Jump to content

Битва при Лагосе

Битва при Лагосе
Часть Семилетней войны
Картина маслом, изображающая сражение нескольких военных кораблей XVIII века. Британский флагман HMS Namur.
Британский Королевский флот наносит поражение французскому Средиземноморскому флоту в битве при Лагосе.
Ричард Пэтон
Дата 18–19 августа 1759 г.
Расположение 36 ° 18' с.ш. 7 ° 18' з.д.  /  36,3 ° с.ш. 7,3 ° з.д.  / 36,3; -7,3
Результат Британская победа
Воюющие стороны
 Великобритания  Франция
Командиры и лидеры
Эдвард Боскавен Жан-Франсуа де Ла Клю-Сабран
Сила
15 линейных кораблей
10 фрегатов
2 шлюпа
2 боевых корабля
12 линейных кораблей
3 фрегата
Жертвы и потери
252 убитых и раненых 1000 убитых и раненых
2 линейных корабля уничтожены
3 линейных корабля захвачены

Морская битва при Лагосе произошла между британским флотом под командованием Эдварда Боскавена и французским флотом под командованием Жана-Франсуа де Ла Клю-Сабрана в течение двух дней в 1759 году во время Семилетней войны . Они сражались к юго-западу от Кадисского залива 18 августа и к востоку от небольшого португальского порта Лагос , в честь которого названо сражение, 19 августа.

Ла Клю пытался уклониться от Боскавена и вывести французский средиземноморский флот в Атлантику, по возможности избегая боя; тогда ему было приказано отправиться в Вест-Индию . Боскавену было приказано предотвратить прорыв французов в Атлантику, а также преследовать и сражаться с французами, если они это сделают. Вечером 17 августа французский флот успешно прошел через Гибралтарский пролив , но вскоре после входа в Атлантику был замечен британским кораблем. Британский флот находился в соседнем Гибралтаре , где проходил капитальный ремонт. Он покинул порт в большой неразберихе: ремонт большинства кораблей не был завершен, многие задержались и отправились во второй эскадре. Понимая, что его преследуют, Ла Клю изменил свой план и изменил курс; половина его кораблей не смогла последовать за ним в темноте, но британцы это сделали.

18 августа британцы догнали французов, и завязались ожесточенные бои, в ходе которых несколько кораблей были сильно повреждены, а один французский корабль был захвачен. Британцы, которые значительно превосходили численностью оставшиеся шесть французских кораблей, преследовали их всю лунную ночь с 18 на 19 августа, во время которой еще два французских корабля скрылись. 19 августа остатки французского флота попытались укрыться в нейтральных португальских водах возле Лагоса, но Боскавен нарушил этот нейтралитет, захватив еще два французских корабля и уничтожив два других.

Повсеместная неприязнь между Францией и Великобританией в XVIII веке переросла в открытую войну в 1754 и 1755 годах. В 1756 году то, что стало известно как Семилетняя война по всей Европе вспыхнуло , в которой Франция, Австрия и Россия столкнулись с Великобританией и Пруссией . Франция поддержала Австрию и Россию в сухопутной кампании против Пруссии и предприняла то, что считала своим главным усилием, в морском и колониальном наступлении против Британии. [1]

К началу 1759 года ни один из альянсов не имел преимущества ни в сухопутных, ни в морских кампаниях, и у обоих возникли серьезные проблемы с финансированием войны. В 1759 году более 60 процентов доходов Франции шло на обслуживание ее долга. [2] вызывая многочисленные дефициты. В частности, французский флот был перегружен. [3] и страдал от отсутствия последовательной доктрины, усугубляемой неопытностью, граничащей с некомпетентностью государственного секретаря военно-морского флота , Николя Рене Берьера бывшего начальника полиции. [4] Между тем, военные усилия Британии до начала 1757 года закончились неудачей с неудачами в Европе, Северной Америке, Индии и на море. [5] С июня он перешел под контроль нового напористого государственного секретаря южного департамента (министра иностранных дел) Уильяма Питта , который навязал скоординированную стратегию. Он состоял из военно-морских и колониальных усилий по изгнанию французов из Северной Америки и разрушению их морской торговли. [6] распределяя свои усилия между борьбой с Пруссией в Европе и попытками защитить широкий спектр французских заморских владений. К началу 1759 года это начало приносить плоды. [7]

