HMS Темерер (1798 г.)
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | HMS Темерер |
Заказал | 9 декабря 1790 г. |
Строитель | Верфь Чатема |
Заложен | июль 1793 г. |
Запущен | 11 сентября 1798 г. |
реклассифицирован |
|
Судьба | Распалась в 1838 году. |
Общие характеристики [1] | |
Класс и тип | Нептун класса Линейный корабль |
Тонны нагрузки | 2,120 58 ⁄ 94 ( м.м. ) |
Длина |
|
Луч | 51 фут 2 дюйма (15,60 м) |
Глубина захвата | 21 фут 6 дюймов (6,55 м) |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Дополнить | 738 |
Вооружение |
|
HMS Temeraire — 98-пушечный линейный корабль Королевского Великобритании флота второразрядный . Спущенный на воду в 1798 году, он служил во время Французской революции и наполеоновских войн , в основном выполняя блокады или сопровождая конвои. Она участвовала только в одном сражении флота, в Трафальгарской битве , но стала настолько известной благодаря этому действию и своим последующим изображениям в искусстве и литературе, что ее запомнили как «Боевого Темерара» .
Построенный на верфи Чатема , «Темерер» поступил на военно-морскую службу во время Бреста блокады в составе флота под Ла-Маншем . Миссии были утомительными и редко приносили облегчение от каких-либо действий с французским флотом. Первый примечательный инцидент произошел, когда несколько членов ее команды, дошедшие до слухов о том, что их собираются отправить в Вест-Индию в то время, когда мир с Францией казался неизбежным, отказались подчиняться приказам. Этот мятеж в конечном итоге провалился, и несколько виновных были преданы суду и казнены. Заложенный во время Амьенского мира , Темерер вернулся на действительную службу с возобновлением войн с Францией, снова служил во флоте Ла-Манша и присоединился к Горацио Нельсона блокаде франко-испанского флота в Кадисе в 1805 году. В битве при Трафальгаре 21 октября корабль вступил в бой сразу за флагманом Нельсона, HMS Victory . Во время битвы Темерер пришел на помощь осажденной Виктории , сражался и захватил два французских корабля, завоевав общественную известность в Британии.
После капитального ремонта «Темерер» использовался для блокады французского флота и поддержки британских операций у испанского побережья. В 1809 году она вышла на Балтику , защищая конвои от атак датских канонерских лодок , а в 1810 году снова оказалась у берегов Испании, помогая защищать Кадис от французской армии. Ее последние действия были против французов у Тулона , когда она попала под обстрел береговых батарей. Корабль вернулся в Великобританию в 1813 году для ремонта, но был поставлен на прикол. Он был переоборудован в корабль-тюрьму и стоял на якоре на реке Тамар до 1819 года. Дальнейшая служба привела его в Ширнесс в качестве приемного корабля , затем склада продовольствия и, наконец, сторожевого корабля . Адмиралтейство приказало продать ее в 1838 году , и ее отбуксировали по Темзе на разборку.
Это последнее путешествие было изображено на картине маслом Дж. М. У. Тернера, получившей признание критиков, под названием « Боевой Темерер, буксируемый к своему последнему причалу для разбивки», 1838 год . [2] Картина по-прежнему пользуется большим уважением: по результатам опроса радио BBC она была признана любимой картиной Великобритании. в 2005 году [3] и он ненадолго появляется в о Джеймсе Бонде фильме «Скайфолл » . [4] Репродукция картины изображена на оборотной стороне банкноты Банка Англии номиналом 20 фунтов стерлингов, выпущенной в 2020 году.
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]«Темерер» был заказан на верфи Чатема 9 декабря 1790 года по проекту, разработанному инспектором военно-морского флота сэром Джоном Хенслоу . [5] [6] [7] Он был одним из трех кораблей класса , Нептун наряду со своими сестрами HMS Neptune и HMS Dreadnought . [5] [а]
В основном ее изготавливали из английского дуба из близлежащего леса Эно . [8] Киль был заложен в Чатеме в июле 1793 года . Первоначально его строительством руководил мастер-корабел Томас Поллард, а завершил его преемник Эдвард Сисон. [5] «Темерер» был спущен на воду под дождем во вторник, 11 сентября 1798 года, а на следующий день был доставлен в док для подготовки к выходу в море. [5] [9] Ее корпус был покрыт медью , и этот процесс занял две недели. [6] Снятый с мели, он закончил дооборудование и получил мачты и реи. Ее окончательные затраты составили 73 241 фунт стерлингов, включая 59 428 фунтов стерлингов, потраченные на корпус, мачты и реи, а также еще 13 813 фунтов стерлингов на такелаж и запасы. [5] [6]
Он был введен в эксплуатацию 21 марта 1799 года под командованием капитана Питера Пьюджета , став вторым кораблем Королевского флота, носящим имя Темерер . [5] [6] Ее предшественником был 74-пушечный третьеразрядный HMS Temeraire , бывший французский корабль, захваченный в качестве приза в битве при Лагосе 19 августа 1759 года флотом под командованием адмирала Эдварда Боскавена . [6] [9] [б] Пьюджет находился у власти только до 26 июля 1799 года, в течение этого времени он руководил процессом подготовки нового «Темерера» к выходу в море. Его сменил капитан Томас Эйлс 27 июля 1799 года, когда судно стояло на якоре у острова Сент-Хеленс, остров Уайт . [10]
С флотом Ла-Манша
[ редактировать ]Под командованием Эйлса «Темерер» наконец вышел в море в конце июля под флагом контр-адмирала сэра Джона Борласа Уоррена и присоединился к флоту Ла-Манша под общим командованием адмирала лорда Бридпорта . [10] Флот Ла-Манша в то время в основном занимался блокадой французского порта Брест , и Темерер провел несколько длительных круизов по два-три месяца, патрулируя этот район. [10] В этот период Эйлса сменил бывший командир «Темерера » , капитан Пьюджет, который возобновил командование 14 октября 1799 года, а в следующем месяце «Темерер» стал флагманом контр-адмирала Джеймса Уитшеда . [5] [10]
Лорда Бридпорта на посту командующего флотом Ла-Манша в середине 1799 года сменил адмирал лорд Сент-Винсент , и длительные блокадные круизы продолжались всю зиму и весь следующий год. 20 апреля 1800 года Пьюджет был заменен на посту командира капитаном Эдвардом Маршем. [10] Марш командовал Темерером до конца того же года и в первой половине 1801 года, пока 31 августа не прибыл его сменивший капитан Томас Эйлс, чтобы возобновить командование. [5] [10] Контр-адмирал Уитшед к этому времени также снял свой флаг, а «Темерер» стал флагманом контр-адмирала Джорджа Кэмпбелла . [5] К этому времени Вторая коалиция против Франции распалась, и в Амьене шли переговоры о мире . Лорд Сент-Винсент был назначен первым лордом Адмиралтейства , а командование флотом Ла-Манша перешло к адмиралу сэру Уильяму Корнуоллису . Поскольку окончание войны было неизбежным, Темерер была снята с блокады и отправлена в залив Бэнтри , чтобы дождаться прибытия конвоя, который она затем должна была сопровождать в Вест-Индию. [10] Многие члены экипажа непрерывно служили на флоте с начала Французских революционных войн в 1793 году и с нетерпением ждали возвращения в Англию теперь, когда мир казался неизбежным. Услышав слухи о том, что вместо этого их собираются отправить в Вест-Индию, около дюжины человек начали агитировать за то, чтобы остальная часть команды отказалась от приказа плыть куда-либо, кроме Англии. [10] [11]
