История евреев в Гибралтаре
Общая численность населения | ||||
---|---|---|---|---|
600 [1] | ||||
Языки | ||||
Английский , испанский , лланито , иврит , ладино , хакетия , иудео-марокканский арабский | ||||
Религия | ||||
иудаизм | ||||
Родственные этнические группы | ||||
Сефардские евреи , марокканские евреи |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История Гибралтара |
---|
Хронология |
Портал Гибралтара |
Часть серии о |
Культура Гибралтара |
---|
История |
Кухня |
История евреев лет Гибралтара . насчитывает более 650 Были периоды преследований, но по большей части евреи Гибралтара процветали и были одним из крупнейших религиозных меньшинств в городе, где они внесли вклад в культуру , оборону и правительство Гибралтара .
Примечательно, что евреи Гибралтара почти не сталкивались с официальным антисемитизмом за время своего пребывания в городе . Во время празднования трехсотлетия Гибралтара Джонатан Сакс , главный раввин Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Содружества , сказал: «В темные времена изгнания и инквизиции Гибралтар зажег маяк толерантности», и что Гибралтар «Вероятно, это сообщество, в котором евреи были наиболее интегрированы . » [2]
История
[ редактировать ]Ранняя история до 1492 г.
[ редактировать ]Первые упоминания о евреях в Гибралтаре относятся к 1356 году, когда правили мусульмане, когда община обратилась с призывом о выкупе за группу евреев, взятых в плен варварскими пиратами . В 1474 году, через двенадцать лет после захвата власти христианами, герцог Медина-Сидония продал Гибралтар группе еврейских конверсос из Кордовы и Севильи во главе с Педро де Эррерой в обмен на содержание гарнизона города в течение двух лет, после чего 4350 евреев были изгнаны герцогом. Их судьба неизвестна. Вполне вероятно, что многие вернулись в Кордову, где им пришлось столкнуться с преследованием инквизиции под руководством печально известного Торквемады с 1488 года. [3]
Евреи были изгнаны из Испании по указу Альгамбры 1492 года и из Португалии по приказу короля Мануэля I в 1497 году, что фактически положило конец всей еврейской деятельности там, за исключением случаев конверсос или возможных криптоевреев .
Британское правление
[ редактировать ]После Утрехтского договора 1713 года Гибралтар перешел под власть Королевства Великобритании , что сделало эту территорию британской зависимостью . В договор испанцы добавили следующий пункт, запрещающий евреям и маврам въезд в город:
Ее Британское Величество, по просьбе католического короля, соглашается и соглашается с тем, что ни под каким предлогом ни евреям, ни маврам не будет предоставлено разрешение на проживание или жилище в указанном городе Гибралтар.
Однако британцы проигнорировали это положение. евреи были изгнаны из Англии в 1290 году, Оливер Кромвель согласился на их реадмиссию в 1655 году Хотя . укрепления и предполагаемая контрабанда из Гибралтара) [4] считать, что британцы аннулировали договор. В 1727 году испанцы безуспешно осадили город . В 1729 году британцы и султан Марокко достигли соглашения, согласно которому еврейским подданным султана было разрешено на законных основаниях проживать в колонии. Евреи получили право на постоянное поселение в 1749 году, когда Исаак Ньето , первый раввин новой общины, приехал в колонию из Лондона и основал общину Шаар ха-Шамаим , старейшую синагогу в Гибралтаре, также известную как Великая синагога. На тот момент в Гибралтаре уже проживало 600 евреев, которые составляли треть гражданского населения. [5] еще три синагоги С годами были построены , все из которых до сих пор функционируют в субботу и праздничные дни: Нефуцот Иегуда и Эц Хаим в 1781 году, а также синагога Абудархам в 1820 году, названная в честь Соломона Абудархама . [6] Еврейское население продолжало расти, достигнув своего пика в середине 19 века.
Евреи Гибралтара изначально сохранили некоторые старые обычаи. Например, в 1777 году Иссак Абоаб, гибралтарский еврей, родившийся в Тетуане , числился имеющим двух жен, Ханну Абоаб и Симу Абоаб. В то время двоеженство было незаконным в Королевстве Великобритании, но закон, по-видимому, не полностью действовал в Гибралтаре, и хотя многоженство было запрещено раббену Гершомом Меором Хаголой примерно с 1000 года нашей эры, этот запрет был принят только общинами ашкенази . [7]
Двадцатый век и наши дни
[ редактировать ]Тито Бенади , историк еврейства Гибралтара, отметил, что, когда около 200 евреев из 2000 эвакуированных из Гибралтара были эвакуированы как мирные жители в Фуншал , Мадейра , в начале Второй мировой войны , они нашли еврейское кладбище ( Еврейское кладбище Фуншала ). принадлежавший семье Абудархам. Та самая семья, в честь которой была названа синагога Абудархам в Гибралтаре. [8]
28 мая 1944 года первая группа репатриантов покинула Мадейру и направилась в Гибралтар, и к концу 1944 года на острове осталось только 520 неприоритетных эвакуированных. [9]
В 2008 году памятник был изготовлен в Гибралтаре и отправлен на Мадейру, где его установили рядом с небольшой часовней в парке Санта-Катерина в Фуншале . Памятник является подарком и символом вечной благодарности народа Гибралтара острову Мадейра и его жителям. [10]
13 мая 2009 года города Фуншал и Гибралтар стали побратимами их тогдашних мэров, мэра Фуншала Мигеля Альбукерке и мэра Гибралтара, который был эвакуирован из Гибралтара на Мадейру Соломоном Леви соответственно. Затем мэр Гибралтара встретился с тогдашним президентом Мадейры Альберту Жуаном Жардимом .