В ответ на британские успехи министры французского короля Людовика XV запланировали прямое вторжение в Британию, которое в случае успеха решило бы исход войны в их пользу. [8] Армия численностью 17 000 человек была собрана в Ванне, на юго-востоке Бретани , и около 100 транспортов были собраны возле залива Киберон . [9] В своей окончательной форме французский план требовал, чтобы эти транспорты сопровождал французский флот . Однако в лучшие времена французы изо всех сил пытались укомплектовать свой флот опытными моряками; можно было использовать сухопутных войск, но даже небольшие недостатки в управлении кораблем приводили к заметным затруднениям в бою. Через три года после начала войны тысячи французских моряков оказались в плену у британцев; многие другие занимались спекулятивной, а иногда и прибыльной капера карьерой ; а нездоровые условия, обременительная бортовая дисциплина и низкая заработная плата, выплачиваемая с опозданием, сильно сдерживали службу. Для перевозки также требовался как минимум опытный персонал . [10]

Французы владели 73 линейными кораблями , крупнейшими военными кораблями того времени: 30 служили за рубежом и 43 — в домашних водах. Последние были разделены между атлантическим портом Брест (22 корабля). [11] и средиземноморский порт Тулон , с небольшим количеством портов в Бискайском заливе : Лорьян и Рошфор . В общей сложности этим кораблям требовалось около 25 000 человек; им не хватало более 9000 человек. [12] Британцы имели 40 линейных кораблей в своих водах и еще 15 в составе Средиземноморского флота, базировавшегося в Гибралтаре . [13]

Прелюдия

[ редактировать ]
Картина маслом мужчины в одежде XVIII века на фоне моря.
Эдвард Боскавен

В мае 1759 года Эдвард Боскавен принял командование британским флотом в Средиземном море. [14] Помимо 15 линейных кораблей у него также было 12 фрегатов — меньших по размеру и быстрее, чем линейные корабли, и предназначенных в первую очередь для рейдов, разведки и передачи сообщений. [14] Ему было поручено преследовать французов, защищать британское торговое судоходство и обеспечивать безопасность британского форпоста и военно-морской базы в Гибралтаре. [15] К концу июля на кораблях британского флота закончились запасы и они нуждались в срочном обслуживании после длительного пребывания в море, во время которого некоторые корабли были повреждены действиями противника. [15] Флот удалился в Гибралтар и прибыл 4   августа. [16] Там они начали трудный процесс очистки днищ кораблей от ракушек и водорослей , ремонта и замены их такелажа и замены лонжеронов . [15] Пока шел ремонт, поступили новые приказы, предупредившие Боскавена о вероятности того, что французский Средиземноморский флот попытается соединиться с их Атлантическим флотом, вероятно, в Бресте, и поручившие ему предотвратить это. [15] Он приказал первым двум своим фрегатам быть готовыми к выходу в море для патрулирования на востоке, где Средиземное море сужается до узкого места Гибралтарского пролива , чтобы предупредить, если французы попытаются прорваться. [17]

Ранее в этом году один из аспектов британской стратегии был реализован в Вест-Индии . владении Французской Вест-Индии В феврале 4000 британских солдат высадились на Гваделупе, . Предполагалось, что огромное производство сахара на этом острове превысит производство сахара на всех Британских Подветренных островах вместе взятых. [18] После больших трудностей с подготовкой к выходу в море девять французских линейных кораблей под командованием Максимена де Бомпарта были отправлены на помощь острову. [16] Они прибыли на следующий день после того, как 1 мая французский губернатор сдался британцам   . [19]

