Jump to content

Олауда Эквиано

Олауда Эквиано
Эквиано Дэниела Орма , фронтиспис его автобиографии (1789 г.)
Рожденный в. 1745 г.
Эссака в Игболанде
Умер 31 марта 1797 г. (52 года)
Вестминстер , Миддлсекс , Великобритания
Другие имена Густав Васса, Джейкоб, Майкл
Занятия
  • Моряк
  • писатель
  • торговец
Известный Влияние на британских аболиционистов; Интересный рассказ о жизни Олауды Эквиано
Супруг
( м. 1792; умер в 1796 г.)
Дети Анна Мария Васса
Джоанна Васса

Олауда Эквиано ( / ə ˈ l d ə / ; ок. 1745 - 31 марта 1797), известный большую часть своей жизни как Густав Васса ( / ˈ v æ s ə / ), был писателем и аболиционистом. Согласно его мемуарам, он был родом из деревни Эссака на юге современной Нигерии . [1] [2] Порабощенный в детстве в Западной Африке, он был отправлен на Карибы и продан офицеру Королевского флота . Его продавали еще дважды, прежде чем он купил свободу в 1766 году.

Будучи вольноотпущенником в Лондоне, Эквиано поддерживал британское аболиционистское движение , став в 1780-х годах одной из его ведущих фигур. Эквиано входил в аболиционистскую группу « Сыны Африки» , членами которой были африканцы, живущие в Великобритании. Его автобиография 1789 года « Интересное повествование о жизни Олауды Эквиано» продавалась так хорошо, что при его жизни было опубликовано девять изданий, что помогло обеспечить принятие Британского закона о работорговле 1807 года , отменившего работорговлю. [3] «Интересное повествование» приобрело новую популярность среди ученых в конце 20 века и остается полезным первоисточником. [4] [5]

Ранняя жизнь и порабощение

[ редактировать ]

Согласно его мемуарам, Эквиано родился около 1745 года в деревне игбо в Эссаке на территории современной южной Нигерии. Он утверждал, что его дом является частью Королевства Бенин . [6] [7]

Эквиано рассказал об инциденте с попыткой похищения детей в его деревне игбо , которой помешали взрослые. Когда ему было около одиннадцати лет, его и его сестру оставили одни присматривать за своим семейным имуществом, как это было обычным делом, когда взрослые уходили из дома на работу. Их похитили и увезли далеко от дома, разлучили и продали работорговцам . Он попытался сбежать, но ему помешали. После того, как его владельцы несколько раз менялись, Эквиано случайно встретился со своей сестрой, но их снова разлучили. Через шесть или семь месяцев после того, как его похитили, он прибыл на побережье, где его взяли на борт европейского невольничьего корабля . [8] [9] Его перевезли вместе с 244 другими порабощенными африканцами через Атлантический океан на Барбадос в Британской Вест-Индии . Его и еще нескольких рабов отправили на продажу в колонию Вирджиния .

Литературовед Винсент Карретта в своей биографии Эквиано 2005 года утверждал, что активист мог родиться в колониальной Южной Каролине, а не в Африке, основываясь на приходской записи о крещении 1759 года, в которой местом рождения Эквиано указано Каролина, и на судне 1773 года, где указана Южная Каролина. . [5] [10] Вывод Карретты оспаривается другими учеными, которые считают, что масса доказательств подтверждает версию Эквиано о том, что он приехал из Африки. [11]

В Вирджинии Equiano купил Майкл Генри Паскаль, лейтенант Королевского флота . Паскаль переименовал мальчика в Густава Вассу в честь короля Швеции XVI века Густава Васы. [8] который начал протестантскую Реформацию в Швеции . Эквиано уже дважды переименовывался: на борту невольничьего корабля, доставившего его в Америку, его звали Майклом, а первый владелец звал Джейкобом. На этот раз Эквиано отказался и сказал своему новому владельцу, что предпочел бы, чтобы его звали Джейкоб. Его отказ, по его словам, «принес мне много наручников», и в конце концов он согласился на новое имя. : 62  Он использовал это имя всю оставшуюся жизнь, в том числе во всех официальных отчетах; он использовал Эквиано только в своей автобиографии. [1]

Паскаль взял Эквиано с собой, когда вернулся в Англию, и попросил его сопровождать его в качестве камердинера во время Семилетней войны с Францией (1756–1763). Эквиано дает свидетельские показания осады Луисбурга (1758 г.) , битвы при Лагосе (1759 г.) и захвата Бель-Иля (1761 г.). Ожидалось, что Эквиано, также обученный морскому делу, будет помогать экипажу корабля во время боя; его обязанностью было доставлять порох на орудийные палубы. Паскаль отдал предпочтение Эквиано и отправил его к своей невестке в Великобританию, чтобы он мог посещать школу и научиться читать и писать.

