Jump to content

Османский императорский гарем

Карие или императорская наложница.

Императорский гарем ( османский турецкий язык : حرم همايون , латинизированный : Harem-i Hümâyûn ) Османской империи был султана османского гаремом , состоящим из жен , слуг (как рабынь, так и евнухов ) , родственниц и наложниц султана – занимавший уединенную часть (сераль) османского императорского дома. [1] Этот институт играл важную социальную функцию при османском дворе и обладал значительной политической властью в делах Османской империи, особенно в течение длительного периода, известного как Султанат женщин. [2] (приблизительно 1533–1656 гг.).

Историки утверждают, что султана часто лоббировали члены гаремов разного этнического или религиозного происхождения, чтобы повлиять на географию османских завоевательных войн. [2] Высшая власть в императорском гареме, валиде-султан , управляла другими женщинами в доме. Супруги султана обычно были рабами по происхождению, включая валиде-султана.

Кизлар -ага ( Kızlarağası , также известный как «Главный черный евнух» из-за нилотского происхождения большинства агов ) был главой евнухов, ответственных за охрану императорского гарема.

Этимология

[ редактировать ]

Слово «гарем» происходит от арабского слова «харим» или «харам» , что означает священное и запретное. Этот термин далее подчеркивает, что только женщины-члены домохозяйства и некоторые родственные им члены семьи мужского пола могли войти в эти районы. [3] Это слово также имеет значение «святилище», отражающее общественный и почетный аспект харама .

Гарем как общественно-политический институт

[ редактировать ]

Поскольку султан стал все более оседлым во дворце, члены его семьи, ранее рассредоточенные по столицам провинций, в конечном итоге были освобождены от своих общественных обязанностей и собрались в имперской столице. Официальный переезд членов Османской династии в гарем дворца Топкапы в шестнадцатом веке постепенно превратил императорский гарем в хорошо организованную, иерархическую и институционализированную социальную и политическую структуру со строгими протоколами и обучением. [4] В конце шестнадцатого века, за исключением самого султана, ни один член королевской семьи, ни мужчина, ни женщина, не покинул столицу. И дети, и матери были постоянными обитателями внутреннего мира дворца. [5] Гарем был высшим символом власти султана. Его владение женщинами, в основном рабынями, было признаком богатства, власти и сексуального мастерства. Акцент на уединении гарема и династической жизни вдали от общественного внимания также свидетельствовал о его власти, поскольку только самые близкие к нему люди имели привилегию общаться с ним наедине. Единственным человеком в гареме, имевшим «ритуал и свиту, соответствующую ее статусу», была валиде-султан. [6] Этот институт появился в турецком обществе с принятием ислама под влиянием Арабского халифата , которому подражали османы. Чтобы обеспечить послушание женщин, многих покупали и держали в рабстве. Однако не все члены гарема были рабами. Основными женами, особенно взятыми в брак для закрепления личных и династических союзов, были свободные женщины. Это было исключение, а не правило.

Императорский гарем также служил учреждением, параллельным дому султана, состоящему из слуг-мужчин. Женщинам было предоставлено образование, примерно такое же, как и пажам-мужчинам. По окончании своего образования мужчины и женщины женились друг на друге и «выпускали» дворец, чтобы занимать административные должности в провинциях империи. [7] Внутри гарема существовала четкая иерархическая структура, основанная на семейных отношениях между женщинами. Эта семья не ограничивалась кровными связями, а включала в себя весь королевский двор, состоявший в основном из рабов. Анализ эволюции императорского гарема, начиная с шестнадцатого века, показывает, что, хотя организационная структура гарема никогда не была статичной, а число и роли слуг во дворце постоянно менялись, существовало сильное чувство институциональной преемственности и неизменности. жесткая иерархия внутри гарема. [8] Валиде -султан , мать султана, имела власть над гаремом, и эта власть иногда распространялась на некоторые аспекты общества. [9] Она была хранительницей императорской власти и работала над укреплением правления своего сына и продолжением династии. Она находилась на вершине женской иерархии. Следующими на очереди были дочери султана, которых еще называли султанами. Этими принцессами восхищались, и они могли соперничать со своим отцом в популярности и признании. [10] Они также были полезны для политических союзов, которые их браки обеспечивали империи. Эти женщины были известны по всей империи и имели важную репутацию, которую нужно было поддерживать. Следовательно, лишь небольшая часть женщин в гареме действительно вступала в сексуальные отношения с султаном, поскольку большинству было суждено выйти замуж за членов османской политической элиты или продолжить службу валиде-султану. [11] султана Внутри гарема валиде-султан и любимая наложница или наложницы могли эффективно создать фракционную поддержку для себя и своих сыновей, создавая мост между дворцом и внешним миром. Политика гарема вращалась вокруг создания матрилинейного наследия и поиска способов заручиться союзами и поддержкой со стороны большого османского мира за пределами стен гарема. [12]

Гаремные помещения

[ редактировать ]

Императорский гарем занимал большую часть личных покоев султана во дворце Топкапы и включал более 400 комнат. Гарем был перенесен в Топкапы в начале 1530-х годов. После 1853 года столь же роскошный гаремный квартал был занят в новом императорском дворце в Долмабахче . Структура императорского дворца должна была передать «как идентичность резиденции государя как центральной арены империи, так и сложность получения доступа к государю на этой арене». [13]

Дворец Топкапы

[ редактировать ]

Архитектурный план дворца Топкапы

[ редактировать ]

Стратегическое расположение и архитектурный дизайн гаремных помещений во дворце Топкапы отражали жизненно важный сдвиг в вновь обретенном влиянии и власти гарема во дворце. В предыдущих дворцах гаремы всегда располагались в дальней части дворца, скрытые от большей части дворцового населения. В планировке дворца Топкапы гарем располагался в правом крыле сразу за зданием императорского совета. Впервые в истории императорский гарем занял центральное место и был заметен в политической жизни Османской империи. Централизация жилых помещений гарема во дворце Топкапы отразила изменение в расстановке сил между мужчинами дворца и женщинами гарема. [14]

