Средний проход
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Средний путь был этапом атлантической работорговли , на которой миллионы порабощенных африканцев [2] были перевезены в Америку в рамках треугольной работорговли . Корабли отправлялись из Европы на африканские рынки с промышленными товарами (первая сторона треугольника), которые затем обменивались на рабов с правителями африканских государств и другими африканскими работорговцами. Невольничьи корабли перевозили рабов через Атлантику (вторая сторона треугольника). Доходы от продажи рабов затем использовались для покупки таких продуктов, как меха и шкуры , табак, сахар , ром и сырье. [3] который будет перевезен обратно в Европу (третья сторона треугольника), чтобы завершить треугольник.
Первый проход представлял собой насильственный марш африканских рабов из своих домов, расположенных внутри страны, где они часто захватывались другими племенами или другими членами их собственного племени, в африканские порты, где они находились в заключении до тех пор, пока их не продали и не погрузили на корабль. Последним проходом был путь от порта высадки в Америке до плантации или другого пункта назначения, где им предстояло работать. К этим двум присоединился Средний проход через Атлантику. Путешествия по Среднему проходу представляли собой крупные финансовые предприятия, обычно организуемые компаниями или группами инвесторов, а не отдельными лицами. [4]
Первый европейский невольничий корабль перевез порабощенных африканцев из Сан-Томе в Новую Испанию в 1525 году. Португальские и голландские торговцы доминировали в торговле в 16 и 17 веках, хотя к 18 веку их вытеснили британцы и французы . Другими вовлеченными европейскими странами были Испания , Дания-Норвегия , Швеция , Польша-Литва , Пруссия и различные итальянские города-государства , а также торговцы из Соединенных Штатов . Порабощенные африканцы прибыли в основном из районов Сенегамбии , Верхней Гвинеи , Наветренного побережья , Золотого Берега , Бенинской бухты , Биафрской бухты и Анголы . [5] С ростом аболиционистского движения в Европе и Америке трансатлантическая работорговля постепенно приходила в упадок, пока не была полностью отменена во второй половине XIX века. [6] [7]
Согласно современным исследованиям, через Средний путь в Америку было перевезено около 12,5 миллионов рабов. [8] Порабощенных в ужасных условиях перевозили отдельно, мужчин и женщин, через Атлантику. Смертность была высокой; те, у кого были сильные тела, выжили. Молодые женщины и девушки были изнасилованы членами экипажа. По оценкам, 15% из них погибли во время путешествия, причем уровень смертности значительно выше в самой Африке во время процесса поимки и транспортировки рабов на побережье. [9] Общее число смертей, непосредственно связанных с путешествием по Среднему проходу, оценивается до двух миллионов; более широкий взгляд на смертность в Африке, напрямую связанную с институтом рабства в период с 1500 по 1900 год, предполагает, что погибло до четырех миллионов человек. [10] «Средний проход» считался временем промежуточного состояния, когда пленные африканцы создавали узы родства, которые затем создавали вынужденные трансатлантические сообщества. [11]
Путешествие
[ редактировать ]Продолжительность трансатлантического плавания сильно различалась. [3] от одного до шести месяцев в зависимости от погодных условий. С течением веков путешествие становилось более эффективным: если в начале 16 века среднее трансатлантическое путешествие длилось несколько месяцев, то к 19 веку пересечение часто требовало менее шести недель. [12]
Африканские короли, военачальники и частные похитители продавали пленников европейцам, которые владели несколькими прибрежными фортами. Пленников обычно силой отправляли в эти порты на западном побережье Африки, где их держали для продажи европейским или американским работорговцам в барраконах . Типичные невольничьи корабли содержали несколько сотен рабов и около 30 членов экипажа. [13]
