Исход
Исход ( ивр .: Йəṣīʾat Мишраим : букв. « Выход из Египта »). [а] ) является основополагающим мифом [б] израильтян, повествование которых распространено на четыре из пяти книг Пятикнижия ( в частности, Исход , Левит , Числа и Второзаконие ).
Современные учёные сходятся во мнении, что Пятикнижие не даёт точного описания происхождения израильтян, которые, судя по всему, сформировались как единое целое в центральном нагорье Ханаана в конце второго тысячелетия до н.э. крах бронзового века ) из коренной ханаанской культуры. [1] [2] [3] Большинство современных ученых полагают, что некоторые элементы истории Исхода могут иметь некоторую историческую основу, но любая такая основа мало похожа на историю, рассказанную в Пятикнижии. [4] [5] Хотя большинство современных ученых относят составление Пятикнижия к периоду империи Ахеменидов (V век до н.э.), некоторые элементы этого повествования старше, поскольку намеки на эту историю делаются пророками VIII века до н.э., такими как Амос и Осия . [5] [6]
История Исхода занимает центральное место в иудаизме . Его ежедневно пересказывают в еврейских молитвах и отмечают во время таких праздников, как Песах . христиане рассматривали Исход как типологический прообраз воскресения и спасения Иисуса Ранние . Это повествование также нашло отклик у различных групп в последние столетия, например, среди первых американских поселенцев, спасающихся от религиозных преследований в Европе, и среди афроамериканцев, борющихся за свободу и гражданские права . [7] [8]
В Библии
Исход рассказывает историю порабощения израильтян , египетских казней , исхода израильтян из Египта, откровений на горе Синай и скитаний израильтян по пустыне до границ Ханаана . [9] Его послание состоит в том, что израильтяне были освобождены от рабства Яхве , их богом, и поэтому принадлежат ему по завету . [10]
Повествование
История Исхода рассказана в первой половине Исхода, а остальная часть повествует о первом году пребывания в пустыне, а затем следует повествование о еще 39 годах в книгах Левит, Числа и Второзаконие, последних четырех из книг Книги Левит, Числа и Второзаконие. первые пять книг Библии (также называемые Торой или Пятикнижием). [9] В первой книге Пятикнижия, Книге Бытия , израильтяне пришли жить в Египет, в землю Гесем во время голода, под защитой израильтянина Иосифа , который стал высокопоставленным чиновником при дворе Египетский фараон . Исход начинается со смерти Иосифа и вознесения на престол нового фараона, «который не знал Иосифа» (Исход 1:8). [9]
Фараон обеспокоен количеством и силой израильтян в Египте и порабощает их, приказав им построить два «города снабжения» или «города запасов», называемые Пифом и Рамсес (Исход 1:11). [с] Фараон также приказывает убивать при рождении всех еврейских детей мужского пола. Однако одного еврейского ребенка спасают и бросают в плавучей корзине по Нилу . Его находит и усыновляет дочь фараона , которая называет его Моисеем . Повзрослев, Моисей убивает египтянина, избивающего раба-еврея, и укрывается в земле Мадиамской , где женится на Ципоре , дочери мадианитянского священника Иофора . Старый фараон умирает, и на трон восходит новый. [9]
Согласно Иезекиилю 20:8-9, порабощенные израильтяне также совершали «мерзости» и поклонялись богам Египта. Это побудило Яхве уничтожить их, но он уступил, чтобы его имя не было «осквернено». [14]
Тем временем Моисей отправляется на гору Хорив , где Яхве появляется в горящем кусте и повелевает ему идти в Египет, чтобы освободить еврейских рабов и привести их в землю обетованную в Ханаане. Яхве также разговаривает с братом Моисея Аароном , и они вдвоем собирают израильтян и совершают чудесные знамения, чтобы пробудить в них веру в обещание Яхве. Затем Моисей и Аарон идут к фараону и просят его отпустить израильтян в пустыню на религиозный праздник, но он отказывается и увеличивает их рабочую нагрузку, приказав им делать кирпичи без соломы . Моисей и Аарон возвращаются к фараону и просят его освободить израильтян и позволить им уйти. Фараон требует от Моисея сотворить чудо , а Аарон бросает посох Моисея , который превращается в танин (морское чудовище). [15] или змея) (Исход 7:8-13); однако волхвы фараона [д] тоже способны на это, хотя змей Моисея пожирает остальных. Фараон отказывается отпустить израильтян.
После этого Яхве насылает на египтян серию казней каждый раз, когда Моисей повторяет свое требование, а фараон отказывается освободить израильтян. Волшебники фараона способны сравниться с первыми казнями, при которых Яхве превращает Нил в кровь и производит нашествие лягушек, но они не могут сравниться ни с какими бедствиями, начиная с третьего, чумы комаров . [17] После каждой казни фараон просит израильтян поклониться Яхве, чтобы удалить язву, но все равно отказывается освободить их.
повелено поставить первый месяц Авив Моисею во главе еврейского календаря . Он повелевает израильтянам взять ягненка в 10-й день, а в 14-й день заколоть его и обмазать его кровью косяки дверей и перекладины , а также совершить пасхальную трапезу в ту ночь, в ночь полнолуния . Во время последней казни Яхве посылает в каждый дом по ангелу, чтобы убить первенца и первенца из скота, но дома израильтян спасаются кровью на дверных косяках. Яхве повелевает израильтянам отмечать это событие «вечным постановлением» (Исход 12:14). [18]
Фараон окончательно изгоняет израильтян из Египта после того, как его первенец был убит. Яхве ведет израильтян в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Однако, как только израильтяне ушли, Яхве «ожесточает» сердце фараона, чтобы он изменил свое решение и преследовал израильтян до берега Красного моря . Моисей использует свой посох, чтобы разделить Красное море , и израильтяне переходят его посуху, но море смыкается с преследующими египтянами, утопив их всех. [18]
Израильтяне начинают жаловаться, и Яхве чудесным образом снабжает их водой и едой, в конечном итоге проливая им манну , чтобы они могли есть. Амаликитяне , но нападают на Рефидим терпят поражение. Иофор, тесть Моисея, убеждает его назначить судей для колен Израилевых. Израильтяне достигают Синайской пустыни , и Яхве призывает Моисея на гору Синай , где Яхве открывается своему народу и устанавливает Десять заповедей и Моисеев завет : израильтяне должны соблюдать Его Тору (закон, наставление), и Яхве обещает им землю Ханаан. [19]
Яхве, среди других законов, устанавливает священство Аароново и подробные правила ритуального поклонения. Однако в отсутствие Моисея израильтяне грешат против Яхве, создавая идола в виде золотого тельца . В качестве наказания Яхве приказал левитам убить три тысячи израильтян (Исход 32:28), и Яхве посылает на них язву. Израильтяне теперь принимают завет, который восстановлен; они строят скинию Яхве и принимают законы их. Яхве повелевает Моисею провести перепись израильтян и устанавливает обязанности левитов. Затем израильтяне уходят с горы Синай. [19]
Яхве повелевает Моисею послать в Ханаан двенадцать соглядатаев , чтобы разведать землю. Соглядатаи обнаруживают, что хананеи грозны, и, чтобы отговорить израильтян от вторжения, шпионы ложно сообщают, что Ханаан полон великанов (Числа 13:30-33). Израильтяне отказываются идти в Ханаан, и Яхве заявляет, что поколение, покинувшее Египет, должно уйти, прежде чем израильтяне смогут войти в землю обетованную. Израильтянам придется оставаться в пустыне сорок лет. [19] и Яхве убивает соглядатаев посредством мора, за исключением праведных Иисуса Навина и Халева , которым будет разрешено войти в землю обетованную (Числа 13:36-38). Группа израильтян во главе с Кореем , сыном Ицхара, восстает против Моисея, но Яхве открывает землю и отправляет их живых в Шеол (Числа 16:1-33). [20]
Израильтяне приходят в оазис Кадес-Варни , где Мириам умирает, а израильтяне остаются девятнадцать лет. [19] Чтобы обеспечить водой, Яхве приказывает Моисею добыть воду из камня, поговорив с ним, но вместо этого Моисей ударяет по камню своим посохом, за что Яхве запрещает ему войти в землю обетованную. Моисей отправляет гонца к царю Эдома с просьбой пройти через его землю в Ханаан, но царь отказывается. Затем израильтяне идут на гору Ор , где Аарон умирает. Израильтяне пытаются обойти Едом, но израильтяне жалуются на нехватку хлеба и воды, поэтому Яхве посылает на них язву из ядовитых змей (Числа 21:4-7).
