Древнее еврейское искусство
Древнее еврейское искусство – это искусство, созданное евреями как в Земле Израиля , так и в диаспоре до средневековья . Он содержит символические или образные мотивы, часто находящиеся под влиянием библейских тем, религиозных символов и доминирующих культур того времени, включая египетское , эллинистическое и римское искусство .
В период Второго Храма еврейское декоративное искусство следовало библейскому запрету на изображения , избегая фигуральных или символических изображений. Были использованы мотивы искусства Восточного Средиземноморья, но без фигур людей или животных, что отражает предписания Торы и сопротивление римскому влиянию. [1]
В поздней античности библейская заповедь избегать фигуративной или символической живописи постепенно игнорировалась, отчасти из-за влияния христианства . Такие символы, как Менора, служили как художественными, так и национальными символами еврейской идентичности, которые стали еще более острыми после разрушения Храма в Иерусалиме .
Схема [ править ]
До периода Первого Храма и на протяжении всего его периода литературные источники указывают на существование ремесла, которое можно было считать искусством в его ограничительном смысле и исконно еврейским . [2] [3] [4] Во многом это было связано с украшением Скинии и пришедшего на смену ей Храма . [2] В этом контексте был сформирован ряд объектов образного характера, таких как херувимы Ковчега Завета и Соломонова Святая Святых , а также Литое море , сидящее на спинах двенадцати бронзовых волов . Учитывая их ритуальный контекст, это были исключения из общего запрета на создание истуканов. [2] [5] [6] С другой стороны, артефакты с пластиковыми изображениями, такие как таблички, раскопанные в царя Ахава «Доме из слоновой кости» в Самарии , и израильские печати, найденные во многих местах на земле Израиля, по-видимому, находятся под влиянием финикийского , ассирийского или египетского стилей и нельзя считать органическими продуктами еврейской культуры. [7]
В период Второго Храма , особенно начиная с периода Хасмонеев и далее, еврейское искусство , как в Земле Израиля , так и в диаспоре , характеризовалось заметным избеганием образных или символических мотивов. [7] Это соответствовало вышеупомянутому библейскому запрету, хотя строгое его соблюдение, скорее всего, было реакцией на попытки эллинистических и римских правителей навязать идолопоклонство еврейскому народу, тем самым ставя под угрозу его религию и культуру. [8] [9] [10] [11] В результате преобладающими художественными темами стали геометрическая, цветочная и архитектурная. С другой стороны, еврейские эллинистические фракции периода Второго Храма в некоторой степени переняли греческое влияние и интегрировали фигуративные изображения в свою архитектуру и скульптуру, что можно увидеть в таких местах, как поместье Тобиад в Ираке аль-Амир . [12]
Часть серии о |
Еврейская культура |
---|
Значительный сдвиг произошел в еврейском художественном выражении в период поздней античности , когда евреи начали включать символические мотивы в свое синагогальное и погребальное искусство. Это изменение проявилось не только в разнообразии контекстов и местностей, но и в разнообразии объектов, на которых были изображены эти символы. Репертуар символов, первоначально ограниченный, со временем расширился. [13] [10] [14]
На это изменение в художественном выражении повлиял рост христианства и его утверждение в качестве официальной религии Римской империи . Новый религиозный ландшафт бросил вызов иудаизму, что потребовало изменения культурной репрезентации. Евреи начали использовать в своем искусстве определенные символы как средство выражения и подтверждения своей еврейской идентичности. Эти символы включали менору, стол хлебов предложения, ковчег, ритуальные предметы и раковину. Первоначально эти символы были частью храмовых обрядов, но имели важное значение и стали заметной чертой еврейского искусства того периода. Они служили не только религиозными символами, но и символами национальной и общинной идентичности. [15] [16]
рассматривается Эволюция меноры как ключевой пример этого перехода. Первоначально менора была знаком священнических ролей в период Второго Храма, но после разрушения Храма она превратилась в широко признанный символ еврейской идентичности. [17] [14] [18]
Узоры [ править ]
Менора [ править ]
См. основную статью: Храмовая менора
Менора , первоначально описанная в Библии как подсвечник из чистого золота с центральным стержнем и шестью отходящими от него ветвями, упоминается первой в контексте Скинии , [19] и позже использовался в Иерусалимском храме как часть ежедневного ритуала. Даже когда стоял Второй Храм , изображение меноры использовалось в декоративном контексте. [20]