Дворец Топкапы служил королевской резиденцией османского султана на протяжении четырех столетий. Существует множество источников об этом сооружении, что делает его одним из наиболее подробно задокументированных зданий в исламском мире. Архитектурная структура гарема со временем менялась в результате последовательных реконструкций султанов. Во времена Мурада III (1574–1595) каждая из его 40 жен имела отдельные помещения в гареме Топкапы. Молодые рабыни жили в большом общежитии. [7] Сексуальные отношения женщин с султаном определяли место их проживания. Когда рабыня занималась сексом с султаном, она получала собственную комнату, прислугу, кухарку, евнуха и зарплату. Все это увеличивалось, если она забеременела. Если бы она родила ребенка, ее могли бы переселить в еще большую квартиру. Один только султан Мурад III утроил размер императорского гарема с 1574 по 1595 год. [7]

К середине 18 века императорский зал, также известный как «личная палата», приобрел европеизированные украшения и надписи, относящиеся к реконструкции, проведенной Османом III. Это был просторный купольный зал, выходящий в сад и являвшийся местом проведения официальных церемоний и празднеств. Покои королевы-матери в это время состояли из апартаментов со спальней, тронным залом, ванной, комнатами для ее слуг, пекарней, магазином и кухнями, которые были сгруппированы вокруг самого большого двора гарема, известного как Двор королевы-матери. . [7]

В резиденциях султанов во дворце Топкапы гарем сначала был резиденцией для рабынь, затем стал территорией, которой управляла любимая жена султана, и, наконец, просторной территорией, ориентированной на семью султана, которой управляла королева- мать . Ранг особей, проживающих в гареме, отражался в его архитектуре. Кварталы постоянно переделывались в соответствии с новыми требованиями и меняющейся модой. Это привело к тому, что пространство гарема превратилось в совокупность все более фрагментированных единиц. [15]

Дворец Долмабахче

[ редактировать ]

В 1842 году началось строительство дворца Долмабахче. Он создан для развлечений и «релаксации». В 1856 году дворец стал доступен султанам, их семьям и гарему. [16] Императорские гаремы располагались в задней части дворца Долмабахче и функционировали почти так же, как и в Топкапи, вплоть до распада Османской империи в 1922 году. [17]

Дворцовый комплекс Йылдыз

[ редактировать ]

История дворца Йылдыз начинается в 1795 году, когда Селим III построил здесь павильон для своей матери, ознаменовав момент, когда валиде-султаны начали управлять своими собственными поместьями на вершине холма и заселять их. Позже комплекс стал широко известен как резиденция османского султана Абдул-Хамида II, начиная с 1880 года. [18] Дворцовый комплекс ограничен дворцом Чираган на набережной и простирается до долины между Бешикташем и Ортакёем.

После покушений Абдулхамид II перевез своих ближайших родственников во дворец Йылдыз, чтобы жить в двухэтажном особняке, известном как киоск Шале. Это стало новым помещением гарема после того, как оно разместилось во дворце Долмабахче. Учитывая, что на этом новом месте не было достаточно места для размещения женщин в императорском гареме, его размеры были сокращены, а жены, незамужние сестры и слуги были перевезены в другое место.

В 2014 году начался проект по восстановлению и реконструкции гаремов дворца Йылдыз и открытию их для туризма. В рамках этого проекта ученые и другие люди начали исследовать архитектуру гарема, богатый декор, обстановку и повседневную жизнь его обитателей. Большая часть этой работы еще не опубликована. [19]

Роли и положения в гареме

[ редактировать ]

Роль валиде-султана

[ редактировать ]

Мать нового султана пришла в гарем с пышностью и торжественностью и после вознесения сына на престол приняла титул валиде-султана или матери-султанши. Она станет видным лидером, власть которого распространялась как на гарем, так и на членов династии. Валиде -султан, влиявший на политическую жизнь Османской империи в различные периоды истории (например, Женский султанат в 16-17 веках), имел полномочия регулировать отношения между султаном и его женами и детьми. Когда принц уезжал из столицы в свою провинцию, его сопровождала мать. Таким образом, она смогла выполнить свой долг по управлению домашним хозяйством принца, а также обеспечить обучение и надзор за обитателями гарема. [2] Время от времени валиде-султан выступал в качестве регента при своем сыне, особенно в семнадцатом веке, когда серия несчастных случаев вывела султана из строя. Регентства наделили валиде-султана большой политической властью. [5]

Валиде -султан даже повлиял на то, как османские султаны вели войны. Этническое происхождение валиде-султана было основным фактором, определяющим, будет ли военная цель нацелена на Северную Африку, Ближний Восток или Европу. Султаны, вероятно, учитывали свое матрилинейное происхождение при определении своего следующего завоевания. Материнское происхождение было настолько важным, что султан, происходящий от матери-европейки, имел более чем на 70 процентов меньше шансов направить имперское предприятие империи на Запад. [2]

Роль придворных дам

[ редактировать ]
Двор фаворитов в гареме дворца Топкапы.

Для увековечения и служения Османской династии рабынь либо захватывали в плен на войне, дарили султану и династической семье в особых случаях, вербовали внутри империи, либо закупали в соседних странах , чтобы они стали императорскими придворными дамами ( кариес ). . Число рабынь в гареме менялось с течением времени, а сам гарем регулярно обновлялся в результате практики освобождения от рабства . Освобождение наложниц предыдущего султана было особенно распространенным явлением после восшествия на престол нового султана. Большинство порабощенных девушек были христианками и происходили из разных стран, регионов и этнических групп, включая Черкесию, Грузию, Россию и Африку. [20] Не существовало стандартной практики, определяющей, какого возраста девушки поступали в гарем. Некоторые прибыли еще детьми, а другие поступили в более позднем возрасте. Работорговля была официально запрещена в 1854 году, но запрет был только на бумаге. [21] После 1854 года почти все придворные рабыни были черкесского происхождения. Черкесы были изгнаны с русских земель в 1860-х годах, а обедневшие родители-беженцы продавали своих дочерей в торговле, которая была формально запрещена, но продолжалась на практике. [21]

По прибытии во дворец женщины и девушки начали строгий процесс трансформации. Они были обращены в ислам, изучали религиозные заповеди посредством декламации основных исламских вероучений и получили новые мусульманские имена, соответствующие их внешнему виду или личности. Их обучали придворным манерам и деятельности, а также преподавали турецкий язык. В рамках тотального перехода к новой жизни женщинам было запрещено контактировать со своими семьями.

