История евреев в Османской империи
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2021 г. ) |
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на турецком языке . (Декабрь 2020 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
К тому времени, когда Османская империя пришла к власти в 14 и 15 веках, по всему региону были созданы еврейские общины. Османская империя просуществовала с начала XII века до конца Первой мировой войны и охватывала части Юго-Восточной Европы , Анатолию и большую часть Ближнего Востока . Опыт евреев в Османской империи особенно важен, поскольку этот регион «предоставил главное место убежища евреям, изгнанным из Западной Европы в результате массовых убийств и преследований». [ 1 ]
Во времена османских завоеваний Анатолия уже была домом для общин византийских евреев . Османская империя стала убежищем для евреев Пиренейского полуострова, спасавшихся от преследований (см. Указ Альгамбры ). К концу XVI века Османская империя имела самое большое еврейское население в мире — 150 000 человек по сравнению с Польши и неосманской Украины в 75 000 человек. совокупным показателем [ 2 ] [ 3 ]
Первая Вторая и алия привели к увеличению еврейского присутствия в Османской Палестине . Османское государство-преемник современной Турции по-прежнему является домом для небольшого еврейского населения .
Обзор
[ редактировать ]Ко времени битвы при Ярмуке , 15–20 августа 636 года, когда Левант перешёл под власть мусульман, тридцать еврейских общин существовали в Хайфе , Шхеме , Хевроне , Рамле , Газе , Иерусалиме , а также во многих других городах. Цфат стал духовным центром евреев, и там был составлен « Шулхан Арух» , а также многие каббалистические тексты.
Помимо уже существовавшего еврейского населения на землях, завоеванных османами, многие другие евреи получили убежище после изгнания евреев из Испании во время правления Беезида II . Хотя статус евреев в Османской империи, возможно, был преувеличен, [ 4 ] нельзя отрицать, что существовала определенная терпимость. В рамках системы миллета немусульмане были организованы как автономные общины на основе религии (а именно: православное просо , армянское просо и т. д.). В рамках миллета евреи имели значительную административную автономию и были представлены Хахам Баши , турецким термином, обозначающим главного раввина. Не было никаких ограничений в профессиях, которыми могли заниматься евреи, аналогичных ограничениям, обычным для западных христианских стран. [ 5 ] Однако существовали ограничения в отношении территорий, в которых евреи могли жить или работать, которые были аналогичны ограничениям, наложенным на османских подданных других религий. [ 6 ] Как и все немусульмане, евреи должны были платить харач («подушный налог») и сталкивались с другими ограничениями в одежде, верховой езде, армейской службе, рабовладении и т. д. Хотя многие из этих ограничений были установлены указами, они не всегда соблюдались. [ 7 ] [ 8 ] Джизья , собираемая с христианских и еврейских общин, была одним из основных источников налоговых поступлений в османскую казну. [ 9 ]
В число евреев, достигших высоких постов в османском дворе и администрации, входят Мехмеда II министр финансов («Дефтердар») Хеким Якуп Паша, его португальский врач Моисей Хамон , Мурада II врач Исхак-паша и Авраам де Кастро . который был хозяином монетного двора в Египте. [ нужна ссылка ]
Классический османский период (1300–1600 гг.)
[ редактировать ]Первой еврейской синагогой , связанной с османским правлением, является Эц ха-Хайим ( иврит : עץ החיים ) в Бурсе , которая перешла под власть Османской империи в 1324 году. Синагога все еще используется, хотя современное еврейское население Бурсы сократилось примерно до 140 человек. [ 10 ]
В классический османский период евреи, как и большинство других общин империи, жили на определенном уровне процветания. По сравнению с другими османскими подданными, они имели преобладающую силу в коммерции и торговле, а также в дипломатии и других высоких должностях. Особенно в XVI веке евреи приобрели выдающееся положение под властью миллетов . Апогеем еврейского влияния можно считать назначение Джозефа Наси санджак -беем ( правителем , звание которого обычно присваивается только мусульманам) острова Наксос . [ 11 ] Также в первой половине 17-го века евреи отличились в завоевании налоговых ферм . Хаим Гербер описывает это так: «У меня сложилось впечатление, что никакого давления не существовало, что имели значение просто действия». [ 12 ]
Дополнительной проблемой было отсутствие единства среди самих евреев . Они прибыли в Османскую империю из многих стран, принеся с собой свои обычаи и мнения, которых они стойко придерживались, и основали отдельные общины. Еще один огромный переворот произошел, когда Саббатай Цви провозгласил себя Мессией . В конце концов он был пойман османскими властями, и когда ему предоставили выбор между смертью и обращением в веру , он выбрал последнее. Остальные его ученики также приняли ислам. Их потомки сегодня известны как Донме .