Большинство евреев Гибралтара были эвакуированы в Великобританию во время Второй мировой войны , когда союзники использовали Гибралтар в качестве оперативной базы. Некоторые евреи предпочли остаться в Соединенном Королевстве, но большинство вернулись, хотя в некоторых их религиозных практиках произошло ослабление. Усилия испанского сефарда, итальянского происхождения, раввина Йозефа Пачичи , [11] который принял на себя обязанности раввината Гибралтара и взял под свой контроль еврейское образование в Гибралтаре, помог обратить вспять эту тенденцию. В 1984 году главным раввином стал раввин Рон Хассид .
Несколько гибралтарских евреев занимали важные посты в правительстве этой страны в 20 веке, особенно сэр Джошуа Хассан , который занимал пост главного министра Гибралтара в течение двух разных сроков. Соломон Леви занимал церемониальную должность мэра Гибралтара с 2008 по 2009 год. В городе есть пять кошерных учреждений, еврейская начальная школа и две еврейские средние школы. В 2004 году, на праздновании 300-летия британского захвата власти , прихожане Большой синагоги (Шаар ха-Шамаим) исполнили гимн « Боже, храни королеву » на иврите , впервые это произошло официально. [12] [13]
Историческая демография
[ редактировать ]В 1753 году, когда была проведена первая перепись населения, еврейское население Гибралтара составляло 575 из примерно 1800 мирных жителей. [14] К 1777 году это число возросло до 863. В 1787 году население упало до 776. К 1830 году гражданское население оценивалось в 1900 человек, из которых 1300 были «коренными» евреями и 600 недавних еврейских иммигрантов. [15] а к 1878 году община насчитывала 1533 члена.
В 2001 году здесь проживало 584 еврея (примерно 2% от общей численности населения), из которых 464 были самопровозглашенными гибралтарцами , 63 были «другими британцами», 4 были марокканцами и 18 испанцами. Пять евреев прибыли из других стран Европейского Союза , а 39 не были родом из Гибралтара, Великобритании, Марокко , Испании или каких-либо других стран Европейского Союза. В настоящее время большой процент евреев Гибралтара являются сефардами. [16] ряд британских евреев но есть также .
Язык
[ редактировать ]Языки, на которых говорят в еврейской общине, включают английский , испанский , ладино (на котором говорит большая часть сефардского населения) и арабский (на котором традиционно говорит часть населения, берущая свое начало в Марокко).
Лланито , родной язык большинства гибралтарцев, имеет значительное еврейское влияние. Около 500 слов имеют еврейское язык также имеет черты влияния хакетии , иудео-испанского языка, на котором говорят сефардские общины Северного Марокко и испанские эксклавы Сеута происхождение, а и Мелилья .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Виртуальный еврейский мир: Гибралтар» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 21 декабря 2015 г.
- ^ Уилкинсон, Исамбард (13 декабря 2004 г.). «Гибралтар потрясает ивритской фразой «Боже, храни королеву» » . «Дейли телеграф» . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ Ламелас Оладан, Диего (1 апреля 1990 г.). «Поселение в Гибралтаре в 1474 году и изгнание в 1476 году» (PDF) . Альморайма. Revista de Estudios Campogibraltareños (на испанском языке) (3 (Приложение «Покупка Гибралтара новообращенными андалузцами (1474–1476)»). Институт гибралтарских исследований: 25. Архивировано из оригинала (PDF) 4 мая 2013 года . Проверено 7 . Март 2013 года .
- ^ Хиллз, Джордж (1974). Камень Раздора. История Гибралтара . Лондон: Роберт Хейл. п. 262. ИСБН 0-7091-4352-4 .
- ^ Еврейская энциклопедия
- ^ «Чариди: для краудфандинга и успеха в сборе средств» .
- ^ Разрешено ли сегодня многоженство? | Раввины отвечают на вопросы Торы 24 часа в сутки, 6 дней в неделю.
- ^ Ицхак Керем (2015). «Португальские криптоевреи» . www.jewishwebsight.com . Проверено 20 декабря 2015 г.
- ^ Гарсия, стр. 20
- ^ www.love-madeira.com (по состоянию на 13 декабря 2010 г.). Архивировано 17 января 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Иосиф Пасифичи – Раввины» .
- ^ «Евреи, процветающие благодаря миру Скалы», Хилари Лейла Кригер, « Джерузалем Пост» , 2 декабря 2005 г. [1]
- ↑ Ади Шварц , « Евреи Гибралтара представляют собой смесь ультраортодоксальности и модернизма », «Гаарец» , 27 сентября 2007 г.
- ^ Хиллз, Джордж (1974). Камень Раздора. История Гибралтара . Лондон: Роберт Хейл. п. 288. ИСБН 0-7091-4352-4 .
- ^ Хиллз, Джордж (1974). Камень Раздора. История Гибралтара . Лондон: Роберт Хейл. п. 372. ИСБН 0-7091-4352-4 .
- ^ Вейслер, Алекс (11 декабря 2011 г.). «В крошечном Гибралтаре огромная еврейская инфраструктура» . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 12 сентября 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Халлер, Дитер. «Место и этническая принадлежность в двух торговых диаспорах: сравнение синдхов и евреев Гибралтара». Глобальные сети: журнал транснациональных дел 2003, Том 3. № 1: 75–96.