Рашбам
Рашбам | |
---|---|
Рожденный | в. 1085 |
Умер | в. 1158 |
Эра | Средневековая философия |
Область | Еврейская философия |
Самуэль бен Меир ( Труа , ок. 1085 – ок. 1158), после его смерти известный как «Рашбам» , еврейская аббревиатура от RA bbi SH muel B en Meir , был ведущим французским тосафистом и внуком Шломо Ицхаки ». Раши». [1]
Биография
[ редактировать ]Он родился в окрестностях Труа , примерно в 1085 году во Франции в семье своего отца Меира бен Шмуэля и матери Йохевед, дочери Раши . Он был старшим братом грамматика Соломона, а также тосафистов Исаака бен Меира («Ривам») и Якоба бен Меира («Рабейну Там»), а также коллегой раввина Йозефа Кара .
Как и его дед по материнской линии, Рашбам был комментатором Библии и талмудистом . Он учился у Раши и у Исаака бен Ашера ха-Леви («Рива»). Он был учителем своего брата Рабейну Тама , и его метод интерпретации отличался от метода его деда. [2]
Рашбам зарабатывал на жизнь уходом за скотом и выращиванием винограда, следуя семейной традиции. Известный своим благочестием, он защищал еврейские убеждения в публичных спорах, организованных церковными лидерами, чтобы продемонстрировать неполноценность иудаизма, и его комментарий содержит несколько прямых ссылок на такие споры с духовенством, особенно относительно неправильного перевода библейских терминов, что приводит к недоразумениям. . [3]
Подробностей жизни Рашбама известно немного. Говорят, он был настолько скромен, что всегда ходил с опущенными глазами. Мордехай бен Гилель рассказывает, что он был настолько рассеян, что однажды во время путешествия чуть не забрался в повозку, нагруженную скотом. [4] Также известно, что около 1150 года он преподавал в Руане (ивр. רדום — Родом, столица Нормандского герцогства Плантагенетов) в ешиве, останки которой были обнаружены в 1976 году. Там он, вероятно, встретил великого испанского учёного Авраама ибн Эзру , который остался в Руане между 1150 и 1158 годами.
Примерно в 1160 году синод состоялся в Труа в рамках Такканот Шум . Этот синод возглавляли Рашбам, его брат Рабейну Там и Элиэзер бен Натан (Рааван). более 250 раввинов из общин со всей Франции На мероприятии также присутствовали . На Синоде был принят ряд общинных декретов, касающихся как еврейско- языческих отношений, так и вопросов, касающихся внутренней жизни еврейской общины. [5]
Учения
[ редактировать ]Комментарий Торы
[ редактировать ]Его комментарий к Торе известен своим упором на простой смысл ( пешат ) текста. Иногда он оспаривает интерпретацию своего деда и указывает, что его дед был согласен с его подходом. [6] Он принял естественный (в отличие от гомилетического и традиционного) метод. [2] Такой подход часто приводил его к высказыванию взглядов, которые были несколько противоречивыми. Таким образом, Рашбам (в Бытие 1:5) утверждал, что день начался на рассвете, а не с предыдущего заката (как предполагалось в более позднем еврейском обычае). Другой известной интерпретацией была точка зрения Рашбама о том, что столь спорная фраза в Бытие 49:10 должна быть переведена как «доколе он не придет в Силом» и относится к разделению Иудейского царства после . смерти Соломона [2]
Рашбам объясняет свою цель в библейской экзегезе так: «Те, кто любит чистый разум, должны всегда помнить, что мудрецы сказали, что библейский отрывок не должен быть лишен своего первоначального значения [в Бытие 37:2]. по их мнению, что постоянное изучение Талмуда является одним из самых похвальных занятий, комментаторы не смогли по причине такого изучения излагать отдельные стихи согласно их очевидному смыслу. Даже мой дед Соломон был приверженцем этой школы; и у меня был с ним спор по этому поводу, в котором он признал, что пересмотрел бы свои комментарии, если бы у него было на это время».
