Jump to content

Песах Седер

Песах Седер
Сервировка стола для пасхального седера
Наблюдается Евреи , самаритяне , другие группы, заявляющие о принадлежности к израильтянам.
Тип Религиозный, культурный
Значение Пересказать историю Исхода из Египта.
Торжества В еврейской практике один или два праздничных приема пищи Седера в первые два вечера.
Дата 15-й день нисана
Дата 2023 года Вечер, 5 апреля
Дата 2024 года Вечер, 22 апреля
Дата 2025 года Вечер, 12 апреля
Дата 2026 г. Вечер, 1 апреля
Связано с Три праздника паломничества (особенно Шавуот , который следует через 49 дней после второй ночи Песаха)

Пасхальный седер [а] ритуальный праздник в начале еврейского праздника Песах . [1] Он проводится во всем мире накануне 15-го дня нисана по еврейскому календарю (т. е. в начале 15-го числа; еврейский день начинается с заходом солнца). Этот день приходится на конец марта или апрель по григорианскому календарю . Песах длится семь дней в Израиле и, согласно большинству обычаев , восемь дней в еврейской диаспоре . Там, где соблюдается семь дней Песаха, в первую ночь проводится седер; там, где соблюдается восемь дней, седеры часто проводятся в первые две ночи, 15 и 16 нисана. Седер — ритуал, предполагающий пересказ истории освобождения израильтян из рабства в Древнем Египте , взятой из Книги Исхода ( Шмот ) в Торе . Сам Седер основан на библейском стихе, предписывающем евреям пересказывать историю Исхода из Египта: «Расскажи своему ребенку в тот день, сказав: «Это из-за того, что Господь . сделал для меня, когда я вышел из Египта» Египет » (Исход 13:8) . [2] На седере евреи читают текст Агады , древнего таннаитского произведения. [3] [4] Агада содержит повествование об исходе израильтян из Египта, особых благословениях и ритуалах, комментарии Талмуда и пасхальные песни . [5]

Обычаи Седера включают в себя рассказывание истории, ее обсуждение, распитие четырех чашек вина , поедание мацы , употребление символических блюд и возлежание в праздновании свободы. [6] Седер – один из наиболее широко отмечаемых еврейских ритуалов, совершаемых евреями во всем мире. [7]

Этимология

[ редактировать ]

Седер — это транслитерация еврейского слова סדר, что означает «порядок» или «процедура». Название также выражает порядок проведения трапезы, все блюда, благословения, молитвы, истории и песни, написанные в Агаде, книге, которая определяет порядок Песаха и рассказывает историю Исхода из Египта. И все мицвот (религиозные заповеди или обряды) в «порядке» выполняются в установленном порядке в каждом еврейском доме. [8]

  1. Кадеиш ( קדש ) Освяти! – чтение благословения Кидуша и распитие первой чаши вина
  2. Урчатц ( ורחץ ) и Уош! – мытье рук
  3. Карпас ( כרפס ) Овощ – погружение карпаса в соленую воду.
  4. Яхац ( יחץ ) Разделение пополам – разлом средней мацы; больший кусок становится афикоманом
  5. Маггид ( מגיד ) Рассказ - пересказ истории Песаха, включая рассказ « четырех вопросов » и выпивание второй чаши вина. [9]
  6. Рахца ( רחצה ) Омовение – второе омовение рук.
  7. Моци ( מוציא ) «Кто выводит...» – благословение на хлеб
  8. Маца ( מצה ) «...маца» – благословение перед едой мацы.
  9. Марор ( מרור ) Горький – употребление марора
  10. Кореич ( כורך ) Обертывания – поедание бутерброда из мацы и марора.
  11. Шулхан ореих ( שלחן עורך ) Накрытый стол – подача праздничной трапезы.
  12. Цафун ( צפון ) Скрытый – поедание афикомана .
  13. Барейх ( ברך ) Благослови! — благословение после еды и выпивание третьей чаши вина
  14. Халель ( הלל ) Возвышайся! – декламация Халеля, традиционно исполняемого на фестивалях; выпивание четвертой чаши вина
  15. Нирца ( נרצה ) Желаемый – скажите « В следующем году в Иерусалиме

Седер чаще всего проводится дома, хотя общинные Седеры также организуются синагогами, школами и общественными центрами, некоторые из которых открыты для широкой публики. Принято приглашать гостей, особенно чужих и нуждающихся. Седер является неотъемлемой частью еврейской веры и идентичности: как объясняется в Агаде, если бы не божественное вмешательство и Исход, еврейский народ все еще был бы рабами в Египте. Таким образом, Седер – это повод для восхваления и благодарения, а также для повторной приверженности идее освобождения. Более того, слова и ритуалы Седера являются основным средством передачи еврейской веры от бабушек и дедушек к детям и от одного поколения к другому. Посещение седера и употребление мацы на Песах — широко распространенный обычай даже среди тех, кто не соблюдает религиозные обряды.

XIX века, Украинский лубок изображающий стол Седера.

Члены семьи подходят к столу в праздничной одежде. Существует ортодоксальная ашкеназская традиция, согласно которой человек, ведущий Седер, должен носить белую одежду, называемую киттель . [10] [11] В первой половине Седера каждому участнику понадобятся только тарелка и бокал для вина. Во главе стола стоит тарелка для седера, на которой лежат различные символические продукты, которые будут есть или на которые будут указывать во время седера. Рядом стоит тарелка с тремя мацами и блюда с соленой водой для макания.

Каждый участник получает копию Агады: древнего текста, содержащего полный текст Седера. Мужчины и женщины в равной степени обязаны и имеют право участвовать в Седере. [12] Традиционно каждый участник за столом Седера читает Агаду на оригинальном иврите и арамейском языке. Галаха (коллективный свод еврейских религиозных законов) требует, чтобы определенные части были произнесены на языке, понятном участникам, а важные части часто произносились как на иврите, так и на родном языке. Руководитель часто прерывает чтение, чтобы обсудить различные моменты со своими детьми или предложить понимание значения или интерпретации слов.

В некоторых домах участники по очереди читают текст Агады в оригинале на иврите или в переводе. Традиционно глава семьи и другие участники кладут позади себя подушки для дополнительного комфорта. В некоторых моментах во время седера участники наклоняются влево – когда пьют четыре чашки вина, едят афикоман и едят бутерброд с коречем. [11]

Евреи обычно соблюдают один или два седера: в Израиле один седер отмечается в первую ночь Песаха; традиционные общины диаспоры (за общим исключением евреев -реформистов и реконструктивистов ) также проводят седер во вторую ночь. Седеры наблюдались по всему миру, в том числе в отдаленных местах, таких как высоко в Гималаях в Катманду, Непал . [13] [14]

Темы Седера

[ редактировать ]

Рабство и свобода

[ редактировать ]
машинного производства Маца

Ритуалы и символические блюда отражают две темы вечера: рабство и свободу. В Агаде сказано, что «В каждом поколении каждый обязан видеть себя таким, как если бы он сам вышел из Египта» – т.е. из рабства.

