Идолопоклонство в иудаизме
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на иврите . (март 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Идолопоклонство в иудаизме запрещено. [ 1 ] Иудаизм считает, что идолопоклонство не ограничивается поклонением самому идолу , но также поклонением, включающим любые художественные изображения Бога . [ 1 ] Запрет выражен в первых двух «словах» декалога: «Я Господь, Бог твой » , «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим , и не делай себе никакого кумира или никакого изображения на небе, на земле». или в море . Эти запреты неоднократно подчеркивались более поздними пророками, что свидетельствует о продолжающейся привлекательности ханаанской религии и синкретической ассимиляции с древними израильтянами.
Кроме того, запрещено извлекать выгоду ( хана ) из всего, что посвящено идолопоклонству.
Взгляд иудаизма на идолопоклонство
[ редактировать ]Иудаизм исторически выделялся среди других религий древнего мира своим исключительным монотеизмом . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Согласно еврейской теологии, идолопоклонство – это высшее предательство отношений Бога с человечеством. Это также величайшая метафизическая ошибка. Идолопоклонство также считалось авода зара ( букв. « иноземное поклонение » ). Еврейская идентичность в древнегреческой и римской цивилизациях формировалась на основе отказа от идолопоклонства. Строгое избегание идолопоклонства повлияло на повседневную жизнь евреев с точки зрения кухни, чеканки монет, общения и участия в играх. Строгий запрет идолопоклонства в еврейском законе означал, что движение евреев через места, где были изображения, было запрещено. К первому веку нашей эры евреи ответили на идолопоклонство неевреев сатирой и полемикой. Еврейские писатели использовали произведения своих собственных Священных Писаний, а также работы греческих философов, чтобы осудить идолопоклонство. [ 4 ] Хотя иудаизм никогда не стремился навязать веру неевреям, он требует искоренения идолопоклонства в мире. По мнению Маймонида , Моисею было приказано заставить весь мир принять законы Ноя и положить конец идолопоклонству. [ 5 ] Вопрос об идолопоклонстве был деликатным, поскольку, согласно Священным Писаниям, идолопоклоннические действия привели к разрушению пустыни. [ 6 ] Маймонид утверждает, что правила Торы в отношении ритуальных жертвоприношений призваны помочь еврейскому народу отучиться от идолопоклонства. [ 7 ]
Хотя евреи в целом ненавидели идолопоклонство, некоторые члены диаспоры действительно занимались идолопоклонническими действиями. Такие евреи часто объективировали Бога, посещали языческие храмы и поклонялись им, отказавшись от своего еврейского наследия. Некоторые евреи расходились во мнениях с другими относительно того, что определяет идолопоклонническую практику. [ 8 ] Согласно Артапану и Псевдо-Аристею, некоторые евреи были идолопоклонниками на когнитивном уровне. Свидетельства папирусов и надписей также указывают на то, что некоторые евреи не возражали против идолопоклонства, даже несмотря на то, что они цеплялись за свое еврейское наследие. [ 9 ]
Мишна и Талмуд дали определение идолопоклонству. Это включает в себя поклонение идолу так, как поклоняются ему. Это называется «обычным богослужением». Другим критерием является поклонение идолу действиями, предназначенными для поклонения Богу в храме. К ним относятся жертвоприношение животных, сжигание благовоний и окропление кровью. Совершение одного из этих действий означает, что исполнителя называют идолопоклонником. Третий критерий идолопоклонства – земной поклон. Это включает в себя поклон, по крайней мере, с положением головы или коленей на земле. Такие действия, как поцелуи, объятия и почитание, запрещены, но не считаются идолопоклонством. Совершивший такое деяние не подвергается смертной казни, в отличие от идолопоклонника по еврейскому закону. [ 10 ] Трактат Авода Зара из Талмуда регулирует взаимодействие евреев с идолопоклонниками. Он налагает определенные ограничения на деловые отношения с идолопоклонниками в дни, приближенные к идолопоклонническим праздникам. Было запрещено приносить или извлекать какую-либо выгоду из идолопоклоннических действий. Эти правила оказали сильное влияние на деловые отношения евреев с христианами в средние века . Поскольку евреи считали христиан идолопоклонниками из-за христианских богословских доктрин, таких как Троица , а также христианского использования статуй и икон , евреи не вступали в деловые отношения с христианами по воскресеньям. Деловые отношения с мусульманами не пострадали, поскольку евреи считали мусульман такими же чистыми монотеистами, как и они сами. [ 11 ]
