Jump to content

История евреев в Османской империи

(Перенаправлено с «Евреи в Османской империи »)

Синагога Бет Яаков была построена в 1878 году в Кузгунчук районе Стамбула.

К тому времени, когда Османская империя пришла к власти в 14 и 15 веках, по всему региону были созданы еврейские общины. Османская империя просуществовала с начала XII века до конца Первой мировой войны и охватывала части Юго-Восточной Европы , Анатолию и большую часть Ближнего Востока . Опыт евреев в Османской империи особенно важен, поскольку этот регион «предоставил главное место убежища евреям, изгнанным из Западной Европы в результате массовых убийств и преследований». [ 1 ]

Во времена османских завоеваний Анатолия уже была домом для общин византийских евреев . Османская империя стала убежищем для евреев Пиренейского полуострова, спасавшихся от преследований (см. Указ Альгамбры ). К концу XVI века Османская империя имела самое большое еврейское население в мире — 150 000 человек по сравнению с Польши и неосманской Украины в 75 000 человек. совокупным показателем [ 2 ] [ 3 ]

Первая Вторая и алия привели к увеличению еврейского присутствия в Османской Палестине . Османское государство-преемник современной Турции по-прежнему является домом для небольшого еврейского населения .

еврейского лидера Авраама Саломона Камондо Серебряный футляр Торы , Константинополь, 1860 г. - Музей искусства и истории иудаизма.

Ко времени битвы при Ярмуке , 15–20 августа 636 года, когда Левант перешёл под власть мусульман, тридцать еврейских общин существовали в Хайфе , Шхеме , Хевроне , Рамле , Газе , Иерусалиме , а также во многих других городах. Цфат стал духовным центром евреев, и там был составлен « Шулхан Арух» , а также многие каббалистические тексты.

Помимо уже существовавшего еврейского населения на землях, завоеванных османами, многие другие евреи получили убежище после изгнания евреев из Испании во время правления Беезида II . Хотя статус евреев в Османской империи, возможно, был преувеличен, [ 4 ] нельзя отрицать, что существовала определенная терпимость. В рамках системы миллета немусульмане были организованы как автономные общины на основе религии (а именно: православное просо , армянское просо и т. д.). В рамках миллета евреи имели значительную административную автономию и были представлены Хахам Баши , турецким термином, обозначающим главного раввина. Не было никаких ограничений в профессиях, которыми могли заниматься евреи, аналогичных ограничениям, обычным для западных христианских стран. [ 5 ] Однако существовали ограничения в отношении территорий, в которых евреи могли жить или работать, которые были аналогичны ограничениям, наложенным на османских подданных других религий. [ 6 ] Как и все немусульмане, евреи должны были платить харач («подушный налог») и сталкивались с другими ограничениями в одежде, верховой езде, армейской службе, рабовладении и т. д. Хотя многие из этих ограничений были установлены указами, они не всегда соблюдались. [ 7 ] [ 8 ] Джизья , собираемая с христианских и еврейских общин, была одним из основных источников налоговых поступлений в османскую казну. [ 9 ]

В число евреев, достигших высоких постов в османском дворе и администрации, входят Мехмеда II министр финансов («Дефтердар») Хеким Якуп Паша, его португальский врач Моисей Хамон , Мурада II врач Исхак-паша и Авраам де Кастро . который был хозяином монетного двора в Египте. [ нужна ссылка ]

Классический османский период (1300–1600 гг.)

[ редактировать ]
Иллюстрация Саббатая Цви 1906 года ( Еврейский исторический музей )

Первой еврейской синагогой , связанной с османским правлением, является Эц ха-Хайим ( иврит : עץ החיים ) в Бурсе , которая перешла под власть Османской империи в 1324 году. Синагога все еще используется, хотя современное еврейское население Бурсы сократилось примерно до 140 человек. [ 10 ]

В классический османский период евреи, как и большинство других общин империи, жили на определенном уровне процветания. По сравнению с другими османскими подданными, они имели преобладающую силу в коммерции и торговле, а также в дипломатии и других высоких должностях. Особенно в XVI веке евреи приобрели выдающееся положение под властью миллетов . Апогеем еврейского влияния можно считать назначение Джозефа Наси санджак -беем ( правителем , звание которого обычно присваивается только мусульманам) острова Наксос . [ 11 ] Также в первой половине 17-го века евреи отличились в завоевании налоговых ферм . Хаим Гербер описывает это так: «У меня сложилось впечатление, что никакого давления не существовало, что имели значение просто действия». [ 12 ]

Дополнительной проблемой было отсутствие единства среди самих евреев . Они прибыли в Османскую империю из многих стран, принеся с собой свои обычаи и мнения, которых они стойко придерживались, и основали отдельные общины. Еще один огромный переворот произошел, когда Саббатай Цви провозгласил себя Мессией . В конце концов он был пойман османскими властями, и когда ему предоставили выбор между смертью и обращением в веру , он выбрал последнее. Остальные его ученики также приняли ислам. Их потомки сегодня известны как Донме .