Мятеж
[ редактировать ]Утром 3 декабря на баке собралась небольшая группа матросов и , отказавшись от приказа уйти, начала спорить с офицерами. Капитан Эйлс попросил сообщить их требования, которые были гарантией того, что Темерер не поедет в Вест-Индию, а вместо этого вернется в Англию. В конце концов контр-адмирал Кэмпбелл спустился поговорить с людьми и, сообщив им, что офицеры не знают пункта назначения корабля, приказал им разойтись. Мужчины спустились под палубу, и начавшийся мятеж, похоже, был подавлен. [11] Однако главари, которых насчитывалось около дюжины, оставались решительными и осторожно расспрашивали остальную команду. В конечном итоге определив, что большая часть экипажа если и не поддержит мятеж, то, по крайней мере, не будет противиться ему, и что Темерера команду корабля, будут поддерживать морские пехотинцы а также экипажи некоторых других военных кораблей в Бэнтри. Бэй, они решили продолжить реализацию своих планов. [12] корабля Мятеж начался с того, что команда закрыла орудийные порты и фактически забаррикадировалась под палубой. Сделав это, они отказались открыть их снова, издевались над полицейскими и угрожали расправой. [13] Затем команда поднялась на палубу и еще раз потребовала сообщить место назначения и отказалась подчиниться приказу плыть куда-либо, кроме Англии. Представив свои требования, они вернулись под палубу и, насколько могли, возобновили обычный корабельный распорядок дня. [14]
Встревоженный действиями Темерера команды , Кэмпбелл на следующий день встретился с вице-адмиралом сэром Эндрю Митчеллом и сообщил ему о требованиях мятежников. Митчелл сообщил об этой новости в Адмиралтейство , а Кэмпбелл вернулся на Темерер и снова вызвал команду на палубу. Он призвал их вернуться в строй, а затем уволил их. [15] Тем временем среди мятежников начала рушиться дисциплина. Некоторые члены экипажа напились, а некоторых офицеров избили буйные моряки. Когда одного из морских пехотинцев, поддержавших мятеж, заковали в кандалы за пьяное поведение и дерзость, на палубе образовалась толпа, пытавшаяся его освободить. [16] Офицеры сопротивлялись этим попыткам, и когда моряки начали давить и угрожать им, Кэмпбелл отдал приказ морским пехотинцам арестовать тех, кого он назвал главарями. Морские пехотинцы колебались, но затем подчинились приказу, оттеснив неуправляемых моряков назад и арестовав некоторых из них, которых немедленно заковали в кандалы. Кэмпбелл приказал оставшемуся экипажу отказаться от любых мятежных действий, и, лишившись лидеров, мятеж рухнул, хотя офицеры несколько дней после этого были настороже, а морским пехотинцам было приказано осуществлять непрерывное патрулирование. [17]
Известие о мятеже произвело фурор в Англии, и Адмиралтейство приказало Темереру немедленно отплыть в Спитхед , пока будет проводиться расследование. Вице-адмиралу Митчеллу были предоставлены чрезвычайные полномочия в отношении смертного приговора , а пехоты Темерера состав морской был спешно увеличен для путешествия в Англию. [18] По прибытии корабля 14 заключенных в тюрьму главарей были быстро преданы военному трибуналу в Портсмуте на борту HMS Gladiator , некоторые 6 января 1802 года, а остальные 14 января. [19] После обсуждения двенадцать человек были приговорены к повешению на рее , а оставшиеся двое получили по двести ударов плетью каждый. [19] [с] Четыре человека были должным образом повешены на борту «Темерера» , а остальные были повешены на борту нескольких кораблей, стоящих на якоре в Портсмуте, включая HMS Majestic , HMS Formidable , HMS Achille и HMS Centaur . [20] Еще семь причастных к делу мужчин были отправлены в тюрьму на всю жизнь. [21]
Вест-Индия и мир
[ редактировать ]После казни Темерер была немедленно отправлена в море: на следующий день она отплыла из Портсмута на остров Уайт и начала подготовку к отложенному путешествию в Вест-Индию. Она отплыла на Барбадос , прибыла туда 24 февраля и оставалась в Вест-Индии до лета. [10] [22] Во время ее пребывания там Амьенский договор был наконец подписан и ратифицирован , и Темереру было приказано вернуться в Великобританию. Она прибыла в Плимут 28 сентября, а Эйлс расплатился с ней 5 октября. Из-за сокращения численности действующего военно-морского флота в результате заключения мира Темерер был поставлен на прикол в Хамоазе на следующие восемнадцать месяцев. [10]
Вернуться в сервис
[ редактировать ]Амьенский мир был краткой интерлюдией в войнах с революционной Францией, а в 1803 году началась война Третьей коалиции . «Темерайр» существенно ухудшился за время длительного простоя, и 22 мая его доставили в сухой док для ремонта и переоборудования, начиная с замены медной обшивки. [10] [23] Работы были отложены, когда в январе 1804 года на Плимут обрушился сильный шторм, нанеся ощутимый ущерб Темереру , но наконец были завершены к февралю 1804 года и обошлись в 16 898 фунтов стерлингов. [5] [10]
Командование было поручено капитану Элиабу Харви , и он прибыл, чтобы вступить в должность 1 января 1804 года. Экипаж был в основном из Ливерпуля . Они покинули бухту Косанд 11 марта 1804 года и направились на соединение с флотом Ла-Манша у Бреста, все еще находясь под общим командованием адмирала Корнуоллиса. [5] [24]
Как давно забытая часть истории, Наполеон собрал свою Великую армию численностью 160 000 человек недалеко от Булони в рамках плана вторжения в Англию. Основная часть французского флота: 21 линейный корабль находился в гавани в Бресте, но был необходим для плана вторжения. [25]
Теперь Темерер возобновила свои прежние обязанности, блокируя французов в Бресте, патрулируя между островом Ушант и мысом Финистерре . Тяжелая погода взяла свое, вынудив ее отправиться в Торбей для капитального ремонта после длительного патрулирования, стоимость ремонта в конечном итоге составила 9 143 фунта стерлингов. [26] В это время Харви часто отсутствовал под своим командованием, обычно выполняя свои обязанности члена парламента от Эссекса . 27 августа 1804 года его временно заменил капитан Уильям Келли, а 6 апреля 1805 года его, в свою очередь, сменил капитан Джордж Фок. [5] [10] [27] Харви вернулся на свой корабль 9 июля 1805 года, и именно под его командованием усиленная эскадра Рошфора под командованием вице-адмирала сэра Роберта Колдера перехватила и атаковала франко-испанский флот в битве у мыса Финистерре . Французскому командующему Пьеру-Шарлю Вильнёву помешали попытки присоединиться к французским войскам в Бресте, и вместо этого он отплыл на юг в Ферроль , а затем в Кадис . Когда новости о местонахождении франко-испанского флота достигли Адмиралтейства, они назначили вице-адмирала Горацио Нельсона взять на себя командование блокирующими силами в Кадисе, которыми в то время командовал вице-адмирал Катберт Коллингвуд . Нельсону было велено выбрать тот корабль, который он хотел бы служить под его началом, и одним из них он специально выбрал «Темерер» . [28]
