Иудейское царство
Иудейское царство 𐤉𐤄𐤃 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 930 г. до н.э. [1] – с. 587 г. до н.э. | |||||||
Печать ЛМЛК (700–586 гг. до н.э.) | |||||||
Статус | Королевство | ||||||
Капитал | Иерусалим | ||||||
Общие языки | Библейский иврит | ||||||
Религия | |||||||
Demonym(s) | Иуды | ||||||
Правительство | Монархия | ||||||
Король | |||||||
• в. 931–913 гг. до н. э. | Ровоам (первый) | ||||||
• в. 597–587 гг. до н.э. | Седекия (последний) | ||||||
Историческая эпоха | Железный век | ||||||
в. 930 г. до н.э. [1] | |||||||
в. 587 г. до н. э. | |||||||
|
Царство Иуды [а] было израильским царством Южного Леванта в эпоху железного века . , расположенного в горной местности Иудеи , Столицей этого не имеющего выхода к морю царства был Иерусалим . [3] Евреи названы в честь Иуды и в основном происходят от людей, живших в этом регионе. [4] [5] [6]
Еврейская Библия изображает Иудейское царство как преемника Соединенного Королевства Израиля , термин, обозначающий объединенную монархию под управлением библейских царей Саула , Давида и Соломона и охватывающую территорию Иуды и Израиля . Однако в 1980-х годах некоторые ученые-библеисты начали утверждать, что археологические свидетельства существования обширного царства до конца 8-го века до нашей эры слишком слабы и что методология, использованная для получения доказательств, ошибочна. [7] [8] В 10-м и начале 9-го веков до нашей эры территория Иудеи, по-видимому, была малонаселенной и ограничивалась небольшими сельскими поселениями, большинство из которых не были укреплены. [9] Стела Тель-Дан , обнаруженная в 1993 году, показывает, что королевство, по крайней мере в той или иной форме, существовало к середине 9-го века до нашей эры, но не указывает на степень его могущества. [10] [11] [12] Однако недавние раскопки в Хирбет-Кейафе подтверждают существование централизованно организованного и урбанизированного королевства к 10 веку до нашей эры, по мнению археологов. [7] [13]
В 7 веке до нашей эры население царства значительно увеличилось, процветая под неоассирийской вассальной зависимостью, несмотря на восстание Езекии против ассирийского царя Сеннахирима . [14] Иосия воспользовался политическим вакуумом, возникшим в результате упадка Ассирии и появления египетского правления Саитов над этой территорией, чтобы провести свои религиозные реформы. Предполагается, что девтерономическая история , которая повествует об истории народа от Иисуса Навина до Иосии и выражает мировоззрение, основанное на правовых принципах, найденных в Книге Второзакония , была написана в тот же период времени и подчеркивает важность их соблюдения. [15]
С окончательным падением Неоассирийской империи в 605 г. до н. э. между Саитским Египтом и Нововавилонской империей возникла конкуренция за контроль над Левантом , что в конечном итоге привело к быстрому упадку Иуды. волна поддерживаемых Египтом иудейских восстаний против вавилонского правления В начале VI века до нашей эры была подавлена . В 587 году до нашей эры Навуходоносор II осадил Иерусалим , в конечном итоге разрушив город и положив конец царству. [16] [15] Большое количество иудеев было сослано в Вавилон , а павшее царство было затем присоединено как вавилонская провинция . [15]
После захвата Вавилона империей Ахеменидов ахеменидский царь Кир Великий разрешил евреям, которые были депортированы после завоевания Иудеи, вернуться. Им было разрешено самоуправление под управлением Персии . Лишь 400 лет спустя, после восстания Маккавеев , евреи полностью восстановили независимость.
