Jump to content

Уильям Уилберфорс

Уильям Уилберфорс
Уильям Уилберфорс
Карл Антон Хикель , ок. 1794 г.
Член парламента
В офисе
31 октября 1780 г. - февраль 1825 г.
Предшественник Дэвид Хартли
Преемник Артур Гоф-Калторп
избирательный округ
Личные данные
Рожденный ( 1759-08-24 ) 24 августа 1759 г.
Кингстон-апон-Халл , Йоркшир, Англия
Умер 29 июля 1833 г. ) ( 1833-07-29 ) ( 73 года
Белгравия , Лондон, Англия
Место отдыха Вестминстерское аббатство
Политическая партия Независимый
Супруг
( м.  1797 )
Дети 6, включая Роберта , Сэмюэля и Генри
Альма-матер Колледж Святого Иоанна, Кембридж
Подпись
Почитается в Англиканство
Праздник 30 июля

Уильям Уилберфорс (24 августа 1759 — 29 июля 1833) — британский политик, филантроп и лидер движения за отмену работорговли . Уроженец Кингстона-апон-Халла , Йоркшир, он начал свою политическую карьеру в 1780 году и стал независимым членом парламента (МП) от Йоркшира (1784–1812). В 1785 году он пережил обращение и стал англиканцем -евангелистом , что привело к серьезным изменениям в его образе жизни и к стремлению к реформам на протяжении всей жизни.

В 1787 году Уилберфорс вступил в контакт с Томасом Кларксоном и группой активистов против работорговли, в том числе Грэнвиллом Шарпом , Ханной Мор и Чарльзом Миддлтоном . Они убедили Уилберфорса взяться за отмену смертной казни, и он стал ведущим английским аболиционистом . Он возглавлял парламентскую кампанию против британской работорговли в течение 20 лет до принятия Закона о работорговле 1807 года .

Уилберфорс был убежден в важности религии, морали и образования. Он защищал такие дела и кампании, как Общество по подавлению порока , британскую миссионерскую работу в Индии, создание свободной колонии в Сьерра-Леоне , основание Общества церковной миссии и Общества по предотвращению жестокого обращения с животными . Его основной консерватизм побудил его поддержать политически и социально репрессивное законодательство и привел к критике за то, что он игнорирует несправедливость дома, проводя кампанию в защиту порабощенных за рубежом.

В последующие годы Уилберфорс поддержал кампанию за полную отмену рабства и продолжил свое участие после 1826 года, когда он ушел из парламента из-за слабого здоровья. Эта кампания привела к принятию Закона об отмене рабства 1833 года , который отменил рабство на большей части территории Британской империи . Уилберфорс умер всего через три дня после того, как узнал, что закон прошел через парламент. Он был похоронен в Вестминстерском аббатстве , рядом со своим другом Уильямом Питтом Младшим .

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Уилберфорс родился в Халле , в Йоркшире , Англия, 24 августа 1759 года. [1] Он был единственным сыном Роберта Уилберфорса (1728–1768), богатого купца, и его жены Элизабет Берд (1730–1798). Его дед Уильям (1690–1774). [2] [3] заработал семейное состояние на морской торговле со странами Балтии . [а] [4] Он дважды избирался мэром Халла. [5]

Уилберфорс был маленьким, болезненным и хрупким ребенком с плохим зрением. [6] В 1767 году он начал посещать гимназию Халла . [7] которую в то время возглавлял Джозеф Милнер , который стал другом на всю жизнь. [8] выгоду из благоприятной атмосферы в школе, пока его отец не умер в 1768 году . Уилберфорс извлекал Уимблдон . Он два года посещал «равнодушную» школу-интернат в Путни , а каникулы провел в Уимблдоне, где очень полюбил своих родственников. [9] Он заинтересовался евангелическим христианством благодаря влиянию своих родственников, особенно его тети Ханны, сестры богатого торговца Джона Торнтона , филантропа и сторонницы ведущего методистского проповедника Джорджа Уайтфилда . [1]

Стойкие мать и дедушка Уилберфорса из англиканской церкви , встревоженные этим нонконформистским влиянием и его склонностью к евангелизму, вернули 12-летнего мальчика обратно в Халл в 1771 году. Уилберфорс был убит горем из-за разлуки со своими тетей и дядей. [10] Его семья выступала против возвращения в гимназию Халла, потому что директор стал методистом, и Уилберфорс продолжал свое образование в школе Поклингтон с 1771 по 1776 год. [11] [12] Под влиянием методистской щепетильности он поначалу сопротивлялся активной общественной жизни Халла, но, когда его религиозный пыл уменьшился, он стал ходить в театр, посещать балы и играть в карты. [13]

статуя на лужайке двухэтажного георгианского дома
Статуя Уильяма Уилберфорса возле дома Уилберфорса , места его рождения в Халле.

В октябре 1776 года, в возрасте семнадцати лет, Уилберфорс поступил в колледж Святого Иоанна в Кембридже . [14] Смерть его деда и дяди в 1774 и 1777 годах соответственно сделала его независимым богатым. [15] и в результате у него не было ни желания, ни необходимости заниматься серьезным обучением. Вместо этого он погрузился в светскую жизнь студенческой жизни. [14] [15] и вел гедонистический образ жизни, наслаждаясь картами, азартными играми и ночными выпивками - хотя он находил излишества некоторых своих сокурсников неприятными. [16] [17] Остроумный, щедрый и превосходный собеседник, Уилберфорс был популярной фигурой. У него появилось много друзей, в том числе более прилежный будущий премьер-министр Уильям Питт . [17] [18] Несмотря на свой образ жизни и отсутствие интереса к учебе, ему удалось сдать экзамены. [19] и получил степень бакалавра искусств в 1781 году и степень магистра искусств в 1788 году. [1]

Ранняя парламентская карьера

[ редактировать ]

Уилберфорс начал подумывать о политической карьере еще во время учебы в университете, и зимой 1779–1780 годов он и Питт часто наблюдали за дебатами в Палате общин из галереи. Питт, уже сделавший политическую карьеру, призвал Уилберфорса присоединиться к нему в получении места в парламенте. [19] [20] В сентябре 1780 года, в возрасте 21 года, еще будучи студентом, Уилберфорс был избран членом парламента от Кингстон-апон-Халл . [1] потратил более 8000 фунтов стерлингов, как это было принято в то время, чтобы обеспечить получение необходимых голосов. [21] [22] Свободный от финансового давления, Уилберфорс действовал как независимый человек , решив быть «непартийным человеком». [1] [23] Временами подвергавшийся критике за непоследовательность, он по своей совести поддерживал правительства как тори , так и вигов , тесно сотрудничая с правящей партией и голосуя по конкретным мерам в соответствии с их достоинствами. [24] [25]

Уилберфорс регулярно посещал парламент, но он также вел активную общественную жизнь, становясь завсегдатаем мужских игорных клубов, таких как Goostree's и Boodle's в Пэлл-Мэлл в Лондоне . Писательница и светская львица мадам де Сталь описала его как «самого остроумного человека в Англии». [26] и, по словам Джорджианы, герцогини Девонширской , принц Уэльский сказал, что пойдет куда угодно, чтобы послушать пение Уилберфорса. [27] [28] Уилберфорс с большим эффектом использовал свой голос в политических выступлениях; ведущий дневник и писатель Джеймс Босвелл стал свидетелем красноречия Уилберфорса в Палате общин и отметил: «Я видел, как на столе сидела, казалось, простая креветка; но пока я слушал, он рос и рос, пока креветка не превратилась в кита». [29]

Во время частых смен правительства в 1781–1784 годах Уилберфорс поддерживал своего друга Питта в парламентских дебатах. [30] Осенью 1783 года Питт, Уилберфорс и Эдвард Элиот вместе отправились во Францию, чтобы провести шестинедельный отпуск. [1] После тяжелого старта в Реймсе , где их присутствие вызвало у полиции подозрение в том, что они были английскими шпионами, они посетили Париж, встретившись с Бенджамином Франклином , генералом Лафайетом , Марией-Антуанеттой и Людовиком XVI , и присоединились к французскому двору в Фонтенбло . [31]

