Питом
30 ° 33'7 "N 32 ° 5'55" E / 30,55194 ° N 32,09861 ° E
| |||||
пр-джтм [ 1 ] в иероглифах | |||||
---|---|---|---|---|---|
Пифом ( древнеегипетский : pr-jtm ; библейский иврит : פִּתֹם , : Pīṯōm ; койне : Ἡρώπόλις , латинизированный HērṓώππṒλplis греческий : , латинизированный [ 2 ] и Πατούμος Patoúmos ) — древний город Египта. Ссылки в еврейской Библии и древнегреческих и римских источниках. [ 3 ] существуют для этого города, но его точное местоположение остается несколько неопределенным. Некоторые ученые определили его как более поздний археологический памятник Телль-эль-Масхута ( арабский : تل المسخوطة , латинизированный : Талль аль-Машута ). [ 4 ] Другие идентифицировали его как более ранний археологический памятник Телль-эль-Ретабе ( арабский : تل الرتابة , латинизированный : Талль ар-Ратаба ). [ 5 ]
Этимология
[ редактировать ]Английское название происходит от иврита. פיתום Пифом , который был взят из египетского топонима pr-(j)tm , «Дом Атума ». Культовый центр Атума находился в Гелиополе . [ 6 ]
Библейский питом
[ редактировать ]городов, который, согласно Книге Исход 1:11 , был построен для библейского фараона в условиях притеснений принудительным трудом израильтян Пифом — один из . Другим городом был Пи-Рамсес . Септуагинта Гелиополис добавляет третье: « О есть , то ». Эти города названы термином, переведенным в Авторизованной версии как «города-сокровища», а в Пересмотренной версии — как «города-хранилища» ( иврит : מסכְּנוֹת֙ , латинизированный : мискеноṯ ). Септуагинта переводит его как πόλεις ὀχυραί «сильные [или «укрепленные»] города». Тот же термин используется для обозначения некоторых городов царя Соломона в 3 Царств 9:19 (ср. также 2 Паралипоменон 16:4).
Греко-римский Героополис
[ редактировать ]
Героополис был большим городом к востоку от дельты Нила , расположенным недалеко от устья Королевского канала , соединявшего Нил с Красным морем . Хотя Герополис и не находился непосредственно на побережье, а почти к северу от Горьких озер , он имел достаточно важное значение как торговая станция, чтобы дать свое название рукаву Красного моря. [ 7 ] который простирается вверх по материковой части Египта до Арсинои (недалеко от современного Суэца ) — современного Суэцкого залива . [ 8 ] Это была столица 8-го нома Нижнего Египта .
Расположение
[ редактировать ]Вначале местоположение Пифома, как и других подобных мест, таких как Танис , было предметом множества предположений и споров.
Еврейский ученый X века Саадия Гаон в своем иудео-арабском переводе еврейской Библии определил местонахождение Пифома как Файюм , в 100 километрах (62 милях) к юго-западу от Каира . [ 9 ]
Эдуард Навиль и Флиндерс Петри искали Пифом вдоль Вади Тумилат , пахотной полосы земли, служившей древним транзитным маршрутом между Египтом и Ханааном через Синай — библейским «Путью Шура ». [ 10 ]
Скажи Эль Ретабе
[ редактировать ]В восьми милях к западу от Телль-эль-Масхуты находится город Телль-эль-Ретабе. Это примерно середина Вади Тумилат. Самая ранняя находка, известная на этом месте, — это гиря из яшмы царя Небкауре Хети , но такой предмет мог быть привезен откуда-то еще. Навилл определил, что все эти места находятся в районе Чеку (Суккот), восьмого нома Нижнего Египта .