География [ править ]
Иудейское царство располагалось в Иудейских горах , простиравшихся от Иерусалима до Хеврона и до пустыни Негев . Центральный хребет, простирающийся от лесистых и покрытых кустарниками гор, плавно спускающихся к холмам Шефелы на западе, до засушливых и засушливых ландшафтов Иудейской пустыни, спускающихся в долину реки Иордан на востоке, составлял ядро царства. [17]
Северная граница Иудеи простиралась с востока на запад от северо-западного берега Мертвого моря , проходя недалеко от Иерихона до района Гезера . На западе граница проходила от Газера через Шефелу до Беэр-Шевы в северном Негеве. На востоке границы Иудеи следовали за Аравой до западного берега Мертвого моря. В периоды процветания влияние Иуды расширялось, простираясь на юг до Беэр-Шевы и за ее пределы, включая Кадеш-Варни и, вероятно, Кунтиллет-Аджруд . Его влияние, возможно, распространялось на Эйлатский залив . [17]
Археологические данные [ править ]
Образование Иудейского царства является предметом острых дискуссий среди ученых, причем возникает спор между библейскими минималистами и библейскими максималистами . по этой конкретной теме [18] Из-за геополитических факторов, таких как проблемы безопасности, изоляция и политические изменения, основная часть Иудейского царства на южно-центральном нагорье подверглась ограниченным археологическим исследованиям по сравнению с регионами к западу от реки Иордан . Здесь было проведено мало раскопок и исследований, что создало заметный пробел в знаниях по сравнению с широко изученной Шефелой на западе, где проводились систематические исследования и многочисленные научные раскопки. [19]
Хотя общепризнано, что истории Давида и Соломона в 10 веке до нашей эры мало что говорят о происхождении Иудеи, в настоящее время нет единого мнения относительно того, развивалась ли Иудея как отделение единого царства Израиля (как рассказывает Библия). или независимо. [20] [21] Некоторые ученые предположили, что Иерусалим, столица королевства, не стал важным административным центром до конца 8 века до нашей эры. До этого археологические данные свидетельствуют о том, что его население было слишком малочисленным, чтобы поддерживать жизнеспособное королевство. [22] Другие ученые утверждают, что недавние открытия и радиоуглеродные тесты в Городе Давида, похоже, указывают на то, что Иерусалим уже был важным городом к 10 веку до нашей эры. [23] [24]
Большая часть дебатов вращается вокруг того, следует ли вместо этого датировать археологические открытия, традиционно датированные 10-м веком, 9-м веком, как предложил Израиль Финкельштейн . [25] Недавние археологические открытия Эйлата Мазара в Иерусалиме и Йосефа Гарфинкеля в Хирбет-Кейафе были истолкованы как подтверждение существования Объединенной монархии, но датировки и идентификации не являются общепринятыми. [26] [27]
На стеле Тель-Дана изображен исторический « Дом Давида », который правил царством к югу от земель Самарии в 9 веке до нашей эры. [28] и были обнаружены свидетельства нескольких иудейских царей VIII века до нашей эры, [29] но они мало что говорят о том, насколько развитым было государство на самом деле. Табличка Нимруда K.3751 , датированная ок. 733 г. до н.э., это самая ранняя известная запись имени «Иуда» (написанного ассирийской клинописью как Яуда или КУР.иа-у-да-аа), [30] в то время как более раннее упоминание об иудейском посланнике, кажется, появляется в карте вин из Нимруда, датированной 780-ми годами до нашей эры. [31]
Иерусалим [ править ]
Статус Иерусалима в 10 веке до нашей эры является основным предметом споров. [9] Самая старая часть Иерусалима и его первоначальный городской центр — это Город Давида, который действительно свидетельствует о значительной жилой активности израильтян примерно в 10 веке. [32] Некоторые уникальные административные сооружения, такие как Ступенчатое каменное сооружение и Большое каменное сооружение , первоначально образувшие одно сооружение, содержат материальную культуру, датируемую Железным I. [9] В связи с предполагаемым отсутствием поселенческой деятельности в 10 веке до нашей эры Исраэль Финкельштейн утверждает, что Иерусалим тогда был небольшой сельской деревней на Иудейских холмах, а не национальной столицей, а Усишкин утверждает, что город был совершенно необитаем. Амихай Мазар утверждает, что если датировка административных структур в Городе Давида железом I/Iron IIa верна, что, по его мнению, так и есть, то «Иерусалим был довольно маленьким городом с могучей цитаделью, которая могла бы быть центром существенная региональная политика». [9] Уильям Г. Девер утверждает, что Иерусалим был небольшим укрепленным городом, в котором, вероятно, проживали только царский двор, священники и клерки. [33]
Грамотность [ править ]