Представление времени у евреев таково: день начинался с заходом солнца и заканчивался с заходом солнца. Согласно повествованию Исхода, в начале 15 нисана в Древнем Египте еврейский народ был порабощен фараоном. После того, как десятая казнь поразила Египет в полночь, убив всех первенцев, от первенца фараона до первенца самого низкого египтянина и всех первенцев скота на земле (Исход 12:29) Фараон отпустил еврейский народ, фактически освободив его на вторую половину ночи.

Так, участники седера вспоминают рабство, царившее в первой половине ночи, поедая мацу («хлеб бедняков»), марор (горькие травы, символизирующие горечь рабства) и харосет (сладкую пасту, возможно, олицетворяющую раствор, которым еврейские рабы цементировали кирпичи). Вспоминая о свободе второй половины ночи, они едят мацу («хлеб свободы», а также «хлеб скорби») и « афикоман » и пьют четыре чаши вина, лежа, и окунуть овощи в соленую воду (окунание является признаком королевской власти и свободы).

Четыре Кубка

[ редактировать ]

Во время Седера необходимо выпить четыре чашки вина. Мишна 10:1) , говорит ( Песахим что даже бедняки обязаны выпить четыре чаши. Каждую чашку выпивают в определенный момент Седера. Первый предназначен для Киддуша ( קידוש ), второй — для Маггида ( מגיד ), третий — для Биркат Хамазон ( ברכת המזון ), а четвертый — для Галель ( הלל ). [15] [16]

Стол для пасхального седера
Традиционное расположение символических блюд на тарелке пасхального седера.

Четыре Кубка представляют собой четыре выражения избавления, обещанного Богом в Исходе 6:6–7: [17] «Я выведу», «Я избавлю», «Я выкуплю» и «Я возьму». [15]

Виленский Гаон относит Четыре Чаши к четырем мирам: миру сему, мессианскому веку, миру воскресения мертвых и миру грядущему . MaHaRaL Ребеккой с четырьмя Матриархами: Сарой , Лией , Рахиль и связывает их . (Три мацы , в свою очередь, связаны с тремя Патриархами: Авраамом, Исааком и Иаковом.) Абарбанель связывает чаши с четырьмя историческими искуплениями еврейского народа: избранием Авраама, Исходом из Египта, выживанием еврейского народа. еврейского народа на протяжении всего изгнания, и четвертое, которое произойдет в конце дней.

Четыре чашки могут также отражать римский обычай пить столько чашек, сколько букв в имени главного гостя за трапезой, которым в случае седера является сам Бог, чье еврейское имя состоит из четырех букв. [18]

Седер тарелка

[ редактировать ]

Особая тарелка для пасхального седера ( кеара ) — это особая тарелка, содержащая символические продукты, используемые во время пасхального седера. Каждый из шести предметов, расположенных на тарелке, имеет особое значение для пересказа истории Исхода из Египта. Седьмой символический предмет, используемый во время трапезы, – стопка из трех мац – кладется на отдельную тарелку на столе Седера.

Шесть предметов на тарелке Седера:

  • Марор : Горькие травы, которые, по словам Гамалиила , символизируют горечь и жестокость рабства, которое евреи пережили в Древнем Египте. Для марора многие используют свежетертый хрен или целый корень хрена.
  • Шазере – это, как правило, салат ромэн, корни которого имеют горький вкус. Помимо хрена и салата ромэн, другие виды горького салата, такие как эндивий можно есть и во время выполнения мицвы , а также зеленый лук, зелень одуванчика, листья сельдерея или кудрявую петрушку (но чаще всего употребляют петрушку и сельдерей). используется как карпас или растительный элемент). Многое зависит от того, является ли ваша традиция ашкеназской, сефардской, мизрахийской, персидской или одной из многих других еврейских этнокультурных традиций.
  • Чаросет : сладкая коричневая галечная паста из фруктов и орехов, возможно, представляющая собой раствор, который еврейские рабы использовали для строительства хранилищ Египта. Фактический рецепт частично зависит от этнокультурных традиций, а частично от местных ингредиентов. Евреи-ашкенази, например, традиционно готовят харосет на основе яблок и изюма, в то время как евреи-сефарды часто готовят рецепты на основе фиников, в которых могут присутствовать апельсин и/или лимон, или даже банан. Другие талмудические традиции утверждают, что Чаросет «напоминает яблоко», очевидно, ссылаясь на традицию, согласно которой еврейские женщины пробирались в яблоневые сады, чтобы зачать ребенка в Египте, и что это не является обязательным, но служит для того, чтобы свести на нет яд марора.
  • Карпас : овощ, отличный от горьких трав, иногда петрушки, сельдерея или приготовленного картофеля , который опускают в соленую воду (обычай ашкенази), уксус (обычай сефардов) или харосет ( йеменские евреи ) в начале седера.
  • Зероа : жареная кость ягненка или козла, символизирующая корбан Песах (пасхальное жертвоприношение), представляющая собой ягненка, приносимого в храме в Иерусалиме , а затем жареного и съеденного как часть трапезы в ночь Седера.
  • Бейца : жареное яйцо – обычно сваренное вкрутую яйцо , обжаренное на сковороде с небольшим количеством масла или с голяшкой ягненка – символизирующее корбан хагига (праздничное жертвоприношение), которое приносилось в Иерусалимском храме и затем едят как часть трапезы в ночь на Седер.

Сосредоточьтесь на детях

[ редактировать ]

Поскольку целью Седера является пересказ ребенку Исхода, прилагается много усилий, чтобы пробудить интерес и любопытство детей и не дать им уснуть во время еды. В связи с этим вопросы и ответы являются центральным приемом ритуала Седера. Поощряя детей задавать вопросы, они будут более открыты для того, чтобы услышать ответы.

Самый известный вопрос, который младший ребенок задает на седере, — это « Ма Ништана » : «Почему эта ночь отличается от всех других ночей?» После постановки этих вопросов основная часть Седера, Магид , обсуждает ответы в форме исторического обзора. Кроме того, в разные моменты Седера руководитель Седера накрывает мацу и поднимает чашу с вином; затем поставьте чашу с вином и откройте мацу – все для того, чтобы вызвать вопросы у детей. [19]

В некоторых традициях вопросы задаются хором собравшейся компанией, а не ребенком, и передаются ведущему седера, который либо отвечает на вопрос, либо может направить внимание собравшейся компании на кого-то, кто разыгрывает действие. именно эту часть Исхода. Физическая реконструкция Исхода во время пасхального седера распространена во многих семьях и общинах.