Известие об этой катастрофе было передано обратно в Париж, где после обсуждения было решено усилить силы Бомпарта Средиземноморским флотом. Приказ отплыть достиг его командира адмирала Жана-Франсуа де Ла Клю-Сабрана в конце июля, и он покинул Тулон 5   августа. [18] В его состав входили двенадцать линейных кораблей и три фрегата. [20] Ла Клю намеревался ночью пройти Гибралтарский пролив, чтобы держать британцев в неведении о его отсутствии в Средиземном море. Он предвидел, что это может рассеять его флот, и приказал своим кораблям встретиться у испанского порта Кадис . [17] Поздним вечером 17 августа французы прошли через пролив, но вскоре после этого были замечены британским фрегатом HMS Gibraltar . Французы знали, что их заметили, и, понимая, что британский флот находится в Гибралтаре, ожидали немедленного преследования. [20] [21]

Карта с указанием расположения основных названных мест рядом с местом сражения.

Подход «Гибралтара » , стрелявшего из орудий в знак того, что враг замечен, застал британцев врасплох. [21] Была драка, чтобы тронуться в путь. Большинство капитанов и большая часть команды находились на берегу; некоторые, в том числе Боскавен, обедали в нескольких милях отсюда. [16] Большинство кораблей плавало без капитанов, некоторые находились под командованием младших офицеров. Старшие старшие следовали за ними, как могли (флагманский корабль HMS Namur шел с тремя капитанами и адмиралом на борту) и разбирались, как позволяли обстоятельства. Многие офицеры и солдаты остались на берегу. [22] Несколько кораблей были едва пригодны к плаванию. Процесс установки или «изгибания» парусов на мачты крупных военных кораблей того времени был сложным, и большинство британских кораблей были вынуждены делать это на ходу, в темноте, без экипажа и с небольшим количеством офицеров. . Некоторые также устанавливали рангоуты или даже вступали в стеньги. Корабли были загромождены материалами для ремонта и неуложенными запасами. На одной из орудийных палуб HMS Prince было так много бочек, что было невозможно управлять орудиями этой палубы; Экипаж HMS America выбросил за борт большое количество сыпучего материала. Несмотря на эти трудности, к 23:00, через три часа после появления Гибралтара , восемь линейных британских кораблей вышли из гавани и направились в Атлантику. Несколько кораблей остались под командованием вице-адмирала Томаса Бродрика с приказом отплыть, как только они будут готовы к выходу в море. [16] [23]

Корабли, идущие ночью, обычно выставляли фонари на корме и мачтах, чтобы избежать столкновений и позволить группам кораблей поддерживать контакт. Желая быть как можно более незаметными, французские корабли, вероятно, не следовали этой практике. [24] Всем французским кораблям были выданы запечатанные приказы, которые они должны были открыть при прохождении Гибралтарского пролива; они проинструктировали их, что флот должен встретиться в Кадисе . [16] Зная, что за ними наблюдали британцы, Ла Клю изменил свой план. Вместо того, чтобы направиться в Кадис, где, как он боялся, его могут легко блокировать британцы, он решил плыть западнее, миновать мыс Сент-Винсент и направиться в Северную Атлантику. Однако французский флот не имел эффективной системы ночной сигнализации. Поэтому около полуночи Ла Клю приказал своему флагману «Океан» зажечь кормовой фонарь, повернуть влево (влево или на запад) и снизить скорость. Обычно такие действия сопровождаются выстрелами из пушки, чтобы привлечь внимание. Историк военно-морского флота Сэм Уиллис предполагает, что, возможно, Ла Клю, которому было приказано избегать сражения любой ценой, зная, что весь флот находился относительно близко, и не желая афишировать свой маневр британцам, не сделал этого. [16] [25]

картина маслом, изображающая сражающиеся несколько военных кораблей XVIII века.
Битва при Лагосе
by Thomas Luny