Переселение романиотов
[ редактировать ]Первое крупное событие в еврейской истории под властью Османской империи произошло после того, как Империя получила контроль над Константинополем . После султаном Мехмедом II он завоевания Константинополя обнаружил, что город находится в состоянии беспорядка. После многочисленных осад , опустошительного завоевания католическими крестоносцами в 1204 году и вспышки Черной смерти в 1347 году, [ 13 ] город представлял собой тень былой славы. Поскольку Мехмед хотел, чтобы город стал его новой столицей, он издал указ о восстановлении города. [ 14 ] И чтобы возродить Константинополь, он приказал переселить в новую столицу мусульман , христиан и иудеев со всей своей империи. [ 14 ] Империи В течение нескольких месяцев большинство евреев-романиотов с Балкан и Анатолии были сконцентрированы в Константинополе , где они составляли 10% населения города. [ 15 ] Но в то же время принудительное переселение, хотя и не задумывалось как антиеврейская мера , было воспринято евреями как «изгнание». [ 16 ] Однако, несмотря на такую интерпретацию, романиоты будут самой влиятельной общиной в Империи в течение нескольких десятилетий, пока это положение не будет потеряно из-за волны новых прибывших евреев . [ 17 ]
Приток сефардских евреев из Иберии
[ редактировать ]Число коренных евреев вскоре пополнилось небольшими группами евреев-ашкенази , иммигрировавших в Османскую империю между 1421 и 1453 годами. [ 15 ] Среди этих новых иммигрантов-ашкенази был раввин Ицхак Сарфати ( иврит : צרפתי , букв. «Французский»), немецкого происхождения еврей , чья семья жила во Франции. Он стал главным раввином Эдирне и написал письмо, приглашая европейских евреев поселиться в Османской империи , в котором он заявил: « Турция — это земля, где нет ничего недостающего» и спросил: «Не лучше ли вам жить под властью мусульман, чем жить под властью мусульман?» под христианами?» [ 18 ] [ 19 ] Многие приняли его предложение, в том числе евреи, изгнанные из немецкого герцогства Баварии Людовиком IX, герцогом Баварским, в 1470 году. Европейские земли, из которых они были изгнаны. Евреи-ашкенази смешались с уже крупными еврейскими общинами романиотов (византийцев), которые стали частью Османской империи после завоевания земель Византийской империи. [ 20 ] [ 21 ]
Приток евреев в Малую Азию и Османскую империю произошел во время правления Мехмеда Завоевателя преемника Баязида II (1481–1512) после изгнания евреев из Испании и Португалии . Изгнание произошло в результате Указа об Альгамбре 1492 года, объявленного испанским королем и королевой Фердинандом II и Изабель I как часть более широкой тенденции антисемитизма, возрождающейся по всей Европе, которую османы будут использовать. Евреям -сефардам было разрешено селиться в более богатых городах империи, особенно в европейских провинциях (такие города, как Стамбул , Сараево , Салоники , Адрианополь и Никополь ), Западной и Северной Анатолии ( Бурса , Айдын , Токат и Амасья ), а также в прибрежных регионах Средиземноморья (таких как Иерусалим , Цфат , Дамаск и Египет ). [ 20 ] Измир был заселен испанскими евреями лишь позже. [ 22 ] Еврейское население Иерусалима увеличилось с 70 семей в 1488 году до 1500 в начале 16 века, а население Цфата увеличилось с 300 до 2000 семей. [ нужна ссылка ] В Дамаске была сефардская община из 500 семей. В Стамбуле была еврейская община численностью 30 000 человек и 44 синагоги . [ нужна ссылка ] Баязид разрешил евреям жить на берегах Золотого Рога . [ нужна ссылка ] Египет, особенно Каир , принял большое количество изгнанников, которые вскоре превысили численность ранее существовавших евреев-мустаараби . [ нужна ссылка ] Постепенно главным центром евреев-сефардов стали Салоники , где они вскоре превзошли по численности ранее существовавшую еврейскую общину-романиотов . [ 23 ] Фактически, евреи-сефарды затмили и поглотили евреев-романиотов и изменили культуру и структуру еврейских общин в Османской империи. В последующие столетия османы пожинали плоды принятых ими еврейских общин. В обмен на то, что евреи вложат свои таланты на благо империи, они будут хорошо вознаграждены. По сравнению с европейскими законами, которые ограничивали жизнь всех евреев, это была значительная возможность, которая привлекла евреев со всего Средиземноморья. [ 20 ]