Эквиано обратился в христианство и был крещен в церкви Святой Маргариты в Вестминстере он был описан 9 февраля 1759 года, когда в приходской книге как «черный, родившийся в Каролине, 12 лет». [12] Его крестными родителями были Мэри Герен и ее брат Мейнард, двоюродные братья его хозяина Паскаля. Они заинтересовались им и помогли ему выучить английский язык. Позже, когда происхождение Эквиано было подвергнуто сомнению после публикации его книги, Герены показали, что он не владел английским языком, когда он впервые приехал в Лондон. [1]

В декабре 1762 года Паскаль продал Эквиано капитану Джеймсу Дорану с «Чарминг Салли» в Грейвсенде , откуда его переправили обратно в Карибское море, на Монтсеррат , на Подветренные острова . Там он был продан Роберту Кингу, американскому купцу -квакеру из Филадельфии , который торговал на Карибах. [13]

Выпускать

[ редактировать ]
«Багамские банки 1767 года» из «Интересного повествования о жизни Олауда Эквиано, или Густавуса Вассы, африканца».

Роберт Кинг поручил Эквиано работать над маршрутами доставки и в своих магазинах. В 1765 году, когда Эквиано было около 20 лет, Кинг пообещал, что за покупную цену в 40 фунтов (что эквивалентно 6900 фунтам стерлингов в 2023 году) он сможет купить себе свободу . [14] Кинг научил его беглее читать и писать, направил по пути религии и позволил Эквиано заниматься прибыльной торговлей за свой счет, а также от имени своего владельца. Эквиано продавал фрукты, стеклянные стаканы и другие товары между Грузией и Карибскими островами. Король позволил Эквиано выкупить свободу, чего он и добился в 1766 году. Купец убеждал Эквиано остаться деловым партнером. Однако Эквиано счел опасным и ограниченным оставаться в британских колониях в качестве вольноотпущенника . При погрузке корабля в Грузии его чуть не похитили обратно в рабство.

Примерно к 1768 году Эквиано уехал в Британию. Он продолжал работать в море, иногда путешествуя матросом по Англии. В 1773 году на Королевского флота корабле HMS Racehorse он отправился в Арктику в составе экспедиции к Северному полюсу . [15] В этом путешествии он работал с доктором Чарльзом Ирвингом , который разработал процесс дистилляции морской воды и позже заработал на этом состояние. Два года спустя Ирвинг нанял Эквиано для проекта на Берегу Москитов в Центральной Америке, где он должен был использовать свое африканское происхождение, чтобы помогать отбирать рабов и управлять ими в качестве рабочих на плантациях сахарного тростника . У Ирвинга и Эквиано были рабочие отношения и дружба на протяжении более десяти лет, но предприятие по плантации провалилось. [16] Эквиано встретился с Джорджем , « сыном короля Маскито ».

Эквиано покинул Берег Москитов в 1776 году и прибыл в Плимут , Англия, 7 января 1777 года. [ нужна ссылка ]

Пионер движения за отмену смертной казни

[ редактировать ]

Эквиано поселился в Лондоне, где в 1780-х годах стал участвовать в аболиционистском движении . Движение за прекращение работорговли было особенно сильным среди квакеров, но Общество за отмену работорговли было основано в 1787 году как внеконфессиональная группа с англиканскими членами в попытке напрямую влиять на парламент. Согласно Закону об испытаниях , только тем, кто был готов принять таинство Вечери Господней в соответствии с обрядами англиканской церкви, разрешалось быть депутатами. Эквиано находился под влиянием Джорджа Уайтфилда евангелизации .

Еще в 1783 году Эквиано сообщил аболиционистам, таким как Грэнвилл Шарп , о работорговле; в том же году он первым рассказал Шарпу о в Зонге резне , которую рассматривали в Лондоне как судебный процесс по страховым случаям. Это стало знаменитым событием для аболиционистского движения и способствовало его росту. [7]

21 октября 1785 года он был одним из восьми делегатов от африканцев в Америке, которые вручили «Благодарственное обращение» квакерам на собрании на Грейсчерч-стрит в Лондоне. В обращении говорилось о предостережении Великобритании и ее колониям помощи Энтони Бенезета , основателя Общества свободным неграм, незаконно удерживаемым в рабстве . [17]

С Эквиано подружились и поддержали аболиционисты, многие из которых поощряли его писать и публиковать историю своей жизни. В этих усилиях его финансово поддержали филантропы-аболиционисты и религиозные благотворители. Его лекциям и подготовке к книге способствовала, в частности, Селина Гастингс, графиня Хантингдон .

Мемориальная доска на Райдинг-Хаус-стрит в Вестминстере, отмечающая место, где Эквиано жил и опубликовал свой рассказ.