После того, как Моисей молится об избавлении, Яхве велит ему создать медного змея , и израильтяне, смотрящие на него, исцеляются (Числа 21:8-9). Вскоре израильтяне вступают в конфликт с различными другими царствами, и царь просит Валак Моава провидца Валаама проклясть израильтян, но вместо этого Валаам благословляет их. Некоторые израильтяне начинают вступать в сексуальные отношения с моавитянками и поклоняться моавитянским богам , поэтому Яхве приказывает Моисею . посадить идолопоклонников на кол и посылает новую казнь Гнев Яхве в полной мере предотвращается, когда Финеес пронзает израильтянку и мадианитянку совокупляющуюся (Числа 25:7-9). Яхве повелевает израильтянам уничтожить мадианитян, а Моисей и Финеес проводят еще одну перепись. Затем они завоевывают земли Ога и Сигона в Трансиордании , поселяя там гадитян , Рувимитян и половину колена Манассиина .
Затем Моисей в последний раз обращается к израильтянам на берегах реки Иордан , рассказывая об их путешествиях и давая им дальнейшие законы. Яхве велит Моисею призвать Иисуса Навина, чтобы тот возглавил завоевание Ханаана . Яхве велит Моисею подняться на гору Нево , откуда он видит землю обетованную, и умирает. [19]
Пакт и закон
Кульминацией Исхода является завет (обязательное юридическое соглашение) между Богом и израильтянами при посредничестве Моисея на Синае: Яхве будет защищать израильтян как свой избранный народ на все времена, а израильтяне будут соблюдать законы Яхве и поклоняться только ему. [21] Завет описывается поэтапно: в Исходе 24:3–8 израильтяне соглашаются соблюдать «книгу завета», которую Моисей только что прочитал им; вскоре после этого Бог пишет «слова завета» – Десять заповедей – на каменных скрижалях; и, наконец, когда люди собираются в Моаве, чтобы перейти в землю обетованную Ханаанскую, Моисей открывает новый завет Яхве «кроме завета, который Он заключил с ними на Хориве» (Второзаконие 29:1). [22] Законы закреплены в ряде кодексов: [23]
- Этический декалог , или Десять заповедей, Исход 20 и Второзаконие 5;
- Книга Завета , Исход 20:22–23:3;
- Ритуальный декалог , Исход 34;
- Ритуальные законы Левит 1–6 и Числа 1–10;
- Кодекс святости , Левит 17–26;
- Второзаконный кодекс, Второзаконие 12–26.
Происхождение и историчность
В современной науке существуют две основные позиции относительно историчности Исхода. [1] Позиция большинства состоит в том, что библейское повествование об Исходе имеет некоторую историческую основу, хотя в нем мало исторических фактов. [и] [4] [10] Другая позиция, часто ассоциируемая со школой библейского минимализма , [24] [25] заключается в том, что библейские традиции исхода являются изобретением еврейской общины в изгнании и после изгнания, практически не имея исторической основы. [26]
Библейское повествование об Исходе лучше всего понимать как основополагающий миф еврейского народа, обеспечивающий идеологическую основу его культуры и институтов, а не точное описание истории израильтян. [27] [10] Мнения о том, что библейское повествование по сути верно, если только его нельзя явно доказать неправильное ( библейский максимализм ), сегодня придерживается «немногие, если таковые имеются [...] в основной науке, только на более фундаменталистских окраинах». [1] В небиблейских древних текстах или археологических находках нет прямых свидетельств существования каких-либо людей или событий Исхода, и это привело к тому, что большинство ученых исключили события Исхода из всеобъемлющей истории Израиля. [28]
Надежность библейского повествования
Большинство ведущих ученых не принимают библейское повествование об Исходе как историю по ряду причин. Большинство согласны с тем, что истории об Исходе были написаны спустя столетия после очевидного места действия этих историй. [3] Сама Книга Исхода пытается прочно обосновать это событие в истории, датируя исход 2666-м годом после творения (Исход 12: 40-41), а строительство скинии - 2667 годом (Исход 40: 1-2, 17). , утверждая, что израильтяне жили в Египте 430 лет (Исход 12:40-41), и указывая такие географические названия, как Гесем (Быт. 46:28), Пифом и Рамсес (Исх. 1:11), а также подсчет 600 000 израильтян (Исход 12:37). [29]
Далее в «Книге чисел» говорится, что число израильтян мужского пола в возрасте 20 лет и старше в пустыне во время странствий составило 603 550 человек, что дает общую численность населения в 2,5–3 миллиона человек, включая женщин и детей, — гораздо больше, чем можно было бы прокормить Синайская пустыня . [30] География туманна, такие регионы, как Гошен, неизвестны, [ф] и с датировкой Пятикнижия есть внутренние проблемы. [13] Ни одна современная попытка идентифицировать исторического египтянина как прототипа Моисея не нашла широкого признания, и ни один период в египетской истории не соответствует библейским рассказам об Исходе. [32] Некоторые элементы этой истории являются чудесными и не поддаются рациональному объяснению, например, казни в Египте и переход через Красное море . [33] В Библии не упоминаются имена ни одного из причастных к этому фараонов, что еще больше затрудняет сравнение археологически восстановленной истории Египта с библейским повествованием. [34]
Хотя в древних египетских текстах Нового царства упоминаются «азиаты», живущие в Египте в качестве рабов и рабочих, эти люди не могут быть надежно связаны с израильтянами, и ни в одном современном египетском тексте не упоминается крупномасштабный исход рабов, подобный описанному в Библии. [35] Самое раннее сохранившееся историческое упоминание об израильтянах, египетская стела Мернептаха ( около 1207 г. до н. э. ), по-видимому, помещает их в Ханаан или его окрестности и не дает никаких указаний на какой-либо исход. [36] Археолог Исраэль Финкельштейн на основе своего анализа маршрутных списков в книгах Исход, Числа и Второзаконие утверждает, что библейский рассказ представляет собой долговременную культурную память, охватывающую период с 16 по 10 века до нашей эры, а не конкретное событие: «Начало - это неопределенный и теперь неотслеживаемый». [37] Вместо этого современная археология предполагает преемственность между ханаанскими и израильскими поселениями, указывая на преимущественно ханаанское происхождение Израиля, без каких-либо предположений о том, что группа иностранцев из Египта составляла ранний Израиль. [38] [39]
