Исаак Абарбанель
Исааку Абарбанелю | |
---|---|
Рожденный | Исаак бен Иуда Абарбанель 1437 |
Умер | 1508 г. (70–71 год) |
Эра | Средневековая философия |
Область | Еврейская философия |
Основные интересы | Религиозная философия |
Исаак бен Иуда Абарбанель ( иврит : יצקא בן ישקודה אברבנאל ; 1437–1508), обычно называемый Абарбанель ( иврит : אברבנעל ; также пишется Абраванель , Авраванель или Абрабанель ), был португальский еврейский государственный деятель , философ , комментатор Библии и финансист . [ 1 ]
Имя
[ редактировать ]Существуют некоторые споры о том, следует ли произносить его фамилию Абарбанель или Абраванель . Традиционное произношение — Абарбанель . В современной научной литературе, начиная с Греца и Бэра , чаще всего используется Абраванель , но его собственный сын Иуда настаивал на Абарбанеле , а Сефер ха-Тишби Илии Левиты , который был ближайшим современником, дважды произносит гласные имя как Абарбинель (אַבַּרְבִּינֵאל). [ 2 ]
Этимология названия неясна. [ 2 ] Некоторые говорят, что оно происходит от Аб Раббан Эль , что означает «отец раввинов Божьих», что, кажется, способствует произношению «Абрабанель». [ нужна ссылка ]
Биография
[ редактировать ]Абарбанель родился в Лиссабоне , Португалия , в одной из старейших и самых выдающихся иберийских еврейских семей. [ 3 ] его предки спаслись от резни в Кастилии в 1391 году . Ученик лиссабонского раввина Йозефа Хаима. [ 4 ] он стал хорошо разбираться в раввинской литературе и науках своего времени, посвятив свои ранние годы изучению еврейской философии . Цитируется, что Абарбанель сказал, что считал Иосифа ибн Шем-Това своим наставником. В 20 лет он писал о первородной форме природных стихий, о религиозных вопросах и пророчествах. Наряду со своими интеллектуальными способностями он продемонстрировал мастерство в финансовых вопросах. Это привлекло внимание короля Португалии Афонсу V , который нанял его казначеем.
Он использовал свое высокое положение и огромное богатство, унаследованное от отца, для помощи своим единоверцам. Когда его покровитель Афонсу захватил город Арзила в Марокко , еврейским пленникам грозила продажа в рабство. Абарбанель внес большие суммы в выкуп и лично организовал сбор средств по всей Португалии. Он также написал своему ученому и богатому другу: [ 5 ] Витале (Йехиэль) Ниссим да Пиза от имени пленников.
После смерти Афонсу он был вынужден оставить свой пост, будучи обвинен королем Жуаном II в потворстве герцогу Браганса , казненному по обвинению в заговоре. Абарбанель, вовремя предупрежденный, спасся поспешной бегством в Кастилию в 1483 году. Его большое состояние было конфисковано королевским указом.
В Толедо , своем новом доме, он сначала занялся изучением Библии и в течение шести месяцев написал обширный комментарий к книгам Иисуса Навина, Судей и Самуила. Однако вскоре после этого он поступил на службу в дом Кастилии. Вместе со своим другом, влиятельным конверсо доном Абрахамом -старшим из Сеговии , он взялся собирать доходы и поставлять продовольствие для королевской армии, контракты, которые он выполнил к полному удовлетворению королевы Изабеллы I Кастильской .
Во время Реконкисты Абарбанель передал королю значительные суммы денег. приказали изгнать евреев Когда католические монархи Испании указом Альгамбры , он сделал все, что было в его силах, чтобы убедить короля отменить указ. Он безуспешно предложил королю 30 000 дукатов (около 60 000 фунтов стерлингов по тем временам). Он покинул Испанию вместе со своими собратьями-евреями и отправился в Неаполь, где вскоре после этого поступил на службу к королю. Некоторое время он жил в мире и безмятежности, но когда город был взят французами, лишенный всего его имущества, он последовал за молодым королем Альфонсо в Мессину в 1495 году, прежде чем отправиться на Корфу . В 1496 году он поселился в Монополи , прежде чем, наконец, высадиться в Венеции в 1503 году, где его услуги были использованы при заключении торгового договора между Португалией и Венецианской республикой.