Переселение романиотов

[ редактировать ]
Пути еврейской иммиграции в Салоники

Первое крупное событие в еврейской истории под властью Османской империи произошло после того, как Империя получила контроль над Константинополем . После султаном Мехмедом II он завоевания Константинополя обнаружил, что город находится в состоянии беспорядка. После многочисленных осад , опустошительного завоевания католическими крестоносцами в 1204 году и вспышки Черной смерти в 1347 году, [ 13 ] город представлял собой тень былой славы. Поскольку Мехмед хотел, чтобы город стал его новой столицей, он издал указ о восстановлении города. [ 14 ] И чтобы возродить Константинополь, он приказал переселить в новую столицу мусульман , христиан и иудеев со всей своей империи. [ 14 ] Империи В течение нескольких месяцев большинство евреев-романиотов с Балкан и Анатолии были сконцентрированы в Константинополе , где они составляли 10% населения города. [ 15 ] Но в то же время принудительное переселение, хотя и не задумывалось как антиеврейская мера , было воспринято евреями как «изгнание». [ 16 ] Однако, несмотря на такую ​​интерпретацию, романиоты будут самой влиятельной общиной в Империи в течение нескольких десятилетий, пока это положение не будет потеряно из-за волны новых прибывших евреев . [ 17 ]

Приток сефардских евреев из Иберии

[ редактировать ]

Число коренных евреев вскоре пополнилось небольшими группами евреев-ашкенази , иммигрировавших в Османскую империю между 1421 и 1453 годами. [ 15 ] Среди этих новых иммигрантов-ашкенази был раввин Ицхак Сарфати ( иврит : צרפתי , букв. «Французский»), немецкого происхождения еврей , чья семья жила во Франции. Он стал главным раввином Эдирне и написал письмо, приглашая европейских евреев поселиться в Османской империи , в котором он заявил: « Турция — это земля, где нет ничего недостающего» и спросил: «Не лучше ли вам жить под властью мусульман, чем жить под властью мусульман?» под христианами?» [ 18 ] [ 19 ] Многие приняли его предложение, в том числе евреи, изгнанные из немецкого герцогства Баварии Людовиком IX, герцогом Баварским, в 1470 году. Европейские земли, из которых они были изгнаны. Евреи-ашкенази смешались с уже крупными еврейскими общинами романиотов (византийцев), которые стали частью Османской империи после завоевания земель Византийской империи. [ 20 ] [ 21 ]

Султан Баязид II послал Кемаля Рейса спасти сефардских евреев Испании империи от испанской инквизиции в 1492 году и предоставил им разрешение поселиться в Османской .

Приток евреев в Малую Азию и Османскую империю произошел во время правления Мехмеда Завоевателя преемника Баязида II (1481–1512) после изгнания евреев из Испании и Португалии . Изгнание произошло в результате Указа об Альгамбре 1492 года, объявленного испанским королем и королевой Фердинандом II и Изабель I как часть более широкой тенденции антисемитизма, возрождающейся по всей Европе, которую османы будут использовать. Евреям -сефардам было разрешено селиться в более богатых городах империи, особенно в европейских провинциях (такие города, как Стамбул , Сараево , Салоники , Адрианополь и Никополь ), Западной и Северной Анатолии ( Бурса , Айдын , Токат и Амасья ), а также в прибрежных регионах Средиземноморья (таких как Иерусалим , Цфат , Дамаск и Египет ). [ 20 ] Измир был заселен испанскими евреями лишь позже. [ 22 ] Еврейское население Иерусалима увеличилось с 70 семей в 1488 году до 1500 в начале 16 века, а население Цфата увеличилось с 300 до 2000 семей. [ нужна ссылка ] В Дамаске была сефардская община из 500 семей. В Стамбуле была еврейская община численностью 30 000 человек и 44 синагоги . [ нужна ссылка ] Баязид разрешил евреям жить на берегах Золотого Рога . [ нужна ссылка ] Египет, особенно Каир , принял большое количество изгнанников, которые вскоре превысили численность ранее существовавших евреев-мустаараби . [ нужна ссылка ] Постепенно главным центром евреев-сефардов стали Салоники , где они вскоре превзошли по численности ранее существовавшую еврейскую общину-романиотов . [ 23 ] Фактически, евреи-сефарды затмили и поглотили евреев-романиотов и изменили культуру и структуру еврейских общин в Османской империи. В последующие столетия османы пожинали плоды принятых ими еврейских общин. В обмен на то, что евреи вложат свои таланты на благо империи, они будут хорошо вознаграждены. По сравнению с европейскими законами, которые ограничивали жизнь всех евреев, это была значительная возможность, которая привлекла евреев со всего Средиземноморья. [ 20 ]

Картина еврея из Османской империи , 1779 год.