Семьи будут следовать примеру Агады, задавая свои вопросы в различных местах Агады и предлагая призы, такие как орехи и конфеты, за правильные ответы. Афикоман . , который прячут для «десерта» после еды, — еще одно приспособление, используемое для поощрения участия детей В большинстве семей ведущий седера прячет афикоман , и дети должны его найти, после чего получают приз или награду. В других домах дети прячут афикоман , и родитель должен его искать; когда родители сдаются, дети требуют приз (часто деньги) за раскрытие его местонахождения.

Орден Седера

[ редактировать ]

Порядок и процедуры Седера изложены и напечатаны в тексте Пасхальной Агады , копия которой находится перед всеми участниками. Еврейские дети изучают следующие слова, обозначающие порядок Седера, в рифме и мелодии в своих еврейских школах:

Kaddesh (קדשКадеш Урчатц ( и искупался ). (כרפסКарпас Яхац ( стрелка ). Маггид ( Магид ). Рохца ( купание ). Моци маца ( вынимает мацу ). Марор ( Марор ). Кореч ( заворачивается ). Шулхан Ореч ( прим. ред. ). Цафун ( Север ). Барех ( колено ). (הללХалель Нирца ( мы захотим ). [20]

Кадеиш (благословение и первая чаша вина)

[ редактировать ]

Кадейш ( קדש ) — еврейское повелительное наклонение для кидуша . Его следует читать сразу после окончания службы в синагоге, но не раньше наступления темноты. [20] Этот кидуш похож на тот, который читается на всех Трех праздниках паломничества , но также относится к маце и исходу из Египта. Демонстрируя свободу и величие, многие евреи имеют обычай наполнять друг другу чаши за столом Седера. Кидуш Кидуш традиционно произносит отец дома, но все участники Седера могут участвовать, читая и выпивая по крайней мере большую часть первой чаши вина. В Шаббат ему предшествует чтение Книги Бытия, в котором рассказывается о Божьем покое в седьмой день творения и включает расширенное славословие о благословениях Шабата.

Урчатц (мыть руки)

[ редактировать ]

Технически, согласно еврейскому закону , всякий раз, когда кто-то ест фрукты или овощи, смоченные жидкостью, оставаясь влажными, необходимо мыть руки, если фрукт или овощ остаются влажными. Однако в другое время года человек либо уже вымыл руки перед едой хлеба, либо высушил фрукты или овощи, и в этом случае не нужно мыть руки перед едой фруктов или овощей.

Согласно большинству традиций, в этот момент Седера благословение не произносится, в отличие от благословения, произносимого после омовения рук перед едой хлеба. Однако последователи Рамбама или Виленского Гаона произносят благословение.

Карпас (закуска)

[ редактировать ]

Каждый участник опускает овощ либо в соленую воду (обычай ашкенази; говорят, что он служит напоминанием о слезах, пролитых их порабощенными предками), либо в уксус (обычай сефардов), либо в чаросет (старый обычай сефардов, до сих пор распространенный среди йеменских евреев). . Другой обычай, упомянутый в некоторых ашкеназских источниках и, вероятно, берущий свое начало от Меира Ротенбургского , [ нужна ссылка ] было окунуть карпас в вино.

Яхац (разлом средней мацы)

[ редактировать ]

три мацы На столе седера лежат ; на этом этапе средняя маца из трех разламывается пополам. Больший кусок спрятан, чтобы его можно было использовать позже как афикоман , «десерт» после еды. Меньший кусок возвращается на место между двумя другими мацой.

Марокканский еврейский обычай заключается в том, что, когда маца раскалывается, читается отрывок, описывающий, как «таким образом Бог расколол Красное море» после Исхода. [21]

До Магида в некоторых сефардских семьях существовал обычай петь «Бивхилу ятцану ми-мицраим» (в переводе: «В спешке мы покинули Египет»). Пока это поется, глава семьи обходит вокруг стола с тарелкой для седера и машет ею над головой каждого человека.

Магид (об Исходе)

[ редактировать ]

Рассказана история Песаха и перехода от рабства к свободе. В этот момент Седера у марокканских евреев есть обычай поднимать тарелку Седера над головами всех присутствующих, скандируя «Бивхилу ятцану мимицраим, халахма анйа бней хорин» («В спешке мы вышли из Египта [с нашими ] хлеб скорби, [теперь мы] свободные люди').

Ха Лахма Анья (приглашение на седер)

[ редактировать ]
Бронзовая тарелка из мацы , созданная Морисом Аскалоном , на которой написаны вступительные слова Ха Лахма Аня.

Мацу раскрывают и называют «хлебом скорби». Участники объявляют (на арамейском языке ) приглашение всех голодных и нуждающихся присоединиться к Седеру. Галаха требует, чтобы это приглашение было повторено на родном языке страны.

Мах Ништана (Четыре вопроса)

[ редактировать ]

Мишна подробно описывает вопросы, которые следует задать в ночь седера. Обычно самый младший из присутствующих детей зачитывает четыре вопроса. [22] Некоторые обычаи предполагают, что другие участники также тихо произносят их про себя. В некоторых семьях это означает, что требование остается за взрослым «ребенком» до тех пор, пока внук семьи не получит достаточного еврейского образования, чтобы взять на себя ответственность. Если у человека нет детей, способных просить, ответственность ложится на его супруга или другого участника. [23] Потребность спрашивать настолько велика, что даже если человек на седере один, он обязан спрашивать себя и отвечать на свои вопросы. [23]

  1. Ма ништана ха лила ха зе Миккол Халлайлот? («Чем эта ночь отличается от всех других ночей?»)
  2. Шебб'хол аллелот ану ох'лин Хаметс уматса, вехаллайла хаззе кулло маца. («Почему во все остальные ночи в году мы едим либо квасной хлеб, либо мацу, а в эту ночь мы едим только мацу?»)
  3. Шебб'хол аллелот ану ох'лин шар й'ракот, вехаллайла хаззе марор. («Почему во все другие ночи мы едим всевозможные овощи, а в эту ночь мы едим горькие травы?»)
  4. Шебб'хол аллелот ану матбиллин афиллу паам эхат, вехаллайла хаззе штей феамим. («Почему во все другие ночи мы не макаем [еду] ни разу, а в эту ночь мы макаем ее дважды?»)
  5. Шебб'хол аллелот ану ох'лин бен йош'вин увен м'суббин, вехаллайла хаззе куллану м'суббин. («Почему во все остальные ночи мы обедаем либо сидя, либо полулежа, а в эту ночь мы все возлежим?»)

Вопрос о лежании заменяет вопрос о еде жареного мяса, который присутствовал в Мишне, но был удален более поздними авторитетами из-за его неприменимости после разрушения храма :

  1. Шебб'хол аллелот ану ох'лин басар цали шалук умвушал, вехаллайла хаззе кулло цали. («Почему во все остальные ночи мы едим мясо либо жареное, либо маринованное, либо вареное, а в эту ночь оно целиком поджаривается?»)