Коллингвуд заменил Колдера на «Темерере» в августе 1804 года. [29]
Корабль укрывался вместе с флотом Ла-Манша в заливе Дуарнене во время штормов ноября 1804 года. Дальнейшие зимние штормы заставили его отправиться в Торбей для ремонта в январе 1805 года, и он не вернулся в эскадру в Бресте до апреля. [30]
Командование снова вернулось в Колдер 16 августа 1805 года и направилось к Ферролу, чтобы перехватить адмирала Виленева и французский флот. Французы неожиданно повернули на юг, и британский флот последовал за ними к Кадису. [31]
Трафальгарская битва
[ редактировать ]Темерер должным образом получил приказ присоединиться к блокаде Кадиса, и, отплыв на встречу с Коллингвудом, Харви ждал прибытия Нельсона. Флагман Нельсона, 100-пушечный HMS Victory , прибыл в Кадис 28 сентября, и он принял командование флотом из Коллингвуда. [32] Следующие несколько недель он провел, формируя свой план атаки в рамках подготовки к ожидаемому вылазке франко-испанского флота, и 9 октября представил его своим капитанам в виде меморандума. [32] Меморандум предусматривал, что две дивизии кораблей должны атаковать под прямым углом к линии противника, отсекая его авангард от центра и тыла. Третья передовая эскадрилья будет развернута в качестве резерва с возможностью присоединиться к одной из линий в зависимости от хода боя. Нельсон поставил самые большие и мощные корабли во главе линий, а Темереру было поручено возглавить собственную колонну Нельсона в бой. [32] [33] Флот патрулировал значительное расстояние от испанского побережья, чтобы выманить объединенный флот, и корабли воспользовались возможностью потренироваться и подготовиться к предстоящему сражению. Для Темерера это, вероятно, заключалось в окраске бортов в дизайн Нельсона Чекера , чтобы позволить британским кораблям отличать друзей от врагов в суматохе боя. [32]
Объединенный франко-испанский флот покинул Кадис и вышел в море 19 октября 1805 года и к 21 октября оказался в поле зрения британских кораблей. Нельсон выстроил свои позиции, и британцы начали приближаться к своим далеким противникам. Вопреки своим первоначальным инструкциям, Нельсон возглавил колонну погоды в Победе . Обеспокоенный безопасностью главнокомандующего на такой открытой позиции, Генри Блэквуд , давний друг Нельсона и командир фрегата HMS Euryalus в тот день, предложил Нельсону подняться на борт его корабля, чтобы лучше наблюдать и руководить боем. Нельсон отказался, поэтому Блэквуд вместо этого попытался убедить его позволить Харви пройти мимо него на « Темерере» и таким образом повести колонну в бой. [33] [34] Нельсон согласился на это и дал знак Харви пройти мимо него. Когда Темерер приближался к Виктори , Нельсон решил, что, если он стоит в стороне, чтобы позволить другому кораблю возглавить свою линию, то же самое должен делать и Коллингвуд, командующий подветренной колонной кораблей. [35] Он подал сигнал Коллингвуду на борту своего флагманского корабля HMS Royal Sovereign пропустить другой корабль впереди себя, но Коллингвуд продолжал двигаться вперед. Сообщается, что, пересматривая свой план, Нельсон приветствовал Темерер , когда она подошла к «Виктори» , словами: «Я буду благодарен вам, капитан Харви, за то, что вы остаетесь на своем месте, которое находится за кормой от «Виктори». [36] За инструкцией Нельсона последовал формальный сигнал, и Харви неохотно отступил, но в остальном держался на расстоянии одного корабля от «Виктори» , когда она приближалась к франко-испанской линии. [37]
Следуя за «Виктори» , когда она проходила через франко-испанскую линию по носу французского флагмана «Бусентор» , «Харви» был вынужден быстро отклониться, едва не задев «Виктори » корму . Повернувшись на правый борт, Харви направился к 140-пушечному испанскому кораблю «Сантисима Тринидад» и вёл с ним бой в течение двадцати минут, при этом принимая на себя обстрел двух французских кораблей, 80-пушечного «Нептуна» и 74-пушечного «Редутабля» . [38] [39] Бортовой залп « Редутабля » унес Темерера » -стеньгу « бизань . Избежав залпа Нептуна , Темерер едва избежал столкновения с Redoutable . Еще один бортовой залп « Нептуна» обрушил «Темерера » фок -рея и грот-стеньгу , а также повредил фок-мачту и бушприт . Теперь Харви узнал, что «Редутабль» подошел к «Виктори» и обстрелял ее палубы мушкетным огнем и гранатами. На его палубе собралась большая группа французов, готовых подняться на борт «Победы» . [38] Темерера привели в чувство; Внезапно появившись из дыма боя и проскользнув через « Редутабля » корму , Темерэр выпустил двойной в него залп. Жан-Жак Этьен Люка , капитан «Редутабля» , записал, что «... трехпалубный корабль [ Темерер ] – который, несомненно, понял, что « Виктори» прекратила огонь и неизбежно будет взят – натолкнулся на « Редутабл» по правому борту и сокрушил нас огонь в упор из всех ее орудий было бы невозможно описать ужасную резню, произведенную смертоносным залпом этого корабля. Более двухсот наших храбрых парней были убиты или ранены». [40]
Темерер и Redoutable
[ редактировать ]Затем «Темерер» врезалась в «Редутабль» , сняв многие орудия французского корабля, и продвинулась вдоль него, после чего ее команда связала два корабля вместе. [41] Теперь «Темерер» обстреливал французский корабль непрерывными залпами, при этом попадая под огонь 112-пушечного испанского корабля «Санта-Ана» , лежащего у его кормы, и 74-пушечного французского корабля «Фуге» , который подошёл к Темерера . незадействованному судну правый борт. [42] Харви приказал своим артиллерийским расчетам сдерживать огонь до тех пор, пока Фуге не приблизится к цели в упор. Темерера на Первый залп по Фуге расстоянии 100 ярдов (91 м) нанес значительный ущерб такелажу француза, и она отлетела на Темерера , чья команда тут же отшвырнула ее в сторону. [43] Темерер теперь лежал между двумя французскими 74-пушечными кораблями. Как позже вспоминал Харви в письме жене: «Возможно, никогда еще не было корабля в таких обстоятельствах, как мой, чтобы в течение более трех часов к нему были привязаны два боевых корабля противника». [42] Redoutable , зажатый между Victory и Temeraire , понес тяжелые потери, по данным капитана Лукаса, 300 убитых и 222 раненых. Во время боя гранаты, брошенные с палубы и стенььх мачт Redoutable, убили и ранили несколько членов экипажа «Темерера » , а также подожгли его правый борт и фок. В бою наступила короткая пауза, пока обе стороны пытались потушить пламя. [44] «Темерер» едва избежала разрушения, когда граната, брошенная с «Редутабля», взорвалась на ее главной палубе, едва не воспламенив кормовой магазин. Мастер над оружием Джон Тухиг не позволил огню распространиться и спас не только Темерера , но и окружающие корабли, которые могли бы оказаться под ударом взрыва. [44]