Питт стал премьер-министром в декабре 1783 года, а Уилберфорс был ключевым сторонником его правительства меньшинства . [32] Несмотря на их близкую дружбу, нет никаких сведений о том, что Питт предлагал Уилберфорсу министерскую должность в этом или будущих правительствах. Возможно, это произошло из-за желания Уилберфорса остаться независимым депутатом. С другой стороны, частые опоздания и неорганизованность Уилберфорса, а также его хронические проблемы со зрением, из-за которых иногда было невозможно читать, возможно, убедили Питта в том, что он не подходит для служения. [33] Когда весной 1784 года парламент был распущен, Уилберфорс решил баллотироваться в качестве кандидата от графства Йоркшир на всеобщих выборах 1784 года . [1] 6 апреля он был возвращен в качестве члена парламента от Йоркшира в возрасте двадцати четырех лет. [34]

Конверсия

[ редактировать ]

В октябре 1784 года Уилберфорс отправился в турне по Европе вместе со своей матерью, сестрой и Исааком Милнером , младшим братом своего бывшего директора. Они посетили Французскую Ривьеру , ужинали, играли в карты и азартные игры. [35] В феврале 1785 года Уилберфорс временно вернулся в Лондон, чтобы поддержать предложения Питта о парламентских реформах. Он воссоединился с группой в Генуе , Италия, и они продолжили тур по Швейцарии. Милнер сопровождал Уилберфорса в Англию, и по дороге они прочитали «Взлет и прогресс религии в душе» Филипа Доддриджа , ведущего английского нонконформиста начала XVIII века. [36]

Портрет Уилберфорса, держащего ручку, маслом на холсте.
Уильям Уилберфорс, автор Джон Райзинг , 1790 год, на фото в возрасте 30 лет.

Считается, что в это время духовное путешествие Уилберфорса изменило курс. Он начал рано вставать, чтобы читать Библию и молиться, и вел личный дневник. [37] Он принял евангельское обращение , сожалея о своей прошлой жизни и решив посвятить свою будущую жизнь и работу служению Богу. [1] Обращение изменило некоторые его привычки, но не характер: он оставался внешне веселым, заинтересованным и уважительным, тактично призывая других к своей новой вере. [38] Внутренне он стал самокритичным, жестко осуждая свою духовность, использование времени, тщеславие , самообладание и отношения с другими. [39]

В то время религиозный энтузиазм обычно считался социальным проступком и подвергался стигматизации в приличном обществе. Евангелисты из высших классов подвергались презрению и насмешкам. [40] и обращение Уилберфорса заставило его задуматься, стоит ли ему оставаться в общественной жизни. Он искал руководства у Джона Ньютона , ведущего евангелистского англиканского священника того времени и ректора церкви Святой Марии Вулнот . [41] [42] Оба посоветовали ему остаться в политике, и он решил сделать это «с повышенным усердием и добросовестностью». [1] Его политические взгляды основывались на его вере и желании продвигать христианство и христианскую этику в частной и общественной жизни. [43] [44] Его взгляды часто были глубоко консервативными, выступали против радикальных изменений в данном Богом политическом и социальном порядке и были сосредоточены на таких вопросах, как соблюдение субботы и искоренение безнравственности посредством образования и реформ. [45] Прогрессивные голоса часто не доверяли ему из-за его консерватизма, и к нему с подозрением относились многие тори, которые считали евангелистов радикалами, стремящимися к свержению церкви и государства. [25]

В 1786 году Уилберфорс арендовал дом в Олд Палас-Ярд , в Вестминстере чтобы находиться рядом с парламентом. Он начал использовать свою парламентскую должность для защиты реформы, внося законопроект о регистрации, предлагающий ограниченные изменения в процедурах парламентских выборов. [1] [46] В ответ на потребность в телах для вскрытия хирургами он выдвинул законопроект о расширении меры, разрешающей вскрытие после казни преступников, таких как насильники, поджигатели, грабители и жестокие грабители. Законопроект также выступал за смягчение приговоров для женщин, осужденных за государственную измену - преступление, которое в то время включало убийство мужа. Палата общин приняла оба законопроекта, но они были отклонены Палатой лордов . [47] [48] [49]

Отмена трансатлантической работорговли

[ редактировать ]

Первоначальное решение

[ редактировать ]

Британцы впервые стали участвовать в работорговле в 16 веке. К 1783 году треугольный маршрут , по которому товары британского производства доставлялись в Африку для покупки рабов, перевозил порабощенных в Вест-Индию, а затем доставлял в Британию выращенные рабами продукты, такие как сахар, табак и хлопок, составлял около 80 процентов Великобритания. Иностранные доходы Великобритании. [50] [51] Британские корабли доминировали в работорговле, снабжая французские, испанские, голландские, португальские и британские колонии, и в пиковые годы перевозили сорок тысяч порабощенных мужчин, женщин и детей через Атлантику в ужасающих условиях среднего пути . [52] Из примерно 11 миллионов африканцев, отправленных в рабство, около 1,4 миллиона погибли во время путешествия. [53]

Обычно считается, что британская кампания по отмене работорговли началась в 1780-х годах с создания комитетов квакеров по борьбе с рабством и подачи ими в парламент первой петиции о работорговле в 1783 году. [54] [55] В том же году Уилберфорс, обедая со своим кембриджским другом Джерардом Эдвардсом, [56] встретил преподобного Джеймса Рамзи , корабельного хирурга , который стал священнослужителем и медицинским руководителем на острове Сент-Кристофер (позже Сент-Китс ). Рамзи был в ужасе от условий, в которых оказались порабощенные народы, как на море, так и на плантациях, вернулся в Англию и присоединился к аболиционистским движениям. [57] Уилберфорс не стал комментировать свою встречу с Рамзи. [56] но три года спустя, вдохновленный своей новой верой, Уилберфорс заинтересовался гуманитарной реформой. В ноябре 1786 года он получил письмо от сэра Чарльза Миддлтона, которое вновь открыло его интерес к работорговле. [58] [59] Миддлтон предложил Уилберфорсу выдвинуть предложение об отмене работорговли в парламенте. Уилберфорс ответил, что он «чувствовал огромную важность этой темы и считал себя неспособным справиться с порученной ему задачей, но все же не стал бы категорически отказываться от нее». [60] Он начал много читать по этой теме и встретился с группой аболиционистов, называемых тестонитами, в доме Миддлтона в начале зимы 1786–1787 годов. [61]

см. подпись
Схема невольничьего корабля « Брукс» , показывающая, как перевозили рабов.

В начале 1787 года Томас Кларксон впервые встретился с Уилберфорсом во дворе Старого дворца и принес копию своего эссе на эту тему. [62] [63] [64] Кларксон еженедельно посещал Уилберфорс, привозя с собой полученные им доказательства о работорговле из первых рук. [63] [65] Квакеры, уже работавшие над отменой смертной казни, признали необходимость влияния в парламенте и призвали Кларксона заручиться обязательством Уилберфорса выдвинуть аргументы в пользу отмены смертной казни в Палате общин. [66] [67] Было договорено, что Беннет Лэнгтон, землевладелец из Линкольншира и общий знакомый Уилберфорса и Кларксона, организует 13 марта 1787 года званый обед, чтобы официально попросить Уилберфорса возглавить парламентскую кампанию. [68] К концу вечера Уилберфорс в общих чертах согласился, что он выдвинет вопрос об отмене работорговли в парламенте, «при условии, что не удастся найти более подходящего человека». [69]

Той же весной, 12 мая 1787 года, все еще колеблющийся Уилберфорс провел беседу с Уильямом Питтом и будущим премьер-министром Уильямом Гренвиллом, когда они сидели под большим дубом в поместье Питта в Кенте. [1] В рамках так называемого «Дуба Уилберфорса» в Холвуд-Хаусе Питт потребовал от своего друга уведомить о предложении, касающемся работорговли, до того, как это сделает другой парламентарий. [70] Ответ Уилберфорса не записан, но позже он заявил, что именно тогда он решил выдвинуть это предложение. [71]

Ранние парламентские действия

[ редактировать ]

Уилберфорс планировал внести предложение, уведомляющее, что он выдвинет законопроект об отмене работорговли во время парламентской сессии 1789 года. Однако в январе 1788 года он заболел, вероятно, вызванным стрессом состоянием, которое теперь считается язвенным колитом . [72] [73] Прошло несколько месяцев, прежде чем он смог возобновить работу, и некоторое время он выздоравливал в Бате и Кембридже. Его регулярные приступы желудочно-кишечных заболеваний спровоцировали употребление умеренных количеств опиума , который оказался эффективным в облегчении его состояния. [74] и который он продолжал использовать до конца своей жизни. [75] В отсутствие Уилберфорса Питт, который долгое время поддерживал отмену смертной казни, сам внес предварительное предложение и приказал провести Тайному совету расследование работорговли с последующим рассмотрением Палаты общин. [76] [77]

Чернокожий мужчина в кандалах на запястьях и лодыжках стоит на коленях справа. Надпись внизу гласит: «Разве я не человек и брат?»
« Разве я не мужчина и брат? » в рамках кампании против рабства Медальон, созданный Джозайей Веджвудом , 1787 год.