Евреи удовлетворяли различные нужды Османской империи. Мусульманское население Империи в основном не интересовалось бизнесом и , соответственно, оставляло коммерческие занятия представителям религиозных меньшинств. [ нужна ссылка ] Кроме того, поскольку Османская империя в то время была вовлечена в военный конфликт с христианскими странами, евреям доверяли и считали «потенциальными союзниками, дипломатами и шпионами». [ 24 ] Были также евреи, обладавшие особыми навыками в широком спектре областей, которыми воспользовались османы, в том числе Давид и Самуэль ибн Нахмиас, которые основали печатный станок в 1493 году. Тогда это была новая технология и ускоренное производство литературы и документов. что было особенно важно для религиозных текстов и бюрократических документов. Среди других еврейских специалистов, нанятых империей, были врачи и дипломаты, эмигрировавшие со своей родины. Некоторым из них за свою работу были предоставлены земельные титулы, в том числе Джозефу Наси, которого назвали герцогом Наксосским. [ 25 ]
Хотя османы не относились к евреям иначе, чем к другим меньшинствам в стране, их политика, казалось, хорошо соответствовала еврейским традициям, что позволяло общинам процветать. Еврейскому народу было разрешено создавать свои собственные автономные общины, которые включали свои школы и суды. Эти права были чрезвычайно спорными в других регионах мусульманской Северной Африки и абсолютно нереалистичными в Европе. Эти общины оказались центрами образования и торговли из-за большого количества связей с другими еврейскими общинами по всему Средиземноморью. [ 26 ]
Османско-мамлюкская война (1516–1517)
[ редактировать ]Два случая насилия произошли в Цфате и Хевроне после того, как турецкие османы вытеснили мамлюков и захватили Левант во время османско-мамлюкской войны в 1517 году. [ 27 ] [ 28 ] Сообщения о нападении на евреев в Цфате записал историк раввин Элайджа Капсали. [ 29 ] из Кандии ( Крит ) и раввина Джозефа Гарсона, который в то время жил в Дамаске. Нападение на Цфат могло быть инициировано отступающими мамлюкскими солдатами, которые обвинили евреев в вероломной помощи турецким захватчикам. [ 30 ] к схватке присоединились арабы из окрестных деревень. [ 31 ] [ 32 ] В Хевроне евреи подвергались нападениям, избиениям и изнасилованиям, многие из них были убиты, а их дома и предприятия были разграблены и разграблены. [ 28 ] В отчете об этом событии, записанном Иафетом бен Манассией в 1518 году, упоминается, как нападение было инициировано турецкими войсками под предводительством Мурад-бея, заместителя султана из Иерусалима. [ 33 ] [ 34 ]
Банковское дело и финансы
[ редактировать ]В шестнадцатом веке ведущими финансистами Стамбула были греки и евреи. Многие из еврейских финансистов были родом из Иберии и бежали в период, предшествовавший изгнанию евреев из Испании . Многие из этих семей принесли с собой большие состояния. [ 35 ] Самой известной из еврейских банковских семей в Османской империи XVI века был банкирский дом Маррано Мендес, который переехал в Стамбул и обосновался в нем в 1552 году под защитой султана Сулеймана Великолепного . Сообщается, что когда Альваро Мендес прибыл в Стамбул в 1588 году, он привез с собой 85 000 золотых дукатов. [ 36 ] Семья Мендес вскоре приобрела доминирующее положение в государственных финансах Османской империи и в торговле с Европой. [ 37 ]
Налогообложение
[ редактировать ]Османские евреи были обязаны платить османским властям специальные налоги. Эти налоги включали cizye , ispençe , haraç и rav akçesi («налог раввина»). Иногда местные правители также взимали налоги с себя в дополнение к налогам, отправляемым в Блистательную Порту . [ нужна ссылка ]
Текстиль
[ редактировать ]Евреи Салоник были хорошо известны прядением шерсти для изготовления сукна . Однако город также обслуживался крупным портом, что делало его легко восприимчивым к инфекционным агентам из-за границы. Случаи чумы часто влияли на производство сукна, поскольку жители Салоник неоднократно болели, умирали или бежали во время вспышек. [ 38 ]
17 век
[ редактировать ]Трения между евреями и турками были менее распространены, чем на арабских территориях. Несколько примеров: В 1660 или 1662 году при Мехмете IV (1649–1687) город Цфат со значительной еврейской общиной был разрушен в друзами борьбе за власть. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ]
18 и 19 века
[ редактировать ]История евреев в Османской империи в восемнадцатом и девятнадцатом веках представляет собой, главным образом, хронику упадка влияния и власти. Свои влиятельные позиции в торговле они уступили главным образом грекам , которые смогли «нажить на своих религиозно-культурных связях с Западом и своей торговой диаспорой ». [ 12 ] Исключением является Даниэль де Фонсека , который был главным придворным врачом и играл политическую роль. О нем упоминает Вольтер , который говорит о нем как о знакомом, которого он очень уважал. Фонсека участвовал в переговорах со шведским Карлом XII .