Восемь из пятнадцати кораблей французского флота продолжили путь в Кадис. [16] Неясно, произошло ли это потому, что они, конечно, не заметили изменения курса флагмана, потому что не поняли его последствий, или потому, что они чувствовали, что их только что открытые приказы имели приоритет. На рассвете 18 августа Ла Клю мог видеть только шесть других кораблей. Он приказал им собраться на флагмане, подняться и дождаться ожидаемого появления остального флота. [26] Около 6:00 утра в поле зрения появилась группа больших кораблей, и Ла Клю остался стоять на месте, полагая, что это недостающий компонент его флота. [27] [28] И только когда марсели девяти кораблей второй британской эскадры, отставших под командованием Бродрика, были замечены дальше, стало понятно, что все эти корабли были британскими. [29]

Семь французских кораблей шли со скоростью самого медленного из них, «Суверена» . Боскавен приказал своим кораблям сохранять строй, чтобы его самые быстрые корабли не достигли и не вступили в бой с французской эскадрой индивидуально и не были разбиты по частям . Британские корабли оказались быстрее, и им немного благоприятствовал переменный ветер, что позволило им постепенно обогнать французов ко полудню 18 августа. Боскавен неоднократно подавал своим кораблям сигналы «увеличить скорость». [28] [30] Некоторым британским кораблям помешало расколоться недавно деформированные паруса или выпасть недавно установленные лонжероны, поскольку они были переутомлены экипажами, стремившимися поймать французов. [31] В 13.00 французские корабли подняли боевые знамёна и открыли огонь с большой дистанции. На линейных кораблях большая часть орудий была установлена ​​по бокам, чтобы они могли вести залп , но на корме было установлено небольшое количество более легких орудий, способных вести огонь в тыл. Эффективно вести огонь впереди таких кораблей не удавалось. Таким образом, французы смогли открыть огонь по британцам, когда они подошли ближе, в то время как британцы не смогли дать толкового ответа. Французы попытались вывести из строя паруса и такелаж британских кораблей, но без особого успеха. [32] [33]

Картина маслом большого военного корабля XVIII века.
Британский флагман HMS Namur.

В 14:30 британский «Каллоден» вступил в бой с последним французским кораблем « Центавр» ; они были равны, каждая была оснащена 74 тяжелыми орудиями, по 37 с каждой стороны. [34] [35] К этому времени французы выстроились в линию впереди со своим флагманом в центре. [36] Боскавен утверждал, что хотел бы, чтобы его ведущие и, следовательно, самые быстрые корабли вступили в бой с первыми встреченными французскими кораблями; затем, когда прибудет следующий британский корабль, обойдите этот бой и атакуйте следующий французский корабль в очереди. [28] Он считал, что любые обошедшиеся французские корабли можно было бы безопасно оставить эскадре Бродрика. [28] [34] [36] Однако только его собственный флагман принял этот подход, и только четыре из семи французских кораблей были задействованы. [36] Centaure подвергся нападению пяти британских кораблей, которые сражались в течение пяти часов и серьезно задержали британское преследование. [18] [36] прежде чем сдаться после того, как она попала в аварию и более трети ее экипажа было убито или ранено. [34]

Тем временем Боскавен продвигался вперед на своем 90-пушечном флагмане, решив вступить в бой с самым большим кораблем французского флота, флагманом Ла Клю, 80-пушечным « Океаном» . [34] Намюр миновал три французских корабля, получив бортовой залп с каждого; Боскавен приказал не вести ответного огня, а вместо этого приказал своему экипажу лечь, чтобы свести к минимуму потери. К 16:00 Намюр был достаточно близко к Океану , чтобы открыть огонь, и завязалась короткая и острая схватка. [34] [36] У Осеана было убито или ранено около 200 человек, в том числе Ла Клю; в то время как Намюру отстрелили одну из трех мачт вместе с марселями . обеих оставшихся мачт Поскольку Намюр не смог маневрировать, Океан , также сильно поврежденный, сбежал. Боскавен перенес свой флаг в Ньюарк . [28] [37]