Возможное историческое происхождение
Несмотря на отсутствие каких-либо археологических свидетельств, большинство ученых, тем не менее, считают, что Исход, вероятно, имеет какую-то историческую основу. [4] [5] Кентон Спаркс назвал это «мифологизированной историей». [10] Ученые утверждают, что небольшая группа египетского происхождения, возможно, присоединилась к первым израильтянам и рассказала всему Израилю свою собственную историю египетского исхода. [г] Уильям Дж. Девер осторожно отождествляет эту группу с коленом Иосифа , тогда как Ричард Эллиот Фридман отождествляет ее с коленом Левия . [40] [41]
Большинство ученых, которые признают историческую основу исхода, относят эту возможную группу исхода к тринадцатому веку до нашей эры во времена Рамзеса II ( 19-я династия ), а некоторые вместо этого датируют ее двенадцатым веком до нашей эры при Рамзесе III ( 20-я династия ). [4] Доказательства в пользу исторических традиций, лежащих в основе мифа об Исходе, включают документированные перемещения небольших групп древних семитоязычных народов в Египет и из Египта во время 18-й и 19-й династий, некоторые элементы египетского фольклора и культуры, упомянутые в повествовании об Исходе. , [42] и имена Моисей, Аарон и Финеес, которые, по-видимому, имеют египетское происхождение. [43] По оценкам ученых, количество людей, которые могли быть вовлечены в такой исход, колеблется от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. [4]
Джоэл С. Баден [44] отметил присутствие в Египте рабов, говорящих на семитском языке, которые иногда в небольших количествах сбегали, что могло стать потенциальным источником вдохновения для Исхода. [45] Также возможно, что репрессивное египетское правление Ханаана в конце второго тысячелетия до нашей эры, во времена 19-й и особенно 20-й династии, возможно, побудило некоторых коренных хананеев принять в свою собственную мифологию историю исхода небольшой группы египетских беженцев. [46] Надав Нааман утверждает, что репрессивное египетское правление Ханаана, возможно, вдохновило повествование об Исходе, сформировав « коллективную память » о египетском угнетении, которая в массовом сознании была перенесена из Ханаана в сам Египет. [47] 17- й династии Изгнание гиксосов , группы семитских захватчиков, также часто обсуждается как потенциальная историческая параллель или происхождение этой истории. [46] [48] [49]
Многие другие ученые отвергают эту точку зрения и вместо этого рассматривают библейские традиции исхода как изобретение изгнанной и пост-изгнанной еврейской общины, практически не имеющее исторической основы. [26] Лестер Граббе , например, утверждает, что «[т] нет убедительных причин, по которым исход должен иметь корни в истории». [50] и что детали этой истории более точно соответствуют периоду с седьмого по пятый века до нашей эры, чем традиционная датировка вторым тысячелетием до нашей эры. [51] Филип Р. Дэвис предполагает, что эта история могла быть вдохновлена возвращением в Израиль израильтян и иудеев, которые были размещены в Египте в качестве гарнизонных войск ассирийцами в пятом и шестом веках до нашей эры во время изгнания. [52]
Разработка и окончательный состав
Ранние традиции
Самые ранние следы традиций, лежащих в основе исхода, появляются у северных пророков Амоса. [53] и Осия , [54] оба действовали в 8 веке до н.э. на севере Израиля , но их южный современник Исайя ничего не знает об исходе. [6] Михей , действовавший на юге примерно в то же время, однажды упоминает об исходе ( Михей 6:4–5 ), но ведутся споры о том, является ли этот отрывок добавлением более позднего редактора. [час] Иеремия , живший в VII веке, упоминает как Моисея, так и [56] и Исход. [57]
Таким образом, эта история могла возникнуть на несколько столетий раньше, возможно, в 10 или 9 веке до нашей эры, и есть признаки того, что она принимала разные формы в Израиле, в Трансиордании и в южном Иудейском царстве , прежде чем была объединена в Персидская эпоха. [58] Повествование об Исходе, скорее всего, было изменено и расширено под влиянием возвращения из вавилонского плена в шестом веке до нашей эры. [59]
Свидетельства из Библии позволяют предположить, что Исход из Египта сформировал «основополагающую мифологию» или «государственную идеологию» Северного Израильского царства . [60] В северных псалмах 80 и 81 говорится, что Бог «вывел виноградную лозу из Египта» (Псалом 80:8), и записаны ритуальные обряды освобождения Израиля из Египта, а также версия части Десяти заповедей (Псалом 80:10-11). ). [61] В Книге Царств записано посвящение двух золотых тельцов в Вефиле и Дане израильским царем Иеровоамом I , который использует слова: «Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (3 Царств 12). :28). Ученые связывают тельцов Иеровоама с золотым тельцом, сделанным Аароном из Исхода 32. Оба содержат почти идентичную формулу посвящения («Это боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской», Исход 32:8). Этот эпизод в «Исходе» «широко рассматривается как тенденциозный рассказ против вефильских телят». [62] Египтолог Ян Ассманн предполагает, что событие, которое могло произойти ок. 931 г. до н.э. , может быть частично историческим из-за его связи с историческим фараоном Шешонком I (библейским Шишаком ). [60] Стивен Рассел датирует эту традицию «восьмым веком до нашей эры или ранее» и утверждает, что она сохраняет подлинную традицию Исхода из Северного царства, но в иудейской редакции. [63] Рассел и Фрэнк Мур Кросс утверждают, что израильтяне Северного царства, возможно, верили, что тельцы в Вефиле и Дане были созданы Аароном. Рассел предполагает, что связь с Иеровоамом могла возникнуть позже, возможно, от иудейского редактора. [64] Полина Вивиано, однако, заключает, что ни ссылки на тельцов Иеровоама в Осии (Осия 8:6 и 10:5), ни частые запреты идолопоклонства у южного пророка Иеремии седьмого века не свидетельствуют о каком-либо знании традиции золотого тельца. созданный на Синае. [65]