Одалиска Oda , слово, происходящее от турецкого , означающего палату, обозначало камеристку или служанку, но не было термином, синонимом наложницы. Однако в западном использовании этот термин стал относиться конкретно к наложнице в гареме. [22] [ нужна страница ]

Карие , которых часто вводили в гарем в молодом возрасте, воспитывались в дворцовых дисциплинах. Это была самая большая группа женщин в гареме. Неопытных рабынь, недавно вошедших в императорский дворец, называли асеми (послушница), а их ранний период службы и обучения был известен как ацемилик (послушничество), прежде чем они имели право на повышение по службе. существовала строгая иерархическая система статусов и ролей Внутри гарема и карие . Их продвигали по службе в соответствии с их способностями, интеллектом и навыками. Гарем был разбит на две основные группы: тех, кто непосредственно служил султану в качестве супруг, и тех, кто работал на службе у султана, династической семьи и других высокопоставленных членов гарема. Все женщины и девушки входили в гарем как асеми кариес и продвигались до асемилик. Следующим шагом были сакирды (ученики) с целью получить звание гедикли (непосредственно прислуживающей султану), уста (госпожа) или даже кадин (супруга), если им повезет. [23]

Карийе , с которыми султан делил ложе, становились членами династии и могли повышаться в ранге, достигая статуса гёзде («фаворитка»), икбал («удачливая») или кадин («женщина/жена»). ). Высшим положением была валиде-султан , законная мать султана, которая сама была женой или наложницей отца султана и дослужилась до высшего ранга в гареме. Ни одна придворная дама не могла войти или выйти из помещений гарема без явного разрешения валиде- султана . Власть валиде-султан над наложницами распространялась даже на вопросы жизни и смерти, причем евнухи подчинялись ей непосредственно.

Придворные дамы либо жили в залах под покоями супругов , валиде -султана и султана, либо в отдельных покоях. Кадыны , которых насчитывалось до четырех человек, составляли группу , следующую по рангу после валиде-султана . Сразу под кадинами по рангу находились икбалы , число которых не уточнялось. Последними в иерархии были гёзде . [24]

В 16-17 веках главная супруга султана получала титул хасеки-султан или султанша-супруга. Этот титул превосходил другие титулы и ранги выдающейся супруги, известной как ( хатун и кадин ). Когда должность валиде-султана была вакантной, хасеки мог взять на себя роль валиде , имея доступ к значительным экономическим ресурсам и выступая советником султана по политическим вопросам, внешней политике и международной политике. Подобные случаи происходили во времена Хюррем Султан и Кёсем Султан .

Королевские наложницы со не- хасеки статусом

[ редактировать ]

Наложницы, не являвшиеся супругами султана, становились «забытыми женщинами» гарема. Их статус уступал предпочитаемым наложницам. Они также не были идентифицированы среди семейной элиты гарема. [5]

Когда придворные дамы имели контакт с внешним миром, это происходило через услуги посредников, таких как Кира . Однако такое воздействие было редким. Гарем был намеренно закрыт от посторонних глаз. Эта недоступность сохранялась для сохранения частной жизни и неприкосновенности супругов, будущих султанов и гарема в целом. [25]

Наследие Хюррем Султан

[ редактировать ]

Хюррем Султан, также известная как Роксолана , была наложницей, которая полностью изменила систему гаремов и оказала неизгладимое влияние на Османскую империю. Считается, что Роксолана была похищена из Малороссии или «Старой России», расположенной на территории современной Украины. По прибытии в Стамбул ее переименовали в Хюррем, «весёлая». [26]

Будучи наложницей, Роксолана каким-то образом привлекла внимание султана Сулеймана I, и он продолжал призывать ее вернуться в его постель. Роксолана родила своего первого сына Мехмеда в 1521 году, после того как скончались первые два сына султана. Вскоре у пары родились еще дети. [27] То, что Роксолане было разрешено родить более одного сына, было грубым нарушением старого принципа королевского гарема «одна мать-наложница — один сын», и это сигнализировало о том, что при дворе Сулеймана появляется могущественная женщина. Где-то около 1533–1534 годов Сулейман объявил Роксолану свободной женщиной и женился на ней, нарушив еще один 300-летний обычай османского гарема, согласно которому султаны не должны были жениться на своих наложницах. Это был первый случай, когда бывшая рабыня гарема получила влиятельную роль супруги. [28] Других детей у Сулеймана от другой наложницы за все время его правления не родилось. [29] Сулейман писал Роксолане любовные стихи и письма, пока был на войне. Он даже построил величественные памятники, чтобы продемонстрировать свою любовь к ней. Она стала известна как Хасеки, «фаворитка», но некоторые обвиняли ее в том, что она соблазнила Сулеймана с помощью колдовства. [30] Многие при дворе Османской империи были сбиты с толку полной преданностью Сулеймана одной женщине и последовавшими радикальными изменениями в иерархии гарема. Но огромная настойчивость, ум и сила воли Роксоланы давали ей преимущество перед другими женщинами в гареме. [28]

Роксолана стала самым преданным информатором Сулеймана, когда он был в отъезде и после смерти его матери. [31] Она стала легендарной и влиятельной женщиной своего времени. [32] Роксолана основала грандиозные фонды для помощи нуждающимся и проявила особое сострадание к рабам. Она также добилась того, чтобы талантливые женщины гарема оставили дворцовую службу и вышли замуж за достойных партнеров. Она превратила королевский гарем во дворце Топкапы в политический институт, где королевские женщины жили и работали в центре правительства. Роксолана полностью изменила отношение к женщинам в гареме и помогла модернизировать Османскую империю. [33]

Роль евнухов

[ редактировать ]
Главный черный евнух османского двора; Фото, 1912 год.
Двор евнухов во дворце Топкапы.