Пленников-мужчин обычно сковывали попарно, чтобы сэкономить место; правую ногу к левой ноге следующего мужчины, в то время как у женщин и детей, возможно, было немного больше места. Цепи или наручники на руки и ноги, известные как бильбо , были одними из многих инструментов работорговли и которых всегда не хватало. Бильбо в основном применялись к мужчинам и представляли собой две железные кандалы, прикрепленные к столбу и обычно закреплявшиеся вокруг лодыжек двух мужчин. [14] В лучшем случае пленников кормили бобами, кукурузой, ямсом, рисом и пальмовым маслом. Рабов кормили один раз в день водой, если вообще кормили. Когда еды было мало, рабовладельцы имели приоритет над рабами. [15] Иногда пленникам разрешалось передвигаться в течение дня, но на многих кораблях кандалы оставались в них на протяжении всего трудного путешествия. На борту некоторых французских кораблей порабощенных выводили на палубу, чтобы периодически получать свежий воздух. Хотя порабощенным женщинам обычно разрешалось чаще находиться на палубе, за порабощенными мужчинами внимательно следили, чтобы предотвратить бунт, когда они находились на палубе. [16]
Порабощенные под палубами месяцами жили в условиях убожества и неописуемого ужаса. Распространение болезней и плохое состояние здоровья стали одними из крупнейших убийц. Уровень смертности был высоким, а смерть еще больше ухудшала условия под палубами. Несмотря на то, что трупы были выброшены за борт, многие члены экипажа избегали заходить в трюм. Уже переболевших рабов не всегда находили сразу. Многие из живых порабощенных могли быть прикованы к мёртвому человеку в течение нескольких часов, а иногда и дней. [14]
По оценкам большинства современных историков, в Новый Свет отправились от 9,4 до 12,6 миллионов африканцев. [17] [18] [19] Болезни и голод из-за продолжительности перехода были основными причинами смертности: амебная дизентерия и цинга стали причиной большинства смертей. [20] вспышки оспы , сифилиса , кори и других заболеваний. Кроме того, в тесных помещениях быстро распространяются [21]
Уровень смертности увеличивался с увеличением продолжительности плавания, поскольку заболеваемость дизентерией и цингой увеличивалась при длительном пребывании в море по мере того, как качество и количество еды и воды уменьшались. Помимо физических болезней, многие из порабощенных стали слишком подавлены, чтобы есть или эффективно функционировать из-за потери свободы, семьи, безопасности и собственной человечности.
Парусные технологии
[ редактировать ]Потребность в прибыли в атлантической рыночной экономике 18-го века привела к изменениям в конструкции кораблей и в управлении человеческим грузом, в который входили порабощенные африканцы и преимущественно европейский экипаж. Улучшение воздушного потока на борту кораблей помогло снизить печально известный уровень смертности, которым эти корабли стали известны на протяжении 16 и 17 веков. Новые конструкции, позволявшие кораблям быстрее перемещаться и заходить в устья рек, обеспечили доступ ко многим другим порабощающим постам на побережье Западной Африки. [22] Денежная стоимость порабощенных африканцев на любом американском аукционе в середине 18 века колебалась от 800 до 1200 долларов, что в наше время было бы эквивалентно 32 000–48 000 долларов на человека (тогда 100 долларов теперь стоят 4000 долларов из-за инфляции). Поэтому капитаны кораблей и инвесторы искали технологии, которые защитили бы их человеческий груз. [23]
На протяжении всего периода работорговли в Атлантике (1570–1808 гг.) корабли, перевозившие порабощенных, обычно были меньше традиционных грузовых судов, причем большинство кораблей, перевозивших порабощенных, весили от 150 до 250 тонн. Это равнялось примерно 350–450 порабощенным африканцам на каждом невольничьем корабле, или от 1,5 до 2,4 на тонну. Английские корабли того времени обычно попадали в большую часть этого спектра, а французские — в меньшую. Корабли, специально спроектированные как меньшие по размеру и более маневренные, предназначались для плавания по прибрежным рекам Африки в более отдаленные внутренние порты; Таким образом, эти корабли