Османские евреи придерживались самых разных взглядов на роль евреев в Османской империи: от лояльного османизма до сионизма . [ 42 ] Эмануэль Карасу из Салоник , например, был одним из основателей младотурков и считал, что евреи Империи должны быть в первую очередь турками, а потом евреями. [ нужна ссылка ]
Некоторые евреи процветали в Багдаде, выполняя важные коммерческие функции, такие как ростовщичество и банковское дело. [ 43 ]
До создания Йеменского вилайета в 1872 году зайдийский имам Йемена ввел больше ограничений для евреев, чем существовало в Османской империи, например, Указ о сиротах , который требовал, чтобы сироты еврейских родителей воспитывались как мусульмане. С началом османского правления Указ о сиротах был отменен, хотя «Указ о сборщиках навоза», который поручал евреям чистить канализацию, оставался в силе. Кроме того, османские власти увеличили налоговое бремя джизьи для евреев и часто не соблюдали еврейские праздники. Примерно с 1881 года многие йеменские евреи начали переезжать в Иерусалим. [ 44 ]
Еврейское просо согласовало конституцию, принятую в 1865 году, Konstitusyon para la nasyon yisraelita de la Turkia . [ 45 ] первоначально написано на иудео-испанском языке (ладино). Писатель М. Франко заявил, что османский государственный служащий и переводчик Йехезкель Габай (1825-96) написал османско-турецкую версию этой конституции. [ 46 ]
В 1881 году, в ответ на рост антисемитизма в континентальной Европе, а также на ряд предложений различных партий относительно потенциального расселения евреев внутри империи, Совет министров заявил, что «[еврейские] иммигранты [будут] иметь возможность расселяются разрозненными группами по всей Турции, за исключением Палестины». [ 47 ]
Антисемитизм
[ редактировать ]Историк Мартин Гилберт пишет, что именно в XIX веке положение евреев в мусульманских странах ухудшилось. [ 48 ] По словам Марка Коэна в «Оксфордском справочнике по иудаике» , большинство учёных приходят к выводу, что арабский антисемитизм в современном мире возник в девятнадцатом веке на фоне противоречивого еврейского и арабского национализма и был импортирован в арабский мир в первую очередь националистическими силами. мыслящие арабы-христиане (и лишь впоследствии были «исламизированы»). [ 49 ]
произошла резня евреев В 1828 году в Багдаде . [ 50 ] произошла резня евреев В 1867 году в Барфуруше . [ 50 ]
В 1865 году, когда было провозглашено равенство всех подданных Османской империи, Ахмед Джевдет-паша высокопоставленный чиновник заметил, «тогда как в прежние времена в Османском государстве общины были ранжированы: сначала мусульмане, затем Греки, затем армяне, затем евреи, теперь все они были поставлены на один уровень. Некоторые греки возражали против этого, говоря: «Правительство объединило нас с евреями. Мы были довольны верховенством ислама». " [ 51 ]
На протяжении 1860-х годов евреям Ливии подвергались, как говорит Гилберт, карательные налоги. В 1864 году около 500 евреев были убиты в Марракеше и Фезине (Марокко) . В 1869 году 18 евреев были убиты в Тунисе , а арабская толпа разграбила еврейские дома и магазины и сожгла синагоги на острове Джерба . В 1875 году 20 евреев были убиты толпой в Демнате , Марокко; В других местах Марокко евреи подвергались нападениям и убийствам на улицах среди бела дня. В 1891 году ведущие мусульмане Иерусалима обратились к османским властям в Константинополе с просьбой запретить въезд евреям, прибывающим из России . [ 47 ] были разграблены синагоги и убиты евреи В 1897 году в Триполитании . [ 48 ]
Важным примером антисемитизма примерно в это время было дело в Дамаске , в ходе которого многие евреи в Дамаске (который тогда находился под руководством Мохаммеда Али в Египте ) были арестованы по обвинению в убийстве христианского отца Фомы и его слуги в ходе пример кровавого навета . В то время как власти под руководством Шарифа-паши, египетского губернатора Дамаска, пытали обвиняемых до тех пор, пока они не признались в преступлении, и убили двух евреев, отказавшихся признаться, видные европейские евреи, такие как Адольф Кремье, требовали освобождения осужденных. [ 52 ]
Бенни Моррис пишет, что одним из символов еврейской деградации было явление, когда мусульманские дети бросали в евреев камни. Моррис цитирует путешественника XIX века:
Я видел маленького мальчика шести лет с группой толстых малышей трех и четырех лет, которые учили [их] бросать камни в еврея, и один маленький мальчишка с величайшим хладнокровием подбирался к этому человеку. и буквально плюнул на свой еврейский габердин . всему этому еврей обязан подчиняться; это было бы больше, чем стоило бы его жизнь, чтобы нанести удар мусульманину. [ 53 ]
Подавляющее большинство османских евреев проживало в европейских провинциях Империи. Когда в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков империя потеряла контроль над своими европейскими провинциями, эти еврейские общины оказались под властью христиан. власть Австро Например, боснийские евреи попали под -Венгрии после оккупации региона в 1878 году. Независимость Греции , Болгарии и Сербии еще больше снизила количество евреев в пределах границ Османской империи.