После двадцатиминутной борьбы с «Виктори» и «Темерером» « Редутабл» превратился в плавучее затонувшее судно. [45] [д] Temeraire также сильно пострадала: она была повреждена, когда Redoutable главная мачта упала на ют , а ее собственные стеньги были отстрелены. [и] Узнав, что его корабль находится под угрозой затопления, Лукас наконец попросил пощадить Темерера . Харви послал отряд под командованием второго лейтенанта Джона Уоллеса, чтобы тот возглавил корабль. [41] [46]
Темерер и Фуге
[ редактировать ]Связанные вместе, Темерер и Фуге вступили в перестрелку, причем Темерер сначала очистил верхнюю палубу французского корабля огнем из стрелкового оружия. Французы сплотились, но большая высота трехпалубного «Темерера» по сравнению с двухпалубным «Фуге» помешала их попыткам подняться на абордаж. Вместо этого Харви отправил свой собственный абордажный отряд во главе с старшим лейтенантом Томасом Фортескью Кеннеди , который вошел в Фуге главной палубы через порты и цепи . [42] [47] Французы пытались защитить палубы порт за портом, но терпели поражение. « Фуге » Капитан , Луи-Алексис Бодуэн , ранее в ходе боя получил смертельное ранение, оставив командующего Франсуа Базена. Когда он узнал, что почти все офицеры убиты или ранены и что большая часть орудий выведена из строя, Базен сдал корабль аборигенам. [48] [49]
Темерер к этому времени остановила оба французских корабля, ценой для себя значительных потерь. Ее потери составили 47 убитых и 76 раненых. [47] Все его паруса и реи были разрушены, остались только нижние мачты, а носок руля и головка правого борта были отстрелены. Восемь футов (2,4 м) ее правого борта были проколоты, а обе четверти галереи были разрушены. [48] Харви подал сигнал фрегату, чтобы тот отбуксировал его поврежденный корабль из строя, и HMS Sirius . на помощь подошел [50] Прежде чем Сириус смог вступить в контакт, Темерер попал под обстрел в результате контратаки еще не вышедшего в бой фургона объединенного флота, возглавляемого контр-адмиралом Пьером Дюмануаром ле Пелли . [50] Харви приказал открыть ответный огонь из немногих орудий, которые можно было пустить в ход, и в конечном итоге атака была отбита прибывшими на место свежими британскими кораблями. [50]
Шторм
[ редактировать ]Вскоре после окончания боя на этот район обрушился сильный шторм. Несколько захваченных французских и испанских кораблей затонули в поднимающемся море, включая оба Темерера « приза , «Фуге» и Редутабль» . В результате крушения погибло значительное количество их экипажей, а также 47 членов экипажа Темерера , выступавших в качестве призовых экипажей . [51] Темерер пережил шторм после битвы, иногда его брали на буксир менее поврежденные корабли, иногда он стоял на якоре. Она взяла на борт несколько испанских и французских пленных, переведенных из других призов, в том числе некоторых из Эвриала , который служил временным флагманом Катберта Коллингвуда, который теперь командовал, поскольку Нельсон был убит во время битвы. Харви воспользовался возможностью, чтобы подняться на борт «Эвриала» и представить Коллингвуду свой отчет о битве, и стал единственным капитаном, сделавшим это до того, как Коллингвуд написал свое сообщение о победе. [51]
Вернуться в Англию
[ редактировать ]Темерер наконец вошел в Гибралтар 2 ноября, через одиннадцать дней после битвы. После незначительного ремонта она отплыла в Англию и прибыла в Портсмут 1 декабря, за три дня до того, как прошла «Виктори» , неся с собой тело Нельсона. [52] Поврежденные в бою корабли быстро стали туристическими достопримечательностями, и посетители стекались на них. Темерер пользовался особой популярностью по прибытии, будучи единственным кораблем, имя которого было отмечено в депеше Коллингвуда за ее героическое поведение. [53] Коллингвуд писал:
Во время боя произошло обстоятельство, которое настолько сильно свидетельствует о непобедимом духе британских моряков, сражающихся с врагами своей страны, что я не могу устоять перед удовольствием, которое я испытываю, сообщая об этом их светлостям; « Темерер» был взят на абордаж случайно; или проект французского корабля с одной стороны и испанца с другой; Борьба была ожесточенной, но в конце концов сводные прапорщики были вырваны из юта и англичане подняты на свои места. [53]
Отчет Коллингвуда, вероятно, основанный в основном на отчете Харви, сделанном сразу после битвы, содержал несколько ошибок. Темерер вступил в бой с двумя французскими кораблями, а не с французским и испанским, и ни один из них не был взят на абордаж во время боя. Тем не менее, этот отчет пользовался популярностью, и была срочно распространена репродукция, на которой якобы было показано, что Харви возглавляет очистку Темерера палубы от вражеских моряков. [54]
Ряд художников посетили недавно вернувшиеся Трафальгарские корабли, в том числе Джон Ливсей, мастер рисования Королевской военно-морской академии . Ливси сделал несколько эскизов поврежденных в бою кораблей и отправил их Николасу Пококу для использования в больших картинах Покока, изображающих битву. «Темерер» был одним из кораблей, которые он нарисовал. [55] Еще одним гостем Портсмута был Дж. М. У. Тернер . Неизвестно, посетил ли он Темерер , хотя он действительно ходил на борт «Победы» , делая подготовительные записи и зарисовки и беседуя с моряками, участвовавшими в бою. [56] История Темерера настолько прочно укоренилась в общественном сознании, что, когда Палата общин вынесла вотум благодарности людям, сражавшимся при Трафальгаре, только трое были названы конкретно. Нельсон, Коллингвуд и Харви из Темерера . [56]
Средиземноморский и Балтийский сервис
[ редактировать ]Поврежденный в бою «Темерер» почти сразу же был поставлен в сухой док в Портсмуте для проведения капитального ремонта, который в конечном итоге длился шестнадцать месяцев и обошелся в 25 352 фунта стерлингов. [57] Наконец она покинула верфь в середине 1807 года, теперь под командованием капитана сэра Чарльза Гамильтона . [51] Подготовив ее к выходу в море, Гамильтон в сентябре отплыл в Средиземное море и присоединился к флоту, блокирующему французов в Тулоне. Служба прошла без происшествий, и Темерер вернулся в Великобританию в апреле 1808 года, чтобы пройти ремонт в Плимуте. Во время ее пребывания в Великобритании стратегическая ситуация в Европе изменилась, когда Испания восстала против французского господства и вступила в войну против Франции. В июне «Темерер» отплыл, чтобы присоединиться к военно-морским силам, действующим у испанского побережья для поддержки антифранцузских сил в войне на полуострове . [51]