усилили влияние работорговли на Африку. Кроме того, размеры кораблей немного увеличились на протяжении 1700-х годов; однако количество порабощенных африканцев на корабль осталось прежним. Такое сокращение соотношения числа порабощенных африканцев к тоннажу корабля было призвано увеличить количество места на человека и, таким образом, повысить шансы на выживание всех, кто находится на борту. Эти корабли также имели палубы временного хранения, разделенные открытым перекрытием. решетчатая конструкция или решетчатая перегородка . Вероятно, капитаны кораблей использовали эти камеры, чтобы разделить порабощенных африканцев и помочь предотвратить мятеж. Некоторые корабли, построенные на рубеже XIX века, даже имели вентиляционные отверстия, встроенные в борта и между орудийными портами (с люками для защиты от ненастной погоды). Эти конструкции с открытой палубой увеличили воздушный поток и, таким образом, помогли улучшить показатели выживаемости, уменьшив потенциальные инвестиционные потери. [22]
Еще одним важным фактором «защиты груза» было увеличение знаний о болезнях и лекарствах (наряду с размещением на кораблях различных лекарств). Сначала Голландская Ост-Индская компания в 18 веке, а затем и некоторые другие страны и компании в конце 18 и начале 19 веков осознали, что привлечение хирургов и других практикующих врачей на борт их кораблей было начинанием, которое оказалось слишком дорогостоящим для выгоды. . Поэтому вместо того, чтобы включать медицинский персонал, они просто снабдили корабли разнообразными лекарствами. Хотя это было лучше, чем отсутствие лекарств, и учитывая тот факт, что многие члены экипажа, по крайней мере, имели некоторое представление о том, как распространяются болезни, без участия медицинского персонала уровень смертности в 18 веке все еще был очень высоким. [24]
Обращение с порабощенными людьми и сопротивление
[ редактировать ]Обращение с порабощенными было ужасающим, поскольку захваченных в плен африканских мужчин и женщин считали недочеловеками; для работорговцев они были «грузом» или «товаром», и с ними обращались соответственно. Женщин с детьми не хотелось порабощать, поскольку они занимали слишком много места, а малышей не хотели из-за каждодневного ухода. [25] Например, « Зонг» , британский невольничий корабль , взял слишком много порабощенных во время путешествия в Новый Свет в 1781 году. Перенаселенность в сочетании с недоеданием и болезнями привела к гибели нескольких членов экипажа и около 60 порабощенных. Плохая погода замедлила путешествие « Цонга » , и возникла проблема нехватки питьевой воды. Экипаж решил утопить нескольких рабов в море, чтобы сохранить воду и позволить владельцам получить страховку за потерянный груз. Около 130 рабов были убиты, и некоторые из них решили покончить с собой, добровольно прыгнув в воду. Инцидент с Зонгом стал топливом для аболиционистского движения и крупным судебным делом, поскольку страховая компания отказалась компенсировать убытки.
В то время как порабощенных кормили и снабжали питьем, поскольку здоровые рабы были более ценными, если ресурсы иссякали в долгих и непредсказуемых путешествиях, команда получала преференции. Наказание порабощенных и пытки были очень распространены, так как в путешествии экипажу приходилось превращать независимых людей в послушных рабов. [26] Беременные женщины на кораблях, которые рожали своих детей на борту, рисковали, что их детей убьют, чтобы продать матерей. [25] Худшие наказания были за неповиновение; в одном случае капитан наказал неудавшееся восстание, немедленно убив одного вовлеченного в него порабощенного человека и заставив двух других рабов съесть его сердце и печень. [27]
В качестве способа противодействия болезням и попыткам самоубийства команда заставляла порабощенных выходить на палубу корабля для упражнений, что обычно приводило к избиениям, потому что порабощенные не хотели танцевать для них или взаимодействовать. [28] Эти избиения часто были жестокими и могли привести к тому, что порабощенные умерли или стали более восприимчивыми к болезням.