Еврейская жизнь
[ редактировать ]В Османской империи евреи и христиане считались зимми большинством мусульманского населения. Мусульмане Османской империи использовали кораническую концепцию зимми , чтобы наложить определенные ограничения на евреев, живущих в этом регионе. Например, некоторые ограничения, наложенные на евреев в Османской империи, включали, помимо прочего, специальный налог, требование носить специальную одежду, а также запрет на ношение оружия, езду на лошадях, строительство или ремонт мест отправления культа. и проведение публичных шествий или публичного богослужения. [ 24 ]
Несмотря на то, что в Османской империи евреи подвергались особым ограничениям, все еще существовала яркая еврейская культура в некоторых регионах империи . Особенно это касалось евреев-сефардов, имевших большое политическое и культурное влияние в Османской империи. [ 24 ] Сефарды в Османской империи имели политическое и культурное влияние, потому что их «воспринимали как жителей Запада, имевших обширные контакты с Европой, знавших европейские языки и принесших новые знания и технологии». [ 24 ] Кроме того, некоторые евреи-сефарды «были... известными торговцами на европейских рынках», которых даже считали «потенциальными союзниками, дипломатами и шпионами» во время войны против христиан. [ 24 ] На протяжении 16 века в Османской империи наблюдалось усиление еврейского влияния на экономику и торговлю. Среди историков нет сомнений в том, что «испанские евреи внесли значительный вклад в развитие столицы Османской империи в шестнадцатом веке». [ 54 ]
Хотя многие евреи-сефарды обладали большим политическим и культурным капиталом, еврейская община в Османской империи была децентрализованной на протяжении большей части истории региона. [ 24 ] Однако ситуация изменилась, когда султан назначил Хахам-баши или главного раввина для осуществления юрисдикции в обществе по вопросам «брака, развода, помолвки и наследования». [ 54 ] помимо выплаты «доли налогов своего сообщества и поддержания порядка» [ 54 ] в сообществе.
Жизнь в Салониках
[ редактировать ]Хотя евреи были расселены по всей Османской империи, в городах Константинополь и Салоники , также называемые Салониками , к началу 16 века проживало около 20 000 евреев. [ 17 ] Салоники считались главным центром еврейской жизни Османской империи. Еврейский народ сохранял сильное присутствие в Салониках до начала Второй мировой войны и Холокоста, когда в городе «проживало около 56 000 евреев». [ 22 ]
Салоники стали еврейским центром Османской империи после 1492 года. В это время в Испании и Португалии началась испанская инквизиция , и евреи были вынуждены принять христианство или эмигрировать. Религиозные преследования заставили многих евреев-сефардов иммигрировать в Салоники и составить большинство населения города. В Салониках евреи жили общинами вокруг синагог, в которых «еврейские организации предоставляли все религиозные, юридические, образовательные и социальные услуги». [ 17 ] Концентрация евреев в городе, а также обязательный социальный капитал, обеспечиваемый еврейскими организациями, позволили Салоникам стать «почти автономной» зоной для процветания евреев. [ 17 ] [ 55 ]
Силу еврейской общины в Салониках можно увидеть даже после распада Османской империи. После падения Османской империи город Салоники не изображался как греческий или турецкий город, а считался еврейским городом. [ 23 ]
Кроме того, некоторые историки утверждают, что Салоники считались «Новым Иерусалимом» и были названы «Матерью Израиля». [ 56 ] где еврейская суббота «соблюдалась наиболее энергично». [ 23 ] Кроме того, до создания государства Израиль существовало множество международных организаций, которые задумывались о создании нового еврейского государства вместо Палестины. [ 23 ]
Сефардские евреи не рассматривали Палестину как место еврейского управления и автономии сразу после Первой мировой войны. Саади Леви, живший в Салониках, владел типографией в Амстердаме , которая издавала газеты на ладино и французском языке, освещавшие конкурирующие идеологические претензии и интеллектуальные противоречия того времени: османский национализм , сионизм и социализм. Семья была торговцами и центральными фигурами в торговле текстилем между Салониками и Манчестером, Англия . еврейскую автономию и самоуправление в Салониках В 1919 году один из его сыновей предложил Лиге Наций . [ 57 ]
СМИ
[ редактировать ]Во времена Османской империи еврейские общины обслуживали следующие газеты: [ 58 ]
- Османский турецкий язык с еврейскими буквами:
- Ceridei Tercüme («Журнал переводов»), основанный в 1876 году под редакцией Йозефа Ньего, издается в Стамбуле.
- Шаркие («Восток»), началось в 1867 году, под редакцией анонима, опубликовано в Стамбуле.
- Заман («Время»), началось в 1872 году, под редакцией анонима, опубликовано в Стамбуле.
- Османский турецкий и ладино (иудео-испанский):
- Ceride-i Lisan («Языковой журнал»), основанный в 1899 году под редакцией Аврама Лейона.