Несколько раз в середине-конце 15 века он лично тратил большую сумму своего личного состояния, чтобы подкупить католических монархов, чтобы те позволили евреям остаться в Испании. Утверждается, что Абарбанель предложил им 600 000 крон за отмену указа. Говорят, что Фердинанд колебался, но принять предложение ему помешал Томас де Торквемада , Великий инквизитор , который ворвался в королевское присутствие и, бросив распятие перед королем и королевой, спросил, , как Иуда предадут ли они , своего Господа за деньги. [ нужна ссылка ] В итоге ему удалось лишь добиться переноса даты высылки на два дня.
Он умер в Венеции в 1508 году и был похоронен в Падуе рядом с ее раввином Иудой Минцем . Из-за разрушения еврейского кладбища во время осады Падуи в 1509 году его могила сейчас неизвестна. [ 6 ] Кости с кладбища были перезахоронены в 1955 году, и существует традиция, что среди них находятся останки Абарбанеля и Минца. [ 7 ] Среди заявленных потомков Абарбанеля - российский писатель Борис Пастернак. [ 8 ] и бразильский медиамагнат и артист Сильвио Сантос . [ 9 ]
Работает
[ редактировать ]За свою жизнь Абарбанель написал множество работ, которые часто подразделяют на три группы: экзегеза , философия и апологетика . Его философия касалась наук и того, как эта область связана с еврейской религией и традициями, а его апологетика защищает идею Мессии в иудаизме , критикуя христианскую версию. Экзегетические сочинения Абарбанеля отличались от обычных библейских комментариев, поскольку он принимал во внимание социальные и политические проблемы того времени. [ 10 ] Он считал, что одних комментариев недостаточно, но при обсуждении такой важной темы, как Библия , необходимо учитывать и реальную жизнь еврейского народа . Он также нашел время, чтобы включить введение, касающееся характера каждой книги, которую он комментировал, а также дату ее написания и намерение первоначального автора сделать произведения более доступными для обычного читателя.
Экзегеза
[ редактировать ]Абарбанель составил комментарии к Торе и Невиим . Они были опубликованы в трех произведениях: «Перуш» (Комментарий) к Торе (Венеция, 1579 г.); «Перуш» о ранних пророках (Пезаро, 1511?); «Перуш» о Поздних пророках (Пезаро, 1520?). [ 3 ] Возможно, он также написал комментарий к «Песне Песней» . [ 11 ] [ 12 ]
Его комментарии разделены на главы, каждой из которых предшествует список вопросов или трудностей, которые он пытается объяснить на протяжении всей главы. Это не только облегчило ученым поиск ответов, которые они искали, но и помогло обычному студенту изучить работу Абарбанеля. В его комментарии к Торе эти вопросы не имеют определенного количества, иногда достигая более 40, но в комментарии к Пророкам он ограничивается шестью. Абарбанель редко вступал в мир грамматических или филологических исследований в духе Авраама ибн Эзры или Давида Кимхи до него, вместо этого сосредотачиваясь на содержательном исследовании Писания.
Иногда Абарбанель отклоняется от обсуждаемой темы, особенно в своих комментариях к Торе. Его стиль и презентации многословны и часто повторяются. Некоторые из его интерпретаций основаны на проповедях, произнесенных в синагоге. Он яростно боролся с крайним рационализмом философских интерпретаций, а также с интерпретациями, основанными на философских аллегориях. В то же время он сам прибегал, особенно в своих комментариях к Торе, к многочисленным философским интерпретациям.
Его неприятие философских аллегорий также следует приписать условиям его времени, страху подорвать беспрекословную веру простого еврея и опасности для выживания евреев в изгнании. Это также объясняет веру Абарбанеля в мессианские концепции иудаизма, а также его потребность сделать свою работу доступной для всех евреев, а не писать только для ученых своего времени. Хотя его комментарии часто отличались от каббалистических интерпретаций, Абарбанель, тем не менее, считал, что Тора помимо явного значения имеет скрытый смысл, поэтому он интерпретировал отрывки Торы по-разному. Его комментарий к Второзаконию 25:5 демонстрирует как его знание, так и поддержку каббалистов и каббалистического понимания Священного Писания. Наряду с философскими концепциями (названными «аналитический путь», «научный» или «метод мудрости») он дает «путь Торы», то есть моральные и религиозные принципы, которые следует вывести из текста. .