Эта служба продолжалась до начала 1809 года, когда она вернулась в Великобританию. К этому времени Великобритания была активно вовлечена в дела Балтики , защищая торговые интересы. Экспедиция под командованием сэра Джеймса Гамбье в июле 1807 года захватила большую часть датского флота во Второй битве при Копенгагене в ответ на опасения, что он может попасть в руки Наполеона ценой начала войны с Данией . Капитан Гамильтон покинул корабль, и его заменил капитан Эдвард Снейд Клей . [51] Теперь «Темерер» стал флагманом контр-адмирала сэра Мэнли Диксона , получившего приказ отправиться на Балтику для усиления флота, дислоцированного там под командованием сэра Джеймса Сумареса . [58] Темерер прибыл в мае 1809 года и был отправлен для блокады Карлскруны на шведском побережье. [58]
Во время патрулирования на 64-пушечном стал участником одной из самых тяжелых HMS Ardent и фрегате HMS Melpomene Темерер атак датских канонерских лодок за всю войну. Группа людей из «Ардента» высадилась на острове Ромсё , но была застигнута врасплох во время ночной атаки датчан, в результате которой большая часть людей «Ардента» была взята в плен. [59] «Мельпомену » отправили под флагом перемирия для переговоров об их освобождении, но по возвращении с этой миссии она была застигнута врасплох. Затем флотилия из тридцати датских канонерских лодок начала атаку, воспользовавшись неспособностью застрявшей на мели «Мельпомены » направить на них бортовой залп. Мельпомена подала сигнал о помощи «Темереру» , который немедленно отправил ей на помощь лодки. [60] Они вступили в бой, а затем отогнали датские корабли, а затем помогли « Мельпомене» спастись. Он был серьезно поврежден, потери составили пять убитых и двадцать девять раненых. [61] поздняя служба Темерера Более на Балтике заключалась в том, что его отправили наблюдать за русским флотом в Ревеле , во время которого она обследовала остров Нарген . [62] После существенной блокады и сопровождения конвоев Темереру было приказано вернуться в Великобританию, и она прибыла в Плимут в ноябре 1809 года. с наступлением зимы [62]
Иберийский сервис
[ редактировать ]После периода ремонта в Плимуте в конце января 1810 года «Темерер» был вновь введен в эксплуатацию под командованием капитана Эдвина Х. Чемберлена. [51] Война на полуострове достигла критической стадии: испанское правительство в Кадисе было осаждено французами . «Темереру» , ныне флагману контр-адмирала Фрэнсиса Пикмора , было приказано усилить водную оборону города, и он предоставил людей из своего матросского и морского состава для экипажей батарей и канонерских лодок. [63] Люди из Темерера активно участвовали в боевых действиях до июля 1810 года, когда Пикмору было приказано отплыть в Средиземное море и занять новую должность адмирала порта в Маоне . После этого Темерер базировался либо в Маоне, либо у Тулона, где блокировал британский флот под командованием адмирала сэра Эдварда Пелью . В марте 1811 года Чемберлена сменил капитан Джозеф Спир , и по большей части блокада прошла без происшествий. [5] [51] Обладая мощным флотом, французский командующий избегал любого контакта с блокирующими силами и оставался в порту или совершал очень короткие плавания, возвращаясь в гавань при появлении британцев. [64]
Темерера Единственное столкновение с французами за этот период произошло 13 августа 1811 года. Получив приказ плыть на Менорку , Спир попытался выйти из залива Йер. Когда он попытался это сделать, ветер утих, оставив Темерайр затишьем и пойманным течением, которое заставило ее унести к земле. [64] [65] Он попал под обстрел береговой батареи на Пуэнт-де-Мед, в результате чего несколько членов ее экипажа были ранены. [66] Ее лодки были быстро укомплектованы, и вместе с отправленными из эскадры лодками «Темерер» был отбуксирован за пределы досягаемости французских орудий. [64] [65] Затем она отплыла на Менорку и прошла ремонт. В этот период разразилась эпидемия желтой лихорадки , заразившая почти весь экипаж и унесшая жизни около сотни членов экипажа. [67] Пелью приказал ей вернуться в Великобританию, и по мере ее плавания через Атлантику здоровье постепенно улучшалось. [65]
Выход на пенсию
[ редактировать ]Темерер прибыл в Плимут 9 февраля 1812 года и несколько недель спустя был пришвартован для обследования. В обзоре сообщалось, что это был «хорошо построенный и прочный корабль, но, очевидно, сильно обветшавший». [65] 4 марта Спир был заменен капитаном Сэмюэлем Худом Линзи , но командование Линзи продлилось недолго. Темерер покинул док 13 марта, а через неделю ему заплатили. [65] Достижения в области военно-морских технологий привели к созданию более мощных и прочных военных кораблей, и, хотя Темерер все еще был сравнительно новым, он больше не считался желательным для службы на передовой. Во время стоянки было принято решение превратить его в корабль-тюрьму, чтобы уменьшить перенаселенность, вызванную большим наплывом французских пленных из кампаний войны на полуострове. [68] Работы по переоборудованию проводились в Плимуте в период с ноября по декабрь 1813 года, после чего он был поставлен на прикол в реке Тамар в качестве тюремного корпуса. [65] С 1814 года он находился под номинальным командованием лейтенанта Джона Уортона. [5] и остальные корабли ее класса были поставлены на прикол и разоружены, Несмотря на то, что Темерер они были номинально переименованы в 104-пушечные корабли первого ранга . в феврале 1817 года [69]
Служба Темерера принимающий в качестве тюремного корабля продолжалась до 1819 года, после чего он был выбран для переоборудования в корабль . В период с сентября 1819 по июнь 1820 года он был тщательно переоборудован в Плимуте стоимостью 27 733 фунта стерлингов, а затем отплыл на верфь Ширнесс . [65] В качестве принимающего корабля он служил временной стоянкой для новобранцев военно-морского флота, пока они не получили назначение на корабль. Она выполняла эту роль восемь лет, пока в 1829 году не стала складом продовольствия. [70] Ее последняя роль была охранным кораблем в Ширнессе под названием «Охрана обычного корабля и корабля капитана-суперинтенданта резерва флота в Медуэе». [71] На этом последнем посту в качестве флагмана заповедника Медуэй ее перекрасили и перевооружили, и ее использовали для обучения мальчиков, принадлежащих к Морскому обществу . [71] В течение последних двух лет своей службы, с 1836 по 1838 год, она находилась под номинальным командованием капитана Томаса Фортескью Кеннеди на посту капитана-суперинтенданта Ширнесса. Кеннеди был . Трафальгаре первым лейтенантом Темерера в [65] [72]