Самоубийство
[ редактировать ]Рабы сопротивлялись разными способами. Двумя наиболее распространенными видами сопротивления были отказ от еды и самоубийство. Самоубийство было частым явлением, часто в результате отказа от еды или лекарств или прыжка за борт, а также с помощью множества других оппортунистических средств. [29] Если порабощенный человек прыгал за борт, его часто оставляли тонуть или расстреливали из лодки. [30] На протяжении веков некоторые африканские народы, такие как кру , стали считаться людьми, имеющими низкую ценность в качестве рабов, поскольку у них сложилась репутация слишком гордых людей, чтобы быть порабощенными, и пытавшихся покончить жизнь самоубийством сразу же после потери свободы. [31]
Бригады работорговцев, насколько это было возможно, предотвращали самоубийства и голодание; порабощенных часто подвергали принудительному кормлению или пыткам, пока они не ели, хотя некоторым все же удавалось заморить себя голодом; порабощенных держали подальше от средств самоубийства, а борта палубы часто закрывали сеткой. [32] Порабощенные все еще добивались успеха, особенно в прыжках за борт. Часто, когда восстание терпело неудачу, мятежники массово прыгали в море. Рабы обычно верили, что если они прыгнут за борт, их вернут в загробную жизнь семье и друзьям в деревне или к предкам. [33]
Самоубийство в результате прыжка за борт было такой проблемой, что капитанам во многих случаях приходилось решать ее напрямую. Они использовали акул, преследовавших корабли, как оружие террора. Один капитан, имевший на своем корабле серию самоубийств, взял женщину, спустил ее на веревке в воду и вытащил как можно быстрее. Когда она появилась в поле зрения, акулы уже убили ее и откусили нижнюю половину тела. [34]
Идентичность и общение
[ редактировать ]Чтобы взаимодействовать друг с другом во время путешествия, порабощенные создали систему связи без ведома европейцев: они создавали хоры в переходах, используя свои голоса, тела и сами корабли; полая конструкция кораблей позволяла порабощенным использовать их в качестве ударных инструментов и усиливать свои песни. Эта комбинация «инструментов» была для порабощенных как способом общения, так и созданием новой идентичности, поскольку работорговцы пытались лишить их этого. Хотя большинство порабощенных были выходцами из разных регионов Африки, их положение позволило им объединиться и создать на борту кораблей новую культуру и идентичность с общим языком и методом общения:
[C]all и ответное зондирование позволили мужчинам и женщинам, говорящим на разных языках, рассказать об условиях своего плена. Фактически, на борту «Хубридаса» то, что началось как ропот и превратилось в песню, вскоре переросло в крики и вопли скоординированного восстания. [35]
Это сообщение было прямым подрывом европейской власти и позволяло порабощенным иметь форму власти и идентичности, запрещенную в противном случае. Более того, такая организация и объединение позволяли восстаниям и восстаниям быть скоординированными и временами успешными.
Восстания
[ редактировать ]На борту кораблей пленники не всегда были готовы подчиняться приказам. Иногда они реагировали насилием. Невольничьи корабли были спроектированы и эксплуатировались, чтобы предотвратить восстание рабов. Сопротивление рабов обычно заканчивалось неудачей, и участники восстания сурово наказывались. Примерно один из десяти кораблей испытал тот или иной бунт. [36]
Оттоба Кугоано , которого в детстве поработили и вывезли из Африки, позже описал восстание на борту корабля, на котором его переправили в Вест-Индию:
Когда нас наконец забрали, смерть была предпочтительнее жизни, и среди нас был согласован план, согласно которому мы можем сжечь и взорвать корабль и погибнуть все вместе в огне. [37]
Число повстанцев сильно различалось; часто восстания заканчивались смертью нескольких рабов и команды. Выжившие повстанцы были наказаны или казнены в качестве примера для других рабов на борту.
Африканская религия
[ редактировать ]Порабощенные также сопротивлялись посредством определенных проявлений своей религии и мифологии. Они обращались к своим богам с просьбой защитить и отомстить своим похитителям, а также пытались проклясть и иным образом причинить вред команде, используя идолов и фетишей . Одна команда обнаружила в своем запасе воды фетиши, установленные порабощенными, которые считали, что убьют всех, кто будет пить из нее. [33]
Моряки и команда
[ редактировать ]В то время как владельцы и капитаны невольничьих кораблей могли рассчитывать на огромные прибыли, рядовые моряки часто получали неадекватную зарплату и подвергались жестокой дисциплине. Морякам часто приходилось жить и спать без крова на открытой палубе на протяжении всего путешествия по Атлантике, поскольку все пространство под палубой было занято порабощенными людьми. [38]
Ожидалось, что во время путешествия уровень смертности экипажа составит около 20%, при этом моряки умирают в результате болезней (в частности, малярии и желтой лихорадки ), порки или восстаний рабов. [38] [39] Высокая смертность экипажа на обратном пути была в интересах капитана, поскольку уменьшала количество моряков, которым нужно было платить по прибытии в порт приписки. [40] Выжившим членам экипажа часто отказывали в зарплате по возвращении. [38]
Моряков часто нанимали по принуждению, поскольку они обычно знали о работорговле и ненавидели ее. В портовых городах вербовщики и владельцы таверн заставляли моряков сильно напиться (и иметь долги), а затем предлагали погасить их долг, если они подпишут контракты с невольничьими кораблями. Если бы они этого не сделали, их бы посадили в тюрьму. Морякам, находящимся в тюрьме, было трудно найти работу за пределами индустрии невольничьих кораблей, поскольку большинство других морских отраслей не нанимали «тюремных птиц», поэтому они все равно были вынуждены идти на невольничьи корабли. [41]
См. также
[ редактировать ]- Аболиционизм
- Аболиционизм в Соединенном Королевстве
- Аболиционизм в США
- Черное сиденье
- Атлантическая работорговля
- Европейская колонизация Америки
- История Африки
- Работорговля в Индийском океане
- Катастрофа
- Пресс-банда
- Рабский корабль
- Треугольная торговля
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Бостонская выставка рабства | Boston.gov» . www.boston.gov . 2024-02-23 . Проверено 25 апреля 2024 г.