Он много цитировал Мидраш , но позволял себе критиковать свой источник, когда, по его мнению, он не соответствовал буквальному смыслу текста. Он объясняет: «Я не удержусь от указания на слабость, присущую их заявлениям, которые носят гомилетический характер и не принимаются ими как авторитетные» («Введение к Иисусу Навину »).
В целом экзегетические сочинения Абарбанеля примечательны следующими различиями:
- Его сравнение социальной структуры общества в библейские времена с социальной структурой европейского общества в его дни (например, при рассмотрении института монархии, I Царств 8). Он широко прибегал к исторической интерпретации, особенно в своих комментариях к Большому и Малому Пророкам и Книге Даниила, но во многих случаях его интерпретации анахроничны (например, Книга Судей 18).
- Озабоченность христианской экзегезой и экзегетами. Он вообще оспаривал их христологические интерпретации, особенно Иеронима. Но он не колебался заимствовать у них, когда их толкование казалось ему правильным. «Действительно, я считаю их слова по этому вопросу более приемлемыми, чем слова раввинов, о которых я говорил» (3 Царств 8, ответ на шестой вопрос).
- Его введения к книгам пророков, которые гораздо более полны, чем книги его предшественников. В них он рассматривает содержание книг, разделение материала, их авторов и время их составления, а также проводит сравнения метода и стиля различных пророков. Его исследования выполнены в духе средневековой схоластики. Следовательно, его можно считать пионером современной науки библейской пропедевтики .
Однако главной характеристикой, которая отличала Абарбанеля от его предшественников, была его неослабевающая приверженность использованию Священного Писания как средства выяснения статус-кво окружающей его еврейской общины; Как ученый-историк, Абарбанель смог современно осмыслить уроки исторических эпох, описанных в Священном Писании, и успешно применить их в своих объяснениях современной еврейской жизни. политическую и общественную жизнь персонажей Танаха . Абарбанель, который сам принимал участие в политике великих держав того времени, считал, что простого рассмотрения литературных элементов Священного Писания недостаточно и что необходимо также принимать во внимание . [ 3 ] Благодаря общему совершенству и полноте экзегетической литературы Абарбанеля, на него смотрели как на маяк для более поздней христианской науки, которая часто включала в себя задачи по переводу и сжатию его работ.
Его экзегетические сочинения расположены на богато продуманном фоне еврейского исторического и социокультурного опыта, и часто подразумевается, что его экзегетика была создана с целью дать евреям Испании надежду на то, что пришествие Мессии было неизбежным в их дни. . [ нужна ссылка ] Эта идея отличала его от многих других философов того времени, которые не так сильно полагались на мессианские концепции.