На закате шесть уцелевших французских кораблей продолжали бежать на северо-запад, а те британские корабли, которые не были замедлены боевыми повреждениями, следовали за ними. Лунного света было достаточно, чтобы британские корабли могли поддерживать связь, хотя два самых быстрых французских корабля, «Суверен» и «Герье» , ночью ускользнули в Атлантику. [38] Военно-морской историк Николас Трейси предполагает, что «Ла Клю» шел неверным курсом, не смог преодолеть мыс Сент-Винсент и оказался в ловушке у подветренного берега . [39] Тяжело раненый Ла Клю теперь командовал только своим флагманом и тремя другими линейными кораблями: Redoutable , Téméraire и Modeste , ни один из которых еще не участвовал в бою. Отчаявшись спастись, он повел остатки своего флота к небольшой реке к западу от Лагоса в Португалии . [40] Португалия была нейтральной, и для Боскавена было бы незаконно нападать на него там. Был также небольшой португальский форт с видом на якорную стоянку, и Ла Клю, возможно, надеялся, что это станет сдерживающим фактором. [38]

За пределами Лагоса

[ редактировать ]
упрощенное изображение военного корабля 18-го века, окутанного дымом
Французский линейный корабль Redoutable

Когда Боскавен приблизился к Ньюарку , португальцы открыли огонь, и он вышел за пределы досягаемости пушек и выбрал несколько кораблей для атаки на французов «без всякого уважения к законам нейтралитета». [41] Британская Америка атаковала Океан , выпустив залп с близкого расстояния и потребовав от нее сдачи. Французы, которые собирались покинуть корабль, подняли свой флаг . [41] [примечание 1] Британцы не смогли отбуксировать Океан , поскольку, чтобы предотвратить это, ее с некоторой силой выбросили на берег. Поэтому они эвакуировали оставшихся членов экипажа и подожгли ее; несколько часов спустя, около полуночи, огонь достиг ее магазина, и она взорвалась. [43]

были отправлены три корабля из тыловой эскадры Бродрика Вслед за «Редутаблом» . HMS Prince неоднократно стрелял в нее, а затем поднялся на абордаж. Она также была прочно выброшена на берег и поэтому, как и Океан , была подожжена и также взорвалась несколько часов спустя. [41] Увидев, Océan и Redoutable как загорелись , и увидев идущий к ним HMS Jersey, команда Modeste бежала или сдалась, и ее с небольшими повреждениями отбуксировали британскому флоту; Во время этой операции Джерси был обстрелян португальскими фортами. Последний французский корабль, «Темерер» , был атакован «Уорспайтом» в 14:45, но его команда отказалась сдаться. Warspite маневрировал так, чтобы иметь возможность обстрелять корму «Темерера » , где французы мало что могли сделать для ответного огня, и через час «Темерер» также поднял знамя и был отбуксирован. [35] [44]

Последствия

[ редактировать ]

У французов было убито, ранено или взято в плен 500 человек; против 56 британцев убитых и 196 раненых. [44] Ла Клю, серьезно раненый, был вынесен на берег до прибытия британцев и выжил; [45] пять лет спустя ему было присвоено звание генерал-лейтенанта . [46] Битва не повлияла на планы французов по вторжению в Британию. [47] Два французских корабля, спасшиеся от боя, в конце концов достигли Рошфора. [48] Пять французских кораблей в Кадисе были заблокированы заместителем Боскавена адмиралом Бродриком. [46] Им было приказано в случае прорыва блокады направиться во французские атлантические порты с целью усиления флота в Бресте. Но к тому времени, когда они уклонились от Бродрика во время зимнего шторма в январе 1760 года, французский Атлантический флот был уничтожен в битве при Киберонском заливе , и вместо этого они вернулись в Тулон. [47]