- ^ Маккиссак, Патрисия К.; Маккиссак, Фредерик (1995). Королевские королевства Гана, Мали и Сонгхай . Макмиллан. п. 109 . ISBN 0805042598 .
- ^ Jump up to: а б Уокер, Теодор (2004). Связь с материнским кораблем . п. 10.
- ^ Томас, Хью (1999). Работорговля: история атлантической работорговли, 1440–1870 гг . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 293 . ISBN 0684835657 .
- ^ Лавджой, Пол Э. (2000). Преобразования в рабстве . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Беннетт, Герман Л. (2009). Колониальная чернота: история афро-Мексики . Издательство Университета Индианы. п. 11. ISBN 9780253223319 .
- ^ Вулф, Брендан (2021). «Невольничьи корабли и средний проход». В Миллере, Патти (ред.). Энциклопедия Вирджиния . Шарлоттсвилл, Вирджиния: Гуманитарные науки Вирджинии – Библиотека Вирджинии . Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ Работорговля , Трансатлантическая работорговля - оценки
- ^ Манке, Элизабет и Шаммас, Кэрол . Создание британского атлантического мира , 2005, стр. 30–31.
- ^ Розенбаум, Алан С.; Чарни, Израиль В. (17 апреля 2018 г.). Холокост уникален? . Рутледж. п. 132. ИСБН 9780429974762 .
- ^ Белл, Карен Б. (2010). «Рис, сопротивление и сила трансатлантических сообществ: (пере)представление африканской диаспоры в Лоу-Кантри, Джорджия, 1750–1800». Журнал афроамериканской истории . 95 (2): 157–182 [с. 158]. doi : 10.5323/jafriamerhist.95.2.0157 . S2CID 140985496 .
- ^ Элтис, Дэвид. Рост африканского рабства в Америке , 2000, стр. 156–157.
- ^ Коттман, Майкл Х. (7 февраля 1999 г.). «ПРИЗРАКИ ГЕНРИЕТТЫ МАРИ» . Вашингтон Пост . Проверено 21 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Дебора Грей Уайт, Миа Бэй и Уолдо Э. Мартин-младший, Свобода в моих мыслях: История афроамериканцев (Нью-Йорк: Бедфорд/Сент-Мартин, 2013), 32.
- ^ Аллен, Уэслинн М. (2009). След: Наша связь с прошлым . [np]: Tate Pub & Enterprises Ll. п. 84. ИСБН 978-1607998334 .
- ^ Торнтон, Джон (1998). Африка и африканцы в создании атлантического мира, 1400–1800 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 155.
- ^ Элтис, Дэвид и Ричардсон, Дэвид. «Игра в цифры». В: Нортруп, Дэвид: Атлантическая работорговля , второе издание, Houghton Mifflin Co., 2002.
- ^ Бэзил Дэвидсон , Африканская работорговля (1961), с. 95.
- ^ Элтис, Дэвид (3 января 2021 г.). «База данных Трансатлантической работорговли» .
- ^ Томас, Хью (1999). Работорговля: история атлантической работорговли, 1440–1870 гг . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. стр. 422–423. ISBN 0684835657 .
- ^ Стеккель, Ричард Х.; Дженсен, Ричард А. (1985). Факторы, определяющие смертность рабов и членов экипажа в атлантической работорговле (PDF) . Кембридж, Массачусетс: Национальное бюро экономических исследований. п. 25 . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Герберт С. Кляйн , Атлантическая работорговля (Кембридж: Кембриджский университет, 1999), стр. 143–146.
- ^ Рон Судалтер, «Ад на воде» ( Civil War Times , 2011), стр. 1.