Раскопки в Телль-эль-Ретабе показали, что это место было впервые заселено во второй переходный период Египта . После изгнания гиксосов во время правления Яхмоса I последовало недолговечное египетское поселение, которое прекратилось в середине 18-й династии. В начале 19-й династии Египта было основано новое поселение, а Рамсес II построил новые укрепления, храм Атума и многие другие сооружения. Это место было заселено также во времена XX династии, третьего промежуточного периода (11–7 века до н.э.) и позднего периода (7–4 века до нашей эры). [ 11 ] [ 12 ]
Некоторые ученые, такие как Манфред Биетак и Кеннет Китчен , утверждали, что это был древний Пифом. [ 10 ] Это мнение восходит к 19 веку, когда Алан Гардинер впервые отождествил Пифом с местом Телль-эль-Ретаба, и это позже было принято Уильямом Ф. Олбрайтом , [ 13 ] и Кеннет Китчен. [ 14 ] Хотя Джон ван Сетерс и Нил Ашер Зильберман утверждают, что Телль-эль-Ретаба был незаселен в тот период, когда мы находим памятники, относящиеся к городу под названием Пифом, [ 15 ] это утверждение было оспорено Джеймсом К. Хоффмайером и Гэри Рендсбургом на основании недавних находок на этом месте. [ 16 ]
Совместная польско - словацкая экспедиция с 2007 года проводит систематические исследования в Телль-эль-Ретабе. [ 17 ] Он проводится при сотрудничестве нескольких учреждений: Института археологии Варшавского университета , Польского центра средиземноморской археологии Варшавского университета , Словацкой академии наук и Фонда Айгиптос. [ 11 ]
Более поздние анализы показали, что обозначение храма Атума, pr-itm , можно найти в надписях на обоих памятниках — как в Телль-эль-Ретабе, так и в Телль-эль-Масхуте. Кажется, это демонстрирует, что название «Пифом» первоначально использовалось для более раннего объекта Телль-эль-Ретаба, прежде чем оно было заброшено. Когда был построен новый город Тель-эль-Масхута, к нему также было применено то же название, поскольку храм Атума был перенесен в Эль-Масхуту. Таким образом, по сути, «Пифом» был перенесен на новое место, явление, которое засвидетельствовано и для некоторых других городов, таких как Мигдол . [ 18 ]
Проект Вади Тумилат – Телль Эль Масхута
[ редактировать ]Весной 1883 года Навиль полагал, что определил в Пифоме археологический памятник Телль-эль-Масхута . Место Питома, как определил Навилл, находится на восточной окраине Вади Тумилат, к юго-западу от Исмаилии . Петри согласился с этим определением. Джон С. Холладей-младший, недавний исследователь этого места, также поддерживает это мнение. Альтернативно, недавние итальянские археологи предложили идентифицировать это место как древний город Чеку (библейский Суккот ). [ 19 ]
Здесь была найдена группа гранитных статуй, изображающих Рамсеса II , две надписи с названием Пр-Итм (Храм Атума), склады и кирпичи, сделанные без соломы. Недавние раскопки также обнаружили на этом месте значительную гробницу Нового Царства . [ 19 ] Раскопки, проведенные Навилем для Фонда исследования Египта, обнаружили городскую стену, разрушенный храм и остатки ряда кирпичных зданий с очень толстыми стенами, состоящих из прямоугольных камер различной величины, открывающихся только вверху и без каких-либо входы друг в друга.
Современные раскопки в Тель-эль-Масхуте проводились проектом Вади Тумилат Университета Торонто под руководством Джона С. Холладея-младшего. Они работали в течение пяти сезонов с 1978 по 1985 год. Эти раскопки показали, что история Тель-эль-Масхуты является довольно сложным. Здесь находилось поселение средней бронзы IIB (18–17 вв. до н. э.), связанное с гиксосами , после чего последовал длительный перерыв до конца 7 в. до н. э., когда произошла перестройка. [ 20 ]
Это строительство в конце VII века, возможно, было осуществлено фараоном Нехо II , возможно, в рамках его незавершенного проекта строительства канала от Нила до Суэцкого залива. [ 15 ] [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Готье, Анри (1925). Словарь географических названий, содержащихся в иероглифических текстах Том. 2 . п. 59.
- ^ Бард, Кэтрин А. (11 марта 1999 г.). Энциклопедия археологии Древнего Египта . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-203-98283-9 .
- ^ Страбон xvi. 759, 768, XVIII. 803, 804; Арриан , эксп. Алекс. iii. 5, VII. 20; Джозеф. Муравей. Джуд ii. 7. § 5; Плиний в. 9. § 11, vi. 32. § 33; Яблоки , iii. 8; Стеф. Б. св ; Птол. ii. 1. § 6, iv. 15. §54
- ^ Киллебрю, Энн Э. (октябрь 2005 г.). Библейские народы и этническая принадлежность: археологическое исследование египтян, хананеев . Общество библейской литературы. п. 152. ИСБН 978-1-58983-097-4 .
- ^ Митчелл, ТК (29 июля 1988 г.). Библейская археология: документы для Британского музея . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-36867-4 .