Философия
[ редактировать ]Часть серии о |
Еврейская философия |
---|
Еврейские предшественники Абарбанеля в области философии не получили от него такой терпимости, как христиане. Такие люди, как Исаак Альбалаг , Шем-Тов ибн Фалакера , Герсонид , Моисей бен Джошуа и другие, были осуждены Абарбанелем как неверные и вводящие в заблуждение наставники за принятие сравнительно либеральной точки зрения в религиозно-философских вопросах. Абарбанель, по сути, был противником философии, несмотря на свой авторитет в этом вопросе, поскольку все его понимание еврейской религии было основано на Божьем откровении в еврейской истории . [ 3 ] По мнению Абарбанеля, еврейская экзегеза стала философской и далекой от основной истины текста. [ 13 ]
Характерным примером его колебаний является его самая важная религиозная работа, « Рош Амана» ( «Вершина веры» ) (Амстердам, 1505 г.), название которой происходит из «Песни Песней» 4:8. Эта работа, посвященная защите 13 статей веры Маймонида против нападок Хасдая Крескаса и Джозефа Альбо , заканчивается утверждением, что Маймонид составил эти статьи просто в соответствии с модой других народов, которые устанавливают аксиомы или фундаментальные принципы. для своей науки. Однако он считает, что иудаизм не имеет ничего общего с человеческой наукой; что учение Торы является откровением от Бога и, следовательно, все имеет равную ценность; что среди них нет ни принципов, ни следствий из принципов. [ 3 ]
Абарбанель соглашается и поддерживает некоторые идеи Маймонида, но он критикует концепцию Маймонида о том, что пророческие видения были творениями воображения. Абарбанель не желает слышать об этом объяснении, даже в отношении бат-кола Талмуда, который, по его словам, был реальным голосом, сделанным слышимым Богом – фактически чудом. [ 14 ] [ 3 ]
Подобным же образом Абарбанель превзошел всех своих предшественников в борьбе с теорией Маймонида о «Небесной колеснице» у Иезекииля. [ 15 ] [ 3 ]
Дела надежды
[ редактировать ]Абарбанель глубоко ощущал безнадежность и отчаяние, охватившие испанских евреев в годы после их изгнания из Испании, и поэтому решил защищать и укреплять их мессианскую веру. С этой целью он написал следующие произведения: [ 3 ]
- «Источники спасения» ( «Глаза спасения» , Maʿyānei haYəshuʿah , 1496), представляющие собой комментарий к Книге Даниила ;
- «Спасение Помазанника Своего» ( , 1497 ) , Yəshuʿot Meshiho интерпретация раввинской литературы о Мессии.
- «Возвещая о спасении» ( Мишмия Иешуа , 1498 г.), комментарий к мессианским пророчествам в пророческих книгах.
Эти три книги считаются отдельными частями более крупного произведения под названием « Башня спасения ». Башня Иисуса , Мигдал Йешуот ).
Первая работа представляет собой комментарий к книге Даниила, в которой он опровергает как христианское толкование, так и еврейский рационалистический подход к этой книге. Достаточно любопытно, что вопреки Талмуду и всей позднейшей раввинской традиции он причисляет Даниила к пророкам, совпадающим в этом – но только в этом – с современной христианской интерпретацией. К этому его побуждает тот факт, что Даниил дает основание его мессианской теории. Оставшаяся часть его комментария посвящена исчерпывающей и резкой критике христианского толкования. [ 3 ]
Вторая работа, вероятно, уникальна тем, что представляет собой изложение учения о Мессии согласно традиционным свидетельствам Талмуда и Мидраша. Его третья апологетическая работа содержит собрание мессианских отрывков из Библии и их толкований, в ходе которого Абарбанель критикует христианскую интерпретацию этих отрывков. [ 3 ]
Другие работы
[ редактировать ]Другие работы Абарбанеля включают: [ 3 ]
- «Корона Древних» ( Атерет Зкеним )
- «Вершина веры» ( Рош Амана )
- «Наследство отцов» ( Нахлат Авот )
- «Формы стихий» ( Цурот Хайесодот )
- «Новые небеса» ( Шамаим Хадашим )
- «Дела Божии» ( Мифалот Элохим )
- «Пасхальное приношение» ( Зевах Песах )
Оценка его работ
[ редактировать ]Раса и рабство