Некоторые из самых ранних свидетельств иудейских традиций об исходе можно найти в 78-м псалме , в котором Исход изображается как начало истории, кульминацией которой стало строительство храма в Иерусалиме. Памела Бармаш утверждает, что псалом представляет собой полемику против Северного царства; поскольку в нем не упоминается разрушение этого королевства в 722 году до нашей эры, она приходит к выводу, что оно должно было быть написано раньше. [66] Версия Исхода в псалме содержит некоторые важные отличия от того, что можно найти в Пятикнижии: здесь нет упоминания о Моисее, а манна описывается как «пища сильных», а не как хлеб в пустыне. [67] Надав Нааман приводит доводы в пользу других признаков того, что Исход был традицией в Иудее до разрушения северного царства, включая Песнь моря и Псалом 114 , а также большое политическое значение, которое это повествование приобрело там. [59] [я] Иудейским культовым объектом, связанным с исходом, был медный змей или нехуштан : согласно 4 Царств 18:4, медный змей был создан Моисеем, и ему поклонялись в храме в Иерусалиме до времен царя Езекии иудейского , который разрушил это как часть религиозной реформы, возможно, ок. 727 год до нашей эры . [71] [Дж] В Пятикнижии Моисей создает медного змея в Числах 21:4-9. Мейндерт Дейкстра пишет, что, хотя историчность мозаичного происхождения Нехуштана маловероятна, его связь с Моисеем кажется подлинной, а не работой более позднего редактора. [72] Марк Вальтер Бартуш отмечает, что нехуштан ни разу не упоминался в книге Царств, и предполагает, что медный змей был привезен в Иерусалим из Северного царства после его разрушения в 722 году до нашей эры. [71]
Состав повествования Торы
Откровение Бога на Синае, судя по всему, изначально было традицией, не связанной с Исходом. [73] Джоэл С. Баден отмечает, что «[т] швы [между традициями Исхода и пустыни] все еще проявляются: в повествовании о спасении Израиля из Египта мало намека на то, что они будут перенесены куда-либо, кроме Ханаана, – однако они обнаруживают, что направляются сначала неожиданно и в неочевидном географическом порядке к неизвестной горе». [74] Кроме того, широко распространено мнение, что откровение закона во Второзаконии изначально было отделено от Исхода: [75] оригинальная версия Второзакония обычно датируется VII веком до нашей эры. [76] Содержание книг Левит и Чисел представляет собой поздние дополнения к повествованию, сделанные священническими источниками. [77]
Ученые в целом согласны с тем, что публикация Торы (или протоПятикнижия) произошла в среднеперсидский период (V век до н. э.), что отражает традиционную еврейскую точку зрения, которая дает Ездре , лидеру еврейской общины, по ее возвращению из Вавилона, сыгравшую решающую роль в его распространении. [78] Было выдвинуто множество теорий, объясняющих состав первых пяти книг Библии, но особенное влияние оказали две. [79] Первое из них, разрешение Персидской империи, выдвинутое Питером Фреем в 1985 году, заключается в том, что персидские власти потребовали от евреев Иерусалима представить единый свод законов в качестве цены местной автономии. [80] Теория Фрея была опровергнута на междисциплинарном симпозиуме, состоявшемся в 2000 году, но отношения между персидскими властями и Иерусалимом остаются ключевым вопросом. [81] Вторая теория, связанная с Джоэлом П. Вайнбергом и получившая название «Сообщество граждан и храмов», заключается в том, что история Исхода была составлена для удовлетворения потребностей еврейской общины после изгнания, организованной вокруг Храма, которая, по сути, действовала как банк. для тех, кто к нему принадлежал. [82] Книги, содержащие историю Исхода, служили «удостоверением личности», определяющим принадлежность к этой общине (т. е. к Израилю), тем самым укрепляя единство Израиля через его новые институты. [83]
Эллинистические египетские параллельные повествования
Писатели на греческом и латинском языках во времена царства Птолемеев (конец IV века до н.э. – конец I века до н.э.) записывают несколько египетских рассказов об изгнании группы иностранцев, связанных с Исходом. [84] Эти сказки часто включают элементы второго промежуточного периода («периода гиксосов»), и большинство из них крайне антиеврейские . [85]
Самым ранним небиблейским рассказом является рассказ о Гекатее Абдерском ( ок. 320 г. до н.э. ), сохранившийся у еврейского историка первого века нашей эры Иосифа Флавия в книге «Против Апиона» и в вариантной версии греческого историка первого века до нашей эры Диодора . [86] Гекатей рассказывает, как египтяне обвинили в чуме чужеземцев и изгнали их из страны, после чего их вождь Моисей отвёл их в Ханаан. [87] В этой версии Моисей изображен исключительно положительно. [84]
Манефон , также сохранившийся в «Против Апиона» Иосифа Флавия , рассказывает, как 80 000 прокаженных и других «нечистых людей» во главе со священником по имени Осарсеф объединяют свои силы с бывшими гиксосами, ныне живущими в Иерусалиме , чтобы захватить Египет. Они сеют хаос, пока фараон и его сын не преследуют их до границ Сирии , где Осарсеф дает прокаженным свод законов и меняет свое имя на Моисей. Отождествление Осарсефа с Моисеем в рассказе Манефона может быть интерполяцией или исходить от Манефона. [88] [89] [87]
Другие версии этой истории записаны египетским грамматистом первого века до нашей эры Лисимахом Александрийским , который поместил историю во времена фараона Бакенранефа (Бокхориса), египетским историком первого века нашей эры Херемоном Александрийским и первым веком до нашей эры. Галло-римский историк Гней Помпей Трог . [90] Римский историк первого века нашей эры Тацит включил версию этой истории, в которой утверждается, что евреи поклонялись ослу как своему богу, чтобы высмеивать египетскую религию, тогда как римский биограф Плутарх утверждал, что египетский бог Сет был изгнан из Египта и имел двух сыновей по имени Иуда и Иеросолима. [91]
Эти истории могут представлять собой полемический египетский ответ на повествование об Исходе. [92] Египтолог Ян Ассманн предположил, что эта история происходит из устных источников, которые «должны [...] предшествовать первому возможному знакомству египетского писателя с еврейской Библией ». [87] Ассманн предположил, что эта история не имеет единого происхождения, а скорее объединяет многочисленные исторические события, особенно периоды Амарны и гиксосов, в народную память. [93]
