] [ 15 ]
Примечания
[ редактировать ]а. ^ Меньшими кораблями были 40-пушечные фрегаты «Корнели» , «Рин» , «Гортензия» и «Гермиона» , 36-пушечные фрегаты «Сирена» и «Темис» , а также 18-пушечные бриги «Фюре» и «Плеяда» . [ 9 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Гудвин. Корабли Трафальгара . п. 171.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Адкин. Трафальгарский спутник . п. 369.
- ^ Адкин. Трафальгарский спутник . п. 40.
- ^ Перейти обратно: а б Адкин. Трафальгарский спутник . п. 43.
- ^ Мостерт. Линия на ветру . п. 455.
- ^ Мой собственный. Нельсон . п. 487.
- ^ Адкин. Трафальгарский спутник . п. 44.
- ^ Мостерт. Линия на ветру . п. 457.
- ^ Перейти обратно: а б с Адкин. Трафальгарский спутник . п. 46.
- ^ Адкин. Трафальгарский спутник . п. 48.
- ^ Перейти обратно: а б с д Адкин. Трафальгарский спутник . п. 51.
- ^ Мостерт. Линия на ветру . п. 463.
- ^ Перейти обратно: а б Адкин. Трафальгарский спутник . п. 54.
- ^ Адкин. Трафальгарский спутник . п. 56.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Гудвин. Корабли Трафальгара . п. 172.
- ^ Перейти обратно: а б с д Клейтон и Крейг. Трафальгар: Люди, битва, буря . п. 142.
- ^ Клейтон и Крейг. Трафальгар: Люди, битва, буря . п. 178.
Ссылки
[ редактировать ]- Адкин, Марк (2007). Трафальгарский спутник: Путеводитель по самому известному морскому сражению в истории и жизни адмирала лорда Нельсона . Лондон: Аурум Пресс. ISBN 978-1-84513-018-3 .
- Клейтон, Тим; Крейг, Фил (2004). Трафальгар: Люди, Битва, Буря . Лондон: Ходдер. ISBN 0-340-83028-Х .
- Гудвин, Питер (2005). Корабли Трафальгара: британский, французский и испанский флот, октябрь 1805 года . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 1-84486-015-9 .
- Мостерт, Ноэль (2008). Линия на ветру: величайшая война на море под парусами: 1793–1815 гг . Лондон: Винтажные книги. ISBN 978-0-7126-0927-2 .
- Оман, Карола (1987). Нельсон . Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN 0-340-40672-0 .
- Риф Уинфилд и Стивен С. Робертс (2015). Французские военные корабли в эпоху парусного спорта 1786–1861: дизайн, конструкция, карьера и судьбы Seaforth Publishing. ISBN 978-1-84832-204-2 .