Османскими императорскими дворцами управлял легион специальных служащих и рабов, называемых евнухами. Евнухи были кастрированными мужчинами, набранными и обученными для службы в покоях принцев, также называемых кафес (клетка), а также в женских покоях гарема во дворце Топкапы . В начале семнадцатого века корпус евнухов гарема Топкапы насчитывал от 800 до 1200 человек. Это было и останется самым большим числом евнухов, когда-либо работавших. [34] Эти евнухи были нилотскими рабами, захваченными в окрестностях Нила. [35] Султаны смогли получить этих рабов благодаря завоеванию Египта в 1517 году , что дало прямой доступ к караванам рабов, которые использовали эти маршруты. Завоевание северо-восточного Судана в 1550-х годах еще больше расширило сферу влияния империи и доступ к караванам рабов. [34] Евнухи служили во дворце со времен султана Мехмеда I. Им было поручено охранять гарем, и они повысились в звании после службы на многих должностях. [36] Евнухи гарема и гаремная организация находились под командованием главного евнуха гарема, также называемого Хозяином девушек ( Кызлар Агасы ) или главным черным евнухом . Кастрация означала, что они были единственными мужчинами, которым было разрешено находиться в присутствии женского населения дворца. Поскольку евнухи также имели прямой доступ к султану и его семье, они имели большое влияние и власть при дворе и империи.

Должность главного евнуха гарема была создана в 1574 году. [34] Главного черного евнуха иногда считали вторым после великого визиря (главы имперского правительства). Он пользовался доверием султана, даже когда находился в военной кампании, и имел уникальный доступ в опочивальню султана, включая организацию встреч с супругами гарема.

Некоторые из основных обязанностей евнуха заключались в присмотре за женщинами в гареме, ведении переговоров и разговоров как с султаном, так и с его родственниками, а также надзор за дворцом и обеспечение безопасности всех. [37]

Между тем, главный белый евнух ( Капы Агаси ) руководил от 300 до 900 белых евнухов в качестве главы «Внутренней службы» (дворцовой бюрократии, контролирующей все сообщения, петиции и государственные документы, адресованные султану), главы Дворцовой школы , главный привратник, глава лазарета и церемониймейстер Сераля, и первоначально был единственным, кому разрешалось разговаривать с султаном наедине. В 1591 году Мурад III стал отдавать более высокое и значимое положение черным евнухам из-за роста преступности со стороны белых евнухов. Несмотря на все это, многие черные евнухи подвергались притеснениям со стороны белых евнухов из-за своего физического тела и расы. [38]

Во времена Султаната женщин ( Кадинлар Салтанати ) евнухи увеличили свое политическое влияние, используя в своих интересах второстепенных или умственно некомпетентных султанов. Султанами-подростками «руководствовались» регентства, сформированные королевой-матерью ( валид-султан ), великим визирем и другими сторонниками валиде , а главный черный евнух был близким и ценным сообщником королевы-матери и главных супругов. Кёсем Султан, мать султана Ибрагима (годы правления 1640–1648) и бабушка султана Мехмеда IV (годы правления 1648–1687), была убита по наущению матери Мехмеда IV, Турхан Султан, евнухами гарема в 1651 году. [34]

Кызлар агасы : Кызлар агасы был главным черным евнухом османского сераля . Этот титул буквально означает «начальник девушек», и ему было поручено защищать и содержать женщин гарема.

Капы агасы : В то время как кызлар агаси отвечал за охрану добродетели одалисок , капы агасы был камергером для женщин. Его имя означает «господин двери», и он был главой белых евнухов, исполняя обязанности главного слуги и сводника.

Валиде-султан : Валиде-султан была матерью правящего султана и самой могущественной женщиной в гареме, не говоря уже об империи. [3] Она была абсолютной властью в серале и с помощью капы -аги и кызлар-агасы , часто ее доверенных лиц или даже мужчин, которых она сама выбрала при своем вступлении на престол, имела влияние во всех аспектах жизни гарема.

Хасеки-султан : это титул, зарезервированный для любимой главной рабыни-супруга османского султана. [39] Султан хасеки - занимала важное положение во дворце, будучи самой влиятельной женщиной и пользовалась наибольшим статусом в императорском гареме после валиде-султана , и обычно имела покои, близкие к покоям султана. Хасеки не имели кровного родства с правящим султаном, но имели более высокий ранг , чем сестры и тети султана, принцессы династии. Ее высокий имперский статус объяснялся тем фактом, что она была матерью потенциального будущего султана. Этот термин хасеки султан давался любой женщине, вошедшей в постель султана. [40] Хюррем Султан стала первой обладательницей этого титула после того, как вступила в законный брак с Сулейманом Великолепным . [41] первый случай женитьбы султана на одной из своих рабынь. [42] Последним хасеки была Рабия Султан , хасеки султана Ахмеда II . Со временем термин хасэки больше не использовался, потому что стало совершенно очевидно, что он не поддерживает обычай почитания валиде-султана. [43]

Кадын : Среди женщин Императорского гарема кадын была рабыней (или женщинами), которая подарила султану ребенка, предпочтительно сына. Кадины . , или официальные наложницы, ранжировались султаном индивидуально в порядке предпочтения Большинство султанов содержали четыре кадина . [44] Эти женщины имели социальный, но не юридический статус жены. Первый кадин , о котором сообщалось, произошел во время правления Мехмеда IV .

Баш кадын : Первых/самых старших супругов-рабов называли баш кадын или биринчи кадин . Супруг, носивший титул баш кадын, занимал второе место и был самым могущественным после валиде-султана в гареме. Она имела большое влияние в гареме. До создания и после отмены титула хасеки титул баш кадын был самым влиятельным положением среди супруг султана. [45] У султана не было более четырех кадин (тот же закон, который используется для законных жен в исламе). [46] Их положение возможной матери будущего султана давало им большое влияние и власть в гареме.