Продажа и утилизация
[ редактировать ]В июне 1838 года Кеннеди получил приказ Адмиралтейства провести оценку Темерера перед его продажей из эксплуатации. Последний раз она стреляла из своего оружия 28 июня в честь коронации королевы Виктории , а работы по ее демонтажу начались 4 июля. [65] Кеннеди поручил эту задачу капитану сэру Джону Хиллу , командующему HMS Ocean . [65] Все ее мачты, запасы и орудия были сняты, а ее команда расплатилась, прежде чем «Темерер» был выставлен на продажу вместе с двенадцатью другими кораблями. Он был продан на голландском аукционе 16 августа 1838 года Джону Битсону, судоразрушителю из Ротерхита, за 5530 фунтов стерлингов. [65] [73] Затем перед Битсоном встала задача перевезти корабль на 55 миль из Ширнесса в Ротерхит, самый большой корабль, предпринявший попытку этого путешествия. [65] [73] Для этого он нанял два паровых буксира у компании Thames Steam Towing Company и нанял лоцмана из Ротерхита по имени Уильям Скотт и двадцать пять человек, чтобы доставить его вверх по Темзе, что обошлось ему в 58 фунтов стерлингов. [65] [ф]
Последняя поездка
[ редактировать ]Буксиры взяли на буксир корпус « Темерера » в 7:30 утра 5 сентября 1838 года, воспользовавшись началом стоячей воды . Они достигли Гринхита к 13:30 во время отлива , где бросили якорь на ночь. [65] На следующий день они возобновили путешествие в 8:30 утра, проехав Вулидж , а затем Гринвич в полдень . Вскоре после этого они достигли Лаймхаус- Рич и благополучно доставили ее на пристань Битсонс-Уорф в Ротерхите в 14:00 . Это была свалка, принадлежавшая семье Битсонов. [74]
Темерера вытащили на грязь, где она и лежала, медленно разбиваясь. [65] О последнем путешествии было объявлено в ряде газет, и тысячи зрителей пришли посмотреть, как его буксируют по Темзе или ставят на стоянку на верфи Битсона. [75] Корабелы провели тщательную разборку, сняв всю медную обшивку, штифты и пескари руля , медные болты, гвозди и другие крепления для продажи обратно в Адмиралтейство. Древесину в основном продавали строителям домов и владельцам верфей, хотя часть оставляли для изготовления специальной памятной мебели. [65]
Наследие
[ редактировать ]Непосредственным наследием Темерера стало использование древесины, отобранной у нее, когда она была разбита. Подставка для гонга, сделанная из древесины Темерера, была свадебным подарком будущему королю Георгу V по случаю его свадьбы с Марией Текской и хранится в замке Балморал . [76] [77] Барометр и некоторые , молоток другие виды древесины находятся в коллекциях Национального морского музея , а стулья, изготовленные из дуба Темерер, находятся во владении Королевского военно-морского музея в Портсмуте, Регистра Ллойда в Лондоне и Регионального музея Уонгануи в Уонгануи . [77] Алтарь епископских , перила для причастия и два кресла сохранились в церкви Святой Марии в Ротерхите . Модель корабля « Темерер », сделанная военнопленными, использует подставку, сделанную из взятого у нее дерева, и в настоящее время находится в Зале водников в Лондоне. [77] Другими реликвиями Темерера, которые, как известно, существовали или существовали, являются чайница, сделанная для ее сигнального гардемарина в Трафальгаре Джеймса Итона и проданная на аукционе в 2000 году, рама для картины маслом сэра Эдвина Ландсира под названием «Нептун» и каминная полка, сделанная для Офис Битсона, поддерживаемый фигурами Атласа, взятыми из кормовой галереи Темерера предположительно . [77] [78] Больше невозможно найти ни каминную полку, ни мемориальную доску, когда-то прикрепленную к в Темерера память о сигнале Нельсона в Трафальгаре , ни деревянную ногу, сделанную для трафальгарского ветерана из Темерера . палубе дерева [77] Джон Рёскин предсказал судьбу Темерера леса в эссе, в котором утверждалось, что «Возможно, там, где низкие ворота выходят в какой-нибудь коттеджный сад, усталый путник может лениво спросить, почему мох растет таким зеленым на его грубой древесине, и даже ребенок моряка может не ответить и не знать, что ночная роса лежит глубоко в расщелинах военного леса старого Темерера ». [78]
Искусство
[ редактировать ]Темерер изображена на ряде картин и гравюр, самая ранняя из которых посвящена ее роли в Трафальгарской битве. Ее можно увидеть, по крайней мере частично, на картинах битвы Кларксона Фредерика Стэнфилда , Джона Кристиана Шетки , Николаса Покока , Томаса Баттерсворта и Томаса Уиткомба . [79] Художественное изображение ее запуска было создано Филипом Бургойном. [80] Более поздние изображения Темерера на пенсии также были популярны. Хотя не существует известного современного изображения ее в роли тюремного корабля, она была нарисована во время стражи на Медуэе в 1833 году Эдвардом Уильямом Куком , а также Уильямом Битсоном и Дж. Дж. Уильямсом, когда она находилась на приколе в Ротерхите в 1838 году. [81] Совсем недавно она стала предметом картин Джеффа Ханта . [82] Самая известная картина Темерера была написана Дж. М. У. Тёрнером и озаглавлена «Боевой Темерер, которого тащили к последнему причалу для развала», 1838 год . Тернер изображает Темерера в ее последнем путешествии, буксируемого вверх по Темзе небольшим черным паровым буксиром на закате (или рассвете). Выбрав свой титул, Тернер создала устойчивое прозвище, поскольку раньше она была известна своей команде как «дерзкая» Темерер . [83] [84] Тернер представил его на выставку в Королевской академии в 1839 году вместе с сопроводительным отрывком из Томаса Кэмпбелла стихотворения «Моряки Англии» , слегка измененного . [85]
Флаг, который выдержал битву и ветер,
больше не владеет ею. [86]
Картина Тернера получила широкое признание критиков, а также похвалы от таких художников, как Джон Раскин и Уильям Мейкпис Теккерей . [83] Это было особенно любимое произведение Тернера; он одолжил его только один раз и отказался делать это снова. Он также отказался продать его за любую цену и после своей смерти завещал его народу. [87] Сегодня она висит в Национальной галерее , а в 2005 году она была признана любимой картиной страны по результатам опроса, организованного Radio 4 BBC «Сегодня» программой . [88]
Книги
[ редактировать ]«Боевой Темерер» - это историческое повествование, написанное Сэмом Уиллисом и подробно описывающее «необычайную историю могучего Темерера, корабля, стоящего за культовой картиной Дж. М. У. Тернера». Он включает подробную историю корабля, историю Семилетней войны (1756–1763 гг.) и Наполеоновских войн (1798–1815 гг.), а также 50 полноцветных иллюстраций и 60 черно-белых фотографий.