Существует общее мнение, что изначально эти истории не имели ничего общего с евреями. [84] Эрих С. Грюн предположил, что, возможно, это сами евреи вставили себя в повествование Манефона, в котором различные негативные действия с точки зрения египтян, такие как осквернение храмов, интерпретируются положительно. [94]
Религиозное и культурное значение
В иудаизме
Память об Исходе занимает центральное место в иудаизме и еврейской культуре . В Библии Исход часто упоминается как событие, создавшее израильский народ и укрепившее его связь с Богом, и именно так его описывают пророки Осия, Иеремия и Иезекииль . [95] Исход ежедневно упоминается в еврейских молитвах и отмечается каждый год во время еврейских праздников Песах , Шавуот и Суккот . [96] Бахрома, которую носят по углам традиционных еврейских молитвенных платков, описывается как физическое напоминание об обязанности соблюдать законы, данные в кульминации Исхода: «Посмотрите на него и вспомните все заповеди Господни» (Числа). [97] Праздники, связанные с Исходом, начинались как сельскохозяйственные и сезонные праздники, но полностью влились в историю Исхода об избавлении Израиля от угнетения руками Бога. [96] [98]
Для евреев Пасха празднует освобождение израильтян из египетского плена, заселение Ханаана израильтянами и «переход» ангела смерти во время смерти первенцев . [99] [100] Песах включает в себя ритуальную трапезу, называемую Седер, во время которой пересказываются части повествования об исходе. [101] В Агаде Седера написано, что каждое поколение обязано напомнить и идентифицировать себя с точки зрения Исхода. Таким образом, читаются следующие слова из Песахим (10:5) : «В каждом поколении человек обязан считать себя так, как будто он лично вышел из Египта». [102] [к] Поскольку израильтяне бежали из Египта в спешке, не успев дать хлебу подняться, на Песах едят пресную хлебную мацу , а дома необходимо очистить от любых предметов, содержащих разрыхлители, известные как хамец . [104]
Шавуот празднует дарование Закона Моисею на горе Синай; В этот день евреи призваны вновь посвятить себя завету. [101] Некоторые конфессии после Шавуота проводят « Три недели» , в течение которых оплакиваются «два самых отвратительных греха, совершенных евреями в их отношениях с Богом»: Золотой телец и сомнение в Божьем обещании Двенадцатью соглядатаями . [105] Третий еврейский праздник, Суккот , Праздник кущей, связан с тем, что израильтяне жили в кущах после того, как покинули свои предыдущие дома в Египте. [96] Он прославляет то, как Бог заботился об израильтянах, пока они скитались по пустыне без еды и крова. [106] Его отмечают строительством сукки , временного убежища, также называемого шатром или скинией, в котором совершаются ритуалы Суккота, напоминая о непостоянстве домов израильтян во время странствий по пустыне. [107]
В христианстве
Христианский ритуал Евхаристии и праздник Пасхи напрямую основан на образах Пасхи и Исхода. [108] В Завете Новом Иисус часто ассоциируется с мотивами Исхода. [109] мидрашем об Было высказано предположение, что Евангелие от Марка является Исходе , хотя ученый Ларри Дж. Перкинс считает это маловероятным. [110] Марк предполагает, что излитие крови Иисуса создает новый завет (Марка 14:24) точно так же, как принесение в жертву тельцов Моисея создало завет (Исход 24:5). [111] В Евангелии от Матфея Иисус меняет направление Исхода, спасаясь от резни невинных, совершенной Иродом Великим, прежде чем вернуться из Египта (Мф. 2:13-15). [112] Другие параллели у Матфея включают в себя то, что он крестится водой (Мф. 3:13-17) и проходит испытания в пустыне; в отличие от израильтян он способен противостоять искушению (Мф. 4:1-3). В Евангелии от Иоанна Иисус неоднократно называется Пасхальным агнцем (Иоанна 1:29, 13:1, 19:36), что также встречается в 1 Петра (1 Пет 1:18-20) и 1 Коринфянам (1 Кор 5:7). -8). Майкл Грейвс называет обсуждение Павлом исхода в 1 Коринфянам 5:7-8 и его сравнение ранней церкви в Коринфе с израильтянами в пустыне «двумя наиболее важными отрывками Нового Завета, касающимися исхода». [109] Иоанн также называет Иисуса манной (Иоанна 6:31-5), водой, текущей из скалы в пустыне (Иоанна 7:37-9), и столпом огненным (Иоанна 8:12). Ранние христиане часто интерпретировали действия, предпринятые во время Исхода, а иногда и Исход в целом, типологически как прообраз Иисуса или действия Иисуса. [113]
В Послании к Римлянам 9:17 Павел интерпретирует ожесточение сердца фараона во время египетских казней как ожесточение сердец евреев, отвергших Христа. [114] Ранние христианские авторы, такие как Юстин Мученик , Ириней и Августин, подчеркивали замену Ветхого Завета Моисея Новым Заветом Христа, который был открыт для всех людей, а не ограничивался евреями. [115]
Как историческое вдохновение
Ряд исторических событий и ситуаций сравнивали с Исходом. Многие первые американские поселенцы интерпретировали свой бегство из Европы к новой жизни в Америке как новый исход. Американские «отцы-основатели» Томас Джефферсон и Бенджамин Франклин рекомендовали на Большой печати США изобразить Моисея, ведущего израильтян через Красное море. Афроамериканцы, страдающие от рабства и расового угнетения, интерпретировали свою ситуацию с точки зрения Исхода, сделав его катализатором социальных перемен. [116] [117] [118] Южной Америки Теология освобождения также во многом вдохновлена Исходом. [8]
См. также
- Книга Иисуса Навина , продолжение повествования о завоевании Ханаана.
- Папирус Ипувера
- Список фильмов, связанных с Исходом
- Моисей в исламе
- Станции Исхода
- Ваэйра , Бо (парашах) и Бешалах : отрывки Торы ( парашот ) , рассказывающие историю Исхода .
- Расшифровка Исхода
Примечания
- ^ Название «исход» происходит от греческого ἔξοδος exodos , «выход»,
- ^ Термин «миф» используется здесь в академическом смысле, означая «традиционную историю, состоящую из событий, которые якобы являются историческими, хотя часто и сверхъестественными, объясняющими происхождение культурной практики или природного явления». Оно не используется для обозначения «чего-то ложного».
- ^ «Город-магазин» или «город снабжения» — это город, который использовался для хранения продовольствия и размещения гарнизона на важном маршруте кампании. [11] Версия Септуагинты . включает ссылку на третий «город снабжения», построенный евреями: «Он, который есть Гелиополис » (LXX Исход 1:11, пер. Ларри Дж. Перкинса) [12] [13] ).