Услышав известие о победе, печально известный нервный британский премьер-министр герцог Ньюкасл сказал: «Я до сих пор боялся вторжения». [49] приказа Боскавена Нарушение Боскавеном нейтралитета Португалии было полностью поддержано его правительством, которое успокоило португальцев, убедив их, что это было непреднамеренным результатом общего о преследовании . [50] Три года спустя правительства Испании и Франции использовали это нарушение нейтралитета как один из предлогов для объявления войны Португалии и вторжения в нее. [51] Боскавена, его капитанов и их команды чествовали в Британии. После завершения прерванного ремонта несколько победоносных кораблей Боскавена были переданы флоту адмирала Эдварда Хоука у Бреста. [52] и пятеро были с Хоуком, когда он уничтожил брестский флот в заливе Киберон в ноябре. [53] [54]

Историк Сара Кинкель описывает битву при Лагосе как «окончательную» победу. [55] Историк Джеффри Блейни описывает Боскавена как, пожалуй, самого успешного флотоводца XVIII века, «когда безрезультатные сражения на море были нормой». [56] Битва была одной из серии британских побед в 1759 году, благодаря которым этот год стал известен как annus mirabilis (с латыни «год чудес»). [57]

Три захваченных французских корабля продолжили службу в британском флоте под названием HMS Centaur . [58] Скромный [59] и Темерер . [примечание 2] На борту «Осеана» младшим офицером служил Пьер Андре де Сюффрен , который позже прославился как адмирал, возглавлявший французский флот в Индийском океане. [60] [61] молодой раб по имени Олауда Эквиано , который позже стал видным аболиционистом На британской стороне в сражении участвовал в Англии. Он включил отчет о битве в свою автобиографию « Интересное повествование о жизни Олауды Эквиано» . [62]

Боевой порядок

[ редактировать ]

Британия

[ редактировать ]

Корабли, участвовавшие в бою: [64]

Линейные корабли :

Centaure 74 - захвачен 18 августа.

Océan 80 (флаг) - сел на мель и сгорел 19 августа.
Redoutable [ фр ] 74 - сел на мель и сгорел 19 августа.
Темерайр 74 - захвачен 19 августа.
Модесте 64 - взят в плен 19 августа.

Соверен 74 - сбежал
Герье 74 - сбежал



Корабли, которые ночью разделились и направились в Кадис: [65]

Линейные корабли :