Евреи удовлетворяли различные нужды Османской империи. Мусульманское население Империи в основном не интересовалось бизнесом и , соответственно, оставляло коммерческие занятия представителям религиозных меньшинств. [ нужна ссылка ] Кроме того, поскольку Османская империя в то время была вовлечена в военный конфликт с христианскими странами, евреям доверяли и считали «потенциальными союзниками, дипломатами и шпионами». [ 24 ] Были также евреи, обладавшие особыми навыками в широком спектре областей, которыми воспользовались османы, в том числе Давид и Самуэль ибн Нахмиас, которые основали печатный станок в 1493 году. Тогда это была новая технология и ускоренное производство литературы и документов. что было особенно важно для религиозных текстов и бюрократических документов. Среди других еврейских специалистов, нанятых империей, были врачи и дипломаты, эмигрировавшие со своей родины. Некоторым из них за свою работу были предоставлены земельные титулы, в том числе Джозефу Наси, которого назвали герцогом Наксосским. [ 25 ]

Хотя османы не относились к евреям иначе, чем к другим меньшинствам в стране, их политика, казалось, хорошо соответствовала еврейским традициям, что позволяло общинам процветать. Еврейскому народу было разрешено создавать свои собственные автономные общины, которые включали свои школы и суды. Эти права были чрезвычайно спорными в других регионах мусульманской Северной Африки и абсолютно нереалистичными в Европе. Эти общины оказались центрами образования и торговли из-за большого количества связей с другими еврейскими общинами по всему Средиземноморью. [ 26 ]

Османско-мамлюкская война (1516–1517)

[ редактировать ]

Два случая насилия произошли в Цфате и Хевроне после того, как турецкие османы вытеснили мамлюков и захватили Левант во время османско-мамлюкской войны в 1517 году. [ 27 ] [ 28 ] Сообщения о нападении на евреев в Цфате записал историк раввин Элайджа Капсали. [ 29 ] из Кандии ( Крит ) и раввина Джозефа Гарсона, который в то время жил в Дамаске. Нападение на Цфат могло быть инициировано отступающими мамлюкскими солдатами, которые обвинили евреев в вероломной помощи турецким захватчикам. [ 30 ] к схватке присоединились арабы из окрестных деревень. [ 31 ] [ 32 ] В Хевроне евреи подвергались нападениям, избиениям и изнасилованиям, многие из них были убиты, а их дома и предприятия были разграблены и разграблены. [ 28 ] В отчете об этом событии, записанном Иафетом бен Манассией в 1518 году, упоминается, как нападение было инициировано турецкими войсками под предводительством Мурад-бея, заместителя султана из Иерусалима. [ 33 ] [ 34 ]

Банковское дело и финансы

[ редактировать ]

В шестнадцатом веке ведущими финансистами Стамбула были греки и евреи. Многие из еврейских финансистов были родом из Иберии и бежали в период, предшествовавший изгнанию евреев из Испании . Многие из этих семей принесли с собой большие состояния. [ 35 ] Самой известной из еврейских банковских семей в Османской империи XVI века был банкирский дом Маррано Мендес, который переехал в Стамбул и обосновался в нем в 1552 году под защитой султана Сулеймана Великолепного . Сообщается, что когда Альваро Мендес прибыл в Стамбул в 1588 году, он привез с собой 85 000 золотых дукатов. [ 36 ] Семья Мендес вскоре приобрела доминирующее положение в государственных финансах Османской империи и в торговле с Европой. [ 37 ]

Налогообложение

[ редактировать ]

Османские евреи были обязаны платить османским властям специальные налоги. Эти налоги включали cizye , ispençe , haraç и rav akçesi («налог раввина»). Иногда местные правители также взимали налоги с себя в дополнение к налогам, отправляемым в Блистательную Порту . [ нужна ссылка ]

Текстиль

[ редактировать ]

Евреи Салоник были хорошо известны прядением шерсти для изготовления сукна . Однако город также обслуживался крупным портом, что делало его легко восприимчивым к инфекционным агентам из-за границы. Случаи чумы часто влияли на производство сукна, поскольку жители Салоник неоднократно болели, умирали или бежали во время вспышек. [ 38 ]

Еврейские подданные Османской империи , семнадцатый век. Из Еврейской энциклопедии 1901-1906 гг.

Трения между евреями и турками были менее распространены, чем на арабских территориях. Несколько примеров: В 1660 или 1662 году при Мехмете IV (1649–1687) город Цфат со значительной еврейской общиной был разрушен в друзами борьбе за власть. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ]

18 и 19 века

[ редактировать ]
Давид Бен-Гурион и Ицхак Бен-Цви учились в Стамбульском университете .