- El Tiempo , газета на языке ладино, издававшаяся Дэвидом Фреско в Константинополе/Стамбуле в 1872–1930 годах.
- Французский:
- L'Aurore , издаваемый с 1908 года человеком из Салоник (Салоники) Люсьеном Скиуто ; позже переехал в Каир
- Le Jeune Turc («Молодой турок»)
- Le Journal d'Orient («Журнал Востока»), 1918–1977, политолог Альберт Карассо (Карасу).
- La Nasion («Нация»), октябрь 1919 г. - 17 сентября 1922 г., под редакцией Яка Лориа.
- Иврит:
- Хамевассер , 1909–1911, опубликовано Наумом Солоковым.
См. также
[ редактировать ]- История евреев в Салониках
- История евреев в Турции
- История евреев в Стамбуле
- румыны
- Урфалим
- Хамевассер
- Евреи в Палестине под властью Османской империи
- История евреев под властью мусульман
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Камран, Тахир (6 июня 2021 г.). «Благотворения османов евреям» . thenews.com.pk . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ Шоу, Стэнфорд Дж. (27 июля 2016 г.). Евреи Османской империи и Турецкой республики . Издательство Спрингер . п. 40. ИСБН 9781349122356 .
- ^ Леви, Авигдор (1992). Сефарды в Османской империи . Дарвин Пресс. стр. 12–13. ISBN 9780878500888 .
- ^ Б. Льюис, Евреи ислама, PUP, (1987) 137–141.
- ^ Л. Ставрианос; Балканы с 1453 года, NYU Press (2000)
- ^ Х. Инальчик; Османская империя: классическая эпоха 1300–1600, Phoenix Press, (2001)
- ^ «РАННЯЯ СОВРЕМЕННАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ: Обзор » 5. Османская империя» . jewishhistory.research.wesleyan.edu . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ Акбар, MJ (2003), Тень мечей: джихад и конфликт между исламом и христианством , с. 89
- ^ Пери, Одед (1990). «Мусульманский вакф и сбор джизьи в Иерусалиме конца восемнадцатого века». В Гилбаре, Гад (ред.). Османская Палестина, 1800–1914: Исследования по экономической и социальной истории . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 287. ИСБН 978-90-04-07785-0 .
джизья была одним из основных источников доходов государственной казны Османской империи в целом.
- ^ «Проект международного еврейского кладбища – Турция» . Архивировано из оригинала 7 июня 2011 г. Проверено 24 мая 2011 г.
- ^ Чарльз Иссави и Дмитрий Гондикас; Османские греки в эпоху национализма, Принстон (1999).
- ^ Jump up to: а б Исследования социальной и экономической жизни Османской империи, Гейдельберг (1999); эссе озаглавлено: «Мусульмане и зимми в османской культуре и обществе». Хаим Гербер, Иерусалим, (1999)
- ^ Черная смерть , Канал 4 – История.
- ^ Jump up to: а б Инальчик, Халил. «Политика Мехмеда II в отношении греческого населения Стамбула и византийских построек города». Документы Думбартон-Оукса 23, (1969): 229–249.pg236
- ^ Jump up to: а б Авигдор Леви; Евреи Османской империи, Нью-Джерси (1994).
- ^ Дж. Хакер, Политика Османской империи по отношению к евреям и отношение евреев к османам в пятнадцатом веке в книге «Христиане и евреи в Османской империи», Нью-Йорк (1982).
- ^ Jump up to: а б с д «Исход сефардов в Османскую империю» . Мое еврейское образование . Проверено 9 декабря 2018 г.
- ^ Б. Льюис , «Евреи ислама», Нью-Йорк (1984), стр. 135–136.
- ^ «Письмо раввина Исаака Зарфати» . Turkishjews.com . Проверено 16 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «Еврейская община в Османской империи» . Дейли Сабах . Проверено 16 апреля 2018 г.
- ^ «Холокост | Евреи в Османской империи и Турции» . www.projetaladin.org . Проверено 16 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Евреи-сефарды в Салониках» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 9 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д То, Девин Э. (07 сентября 2016 г.). Еврейские Салоники: между Османской империей и современной Грецией . Стэнфорд, Калифорния. ISBN 9781503600096 . OCLC 939277881 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж «РАННЯЯ СОВРЕМЕННАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ: Обзор » 5. Османская империя» . jewishhistory.research.wesleyan.edu . Архивировано из оригинала 14 декабря 2018 г. Проверено 9 декабря 2018 г.
- ^ «Виртуальный тур по еврейской истории Турции» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 16 апреля 2018 г.
- ^ «Исход сефардов в Османскую империю | Мое еврейское образование» . Мое еврейское образование . Проверено 16 апреля 2018 г.