После публикации отчета Тайного совета в апреле 1789 года и последующих месяцев планирования Уилберфорс начал свою парламентскую кампанию. [74] [78] 12 мая 1789 года он произнес свою первую крупную речь по вопросу отмены смертной казни в Палате общин, в которой рассуждал, что торговля морально предосудительна и является вопросом естественной справедливости . Опираясь на массу свидетельств Томаса Кларксона, он подробно описал ужасающие условия, в которых порабощенные люди путешествовали из Африки по среднему пути, и утверждал, что отмена торговли также приведет к улучшению условий существования существующих рабов в Вест-Индии . Он предложил двенадцать резолюций, осуждающих работорговлю, но не упомянул об отмене самого рабства, а вместо этого остановился на возможности воспроизводства существующего рабского населения в случае отмены торговли. [79] [80] Поскольку несколько парламентариев заявили о поддержке законопроекта, противники отмены смертной казни отложили голосование, предложив Палате общин заслушать свои собственные доказательства; Уилберфорс, приняв решение, которое подверглось критике за продление работорговли, неохотно согласился. [81] [82] Слушания не были завершены к концу парламентской сессии и были отложены до следующего года. Тем временем Уилберфорс и Кларксон безуспешно пытались воспользоваться эгалитарной атмосферой Французской революции, чтобы добиться отмены торговли во Франции. [83] В январе 1790 года Уилберфорсу удалось ускорить слушания, добившись одобрения создания небольшого специального парламентского комитета для рассмотрения огромного количества накопленных доказательств. [84] Дом Уилберфорса в Старом дворце дворца стал центром кампании аболиционистов и местом проведения многих стратегических встреч. [1] Там его осаждали и просители по другим причинам. [85] [86] [87]

Давайте не будем отчаиваться; это благословенное дело, и успех в скором времени увенчает наши усилия. Мы уже одержали одну победу; мы добились для этих бедных созданий признания их человеческой природы, которое какое-то время самым постыдным образом отрицалось. Это первые плоды наших усилий; давайте проявим настойчивость, и наш триумф будет полным. Никогда, никогда мы не остановимся, пока не сотрем этот позор с христианского имени, не освободимся от груза вины, под которым мы сейчас страдаем, и не уничтожим все следы этого кровавого преступления, о котором, оглядываясь назад, вспоминают наши потомки. историю этих просвещенных времен, вряд ли поверят, что ее существование так долго было позором и позором для этой страны.

Уильям Уилберфорс — речь перед Палатой общин, 18 апреля 1791 г. [88]

Прерванный всеобщими выборами в июне 1790 года, комитет завершил заслушивание свидетелей, и в апреле 1791 года с подробно аргументированной четырехчасовой речью Уилберфорс представил первый парламентский законопроект об отмене работорговли. [89] [90] После двух вечеров дебатов законопроект был легко отклонен 163 голосами против 88, поскольку политический климат изменился в консервативном направлении после Французской революции и в ответ на рост радикализма и восстания рабов во Французской Вест-Индии . [91] [92]

Затяжная парламентская кампания по отмене рабства продолжалась, и Уилберфорс оставался приверженным этому делу, несмотря на разочарование и враждебность. Его поддержали другие члены секты Клэпхема , среди которых был его лучший друг и двоюродный брат Генри Торнтон . [93] [94] Уилберфорс принял приглашение разделить дом с Генри Торнтоном в 1792 году, переехав в собственный дом после женитьбы Торнтона в 1796 году. [95] Уилберфорс, секта Клэпхэма и другие стремились продемонстрировать, что африканцы, и особенно освобожденные рабы, обладают человеческими и экономическими способностями, выходящими за рамки работорговли, и способны поддерживать хорошо организованное общество, торговлю и земледелие. Частично вдохновленные утопическим видением Грэнвилла Шарпа , они приняли участие в создании в 1792 году свободной колонии в Сьерра-Леоне с чернокожими поселенцами из Великобритании, Новой Шотландии и Ямайки, а также коренными африканцами и некоторыми белыми. [96] [97] Они сформировали компанию Сьерра-Леоне , в которой Уилберфорс щедро подписался на проект деньгами и временем. [98]

2 апреля 1792 года Уилберфорс внес еще один законопроект, призывающий к отмене работорговли. [99] Генри Дандас , будучи министром внутренних дел , предложил компромиссное решение о постепенной отмене торговли в течение нескольких лет. Это решение было принято 230 голосами против 85, но Уилберфорс считал, что это не более чем хитрая уловка, призванная гарантировать, что полная отмена будет отложена на неопределенный срок. [100] [101]

Война с Францией

[ редактировать ]

26 февраля 1793 года еще одно голосование за отмену работорговли было отклонено с небольшим перевесом в восемь голосов. Начало войны с Францией в том же месяце помешало дальнейшему рассмотрению этого вопроса, поскольку политики сосредоточились на национальном кризисе и угрозе вторжения. [102] В том же году и снова в 1794 году Уилберфорс безуспешно внес в парламент законопроект, запрещающий британским судам доставлять порабощенных людей в иностранные колонии. [96] [103] Он выразил обеспокоенность по поводу войны и призвал Питта и его правительство приложить больше усилий для прекращения боевых действий. [104] 31 декабря 1794 года Уилберфорс, еще больше встревоженный, предложил правительству искать мирного решения проблемы с Францией, и эта позиция создала временный разрыв в его давней дружбе с Питтом. [105]

Отмена смертной казни по-прежнему ассоциировалась в общественном сознании с Французской революцией и британскими радикальными группировками, что привело к снижению общественной поддержки. [106] Несмотря на это, Уилберфорс продолжал вносить законопроекты об отмене смертной казни на протяжении 1790-х годов. [107] [108]

В первые годы XIX века возрос общественный интерес к отмене смертной казни. [109] В июне 1804 года законопроект Уилберфорса об отмене работорговли успешно прошел все стадии через Палату общин. Однако на парламентской сессии было уже слишком поздно, чтобы он смог завершить свое прохождение через Палату лордов. При повторном представлении во время сессии 1805 года оно потерпело поражение, и даже обычно сочувствующий Питт не смог его поддержать. [110] В этом случае и на протяжении всей кампании отмена смертной казни сдерживалась доверчивым, даже легковерным характером Уилберфорса и его почтительным отношением к власть имущим. Ему было трудно поверить, что высокопоставленные люди не будут делать то, что он считал правильным, и он не хотел противостоять им, когда они этого не делали. [108]

Заключительный этап кампании

[ редактировать ]
см. подпись
Палата общин во времена Уилберфорса, авторы Огастес Пьюгин и Томас Роулендсон (1808–1811)

После смерти Питта в январе 1806 года Уилберфорс расширил свое сотрудничество с вигами, особенно с аболиционистами. Он оказал общую поддержку администрации Гренвилля-Фокса , которая привела в кабинет больше аболиционистов; Уилберфорс и Чарльз Фокс возглавили кампанию в Палате общин. [96] [111]

Радикальное изменение тактики, предполагавшее внесение законопроекта о запрете британским гражданам помогать или участвовать в работорговле во французских колониях , было предложено морским юристом Джеймсом Стивеном. [112] Законопроект был внесен и одобрен кабинетом министров, а Уилберфорс и другие аболиционисты хранили добровольное молчание, чтобы не привлекать никакого внимания к действию законопроекта. [113] [114] законопроект об иностранной работорговле получил королевское одобрение . Этот подход оказался успешным, и 23 мая 1806 года [115] Уилберфорс и Кларксон собрали большой объем доказательств против работорговли за предыдущие два десятилетия, а Уилберфорс провел вторую половину 1806 года за написанием «Письма об отмене работорговли », которое представляло собой исчерпывающее изложение доводов аболиционистов. [116]