История евреев в Османской империи в восемнадцатом и девятнадцатом веках представляет собой, главным образом, хронику упадка влияния и власти. Свои влиятельные позиции в торговле они уступили главным образом грекам , которые смогли «нажить на своих религиозно-культурных связях с Западом и своей торговой диаспорой ». [ 12 ] Исключением является Даниэль де Фонсека , который был главным придворным врачом и играл политическую роль. О нем упоминает Вольтер , который говорит о нем как о знакомом, которого он очень уважал. Фонсека участвовал в переговорах со шведским Карлом XII .

Османские евреи придерживались самых разных взглядов на роль евреев в Османской империи: от лояльного османизма до сионизма . [ 42 ] Эмануэль Карасу из Салоник , например, был одним из основателей младотурков и считал, что евреи Империи должны быть в первую очередь турками, а потом евреями. [ нужна ссылка ]

Некоторые евреи процветали в Багдаде, выполняя важные коммерческие функции, такие как ростовщичество и банковское дело. [ 43 ]

До создания Йеменского вилайета в 1872 году зайдийский имам Йемена ввел больше ограничений для евреев, чем существовало в Османской империи, например, Указ о сиротах , который требовал, чтобы сироты еврейских родителей воспитывались как мусульмане. С началом османского правления Указ о сиротах был отменен, хотя «Указ о сборщиках навоза», который поручал евреям чистить канализацию, оставался в силе. Кроме того, османские власти увеличили налоговое бремя джизьи для евреев и часто не соблюдали еврейские праздники. Примерно с 1881 года многие йеменские евреи начали переезжать в Иерусалим. [ 44 ]

Еврейское просо согласовало конституцию, принятую в 1865 году, Konstitusyon para la nasyon yisraelita de la Turkia . [ 45 ] первоначально написано на иудео-испанском языке (ладино). Писатель М. Франко заявил, что османский государственный служащий и переводчик Йехезкель Габай (1825-96) написал османско-турецкую версию этой конституции. [ 46 ]

В 1881 году, в ответ на рост антисемитизма в континентальной Европе, а также на ряд предложений различных партий относительно потенциального расселения евреев внутри империи, Совет министров заявил, что «[еврейские] иммигранты [будут] иметь возможность расселяются разрозненными группами по всей Турции, за исключением Палестины». [ 47 ]

Антисемитизм

[ редактировать ]

Историк Мартин Гилберт пишет, что именно в XIX веке положение евреев в мусульманских странах ухудшилось. [ 48 ] По словам Марка Коэна в «Оксфордском справочнике по иудаике» , большинство учёных приходят к выводу, что арабский антисемитизм в современном мире возник в девятнадцатом веке на фоне противоречивого еврейского и арабского национализма и был импортирован в арабский мир в первую очередь националистическими силами. мыслящие арабы-христиане (и лишь впоследствии были «исламизированы»). [ 49 ]

произошла резня евреев В 1828 году в Багдаде . [ 50 ] произошла резня евреев В 1867 году в Барфуруше . [ 50 ]

В 1865 году, когда было провозглашено равенство всех подданных Османской империи, Ахмед Джевдет-паша высокопоставленный чиновник заметил, «тогда как в прежние времена в Османском государстве общины были ранжированы: сначала мусульмане, затем Греки, затем армяне, затем евреи, теперь все они были поставлены на один уровень. Некоторые греки возражали против этого, говоря: «Правительство объединило нас с евреями. Мы были довольны верховенством ислама». " [ 51 ]

На протяжении 1860-х годов евреям Ливии подвергались, как говорит Гилберт, карательные налоги. В 1864 году около 500 евреев были убиты в Марракеше и Фезине (Марокко) . В 1869 году 18 евреев были убиты в Тунисе , а арабская толпа разграбила еврейские дома и магазины и сожгла синагоги на острове Джерба . В 1875 году 20 евреев были убиты толпой в Демнате , Марокко; В других местах Марокко евреи подвергались нападениям и убийствам на улицах среди бела дня. В 1891 году ведущие мусульмане Иерусалима обратились к османским властям в Константинополе с просьбой запретить въезд евреям, прибывающим из России . [ 47 ] были разграблены синагоги и убиты евреи В 1897 году в Триполитании . [ 48 ]

Важным примером антисемитизма примерно в это время было дело в Дамаске , в ходе которого многие евреи в Дамаске (который тогда находился под руководством Мохаммеда Али в Египте ) были арестованы по обвинению в убийстве христианского отца Фомы и его слуги в ходе пример кровавого навета . В то время как власти под руководством Шарифа-паши, египетского губернатора Дамаска, пытали обвиняемых до тех пор, пока они не признались в преступлении, и убили двух евреев, отказавшихся признаться, видные европейские евреи, такие как Адольф Кремье, требовали освобождения осужденных. [ 52 ]

Бенни Моррис пишет, что одним из символов еврейской деградации было явление, когда мусульманские дети бросали в евреев камни. Моррис цитирует путешественника XIX века:

Я видел маленького мальчика шести лет с группой толстых малышей трех и четырех лет, которые учили [их] бросать камни в еврея, и один маленький мальчишка с величайшим хладнокровием подбирался к этому человеку. и буквально плюнул на свой еврейский габердин . всему этому еврей обязан подчиняться; это было бы больше, чем стоило бы его жизнь, чтобы нанести удар мусульманину. [ 53 ]

Подавляющее большинство османских евреев проживало в европейских провинциях Империи. Когда в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков империя потеряла контроль над своими европейскими провинциями, эти еврейские общины оказались под властью христиан. власть Австро Например, боснийские евреи попали под -Венгрии после оккупации региона в 1878 году. Независимость Греции , Болгарии и Сербии еще больше снизила количество евреев в пределах границ Османской империи.

Еврейская жизнь

[ редактировать ]
Большая синагога Эдирне
Задняя часть административного здания Большой синагоги Эдирне.

В Османской империи евреи и христиане считались зимми большинством мусульманского населения. Мусульмане Османской империи использовали кораническую концепцию зимми , чтобы наложить определенные ограничения на евреев, живущих в этом регионе. Например, некоторые ограничения, наложенные на евреев в Османской империи, включали, помимо прочего, специальный налог, требование носить специальную одежду, а также запрет на ношение оружия, езду на лошадях, строительство или ремонт мест отправления культа. и проведение публичных шествий или публичного богослужения. [ 24 ]

Несмотря на то, что в Османской империи евреи подвергались особым ограничениям, все еще существовала яркая еврейская культура в некоторых регионах империи . Особенно это касалось евреев-сефардов, имевших большое политическое и культурное влияние в Османской империи. [ 24 ] Сефарды в Османской империи имели политическое и культурное влияние, потому что их «воспринимали как жителей Запада, имевших обширные контакты с Европой, знавших европейские языки и принесших новые знания и технологии». [ 24 ] Кроме того, некоторые евреи-сефарды «были... известными торговцами на европейских рынках», которых даже считали «потенциальными союзниками, дипломатами и шпионами» во время войны против христиан. [ 24 ] На протяжении 16 века в Османской империи наблюдалось усиление еврейского влияния на экономику и торговлю. Среди историков нет сомнений в том, что «испанские евреи внесли значительный вклад в развитие столицы Османской империи в шестнадцатом веке». [ 54 ]

Хотя многие евреи-сефарды обладали большим политическим и культурным капиталом, еврейская община в Османской империи была децентрализованной на протяжении большей части истории региона. [ 24 ] Однако ситуация изменилась, когда султан назначил Хахам-баши или главного раввина для осуществления юрисдикции в обществе по вопросам «брака, развода, помолвки и наследования». [ 54 ] помимо выплаты «доли налогов своего сообщества и поддержания порядка» [ 54 ] в сообществе.

Жизнь в Салониках

[ редактировать ]
Еврейская семья Салоник в 1917 году.

Хотя евреи были расселены по всей Османской империи, в городах Константинополь и Салоники , также называемые Салониками , к началу 16 века проживало около 20 000 евреев. [ 17 ] Салоники считались главным центром еврейской жизни Османской империи. Еврейский народ сохранял сильное присутствие в Салониках до начала Второй мировой войны и Холокоста, когда в городе «проживало около 56 000 евреев». [ 22 ]

Салоники стали еврейским центром Османской империи после 1492 года. В это время в Испании и Португалии началась испанская инквизиция , и евреи были вынуждены принять христианство или эмигрировать. Религиозные преследования заставили многих евреев-сефардов иммигрировать в Салоники и составить большинство населения города. В Салониках евреи жили общинами вокруг синагог, в которых «еврейские организации предоставляли все религиозные, юридические, образовательные и социальные услуги». [ 17 ] Концентрация евреев в городе, а также обязательный социальный капитал, обеспечиваемый еврейскими организациями, позволили Салоникам стать «почти автономной» зоной для процветания евреев. [ 17 ] [ 55 ]

Силу еврейской общины в Салониках можно увидеть даже после распада Османской империи. После падения Османской империи город Салоники не изображался как греческий или турецкий город, а считался еврейским городом. [ 23 ]

Кроме того, некоторые историки утверждают, что Салоники считались «Новым Иерусалимом» и были названы «Матерью Израиля». [ 56 ] где еврейская суббота «соблюдалась наиболее энергично». [ 23 ] Кроме того, до создания государства Израиль существовало множество международных организаций, которые задумывались о создании нового еврейского государства вместо Палестины. [ 23 ]

Сефардские евреи не рассматривали Палестину как место еврейского управления и автономии сразу после Первой мировой войны. Саади Леви, живший в Салониках, владел типографией в Амстердаме , которая издавала газеты на ладино и французском языке, освещавшие конкурирующие идеологические претензии и интеллектуальные противоречия того времени: османский национализм , сионизм и социализм. Семья была торговцами и центральными фигурами в торговле текстилем между Салониками и Манчестером, Англия . еврейскую автономию и самоуправление в Салониках В 1919 году один из его сыновей предложил Лиге Наций . [ 57 ]

Выпуск La Epoca 1902 года , газеты ладино из Салоник ( Салоники ) во времена Османской империи.