Некоторые ученые считают, что причина, по которой его комментарий к Бытию отсутствовал в течение длительного времени и не был полностью восстановлен до конца 1800-х годов, заключалась в противоречивых замечаниях относительно того, когда начинается день. Даже сегодня не все версии Микраот Гедолот включают полный Рашбам. [7]
Талмудические произведения
[ редактировать ]Сохранились части его комментариев к Талмуду, например, трактат Бава Батра (большие части трактата, где нет комментариев Раши), а также последняя глава трактата Песахим . Заметки Рашбама о Библии отличаются краткостью. Он написал две версии своего комментария к частям Бавлийского (Вавилонского) Талмуда: длинную и короткую версию. Обычно публиковалась только его длинная версия, хотя более короткая версия иногда публиковалась частично.
Талмудические произведения Рашбама включают следующие комментарии:
- О трактате Баба Батра (iii. 29а до конца).
- О Песахиме (х. 99б до конца).
- Об Аводе Зара, из которой лишь несколько отрывков цитируются в «Темим Деим», изд. Венеция, iii. 19б, 20б, 28в.
- О Нидде, как следует из «Ор Заруа» (берлинский «Магазин», т. 100а).
- Дополнения к Альфаси (Ахаба, изд. Амстердам, т. 136б).
- Дополнения к комментарию Раши [8]
- «Тешувот» у Р. Элиезера б. Натан «Эбен ха-Эзер», изд. Прага, 143б-146в, и в «Пардес» изд. Константинополь, л. 4а («Журнал» Берлинера, 1876, стр. 60; «Ор Заруа», i. 79b; «Мордекай» на Кет. viii. 300, л. 108b, в «Хаггахот Маймунийет», «Ишот», iii.) .
- На Пиркей Авот [9] Его дополнения к «Пиркей Авот» встречаются также в «Мигдаль Оз» Шем Това бен Авраама ибн Гаона .
- Выводы комментариев к Талмуду остались незавершенными Раши.
Другие мнения о Рашбаме, которых нет в дошедших до нас сочинениях, обычно цитируются тосафотами во всем Талмуде.
Похожие книги и статьи
[ редактировать ]- Иафет, Сара; Солтерс, Роберт Б. (1985). Комментарий рабби Самуила бен Меира, Рашбам, на Кохелет Иерусалим: Магнес Пресс, Еврейский университет. ISBN 965-223-517-2 . OCLC 12685924 .
- Локшин, Мартин И. (1989). Комментарий раввина Самуэля бен Меира к Бытию: аннотированный перевод . Льюистон, Нью-Йорк, США: E. Mellen Press. ISBN 0-88946-256-9 . OCLC 19740503 .
- Локшин, Мартин И. (2001). Комментарий Рашбама к Исходу: аннотированный перевод . Атланта, Джорджия: Scholars Press. ISBN 1-930675-11-9 . OCLC 634886463 .
- Голб, Норман (1998). Евреи в средневековой Нормандии: социальная и интеллектуальная история . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-58032-3 . OCLC 36461619 .
- Визель, Эран (2016). « Боязнь влияния»: подход Рашбама к комментарию Раши к Торе» . Обзор AJS . 40 (2). Проект Муза: 279–303. дои : 10.1017/s0364009416000428 . ISSN 0364-0094 . S2CID 164824867 .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Комментарий Р. Самуэля бен Меира, Рашбам, к изд. Кохелет. Сара Джафет , Роберт Б. Солтерс — 1985 «Эта книга, предназначенная для изучающих еврейскую Библию и средневековую экзегезу, представляет небольшую часть работы Р. Самуэля бен Меира (Рашбама), внука Раши и одного из ведущих деятели экзегетической школы Раши на севере..."
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Нист, Теодор А. (24 марта 1997 г.). Не убий (Отчет). Форт Бельвуар, Вирджиния: Центр технической информации Министерства обороны.
- ^ Мордехай, Эрувин, конец
- ^ «Синоды» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 17 августа 2022 г.
- ^ См. комментарий к Бытие 37:2 – https://www.sefaria.org/Rashbam_on_Genesis.37.2.1.
- ^ Фридман, Херши Х. (2021). «Изучать или подвергать цензуре: нетрадиционный, новаторский библейский комментарий Рашбама» : 1–2. дои : 10.13140/RG.2.2.14638.13127 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Зунц, "ЗГ" с. 32
- ^ Zunz, "ZG", стр. 124 и далее.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «САМУЭЛ Б. МЕИР (РаШБаМ)» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.