Как конкретный образный символ менора впервые появилась во второй половине первого века до нашей эры. Изображения постепенно увеличивались с течением времени, [21] приобретя особую известность в украшении синагог , мест проживания, катакомб и ритуальных предметов в третьем и четвертом веках нашей эры, как в Израиле , так и в диаспоре . [22]
Первые визуальные изображения меноры появляются на монетах последнего хасмонейского царя Маттафия Антигона (40–37 гг. до н.э.). Дополнительные изображения периода Второго Храма включают изображения на нескольких фрагментах штукатурки из еврейского квартала Иерусалима и солнечные часы , найденные возле горы Темпе, пять резных менор на восточной стене гробницы Ясона в Иерусалиме, две расписные меноры на стене цистерны. в -убежище пещере Нахала Михмаса , двух оссуариях из Иерусалима , одном оссуарии из семейной гробницы Голиафа в Иерихоне и знаменитом изображении на арке Тита . [20] [23] На глиняных масляных лампах «Даром» из Иудеи также есть изображения меноры, хотя они датируются периодом между разрушением Храма (70 г. н.э.) и восстанием Бар-Кохбы (135 г. н.э.). [24]
Остатки нескольких отдельно стоящих менор были обнаружены при раскопках нескольких древних синагог в Хаммате Тверии , Хорвате Кошете, Суссии , Маоне , Эштемоа , Мероте , Эйн-Геди и диаспорской синагоге Сардис. Сохраните Менору из Эйн-Геди, которая была сделана из бронзы, остальные в основном были сделаны из камня, хотя возможно, что другие, изначально сделанные из металла, были разграблены, а деревянные не сохранились из-за гниения. [25]
Самые известные изображения меноры поздней античности появляются на мозаиках синагог, например, найденных в Хаммате Тверии , Бет Альфе , Суссии , Нааране , Хусейфе , Бет Шеане , Сепфорисе , Маоне , Хульде , Иерихоне , Герасе и Эйне. Геди , хотя их количество как на общественных, так и на внутренних архитектурных элементах, таких как перемычки , перегородки алтаря , капители, колонны и другие, начиная со 2-го века и далее, намного больше. Они были обнаружены в таких местах, как Ашдод , Ашкелон , Капернаум , Эйн-Нашут , Эштемоа , Фик , Газа , Хеврон , Иерихон , Иерусалим , Наве , Касрин , Суссия , Тверия и многих других. [26]
Не только в Израиле, но и в диаспоре менора была выдающимся символом в синагогах и часто встречалась в различных художественных формах. Меноры разных стилей появляются на настенных росписях синагоги Дура-Европос, а мозаики с менорами были обнаружены в таких местах диаспоры, как Апемея , Бова-Марина , Хамам-Лиф и Филиппополь . Рельефы, гравюры и вырезы с изображением менор найдены в Остии , Приене , Сардисах и Стоби, а изображения менор обнаружены также на архитектурных и каменных фрагментах в Акмонии , Афордисиаде , Афинах , Вифинион-Калудиополе , Коринфе , Никее , Пергаме , Порто (Италия). ) и Таррагона . [27] [28] О практическом использовании меноры в синагогальном контексте диаспоры свидетельствуют надписи из синагог Сиде в Памфилии и Сардах , в которых упоминается о дарении менор этим синагогам. [29]
Были предложены различные теории значения изображений меноры, некоторые из которых предполагают, что это был символ небесных сфер , источником света которых был Бог. Другие представляют его как знак тоски по Храму и надежды на его обновление или как замену христианского креста . По мнению Хачлили, наиболее вероятной из существующих теорий является та, которая предполагает, что семь ветвей обозначали семь дней недели, а сама Менора служила ежедневным ритуальным календарем с дополнительной свечой, зажигаемой каждый день. [30] [31] Левин предполагает, что, возможно, сама способность меноры допускать различные интерпретации способствовала ее популярности. [30]
Стол хлебов предложения [ править ]
См. основную статью: Хлеб предложения
Как и Менора , стол хлебов предложения также был центральным сосудом в библейской скинии и Иерусалимском храме, хотя после разрушения его изображение стало гораздо менее заметным. [32]
Массоретская версия библейского текста описывает стол, сделанный из дерева акации и покрытый золотом, а в Септуагинте есть τράπεζαν χρυσίου καθαροῦ, стол из чистого золота. [33] Форма стола «Хлебы предложения», как следует из библейского описания, была прямоугольной, хотя Иосиф Флавий описывает его как аналогичный Mensae Delphicae. [34] круглый стол на трех ножках, который был популярен в период Второго Храма . [35] Визуальные изображения периода Второго Храма, такие как вышеупомянутые монеты Маттафия Антигона , фрагменты гипса из Еврейского квартала и Арка Тита, соответствуют библейскому прямоугольному описанию, в то время как немногочисленные изображения на мозаиках позднеантичных синагог во многом соответствуют к Иосифу Флавию. Они были найдены в синагогах Дура-Европос , Сепфорис и самаритянской синагоге Эль-Хирбе, хотя простое изображение на перемычке синагоги в Касрине имеет прямоугольный стиль. [36] По словам Хачлили, повторяющийся стиль круглого стола в синагогах Дура-Европа, Сепфориса и Эль-Хирбе указывает на общий источник, возможно, на еврейскую книгу образцов. [37]