Икбал : Этим рабыням не обязательно было дарить султану ребенка, им просто нужно было понравиться ему. Икбалы были женщинами, которые были выбраны новыми Кадинами. [47] Многих из этих женщин называли гёзде (что означает «любимая») или «в глазах», потому что они сделали именно это: привлекли внимание султана. В некоторых случаях они были еще и наложницами. Их тоже расположил султан между собой в порядке предпочтения. [48]

Карийе : Это были рабыни, которые служили валиде-султану , икбалам , кадинам и детям султана. Их можно было повысить до калф , что означало, что они получали заработную плату, в противном случае они были собственностью султана и проживали в гареме. Вновь прибывших рабынь называли Асеми (послушница) и Аджемилик (послушница), а затем Сакирд (ученица). Гедикли были личными служанками султана. Женщин Карие отпускали на свободу после девяти лет службы, после чего для них устраивался брак. [49]

Число женщин в гареме является спорным, и его можно оценить только в некоторые периоды. Современники утверждали, что в 1573 году в Новом дворце было 150 женщин, в Старом дворце — 1500, а в 1604–1607 годах — 1100–1200, но эти цифры, вероятно, завышены. [49] Фактическое количество женщин, по оценкам, составляло 49 в 1574 году и 433 в 1633 году. [49] В XVIII и XIX веках иногда сохраняется официальный реестр мевасиб , в котором отмечается, что в гареме содержалось 446 рабынь во время правления султана Махмуда I (годы правления 1730–1754), 720 во время правления султана Селима III (годы правления 1789). –1808 г.) и 473 г. при султане Махмуде II (годы правления 1808–1839 гг.). [49]

Западные представления о гареме

[ редактировать ]

Османский императорский гарем, как и другие аспекты османской и ближневосточной культуры, изображался европейскими художниками, французскими художниками, писателями и путешественниками. Как пишет Лесли Пирс , Европа обнаружила, что вся власть, которой обладала Османская империя, была сосредоточена в гареме. [50] По словам Скотта, через изображения гарема члены европейских имперских держав навязывали свои конструкции социальной организации другим культурам, считая их социальные иерархии «частью естественного или божественного порядка», к достижению которого должны стремиться все другие общества. [51] В частности, европейские представления о расе, сексуальности и гендере сильно повлияли на их восприятие и описание жизни и политики в Османской империи . Предполагаемая социальная организация Запада представляла собой структуру «общественное/содружество/мужское и частное/домашнее/женское». [50] И наоборот, в османском обществе политика и имперская деятельность происходили в частном порядке. В строгой бинарной системе изоляция не была столь активно гендерной, поскольку конфиденциальность как мужчин, так и женщин членов императорской семьи символизировала их власть над остальным обществом. Западные изображения императорского гарема также повлияли на гендерное значение титула султан. Западная традиция сделала этот термин синонимом мужчины-правителя империи, в то время как сами османы использовали этот термин для обозначения власти выдающихся членов императорского дома мужского и женского пола. [52]

По словам Эдварда Саида , картины востоковедов отражали эротизированный взгляд Европы на ислам, где роскошь, досуг и похоть были общими мотивами. [53] Точно так же писатели сосредоточили внимание на рабстве и сексуальности и часто сравнивали османскую практику с практикой Запада. Французские художники, такие как Жан-Огюст-Доминик Энгр и Фернан Кормон, нарисовали одни из самых узнаваемых ориенталистских произведений искусства, основанных на императорском гареме. Турецкая баня и гарем (оба на фото) — два таких примера. Эдварда Саида Эти образы были описаны как составляющие «творческую географию», изложенную в «Ориентализме» . [54] В сценах в ванне преобладала нагота, а изображалось многоженство с несколькими женщинами и обычно одним мужчиной. на картинах [55] Женщины на этих картинах часто изображались светлокожими, а мужчины — более темными. [56] Портреты знатных женщин императорского гарема были менее сексуализированы: многие из них по одежде и физическим чертам напоминали традиционные европейские портреты. итальянского художника Тициана, Картины изображающие Хюррем Султан и ее дочь Михримах Султан, чрезвычайно похожи на его популярный «Портрет дамы» , с той лишь разницей, что это османский головной убор. [55] Из художников, иллюстрировавших Османский императорский гарем, очень немногие действительно посещали империю, и все они были мужчинами, поэтому вполне возможно, что эти изображения не были ни точными, ни достоверными. [54]

Западные женщины-путешественницы в Османской империи

[ редактировать ]

Было немало женщин, которые путешествовали по Османской империи и публиковали свои мнения о гареме. Леди Мэри Монтегю , английская аристократка и писательница начала восемнадцатого века, была одной из таких женщин. Ее муж работал послом Великобритании в Турции, что позволяло ей проводить время в Османской империи и подробно писать о своем опыте там. В своих трудах она объясняла, что османские женщины не лишены своих привилегий благодаря их контролю над собственностью, автономии в гареме и сексуальной свободе посредством ношения чадры. [57] Монтегю восхищался османскими рабовладельческими институтами и активно защищал их, что было редкостью среди британских авторов того времени. Монтегю считал, что условия для женщин в Европе были хуже, чем для женщин в гареме. [58] Выступая за то, как обращались с османскими женщинами, Монтегю, похоже, пытался поддержать феминистскую программу в Англии. Как и другие писательницы, леди Мэри также сосредоточила внимание на внешнем виде женщин и их домах как на показателях социального статуса: богато украшенные украшения, детальные платья и обилие драгоценностей отражали более высокий социальный статус. [59] Леди Мэри сравнивает красоту и манеры турчанки Фатимы с европейскими женщинами. Фатиму будут считать красивой «либо в Англии , либо в Германии », и ее можно будет «внезапно перенести на самый вежливый трон Европы, и никто не будет думать, что она родилась и выросла королевой, хотя и получила образование в стране, которую мы называем варварской». [59]