- ^ Хейнс, Робин; Шломовиц, Ральф (2000). «Объяснение снижения смертности в британской работорговле восемнадцатого века». Обзор экономической истории . 53 (2): 262. дои : 10.1111/1468-0289.00160 .
- ^ Jump up to: а б Буш, Барбара (март – июнь 2010 г.). «Матери и дети-рабыни Африки и Карибского бассейна: травмы перемещения и порабощения в атлантическом мире». Карибский ежеквартальный журнал . 56 (1–2): 69–94. дои : 10.1080/00086495.2010.11672362 . S2CID 141289167 .
- ^ Мухаммед, эсквайр, Патрисия М. (2003). «Трансатлантическая работорговля: забытое преступление против человечества по определению международного права» . Обзор международного права Американского университета . 19 (4). Журналы и обзоры права Вашингтонского колледжа права: 900 . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Редикер, Маркус. Невольничий корабль , 2007, с. 16.
- ^ «Жизнь на борту невольничьих кораблей» . Международный музей рабства . Проверено 15 ноября 2017 г.
- ^ Тейлор, Эрик Роберт. Если мы должны умереть , 2006, стр. 37–38.
- ^ «Краткое содержание интересного повествования о жизни Олауды Эквиано, или Густава Вассы, африканца. Написано им самим. Том I» . Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл . Проверено 15 ноября 2017 г.
- ^ Джонстон, Гарри; Джонстон, Гарри Гамильтон; Стапф, Отто (1906). Либерия . п. 110.
- ^ Руане, Майкл Э. (13 июля 2016 г.). «Призрачные реликвии с невольничьего корабля, направлявшегося в афроамериканский музей » Вашингтон Пост . Проверено 5 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Блай, Антонио Т. (1998). «Пересечение Огненного озера: Сопротивление рабов во время Среднего пути, 1720–1842». Журнал истории негров . 83 (3): 178–186. дои : 10.2307/2649014 . JSTOR 2649014 . S2CID 140948545 .
- ^ Редикер, Маркус. Невольничий корабль , 2007, с. 40.
- ^ Скихан, Даниэль (2013). Смертельные ноты: атлантические звуковые ландшафты и написание среднего отрывка .
- ^ «Средний проход» . Колониальный фонд Вильямсбурга . Проверено 5 декабря 2017 г.
- ^ Тейлор, Эрик Роберт. Если мы должны умереть , 2006, стр. 38–39.
- ^ Jump up to: а б с Хохшильд, Адам (2005). Похороните цепи: пророки, рабы и мятежники в первом крестовом походе за права человека . Хоутон Миффлин. п. 114 . ISBN 978-0618104697 .
- ^ Бернард Эдвардс; Бернард Эдвардс (капитан) (2007). Королевский флот против работорговцев: обеспечение отмены смертной казни на море 1808–1898 гг . Книги о ручке и мече. стр. 26–27. ISBN 978-1-84415-633-7 .
- ^ Хохшильд, Адам (2005). Похороните цепи: пророки, рабы и мятежники в первом крестовом походе за права человека . Хоутон Миффлин. п. 94 . ISBN 978-0618104697 .
- ^ Маркус Редайкер (2007). Невольничий корабль: история человечества . Издательская группа «Пингвин». п. 138. ИСБН 978-1-4406-2084-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бароха, Пио (2002). Пилоты-высотники . Мадрид: Анайя. ISBN 84-667-1681-5 .
- Фарагер, Джон Мак (2006). Из многих . Нью-Джерси: Пирсон Прентис Холл.
- Мустакием, Сованде М. (2016). Рабство на море: террор, секс и болезни на Среднем пути . Издательство Университета Иллинойса.
- Редайкер, Маркус (2007). Рабский корабль . Книги о пингвинах.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Наследственное общество потомков людей африканского происхождения, порабощенных в США: «Сыновья и дочери Среднего прохода Соединенных Штатов» . 2023 . Проверено 14 мая 2023 г.
- https://web.archive.org/web/20160304102446/http://ngm.nationalgeographic.com/ngm/0208/feature4/ «Последнее путешествие невольничьего корабля «Генриетта Мария»», National Geographic , заархивировано из оригинала.
- https://web.archive.org/web/20120210012633/http://www.wvcultural.org/museum/Marie/henrietta.pdf «Говорит невольничий корабль» (PDF)], заархивировано из оригинала.