Серия «Темерер» — это историческое фэнтези / альтернативная история, написанная Наоми Новик . Хотя сам HMS Temeraire фигурирует лишь кратко, корабль становится тезкой главного героя сериала, большого черного дракона, который вместе со своим британским капитаном участвует в морских и воздушных боях. Действие сериала происходит в альтернативной версии Наполеоновских войн , в которой различные страны мира сражаются с помощью военно-воздушных сил, состоящих из пилотируемых драконов . HMS Temeraire ненадолго появляется в девятой и последней книге.
Поэзия и песни
[ редактировать ]Темерер стала предметом ряда стихов и песен, посвященных ее жизни и судьбе. В ранней работе Джеймса Даффа, написанной между 1813 и 1819 годами, упоминалась ее роль тюремного корабля, и в 1857 году она была положена на музыку под названием « Отважный старый Темерер» . [75] В более общем плане анонимное стихотворение под названием «Деревянные стены старой Англии» появилось в журнале Fraser’s Magazine вскоре после Темерера прибытия в Ротерхит и оплакивало судьбу великих парусных военных кораблей. [75] Картина Тернер вызвала устойчивый интерес к истории Темерер , и через десятилетия после ее разрыва появилось несколько стихотворений. Джеральд Мэсси написал «Боевого темперара, доведенного до последнего причала» , Герман Мелвилл продюсировал «Темерера» , а Генри Ньюболт написал «Боевого темперара » с его заключительными строками.
Теперь ветер заката дрожит,
И она угасает по реке,
Но в песне Англии навсегда,
Она Боевой Темерер. [89]
Примечания
[ редактировать ]а. ^ Иногда его называют классом «Дредноут» .
б. ^ Этот Темерер сохранил свое французское имя после пленения и служил во время Семилетней войны , прежде чем был продан со службы в 1784 году. [6]
в. ^ В ряде исторических источников, в том числе в «Трафальгарских кораблях Ноэля Мостерта » Гудвина и «Линии ветра» , говорится, что все 14 человек были повешены. [90] Уиллис изучил современные записи и отчеты военного трибунала для своей книги «Боевой темпер» и говорит, что только 12 из 14 были приговорены к повешению. Рой и Лесли Адкинс предлагают третью версию: двадцать мятежников предстали перед судом, все были признаны виновными, восемнадцать были приговорены к смертной казни, а двое других должны были получить по сто двадцать ударов плетью каждый. [91] Они отмечают, что по меньшей мере шестеро были повешены, а возможно, и двенадцать, а приговоры остальных, возможно, были заменены транспортировкой . [91]
д. ^ Лукас описал эту сцену на Redoutable :
Менее чем за полчаса наш корабль был так сильно изуродован, что выглядел немногим больше, чем груда обломков. Судя по внешнему виду, Темереры , без сомнения , теперь призывали нас сдаться и не продолжать бесполезное сопротивление. Моим ответом было немедленно приказать солдатам, находившимся рядом со мной, открыть ответный огонь; что они и сделали с большой готовностью. главная мачта « Редутабля» Почти в тот же момент на борт английского корабля упала . Затем две стеньги «Темерера » рухнули и упали на наш борт. Вся ют у нас сгорела, руль направления и кормовая стойка разлетелись вдребезги, весь кормовой шпангоут и палуба прострелены. Все наши орудия были либо разбиты, либо сброшены залпами «Виктори » и « Темерера» … Сам корпус был изрешечен, прострелен из стороны в сторону; палубные балки были разбиты, крышки иллюминаторов оторваны или разлетелись на куски. Четыре из шести наших насосов были настолько повреждены, что стали бесполезными. Трапы на квартердеке были сломаны, что затрудняло сообщение с остальной частью корабля. Повсюду палубы были усыпаны трупами людей, лежавшими под обломками. Из экипажа в 634 человека у нас было 522. выход из боя ; из них 300 были убиты и 222 ранены, почти все офицеры среди них ... Батареи и верхние палубы были практически заброшены, лишены людей и больше не могли оказывать никакого сопротивления. Никто из тех, кто не видел состояния Редутабл, не мог составить себе представления о ее ужасном состоянии. На самом деле я не знаю ничего на борту, что не было бы поражено выстрелами. [92]
и. ^ Падение грот-мачты на Темерер также привело к падению трех французских обузеров на ее палубы. Харви сразу же заявил о них как о сувенирах, «с помощью которых… каждый год в мае отмечать это событие, стреляя из кургана в Чигвелле». [93]
ф. ^ Личность этих буксиров определить было сложно. Уинфилд называет только один буксир — «Монарх» . [5] Гудвин называет их Лондоном и Самсоном , а Уиллис утверждает, что это были Сэмпсон и Ньюкасл . [65] [73]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Уинфилд. Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817 гг . стр. 25–6.
- ^ «История боевого темпера | ArtGallery.co.uk» . artgallery.co.uk . Проверено 11 сентября 2020 г.
- ^ «BBC – Пресс-служба – «Боевой темпер» признан величайшей картиной Великобритании» . www.bbc.co.uk. Проверено 11 сентября 2020 г.
- ^ Фандино, Дэниел (14 мая 2019 г.). «Скайфолл: Боевой Темерер» . Путешествие на (Проводной) Запад . Проверено 11 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Уинфилд. Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817 гг . п. 26.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гудвин. Корабли Трафальгара . п. 41.
- ^ Лавери. Линейный корабль . п. 183.
- ^ Знаменитые истребители флота , Эдвард Фрейзер, 1904, с. 217
- ^ Jump up to: а б Колледж и Варлоу. Корабли Королевского флота . п. 347.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Гудвин. Корабли Трафальгара . п. 42.