Грейс Эллисон была еще одной женщиной, которая путешествовала по Османской империи и писала об императорском гареме. В книге «Англичанка в турецком гареме», опубликованной в 1915 году, Эллисон стремился «исправить» предрассудки и ненависть, которые доминировали в национальном отношении британцев к Турции. [60] Она писала о красоте и величии Османской империи и о замечательных друзьях, которых она там приобрела. Она высоко оценила прогрессивные движения в Турции и заявила, что права женщин расширяются. [61] Эллисон заявил, что англичанам следует попытаться лучше понять турчанку. [62] Она написала, что турчанка «гордится» и «настаивает на уважении ее достоинства». [63] Эллисон также много говорила об институте рабства в Османской империи и выразила желание спасти женщин в гареме. Она «жаждала сломать для них решетку, которая всегда была между ними и солнцем», и сокрушалась о незнании женщинами жизни вне гарема: «Если они остаются, то это потому, что они хотят остаться, и поэтому они Однако их существование кажется душераздирающей тратой человеческой жизни». [64] Ее анализ жестоких и устаревших османских обычаев не ограничивался наложницами, поскольку она описывала свое взаимодействие с евнухами : «Однако мне трудно вспомнить, что эти бедные изуродованные анахронизмы являются великими личностями при османском дворе». [65] Эллисон осудил ношение чадры как форму «рабства». [66]

В 1868 году императрица Франции Евгения посетила Императорский гарем, что имело серьезные последствия. Султан Абдулазиз взял ее поприветствовать свою мать, Валиде Султан Пертевниял Султан . Сообщается, что Пертевниял возмутилась присутствием иностранки в ее гареме и дала императрице пощечину, чуть не спровоцировав международный инцидент. [67] Однако визит императрицы привел к реформе одежды в гареме. Западная мода стала популярной среди женщин гарема, которые с тех пор продолжали одеваться в соответствии с западной модой. Однако женщины с Запада также начали проявлять больший интерес к моде женщин из гарема . Леди Монтегю была одной из женщин, которые очень увлеклись гардеробом османских женщин и начали одеваться так же, как они. [68]