- ^ Д. Тамар, «О евреях Цфата во времена османского завоевания», Кафедра 11 (1979), цитируется Дэна Бен Амоса, Дов Ноя (ред.), «Народные сказки евреев», т. 3 (Сказки из арабских стран). ), Еврейское издательское общество, 2011, стр.61, №3: Тамар. «. оспаривает вывод Давида относительно жестокости беспорядков против евреев, утверждая, что поддержка египетских евреев спасла общину Цфата от разрушения».
- ^ Jump up to: а б Лекции Соломона Гольдмана . Колледж Спертус иудаики Пресс. 1999. с. 56. ИСБН 978-0-935982-57-2 .
Завоевание города турками в 1517 году ознаменовалось жестоким погромом, сопровождавшимся убийствами, изнасилованиями и грабежами еврейских домов. Выжившие евреи бежали в « землю Бейрута », чтобы вернуться туда только в 1533 году.
- ^ Шмулевиц 1999 , с. 15: «Капсали, опираясь на еврейских информаторов, возможно, был лучше информирован о том, что происходило с еврейскими общинами в отдаленных частях Империи. Он писал о евреях, страдающих во время войны: о погроме в Цфате во время кампании Селима I против мамлюков за завоевание Сирии, Палестины и Египта и подготовка погрома против еврейской общины в Каире накануне завоевания города Селимом».
- ^ Бен-Ами и Мишал 2000 , с. 185: «Когда мамлюки поняли, что османы собираются завоевать Израиль в 1516 году, они обвинили евреев в измене и поддержке новых правителей. Прежде чем уйти, солдаты-мамлюки отомстили, напав на евреев Галилеи и Цфата и разграбив их. имущество Голые и обездоленные евреи были вынуждены прятаться в полях».
- ^ Финкельштейн 1970 , с. 407: «Хотя евреи Иерусалима не пострадали от османского вторжения, евреи Цфата сильно пострадали. Отступающие силы мамлюков напали на них, и арабы окрестных деревень использовали эту возможность, чтобы напасть на евреев и ограбить их. Они оставили все и бежали, спасая свою жизнь, скрываясь в полях».
- ^ Файн 2003 , с. 44: «В отличие от евреев Иерусалима, которые не пострадали от конфликта между мамлюками и турками-османами в 1516 году, Цфат, судя по всему, пострадал значительно. Отступающие мамлюки напали на общину, в то время как арабы в близлежащих деревнях воспользовались этой возможностью. сделать то же самое».
- ^ Фред Сколник; Майкл Беренбаум (2007). Энциклопедия иудаики . Macmillan Reference USA совместно с Keter Pub. Дом. п. 746. ИСБН 978-0-02-865936-7 .
- ^ Джерольд С. Ауэрбах (30 июля 2009 г.). Евреи Хеврона: память и конфликт на земле Израиля . Роуман и Литтлфилд. п. 40. ИСБН 978-0-7425-6615-6 .
- ^ Дампер, Майкл; Стэнли, Брюс Э. (2007). Города Ближнего Востока и Северной Африки: историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 185. ИСБН 9781576079195 .
- ^ Инальджик, Халил; Куатаерт, Дональд (1994). Экономическая и социальная история Османской империи, 1300-1914 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 212. ИСБН 9780521343152 .
- ^ Босворт, Клиффорд Эдмунд (2007). Исторические города исламского мира . БРИЛЛ. п. 207. ИСБН 978-9004153882 .
- ^ Варлик, Нюхет (2014). «Чума, конфликт и переговоры: еврейские ткачи Салоник и центральная администрация Османской империи в конце шестнадцатого века». Еврейская история . 28 (3–4): 261–288. дои : 10.1007/s10835-014-9219-9 . S2CID 254595877 .
- ^ Сидни Мендельсон. Евреи Азии: особенно в шестнадцатом и семнадцатом веках. (1920) с.241. «Задолго до кульминации безумной карьеры Саббатая Цфат был разрушен арабами, и евреи сильно пострадали, а в том же году (1660 г.) в Константинополе случился великий пожар, в результате которого они понесли тяжелые потери...»
- ^ Исидор Зингер; Сайрус Адлер (1912). Еврейская энциклопедия: описательный отчет об истории, религии, литературе и обычаях еврейского народа с древнейших времен до наших дней . Фанк и Вагналлс. п. 283.
- ^ Франко, Моисей (1897). Очерк истории израильтян Османской империи: от истоков до наших дней . Книжный магазин А. Дюрлахера. п. 88 . Проверено 13 июля 2011 г.
Менее чем через двенадцать лет, в 1660 году, при Мухаммеде IV, город Цфат, когда-то столь важный в еврейских анналах, поскольку населенный исключительно израильтянами, был разрушен арабами до такой степени, что от него остались, как сообщает хроника, единая еврейская душа.