Эволюция от идолопоклонства в израильской религии
[ редактировать ]Иудаизм исторически выделялся среди других религий мира железного века своим строгим монотеизмом . [ 3 ] Однако есть свидетельства, указывающие на то, что до и, вероятно, в начале первого тысячелетия до нашей эры многобожие было повсеместно распространено в яхвизме . (Религия, которая превозносила Яхве и позже стала известна как иудаизм или Яхадут , по имени одного из колен Израиля — יהודה, Йеуда ) [ 12 ] [ 13 ] Для ранних авторов Танаха идолопоклонство (אליל, элиль), вероятно, имело иной смысл, чем сейчас, поскольку оно существовало, когда религия все еще развивалась в монотеистическую веру. По этой причине идолопоклонство и его последствия описываются по-разному в разных книгах еврейской Библии, что во многом зависит от эпохи, в которую они были написаны. Например, в Книге Исход (которая, как полагают, была переписана между VI и V веками до н.э. на основе более древней устной традиции ) идолопоклонство осуждается не обязательно как бесполезное занятие по обращению к несуществующим богам, а потому, что оно провоцирует гнев Божий, который в Десяти заповедях описывает себя как ревнивца . [ 14 ] В цитате, обычно переводимой как «Да не будет у тебя других богов прежде меня», предлог עַל часто переводится как «прежде», но его исходное еврейско - арамейское значение ближе к «на», «над» или «над». ", что в данном контексте может относиться к рангу. Это говорит о том, что его первоначальная цель, возможно, заключалась в том, чтобы установить главенство Яхве среди богов и его роль главного покровителя израильтян , а не провозгласить статус Яхве как единственного подлинного божества. [ 15 ]
Более поздние авторы характеризовали идолопоклонство совсем по-разному: считается, что Книга Исайи была составлена и переработана разными авторами в разные периоды: главы 1–39 были составлены историческим пророком Исайей в 8 веке до нашей эры, главы 40–55. приписывают «Второ-Исайе», анонимному автору, писавшему во время вавилонского плена в VI веке до н. э., а главы 56–66 приписывают «Трито-Исайе», написавшему после возвращения из изгнания. [ 16 ] Исаия 44:6 содержит первое недвусмысленное утверждение монотеизма: «Я первый и Я последний; кроме Меня нет Бога». Исаия 44:9-10 также содержит первые ясные заявления о тщетности идолопоклонства и, соответственно, о несуществовании других ханаанских богов: «Все, делающие идолов, — ничто, и то, чем они наслаждаются, не приносит пользы ». и «Кто создает бога или отливает идола, бесполезного?» Как яхвизм конкурировал с другими культами Ханаана [ 17 ] и стал более сосредоточен на Яхве, в частности, и, в конечном итоге, к исключению старых ханаанских богов, [ 18 ] его концепция идолопоклонства также изменилась, открыв путь к монотеизму.
Люди, в конечном итоге известные как израильтяне, возникли во втором тысячелетии до нашей эры как отдельная субкультура ханаанской цивилизации , чей язык был предком иврита и чья религия включала в себя пантеон многочисленных божеств. Эта цивилизация была синонимом более поздних финикийцев , которые построили города на территории современного Израиля и Ливана , продолжили колонизировать побережье Магриба и основали талассократическую империю, управляемую из Карфагена . Считается, что древние яхвисты практиковали форму генотеизма , в которой Яхве (отождествляемый с Элом) был верховным, но другим ханаанским божествам все еще можно было поклоняться как второстепенным богам. В Ханаане было несколько божеств, но Яхве, похоже, не входил в число первых богов, которым поклонялись в Ханаане. [ 19 ] Теория происхождения Яхве, наиболее признанная учеными, заключается в том, что кочевники с юго-востока Ханаана, называемые в Танахе кенеями или мадианитянами , принесли Яхве в южные пределы Ханаана, где они смешались с ханаанскими племенами, которые впоследствии стали израильтянами . Это подтверждается египетской надписью 13-го века до нашей эры с фразой «земля Шасу Яхве», представляющей самое раннее известное использование имени ЯХВЕ и идентифицирующей ЯХВЕ как бога региона, связанного с Эдомом . [ 20 ] Это могло бы помочь объяснить отсутствие упоминаний о Яхве в археологических записях дожелезного века основных ханаанских памятников, которые в основном находятся на побережье того, что сейчас является Ливаном и северным Израилем. (например , Библ , Баальбек ). С этой точки зрения, поклонение Яхве израильтян началось в результате культурного обмена или синкретического слияния между двумя различными политеистическими культурами.