Уилберфорс был переизбран депутатом от Йоркшира на всеобщих выборах в Соединенном Королевстве 1806 года . [117] после чего он вернулся к завершению и публикации своего «Письма» , 400-страничной книги, которая легла в основу заключительного этапа кампании. [118] Лорд Гренвилл, премьер-министр, первым успешно внес законопроект об отмене смертной казни в Палату лордов. [117] затем Чарльз Грей выдвинул предложение на второе чтение в палате общин 23 февраля 1807 года. Когда была воздана дань уважения Уилберфорсу, чье лицо было залито слезами, законопроект был принят 283 голосами против 16. [115] [119] Взволнованные сторонники предложили воспользоваться подавляющим большинством и добиться отмены самого рабства, но Уилберфорс дал понять, что полное освобождение не является непосредственной целью. [120]

Личная жизнь

[ редактировать ]

В юности Уильям Уилберфорс мало интересовался женщинами, но когда ему было под тридцать, его друг Томас Бэбингтон рекомендовал 25-летнюю Барбару Энн Спунер (1771–1847) в качестве потенциальной невесты. [121] [122] Уилберфорс встретил ее два дня спустя, 15 апреля 1797 года, и был сразу же поражен; [1] после восьмидневного бурного романа он сделал предложение. [123] Несмотря на призывы друзей не торопиться, пара поженилась в церкви Святого Суизина в Бате, Сомерсет, 30 мая 1797 года. [1] Они были преданы друг другу, и Барбара была очень внимательна и поддерживала Уилберфорса в его ухудшающемся здоровье, хотя и не проявляла особого интереса к его политической деятельности. [1] Менее чем за десять лет у них родилось шестеро детей: Уильям (1798 г.р.), Барбара (1799 г.р.), Элизабет (1801 г.р.), Роберт (1802 г.р.), Сэмюэл (1805 г.р.) и Генри (1807 г.р.). [1] Уилберфорс был снисходительным и любящим отцом, который наслаждался временем, проведенным дома и играя со своими детьми. [124]

Другие проблемы

[ редактировать ]

Политическая и социальная реформа

[ редактировать ]

Уилберфорс был очень консервативен по многим политическим и социальным вопросам. Он выступал за изменения в обществе через христианство и улучшение морали, образования и религии, опасаясь радикальных причин и революции и выступая против них. [45] Радикальный писатель Уильям Коббетт был среди тех, кто критиковал то, что они считали лицемерием Уилберфорса в кампании за улучшение условий труда для порабощенных людей, в то время как британские рабочие жили в ужасных условиях дома. [125] Критики отметили поддержку Уилберфорсом приостановки действия хабеас корпус в 1795 году и его голоса за «законопроекты о затыкании рта» Питта, которые запрещали собрания с участием более 50 человек, позволяли арестовывать ораторов и налагали суровые наказания на тех, кто нападал на конституцию. [126] [127] Уилберфорс был против предоставления рабочим права объединяться в профсоюзы, в 1799 году выступив за Закон о объединениях , который подавлял профсоюзную деятельность по всей Великобритании, и назвав профсоюзы «общей болезнью в нашем обществе». [126] [128] Он также выступил против расследования резни в Петерлоо 1819 года , в ходе которой одиннадцать протестующих были убиты на политическом митинге с требованием реформ. [129] правительства Обеспокоенный «плохими людьми, желающими вызвать анархию и беспорядок», он одобрил Шесть законов , которые еще больше ограничивали публичные собрания и подстрекательские письма . [130] [131] Действия Уилберфорса побудили эссеиста Уильяма Хэзлитта осудить его как человека, «который проповедует жизненно важное христианство необразованным дикарям и терпит его худшие злоупотребления в цивилизованных государствах». [132]

Незаконченный портрет Уилберфорса, написанный маслом. Лицо и плечи нарисованы, остальная часть портрета содержит набросок.
Неоконченный портрет сэра Томаса Лоуренса , 1828 год.

Взгляды Уилберфорса на женщин и религию также были консервативными. Он не одобрял женщин-активисток, выступающих против рабства, таких как Элизабет Хейрик , которая организовывала женские группы аболиционистов в 1820-х годах, протестуя: «[F]или дамы встречаться, публиковаться, ходить от дома к дому, разжигая петиции - это кажется мне таким действия, не соответствующие женскому характеру, как это описано в Писании». [133] [134] Уилберфорс изначально решительно выступал против законопроектов об эмансипации католиков , которые позволили бы католикам стать депутатами, занимать государственные должности и служить в армии. [135] хотя к 1813 году он изменил свои взгляды и высказался в пользу аналогичного законопроекта. [136]

Уилберфорс выступал за принятие законодательства по улучшению условий труда трубочистов и текстильщиков, участвовал в тюремной реформе , а также поддерживал кампании по ограничению смертной казни и суровых наказаний, предусмотренных законами об игре . [137] [49] Он признал важность образования в борьбе с бедностью, и когда Ханна Мор и ее сестра открыли воскресные школы для бедных в Сомерсете и Мендипсе , он оказал им финансовую и моральную поддержку, поскольку они столкнулись с сопротивлением со стороны землевладельцев и англиканского духовенства. [138] [139] С конца 1780-х годов Уилберфорс выступал за ограниченную парламентскую реформу, такую ​​​​как упразднение гнилых районов и перераспределение мест в палате общин между растущими городами и поселками, хотя к 1832 году он опасался, что такие меры зашли слишком далеко. [126] [140] Вместе с другими Уилберфорс основал первую в мире организацию по защите животных — Общество по предотвращению жестокого обращения с животными (позже Королевское общество по предотвращению жестокого обращения с животными ). [141] Он также был против дуэлей , которые он назвал «позором христианского общества», и был потрясен, когда его друг Питт вступил в дуэль с Джорджем Тирни в 1798 году, особенно потому, что это произошло в воскресенье, христианский день отдыха. [142] [143]

Уилберфорс щедро тратил время и деньги, полагая, что богатые люди обязаны отдавать значительную часть своего дохода нуждающимся. Ежегодно он раздавал тысячи фунтов, большую часть которых священнослужителям раздавали в своих приходах. Он расплатился с долгами других, поддерживал образование и миссии и в год нехватки продовольствия отдал на благотворительность больше, чем его собственный годовой доход. Он был исключительно гостеприимным и не мог вынести увольнения кого-либо из своих слуг. В результате его дом был полон старых и некомпетентных слуг, продолжавших заниматься благотворительностью. Хотя он часто задерживался в своей переписке на несколько месяцев, Уилберфорс отвечал на многочисленные просьбы о совете или помощи в получении профессорских должностей, военном продвижении по службе и обеспечении жизни для священнослужителей или об отсрочке смертных приговоров. [144] [145]

Евангелическое христианство

[ редактировать ]

Сторонник евангелического крыла англиканской церкви, Уилберфорс считал, что возрождение церкви и соблюдение индивидуальных христианских обрядов приведут к созданию гармоничного и нравственного общества. [126] Он стремился повысить статус религии в общественной и частной жизни, сделав благочестие модным как в высших, так и в средних классах общества. [146] С этой целью в апреле 1797 года Уилберфорс опубликовал « Практический взгляд на преобладающую религиозную систему исповедующих себя христианами в высших и средних классах этой страны в сравнении с реальным христианством» , над которой он работал с 1793 года . Учение и учение Завета , а также призыв к возрождению христианства как ответ на моральный упадок нации, иллюстрирующие его собственное свидетельство и взгляды, которые его вдохновляли. Книга имела большое влияние и стала бестселлером; За шесть месяцев было продано 7500 экземпляров, и он был переведен на несколько языков. [147] [148]