- ^ Харт, Джордж (2005), Словарь египетских богов и богинь Рутледжа , Psychology Press, ISBN 0-415-34495-6 .
- ^ Героополитический залив , Птол. в. 17. § 1, латынь : Heroopoliticus Sinus
- ^ Теофраст. Хист. Растения iii. 8.
- ^ Саадия Гаон, Тафсир (иудео-арабский перевод Пятикнижия), Исход 1:11; Комментарии раввина Саадиа Гаона к Торе (ред. Йосеф Кафих ), Моссад Харав Кук : Иерусалим, 1984, стр. 63 (Исход 1:11) (евреям)
- ^ Jump up to: а б Израиль: древнее царство или позднее изобретение? Дэниел Исаак Блок, изд. Издательская группа B&H, 2008. с. 113 ISBN 0805446796
- ^ Jump up to: а б «Скажи эль-Ретабе» . pcma.uw.edu.pl. Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ Худек, Джозеф; Гулкова, Люсия; Дубцова, Вероника; Водзинская, Анна (2020). «Формирование империи. Итоги сезона 2017 в Телль-эль-Ретабе» . Египет и Левант . 29 : 15–52. дои : 10.1553/aeundl29s15 . ISSN 1015-5104 .
- ^ Бромили, Джеффри В. (1994). Международная стандартная библейская энциклопедия: КП . Вм. Б. Эрдманс Паблишинг Ко. с. 876. ИСБН 978-0-8028-3783-7 .
- ^ Кухня, Кеннет А. (1999). Надписи Рамессайда, Надписи Рамессайда, примечания и комментарии. Том II: Рамсес II, Королевские надписи . Уайли-Блэквелл. п. 270. ИСБН 978-0-631-18435-5 .
- ^ Jump up to: а б Сетерс, Джон Ван, «География Исхода», Зильберман, Нил Эш (редактор), « Земля, которую я вам покажу: очерки истории и археологии древнего Ближнего Востока» в честь Дж. Максвелла Миллера , Шеффилдского академического университета Пресс, 1997, с. 261-262, ISBN 978-1850756507 , [1]
- ^ Хоффмайер, Джеймс К.; Рендсбург, Гэри А. (март 2022 г.). «Пифом и Рамсес (Исход 1:11): исторические, археологические и лингвистические вопросы (Часть I)» . Журнал древнеегипетских взаимосвязей . 33 (1): 1–19. ISSN 1944-2815 .
- ^ Фонда Айгиптос Словацкая египтологическая группа
- ^ Джеймс К. Хоффмайер, Древний Израиль на Синае: доказательства подлинности традиции дикой природы. Издательство Оксфордского университета, 2005, с. 64, ISBN 0198035403
- ^ Jump up to: а б Каприотти Виттоцци, Джузеппина; Анджелини, Андреа (2017). «Проект Телль-эль-Масхута» . В Розати, Глория; Гуидотти, М. Кристина (ред.). Материалы XI Международного конгресса египтологов, Флоренция, Италия 23-30 августа 2015 г. ООО «Археопресс Паблишинг» с. 82. ИСБН 978-1-78491-601-5 .
- ^ Холладей, Джон С. младший, «Телль эль-Масхута: предварительный отчет о проекте Вади Тумилат, 1978–1979», Отчеты ARCE 6, Города Дельты 3, Ундена, 1982. ISBN 0890030847
- ^ Нильс Питер Лемче (2000). «Можно ли еще написать историю древнего Израиля?» . В В. Филипс Лонг (ред.). Прошлое Израиля в современных исследованиях: очерки древней израильской историографии . Айзенбрауны. п. 398. ИСБН 978-1-57506-028-6 .
Библиография
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1854–1857). «Пифом». Словарь греческой и римской географии . Лондон: Джон Мюррей.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Пифом» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Сарна, Наум М. «Изучение исхода: угнетение», библейский археолог, том 49: 1986 (электронное издание 2001 г.)
- М. И. Бакр и Х. Брандл, «Различные места в восточной дельте Нила: Телль-эль-Масхута», в: М. И. Бакр и Х. Брандл, с Ф. Каллониатисом (ред.), Египетские древности из восточной дельты Нила (= Музеи) в дельте Нила, т. 2). Каир/Берлин, 2014 г., стр. 78 и 266–267, кат. 72. ISBN 9783000453182 .