- ↑ Эти маги упоминаются в еврейском тексте как ḥartummîm , что происходит от древнеегипетского ḥrj-tp ( демотический p-hritob , аккадский : har-tibi ) титула, означающего «вождь» и сокращенного от «главный жрец-чтец». [16] Волшебники фараона способны повторять действия Моисея и Аарона до третьей казни (комары), когда они первыми осознают, что действует божественная сила (Исход 8:19). Четвертая язва (гнойные нарывы) поражает их самих и больше не соперничает с Моисеем и Аароном. [17]
- ^ «Библейский текст имеет свою собственную внутреннюю логику и последовательность, в значительной степени оторванную от проблем светской истории. [...] и наоборот, Библия, никогда не предназначавшаяся для функционирования в первую очередь как исторический документ, не может соответствовать современным канонам исторической точности и На самом деле в библейском повествовании об Исходе удивительно мало доказанной или доказуемой исторической ценности или достоверности, и никакие надежные независимые свидетели не подтверждают историчность или дату событий Исхода». [5]
- ^ Следует, однако, констатировать, что, хотя не существует единого мнения относительно идентичности Земли Гесем , некоторые предложения относительно ее первоначального местоположения были выдвинуты. [31]
- ^ «Хотя среди ученых существует согласие в том, что Исход произошел не так, как описано в Библии, на удивление большинство ученых согласны с тем, что повествование имеет историческую основу и что некоторые из горных поселенцев так или иначе пришли, из Египта...» «Археология на самом деле не вносит никакого вклада в дебаты об историчности или даже исторических предпосылках самого Исхода, но если такая группа действительно существовала, то она внесла свой вклад в историю Исхода в историю всего Израиля. Хотя я согласен. что такая группа, скорее всего, существовала, я должен подчеркнуть, что это основано на общем понимании развития коллективной памяти и авторства текстов (и процесса их редактирования, к сожалению, археология не может внести прямой вклад). (уже?) к изучению этой конкретной группы предков Израиля». [4]
- ^ Михей 6:4–5 («Я вывел вас из Египта и искупил вас из земли рабства; Я послал Моисея вести вас, а также Аарона и Мариам. Народ Мой, помните, что задумал Валак, царь Моава, и что Валаам ответил сын Беора. Вспомни свое путешествие из Ситтима в Галгал, чтобы познать праведные дела Господа») — позднее добавление к оригинальной книге. Видеть [55] Миллер II, Роберт Д. (25 ноября 2013 г.). Освещая Моисея: история восприятия от Исхода до эпохи Возрождения . БРИЛЛ. п. 19. ISBN 978-90-04-25854-9 . , Макдермотт, Джон Дж. (2002). Чтение Пятикнижия: историческое введение . Паулист Пресс. п. 90. ИСБН 978-0-8091-4082-4 . , Маккензи, Стивен Л. (2005). Как читать Библию: история, пророчества, литература – почему современным читателям нужно знать разницу и что она означает для веры сегодня . Издательство Оксфордского университета. п. 78 . ISBN 978-0-19-803655-5 . , Коллинз, Джон Дж. (15 апреля 2018 г.). Введение в еврейскую Библию: третье издание . Аугсбургская крепость, Издательство. п. 354. ИСБН 978-1-5064-4605-9 .
Многие ученые предполагают, что обращение к исходу здесь является работой редактора-девтерономиста, но это не обязательно так.
и Вольф, Ганс Вальтер (1990). Мика: Комментарий . Аугсбург. п. 23. ISBN 978-0-8066-2449-5 . в Хамборг, Грэм Р. (24 мая 2012 г.). Все еще продавая праведников: критическое исследование причин суждения в Амосе 2.6-16 . Издательство Блумсбери. стр. 156–157. ISBN 978-0-567-04860-8 . - ^ Однако дата составления «Песни моря», якобы прославляющей победу у Тростникового моря , варьируется от начала середины XII века до нашей эры до времен после изгнания и вплоть до 350 года до нашей эры. [68] [69] [70]
- ^ «[Езекия] разбил медного змея, которого сделал Моисей, ибо до тех дней народ Израиля приносил ему жертвы; он назывался Нехуштан» (4 Царств 18:4).
- ^ «В каждом поколении человек обязан считать себя так, как будто он лично вышел из Египта, поскольку сказано: «И скажи сыну твоему в тот день, говоря: это из-за того, что сделал Господь для меня, когда я вышел из Египта». (Исход 13:8) [103]
Ссылки
Цитаты
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Граббе 2017 , с. 36.
- ^ Мейерс 2005 , стр. 6–7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мур и Келле, 2011 , с. 81.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Фауст 2015 , с. 476.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Редмаунт 2001 , с. 87.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лемче 1985 , стр. 327.
- ^ Тигай 2004 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Баден 2019 , с. xiv.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Редмаунт 2001 , с. 59.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Спаркс 2010 , с. 73.
- ^ Ассманн 2018 , с. 94.
- ^ Питерсма и Райт 2014 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Доузман и Шектман, 2016 , с. 139.
- ^ «Иезекииль 20, Кембриджская Библия для школ и колледжей» . Biblehub.com . 2024. Архивировано из оригинала 1 февраля 2024 года.
- ^ Доузман и Шектман 2016 , с. 149.
- ^ Ассманн 2018 , с. 139.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ассманн 2018 , стр. 139–142.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Redmount 2001 , стр. 59–60.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Редмаунт 2001 , с. 60.
- ^ Дуглас 1993 , стр. 210.
- ^ Бандстра 2008 , с. 28-29.
- ^ Маккензи 2005 , с. 4–5.
- ^ Бандстра 2008 , с. 146.
- ^ Дэвис 2004 , стр. 23–24.
- ^ Мур и Келле 2011 , стр. 86–87.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рассел 2009 , с. 11.
- ^ Коллинз 2005 , с. 46.
- ^ Мур и Келле 2011 , с. 88.
- ^ Доузман и Шектман, 2016 , стр. 138–139.
- ^ Девер 2003 , стр. 18–19.
- ^ Оба 2022 , с. 153–154.
- ^ Граббе 2014 , стр. 63–64.
- ^ Девер 2003 , стр. 15–17.
- ^ Граббе 2014 , с. 69.
- ^ Бармаш 2015б , стр. 2–3.
- ^ Граббе 2014 , стр. 65–67.
- ^ Финкельштейн 2015 , с. 49.
- ^ Бармаш 2015б , с. 4.
- ^ Шоу 2002 , с. 313.
- ^ Девер 2003 , с. 231.
- ^ Фридман, Ричард Эллиотт (12 сентября 2017 г.). Исход . ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-256526-6 .
- ^ Мейерс 2005 , стр. 8–10.
- ^ Редмаунт 2001 , с. 65.
- ^ «Джоэл С. Баден | Йельская школа богословия» . divinity.yale.edu . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ Баден 2019 , стр. 6–7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фауст 2015 , с. 477.
- ^ Нааман 2011 , стр. 107-1. 62–69.
- ^ Редмаунт 2001 , с. 78.
- ^ Редфорд 1992 , стр. 412–413.
- ^ Граббе 2014 , с. 84.
- ^ Граббе 2014 , с. 85.
- ^ Дэвис 2015 , с. 105.
- ^ Амос 9:7
- ^ Осия 12:9
- ^ Лемче 1985 , стр. 315.
- ^ Иеремия 15:1
- ^ Иеремия 16:14
- ^ Рассел 2009 , с. 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нааман 2011 , с. 40.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ассманн 2018 , с. 50.