- ^ Кампос, Мишель У. (2005). «Между «любимой Османией» и «Землей Израиля»: борьба за османизм и сионизм среди палестинских евреев-сефардов, 1908–13». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 37 (4): 461–483. дои : 10.1017/s0020743805052165 . S2CID 162801222 .
- ^ Блэк, Эдвин (2004). Ставка на Багдад: внутри 7000-летней истории войн, прибылей и конфликтов в Ираке . Джон Уайли и сыновья. п. 335 . ISBN 9780471708957 .
Под властью Османской империи в восемнадцатом и девятнадцатом веках евреи продолжали процветать, становясь частью коммерческого и политического правящего класса. Как и армяне, евреи могли заниматься необходимой коммерческой деятельностью, такой как ростовщичество и банковское дело, которые были запрещены для мусульман исламским законодательством.
- ^ Шарки, Хизер Дж. (2017). История мусульман, христиан и евреев на Ближнем Востоке . Кембридж, Великобритания. стр. 260–263. ISBN 978-0-521-76937-2 . OCLC 995805601 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Штраус, Иоганн (2010). «Конституция многоязычной империи: переводы Канун-и Эсаси и других официальных текстов на языки меньшинств» . В Херцоге, Кристоф; Малек Шариф (ред.). Первый османский эксперимент в области демократии . Вюрцбург : Институт Востока в Стамбуле . стр. 21–51. ( информационная страница о книге в Университете Мартина Лютера ) // ЦИТИРОВАНО: с. 37 (PDF, стр. 39/338).
- ^ Штраус, Иоганн (2010). «Конституция многоязычной империи: переводы Канун-и Эсаси и других официальных текстов на языки меньшинств» . В Херцоге, Кристоф; Малек Шариф (ред.). Первый османский эксперимент в области демократии . Вюрцбург : Институт Востока в Стамбуле . стр. 21–51. ( информационная страница о книге в Университете Мартина Лютера ) // ЦИТИРОВАНО: с. 24 (PDF, стр. 26/338).
- ^ Jump up to: а б Мандель, Невилл Дж. (октябрь 1974 г.). «Османская политика и ограничения на еврейское поселение в Палестине: 1881-1908: Часть I» (PDF) . Ближневосточные исследования . 10 (3). Тейлор и Фрэнсис, ООО: 312–332 . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Гилберт, Мартин . Письма тете Фори: 5000-летняя история еврейского народа и их веры , HarperCollins, 2002, стр. 179–82.
- ^ Марк Коэн (2002), стр.208
- ^ Jump up to: а б Моррис, Бенни . Праведные жертвы: история сионистско-арабского конфликта, 1881–2001 гг . Винтажные книги, 2001, стр. 10–11.
- ^ Льюис (1999), стр. 136–137; Гербер (1986), с. 86
- ^ Шарки (2017), стр. 155-158.
- ^ Моррис, Бенни. Праведные жертвы: история сионистско-арабского конфликта, 1881–2001 гг. Винтажные книги, 2001 г.
- ^ Jump up to: а б с Олсон, Роберт В. (1979). «Евреи в Османской империи в свете новых документов». Еврейские социальные исследования . 41 (1): 75–88. JSTOR 4467038 .
- ^ Патнэм, Роберт Д. (2003). Лучше вместе: восстановление американского сообщества . Саймон и Шустер. ISBN 978-0743235471 . OCLC 928398126 .
- ^ Наар, Девин Э. (12 ноября 2014 г.). «Создание «Матери Израиля»: османско-еврейское историческое повествование и образ еврейских Салоник». Еврейская история . 28 (3–4): 337–372. дои : 10.1007/s10835-014-9216-z . ISSN 0334-701X . S2CID 159989479 .
- ^ Азагури, Яэль (12 августа 2020 г.). «История еврейских Салоник» . «Джерузалем Пост» . Проверено 8 сентября 2021 г.
- ^ Шоу, Стэнфорд Дж. Евреи Османской империи и Турецкой Республики . Нью-Йоркский университет Пресс , 1992. ISBN 0814779581 , 9780814779583. с. 182 .
Источники
[ редактировать ]- Бен-Ами, Шломо ; Мишаль, Ниссим (2000). Это были поколения . Едиот Ахронот . ISBN 978-9-6544-8745-0 .
- Хорошо, Лоуренс (2003). Врач души, Целитель космоса: Исаак Лурия и его каббалистическое сообщество . Издательство Стэнфордского университета .
- Финкельштейн, Луи (1970). «Эрец Исраэль под властью Османской империи, 1517–1917». Евреи: их история . Шокенские книги . ISBN 9780805202717 .
- Шмулевиц, Арье (1999). Османская история и общество: еврейские источники . Исис Пресс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Евреи, турки, османы: общая история с пятнадцатого по двадцатый век
- В частности, об истории стамбульского еврейства в Османской империи см. М. Розен, Исследования по истории стамбульского еврейства, 1453-1923 (Диаспора, 2), Turnhout, 2015.