Во времена Османской империи еврейские общины обслуживали следующие газеты: [ 58 ]

  • Османский турецкий язык с еврейскими буквами:
    • Ceridei Tercüme («Журнал переводов»), основанный в 1876 году под редакцией Йозефа Ньего, издается в Стамбуле.
    • Шаркие («Восток»), началось в 1867 году, под редакцией анонима, опубликовано в Стамбуле.
    • Заман («Время»), началось в 1872 году, под редакцией анонима, опубликовано в Стамбуле.
  • Османский турецкий и ладино (иудео-испанский):
    • Ceride-i Lisan («Языковой журнал»), основанный в 1899 году под редакцией Аврама Лейона.
    • El Tiempo , газета на языке ладино, издававшаяся Дэвидом Фреско в Константинополе/Стамбуле в 1872–1930 годах.
  • Французский:
  • Иврит:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Камран, Тахир (6 июня 2021 г.). «Благотворения османов евреям» . thenews.com.pk . Проверено 13 апреля 2023 г.
  2. ^ Шоу, Стэнфорд Дж. (27 июля 2016 г.). Евреи Османской империи и Турецкой республики . Издательство Спрингер . п. 40. ИСБН  9781349122356 .
  3. ^ Леви, Авигдор (1992). Сефарды в Османской империи . Дарвин Пресс. стр. 12–13. ISBN  9780878500888 .
  4. ^ Б. Льюис, Евреи ислама, PUP, (1987) 137–141.
  5. ^ Л. Ставрианос; Балканы с 1453 года, NYU Press (2000)
  6. ^ Х. Инальчик; Османская империя: классическая эпоха 1300–1600, Phoenix Press, (2001)
  7. ^ «РАННЯЯ СОВРЕМЕННАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ: Обзор » 5. Османская империя» . jewishhistory.research.wesleyan.edu . Проверено 24 ноября 2018 г.
  8. ^ Акбар, MJ (2003), Тень мечей: джихад и конфликт между исламом и христианством , с. 89
  9. ^ Пери, Одед (1990). «Мусульманский вакф и сбор джизьи в Иерусалиме конца восемнадцатого века». В Гилбаре, Гад (ред.). Османская Палестина, 1800–1914: Исследования по экономической и социальной истории . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 287. ИСБН  978-90-04-07785-0 . джизья была одним из основных источников доходов государственной казны Османской империи в целом.
  10. ^ «Проект международного еврейского кладбища – Турция» . Архивировано из оригинала 7 июня 2011 г. Проверено 24 мая 2011 г.
  11. ^ Чарльз Иссави и Дмитрий Гондикас; Османские греки в эпоху национализма, Принстон (1999).
  12. ^ Jump up to: а б Исследования социальной и экономической жизни Османской империи, Гейдельберг (1999); эссе озаглавлено: «Мусульмане и зимми в османской культуре и обществе». Хаим Гербер, Иерусалим, (1999)
  13. ^ Черная смерть , Канал 4 – История.
  14. ^ Jump up to: а б Инальчик, Халил. «Политика Мехмеда II в отношении греческого населения Стамбула и византийских построек города». Документы Думбартон-Оукса 23, (1969): 229–249.pg236
  15. ^ Jump up to: а б Авигдор Леви; Евреи Османской империи, Нью-Джерси (1994).
  16. ^ Дж. Хакер, Политика Османской империи по отношению к евреям и отношение евреев к османам в пятнадцатом веке в книге «Христиане и евреи в Османской империи», Нью-Йорк (1982).
  17. ^ Jump up to: а б с д «Исход сефардов в Османскую империю» . Мое еврейское образование . Проверено 9 декабря 2018 г.
  18. ^ Б. Льюис , «Евреи ислама», Нью-Йорк (1984), стр. 135–136.
  19. ^ «Письмо раввина Исаака Зарфати» . Turkishjews.com . Проверено 16 октября 2012 г.
  20. ^ Jump up to: а б с «Еврейская община в Османской империи» . Дейли Сабах . Проверено 16 апреля 2018 г.
  21. ^ «Холокост | Евреи в Османской империи и Турции» . www.projetaladin.org . Проверено 16 апреля 2018 г.
  22. ^ Jump up to: а б «Евреи-сефарды в Салониках» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 9 декабря 2018 г.
  23. ^ Jump up to: а б с д То, Девин Э. (07 сентября 2016 г.). Еврейские Салоники: между Османской империей и современной Грецией . Стэнфорд, Калифорния. ISBN  9781503600096 . OCLC   939277881 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж «РАННЯЯ СОВРЕМЕННАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ: Обзор » 5. Османская империя» . jewishhistory.research.wesleyan.edu . Архивировано из оригинала 14 декабря 2018 г. Проверено 9 декабря 2018 г.