Считается, что Эл был центральным и правящим божеством древнего ханаанского пантеона, его божеством-создателем. [ 19 ] Именно от имени этого конкретного ханаанского божества (אֵל) произошел общий еврейский термин для обозначения Бога — אֱלֹ, произносимый как «эль». Поскольку собственное личное имя ЯХВЕ (в письменной форме называемое Тетраграмматоном ) считалось слишком священным, чтобы его можно было произносить вслух, такие титулы, как Адонай или Элохим вместо него использовались , которые изначально были общим термином для любого божества, произошедшего от Эла. Кроме того, отсюда происходят многие имена и фразы в еврейской Библии, в том числе Иезеки эль (« Бог укрепит»), Саму эль (« Бог услышал») и Исраэль ( «борющийся с Богом »). На самых ранних этапах яхвизма считается, что Яхве и Ол считались отдельными божествами (при этом Ол, возможно, считался отцом всех других ханаанских божеств) и что общее значение имени Элохим было потеряно, поскольку оно стало титулом. в частности, связанных с Яхве. [ 21 ] Хананеи поклонялись Элу как своему верховному божеству, в то время как в какой-то момент евреи отделились и начали отдавать приоритет Яхве. [ 21 ]
Хананеи также поклонялись божествам, упомянутым в еврейской Библии (хотя их часто ошибочно переводили как общие термины, а не имена божеств) и в современных апокрифических текстах, таких как Дагон (чей храм Самсон разрушил, согласно Книге Судей ) Ба' аль - Хадад , Молох и Ашера . Ашере поклонялись многочисленные культуры древнего Ближнего Востока, включая Ханаан, Угарит , Хеттскую империю , Амурру , Аккад и древнюю Аравию ; в каждой из этих религий ее ролью была королева-супруга центрального божества, если не верховного божества. [ 22 ] Есть свидетельства того, что статуи Ашеры хранились в ранних яхвистских храмах. [ 23 ] и есть некоторые указания на то, что храм в Иерусалиме должен был стать единственным храмом Яхве, а другие храмы изначально были посвящены другим божествам. [ 24 ] Ранние хананеи считали Ашеру женой или супругой Эла, но по мере развития религии древних израильтян она стала женой Яхве или, альтернативно (согласно другим древним источникам), его матерью. [ 25 ] Считается, что это было следствием продолжающейся тенденции религиозного синкретизма внутри яхвизма — Яхве стал отождествляться с Элом, [ 19 ] приняв на себя все его качества, включая брак с Ашерой. [ 17 ] Яхве сначала вытеснил Эла как верховное божество, а позже слился с ним. [ 19 ]
предположил, что эта тенденция синкретической ассимиляции Марк С. Смит продолжалась на протяжении многих поколений, при этом Баал и Ашера в конечном итоге также слились с Яхве, а их качества и истории вместо этого приписывались Яхве, например, отождествление Ваала как бог грозы. [ 26 ] Он также предполагает, что, начиная с 9-го века до нашей эры, Яхве (уже ассимилировавший несколько древних ханаанских божеств) начал развивать некоторые идиосинкразические качества в результате того, что его отождествляли с некоторыми ханаанскими богами, одновременно отличаясь от них и описывая их в противоположность им. другие остатки ханаанской веры. [ 27 ] Некоторые из самых ранних предписаний и увещеваний в еврейской Библии — это заповеди воздерживаться от некоторых древних ханаанских обычаев, таких как поклонение Баалу и Ашере, принесение в жертву детей , связанное с Молохом и Баалом, [ 28 ] поклонение солнцу и луне и культы « высот ». [ 27 ] Утверждалось, что это знаменует собой переход от монолатрии к монотеизму , поскольку именно тогда идея идолопоклонства начала возникать и охватывать все формы ханаанского поклонения, за исключением тех, которые связаны с Яхве.