Ритуальные предметы [ править ]
Наряду с Менорой во многих еврейских художественных композициях поздней античности фигурируют и несколько предметов ритуального значения. В Израиле наиболее распространенными из них являются лулав , этрог , шофар и лопатка для благовоний, тогда как в диаспоре лопатку для благовоний заменяли амфорой , изображение свитка Торы . вазой или флягой и добавляли [38]
Смысл этих изображений обсуждается. Один подход утверждает, что они символизируют память и тоску по Иерусалимскому Храму, в котором эти предметы имели ритуальное значение, другой предполагает, что они состоят из предметов, которые использовались в обстановке синагоги. Третья интерпретация утверждает, что они представляют собой три великих праздника , которые происходят в течение еврейского месяца Тишрей , связывая Шофар с Рош ха-Шана , лопату для благовоний с Йом Кипуром , а Лулав и Этрог с Суккотом . Если ваза или фляга символизируют возлияние воды , это тоже можно отнести к празднику Суккот, во время которого возлияние воды выливали на алтарь. [39] Последний подход рассматривает эти символы как комбинацию репрезентативных объектов как Храма, так и синагоги, указывая на непрерывность поклонения от одного к другому. [40]
Храм и Ковчег Свитков [ править ]
В еврейских художественных изображениях поздней античности обнаружено только два изображения Храма. Одно изображение на святилище синагоги Дура Европа в современной Сирии и одна вероятная иллюстрация на золотом стекле из еврейских катакомб Рима . [41]
Изображение из Дура Европы имеет сходство с фасадом Храма на монетах Бар-Кохбы , состоящим из тетрастильного святилища с двумя парами рифленых колонн и капителями в египетском стиле, портала, окруженного двумя украшенными колоннами, увенчанными раковиной , и двойной дверью. с орнаментированным центром и двумя ручками. [42]
Изображение на золотом стекле не столь четкое. Он представляет собой остроконечный храм внутри двора с колоннами. Ступеньки ведут ко входу в храм, на вершине которого находится Менора в тимпане , а по обе стороны от нее расположены две колонны. Под святилищем находится вторая Менора, окруженная ритуальными предметами. [43] Хачлили заключает, что изображение на золотом стекле, несмотря на свой греко-римский стиль и отличие от других изображений, скорее всего, изображает также и Храм. Ее вывод сделан на основе композиции изображений, размещения конструкции внутри колонного двора рядом с Менорой, а также ее относительного сходства с другими изображениями святилищ в синагоге Дура Европа, в том числе с изображением Храма, упомянутым выше. [44] Было высказано предположение, что изображения Храма олицетворяют еврейскую надежду на восстановление Храма и пришествие Мессии. [44]
Другое структурное изображение, распространенное в еврейском искусстве поздней античности, — это Ковчег Свитков , сундук, который стоял в святилище Торы в синагоге и в котором хранились свитки Торы и Священные Писания. [45] Обычно они сделаны из дерева, от первоначальных ковчегов сохранились лишь следы, хотя многое о них известно благодаря их обычным изображениям в художественных интерпретациях. [46] В большинстве этих изображений ковчег стоит на двух-четырех ножках, увенчан фронтоном или круглым верхом, имеет двойную дверь с геометрическим орнаментом. [46] и часто окружен двумя менорами. [47] Все изображения ковчега со свитками в Израиле изображены с закрытыми дверями, за исключением рисунка в «Бет-Шеарим» , на котором показаны открытые двери, за которыми находятся полки со свитками, что является общей чертой со всеми подобными изображениями в диаспоре. [46]
Наиболее вероятно, что храм Торы с остроконечной крышей и колоннами, в котором находился ковчег свитков, должен был напоминать фасад Иерусалимского храма, хотя прямую связь доказать трудно. [48]
Что касается его значения, художественные изображения ковчега подтверждают, что его роль в синагоге была не только практической, но и символической, поскольку он обозначал центральное место Священного Писания и его изучение в контексте храмового богослужения, а также его духовную связь с община самой синагоги. [49]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Андерсон, Джеймс Дональд; Леви, Томас Эван (1995). Влияние Рима на периферию: пример Палестины – римский период (63 г. до н.э. – 324 г. н.э.) . Археология общества на Святой Земле. п. 459.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рот, Сесил. (2007). "Искусство". В Скольнике, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики, том 2 Алр – Аз (2-е изд.). Мичиган: Томпсон Гейл. п. 492.