Книга, озаглавленная «Интересное повествование о жизни Олауды Эквиано, или Густавуса Вассы, африканца» (1789 г.), за его жизнь выдержала девять изданий. Это один из самых ранних известных примеров опубликованных произведений африканского писателя, широко читаемых в Англии. К 1792 году он стал бестселлером и был опубликован в России, Германии, Голландии и США. Это был первый влиятельный рассказ о рабах , ставший большим литературным жанром. Но опыт рабства Эквиано сильно отличался от опыта большинства рабов; в полевых работах не участвовал, лично обслуживал своих хозяев и ходил в море, учился грамоте, работал в торговле. [7]

Личный рассказ Эквиано о рабстве, его пути продвижения и его опыте чернокожего иммигранта вызвал сенсацию при публикации. Книга способствовала растущему движению против рабства в Великобритании, Европе и Новом Свете. [18] Его рассказ удивил многих качеством образов, описаний и литературного стиля.

В своем отчете Эквиано подробно рассказывает о своем родном городе, а также о законах и обычаях народа Эбоэ . Будучи схваченным в детстве, он описал общины, через которые он проезжал в плену по пути к побережью. Его биография подробно описывает его путешествие на невольничьем корабле и жестокость рабства в колониях Вест-Индии , Вирджинии и Джорджии.

Эквиано прокомментировал ограниченность прав, которыми обладали освобожденные цветные люди в этих же местах, а также то, что они также столкнулись с риском похищения и порабощения. Эквиано принял христианство в возрасте 14 лет, и его важность для него является постоянной темой в его автобиографии. Он был крещен в англиканской церкви в 1759 году; в своей автобиографии он описал себя как «протестанта англиканской церкви», но также заигрывал с методизмом . [19]

Несколько событий в жизни Эквиано заставили его усомниться в своей вере. В 1774 году он был огорчен похищением своего друга, чернокожего повара по имени Джон Аннис, которого насильно увезли с британского корабля «Англикания» , на котором они оба служили. [ нужна ссылка ] Похититель его друга, Уильям Киркпатрик, не подчинился решению по делу Сомерсетта (1772 г.), согласно которому рабов нельзя было вывозить из Англии без их разрешения, поскольку общее право не поддерживало этот институт в Англии и Уэльсе. Киркпатрик перевез Аннис в Сент-Китс , где его сурово наказали. [ почему? ] и работал рабочим на плантации, пока не умер. С помощью Грэнвилла Шарпа Эквиано пытался освободить Аннис до того, как его вышлют из Англии, но безуспешно. Он слышал, что Аннис не была свободна от страданий, пока не умерла в рабстве. [20] Несмотря на свои вопросы, он подтверждает свою веру в христианство, как видно из предпоследнего предложения его работы, в котором цитируется пророк Михей ( Михей 6:8 ): «Ведь то, что делает любое событие важным, если только благодаря его наблюдению мы не становимся лучше и станете мудрее и научитесь «поступать справедливо, любить милосердие и смиренно ходить перед Богом?»

В своем отчете Эквиано также рассказал о своем поселении в Лондоне. Он женился на англичанке и жил с ней в Сохаме , Кембриджшир, где у них родились две дочери. Он стал ведущим аболиционистом в 1780-х годах, читая во многих городах лекции против работорговли. Эквиано описывает центральную роль, которую он и Грэнвилл Шарп сыграли в движении против работорговли, а также их попытки предать гласности в Цзун резню , о которой стало известно в 1783 году.

Рецензенты обнаружили, что его книга продемонстрировала полную и сложную человечность африканцев, а также бесчеловечность рабства. Книга была признана образцовым произведением английской литературы нового африканского автора. Эквиано настолько преуспел в продажах, что добился независимости от своих благотворителей. Он путешествовал по Англии, Шотландии и Ирландии, продвигая книгу, проведя в одной Ирландии восемь месяцев с 1792 по 1793 год. [21] Он работал над улучшением экономических, социальных и образовательных условий в Африке. В частности, он начал работать в Сьерра-Леоне , колонии, основанной в 1792 году для освобожденных Великобританией рабов в Западной Африке.

Спустя годы радикальные связи

[ редактировать ]

Во время Войны за независимость США Великобритания вербовала чернокожих людей для борьбы с ней, предлагая свободу тем, кто покинул повстанческих хозяев. На практике он также освободил женщин и детей и привлек тысячи рабов на свои позиции в Нью-Йорке, который он оккупировал, и на юге, где его войска оккупировали Чарльстон, Южная Каролина . Когда британские войска были эвакуированы в конце войны, их офицеры также эвакуировали этих бывших американских рабов. Они были переселены в Карибский бассейн, в Новую Шотландию , в Сьерра-Леоне в Африке и в Лондон. Великобритания отказалась вернуть рабов, чего Соединенные Штаты добивались в мирных переговорах.