Уилберфорс поощрял и поддерживал миссионерскую деятельность в Великобритании и за рубежом, а также вместе с другими членами секты Клэпхэма участвовал в различных евангелистских и благотворительных организациях. Он был одним из основателей Церковного миссионерского общества (с тех пор переименованного в Церковное миссионерское общество). [149] [150] и один из первых вице-президентов Лондонского общества пропаганды христианства среди евреев (позже «Служение церкви среди евреев»). [151] [152] [153] В ужасе от отсутствия христианской евангелизации в Индии, Уилберфорс использовал продление устава Британской Ост-Индской компании в 1793 году , чтобы предложить добавить пункты, требующие от компании предоставить учителей и капелланов и взять на себя обязательство по «религиозному улучшению» индейцев. План не увенчался успехом из-за лоббирования со стороны директоров компании, опасавшихся, что их коммерческие интересы будут затронуты. [154] [155] Уилберфорс повторил попытку в 1813 году, когда в следующий раз хартию пришлось продлить. Используя петиции, собрания, лоббирование и написание писем, он успешно агитировал за внесение изменений в устав. [126] [156] Выступая в пользу Акта о Хартии 1813 года , он раскритиковал Ост-Индскую компанию и ее правление в Индии за лицемерие и расовые предрассудки, а также осудил аспекты индуизма, включая кастовую систему , детоубийство , полигамию и сатти . [156] [157]

Моральная реформа

[ редактировать ]

Сильно обеспокоенный тем, что он считал вырождением британского общества, Уилберфорс активно занимался вопросами моральных реформ, лоббируя против «потока богохульства, который с каждым днем ​​наступает все быстрее», и рассматривал этот вопрос, а также отмену работорговли. как одинаково важные цели. [158] По предложению Уилберфорса и епископа Портеуса архиепископ короля Георга III попросил Кентерберийский издать в 1787 году «Прокламацию о поощрении благочестия и добродетели » как средство борьбы с растущей волной безнравственности. [159] [160] [49] В прокламации предписывалось привлечь к ответственности виновных в «чрезмерном употреблении алкоголя, богохульстве, ненормативной ругани и проклятиях, непристойности, осквернении Дня Господня и других распутных, аморальных или хулиганских действиях». [161] [49] Встретив общественное безразличие, Уилберфорс стремился усилить свое влияние, мобилизовав на это дело общественных деятелей. [162] [49] и основав Общество по подавлению порока . [162] [163] Это и другие общества, в которых Уилберфорс был главной движущей силой, мобилизовали поддержку для судебного преследования тех, кто был обвинен в нарушении соответствующих законов, включая владельцев публичных домов, распространителей порнографических материалов и тех, кто не уважал субботу. [126]

Писатель и священнослужитель Сидней Смит раскритиковал Уилберфорса за то, что он больше интересовался грехами бедных, чем грехов богатых, и предположил, что лучшим названием было бы «Общество подавления пороков людей, чей доход не превышает 500 фунтов стерлингов в год». ". [59] [164] Попытки Уилберфорса принять законы против супружеской измены и воскресных газет также оказались тщетными; Однако его участие и лидерство в других, менее карательных подходах были более успешными в долгосрочной перспективе. К концу его жизни британская мораль, манеры и чувство социальной ответственности возросли, открыв путь для будущих изменений в социальных условностях и взглядах в викторианскую эпоху. [1] [126] [165]

Освобождение порабощенных африканцев

[ редактировать ]

Уилберфорс работал с членами Африканского института, чтобы обеспечить соблюдение отмены работорговли и способствовать переговорам об отмене смертной казни с другими странами. [126] [166] [167] В частности, Соединенные Штаты отменили работорговлю после 1808 года, и Уилберфорс лоббировал американское правительство, чтобы оно более решительно обеспечивало соблюдение своего собственного обязательного запрета. [168] В том же году Уилберфорс перевез свою семью из Клэпхэма в просторный особняк с большим садом в Кенсингтон-Гор , поближе к зданию парламента. Уилберфорс отказался от своего места в Йоркшире и стал депутатом от гнилого городка Брамбер Из-за ухудшения здоровья к 1812 году в Сассексе , места с небольшими обязательствами перед избирательным округом или вообще без них, что давало ему больше времени для своей семьи и интересов, которые его интересовали. [169] С 1816 года Уилберфорс внес ряд законопроектов, которые требовали обязательной регистрации порабощенных людей вместе с указанием страны их происхождения, что позволяло выявлять незаконный ввоз иностранных рабов. Позже в том же году он начал публично осуждать само рабство, хотя и не требовал немедленного освобождения, полагая, что постепенные изменения будут более эффективными для достижения его отмены. [170]

В 1820 году, после периода плохого здоровья и ухудшения зрения, Уилберфорс еще больше ограничил общественную деятельность. [171] хотя он был втянут в безуспешные попытки посредничества между королем Георгом IV и его бывшей женой Каролиной Брауншвейгской , которая добивалась своих прав как королевы королевства. [1] Уилберфорс все еще надеялся «заложить основу для некоторых будущих мер по освобождению бедных рабов». [172] Понимая, что для продолжения работы потребуются более молодые люди, в 1821 году он попросил члена парламента Томаса Фауэлла Бакстона взять на себя руководство кампанией в палате общин. [171] По мере продолжения 1820-х годов Уилберфорс все больше становился номинальным главой аболиционистского движения, хотя он продолжал появляться на митингах против рабства, приветствовать посетителей и вести оживленную переписку по этому вопросу. [173] [174] [175]

Уилберфорса . 56-страничное «Обращение к религии, справедливости и человечности жителей Британской империи от имени негров-рабов в Вест-Индии» В 1823 году было опубликовано [176] В трактате говорилось, что полное освобождение необходимо с моральной и этической точки зрения и что рабство является национальным преступлением, с которым должно быть покончено парламентским законодательством о постепенной отмене рабства. [177] Члены парламента не согласились, и оппозиция правительства в марте 1823 года заблокировала призыв Уилберфорса к отмене смертной казни. [178] 15 мая 1823 года Бакстон внес в парламент еще одну резолюцию о постепенном освобождении. [179] Последующие дебаты последовали 16 марта и 11 июня 1824 года, в ходе которых Уилберфорс произнес свои последние речи в Палате общин и в ходе которых правительство снова переиграло эмансипатористов. [180] [181]

Последние годы

[ редактировать ]

Здоровье Уилберфорса продолжало ухудшаться, и в 1824 и 1825 годах он страдал от новых болезней. Поскольку его семья была обеспокоена тем, что его жизнь находится под угрозой, он отказался от звания пэра. [б] и отказался от своего места в парламенте, оставив кампанию другим. [141] [183]

Мраморная статуя Уилберфорса с надписью под ней.
Уилберфорс был похоронен в Вестминстерском аббатстве рядом с Питтом. Эта мемориальная статуя работы Сэмюэля Джозефа (1791–1850) была установлена ​​в 1840 году в северном проходе для хоров.

В 1826 году Уилберфорс переехал из своего большого дома в Кенсингтон-Горе в Хендон-Парк, более скромное поместье в сельской местности Милл-Хилл , к северу от Лондона. [184] [141] где к нему присоединились его сын Уильям и семья. Уильям попробовал ряд образовательных и карьерных путей, а занятие сельским хозяйством в 1830 году привело к огромным потерям, которые его отец полностью возместил, несмотря на предложения других о помощи. В результате Уилберфорс остался с небольшим доходом, и он был вынужден сдать свой дом и провести остаток своей жизни в гостях у членов семьи и друзей. [185] Он продолжал поддерживать дело борьбы с рабством, в том числе присутствовал на собраниях Общества борьбы с рабством и председательствовал на них. [186] Уилберфорс одобрил победу на выборах 1830 года более прогрессивных вигов, хотя он был обеспокоен последствиями их законопроекта о реформе, который предлагал перераспределение мест в парламенте в пользу новых городов и расширение избирательных прав. [187]

В 1833 году здоровье Уилберфорса еще больше ухудшилось, и он перенес тяжелый приступ гриппа , от которого так и не выздоровел. [1] Он произнес заключительную речь против рабства в апреле 1833 года на публичном собрании в Мейдстоне , Кент. [188] В следующем месяце правительство вигов представило законопроект об отмене рабства , официально приветствуя Уилберфорса. [189] 26 июля 1833 года Уилберфорс узнал об уступках правительства, гарантировавших принятие законопроекта об отмене рабства. [190] На следующий день он стал намного слабее и умер рано утром 29 июля в доме своего кузена на Кадоган-Плейс в Лондоне. [191] [192]

Похороны

[ редактировать ]