Древняя ханаанская религия все еще была популярна в регионе и сосуществовала с яхвизмом и развившейся из него ранней формой иудаизма. Однако древние израильтяне со временем начали рассматривать хананеев как приверженцев совершенно отдельной и идолопоклоннической веры и конкурировать с ними. Древнейшие книги еврейской Библии отражают это соревнование, как, например, в Книге Осии и в Книге Наума , авторы которых оплакивают «отступничество» народа Израиля и угрожают ему гневом Божьим, если они не сдадутся. их политеистические культы. [ 29 ] [ 18 ] [ 17 ] Переход от монолатрии к монотеизму и концепции идолопоклонства можно резюмировать следующим образом: 1) древние хананеи поклонялись множеству богов, хотя, вероятно, не включая Яхве; [ 30 ] 2) Хананеи в землях, которые позже будут известны как Израиль, Самария и Иуда, начали поклоняться Яхве; [ 21 ] 3) Ранние израильтяне отдавали приоритет поклонению Яхве, считая других богов второстепенными; 4) Израильтяне постепенно сливали с Яхве другие божества, связывая с ним свои черты и истории; [ 17 ] 5) Божества, которые ранее были слиты с Яхве, а также некоторые рудиментарные традиции и ритуалы, связанные с их поклонением, в конечном итоге стали рассматриваться как суеверия или элементы отдельных, отдельных религий; [ 29 ] [ 18 ] 6) Авторы древнейших книг еврейской Библии утверждали, что Яхве — единственный бог, которому должны поклоняться израильтяне, и что всякое другое поклонение гневает Яхве, но не отрицали открыто существование других ханаанских божеств; [ 15 ] 7) Возможно, что в какой-то момент после вавилонского плена история и память о ханаанских богах, которым поклонялись наряду с Яхве в основных яхвистских храмах, были забыты; 8) Более поздние авторы Танаха (начиная с авторов Второзакония Исайи ) использовали термин аводх зере (עֲבוֹדה זֶרֶה), означающий иностранное поклонение , и утверждали, что «создавать бога или идола» было глупо и бесполезно, поскольку Яхве - единственный бог, который действительно существует. . Другие формы поклонения, описанные в более древних книгах, считались просто древними суевериями или ошибочными иностранными религиями. [ 31 ] Идолопоклонники больше не вызывали зависть Яхве, принося жертвы чуждым богам — скорее, они приносили жертвы воображаемым богам, которые не имели власти вознаградить их какой-либо выгодой. Это отрицание существования иностранных богов можно рассматривать как завершение перехода яхвизма в иудаизм Второго Храма .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Колер, Кауфманн ; Блау, Людвиг (1906). «Идолопоклонство» . Еврейская энциклопедия . Фонд Копельмана . Архивировано из оригинала 4 мая 2013 года . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ Леоне, Массимо (весна 2016 г.). Асиф, Ага (ред.). «Разбивая идолов: парадоксальная семиотика» (PDF) . Знаки и общество . 4 (1). Чикаго : Издательство Чикагского университета от имени Исследовательского центра семиозиса Университета иностранных языков Ханкук : 30–56. дои : 10.1086/684586 . eISSN 2326-4497 . hdl : 2318/1561609 . ISSN 2326-4489 . S2CID 53408911 . Архивировано (PDF) из оригинала 23 сентября 2017 года . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Харлоу, Дэниел К. (8 февраля 2011 г.). Джон Джозеф Коллинз (ред.). «Другой» в иудаизме Второго Храма: Очерки в честь Джона Дж. Коллинза . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 302–. ISBN 978-0-8028-6625-7 .
- ^ Харлоу 2011 , с. 303–.
- ^ Реувен Файерстоун (2 июля 2012 г.). Священная война в иудаизме: падение и подъем противоречивой идеи . Издательство Оксфордского университета. стр. 131–. ISBN 978-0-19-997715-4 .
- ^ Ричард Лионг Сенг Фуа (4 декабря 2005 г.). Идолопоклонство и власть . Издательство Блумсбери. стр. 204–. ISBN 978-0-567-28910-0 .
- ^ Кляйн, Реувен Хаим (2021). Отказ от идолопоклонства: Маймонид о целях ритуальных жертвоприношений» , Религии 12:5.
- ^ Ричард Лионг Сенг Фуа (4 декабря 2005 г.). Идолопоклонство и власть . Издательство Блумсбери. стр. 203–. ISBN 978-0-567-28910-0 .
- ^ Ричард Лионг Сенг Фуа (4 декабря 2005 г.). Идолопоклонство и власть . Издательство Блумсбери. стр. 204–. ISBN 978-0-567-28910-0 .
- ^ Моше Хальбертал; Авишай Маргалит (1992). Идолопоклонство . Издательство Гарвардского университета. стр. 209 –. ISBN 978-0-674-44313-6 .
- ^ Моше Хальбертал; Авишай Маргалит (1992). Идолопоклонство . Издательство Гарвардского университета. стр. 210 –. ISBN 978-0-674-44313-6 .
- ^ Миллер, Патрик Д. (1 января 2000 г.). Религия Древнего Израиля . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22145-4 .
- ^ Альбертц, Райнер (1 января 1994 г.). История израильской религии в ветхозаветный период: от начала до конца монархии . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22719-7 .