В 1783 году, после обретения Соединенными Штатами независимости, Эквиано начал помогать черным беднякам Лондона, которые в основном представляли собой бывших афроамериканских рабов, освобожденных во время и после американской революции британцами. Были также некоторые освобожденные рабы из Карибского бассейна, а также некоторые, которые были привезены их владельцами в Англию и освобождены позже после решения о том, что в Британии нет оснований в общем праве для рабства . Чернокожая община насчитывала около 20 000 человек. [22] После революции около 3000 бывших рабов были перевезены из Нью-Йорка в Новую Шотландию, где они стали известны как черные лоялисты , а также другие лоялисты, переселившиеся туда. Многим вольноотпущенникам было трудно начать новую жизнь в Лондоне или Канаде.

В ноябре 1786 года Эквиано был назначен « комиссаром продовольствия и запасов для черной бедноты, отправляющейся в Сьерра-Леоне». [ нужна ссылка ] Это была экспедиция по переселению лондонских черных бедняков во Фритаун , новую британскую колонию, основанную на западном побережье Африки, на территории современной Сьерра-Леоне . К чернокожим из Лондона присоединились более 1200 черных лоялистов, которые решили покинуть Новую Шотландию . Им помогал Джон Кларксон , младший брат аболициониста Томаса Кларксона . Ямайские мароны , а также рабы, освобожденные с незаконных работорговческих судов после того, как Великобритания отменила работорговлю, также поселились во Фритауне в первые десятилетия. Эквиано был уволен из нового поселения после протеста против неэффективного финансового управления, и он вернулся в Лондон. [23] [24]

Эквиано был видной фигурой в Лондоне и часто выступал в роли представителя чернокожего сообщества. Он был одним из ведущих членов «Сынов Африки» , небольшой группы аболиционистов, состоящей из свободных африканцев в Лондоне. Они были тесно связаны с Обществом за отмену работорговли . Комментарии Эквиано по вопросам были опубликованы в таких газетах, как Public Advertiser и Morning Chronicle . Он ответил Джеймсу Тобину в 1788 году в « Public Advertiser» , критикуя две его брошюры и связанную с ними книгу Гордона Тернбулла 1786 года. [25] [26] У Эквиано было больше публичного голоса, чем у большинства африканцев или черных лоялистов , и он использовал различные возможности, чтобы использовать его. [27]

Эквиано был активным членом радикального рабочего Лондонского корреспондентского общества , которое выступало за демократические реформы. В 1791–1792 годах, совершая поездку по Британским островам со своей автобиографией и опираясь на сети аболиционистов, он установил связи для LCS, включая, возможно, первые контакты Общества с Соединенными ирландцами . [28] В Белфасте , где его появление в мае 1791 года праздновали аболиционисты, пятью годами ранее сорвавшие планы ввода в порт судов для Среднего прохода , [29] Эквиано принимал ведущий ирландец «Юнайтед», издатель их пейнитской газеты « Северная звезда » Сэмюэл Нейлсон . [30] После начала войны с революционной Францией ведущие члены LCS, в том числе Томас Харди , у которого Эквиано жил в 1792 году, были обвинены в государственной измене, а в 1799 году, после появления доказательств связи между ведущими членами и восставшими Объединенными ирландцами, общество было подавлен.

Брак и семья

[ редактировать ]
Портрет неизвестного мужчины, ранее идентифицированного как Игнатий Санчо . [31] [32] или как Эквиано, [33] в Королевском мемориальном музее Альберта , Эксетер

7 апреля 1792 года Эквиано женился на Сюзанне Каллен, местной женщине, в церкви Святого Андрея, Сохам , Кембриджшир. [34] Оригинал реестра браков, содержащий запись о Вассе и Каллене, сегодня хранится в Кембриджширском архиве и краеведении . Он включал свой брак в каждое издание своей автобиографии, начиная с 1792 года. Пара поселилась в этом районе, и у них родились две дочери, Анна Мария (1793–1797) и Джоанна (1795–1857), которые были крещены в церкви Сохам.

Сюзанна умерла в феврале 1796 года в возрасте 34 лет, а Эквиано умер через год после этого, 31 марта 1797 года. [8] Вскоре после этого Анна умерла в возрасте четырех лет, оставив Джоанне унаследовать поместье Эквиано, когда ей был 21 год; тогда его оценили в 950 фунтов стерлингов (что эквивалентно 92 000 фунтов стерлингов в 2023 году). В память об Анне Марии установлена ​​мемориальная доска в Святого Андрея церкви в Честертоне, Кембридж . [35] Джоанна Васса вышла замуж за преподобного Генри Бромли, священника -конгрегационалиста , в 1821 году. Они оба похоронены на внеконфессиональном кладбище Эбни-Парк в Сток-Ньюингтоне , Лондон; Памятник Бромли теперь является памятником архитектуры II степени . [36]

Последние дни и будут

[ редактировать ]

Он составил свое завещание 28 мая 1796 года. В то время он жил в Зале Плайстереров . [37] затем на Аддл-стрит в Олдерманбери в лондонском Сити . [38] [39] Он переехал на Джон-стрит (ныне Уитфилд-стрит ), недалеко от Скинии Уайтфилда, Тоттенхэм-Корт-роуд . На момент своей смерти 31 марта 1797 года он жил на Паддингтон-стрит в Вестминстере . [40] О смерти Эквиано сообщили в американском [41] а также британские газеты.