- ^ Исход 35: 31–35.
- ^ Исход 35: 25–26.
- ^ Исход 20:4
- ^ Второзаконие 5:8
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рот, Сесил. (2007). "Искусство". В Скольнике, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики, том 2 Алр – Аз (2-е изд.). Мичиган: Томпсон Гейл. п. 493.
- ^ Рот, Сесил. (2007). "Искусство". В Скольнике, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики, том 2 Алр – Аз (2-е изд.). Мичиган: Томпсон Гейл. п. 493.
- ^ Грюн, Эрих С. (2016), «Эллинизм и преследования: Антиох IV и евреи» , Конструкция идентичности в эллинистическом иудаизме , Очерки ранней еврейской литературы и истории (1-е изд.), Де Грюйтер, стр. 333–358 , JSTOR j.ctvbkjxph.20 , получено 15 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ладерман, Суламит (24 ноября 2021 г.). «Еврейское искусство поздней античности: состояние исследований древнего еврейского искусства» . Перспективы исследований Брилла в области религии и искусства . 4 (3): 1–80. doi : 10.1163/24688878-12340013 (неактивен 23 апреля 2024 г.). ISSN 2468-886X .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на апрель 2024 г. ( ссылка ) - ^ Сегре, Анджело (1946). «Антисемитизм в эллинистической Александрии» . Еврейские социальные исследования . 8 (2): 127–136. ISSN 0021-6704 . JSTOR 4464709 .
- ^ Коэн, Максимилиан (1961). «Еврейское искусство во времена Второго Храма». В Роте, Сесил (ред.). Еврейское искусство: иллюстрированная история. Нью-Йорк: МакГроу Хилл. стр. 124-125.
- ^ Хаклили, Рахель (1988). Древнее еврейское искусство и археология на Земле Израиля . Архив Брилла. ISBN 978-90-04-08115-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хачлили 1998 , стр. 311–312.
- ^ Элснер 2003 .
- ^ Шуберт, Курт (01 января 2008 г.), «Еврейское искусство поздней античности как пример еврейской идентичности» , Между иудаизмом и христианством , Брилл, стр. 39–51, ISBN 978-90-474-2437-6 , получено 15 марта 2024 г.
- ^ Холкомб, Авторы: Барбара Дрейк Бём, Мелани. «Еврейское искусство в поздней античности и ранней Византии | Очерк | Метрополитен-музей | Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 4 апреля 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Хаклили, Рахель (1988). Древнее еврейское искусство и археология на Земле Израиля . Архив Брилла. ISBN 978-90-04-08115-4 .
- ^ Исход 25: 31–40; 37:17–24
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Райх, Ронни (2014). «Изображение меноры, найденной возле Храмовой горы, и форма ее основания» . Журнал Немецкой палестинской ассоциации . 130 (1): 96–98. JSTOR 43664921 – через JSTOR.
- ^ Хачлили, Рэйчел (2001). Менора, древний семирукий канделябр: происхождение, форма и значение . Лейден: Брилл. стр. 22–23.