Тритон 64
Лев [ фр ] 64
Фантастика 64
Железо 50
Орифламме 50

Фрегаты :
Минерва 26
Химера 26
Изящная 26

Примечания, цитаты и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Цвета» корабля, национальный флаг или боевой флаг, снимаются с мачты или «ударяются», чтобы указать, что корабль сдался. [42]
  2. HMS Temeraire , изображенный на картине Боевой темпер», « Дж. М. У. Тернера был другим, более поздним кораблем с тем же названием. [44]
  3. ^ Цифра после каждого корабля указывает количество орудий, которые он должен был нести.
  1. ^ Сабо 2007 , стр. 17–18.
  2. ^ Маклинн 2008 , с. 65.
  3. ^ Шалин 2011 , с. 17.
  4. ^ Дженкинс 1973 , с. 148.
  5. ^ Андерсон 2001 , стр. 211–212.
  6. ^ Миддлтон 1988 .
  7. ^ Шалин 2011 , с. 18.
  8. ^ Моинг 2003 , с. 9.
  9. ^ Моинг 2003 , с. 11.
  10. ^ Маклинн 2008 , с. 232.
  11. ^ Маклинн 2008 , с. 236.
  12. ^ Маклинн 2008 , стр. 232–233.
  13. ^ Трейси 2010 , с. 24.
  14. ^ Перейти обратно: а б Маклинн 2008 , с. 248.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Уиллис 2009 , с. 747.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Трейси 2010 , с. 116.
  17. ^ Перейти обратно: а б Уиллис 2009 , с. 749.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Роджер 2004 , с. 277.
  19. ^ Андерсон 2001 , стр. 314–315.
  20. ^ Перейти обратно: а б Маклинн 2008 , с. 249.
  21. ^ Перейти обратно: а б Уиллис 2009 , с. 750.
  22. ^ Уиллис 2009 , с. 751.
  23. ^ Уиллис 2009 , стр. 751–753.
  24. ^ Уиллис 2009 , стр. 748–749, 754.
  25. ^ Уиллис 2009 , стр. 753–754.
  26. ^ Уиллис 2009 , с. 754.
  27. ^ Дженкинс 1973 , с. 131.
  28. ^ Перейти обратно: а б с д и Трейси 2010 , с. 117.
  29. ^ Уиллис 2009 , стр. 754–755.
  30. ^ Уиллис 2009 , с. 755.
  31. ^ Уиллис 2009 , с. 753.
  32. ^ Уиллис 2009 , стр. 756–757.
  33. ^ Трейси 2010 , с. 56.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д и Маклинн 2008 , с. 251.
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и Женат 1867 , с. 373.
  36. ^ Перейти обратно: а б с д и Уиллис 2009 , с. 757.
  37. ^ Маклинн 2008 , стр. 251–252.
  38. ^ Перейти обратно: а б Уиллис 2009 , с. 760.
  39. ^ Трейси 2010 , с. 118.
  40. ^ Монако 2017 , стр. 86–87.
  41. ^ Перейти обратно: а б с Уиллис 2009 , с. 761.
  42. ^ Вильгельм 1881 , с. 148.
  43. ^ Маклинн 2008 , с. 252.
  44. ^ Перейти обратно: а б с Уиллис 2009 , с. 762.
  45. ^ Роджер 2004 , с. 278.
  46. ^ Перейти обратно: а б Маклинн 2008 , с. 253.
  47. ^ Перейти обратно: а б Трейси 2010 , с. 135.
  48. ^ Тупой 2009 , с. 83.
  49. ^ Longmate 1993 , с. 178.
  50. ^ Кемп 1976 , с. 400.
  51. ^ Фрэнсис 1985 , стр. 136–137.
  52. ^ Уиллис 2009 , с. 763.
  53. ^ Трейси 2010 , с. 128.
  54. Женат в 1867 г. , стр. 373, 385.
  55. ^ Кинкель 2013 , с. 1451.
  56. ^ Блейни 1988 , с. 191–192.
  57. ^ Моно 2009 , с. 167.
  58. ^ Винфилд 2007 , с. 70.
  59. ^ Винфилд 2007 , с. 96.
  60. ^ Монако 2017 , стр. 86, 88.
  61. ^ Махан 1890 , с. 416.
  62. ^ Уиллис 2009 , с. 756.
  63. ^ Клоуз 1898 , с. 212.
  64. Женат в 1867 г. , стр. 372–373.
  65. ^ Маклинн 2008 , с. 250.