Эквиано был похоронен в Скинии Уайтфилда 6 апреля. Запись в реестре гласит: «Густус Васа, 52 года, С. т Мэри Ле Боун ». [42] [43] Место его захоронения утрачено. Небольшое кладбище находилось по обе стороны от часовни и теперь является садами Уитфилда. [44] На месте часовни сейчас находится Американская Международная Церковь .

По завещанию Эквиано в случае смерти дочерей до достижения 21-летнего возраста половину своего состояния завещал компании Сьерра-Леоне для школы в Сьерра-Леоне, а половину — Лондонскому миссионерскому обществу . [39]

[ редактировать ]

После публикации в 1967 году недавно отредактированной версии его мемуаров Пола Эдвардса интерес к Эквиано возобновился. Ученые из Нигерии также начали его изучать. Например, С. С. Угеде называет Эквиано пионером в утверждении «достоинства африканской жизни в белом обществе своего времени». [45]

Исследуя его жизнь, некоторые ученые с конца 20 века оспаривали версию Эквиано о его происхождении. В 1999 году, редактируя новую версию мемуаров Эквиано, Винсент Карретта, профессор английского языка в Университете Мэриленда, нашел две записи, которые заставили его усомниться в рассказе бывшего раба о рождении в Африке. Впервые он опубликовал свои выводы в журнале « Рабство и отмена рабства» . [10] [46] На конференции 2003 года в Англии Карретта защищался от нигерийских ученых, таких как Обиву , которые обвинили его в «псевдодетективной работе» и «широкой рекламной игре». [47] В своей биографии 2005 года Карретта предположил, что Эквиано, возможно, родился в Южной Каролине, а не в Африке, поскольку его дважды записывали оттуда. Карретта написал:

Эквиано определенно был африканцем по происхождению. Косвенные доказательства того, что Эквиано также был афроамериканцем по рождению и афро-британцем по выбору, убедительны, но не являются абсолютно убедительными. Хотя косвенные улики не эквивалентны доказательствам, любой, кто имеет дело с жизнью и искусством Эквиано, должен их учитывать. [5]

По словам Карретты, запись о крещении Эквиано/Вассы и список военно-морских сил документально подтверждают, что он прибыл из Южной Каролины . [10] Карретта интерпретировал эти аномалии как возможное свидетельство того, что Эквиано придумал версию своего африканского происхождения, и перенял материалы от других. Но Пол Лавджой , Александр X. Берд и Дуглас Чемберс отмечают, сколько общих и конкретных деталей Карретта может задокументировать из источников, связанных с работорговлей в 1750-х годах, описанной Эквиано, включая путешествия из Африки в Вирджинию, продажу Паскалю в 1754 году. и другие. Они приходят к выводу, что он, скорее, рассказывал то, что считал фактом, а не создавал вымышленную версию; его творчество оформлено как автобиография. [15] [7] [48]

Лавджой написал следующее:

Косвенные доказательства указывают на то, что он родился там, где, по его словам, был, и что на самом деле «Интересное повествование» достаточно точно в своих деталях, хотя, конечно, подвергается той же критике избирательности и корыстных искажений, которые характеризуют этот жанр. автобиографии.

Лавджой использует имя Васса в своей статье, поскольку это было то, что этот человек использовал на протяжении всей своей жизни, «в своем крещении, своих военно-морских записях, свидетельстве о браке и завещании». [7] Он подчеркивает, что Васса в автобиографии использовал только свое африканское имя.

Другие историки также утверждают, что тот факт, что многие части рассказа Эквиано могут быть доказаны, придает вес принятию его рассказа об африканском происхождении. историк Адам Хохшильд Как писал :

В длинной и увлекательной истории автобиографий, искажающих или преувеличивающих правду. ... Редко когда одна важная часть мемуаров полностью сфабрикована, а остальная часть тщательно точна; среди автобиографов... и лицемеры, и говорящие правду склонны быть последовательными. [49]

Он также отметил, что «со времени «повторного открытия» рассказа Вассы в 1960-х годах ученые оценили его как наиболее обширный отчет о жизни раба восемнадцатого века и трудном переходе от рабства к свободе». [7]

Наследие

[ редактировать ]

Представительство в других СМИ

[ редактировать ]
  • Гамбийский актер Луи Махони сыграл Эквиано в BBC мини-сериале «Борьба с рабством» (1975). [66]
  • В 28-минутном документальном фильме « Сын Африки: рабский рассказ Олауды Эквиано» (1996), снятом BBC и режиссером Алриком Райли, используются драматические реконструкции, архивные материалы и интервью, чтобы представить социальный и экономический контекст его жизни и жизни. работорговля. [67]