После разрушения жертвоприношения стали невозможны, и поэтому жареное мясо было запрещено в ночь седера, чтобы избежать двусмысленности.

На вопросы отвечают следующее:

  1. «Мы едим только мацу, потому что наши предки не могли дождаться, пока хлеб поднимется, когда они бежали из египетского рабства, и поэтому он был плоским, когда выходил из печи».
  2. «Мы едим только марор, горькую траву, чтобы напомнить нам о горечи рабства, которое наши предки пережили в Египте».
  3. «Первое погружение — зеленые овощи в соленую воду — символизирует замену наших слез благодарностью, а второе — Марор в Чаросесе — символизирует подслащивание нашего бремени горечи и страданий».
  4. «Мы возлежаем за столом Седера, потому что в древние времена человек, который возлежал во время еды, был свободным человеком, а рабы и слуги стояли».
  5. «Мы едим только жареное мясо, потому что именно так готовится Песах/Пасхальный агнец во время жертвоприношения в Иерусалимском храме».

Четыре вопроса были переведены более чем на 300 языков. [24]

Четыре сына

[ редактировать ]

Традиционная Агада говорит о «четырех сыновьях» – мудром, злом, простом и не умеющем спрашивать. Это основано на том, что раввины Иерусалимского Талмуда нашли в Торе четыре ссылки на ответ вашему сыну, который задает вопрос. [25] Каждый из этих сыновей формулирует свой вопрос о седере по-разному. Агада рекомендует отвечать каждому сыну в соответствии с его вопросом, используя один из трех стихов Торы, относящихся к этому разговору.

Мудрый сын спрашивает: «Какие постановления, свидетельства и законы повелел нам исполнять Бог?» Одно из объяснений того, почему этот очень подробный вопрос относится к категории мудрых, заключается в том, что мудрый сын пытается научиться проводить седер, а не просит кого-то понять его смысл. Ему ответили полностью:«Ты должен ответить ему [всеми] законами Песаха: после пасхальной жертвы нельзя есть десерт».

Злой сын, который спрашивает: «Что это за услуга для тебя?», Агада характеризует как изолирующего себя от еврейского народа, объективно стоящего в стороне и наблюдающего за его поведением, а не участвующего в нем. Поэтому его упрекают в объяснении: «Это потому, что Бог действовал ради меня , когда я вышел из Египта». (Это подразумевает, что седер предназначен не для злого сына, потому что злой сын не заслужил бы освобождения из египетского рабства.) Там, где в Агаде изображены четыре сына, этот сын часто изображается носящим оружие или одетым в стильную одежду. современная мода.

Простой сын, который спрашивает: «Что это?» отвечают: «Сильной рукой Всевышний вывел нас из Египта, из дома рабства».

Тому, кто не умеет спрашивать, говорят: «Это из-за того, что Всевышний сделал для меня, когда я вышел из Египта».

В некоторых современных Агадах вместо «сыновей» упоминаются «дети», а в некоторых добавлен пятый ребенок. Пятый ребенок может представлять детей Холокоста , которые не дожили до того, чтобы задать вопрос. [26] или представляют евреев , которые настолько отошли от еврейской жизни, что не участвуют в Седере. [27]

В первом случае по традиции говорят, что этого ребенка спрашивают: «Почему?» и, как простой ребенок, не имеет ответа.

«Иди и учись»

[ редактировать ]

четыре стиха Второзакония Затем разъясняются (26:5–8) с подробным традиционным комментарием. («И скажи и скажи пред Господом, Богом твоим: «Отец мой был странствующий Арамеянин, и они вошли в Египет, и поселились там малочисленными, и сделались там народом великим, сильным и многочисленным. И египтяне поступили с нами зло, и угнетали нас, и возложили на нас тяжкое рабство, и мы воззвали к Господу, Богу родителей наших, и Господь услышал голос наш, и увидел страдание наше, и труд наш, и наш. И вывел нас Господь из Египта рукою сильной и мышцы простертой , и с великим ужасом, и знамениями, и чудесами ».)

Агада исследует смысл этих стихов и украшает историю. В этом повествовании описывается рабство еврейского народа и его чудесное спасение Богом. Это завершается перечислением Десяти казней :

  1. Плотина (кровь) – Вся вода превратилась в кровь.
  2. Цефардея (лягушки) – в Египте появилось нашествие лягушек.
  3. Киним (вши) – египтяне были поражены вшами.
  4. Аров (дикие животные) – в Египте появилось нашествие диких животных (некоторые говорят, что мух).
  5. Девер (мор) – чума уничтожила египетский скот.
  6. Шин эпидемия фурункулов . (фурункулы) - египтян поразила
  7. Барад (град) – град, пролившийся с неба.
  8. Арбе (саранча) – Саранча заполонила Египет.
  9. Хошех (тьма) – Египет погрузился во тьму.
  10. Маккат Бехорот (убийство первенцев) – Все первенцы египтян были убиты Богом.

При рассказе о Десяти казнях существует поздний обычай, возникший в немецко-еврейских кругах, согласно которому каждый участник вынимает каплю вина из своей чаши кончиком пальца при упоминании каждой из десяти казней. [28] Хотя эта ночь является ночью спасения, Дон Исаак Абраванель объясняет, что нельзя быть полностью радостным, когда некоторым из Божьих созданий пришлось страдать. [29] Также вводится мнемоническая , при этом на каждое слово аналогично аббревиатура чумы: «Д'цах Адаш Б'ачав» проливается капля вина.

В этой части Седера поются песни хвалы, в том числе песня Дайену , в которой провозглашается, что если бы Бог совершил хоть одно из многих дел, совершенных для еврейского народа, этого было бы достаточно, чтобы обязать нас воздать благодарность. Некоторые вместо этого поют «Женскую Даену» , феминистский вариант Дайену Мишель Ландсберг . [30] [31]

После Дайену приводится декларация (по поручению Раббана Гамлиэля) причин заповедей пасхального агнца , мацы и марора с библейскими источниками. Затем следует короткая молитва и чтение первых двух псалмов Галлеля (которое завершается после еды). Произносится длинное благословение и выпивается вторая чаша вина.

Рохца (ритуальное омовение рук)

[ редактировать ]

Ритуал мытья рук повторяется, на этот раз со всеми обычаями, включая благословение.

Моци (благословение мацы)

[ редактировать ]

Произносятся два благословения.

Прежде чем съесть хлеб, сначала произносят стандартное благословение, включающее слова «тот, кто рождает» ( моци на иврите). [32]

Затем произносится благословение на заповедь есть мацу.

Затем съедают кусок размером с оливку (некоторые говорят, что два), наклонившись влево.