[ редактировать ]
  • Хайрие Мелек Хунч была первой женщиной-писателем черкесского происхождения. Мелек написал эссе «Дертлеримизден: Бейлик-Кёлелик» («Одна из наших проблем: сеньорское рабство»), чтобы побудить османский дворец покончить с рабством. В своем рассказе «Алтун Зинджир» («Золотая цепь») Мелек повествует о горе кавказских наложниц гарема из-за того, что они скучают по своей кавказской родине, и отмечает, что, несмотря на элитные жизненные возможности для некоторых из этих наложниц, в конце концов они остаются рабами, и их существование как женщины разрушается. [69] [70]
  • Османская принцесса из гарема в изгнание, воспоминания о Мислимелек Ханым. Она была женой Шехзаде Абдулкадира Эфенди, сына Абдул Хамида II .
  • Сарайдан Сюргюн (Из дворца в изгнание), воспоминания о Сельме Султан Кенизе Мурад. Кенизе Мурад рассказывает историю своей матери, Сельмы Султан, внучки султана Мурада V.
  • Мои воспоминания о дворце, воспоминания о Сафие Юнювар, дворцовой учительнице Мехмеда V.
  • Мой отец Султан Абдулхамид (Мой отец - Султан Абдулхамид), воспоминания об Айше Османоглу.
  • Воспоминания о Наджие Султан, внучке султана Абдулмеджида и жене Энвер-паши .
  • Лейла Ачба была первой османской придворной дамой, написавшей мемуары. Название книги: «Бир Черкес Пренсесинин Гарем Хатыраты». (Гаремные воспоминания черкесской принцессы).
  • Румейса Аредба была фрейлиной Назикеды Кадын, жены Мехмеда VI, последнего султана Османской империи. Она известна тем, что написала мемуары, в которых подробно рассказывается об изгнании и личности султана Мехмеда в Сан-Ремо. Название книги: «Султан Вахдеддин в Сан-Ремо Гюнлери». (Дни Султана Вахддина в Сан-Ремо).
  • Лейла Саз была поэтессой в Османском гареме. Свои воспоминания она написала в книге «Гаремде Яшам – Сарай ве Гарем Хатыралари». (Жизнь в гареме – Воспоминания о дворце и гареме).
  • Мелек Ханым, жена кипрского Мехмед-паши, Мелек Ханым, пожалуй, первая османская женщина, написавшая свои мемуары. Название книги: Частные воспоминания из Гарем-Мелек Ханым (Частные воспоминания из Гарем-Мелек Ханым).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Гарем» . Merriam-webster.com . Мерриам-Вебстер, Инк . Проверено 24 октября 2013 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Ийгун, Мурат (июль 2013 г.). «Уроки османского гарема по культуре, религии и войнам» (PDF) . Экономическое развитие и культурные изменения . 61 (4): 693–730. дои : 10.1086/670376 . S2CID   144347232 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Эргин, Нина (весна 2014 г.). «Османские королевские женские пространства: акустическое измерение» . Журнал женской истории . 26 : 89–111. дои : 10.1353/jowh.2014.0003 . S2CID   144791897 .
  4. ^ Аргит, Бетюль Ипширли (2020). Жизнь после гарема: дворцовые рабыни, покровительство и императорский османский двор . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 38.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Пирс, Лесли П. (1993). Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи . Издательство Оксфордского университета. п. 258. ИСБН  978-0-19-508677-5 .
  6. ^ Пирс, Лесли П. (1993). Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 191. ИСБН  978-0-19-508677-5 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Нечипоглу, Гюльру (1991). Архитектура, церемониал и власть: дворец Топкапы в пятнадцатом и шестнадцатом веках . Кембридж: MIT Press. стр. 164–183. ISBN  0-262-14050-0 .
  8. ^ Аргит, Бетюль Ипширли (2020). Жизнь после гарема: дворцовые рабыни, покровительство и императорский османский двор . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 38.
  9. ^ Дэвис, Фанни (1986). Османская леди: социальная история с 1718 по 1918 год . Нью-Йорк: Гринвуд Пресс. п. 1.
  10. ^ Императрица Востока: Как рабыня стала королевой Османской империи . Нью-Йорк: Основные книги. 2017. с. 36.
  11. ^ Нечипоглу, Гюльру (1991). Архитектура, церемониал и власть: дворец Топкапы в пятнадцатом и шестнадцатом веках . Кембридж: MIT Press. стр. 180 . ISBN  0-262-14050-0 .
  12. ^ Ийгун, Мурат (2013). «Уроки османского гарема по культуре, религии и войнам». Экономическое развитие и культурные изменения . 61 (4): 697. дои : 10.1086/670376 . S2CID   144347232 .
  13. ^ Пирс, Лесли (1988). Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи . Издательство Оксфордского университета.
  14. ^ Гросс, Элиза. «Императорский гарем: влиятельный, несмотря на невидимость» . Истории, которые рассказывают османские предметы . Проверено 23 апреля 2022 г.
  15. ^ Нечипоглу, Гюльру (1991). Архитектура, церемониал и власть: дворец Топкапы в пятнадцатом и шестнадцатом веках . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 181–183. ISBN  0262140500 .
  16. ^ Яян, Гонча (15 мая 2014 г.). «Художественное образование во дворце Долмабахче» . Procedia – Социальные и поведенческие науки . 131 : 286–289. дои : 10.1016/j.sbspro.2014.04.118 .
  17. ^ «Дворец Долмабахче в Стамбуле: Последние дни Османской империи» . Турецкий туристический блог . Проверено 11 апреля 2022 г.
  18. ^ «Сборные дома, шале и домашнее хозяйство в Стамбуле XIX века» . Проверено 16 июля 2021 г.
  19. ^ Озен, Саадет (31 марта 2017 г.). «Визуальное создание гарема» . Искусство в переводе . 9 (суп1): 51–58. дои : 10.1080/17561310.2015.1088220 .
  20. ^ Аргит, Бетюль Ипширли (2020). «Императорский гарем и его обитатели». Жизнь после гарема: дворцовые рабыни, покровительство и императорский османский двор . Кембридж. п. 63.
  21. ^ Перейти обратно: а б Брукс, Дуглас Скотт (2010). Наложница, принцесса и учитель: голоса из османского гарема. Издательство Техасского университета. ISBN   978-0-292-78335-5 . п. 6-8
  22. ^ ДельПлато, Джоан (2002). Несколько жен, множество удовольствий: представление гарема, 1800–1875 гг . Мэдисон, Нью-Джерси: Издательство Университета Фэрли Дикинсона. ISBN  978-0-8386-3880-4 .
  23. ^ Аргит, Бетюль Ипширли (2020). «Императорский гарем и его обитатели». Жизнь после гарема: дворцовые рабыни, покровительство и императорский османский двор . Кембридж. стр. 41–42.
  24. ^  Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Гарем ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  25. ^ Ермоленко, Галина (2005). «Величайшая императрица Востока». Мусульманский мир . 95 : 231. doi : 10.1111/j.1478-1913.2005.00088.x .
  26. ^ Пирс, Лесли (2017). Императрица Востока: Как рабыня стала королевой Османской империи . Основные книги. п. 4.
  27. ^ Пирс, Лесли (2017). Императрица Востока: Как рабыня стала королевой Османской империи . Основные книги. п. 55.
  28. ^ Перейти обратно: а б Ермоленко, Галина (2005). Роксолана: «Величайшая императрица Востока» . Хартфордский международный университет. стр. 234–235.
  29. ^ Пирс, Лесли (2017). Императрица Востока: Как рабыня стала королевой Османской империи . Основные книги. п. 58.