- ^ Левин, Ли И. (2005). Древняя синагога: первая тысяча лет (2-е изд.). Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 306, 358–360, 602–603.
- ^ Хачлили, Рэйчел (2001). Менора, древний семирукий канделябр: происхождение, форма и значение. Лейден: Брилл. стр. 41-50.
- ^ Хачлили, Рэйчел (2001). Менора, древний семирукий канделябр: происхождение, форма и значение. Лейден: Брилл. стр. 112-113.
- ^ Хачлили, Рэйчел (2001). Менора, древний семирукий канделябр: происхождение, форма и значение. Лейден: Брилл. стр. 51-59.
- ^ Хачлили, Рэйчел (2001). Менора, древний семирукий канделябр: происхождение, форма и значение. Лейден: Брилл. стр.385-477.
- ^ Хачлили 1998 , стр. 313–323.
- ^ Адлер, Йонатан. «Представления храмовой меноры в древнем еврейском искусстве в свете раввинистической Галахи и археологических находок» . Иврит .
- ^ Хачлили, Рэйчел (1998). Древнее еврейское искусство и археология в диаспоре. Лейден: Брилл. п. 316.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Левин, Ли И. (2005). Древняя синагога: первая тысяча лет (2-е изд.). Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 603-604.
- ^ Хачлили 1998, стр. 344.
- ^ Хачлили, Рэйчел (2018). «Почему Менора, а не стол хлебов предложения превратился в самый важный символ иудаизма». Менора: превращение в самый важный еврейский символ . Лейден: Брилл. п. 9.
- ^ Исход 25:23–30, 37:10–16.
- ^ Древности 3.139–141
- ^ Хачлили, Рэйчел (2013). Древние синагоги - Археология и искусство: новые открытия и современные исследования . Лейден: Брилл. стр. 334–335.
- ^ Хачлили, Рэйчел (2013). Древние синагоги - Археология и искусство: новые открытия и современные исследования. Лейден: Брилл. стр. 35.
- ^ Хачлили 1998 , с. 346.
- ^ Хачлили, Рэйчел (1998). Древнее еврейское искусство и археология в диаспоре. Лейден: Брилл. стр. 347-348.
- ^ Хачлили, Рэйчел (1988). Древнее еврейское искусство и археология на Земле Израиля . Лейден: Брилл. п. 285.
- ^ Левин, Ли И. (2005). Древняя синагога: первая тысяча лет (2-е изд.). Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 232-235.
- ^ Хачлили, Рэйчел (1998). Древнее еврейское искусство и археология в диаспоре. Лейден: Брилл. стр. 297-298, 360.
- ^ Хачлили, Рэйчел (1998). Древнее еврейское искусство и археология в диаспоре. Лейден: Брилл. п. 360.
- ^ Хачлили, Рэйчел (1998). Древнее еврейское искусство и археология в диаспоре. Лейден: Брилл. п. 360.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хачлили, Рэйчел (1998). Древнее еврейское искусство и археология в диаспоре. Лейден: Брилл. п. 360.
- ^ Хачлили, Рэйчел (1988). Древнее еврейское искусство и археология на Земле Израиля . Лейден: Брилл. п. 275.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хачлили, Рэйчел (1988). Древнее еврейское искусство и археология на Земле Израиля. Лейден: Брилл. п. 273.
- ^ Хачлили, Рэйчел (1988). Древнее еврейское искусство и археология на Земле Израиля. Лейден: Брилл. п. 278.
- ^ Хачлили, Рэйчел (1988). Древнее еврейское искусство и археология на Земле Израиля. Лейден: Брилл. п. 280.
- ^ Хачлили, Рэйчел (1988). Древнее еврейское искусство и археология на Земле Израиля. Лейден: Брилл. стр. 275-278.
Библиография [ править ]
- Эльснер, Яс (2003). «Археологии и повестки дня: размышления о позднем древнем еврейском искусстве и раннехристианском искусстве». Журнал римских исследований . 93 : 114–128. дои : 10.2307/3184641 . ISSN 0075-4358 . JSTOR 3184641 . S2CID 162959125 .
- Хачлили, Рэйчел (1998). Древнееврейское искусство и археология в диаспоре . ISBN 978-9-0041-0878-3 .
- Крелинг, Карл Герман (1979). Синагога . Издательство Ктав. ISBN 978-0-87068-331-2 .