Марор (горькие травы)

[ редактировать ]

Произносится благословение на употребление марора (горьких трав), а затем его следует съесть. [32]

Кореч (сэндвич)

[ редактировать ]

Марор (горькую траву) кладут между двумя маленькими кусочками мацы, подобно тому, как содержимое бутерброда кладут между двумя ломтиками хлеба и едят. Это соответствует традиции Гиллеля , который сделал то же самое за столом Седера 2000 лет назад (за исключением того, что во времена Гилеля пасхальное жертвоприношение, мацу и марор ели вместе).

Шулхан Орех (трапеза)

[ редактировать ]
Сервировка стола Седера

Праздничная трапеза съедена. Традиционно он начинается со сваренного вкрутую яйца, смоченного в соленой воде, что отсылает к обугленному яйцу на тарелке Седера. [33] На идише есть поговорка: « Мы накрываем стол и едим рыбу », что означает «Мы накрываем стол и едим рыбу».

Цафун (поедание афикомана )

[ редактировать ]

Афикоман . , спрятанный ранее во время Седера, традиционно является последним кусочком еды, съедаемым участниками Седера

Каждый участник получает порцию мацы размером с оливку, которую можно съесть как афикоман . После употребления афикомана традиционно нельзя есть никакую другую пищу до конца ночи. Кроме того, нельзя употреблять опьяняющие напитки, за исключением оставшихся двух чашек вина.

Барейх (Благодать после еды)

[ редактировать ]

Сольный концерт Биркат Хамазон .

Чашки для седера, датированные 1790–1810 годами. В коллекции Еврейского музея Швейцарии .

Кос Шлиши (Третья чаша вина)

[ редактировать ]

Распитие Третьей Чаши Вина.

Примечание: Третью чашу обычно наливают перед чтением Благодати после еды , поскольку Третья чаша также служит чашей благословения, связанной с Милостью после еды в особых случаях.

Кос шел Элияху ха-Нави (чаша Илии Пророка); чашка Мириам

[ редактировать ]

Во многих традициях в этот момент открывается входная дверь дома. Псалмы 79:6–7 читаются как в ашкеназских, так и в сефардских традициях, а также Плач 3:66 среди ашкенази.

У большинства ашкенази есть обычай наполнять в этот момент и четвертую, и пятую чашу. Это относится к дискуссии в Талмуде о количестве чашек, которые следует выпить. Учитывая, что четыре чаши относятся к четырем выражениям искупления в Исходе 6:6–7, некоторые раввины считали важным включить пятую чашу для пятого выражения искупления в Исходе 6:8. Все согласились с тем, что следует налить пять чаш, но вопрос в том, следует ли пить пятую, учитывая, что пятое выражение искупления касалось принесения в Землю Израиля, которая – на этом этапе – уже не обладала автономная еврейская община, оставалась неразрешимой. Раввины решили, что этот вопрос следует оставить до Илии (имея в виду, что прибытие Илии ускорит пришествие Мошиаха ( еврейского Мессии), и тогда все галахические вопросы будут решены), и стало известно о пятой чаше. как Кос шел Элияху («Чаша Илии»). Со временем люди стали связывать эту чашу с представлением о том, что Илия посетит каждый еврейский дом в ночь Седера как предзнаменование своего будущего прибытия в конце дней, когда он придет, чтобы объявить о приходе Мошиаха, и что дверь открыта, и он может войти. [28]

Некоторые седеры (включая первоначальный женский седер, но не ограничиваясь седерами только для женщин) теперь ставят чашу для пророка Мириам, а также традиционную чашу для пророка Илии, иногда сопровождаемую ритуалом в честь Мириам. [34] Чашка Мириам возникла в 1980-х годах в бостонской группе Рош Ходеш ; его изобрела Стефани Лу, которая наполнила его майим хаим (живой водой) и использовала в феминистской церемонии управляемой медитации . [35] Чаша Мириам связана с мидрашем колодца Мириам , который «представляет собой раввинскую легенду, повествующую о чудесном колодце, который сопровождал израильтян в течение 40 лет их пребывания в пустыне во время исхода из Египта». [36] [37]

Халель (хвалебные песни)

[ редактировать ]

Весь чин Халель, который обычно читается в синагоге в еврейские праздники, читается и за столом Седера, хотя и сидя. Первые два псалма, 113 и 114 , читались перед едой. остальные псалмы 115–118 На этом этапе читаются 136-й псалом . Затем читается (Великий Халель), за которым следует Нишмат , часть утренней службы в честь Шаббата и праздников.

Существует ряд мнений относительно абзаца Йехалелуха , который обычно следует за Халлелем, и Иштабаха , который обычно следует за Нишмат . Большинство ашкенази читают Йелалуху сразу после самого Халеля, то есть в конце 118-го псалма, за исключением заключительных слов. После Нишмата читают Иштабах целиком. После Нишмата сефарды читают Йелалуху в одиночестве.

После этого выпивается четвертая чаша вина и произносится краткое благословение «плода виноградного».

Седер завершается молитвой о принятии ночной службы. Выражается надежда на Мессию: « Лшана хабаа бе-Йерушалаим! В следующем году в Иерусалиме !» Евреи в Израиле , и особенно в Иерусалиме , вместо этого читают: « Лшана хабаа б'Йерушалаим хабнуйа! – В следующем году в восстановленном Иерусалиме!» Иерусалим — самый священный город в Библии; оно стало символом идеи духовного совершенства. Традиция говорить «Следующий год в Иерусалиме» аналогична традиции открывать дверь Илии: она признает, что «в этом году» мы живем в несовершенном мире за пределами «Иерусалима», но мы терпеливо ждем своего времени, с надеждой». в следующем году», в котором мы живем в духовном совершенстве. [38]

Хотя 15 чинов Седера уже завершены, Агада завершается дополнительными песнями, в которых подробно рассказывается о чудесах, произошедших в эту ночь в Древнем Египте, а также на протяжении всей истории. В некоторых песнях выражается молитва о том, чтобы Бейт-Хамикдаш скоро был восстановлен. Последняя песня, которую нужно исполнить, - Chad Gadya («One Kid Goat»). Эта, казалось бы, детская песенка о разных животных и людях, которые пытались наказать других за их преступления и сами были наказаны, была истолкована Виленским Гаоном как аллегория возмездия, которое Бог наложит на врагов еврейского народа в конце дни.

После Седера те, кто еще не спит, могут читать Песнь Песней , заниматься изучением Торы или продолжать рассказывать о событиях Исхода, пока их не настигнет сон.