  25. ^ «Виртуальный тур по еврейской истории Турции» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 16 апреля 2018 г.
  26. ^ «Исход сефардов в Османскую империю | Мое еврейское образование» . Мое еврейское образование . Проверено 16 апреля 2018 г.
  27. ^ Д. Тамар, «О евреях Цфата во времена османского завоевания», Кафедра 11 (1979), цитируется Дэна Бен Амоса, Дов Ноя (ред.), «Народные сказки евреев», т. 3 (Сказки из арабских стран). ), Еврейское издательское общество, 2011, стр.61, №3: Тамар. «. оспаривает вывод Давида относительно жестокости беспорядков против евреев, утверждая, что поддержка египетских евреев спасла общину Цфата от разрушения».
  28. ^ Jump up to: а б Лекции Соломона Гольдмана . Колледж Спертус иудаики Пресс. 1999. с. 56. ИСБН  978-0-935982-57-2 . Завоевание города турками в 1517 году ознаменовалось жестоким погромом, сопровождавшимся убийствами, изнасилованиями и грабежами еврейских домов. Выжившие евреи бежали в « землю Бейрута », чтобы вернуться туда только в 1533 году.
  29. ^ Шмулевиц 1999 , с. 15: «Капсали, опираясь на еврейских информаторов, возможно, был лучше информирован о том, что происходило с еврейскими общинами в отдаленных частях Империи. Он писал о евреях, страдающих во время войны: о погроме в Цфате во время кампании Селима I против мамлюков за завоевание Сирии, Палестины и Египта и подготовка погрома против еврейской общины в Каире накануне завоевания города Селимом».
  30. ^ Бен-Ами и Мишал 2000 , с. 185: «Когда мамлюки поняли, что османы собираются завоевать Израиль в 1516 году, они обвинили евреев в измене и поддержке новых правителей. Прежде чем уйти, солдаты-мамлюки отомстили, напав на евреев Галилеи и Цфата и разграбив их. имущество Голые и обездоленные евреи были вынуждены прятаться в полях».
  31. ^ Финкельштейн 1970 , с. 407: «Хотя евреи Иерусалима не пострадали от османского вторжения, евреи Цфата сильно пострадали. Отступающие силы мамлюков напали на них, и арабы окрестных деревень использовали эту возможность, чтобы напасть на евреев и ограбить их. Они оставили все и бежали, спасая свою жизнь, скрываясь в полях».
  32. ^ Файн 2003 , с. 44: «В отличие от евреев Иерусалима, которые не пострадали от конфликта между мамлюками и турками-османами в 1516 году, Цфат, судя по всему, пострадал значительно. Отступающие мамлюки напали на общину, в то время как арабы в близлежащих деревнях воспользовались этой возможностью. сделать то же самое».
  33. ^ Фред Сколник; Майкл Беренбаум (2007). Энциклопедия иудаики . Macmillan Reference USA совместно с Keter Pub. Дом. п. 746. ИСБН  978-0-02-865936-7 .
  34. ^ Джерольд С. Ауэрбах (30 июля 2009 г.). Евреи Хеврона: память и конфликт на земле Израиля . Роуман и Литтлфилд. п. 40. ИСБН  978-0-7425-6615-6 .
  35. ^ Дампер, Майкл; Стэнли, Брюс Э. (2007). Города Ближнего Востока и Северной Африки: историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 185. ИСБН  9781576079195 .
  36. ^ Инальджик, Халил; Куатаерт, Дональд (1994). Экономическая и социальная история Османской империи, 1300-1914 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 212. ИСБН  9780521343152 .
  37. ^ Босворт, Клиффорд Эдмунд (2007). Исторические города исламского мира . БРИЛЛ. п. 207. ИСБН  978-9004153882 .
  38. ^ Варлик, Нюхет (2014). «Чума, конфликт и переговоры: еврейские ткачи Салоник и центральная администрация Османской империи в конце шестнадцатого века». Еврейская история . 28 (3–4): 261–288. дои : 10.1007/s10835-014-9219-9 . S2CID   254595877 .
  39. ^ Сидни Мендельсон. Евреи Азии: особенно в шестнадцатом и семнадцатом веках. (1920) с.241. «Задолго до кульминации безумной карьеры Саббатая Цфат был разрушен арабами, и евреи сильно пострадали, а в том же году (1660 г.) в Константинополе случился великий пожар, в результате которого они понесли тяжелые потери...»
  40. ^ Исидор Зингер; Сайрус Адлер (1912). Еврейская энциклопедия: описательный отчет об истории, религии, литературе и обычаях еврейского народа с древнейших времен до наших дней . Фанк и Вагналлс. п. 283.