Уилберфорс оставил указание похоронить его вместе с сестрой и дочерью в церкви Святой Марии , в Сток-Ньюингтоне к северу от Лондона. Однако ведущие члены обеих палат парламента призвали удостоить его чести похоронить в Вестминстерском аббатстве . Семья согласилась, и 3 августа 1833 года Уилберфорс был похоронен в северном трансепте, рядом со своим другом Уильямом Питтом. [193] [194] На похоронах присутствовали многие члены парламента, а также представители общественности. В число несущих гроб входили герцог Глостер , лорд-канцлер Генри Брум и спикер Палаты общин Чарльз Мэннерс-Саттон . [195] [196] [197] Пока была выплачена дань и похоронен Уилберфорс, обе палаты парламента приостановили свою деятельность в знак уважения. [198]

Наследие

[ редактировать ]

Через пять лет после его смерти сыновья Роберт и Сэмюэл Уилберфорсы опубликовали пятитомную биографию своего отца, а затем и сборник его писем в 1840 году. Биография вызвала споры, поскольку авторы подчеркивали роль Уилберфорса в движении за отмену смертной казни и преуменьшали значение важная работа Томаса Кларксона. Кларксон написал книгу, опровергающую их версию событий, и сыновья в конце концов принесли ему нерешительные частные извинения и удалили оскорбительные отрывки в пересмотренной версии своей биографии. [199] [200] [201] На протяжении более столетия роль Уилберфорса в этой кампании доминировала в исторических записях. Более поздние историки отметили теплые и весьма продуктивные отношения между Кларксоном и Уилберфорсом и назвали их одним из величайших партнерских отношений в истории: без парламентского руководства, предоставленного Уилберфорсом, а также исследований и общественной мобилизации, организованных Кларксоном, отмена смертной казни не могла быть достигнута. [62] [202] [203]

Как и желали и планировали его сыновья, Уилберфорс долгое время считался христианским героем, государственным деятелем и святым, которого считали образцом для подражания в воплощении своей веры в жизнь. [1] [204] [205] Современные евангелические и консервативные движения в Северной Америке используют его имя и пример в своей активности. [206] [207] [208] На стратегии Уилберфорса и других аболиционистов ссылаются активисты, выступающие против абортов, которые неоднозначно приравнивают отмену рабства к прекращению абортов. [209] [210] [211] [208]

Уилберфорса также называют гуманитарным реформатором, который внес свой вклад в изменение политических и социальных взглядов того времени, продвигая концепции социальной ответственности и действий. [126] В 1940-х годах роль Уилберфорса и секты Клэпхэма в отмене смертной казни была преуменьшена историком Эриком Уильямсом , который утверждал, что отмена смертной казни была мотивирована не гуманизмом, а экономикой, поскольку сахарная промышленность Вест-Индии находилась в упадке. [54] [212] Подход Уильямса сильно влиял на историков на протяжении большей части второй половины 20 века. Более поздние историки отметили, что сахарная промышленность все еще приносила большую прибыль во время отмены работорговли, и это привело к возобновлению интереса к Уилберфорсу и евангелистам, а также к признанию движения против рабства. как прототип для последующих гуманитарных кампаний. [54] [213]

Мемориалы

[ редактировать ]
см. подпись
Памятник Уилберфорсу на территории Халл-колледжа , Халл , воздвигнутый в 1834 году.

Жизнь и работа Уилберфорса отмечены в Соединенном Королевстве и других странах. В Вестминстерском аббатстве в 1840 году была установлена ​​статуя сидящего Уилберфорса работы Сэмюэля Джозефа с эпитафией, восхваляющей его христианский характер и его долгий труд по отмене работорговли и рабства. [214]

В Халле, родном городе Уилберфорса, общественная подписка в 1834 году профинансировала строительство памятника Уилберфорсу , 31-метровой (102 фута) греческой дорической колонны, увенчанной статуей Уилберфорса, которая стоит на территории колледжа Халла недалеко от Королевских садов . [215] Мемориальная школа для слепых Уилберфорса в Йорке была основана в 1833 году в его честь. [216] Место рождения Уилберфорса было приобретено городской корпорацией в 1903 году, а после реконструкции Дом Уилберфорса в Халле был открыт как первый в Великобритании музей рабства. [217] В 2006 году Университет Халла основал Институт Уилберфорса по изучению рабства и эмансипации в здании рядом с Домом Уилберфорса. [218] [219]

Различные церкви Англиканской общины поминают Уилберфорса в своих литургических календарях. [220] и Университет Уилберфорса в Огайо , США, основанный в 1856 году, назван в его честь. Университет был первым, принадлежащим афроамериканцам , и исторически это колледж для чернокожих . [221] [222] В Онтарио, Канада , колония Уилберфорс была основана чернокожими реформаторами и населена освобожденными рабами из Соединенных Штатов. [223]

«Удивительная благодать» — фильм об Уилберфорсе и борьбе с работорговлей — был выпущен в 2007 году, что приурочено к 200-летию принятия парламентом закона о борьбе с работорговлей. [224] [225]