Нетрадиционные Седеры

[ редактировать ]

Феминистские Седеры

[ редактировать ]

В 1976 году первый из серии пасхальных седеров только для женщин был проведен в квартире Эстер М. Бронер в Нью-Йорке под ее руководством, на нем присутствовали 13 женщин, в том числе Глория Стайнем , Летти Коттин Погребин и Филлис Чеслер . [39] Эстер Бронер и Наоми Нимрод создали женскую Агаду для использования на этом седере. [40] Весной 1976 года Эстер Бронер опубликовала эту «Женскую Агаду» в журнале «Мисс журнал», а затем опубликовала ее в виде книги в 1994 году; эта агада предназначена для включения женщин, тогда как в традиционных агадах упоминались только мужчины, и в ней представлены Мудрые женщины, Четыре дочери, Женские вопросы, Женские язвы и ориентированная на женщин « Дайену ». [41] [42] Первоначальный женский седер проводился вместе с Женской Агадой каждый год с 1976 года, а седеры только для женщин теперь проводятся и некоторыми общинами. [43] [44] [45] Некоторые седеры (включая первоначальный женский седер, но не ограничиваясь седерами только для женщин) теперь ставят чашу для пророка Мириам, а также традиционную чашу для пророка Илии, сопровождаемую ритуалом в честь Мириам. [34] Чашка Мириам возникла в 1980-х годах в бостонской группе Рош Ходеш ; его изобрела Стефани Лу, которая наполнила его майим хаим (живой водой) и использовала в феминистской церемонии управляемой медитации . [35] Чаша Мириам связана с мидрашем колодца Мириам , который «представляет собой раввинскую легенду, повествующую о чудесном колодце, который сопровождал израильтян в течение 40 лет их пребывания в пустыне во время исхода из Египта». [36] [37] Более того, некоторые евреи кладут апельсин на тарелку седера. Оранжевый цвет символизирует плодотворность для всех евреев, когда в него включены все маргинализированные народы, особенно женщины и геи. [46] Неверный, но распространенный слух гласит, что эта традиция началась, когда мужчина сказал Сюзанне Хешель , что женщина принадлежит биме, как апельсин на тарелке седера; однако на самом деле это началось, когда в начале 1980-х годов, выступая в Оберлинском колледже Гилель, Сюзанна Хешель познакомилась с ранней феминистской Агадой, которая предлагала добавлять корку хлеба на тарелку седера в знак солидарности с еврейскими лесбиянками (как кто-то скажет, что в иудаизме для лесбиянок столько же места, сколько для корочки хлеба на тарелке для седера). [47] Хешель чувствовал, что положить хлеб на тарелку для седера означало бы признать, что еврейские лесбиянки и геи нарушают иудаизм, как хамец нарушает Песах. [47] Поэтому на своем следующем седере она выбрала апельсин как символ включения геев, лесбиянок и других маргинализированных лиц в еврейскую общину. [47] Кроме того, в каждом оранжевом сегменте было несколько семян, которые нужно было выплюнуть – жест выплевывания и отказа от того, что они считают гомофобией традиционного иудаизма. [47]

Более того, многие Агады теперь используют гендерно-нейтральные английские переводы. [48]

Публичные Седеры

[ редактировать ]

Группа людей, которые вместе проводят пасхальный седер, упоминается в Талмуде (трактат Песахим) как хавура (группа). на Дальнем Востоке Например, эмиссары Хабад-Любавич регулярно проводят Седеры для сотен приезжающих студентов, бизнесменов и еврейских путешественников. Хабад-седер в Катманду регулярно собирает более 1200 участников. [49] В 2006 году Федерация еврейских общин стран СНГ и Балтии организовала более 500 публичных седеров по всему бывшем Советскому Союзу под руководством местных раввинов и студентов-раввинов Хабада, в общей сложности собрав более 150 000 участников. [50]

В Израиле , где постоянные жители наблюдают только один Седер, иностранные студенты, обучающиеся в ешивах и женских семинариях, часто приглашаются группами до 100 человек на «седеры второго дня», проводимые информационно-просветительскими организациями и частными лицами.

Кристиан Седерс

[ редактировать ]

Некоторые христиане , особенно, но не только, евангелические протестанты , недавно [ временные рамки? ] проявил большой интерес к проведению седеров по древней рубрике [ нужны разъяснения ] . Многие церкви проводят Седеры, обычно добавляя к ним мессианское христианское пасхальное послание и много раз приглашая мессианских евреев возглавить и учить на его основе. Тайная В Евангелиях приходится вечеря на Песах, поэтому некоторые христиане интерпретируют ее как Седер; в результате некоторые христианские седеры проводятся в Чистый четверг как часть празднования Тайной вечери. [51] Многие христиане считают эту трапезу способом приобщиться к наследию своей религии и увидеть, насколько практики древнего мира по-прежнему актуальны для христианства сегодня. [52] Однако нынешняя форма пасхального седера восходит к раввинистическому периоду, когда христианство и иудаизм уже разошлись . [53] Некоторые евреи и христиане считают христианские седеры неуместным культурным присвоением еврейских ритуалов в нееврейских целях. [51] [52] [54] [55] [56]

Межконфессиональные Седеры

[ редактировать ]

Ряд церквей проводят межконфессиональные Седеры, на которых как евреям, так и неевреям предлагается поделиться историей и обсудить общие темы мира, свободы и религиозной терпимости. Во время американского движения за гражданские права 1960-х годов межконфессиональные седеры придали энергии и вдохновили лидеров различных общин, которые собрались вместе, чтобы выступить за равную защиту для всех. Первый из них, Седер Свободы, был написан Артуром Васкоу , опубликован в журнале Ramparts и в небольшом буклете издательства Micah Press, а в более позднем издании (1970 г.) Холта-Райнхарта-Уинстона и фактически был исполнен 4 апреля. 1969 год, первая годовщина смерти доктора Мартина Лютера Кинга-младшего и третья ночь Песаха в Мемориальном храме Линкольна в Вашингтоне, округ Колумбия. Она прославляла освободительную борьбу Черной Америки наряду с борьбой древнего Израиля от фараона и была первой Агадой, выходящей за рамки оригинальной библейской истории. Это вызвало появление большого количества Агад, прославляющих различные другие формы освобождения – феминизм, вегетарианство, освободительные движения в Латинской Америке в 1970-х годах, экологическое исцеление и т. д. Сегодня многие Конгрегации унитаристов-универсалистов проводят ежегодные межконфессиональные общинные седеры. [57] ряд межконфессиональных Агад для пасхального седера. Специально для этой цели был написан [ нужна ссылка ]

Песах-седер Белого дома

[ редактировать ]
Обама проводят первый пасхальный седер в Белом доме в 2009 году (фото Белого дома).