Многочисленные работы об Эквиано были созданы к двухсотлетию отмены работорговли в Великобритании в 2007 году:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Лавджой, Пол Э. (2006). «Автобиография и память: Густав Васса, он же Олауда Эквиано, африканец». Рабство и отмена . 27 (3): 317–347. дои : 10.1080/01440390601014302 . S2CID   146143041 .
  2. ^ Кристер Петли, Белая ярость: ямайский рабовладелец и эпоха революции (Оксфорд: Oxford University Press, 2018), стр. 151.
  3. ^ Эквиано, Олауда (1999). Жизнь Олауды Эквиано, или Густава Вассы, африканца . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN  978-0-486-40661-9 .
  4. ^ Ф. Оньезири (2008), «Олауда Эквиано: факты о его народе и месте рождения». Архивировано 17 октября 2017 года в Wayback Machine .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Карретта, Винсент (2005). Эквиано, африканец: Биография человека, который сделал себя сам . Издательство Университета Джорджии. п. xvi. ISBN  978-0-8203-2571-2 .
  6. ^ «Мир Эквиано» . www.equianosworld.org .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пол Э. Лавджой, «Автобиография и память: Густав Васса, он же Олауда Эквиано, африканец». Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , Рабство и отмена 27, вып. 3 (2006): 317–347.
  8. ^ Перейти обратно: а б с «Олауда Эквиано» . История Би-би-си. Архивировано из оригинала 13 июля 2006 года . Проверено 5 июля 2006 г.
  9. ^ Эквиано, Олауда (2005). Интересный рассказ о жизни Олауды Эквиано . Напечатано и продано автором. ISBN  9781615362622 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с Робин Блэкберн , «Правдивая история Эквиано» , The Nation , 2 ноября 2005 г. (в архиве). Проверено 28 сентября 2014 г. (требуется подписка) .
  11. ^ Багг, Джон (октябрь 2006 г.). «Другой интересный рассказ: публичный книжный тур Олауды Эквиано». ПМЛА . 121 (5): 1424–1442, особенно. 1425. дои : 10.1632/pmla.2006.121.5.1424 . JSTOR   25501614 . S2CID   162237773 .
  12. ^ Дэвид Дабидин, «Африканец Эквиано: Биография человека, добившегося успеха самостоятельно, Винсент Карретта» (рецензия на книгу), The Guardian , 3 декабря 2005 г., Архивировано 14 ноября 2017 г. в Wayback Machine . Проверено 11 января 2018 г.
  13. ^ Эквиано, Олауда (1790). Интересный рассказ о жизни Олауда Эквиано, или Густавуса Вассы, африканца .
  14. ^ Уолвин, Джеймс (2000). Жизнь африканца: жизнь и времена Олауды Эквиано, 1745–1797 гг . Международная издательская группа «Континуум». п. 71. ИСБН  978-0-8264-4704-3 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Дуглас Чемберс, «Почти англичанин: Equiano Карретты». Архивировано 8 октября 2014 года в Wayback Machine , H-Net Reviews, ноябрь 2007 года. Проверено 28 сентября 2014 года.
  16. ^ Лавджой (2006), с. 332.
  17. ^ «Челмсфорд». Челмсфордские хроники . 5 мая 1786 г. с. 3.
  18. ^ Камилла Стоун Стэнтон и Джули А. Чаппелл (редакторы), Трансатлантическая литература в долгом восемнадцатом веке , Ньюкасл-апон-Тайн: Кембриджские ученые, 2011.
  19. ^ Хиндс, Элизабет Джейн Уолл (зима 1998 г.). «Дух торговли: обращение Олауды Эквиано, легализм и жизнь торговца». Афроамериканский обзор . 32 (4): 635–647. дои : 10.2307/2901242 . JSTOR   2901242 .
  20. ^ «Отрывок из гл. 10 « Интересное повествование » . Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Проверено 28 января 2014 г.
  21. ^ WA Hart «Африканцы в Ирландии восемнадцатого века» , Ирландские исторические исследования , Том 33, № 129, 2002, в JSTOR
  22. ^ Лавджой (2006), с. 334.
  23. ^ Дэвид Дамрош, Сьюзан Дж. Вольфсон, Питер Дж. Мэннинг (редакторы), Антология британской литературы Лонгмана , Том 2A: Романтики и их современники (2003), стр. 211.
  24. ^ Майкл Сива, Почему чернокожие лондонцы не присоединились к Схеме переселения в Сьерра-Леоне 1783–1815 гг.? (Лондон: Открытый университет, 2014), стр. 28–33.
  25. ^ Винсент Карретта; Филип Гулд (5 февраля 2015 г.). Гений в рабстве: литература ранней Черной Атлантики . Университетское издательство Кентукки. п. 67. ИСБН  978-0-8131-5946-1 .