- ^ Бармаш 2015б , стр. 10–12.
- ^ Рассел 2009 , с. 41.
- ^ Рассел 2009 , с. 55.
- ^ Рассел 2009 , стр. 41–43, 46–47.
- ^ Вивиано 2019 , стр. 46–47.
- ^ Бармаш 2015б , с. 8-9.
- ^ Бармаш 2015б , с. 9.
- ^ Рассел 2007 , с. 96.
- ^ Кросс 1997 , с. 124.
- ^ Бреннер 2012 , стр. 1–20, 15, 19.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бартуш 2003 , с. 41.
- ^ Дейкстра 2006 , с. 28.
- ^ Баден 2019 , с. 9.
- ^ Баден 2019 , с. 10.
- ^ Ассманн 2018 , с. 204.
- ^ Граббе 2017 , с. 49.
- ^ Девер 2001 , с. 99.
- ^ Ромер 2008 , с. 2 и фн.3.
- ^ Ска 2006 , стр. 217.
- ^ Ска 2006 , стр. 218.
- ^ Эскенази 2009 , с. 86.
- ^ Ска 2006 , стр. 226–227.
- ^ Ска 2006 , стр. 225.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сухой 1996 , с. 134.
- ^ Ассманн 2009 , стр. 29, 34–35.
- ^ Сухой 1996 , с. 131.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ассманн 2009 , с. 34.
- ^ Droge 1996 , pp. 134–35.
- ^ Фельдман 1998 , с. 342.
- ^ Ассманн 2009 , с. 35.
- ^ Ассманн 2009 , с. 37.
- ^ Гмиркин 2006 , с. 170.
- ^ Ассманн 2003 , с. 227.
- ^ Gruen 2016 , стр. 218–220.
- ^ Баден 2019 , стр. 35–36.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тигай 2004 , с. 106.
- ^ Сарасон 2015 , с. 53.
- ^ Нельсон 2015 , с. 43.
- ^ Черный 2018 , с. 10.
- ^ Черный 2018 , с. 26.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Черный 2018 , с. 19.
- ^ Кляйн 1979 , с. 105.
- ^ Нойснер 2005 , с. 75.
- ^ Блэк 2018 , стр. 22–23.
- ^ Черный 2018 , стр. 19–20.
- ^ Черный 2018 , с. 20.
- ^ Блэк 2018 , стр. 60–61.
- ^ Баден 2019 , стр. 80–86.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грейвс 2019 , с. 548.
- ^ Перкинс 2006 , с. 114.
- ^ Перкинс 2006 , с. 107.
- ^ Баден 2019 , с. 53.
- ^ Грейвс 2019 , стр. 548–549.
- ^ Доузман и Шектман 2016 , с. 150.
- ^ Доузман и Шектман 2016 , с. 160.
- ^ Тигай 2004 , с. 107.
- ^ Ассманн 2018 , с. 335.
- ^ Кумбер 2012 , с. 123.
Библиография
- Ассманн, Ян (2018). Изобретение религии: вера и завет в книге Исход . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-8923-5 .
- Ассманн, Ян (2009). Моисей Египтянин: Память о Египте . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-02030-6 .
- Ассманн, Ян (2003). Разум Египта: история и значение во времена фараонов . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01211-0 .
- Баден, Джоэл С. (2019). Книга Исход: Биография . Принстон и Оксфорд: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-16954-5 .
- Бандстра, Барри Л. (2008). Чтение Ветхого Завета: Введение в еврейскую Библию . Cengage Обучение. ISBN 978-0-495-39105-0 .
- Бармаш, Памела (2015б). «Из тумана истории: восхваление Исхода в Библии» . В Бармаше, Памела; Нельсон, В. Дэвид (ред.). Исход в еврейском опыте: отголоски и отражения . Лексингтонские книги. стр. 1–22. ISBN 978-1-4985-0293-1 .
- Бартуш, Марк В. (2003). Понимание Дэна: экзегетическое исследование библейского города, племени и предка . Шеффилд Академик Пресс.
- Биетак, Манфред (2022). «Египет и Исход: старая тема, новый подход» . В Виммере, SJ; Цвикель, В. (ред.). Египет и Ветхий Завет (на немецком языке). Том 100. Зафон. стр. 151–180. ISBN 978-3-96327-062-8 .
- Блэк, Кэти; и др. (2018). «Еврейский год». Ритмы религиозного ритуала: годовые циклы евреев, христиан и мусульман . Том. 1. Клермонт Пресс. стр. 9–74. дои : 10.2307/j.ctvwrm4gj.6 . ISBN 978-1-946230-15-7 . JSTOR j.ctvwrm4gj.6 . S2CID 160440464 .
- Бреннер, Мартин Л. (2012). Песнь моря: Исх 15:1–21 . Вальтер де Грюйтер . ISBN 978-3-110-86722-0 .
- Коллинз, Джон Дж. (2005). Библия после Вавилона: историческая критика в эпоху постмодерна . Эрдманс. п. 45 . ISBN 978-0-8028-2892-7 .
- Кумбер, Мэтью Дж. М. (2012). «Перед переходом через Иордан» . В Бреннере, Аталия; Да, Гейл А. (ред.). Исход и Второзаконие . Крепость Пресс. ISBN 978-1-4514-0819-5 .
- Дэвис, Грэм (2004). «Был ли исход?» . В Дэй, Джон (ред.). В поисках Израиля до изгнания: материалы Оксфордского семинара по Ветхому Завету . Континуум. стр. 23–40. ISBN 978-0-567-08206-0 .
- Дэвис, Филип Р. (2015). В поисках «древнего Израиля»: исследование библейского происхождения . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-567-66299-6 .
- Девер, Уильям (2001). Что знали авторы Библии и когда они это узнали? . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2126-3 .
- Девер, Уильям (2003). Кем были первые израильтяне и откуда они пришли? . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4416-3 .
- Дейкстра, Мейндерт (2006). «Моисей, Человек Божий» . В Рукеме, Ример; Перболте, Берт Ян Литарт; Хаутман, Сис (ред.). Интерпретация исследований Исхода в честь Корнелиса Хаутмана . Левен: Питерс. стр. 17–26. ISBN 978-90-429-1806-1 .
- Дуглас, Мэри (1993). «Славная книга чисел». Ежеквартальный журнал еврейских исследований . 1 (3): 193–216. JSTOR 40753099 .
- Дроге, Артур Дж. (1996). «Иосиф между греками и варварами» . В Фельдмане, Л.Х.; Левисон, младший (ред.). Контра Апион Иосифа Флавия . Брилл. ISBN 978-90-04-10325-2 .
- Доузман, Томас Б.; Шектман, Сара (2016). «Исход». В Йи, Гейл А.; Пейдж, Хью Р. младший; Кумбер, Мэтью Дж. М. (ред.). Пятикнижие: Крепостной комментарий к изданию для изучения Библии . Крепость Пресс. стр. 137–178. дои : 10.2307/j.ctt1b3t6qt.11 . ISBN 978-1-5064-1442-3 . JSTOR j.ctt1b3t6qt.11 .