В 2009 году президент Барак Обама начал проводить ежегодный пасхальный седер в Старой семейной столовой Белого дома , что стало первым случаем, когда действующий президент США проводил седер в Белом доме. [58] [59] Частный ужин примерно на 20 гостей, [60] как евреи, так и неевреи, включая президента и его семью, членов администрации президента и первой леди, а также друзей и их семьи [61] – включает в себя чтение Агады, традиционные ритуалы, такие как сокрытие афикомана и чаши Илии, а также чтение Прокламации об освобождении рабов . [58]

Виртуальные Седеры

[ редактировать ]

Когда люди хотят участвовать в общем Седере, но не могут быть вместе физически, для видеоконференций для облегчения «виртуального» Седера можно использовать такие технологии, как программное обеспечение . В 2020 году пандемия COVID-19 привела к всплеску виртуальных седеров, поскольку многие евреи стремились практиковать социальное дистанцирование во время праздников или жили в юрисдикциях, где они были обязаны это делать по закону, и поэтому не могли посещать дома друзей. и семья, проводившая Седеры. На веб-сайте OneTable количество размещенных на нем виртуальных седеров с 2019 по 2020 год выросло в четыре раза, а Zoom . для размещения виртуальных седеров широко использовался [62] [63] Виртуальные седеры одобрялись прогрессивными раввинами, но избегались ортодоксальными раввинами. [64] Раввинская ассамблея консервативного иудаизма выпустила руководство (хотя и не официальный ответ консерваторов ) на 2020 год по использованию видеоконференций для проведения седеров, избегая или сводя к минимуму нарушения ограничений Йом Това , которые ограничивают использование электронных устройств в праздничные дни. [65]

Седер в космосе

[ редактировать ]