  26. ^ Питер Фрайер (1984). Пребывание у власти: история чернокожих людей в Великобритании . Университет Альберты. стр. 108–9. ISBN  978-0-86104-749-9 .
  27. ^ Шиллон, Фоларин (сентябрь 1977 г.). «Олауда Эквиано; нигерийский аболиционист и первый лидер африканцев в Великобритании». Журнал африканских исследований . 4 (4): 433–451.
  28. ^ Физерстоун, Дэвид (2013). « У нас будет равенство и свобода в Ирландии»: оспариваемая география ирландских демократических политических культур в 1790-х годах». Историческая география . 41 : 124–126.
  29. ^ Ролстон, Билл (2003). «Лживый старый негодяй» . XVIII–XIX века История, особенности . 11 (1) – через History Ireland.
  30. ^ Роджерс, Нини (1997). «Экиано в Белфасте: исследование антирабовладельческого духа в северном городе». Рабство и его отмена . 18 (2): 73–89. дои : 10.1080/01440399708575211 .
  31. ^ «Торговые лица» . Би-би-си.
  32. ^ «Портрет африканца (вероятно, Игнатий Санчо, 1729–1780)» . artuk.org .
  33. ^ «Эквианские портреты» . brycchancarey.com . Архивировано из оригинала 1 февраля 2017 года . Проверено 18 мая 2017 г.
  34. ^ «Олауда Эквиано или Густав Васса Африканец - 200-летие отмены рабства» . equiano.soham.org.uk . Проверено 14 августа 2021 г.
  35. ^ Историческая Англия , «Церковь Святого Андрея, Кембридж (1112541)» , Список национального наследия Англии , получено 20 октября 2020 г.
  36. ^ Историческая Англия , «Памятник Джоанне Вассе на кладбище Эбни-Парк (1392851)» , Список национального наследия Англии , получено 18 января 2020 г.
  37. ^ Бампинг, Найджел (17 июля 2020 г.). «Пластереры и отмена рабства» . Plaistererslivery.co.uk . Архивировано из оригинала 16 ноября 2020 года . Проверено 14 ноября 2020 г.
  38. ^ «Завещание Густава Вассы или Олауда Эквиано, джентльмена с Аддл-стрит, Олдерманбери, лондонский Сити». Англия и Уэльс, Прерогативный суд Кентерберийских завещаний, 1384–1858 гг., ПРОБ 11: Реестры завещаний: 1796–1798 гг., Часть 1289: Номера Эксетер-Квайра 238–284. Национальный архив, Кью. Проверено 14 ноября 2020 г.
  39. ^ Перейти обратно: а б «Стенограмма Густава Вассы обеспечивает свою семью PROB 10/3372» . Nationalarchives.gov.uk/ . ТНА . Проверено 14 ноября 2020 г.
  40. ^ Винсент Карретта, Эквиано, африканец: Биография человека, добившегося успеха самостоятельно , University of Georgia Press , 2005, стр. 365.
  41. ^ «СМЕРТИ: В Лондоне г-н Густав Васса, африканец, хорошо известный публике интересным повествованием о своей жизни». Weekly Oracle (Нью-Лондон, Коннектикут), 12 августа 1797 г., с. 3.
  42. ^ «Был ли Олауда Эквиано нонконформистом?» . 16 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 23 октября 2017 года . Проверено 23 октября 2017 г.
  43. ^ Лондонский столичный архив; Клеркенвелл, Лондон, Англия; Мемориальная церковь Уайтфилда [ранее часовня Тоттенхэм-Корт-Роуд], Тоттенхэм-Корт-Роуд, Сент-Панкрас, Реестр захоронений; Код ссылки: LMA/4472/A/01/004
  44. ^ «Сады Уитфилда» . Londongardensonline.org.uk . Проверено 21 января 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  45. ^ ОС Угеде, «Корни игбо Олауда Эквиано, автор Кэтрин Ачолону». Архивировано 23 июня 2016 года в Wayback Machine , Африка: Журнал Международного африканского института, Vol. 61, № 1, 1991 г., в JSTOR (требуется подписка)
  46. ^ Винсент Карретта, «Олауда Эквиано или Густав Васса? Новый взгляд на вопрос идентичности восемнадцатого века», Рабство и отмена 20, вып. 3 (1999): 96–105.
  47. ^ «Рабская фантастика?» . Международный университет Флориды. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 26 декабря 2015 г.
  48. ^ Александр X. Берд, «Эбоэ, страна, нация и интересное повествование Густава Вассы». Архивировано 5 ноября 2016 г. в Wayback Machine , William and Mary Quarterly 63, вып. 1 (2006): 123–148, в JSTOR (требуется подписка)
  49. ^ Хохшильд, Адам (2006). Похороните цепи: Пророки и повстанцы в борьбе за освобождение рабов Империи . Хоутон Миффлин Харкорт. п. 372 . ISBN  978-0-618-61907-8 .
  50. ^ «Общество Equiano: информация и предстоящие события» . brycchancarey.com . Архивировано из оригинала 22 апреля 2012 года . Проверено 5 августа 2012 г.