  41. ^ Франко, Моисей (1897). Очерк истории израильтян Османской империи: от истоков до наших дней . Книжный магазин А. Дюрлахера. п. 88 . Проверено 13 июля 2011 г. Менее чем через двенадцать лет, в 1660 году, при Мухаммеде IV, город Цфат, когда-то столь важный в еврейских анналах, поскольку населенный исключительно израильтянами, был разрушен арабами до такой степени, что от него остались, как сообщает хроника, единая еврейская душа.
  42. ^ Кампос, Мишель У. (2005). «Между «любимой Османией» и «Землей Израиля»: борьба за османизм и сионизм среди палестинских евреев-сефардов, 1908–13». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 37 (4): 461–483. дои : 10.1017/s0020743805052165 . S2CID   162801222 .
  43. ^ Блэк, Эдвин (2004). Ставка на Багдад: внутри 7000-летней истории войн, прибылей и конфликтов в Ираке . Джон Уайли и сыновья. п. 335 . ISBN  9780471708957 . Под властью Османской империи в восемнадцатом и девятнадцатом веках евреи продолжали процветать, становясь частью коммерческого и политического правящего класса. Как и армяне, евреи могли заниматься необходимой коммерческой деятельностью, такой как ростовщичество и банковское дело, которые были запрещены для мусульман исламским законодательством.
  44. ^ Шарки, Хизер Дж. (2017). История мусульман, христиан и евреев на Ближнем Востоке . Кембридж, Великобритания. стр. 260–263. ISBN  978-0-521-76937-2 . OCLC   995805601 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  45. ^ Штраус, Иоганн (2010). «Конституция многоязычной империи: переводы Канун-и Эсаси и других официальных текстов на языки меньшинств» . В Херцоге, Кристоф; Малек Шариф (ред.). Первый османский эксперимент в области демократии . Вюрцбург : Институт Востока в Стамбуле . стр. 21–51. ( информационная страница о книге в Университете Мартина Лютера ) // ЦИТИРОВАНО: с. 37 (PDF, стр. 39/338).
  46. ^ Штраус, Иоганн (2010). «Конституция многоязычной империи: переводы Канун-и Эсаси и других официальных текстов на языки меньшинств» . В Херцоге, Кристоф; Малек Шариф (ред.). Первый османский эксперимент в области демократии . Вюрцбург : Институт Востока в Стамбуле . стр. 21–51. ( информационная страница о книге в Университете Мартина Лютера ) // ЦИТИРОВАНО: с. 24 (PDF, стр. 26/338).
  47. ^ Jump up to: а б Мандель, Невилл Дж. (октябрь 1974 г.). «Османская политика и ограничения на еврейское поселение в Палестине: 1881-1908: Часть I» (PDF) . Ближневосточные исследования . 10 (3). Тейлор и Фрэнсис, ООО: 312–332 . Проверено 29 марта 2024 г.
  48. ^ Jump up to: а б Гилберт, Мартин . Письма тете Фори: 5000-летняя история еврейского народа и их веры , HarperCollins, 2002, стр. 179–82.
  49. ^ Марк Коэн (2002), стр.208
  50. ^ Jump up to: а б Моррис, Бенни . Праведные жертвы: история сионистско-арабского конфликта, 1881–2001 гг . Винтажные книги, 2001, стр. 10–11.
  51. ^ Льюис (1999), стр. 136–137; Гербер (1986), с. 86
  52. ^ Шарки (2017), стр. 155-158.
  53. ^ Моррис, Бенни. Праведные жертвы: история сионистско-арабского конфликта, 1881–2001 гг. Винтажные книги, 2001 г.
  54. ^ Jump up to: а б с Олсон, Роберт В. (1979). «Евреи в Османской империи в свете новых документов». Еврейские социальные исследования . 41 (1): 75–88. JSTOR   4467038 .
  55. ^ Патнэм, Роберт Д. (2003). Лучше вместе: восстановление американского сообщества . Саймон и Шустер. ISBN  978-0743235471 . OCLC   928398126 .
  56. ^ Наар, Девин Э. (12 ноября 2014 г.). «Создание «Матери Израиля»: османско-еврейское историческое повествование и образ еврейских Салоник». Еврейская история . 28 (3–4): 337–372. дои : 10.1007/s10835-014-9216-z . ISSN   0334-701X . S2CID   159989479 .
  57. ^ Азагури, Яэль (12 августа 2020 г.). «История еврейских Салоник» . «Джерузалем Пост» . Проверено 8 сентября 2021 г.
  58. ^ Шоу, Стэнфорд Дж. Евреи Османской империи и Турецкой Республики . Нью-Йоркский университет Пресс , 1992. ISBN   0814779581 , 9780814779583. с. 182 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f00044e930063350394ddbabeaa74bde__1723018860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/de/f00044e930063350394ddbabeaa74bde.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in the Ottoman Empire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)