Работает

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Свинец, хлопок, инструменты и столовые приборы были одними из наиболее частых экспортных товаров из Халла в страны Балтии, а на обратном пути в Великобританию импортировались древесина, железная руда, пряжа, конопля, вино и промышленные товары. [226]
  2. По словам Джорджа В.Е. Рассела , на том основании, что это лишит его сыновей близости с частными джентльменами, священнослужителями и торговыми семьями. [182]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Вольф, Джон (2009), «Уилберфорс, Уильям (1759–1833)», Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/ref:odnb/29386 подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании) ( требуется . .)
  2. ^ Поллок 1977 , с. 6
  3. ^ «Уильям Уилберфорс». Лидс Интеллиджер . 29 ноября 1774 г.
  4. ^ Гаага 2007 , с. 3
  5. ^ Поллок 1977 , с. 3
  6. ^ Томкинс 2007 , с. 9
  7. ^ Поллок 1977 , с. 4
  8. ^ Гаага 2007 , с. 5
  9. ^ Гаага 2007 , стр. 6–8.
  10. ^ Гаага, 2007 , стр. 14–15.
  11. ^ Поллок 1977 , стр. 5–6.
  12. ^ Гаага 2007 , с. 15
  13. ^ Гаага, 2007 , стр. 18–19.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Поллок 1977 , с. 7
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гаага 2007 , с. 20
  16. ^ Поллок 1977 , стр. 8–9.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гаага 2007 , с. 23
  18. ^ Гаага, Уильям (2005). Уильям Питт Младший . Лондон: Харпер Многолетник. п. 29. ISBN  978-0-00-714720-5 .
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Поллок 1977 , с. 9
  20. ^ Гаага, 2007 , стр. 24–25.
  21. ^ Поллок 1977 , с. 11
  22. ^ Хохшильд 2005 , с. 125
  23. ^ Гаага 2007 , с. 36
  24. ^ Гаага 2007 , с. 359
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Олдфилд 2007 , с. 44
  26. ^ Хохшильд 2005 , стр. 125–26.
  27. ^ Поллок 1977 , с. 15
  28. ^ Уилберфорс и Уилберфорс 1838 , с. 23
  29. ^ «Больная креветка человека, потопившего невольничьи корабли» . Санди Таймс . Лондон: Таймс. 25 марта 2005 г. Архивировано из оригинала 14 октября 2008 г. Проверено 27 ноября 2007 г.
  30. ^ Гаага, 2007 , стр. 44–52.
  31. ^ Поллок 1977 , с. 23
  32. ^ Поллок 1977 , стр. 23–24.
  33. ^ Гаага 2007 , стр. 52–53, 59.
  34. ^ Поллок 1977 , с. 31
  35. ^ Гаага, 2007 , стр. 70–72.
  36. ^ Гаага, 2007 , стр. 72–74.
  37. ^ Поллок 1977 , с. 37
  38. ^ Гаага, 2007 , стр. 99–102.
  39. ^ Гаага 2007 , стр. 207–10.
  40. ^ Браун 2006 , стр. 380–82.
  41. ^ Поллок 1977 , с. 38
  42. ^ Браун 2006 , с. 383
  43. ^ Браун 2006 , с. 386
  44. ^ Брэдли, Ян (1985), «Святой Уилберфорс», в книге Джека Хейворда (редактор), « Из рабства: отмена рабства и после» , Фрэнк Касс, стр. 79–81, ISBN  978-0-7146-3260-5
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гаага 2007 , с. 446
  46. ^ Гаага 2007 , с. 97
  47. ^ Гаага, 2007 , стр. 97–99.
  48. ^ Поллок 1977 , стр. 40–42.
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Деверо, Саймон (2015). «Неопытные гуманитарии? Уильям Уилберфорс, Уильям Питт и кризис казней 1780-х годов» (PDF) . Обзор права и истории . 33 (4): 839–885. дои : 10.1017/S0738248015000449 . ISSN   0738-2480 . S2CID   151411243 . Архивировано из оригинала 3 мая 2019 года . Проверено 7 июля 2023 г. {{cite journal}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  50. ^ Гаага 2007 , стр. 116, 119.
  51. ^ Д'Анжу 1996 , с. 97
  52. ^ Хохшильд 2005 , стр. 14–15.
  53. ^ Хохшильд 2005 , с. 32
  54. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пинфолд, Джон (2007). "Введение". Дебаты о работорговле: современные сочинения за и против . Бодлианская библиотека Оксфордского университета. ISBN  978-1-85124-316-7 .
  55. ^ Акерсон 2005 , с. 9
  56. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Поллок 1977 , с. 17
  57. ^ Гаага, 2007 , стр. 138–39.
  58. ^ Поллок 1977 , с. 48
  59. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томкинс 2007 , с. 55
  60. ^ Гаага 2007 , с. 140
  61. ^ Поллок 1977 , с. 53
  62. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Броган, Хью (19 мая 2011 г.), «Кларксон, Томас (1760–1846)», Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/ref:odnb/5545 (подписка или публичная библиотека Великобритании) членство обязательно.)
  63. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Поллок 1977 , с. 55
  64. ^ Хохшильд 2005 , стр. 123–24.
  65. ^ Кларксон, Томас (1839). История возникновения, прогресса и завершения отмены африканской работорговли . Лондон: Джон В. Паркер. п. 157.
  66. ^ Хохшильд 2005 , с. 122
  67. ^ Д'Анжу 1996 , стр. 157–158
  68. ^ Поллок 1977 , с. 56
  69. ^ Хохшильд 2005 , стр. 122–124.
  70. ^ Томкинс 2007 , с. 57
  71. ^ Поллок 1977 , с. 58
  72. ^ Поллок 1977 , стр. 78–79.
  73. ^ Гаага, 2007 , стр. 149–157.
  74. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хохшильд 2005 , с. 139
  75. ^ Поллок 1977 , стр. 79–81.
  76. ^ Поллок 1977 , с. 82
  77. ^ Гаага 2007 , с. 159
  78. ^ Д'Анжу 1996 , с. 166
  79. ^ Гаага 2007 , стр. 178–183.
  80. ^ Хохшильд 2005 , с. 160
  81. ^ Гаага, 2007 , стр. 185–186.
  82. ^ Хохшильд 2005 , стр. 161–162.
  83. ^ Гаага, 2007 , стр. 187–189.
  84. ^ Гаага, 2007 , стр. 189–190.
  85. ^ Уилберфорс и Уилберфорс 1838 , с. 88
  86. ^ Гаага, 2007 , стр. 201–202.
  87. ^ Хохшильд 2005 , с. 188
  88. ^ Парламентская история Англии с древнейшего периода до 1803 года . Том. XXIX. Лондон: Отпечатано TC Hansard. 1817. с. 278.
  89. ^ Гаага 2007 , с. 193
  90. ^ Поллок 1977 , стр. 105–108.
  91. ^ Д'Анжу 1996 , с. 167
  92. ^ Гаага, 2007 , стр. 196–198.
  93. ^ Поллок 1977 , с. 218
  94. ^ Д'Анжу 1996 , с. 140
  95. ^ Вольф, Джон; Харрисон, Б.; Голдман, Л. (сентябрь 2005 г.). «Секта Клэпхэма (действ. 1792–1815)». Оксфордский национальный биографический словарь . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/42140 . ISBN  978-0-19-861411-1 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  96. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тернер, Майкл (апрель 1997 г.). «Границы отмены смертной казни: правительство, святые и «африканский вопрос» около 1780–1820 гг.». Английский исторический обзор . 112 (446). Издательство Оксфордского университета: 319–357. дои : 10.1093/ehr/cxii.446.319 . JSTOR   578180 .
  97. ^ Хохшильд 2005 , с. 150
  98. ^ Гаага 2007 , стр. 223–224.
  99. ^ Поллок 1977 , с. 114
  100. ^ Поллок 1977 , с. 115
  101. ^ Томкинс 2007 , с. 99
  102. ^ Поллок 1977 , стр. 122–123.
  103. ^ Гаага 2007 , с. 242
  104. ^ Поллок 1977 , стр. 121–122.
  105. ^ Гаага, 2007 , стр. 247–249.
  106. ^ Гаага, 2007 , стр. 237–239.
  107. ^ Хохшильд 2005 , с. 252
  108. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гаага 2007 , с. 511
  109. ^ Акерсон 2005 , с. 12
  110. ^ Гаага 2007 , стр. 313–320.
  111. ^ Гаага 2007 , стр. 328–330.
  112. ^ Поллок 1977 , с. 201
  113. ^ Гаага, 2007 , стр. 335–336.
  114. ^ Дрешер, Сеймур (весна 1990 г.). «Люди и парламент: риторика британской работорговли». Журнал междисциплинарной истории . 20 (4). Массачусетский технологический институт Пресс: 561–580. дои : 10.2307/203999 . JSTOR   203999 .
  115. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Поллок 1977 , с. 211
  116. ^ Гаага, 2007 , стр. 342–344.
  117. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гаага 2007 , с. 348
  118. ^ Гаага 2007 , с. 351
  119. ^ Гаага 2007 , с. 354
  120. ^ Гаага 2007 , с. 355
  121. ^ Стотт, Энн (2012). Уилберфорс: Семья и друзья . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 104. ИСБН  978-0-19-969939-1 .
  122. ^ Хохшильд 2005 , с. 251
  123. ^ Поллок 1977 , с. 157
  124. ^ Гаага, 2007 , стр. 294–295.
  125. ^ Гаага 2007 , стр. 440–441.
  126. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хинд, Роберт Дж. (1987). «Уильям Уилберфорс и восприятие британского народа». Исторические исследования . 60 (143): 321–335. дои : 10.1111/j.1468-2281.1987.tb00500.x .