[ редактировать ]По иронии судьбы, по словам Дэвида Брайона Дэвиса , историка из Йельского университета , специализирующегося на рабстве , Абарбанель сыграл ключевую роль в обеспечении концептуальной основы рабства чернокожих: «[...] великий еврейский философ и государственный деятель Исаак бен Абраванель, повидавший множество чернокожих рабов как в своей родной Португалии, так и в Испании, объединил теорию Аристотеля о естественных рабах с верой в то, что библейский Ной проклял и приговорил к рабству своего сына Хама и его молодого внука Ханаана , пришел к выводу, что рабство чернокожих африканцев-животных должно быть рабским. вечный». [ 16 ] Однако взгляды Абарбанеля на рабство прямо противоречили взглядам Раши , который, цитируя более ранний талмудический источник, [ 17 ] писал, что язычники никогда не подпадали под санкцию владения рабами, как это было разрешено детям Израиля, поскольку Писание говорит (Левит 25:44) : «Из них вы будете покупать и т. д.», что означает: «Только Израиль разрешено покупать у них [порабощенных лиц], но им не разрешено покупать [порабощенных лиц] ни у вас, ни друг у друга». [ 18 ]
Ученые, в том числе Джонатан Шорш и Дэвид М. Гольденберг, отмечают, что комментарии Абарбанеля к Книге Амоса свидетельствуют об очень гуманистических чувствах: «[Абарбанель] ответил с нескрываемым гневом на комментарий караима из Иерусалима десятого века, Йефета бен Али, по вопросу о черных [распущенности] Йефет истолковал библейский стих (Амос 9:7) как относящийся к чернокожим женщинам. как «распутный в связях, и поэтому никто не знает, кто его отец». Абарбанель: «Я не знаю, кто рассказал Йефету об этой практике распущенности среди чернокожих женщин, о которой он упоминает. Но в стране моего рождения [Португалии] я видел многих из этих людей и их женщин, которые были верны своим мужьям, если только они не были верны своим мужьям. пленники и пленники своих врагов. Они такие же, как и все остальные люди». [ 19 ] Шорш утверждает, что что касается взглядов Абарбанеля на связь между рабством и проклятием Хама, то Абарбанель находился под влиянием сочинений своих современников и предшественников, в том числе христианских и мусульманских писателей, а также окружающей его культуры, и его вряд ли можно было считать уникальным в своих произведениях. просмотры. [ 20 ] Комментарий Абарбанеля к Амосу 9:7 и другим произведениям, утверждает Шорш, показывает сложность взглядов Абарбанеля на чернокожих. «Противоречивые отрывки Абарбанеля о черных были написаны в разное время и затрагивали разные сферы дискурса: один абстрактный миф, другой - реальных живых чернокожих». [ 21 ] Шорш показывает, как современные книги о путешествиях описывают эфиопов как варваров, ворующих детей друг друга, чтобы продать их иностранцам-мусульманам. «Отсюда и многочисленные заявления о том, что эфиопы поддерживали отношения... со своими братьями и сестрами или родителями. С этой точки зрения, семьи, культурный продукт, не были бы известны первобытным людям, которые жили как животные. Однако Абарбанель отверг все эти уничижительные представления, когда защищая поведение настоящих чернокожих, живущих в Португалии». [ 21 ]
Наследие
[ редактировать ]Синагога Дона Исаака Абраванеля в Париже, Франция, была названа в его память. [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Биографический словарь Чемберса , ISBN 0-550-18022-2 , стр. 1
- ^ Перейти обратно: а б Абарбанель и цензор , стр. 1, примечание 1
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к АБРАНЕЛЬ, АБАРБАНЕЛЬ или АБРАБАНЕЛЬ , Еврейская энциклопедия
- ^ Йосеф бен Шломо ибн Яхья: поэт, религиовед, восстановитель синагоги Ибн Яхья в Калатаюде ; потомок Хийи ад-Дауди , правнука Езекии Гаона
- ^ Культурные посредники: еврейские интеллектуалы в Италии раннего Нового времени Дэвид Б. Рудерман, Джузеппе Вельтри
- ^ «Абрабанель, Исаак бен Иуда | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Энциклопедия иудаики .
- ^ Надгробие в Падуе Падуя.
- ^ Барнс, Кристофер; Пастернак, Борис Леонидович (1989). Борис Пастернак: Том 1, 1890-1928: Литературная биография . Издательство Кембриджского университета. п. 2. ISBN 978-0-521-25957-6 .
- ^ Велозу, Винисиус (7 октября 2021 г.). «Книга рассказывает историю Дома Исаака Абраванеля, предка Сильвио Сантоса | Метрополес» . Мегаполисы (на бразильском португальском языке) . Проверено 19 августа 2024 г.
- ^ Томас Г. Бергин (редактор), Энциклопедия Возрождения (Оксфорд и Нью-Йорк: Market House Books, 1987).
- ^ Тринити-колледж (Кембриджский университет); Райт, Уильям Олдис; Лоу, Х. (1926). Каталог рукописей, написанных на иврите, собранных и завещанных библиотеке Тринити-колледжа покойным Уильямом Алдисом Райтом ... Кембридж: Издательство Университета.
- ^ «Пророки выступили за Абарбаналов (Судей)» . www.nli.org.il. Проверено 23 июля 2023 г.