  30. ^ Пирс, Лесли (2017). Императрица Востока: Как рабыня стала королевой Османской империи . Основные книги. стр. 4–8.
  31. ^ Пирс, Лесли (2017). Императрица Востока: Как рабыня стала королевой Османской империи . Основные книги. п. 11.
  32. ^ Ермоленко, Галина (2005). Роксолана: «Величайшая императрица Востока» . Хартфордский международный университет. п. 231.
  33. ^ Пирс, Лесли (2017). Императрица Востока: Как рабыня стала королевой Османской империи . Основные книги. стр. 9–13.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д Жизнь в Османском королевстве: империя и идентичность, 13-20 века . Издательство Университета Индианы. 2016. ISBN  978-0-253-01930-1 . JSTOR   j.ctt1b67wfz .
  35. ^ Абир, Мордехай (1968). Эфиопия: эпоха князей: вызов исламу и воссоединение христианской империи, 1769-1855 гг . Прегер. стр. 57–60. ISBN  9780582645172 .
  36. ^ Гудвин, Годфри (1999). Дворец Топкапы: иллюстрированный путеводитель по его жизни и личностям . Лондон: Книги Саки. п. 76. ИСБН  0-86356-067-9 .
  37. ^ Арвас, Абдулхамит (осень 2019 г.). «Ранние современные евнухи и смена пола и расы» . Журнал исследований культуры раннего Нового времени . 19 (4): 118. doi : 10.1353/jem.2019.0040 . S2CID   222073234 .
  38. ^ Арвас, Абдулхамит (осень 2019 г.). «Ранние современные евнухи и смена пола и расы» . Журнал исследований культуры раннего Нового времени . 19 (4): 129. doi : 10.1353/jem.2019.0040 . S2CID   222073234 .
  39. был хасеки, Несмотря на то, что Кёсем Султан он никогда не был женат на Ахмеде I.
  40. ^ Дэвис, Фанни (1986). Османская леди: социальная история с 1718 по 1918 год . Нью-Йорк, Коннектикут, Лондон: Greenwood Press. п. 1.
  41. ^ Пирс, Лесли (1993). Женщины императорского гарема и суверенитет в Османской империи . Издательство Оксфордского университета. п. 91. ИСБН  9780195086775 .
  42. ^ ЛЬЮИС, БЕРНАРД (1962). «Османские наблюдатели упадка Османской империи» . Исламские исследования . 1 (1): 71–87. ISSN   0578-8072 . JSTOR   20832621 .
  43. ^ Пирс, Лесли П. (1993). Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 104. ИСБН  978-0-19-508677-5 .
  44. ^ Дэвис, Фанни (1986). Османская леди: социальная история с 1718 по 1918 год . Нью-Йорк, Коннектикут, Лондон: Greenwood Press. стр. 1–2.
  45. ^ «Откройте для себя османов» . TheOttomans.org . Проверено 4 сентября 2022 г.
  46. ^ «Откройте для себя османов» . TheOttomans.org . Проверено 4 сентября 2022 г.
  47. ^ Пирс, Лесли П. (1993). Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 134. ИСБН  978-0-19-508677-5 .
  48. ^ Дэвис, Фанни (1986). Османская леди . Нью-Йорк, Коннектикут, Лондон: Greenwood Press. п. 1.
  49. ^ Перейти обратно: а б с д Бетюль Ипширли Аргит: Жизнь после гарема: дворцовые рабыни, покровительство и императорский ...
  50. ^ Перейти обратно: а б Пирс, Лесли (1993). «Введение: мифы и реалии гарема». Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи . Издательство Оксфордского университета. п. 3.
  51. ^ Скотт, Джоан (1988). «Гендер: полезная категория анализа». Гендер и политика истории . Издательство Колумбийского университета. п. 33.
  52. ^ Пирс, Лесли (1993). «Дом Османа». Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи . Издательство Оксфордского университета. п. 3.
  53. ^ Аллула, Малек; Годзич, Мирна; Годзич, Влад; Харлоу, Барбара (1986). Колониальный гарем . Том. 21 (NED – Новое изд.). Университет Миннесоты Пресс. дои : 10.5749/j.ctttth83 . ISBN  978-0-8166-1383-0 . JSTOR   10.5749/j.ctttth83 .
  54. ^ Перейти обратно: а б Саид, Эдвард (1978). Ориентализм . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. п. 63. ИСБН  978-0-394-42814-7 .
  55. ^ Перейти обратно: а б Мадар, Хизер (2011). «До одалиски: изображения элитных османских женщин эпохи Возрождения» . Женщины раннего Нового времени . 6 : 1–41. дои : 10.1086/EMW23617325 . ISSN   1933-0065 . JSTOR   23617325 . S2CID   164805076 .
  56. ^ Али, Исра (2015). «Гаремная фантазия в картинах востоковедов XIX века» . Диалектическая антропология . 39 (1): 33–46. дои : 10.1007/s10624-015-9372-7 . ISSN   0304-4092 . JSTOR   43895901 . S2CID   144928325 .
  57. ^ Бич, Адам (2005). «Леди Мэри Уортли Монтегю и рабство в Османской (и Британской) империи» . Филологический ежеквартальный журнал . 85 (3): 293–314.
  58. ^ Бич, Адам (2005). «Леди Мэри Уортли Монтегю и рабство в Османской (и Британской) империи» . Филологический ежеквартальный журнал . 85 (3): 293–314.
  59. ^ Перейти обратно: а б Монтегю, леди Мэри Уортли (2013) [1-й паб. 1986]. «Письмо XXXIV». В Хеффернане, Тереза; О'Куинн, Дэниел (ред.). Письма посольства Турции . Бродвью Пресс. стр. 89–90.
  60. ^ Эллисон, Грейс; Браун, Эдвард Г. (2012) [1-й паб. 1915]. Англичанка в турецком гареме . Издательство Кембриджского университета. стр. XIII.
  61. ^ Эллисон, Грейс; Браун, Эдвард Г. (2012) [1-й паб. 1915]. Англичанка в турецком гареме . Издательство Кембриджского университета. п. 5.
  62. ^ Эллисон, Грейс; Браун, Эдвард Г. (2012) [1-й паб. 1915]. Англичанка в турецком гареме . Издательство Кембриджского университета. п. 18.
  63. ^ Эллисон, Грейс; Браун, Эдвард Г. (2012) [1-й паб. 1915]. Англичанка в турецком гареме . Издательство Кембриджского университета. п. 58.
  64. ^ Эллисон, Грейс (2009). «Грейс Эллисон: Англичанка в турецком гареме». В Нэше, Джеффри (ред.). Путешественники на Ближний Восток от Буркхардта до Тезигера: Антология . Гимн Пресс. п. 163.
  65. ^ Эллисон, Грейс (2009). «Грейс Эллисон: Англичанка в турецком гареме». В Нэше, Джеффри (ред.). Путешественники по Ближнему Востоку от Буркхардта до Тезигера: Антология . Гимн Пресс. п. 163.
  66. ^ Льюис, Рейна (2001). «Предисловие: Сравнительная современность: османские женщины-писательницы и западный феминизм». Образы современной женщины в Азии . Ратледж. п. 188.
  67. ^ Свободно, Джон (ок. 2017 г.). Внутри сераля: частная жизнь султанов в Стамбуле . Таурис Парк в мягкой обложке. п. 273.
  68. ^ Инал, Онур (июнь 2011 г.). «Женская мода в переходный период: османские пограничья и англо-османский обмен костюмами» . Журнал всемирной истории . 22 (2): 252. doi : 10.1353/jwh.2011.0058 . JSTOR   23011711 . ПМИД   22073435 . S2CID   38782874 .
  69. ^ Атлы, Джемиле (18 октября 2019 г.). Черкесский национализм в трудах Хайрие Мелек Хунч (стр. 48) (Диссертация). Университет Сабанчи.
  70. ^ Атли, Джемиле (31 мая 2021 г.). «Черкесский национализм, феминизм и рабство в трудах Хайрие Мелек Хунч» . Кавказоведение (на турецком языке). 6 (12): 183–208. дои : 10.21488/jocas.931034 . ISSN   2149-9527 . S2CID   236422355 .

Другие источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b007a8cc7b4ee069d46ee13ce0d85ffa__1721712600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/fa/b007a8cc7b4ee069d46ee13ce0d85ffa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ottoman Imperial Harem - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)