В 2022 году израильский астронавт Эйтан Стиббе примет участие в первой частной поездке на Международную космическую станцию ​​в рамках миссии «Ракия» для проведения научно-технических экспериментов для ряда университетов и стартапов Израиля. В рамках миссии «Ракия» Стиббе провел первый седер в космосе в первую ночь праздника. Это включало в себя чтение кидуша, питье виноградного сока, поедание мацы и рассказы своим товарищам-космонавтам о ценностях, которым может научить традиция Седера и чтение Агады, отметив, что история исхода из Египта народа Израиля «из рабство в свободу» показывает, что «ни одна мечта не является недосягаемой». [66]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ / ˈ s d ər / ; Иврит : Седер Песах [ˈseder ˈpesaχ] , «Порядок/организация Пасхи»; Идиш : седер [ˈseider]
  1. ^ «Введение в Седер – еврейскую традицию» . yahadut.org . Проверено 30 марта 2024 г.
  2. ^ Исход 13:8
  3. ^ Эрнст Гольдшмидт, Бецалель Наркисс, Бецалель Наркисс, Джозеф Гутманн, Роберт Вельч, Бецалель Наркисс, Джозеф Гутманн, Сесил Рот, Ханох Авенари и Джоди Майерс (2007). «Агада, Пасха». В Беренбауме, Майкл ; Скольник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 8 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. стр. 207–217. ISBN  978-0-02-866097-4 . {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  4. ^ «Мишна, Песахим, глава 10» . Проверено 17 июня 2009 г.
  5. ^ «16 – Ночь Седера – Пениней Галаха» . Проверено 30 марта 2024 г.
  6. ^ Вавилонский Талмуд, Песахим 99б.
  7. ^ «Дэвид Блюменталь о популярности седера из-за способа его празднования» . Богословская библиотека Питтса, Университет Эмори. Архивировано из оригинала 15 апреля 2016 г.
  8. ^ «Определение СЭДЕР» . www.merriam-webster.com . 26 марта 2024 г. Проверено 30 марта 2024 г.
  9. ^ «Темы Маггида – еврейская традиция» . yahadut.org . Проверено 30 марта 2024 г.
  10. ^ Мишна Берура, 472:13
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эйдер, Шимон (1998). Галах Песаха . Издательство Фельдхайм. ISBN  978-0-87306-864-2 .
  12. ^ Сефер хачинух, позвони мне 21
  13. 14 апреля 2014 г., Национальные новости Израиля, Добровольцы спасают седер в Катманду , по состоянию на 22 июня 2014 г., «... Дом Хабада, который ожидает более 1000 человек на седер в понедельник вечером...»
  14. 15 апреля 2014 г., Global Post, От Катманду до Иерусалима, как евреи всего мира празднуют Песах. Архивировано 29 июня 2014 г. в Wayback Machine , по состоянию на 28 июня 2014 г.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маркус, Йосеф. «Каково значение четырех чаш вина?» . Хабад . Архивировано из оригинала 21 апреля 2011 года . Проверено 20 марта 2011 г.
  16. ^ «Коротко о седере» . Хабад.орг . Хабад. Архивировано из оригинала 17 марта 2011 года . Проверено 20 марта 2011 г.
  17. ^ Исход 6: 6–7.
  18. ^ «ОзТора: Четыре чаши вина» . Озтора.com . Раввин Раймонд Эппл . Проверено 11 апреля 2012 г.
  19. ^ «Иудаизм 101: Песах-седер: чем отличается эта ночь» . Проверено 21 сентября 2008 г.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Голд, Ави; Злотовиц, Меир; Шерман, Носсон (1990–2002). Полный ArtScroll Махзор: Песах . Бруклин, Нью-Йорк: Mesorah Publications, Ltd., стр. 86–87. ISBN  978-0-89906-696-7 .
  21. ^ предложение организовать | Поделиться | Раввин Барух Гиги Песах 2015
  22. ^ «Иудаизм 101: Песах-седер: чем отличается эта ночь» . Проверено 21 сентября 2008 г.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Талмуд Бавли, Песахим, 116а
  24. ^ «300 способов задать четыре вопроса» . Проверено 22 сентября 2008 г.
  25. ^ Базак, рав Амнон. «Четыре сына» . Исраэль Кошицкий Виртуальный Бейт Мидраш . Дэвид Сильверберг (пер.). Алон Швут, Израиль: Иешиват Хар-Эцион. Архивировано из оригинала 18 мая 2013 года . Проверено 12 марта 2013 г.
  26. ^ «CSJO: Пятый ребенок» . Конгресс светских еврейских организаций . Проверено 18 октября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  27. ^ «Еврейские праздники > Песах» . Колель. Архивировано из оригинала 08.11.2011 . Проверено 18 октября 2011 г.
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Трахтенберг, Джошуа (2004) [первоначально опубликовано в 1939 году]. «СТРАТАГЕМА» . Еврейская магия и суеверия . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета . стр. 166–167. ISBN  9780812218626 . Проверено 22 марта 2023 г.
  29. ^ Кляйн, Исаак. Руководство по еврейской религиозной практике . Нью-Йорк: Еврейская теологическая семинария Америки, 1992. Печать. п. 126
  30. ^ «Хотите привнести немного феминизма в свой пасхальный седер? Попробуйте «Женский даену» | Как потерять девственность» . www.virginitymovie.com . Архивировано из оригинала 10 апреля 2015 г.
  31. ^ «На кафедру через класс | NJJN» . Njjewishnews.com. 30 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 1 апреля 2015 г. Проверено 3 апреля 2015 г.
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шерман, Носсон; Злотовиц, Меир, ред. (1994) [1981]. Семейная Агада . Mesorah Publications, Ltd. ISBN  978-0-89906-178-8 .
  33. ^ «Chabad.org: 11. Шулхан Орех – накройте стол» . Проверено 22 сентября 2008 г.
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чаша Мириам: ритуалы Чаши Мириам для семейного пасхального седера. Архивировано 4 мая 2015 г. в Wayback Machine . Мириамскап.com. Проверено 18 октября 2011 г.
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Почему Кубок Мириам? Потому что без Мириам еврейская жизнь не существовала бы | j. Еженедельник еврейских новостей Северной Калифорнии» . Дж . Jweekly.com. 2 апреля 2015 г. Проверено 13 апреля 2015 г.
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эссерман, Рэйчел (1 сентября 2006 г.). «Размораживание иудаизма: взгляд на веб-сайт Ritualwell» (PDF) . Репортер . Бингемтон, Нью-Йорк. Еврейская федерация Большого Бингемтона. п. 5. Архивировано из оригинала (для печати) 7 апреля 2014 г. Проверено 29 января 2014 г.
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Кубок Мириам» . Мое еврейское образование. 22 января 2014 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2015 г. Проверено 13 апреля 2015 г.
  38. ^ Колач, Альфред Дж. Семейный седер: традиционная пасхальная Агада для современного дома . Нью-Йорк: Издательство Джонатан Дэвид, 1991. Печать. п. 99.
  39. ^ Эта неделя в истории - Э. М. Бронер публикует «Рассказ» | Еврейский женский архив . Jwa.org (1 марта 1993 г.). Проверено 18 октября 2011 г.
  40. ^ Документальная литература: Многие седеры Песаха . JBooks.com. Проверено 18 октября 2011 г.
  41. ^ Женская Агада (9780060611439): Э.М. Бронер, Наоми Нимрод: Книги . Amazon.com. Проверено 18 октября 2011 г.
  42. ^ Эстер М. Бронер | Еврейский женский архив . Jwa.org. Проверено 18 октября 2011 г.
  43. ^ Еврейские женщины и феминистская революция (Архив еврейских женщин) . Jwa.org (17 июня 2005 г.). Проверено 18 октября 2011 г.
  44. ^ Хельзель, Синтия Бомбах (14 апреля 2008 г.). «В округе Уэстморленд прошел только женский седер» . Питтсбург Трибьюн-Ревью . Архивировано из оригинала 12 февраля 2019 года . Проверено 10 февраля 2019 г.
  45. Женщины празднуют нетрадиционный седер - журналистика Бритт Дургин. Архивировано 2 ноября 2010 г. в Wayback Machine . Brittdurgin.com (2 октября 2010 г.). Проверено 18 октября 2011 г.
  46. ^ Тамара Коэн. «Апельсин на тарелке седера» . Архивировано из оригинала 1 апреля 2010 года . Проверено 28 марта 2010 г.
  47. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Еврейские ритуалы на столе Седера» . Ritualwell.org . Архивировано из оригинала 15 апреля 2013 г. Проверено 18 октября 2011 г.
  48. ^ Бергер, Джозеф (8 апреля 2011 г.). «Преображение Агады» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 апреля 2013 г.
  49. ^ «Хабад Евгения – Пасхальный Седер» . Архивировано из оригинала 17 февраля 2009 г. Проверено 29 сентября 2008 г.
  50. ^ «ФЕК: 150 000 человек празднуют Песах на седерах, спонсируемых ФЕК, в бывшем СССР» . 16 апреля 2004 г. Архивировано из оригинала 15 февраля 2009 г. Проверено 29 сентября 2008 г.
  51. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рейнольдс, Саймон (9 апреля 2021 г.). «Почему Церковь не должна присваивать Седер» . Церковь Таймс . Лондон . Проверено 13 марта 2022 г.
  52. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Всемирные религиозные новости: некоторые евреи видят нарушение границ в христианских седерах» . Проверено 16 марта 2013 г.
  53. ^ «Происхождение седера» . Институты Шехтера . 11 апреля 2006 г. Проверено 25 февраля 2021 г.
  54. ^ Федер, Шира (26 марта 2018 г.). «Почему христиане начинают проводить пасхальные седеры?» . Форвард . Проверено 25 февраля 2021 г.
  55. ^ Фридман, Мэтью (17 апреля 2019 г.). «Почему эта ночь другая? Проблема христианского седера» . Политика/Письма . Проверено 25 февраля 2021 г.
  56. ^ Бурак, Эмили (27 марта 2019 г.). «Почему важны христианские пасхальные седеры?» . Альма . Проверено 25 февраля 2021 г.
  57. ^ «Унитаристы-универсалисты имеют разнообразные и инклюзивные убеждения» . UUA.org . 9 февраля 2015 г.
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Раушенбуш, Пол Брандейс (14 апреля 2014 г.). «Как трое младших сотрудников Обамы-евреев провели первый пасхальный седер в Белом доме» . Хаффингтон Пост . Проверено 3 апреля 2016 г.
  59. ^ Кук, Дэвид Т. (25 марта 2013 г.). «Почему Обама, христианин, каждый год проводит пасхальный седер в Белом доме» . Христианский научный монитор . Проверено 3 апреля 2016 г.
  60. ^ Ферст, Девра (21 марта 2013 г.). «Чем седер в Белом доме отличается от всех остальных?» . Форвард . Проверено 3 апреля 2016 г.
  61. ^ Фабиан, Иордания (3 апреля 2015 г.). «Сделка с Ираном, напряженность в Израиле сосредоточили внимание на седере в Белом доме» . Холм . Проверено 3 апреля 2016 г.
  62. ^ Редактор Дэниел Берк, CNN Religion (8 апреля 2020 г.). «Эта Песах, седеры виртуальные. Чума реальная» . CNN . Проверено 9 апреля 2020 г. {{cite web}}: |last= имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  63. ^ Босма, Элисон. «Песах во время коронавируса: Отмечаем общий праздник в одиночку» . MetroWest Daily News, Фрамингем, Массачусетс . Проверено 9 апреля 2020 г.
  64. ^ Кавалер, Тара (8 апреля 2020 г.). «Празднование Песаха во время 11-й казни» . Медиа-линия . Проверено 9 апреля 2020 г.
  65. ^ «Потоковое седер | Раввинское собрание» . www.rabbinicalassembly.org . Проверено 9 апреля 2020 г.
  66. ^ Врубель, Шарон (18 апреля 2022 г.). «Второй израильский астронавт на первом пасхальном седере в космосе: «Ни одна мечта не недостижима» » . Algemeiner.com .

Библиография

[ редактировать ]
  • Сикер, Мартин (2004). Справочник по пасхальному седеру и аналитическое введение в Агаду . iUniverse. ISBN  978-0595313693 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e9288d383aaddb4c9f2b6d1899cdea98__1714843320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/98/e9288d383aaddb4c9f2b6d1899cdea98.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Passover Seder - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)