- ^ Хаас, Джаир. «Защита авторитета, надежности и последовательности библейской историографии Исаака Абарбанеля». Ежегодник Еврейского союзного колледжа , том. 82–83, 2012, стр. 203–247. Сайт JSTOR . Проверено 2 октября 2023 г.
- ^ Комментарий к Быт. 16.
- ^ Атерет Зекеним 24 и комментарий к «Путеводителю для растерянных», часть III, 71–74, изд. Варшава
- ^ Дэвис, Дэвид Брайон . Нечеловеческое рабство: взлет и падение рабства в Новом Свете (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2006), с. 55. См. Шорш, Евреи и чернокожие , стр. 17–22; 27; 36–49.
- ^ Вавилонский Талмуд ( Гиттин 38а)
- ^ Вавилонский Талмуд ( Кидушин 6б), Раши св и нуждается в разводе.
- ^ Голдберг, Дэвид М. (1997). Борьба на земле обетованной: к истории черно-еврейских отношений в Соединенных Штатах (PDF) . Нью-Йорк/Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 21–51.
- ^ Шорш, Джонатан. Евреи и чернокожие в раннем современном мире . Издательство Кембриджского университета. п. 33.
- ^ Перейти обратно: а б Шорш, Джонатан. Евреи и чернокожие в мире раннего Нового времени . Издательство Кембриджского университета. п. 37.
- ^ «Исаак Абраванель (Синагога Ла Рокетт)» . Обсерватория религиозного наследия . Проверено 4 ноября 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бородовский, Альфредо Фабио (2003). Исаак Абраванель о чудесах, творении, пророчествах и зле: напряжение между средневековой еврейской философией и библейскими комментариями . Исследования библейской литературы. Том. Т. 53. Питер Лэнг. ISBN 0-8204-6236-5 .
- Бар Эйтан, Зев (2012). Мир Торы Абраванеля: Серия . Тора Ренессанс Пресс. ISBN 9659183313
- Фельдман, Сеймур (2002). Философия во время кризиса: Дон Исаак Абраванель – защитник веры . Рутледж. ISBN 0700715908 .
- Лоуи, Эрик (2012). Позиция Исаака Абарбанеля по отношению к традиции: защита, несогласие и диалог . СУНИ Пресс. ISBN 9780791489888 .
- Нетаньяху, Бенцион (1999). Дон Исаак Абраванель: государственный деятель и философ (5-е изд.). Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-3487-4 .
- Сарачек, Джозеф (1938). Дон Исаак Абраванель . Блох.
- Элазар Ари Липински: Песах – праздник вопросов. О комментарии к Агаде «Зевах Песах» раввина Исаака Абарбанеля (1437–1508). Впервые опубликовано на немецком языке в официальном ежеквартальном журнале Организации еврейских общин Баварии: Еврейская жизнь в Баварии. Бюллетень Государственной ассоциации израильских религиозных общин в Баварии. Пасхальное издание = № 109, 2009 г., ЗДБ-ИД 2077457-6 , С. 3–4.
- Сид Лейман: Абарбанель и цензор . Статья профессора Сида Леймана о цензуре произведений Абарбанеля и о правильном произношении его имени.
- Эран Визель, «Вопрос Исаака Абраванеля и ответ Джозефа Хайюна: новый этап в вопросе о роли Моисея в составлении Торы», Religious Studies and Theology 35 (2016), стр. 53-72.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Краткая биография Исаака Абраванеля
- Абрабанель
- Запись в Колумбийской энциклопедии
- Седер Агада Шель Песах Агадот с комментариями Исаака Абарбанеля в Институте Лео Бека, Нью-Йорк.
- 1437 рождений
- 1508 смертей
- Философы XV века
- Португальские бизнесмены XV века
- Португальские раввины XV века
- Семья Абраванель
- Комментаторы Библии
- Придворные евреи
- Средневековые еврейские философы
- Евреи изгнаны из Испании в 1492 году.
- Раввины из Лиссабона
- Португальские беженцы
- Венецианские бизнесмены XVI века
- Еврейские учёные-библеисты XV века
- Еврейские учёные-библеисты XVI века
- Кастильские раввины XV века