- ^ Jump up to: а б Уиллис. Боевой Темерер . п. 150.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . стр. 151–56.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 157.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 158.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 160.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 161.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 162.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 164.
- ^ Jump up to: а б Уиллис. Боевой Темерер . п. 167.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 168.
- ^ Знаменитые истребители флота , Эдвард Фрейзер, 1904, с. 219
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 169.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 175.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 176.
- ^ Знаменитые истребители флота , Эдвард Фрейзер, 1904, с. 220
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 177.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 179.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 181.
- ^ Знаменитые истребители флота , Эдвард Фрейзер, 1904, с. 224
- ^ Знаменитые истребители флота , Эдвард Фрейзер, 1904, с. 225-7
- ^ Знаменитые истребители флота , Эдвард Фрейзер, 1904, с. 228
- ^ Jump up to: а б с д Уиллис. Боевой Темерер . п. 182.
- ^ Jump up to: а б Клейтон и Крейг. Трафальгар . п. 135.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 186.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 187.
- ^ Мой собственный. Нельсон . стр. 621.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 188.
- ^ Jump up to: а б Уиллис. Боевой Темерер . п. 190.
- ^ Гудвин. Корабли Трафальгара . п. 43.
- ^ Уорик. Голоса из Трафальгарской битвы . стр. 200–01.
- ^ Jump up to: а б Уиллис. Боевой Темерер . п. 191.
- ^ Jump up to: а б с Уиллис. Боевой Темерер . п. 193.
- ^ Гардинер. Трафальгарская кампания 1803–1805 гг . п. 152.
- ^ Jump up to: а б Уорик. Голоса из Трафальгарской битвы . п. 213.
- ^ Уорик. Голоса из Трафальгарской битвы . п. 211.
- ^ Клейтон и Крейг. Трафальгар . п. 211.
- ^ Jump up to: а б Адкин. Трафальгарский спутник . п. 508.
- ^ Jump up to: а б Уиллис. Боевой Темерер . п. 194.
- ^ Клейтон и Крейг. Трафальгар . п. 210.
- ^ Jump up to: а б с Уиллис. Боевой Темерер . п. 195.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гудвин. Корабли Трафальгара . п. 44.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 199.
- ^ Jump up to: а б Уиллис. Боевой Темерер . п. 198.
- ^ Уорик. Голоса из Трафальгарской битвы . п. 212.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 200.
- ^ Jump up to: а б Уиллис. Боевой Темерер . п. 201.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 210.
- ^ Jump up to: а б Уиллис. Боевой Темерер . п. 213.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 214.
- ^ Вудман. Победа морской державы . п. 133.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 215.
- ^ Jump up to: а б Уиллис. Боевой Темерер . п. 220.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 225.
- ^ Jump up to: а б с Уиллис. Боевой Темерер . п. 229.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Гудвин. Корабли Трафальгара . п. 45.
- ^ Вудман. Победа морской державы . п. 54.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 233.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 236.
- ^ Уинфилд. Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817 гг . п. 25.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 251.
- ^ Jump up to: а б Уиллис. Боевой Темерер . п. 255.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 256.
- ^ Jump up to: а б с Уиллис. Боевой Темерер . п. 257.
- ^ Знаменитые истребители флота , Эдвард Фрейзер, 1904, с. 214
- ^ Jump up to: а б с Уиллис. Боевой Темерер . п. 263.
- ^ Гудвин. Корабли Трафальгара . п. 46.
- ^ Jump up to: а б с д и Уиллис. Боевой Темерер . п. 280.
- ^ Jump up to: а б Маккензи. Трафальгарский ролл . п. 50.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 262.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 108.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . стр. 269–270.
- ^ Хант. Морское искусство Джеффа Ханта . п. 23.
- ^ Jump up to: а б Уиллис. Боевой Темерер . п. 266.
- ^ Адкинс. Трафальгар . п. 147.
- ^ Адкин. Трафальгарский спутник . п. 310.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 274.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 267.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 268.
- ^ Уиллис. Боевой Темерер . п. 316.
- ^ Мостерт. Линия на ветру . стр. 420–26.
- ^ Jump up to: а б Адкинс и Адкинс. Джек Тар . п. 228.
- ^ Уорик. Голоса из Трафальгарской битвы . стр. 211–12.
- ^ Элиаб Харви (6 декабря 1805 г.). Письмо У. Ллойду. Регистратура Эссекса: D/DGu/C8. как указано в Уиллисе. Боевой Темерер . п. 192.
Ссылки
[ редактировать ]- Адкин, Марк (2007). Трафальгарский спутник: Путеводитель по самому известному морскому сражению в истории и жизни адмирала лорда Нельсона . Лондон: Аурум Пресс. ISBN 978-1-84513-018-3 .
- Адкинс, Рой (2005). Трафальгар: Биография битвы . Лондон: Абакус. ISBN 0-349-11632-6 .
- Адкинс, Рой; Адкинс, Лесли (2008). Джек Тар: Необыкновенная жизнь обычных моряков флота Нельсона . Лондон: Абакус. ISBN 978-0-349-12034-8 .
- Клейтон, Тим; Крейг, Фил (2005). Трафальгар: Люди, битва, буря . Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN 0-340-83028-Х .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Гардинер, Роберт (2005). Трафальгарская кампания 1803–1805 гг . Лондон: Книги Меркьюри. ISBN 978-1-84560-008-2 .
- Гудвин, Питер (2005). Корабли Трафальгара: британский, французский и испанский флот, октябрь 1805 года . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 1-84486-015-9 .
- Хант, Джефф (2004). Морское искусство Джеффа Ханта: мастера-художника военно-морского мира Нельсона и Патрика О'Брайана . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-1-84486-080-7 .
- Лавери, Брайан (2003). Линейный корабль - Том 1: Развитие линейного флота 1650–1850 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-252-8 .
- Маккензи, полковник Роберт Холден (2004). Трафальгарский переворот: Корабли и офицеры . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-228-3 .
- Мостерт, Ноэль (2008). Линия на ветру: величайшая война на море под парусами, 1793–1815 гг . Лондон: Винтажные книги. ISBN 978-0-7126-0927-2 .
- Оман, Карола (1987). Нельсон . Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN 0-340-40672-0 .
- Уорик, Питер (2005). Голоса из Трафальгарской битвы . Ньютон Эббот : Дэвид и Чарльз. ISBN 0-7153-2000-9 .
- Уиллис, Сэм (2010). Боевой темпер: Легенда о Трафальгаре . Лондон: Кверкус. ISBN 978-1-84916-261-6 .
- Уинфилд, Риф (2008). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Лондон: Сифорт. ISBN 978-1-84415-717-4 .
- Вудман, Ричард (2005). Победа морской мощи: победа в наполеоновской войне 1806–1814 гг . Лондон: Книги Меркьюри. ISBN 1-84560-012-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с HMS Temeraire (корабль, 1798 г.) на Викискладе?