  127. ^ Гаага, 2007 , стр. 250, 254–256.
  128. ^ Гаага 2007 , с. 286
  129. ^ Гаага, 2007 , стр. 441–442.
  130. ^ Гаага 2007 , с. 442
  131. ^ Томкинс 2007 , стр. 195–196.
  132. ^ Хэзлитт, Уильям (1825). Дух эпохи . Лондон: К. Темплтон. п. 185.
  133. ^ Хохшильд 2005 , стр. 324–327.
  134. ^ Гаага 2007 , с. 487
  135. ^ Томкинс 2007 , стр. 172–173.
  136. ^ Гаага, 2007 , стр. 406–407.
  137. ^ Гаага 2007 , с. 447
  138. ^ Поллок 1977 , стр. 92–93.
  139. ^ Стотт, Энн (2003). Ханна Мор: Первая Викторианская эпоха . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 103–105, 246–447. ISBN  978-0-19-924532-1 . OCLC   186342431 .
  140. ^ Гаага, 2007 , стр. 74, 498.
  141. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Томкинс 2007 , с. 207
  142. ^ Гаага 2007 , стр. 287–288.
  143. ^ Хохшильд 2005 , с. 299
  144. ^ Хохшильд 2005 , с. 315
  145. ^ Гаага, 2007 , стр. 211–212, 295, 300.
  146. ^ Браун 2006 , стр. 385–386.
  147. ^ Гаага, 2007 , стр. 271–272, 276.
  148. ^ Поллок 1977 , стр. 146–153.
  149. ^ Поллок 1977 , с. 176
  150. ^ Гаага, 2007 , стр. 220–221.
  151. ^ Кертис, Родни (16 апреля 2019 г.). «Евангелические англиканские миссионеры и Лондонское еврейское общество: Палестинское место в Бетнал-Грин и связанные с этим события, 1813–1895» . Еврейские исторические исследования . 50 (1). дои : 10.14324/111.444.jhs.2018v50.004 . ISSN   2397-1290 .
  152. ^ Скульт, Мел (1973). «Английские миссии к евреям: обращение в эпоху эмансипации». Еврейские социальные исследования . 35 (1): 3–17. ISSN   0021-6704 . JSTOR   4466746 .
  153. ^ Смит, Роберт Майкл (1981). «Лондонское еврейское общество и закономерности обращения евреев в Англии, 1801–1859». Еврейские социальные исследования . 43 (3/4): 275–290. ISSN   0021-6704 . JSTOR   4467142 .
  154. ^ Томкинс 2007 , стр. 115–116.
  155. ^ Гаага 2007 , стр. 221, 408.
  156. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томкинс 2007 , стр. 187–188.
  157. ^ Кей, Джон (2000). Индия: История . Нью-Йорк: Гроув Пресс. п. 428. ИСБН  0-8021-3797-0 .
  158. ^ Томкинс 2007 , стр. 54–55.
  159. ^ Поллок 1977 , с. 61
  160. ^ Браун 2006 , с. 346
  161. ^ Хохшильд 2005 , с. 126
  162. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гаага 2007 , с. 108
  163. ^ Браун 2006 , с. 385
  164. ^ Гаага 2007 , с. 109
  165. ^ Гаага 2007 , с. 514
  166. ^ Томкинс 2007 , стр. 182–183.
  167. ^ Акерсон 2005 , стр. 142, 168, 209.
  168. ^ Гаага 2007 , стр. 393–394, 343.
  169. ^ Гаага, 2007 , стр. 377–379, 401–406.
  170. ^ Гаага 2007 , стр. 415, 343.
  171. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Поллок 1977 , с. 279
  172. ^ Гаага 2007 , с. 474
  173. ^ Акерсон 2005 , с. 181
  174. ^ Олдфилд 2007 , с. 48
  175. ^ Гаага 2007 , стр. 492–493, 498.
  176. ^ Поллок 1977 , с. 285
  177. ^ Гаага, 2007 , стр. 477–479.
  178. ^ Гаага 2007 , с. 481
  179. ^ Томкинс 2007 , с. 203
  180. ^ Поллок 1977 , с. 289
  181. ^ Гаага 2007 , с. 480
  182. ^ Рассел, Джордж Уильям Эрскин (1898). Коллекции и воспоминания . Харпер и братья. п. 67.
  183. ^ Олдфилд 2007 , с. 45
  184. ^ «История графства Миддлсекс: Том 5, Хендон, Кингсбери, Грейт-Стэнмор, Литл-Стэнмор, Эдмонтон-Энфилд, Монкен Хэдли, Саут-Миммс, Тоттенхэм» . Британская история онлайн . Проверено 17 декабря 2023 г.
  185. ^ Гаага 2007 , с. 494
  186. ^ Томкинс 2007 , с. 213
  187. ^ Гаага 2007 , с. 498
  188. ^ Томкинс 2007 , с. 217
  189. ^ Гаага, 2007 , стр. 498–499.
  190. ^ Гаага 2007 , с. 502
  191. ^ Поллок 1977 , с. 308
  192. ^ Гаага, 2007 , стр. 502–503.
  193. ^ Стэнли, AP (1882), Исторические мемориалы Вестминстерского аббатства , Лондон: Джон Мюррей , стр. 248
  194. ^ Гаага 2007 , с. 304
  195. ^ Гаага 2007 , с. 504
  196. ^ Поллок 1977 , стр. 308–309.
  197. ^ «Похороны покойного мистера Уилберфорса». Таймс . 5 августа 1833 г. стр. 3, кол. С.
  198. ^ Томкинс 2007 , с. 223
  199. ^ Кларксон, Томас (1838). Критика жизни Уильяма Уилберфорса преподобного В. Уилберфорса и преподобного С. Уилберфорса . Лонгман и компания.
  200. ^ Акерсон 2005 , стр. 36–37, 41.
  201. ^ Хохшильд 2005 , стр. 350–351.
  202. ^ Гаага, 2007 , стр. 154–155, 509.
  203. ^ Хохшильд 2005 , стр. 351–352.
  204. ^ «Уильям Уилберфорс» . Нью-Йорк Таймс . 13 декабря 1880 года . Проверено 24 марта 2008 г.
  205. ^ Олдфилд 2007 , стр. 48–49.
  206. ^ Мэддукс, Кристи (2010). Верный гражданин: популярные христианские СМИ и гендерная гражданская идентичность . Издательство Университета Бэйлора. стр. 41–42. ISBN  978-1-60258-253-8 .
  207. ^ Соретт, Поль; Гордон, Келли (2015). Меняющийся голос движения против абортов: рост «женской» риторики в Канаде и США . Торонто: Университет Торонто Press. стр. 197–198. ISBN  978-1442615694 .
  208. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кингстон, Энн (12 сентября 2018 г.). «Как растущее канадское движение против абортов планирует повлиять на следующие федеральные выборы» . Maccleans.ca . Проверено 30 мая 2023 г.
  209. ^ Крокетт, Эмили (24 апреля 2016 г.). «Почему республиканцы любят сравнивать аборты с рабством» . Вокс . Проверено 30 мая 2023 г.
  210. ^ Виноград, Кассандра (27 апреля 2016 г.). «Познакомьтесь с американскими фотографиями абортов за рубежом» . Новости Эн-Би-Си . Проверено 30 мая 2023 г.
  211. ^ Соретт, Поль; Гордон, Келли (2015). Меняющийся голос движения против абортов: рост «женской» риторики в Канаде и США . Торонто: Университет Торонто Press. стр. 234–235. ISBN  978-1442615694 .
  212. ^ Уильямс, Эрик (1944). Капитализм и рабство . Издательство Университета Северной Каролины. п. 211. ИСБН  978-0-8078-4488-5 .
  213. ^ Д'Анжу 1996 , с. 71
  214. ^ «Уильям Уилберфорс» . Вестминстерское аббатство . Проверено 21 марта 2008 г.
  215. ^ «Памятник Уилберфорсу» . Би-би-си . Проверено 21 марта 2008 г.
  216. ^ Олдфилд 2007 , стр. 66–67.
  217. ^ Олдфилд 2007 , стр. 70–71.
  218. ^ Джонстон, Крис (6 июля 2006 г.). «В Халле открывается центр исследования рабства» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 19 июня 2023 г.
  219. ^ «Открывается Центр исследования рабства» . Новости Би-би-си . Лондон : Би-би-си . 6 июля 2006 г. Проверено 30 октября 2011 г.
  220. ^ Брэдшоу, Пол (2002). Новый словарь литургии и богослужения SCM . СКМ-Кентербери Пресс Лтд. 420. ИСБН  0-334-02883-3 .
  221. ^ Акерсон 2005 , с. 145
  222. ^ Борегар, Эрвинг Э. (2003). Университет Уилберфорса в книге «Колыбели совести: независимые колледжи и университеты Огайо», ред. Джон Уильям. Оливер-младший, Джеймс А. Ходжес и Джеймс Х. О'Доннелл . Издательство Кентского государственного университета. стр. 489–490. ISBN  978-0-87338-763-7 .
  223. ^ Ньюман, Ричард С. (2008), Пророк свободы: епископ Ричард Аллен, Церковь AME и черные отцы-основатели , NYU Press, стр. 271, ISBN  978-0-8147-5826-7
  224. ^ Лэнгтон, Джеймс; Гастингс, Крис (25 февраля 2007 г.). «Рабский фильм превращает Уилберфорса в героя США» . Дейли Телеграф . Проверено 16 апреля 2008 г.
  225. ^ Райдинг, Алан (14 февраля 2007 г.). «Отмена рабства – это еще незаконченная история» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Проверено 16 апреля 2008 г.
  226. ^ Гаага 2007 , с. 3.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Парламент Великобритании
Предшественник Член парламента от Кингстон-апон-Халл
1780 1784
Преемник
Предшественник парламента Йоркшира Член
1784 1801
(Парламент упразднен)
Парламент Соединенного Королевства
Предшественник
(Парламент создан)
парламента Йоркшира Член
1801 1812
Преемник
Предшественник Член парламента от Брамбера
1812 1825
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a18406d001c078340c21ca1aba75e159__1721165040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/59/a18406d001c078340c21ca1aba75e159.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
William Wilberforce - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)