Источники

[ редактировать ]
  • Андерсон, Фред (2001). Горнило войны: Семилетняя война и судьба империи в Британской Северной Америке, 1754–1766 гг . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN  978-0571205653 .
  • Блейни, Джеффри (1988). Причины войны . Бейзингсток, Хэмпшир: Макмиллан. ISBN  0-333-46215-7 .
  • Шалин, Оливер (2011). «Залив Киберон, 20 ноября 1759 года». Записные книжки Pays de Guérande (на французском языке) (53). Общество друзей Геранда: 17–29. ISSN   0765-3565 .
  • Клоуз, Уильям Лэрд (1898). Королевский флот, история с древнейших времен до наших дней . Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон. OCLC   1084577790 .
  • Тупой, Джонатан Р. (2009). Эпоха линейного корабля: британский и французский флот, 1650–1815 гг . Барнсли, Южный Йоркшир: Книги о ручке и мече. ISBN  978-1848325494 .
  • Фрэнсис, Алан Дэвид (1985). Португалия 1715–1808: Жоанин, Помбалин и Португалия в стиле рококо глазами британских дипломатов и торговцев . Коллекция Темзы (ред.). Лондон: Тамесис. п. 137 . ISBN  978-0729301909 .
  • Дженкинс, Э.Х. (1973). История французского военно-морского флота: от истоков до наших дней . Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN  978-0356041964 .
  • Кемп, Питер, изд. (1976). Оксфордский справочник по кораблям и морю . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0192820842 .
  • Кинкель, Сара (2013). «Беспорядок, дисциплина и военно-морская реформа в Британии середины восемнадцатого века». Английский исторический обзор . 128 (535): 1451–1482. дои : 10.1093/ehr/cet273 . JSTOR   24473894 .
  • Лонгмейт, Норман (1993). Островная крепость: Оборона Великобритании, 1603–1945 гг . Лондон: Графтон. ISBN  978-0586208465 .
  • Маклинн, Фрэнк (2008). 1759 год: год, когда Британия стала властителем мира . Лондон: Винтаж. ISBN  978-0099526391 .
  • Махан, Альфред Тайер (1890). Влияние морской мощи на историю, 1660–1783 гг . Лондон: Сэмпсон, Лоу, Марстон. OCLC   782063369 .
  • Миддлтон, Ричард (1988). «Военно-морское управление в эпоху Питта и Энсона, 1755–1763». В Блэке, Джереми и Вудфайн, Филип (ред.). Британский флот и использование военно-морской мощи в восемнадцатом веке . Лестер: Издательство Лестерского университета. стр. 109–127. OCLC   572510434 .
  • ле Муэн, Гай (2003). Морское сражение кардиналов: 20 ноября 1759 г. (на французском языке). Париж: Экономика. ISBN  978-2717845037 .
  • Монаке, Реми (2017). «Ле Байи Пьер-Андре де Сюффрен: предшественник Нельсона». В Хардинге, Ричард; Гимера, Агустин (ред.). Военно-морское лидерство в атлантическом мире: эпоха реформ и революции, 1700–1850 гг . Лондон: Вестминстерский университет Press. стр. 85–92. ISBN  978-1911534082 .
  • Моно, Поль Клебер (2009). Имперский остров: история Британии и ее империи, 1660–1837 гг . Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. ISBN  978-1405134446 .
  • Роджер, НАМ (2004). Командование океаном: военно-морская история Великобритании 1649–1815 гг . Лондон: Пингвин. ISBN  0-713-99411-8 .
  • Сабо, Франц А.Дж. (2007). Семилетняя война в Европе 1756–1763 гг . Харлоу, Эссекс: Лонгман. ISBN  978-0582292727 .
  • Трейси, Николас (2010). Битва при заливе Киберон, 1759 год: Хоук и поражение французского вторжения . Барнсли, Южный Йоркшир: Перо и меч. ISBN  978-1848841161 .
  • Труде, Онисиме-Иоахим (1867). Морские сражения Франции, Том 1 (на французском языке). Париж: Книготорговец, комиссар военно-морского флота. OCLC   757299734 .
  • Вильгельм, Томас (1881). Военный словарь и справочник . Филадельфия: LR Hamersly & Co. OCLC   1872456 .
  • Уиллис, Сэм (2009). «Битва при Лагосе, 1759 год». Журнал военной истории . 73 (3): 745–765. дои : 10.1353/jmh.0.0366 . ISSN   0899-3718 . S2CID   162390731 .
  • Уинфилд, Риф (2007). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1714–1792: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Барнсли, Южный Йоркшир: Издательство Seaforth. ISBN  978-1844157006 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 47e07ec6267ca68b91383fed0a76be05__1720952880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/05/47e07ec6267ca68b91383fed0a76be05.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Lagos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)