  51. ^ Томас, Ширли (10 февраля 2019 г.). «Знаковые гайанцы, работающие над популяризацией карибского наследия в Великобритании» . Гайанские хроники . Проверено 26 марта 2020 г. .
  52. ^ «Зеленые таблички Вестминстера» . Архивировано из оригинала 16 июля 2012 года.
  53. ^ «Уильям Уилберфорс, Олауда Эквиано и Томас Кларксон». Архивировано 9 октября 2014 года в Wayback Machine , Common Worship Texts: Festivals. Проверено 28 сентября 2014 г.
  54. ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
  55. ^ «Вот почему Мэри Сикол и другие вдохновляющие чернокожие фигуры должны остаться» . Independent.co.uk . 8 февраля 2013 г.
  56. ^ «ОБВ инициирует петицию Мэри Сикол» . Операция «Черное голосование» (OBV). 3 января 2013 г. Архивировано из оригинала 9 января 2013 г. . Проверено 19 января 2013 г.
  57. ^ Херст, Грег (9 января 2013 г.). «Ветеран борьбы за гражданские права Джесси Джексон присоединяется к борьбе против изменений в учебной программе» . Таймс .
  58. ^ «Открытое письмо члену парламента Майклу Гоуву» . Операция «Черное голосование» (OBV). 9 января 2013 года. Архивировано из оригинала 14 января 2013 года . Проверено 19 января 2013 г.
  59. ^ «Маленькие сокровища: Эквиано №1» . Брокли Сентрал . 25 июня 2008 года . Проверено 7 мая 2019 г.
  60. ^ «272 года со дня рождения Олауды Эквиано» . Архивировано из оригинала 16 октября 2017 года . Проверено 16 октября 2017 г.
  61. ^ ВГПСН
  62. ^ «Утвержденные имена в 2019 году» . НазваниеExoworlds . Проверено 30 сентября 2023 г.
  63. ^ «Представляем Equiano, подводный кабель из Португалии в Южную Африку» . Гугл облако . Проверено 14 апреля 2020 г.
  64. ^ «Новости» . Эквиано мост . 2022 . Проверено 14 октября 2022 г.
  65. ^ «Городской мост будет переименован в честь писателя и аболициониста Олауды Эквиано» . Кембриджский независимый . Кембридж. 27 октября 2022 г. ISSN   2398-8959 . Проверено 28 октября 2022 г.
  66. ^ «Борьба с рабством» . IMDB . Проверено 24 июля 2022 г.
  67. ^ Сын Африки: Рабский рассказ Олауды Эквиано. Архивировано 1 октября 2006 г. в Wayback Machine , 1996 г., продается в California Newsreel.
  68. ^ Роберт Хьюм (2007), Equiano: Раб с громким голосом , Издательство Stone, ISBN   978-0-9549909-1-6 .
  69. ^ «Благодать освобожденная: История Олауды Эквиано» . Би-би-си. 15 апреля 2007 г. Архивировано из оригинала 2 февраля 2009 г. Проверено 15 января 2009 г.
  70. ^ «Магазин Фокус» . 31 июля 2024 г.
  71. ^ «Африканский груз, 2007» . Музыкальный театр Nitro , 4 февраля 2007 г. Архивировано 18 апреля 2015 г. в Wayback Machine .
  72. ^ «Наследие Вассы» . Мир Эквиано . Проверено 24 мая 2022 г.
  73. ^ Чика Унигве (2013), Черный Мессия , De Busy Bee, ISBN   978-90-8542-454-3
  74. ^ Интересный рассказ Олауды Эквиано на IMDb  Отредактируйте это в Викиданных
  75. ^ «Правдивая история Олауды Эквиано» . Совместный художественный кинопроект студии Stelo Stories и Музея афроамериканской истории DuSable . Начало 2022 года.
  76. ^ «Удивительная жизнь Олауды Эквиано» . Би-би-си . Проверено 26 июня 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Интересный рассказ о жизни Олауды Эквиано, или Густавуса Вассы, африканца в Wikisource.
  • Об истории публикации «Повествования» см. Джеймс Грин, «История публикации интересного повествования Олауды Эквиано», « Рабство и отмена 16, вып. 3 (1995): 362–375.
  • С. Е. Огуде, «Факты в художественную литературу: переосмысление повествования Эквиано», Исследование африканской литературы , Vol. 13, № 1, 1982 г.
  • С. Е. Огуде, «Олауда Эквиано и традиция Дефо », African Literature Today , Vol. 14, 1984 г.
  • Джеймс Уолвин, Жизнь африканца: жизнь и времена Олауда Эквиано, 1745–1797 (Лондон: Continuum, 1998)
  • Люк Уокер, Олауда Эквиано: интересный человек (издательство Wrath and Grace Publishing, 2017)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 27b4fba980321bcb82d252cd42921a7e__1722439800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/7e/27b4fba980321bcb82d252cd42921a7e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Olaudah Equiano - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)