- ^ Исход 20:5
- ^ Jump up to: а б Маккензи, Джон Л. (1990). «Аспекты ветхозаветной мысли». В Брауне, Раймонд Э.; Фитцмайер, Джозеф А.; Мерфи, Роланд Э. (ред.). Библейский комментарий Нового Иеронима. Нью-Джерси: Прентис Холл. 1287, Св 77:17.
- ^ Лемче, Нильс Петер (1 января 2008 г.). Ветхий Завет между теологией и историей: критический обзор . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-23245-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Смит, Марк С. (6 ноября 2003 г.). Истоки библейского монотеизма: политеистическая основа Израиля и угаритские тексты . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-516768-9 .
- ^ Jump up to: а б с Отмар Киль, Кристоф Юлингер, Боги, богини и образы Бога в древнем Израиле , Fortress Press (1998)
- ^ Jump up to: а б с д Смит, Марк С. (3 августа 2002 г.). Ранняя история Бога: Яхве и другие божества в древнем Израиле . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3972-5 .
- ^ Ботервек, Г. Йоханнес; Ринггрен, Хельмер; Фабри, Хайнц-Йозеф (1974). Богословский словарь Ветхого Завета: Том V. Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2329-8 .
- ^ Jump up to: а б с Смит, Марк С. (3 августа 2002 г.). Ранняя история Бога: Яхве и другие божества в древнем Израиле . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3972-5 .
[Второзаконие 32:8-9] предполагает, что Яхве, первоначально бог-воин из Синая/Фарана/Едома/Теймана, был известен отдельно от Эль на раннем этапе раннего Израиля.
- ^ «Атират | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 24 ноября 2020 г.
- ^ Ричард, Сюзанна (2003). Ближневосточная археология: читатель . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-083-5 .
- ^ Ставракопулу, Франческа; Бартон, Джон (15 апреля 2010 г.). Религиозное разнообразие в Древнем Израиле и Иудее . А&С Черный. ISBN 978-0-567-03216-4 .
- ^ Эдельман, Д.В. (1995). Триумф Элохима: от яхвизма к иудаизму . Издательство Питерс. ISBN 978-90-390-0124-0 .
- ^ «Ранняя история Бога - Марк С. Смит: Эрдманс» . www.eerdmans.com . Проверено 24 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Хамфрис, В. Ли (1993). «Обзор ранней истории Бога: Яхве и другие божества в древнем Израиле» . Журнал Американской академии религии . 61 (1): 157–160. дои : 10.1093/jaarel/LXI.1.157 . ISSN 0002-7189 . JSTOR 1465020 .
- ^ Левит 18:21, 20:3; Второзаконие 12:30–31, 18:10; Псалмы 106:37
- ^ Jump up to: а б 3 Царств 18, Иеремия 2.
- ^ Кайзер, Уолтер С. младший (7 марта 2017 г.). Исход . Зондерван Академик. ISBN 978-0-310-53173-9 .
- ^ Исаия 44:6, 44:9-10.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Реувен Хаим Кляйн (2018). Бог против богов: иудаизм в эпоху идолопоклонства . Мозаика Пресс. ISBN 978-1946351463 .
- Бэри С. Коган (1992). «Иудаизм и разновидности идолопоклоннического опыта» в трудах Академии еврейской философии под ред. Дэвид Новак и Норберт М. Самуэльсон. Университетское издательство Америки.
- Эллиот Н. Дорфф (1992). «Иудаизм и идолопоклонство: в защиту образов» в трудах Академии еврейской философии под ред. Дэвид Новак и Норберт М. Самуэльсн. Университетское издательство Америки.
- Йечезкель Кауфманн (1960). Религия Израиля: от ее истоков до вавилонского изгнания . унив. из Чикаго Пресс. ISBN 978-0805203646 .
- Дэвид Новак (1989). Еврейско-христианский диалог: еврейское оправдание . Нью-Йорк, Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195072730
- Герберт Чанан Бричто (1983). «Поклонение золотому тельцу: литературный анализ басни об идолопоклонстве» в Ежегоднике Еврейского союзного колледжа , том 54.
- Колер, Кауфманн ; Блау, Людвиг (1906). «Идолопоклонство» . Еврейская энциклопедия . Фонд Копельмана . Архивировано из оригинала 6 января 2012 года . Проверено 21 ноября 2020 г.
- Ронен Пинкас (2021). «Идолопоклонство» , Энциклопедия еврейско-христианских отношений , Берлин, Бостон: Де Грюйтер.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Что такого ужасного в идолопоклонстве? - Еврейский взгляд на идолопоклонство chabad.org
- Запись «Поклонение, идол» @ JewishEncyclepedia.com
- Вера Авраама Информация о монотеизме и идолопоклонстве в связи с законами Ноя и еврейским законом