- Эскенази, Тамара Кон (2009). «От изгнания и восстановления к изгнанию и реконструкции» . В Граббе, Лестер Л.; Кнопперс, Гэри Н. (ред.). Возвращение к изгнанию и восстановлению: очерки вавилонского и персидского периодов . Блумсбери. ISBN 978-0-567-46567-2 .
- Фауст, Авраам (2015). «Появление Израиля железного века: о происхождении и привычках» . У Томаса Э. Леви; Томас Шнайдер; Уильям Х.К. Пропп (ред.). Исход Израиля в трансдисциплинарной перспективе: текст, археология, культура и геонауки . Спрингер. ISBN 978-3-319-04768-3 .
- Фельдман, Луи Х. (1998). Толкование Библии Иосифом Флавием . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-20853-7 .
- Финкельштейн, Израиль (2015). «Повествование о дикой местности, маршруты и эволюция традиции исхода» . В Леви, Томас Э.; Шнайдер, Томас; Пропп, Уильям Х.К. (ред.). Исход Израиля в трансдисциплинарной перспективе: текст, археология, культура и геонауки . Спрингер. стр. 39–54. ISBN 978-3-319-04768-3 .
- Гмиркин, Рассел Э. (2006). Беросс и Бытие, Манефон и Исход: эллинистические истории и дата Пятикнижия . Т&Т Кларк Интернэшнл. ISBN 978-0-567-02592-0 .
- Граббе, Лестер (2014). «Исход и история» . В Доузмане, Томас; Эванс, Крейг А.; Лор, Джоэл Н. (ред.). Книга Исход: состав, восприятие и интерпретация . БРИЛЛ. стр. 61–87. ISBN 978-90-04-28266-7 .
- Граббе, Лестер (2017). Древний Израиль: что мы знаем и откуда мы это знаем? . Блумсбери. ISBN 978-0-567-67043-4 .
- Грейвс, Майкл (2019). «Исход» . В Блоуэрсе, Пол М.; Мартенс, Питер В. (ред.). Оксфордский справочник по раннехристианской интерпретации Библии . Издательство Оксфордского университета. стр. 547–560. ISBN 978-0-19-102820-5 .
- Грюн, Эрих С. (2016). «Использование и злоупотребление историей Исхода». Конструкция идентичности в эллинистическом иудаизме: очерки ранней еврейской литературы и истории . де Грюйтер. стр. 197–228. JSTOR j.ctvbkjxph.14 .
- Кляйн, Исаак (1979). Руководство по еврейской религиозной практике . Издательство КТАВ . ISBN 978-0-873-34004-5 .
- Лемче, Нильс Петер (1985). Ранний Израиль: антропологические и исторические исследования . Брилл. ISBN 978-90-04-07853-6 .
- Мейерс, Кэрол (2005). Исход . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-00291-2 .
- Кросс, Фрэнк Мур (1997). Ханаанский миф и еврейский эпос . Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-09176-4 .
- Мур, Меган Бишоп; Келле, Брэд Э. (2011). Библейская история и прошлое Израиля: меняющееся изучение Библии и истории . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6260-0 .
- Нельсон, В. Дэвид (2015). «Разрыв и диссонанс: Тора, текстуальность и ранняя раввинистическая герменевтика Исхода». В Бармаше, Памела; Нельсон, В. Дэвид (ред.). Исход в еврейском опыте: отголоски и отражения . Лексингтонские книги. стр. 23–51. ISBN 978-1-4985-0293-1 .
- Нааман, Надав (2011). «История исхода: между исторической памятью и историографической композицией». Журнал древних религий Ближнего Востока . 11 : 39–69. дои : 10.1163/156921211X579579 .
- Нойснер, Джейкоб (2005). Талмуд: закон, теология, повествование: справочник . Университетское издательство Америки . ISBN 978-0-761-83115-0 .
- Перкинс, Ларри (2006). «Царство, мессианская власть и воссоздание народа Божьего: прослеживание функции материала Исхода в повествовании Марка» . В Хатине, Томас Р. (ред.). Библейская интерпретация в раннехристианских Евангелиях, том 1: Евангелие от Марка . Т&Т Кларк. стр. 100–115. ISBN 978-0-567-38142-2 .
- Питерсма, Альберт ; Райт, Бенджамин, ред. (2014). «Новый английский перевод Септуагинты: электронная версия» . Издательство Оксфордского университета.
- Редфорд, Дональд Б. (1992). Египет, Ханаан и Израиль в древние времена . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-03606-9 .
- Редмаунт, Кэрол А. (2001) [1998]. «Горькая жизнь: Израиль в Египте и за его пределами» . В Кугане, Майкл Д. (ред.). Оксфордская история библейского мира . Издательство Оксфордского университета. стр. 58–89. ISBN 978-0-19-988148-2 .
- Ромер, Томас (2008). «Моисей вне Торы и построение идентичности диаспоры» (PDF) . Журнал Еврейских Писаний . 8, статья 15: 2–12. Архивировано из оригинала (PDF) 21 октября 2020 г. Проверено 28 августа 2017 г.
- Рассел, Брайан Д. (2007). Песнь моря: дата составления и влияние Исхода 15:1-21 . Питер Лэнг . ISBN 978-0-820-48809-7 .
- Рассел, Стивен С. (2009). Образы Египта в ранней библейской литературе . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-022171-8 .
- Сарасон, Ричард С. (2015). «Прошлое как парадигма: воплощение мотива исхода в еврейской литургии». В Бармаше, Памела; Нельсон, В. Дэвид (ред.). Исход в еврейском опыте: отголоски и отражения . Лексингтон. ISBN 978-1-4985-0293-1 .
- Шоу, Ян (2002). «Израиль, израильтяне» . В Шоу, Ян; Джеймсон, Роберт (ред.). Словарь археологии . Уайли Блэквелл. п. 313. ИСБН 978-0-631-23583-5 .
- Ска, Жан Луи (2006). Введение в чтение Пятикнижия . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-122-1 .
- Спаркс, Кентон Л. (2010). «Жанровая критика» . В Доузмане, Томас Б. (ред.). Методы исхода . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-48738-2 .
- Тигай, Джеффри Х. (2004). «Исход». В Берлине Адель; Бреттлер, Марк Цви (ред.). Еврейская учебная Библия . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-529751-5 .
- Вивиано, Полина (2019). «Знают ли книги Осии и Иеремии историю о золотом тельце Синая/Хорева». В Мейсоне, Эрик Ф.; Лупьери, Эдмондо Ф. (ред.). Традиции золотого тельца в раннем иудаизме, христианстве и исламе . Брилл. стр. 36–48.
Внешние ссылки
- Старые карты, показывающие маршрут Исхода , Национальная библиотека Израиля , Картографическая коллекция Эрана Лаора.