Коллекция военных орденов, найденная в руинах военной крепости в Негеве , относящаяся к периоду Иудейского царства, указывает на широкую грамотность, судя по надписям, умение читать и писать распространялось по всей цепочке подчинения от командиров до мелких офицеры. По словам профессора Элиэзера Пиасецкого, участвовавшего в анализе текстов, «Грамотность существовала на всех уровнях административной, военной и жреческой системы Иудеи. Чтение и письмо не ограничивались лишь крошечной элитой». Это указывает на наличие в то время в Иудее значительной образовательной инфраструктуры. [34]
Пломбы ЛМЛК [ править ]
Печати LMLK — это архаичные еврейские печати на ручках больших кувшинов для хранения, датируемые периодом правления царя Езекии (около 700 г. до н. э.), обнаруженные в основном в Иерусалиме и его окрестностях . Несколько целых кувшинов были найдены на месте под слоем разрушений, вызванных Сеннахиримом в Тель-Лахише . [35] Ни одна из оригинальных печатей не была найдена, но было опубликовано около 2000 оттисков, сделанных как минимум 21 типом печатей. [36]
LMLK означает еврейские буквы ламедх мем ламед капф (иврит: לְמֶלֶךְ , романизированные: ləmeleḵ ), которые можно перевести как:
- «[принадлежит] царю» [Иудеи]
- «[принадлежащий] королю» (имя человека или божества)
- «[принадлежащий] правительству» [Иуды]
- «[отправить] королю»
Повседневная жизнь [ править ]
Согласно исследованию 2022 года, следы ванили, обнаруженные в винных банках в Иерусалиме, могут указывать на то, что местная элита наслаждалась вином, приправленным ванилью, в VII–VI веках до нашей эры. До недавнего времени не было известно, что ваниль доступна в Старом Свете. Археологи предположили, что это открытие может быть связано с международным торговым путем, который пересекал Негев в тот период, вероятно, под ассирийским, а затем и египетским правлением. [37]
Города [ править ]
По словам Йосефа Гарфинкеля , укрепленные города Иудейского царства в 10 веке до нашей эры были расположены в Хирбет-Кейафе , Телль-эн-Насбе , Хирбет-эль-Даваре (у Халхула ), Тель-Бейт-Шемеше и Телль-Лахише. [38]
Тель-Беэр-Шева , который, как полагают, был местом древнего библейского города Беэр-Шева , был главным иудейским центром в Негеве в 9-м и 8-м веках до нашей эры. [39]
Форты [ править ]
В Иудейских горах и Шефеле было обнаружено несколько иудейских крепостей и башен. Укрепления имели большой центральный двор, окруженный казематными стенами с камерами на внешней стене, и имели квадратную или прямоугольную форму. [39] Хирбет-Абу-эт-Твейн , расположенный в Иудейских горах между современным Бат-Аином и Джабой , является одной из самых примечательных крепостей того периода. Из этого форта открывался великолепный вид на Шепелу, включая иудейские города Азека, Сохо, Годед, Лахиш и Мареша. [40]
В северном Негеве Тель-Арад служил ключевым административным и военным оплотом. Он защищал путь от Иудейских гор до Аравы и далее к Моаву и Эдому . Он претерпел многочисленные реконструкции и расширения. В Негеве есть еще несколько иудейских фортов, в том числе Хурват-Уза , Тель-Ира, Ароер, Тель-Масос и Тель-Малхата. Главное иудейское укрепление в Иудейской пустыне было найдено у Веред-Йерихо ; он защищал дорогу от Иерихона к Мертвому морю . [39] Вокруг Иерусалима было обнаружено несколько отдельно стоящих возвышенных изолированных сторожевых башен того периода; башни этого типа были обнаружены на Французском холме и к югу от Гило . [39]
Из положения иудейских крепостей становится ясно, что одной из их основных целей было облегчение связи посредством огневых сигналов по всему царству, метод, хорошо задокументированный в Книге Иеремии и письмах Лахиса. [39]
Библейское повествование [ править ]
Иеровоама и раздел Объединенной Восстание монархии
История Палестины |
---|
История Израиля |
---|
Израильский портал |
Согласно библейскому повествованию, Соединенное Королевство Израиля было основано Саулом в конце 11 века до нашей эры и достигло своего расцвета во время правления Давида и Соломона . После смерти Соломона около 930 г. до н. э. израильтяне собрались в Сихеме на коронацию сына и преемника Соломона Ровоама . Прежде чем состоялась коронация, северные племена во главе с Иеровоамом попросили нового царя снизить тяжелые налоги и требования к рабочей силе, которые наложил его отец Соломон. Ровоам отклонил их прошение: «Я прибавлю к игу твоему: отец мой наказывал тебя бичами, я накажу тебя скорпионами» ( 3 Царств 12:11 ). В результате десять колен восстали против Ровоама и провозгласили Иеровоама их царь, образовав северное Израильское царство . Поначалу только колено Иуды оставалось верным Дому Давида , но вскоре колено Вениамина присоединилось к Иудее. Оба царства, Иудейское на юге и Израильское на севере, объединились. тревожно существовало после раскола вплоть до разрушения Царство Израиля Ассирии в 722/721 году .
Отношения с Королевством Израиль [ править ]
В течение первых 60 лет цари Иудеи пытались восстановить свою власть над Израилем, и шла постоянная война между ними . Израиль и Иуда воевали на протяжении Ровоама 17-летнего правления . Ровоам построил сложную оборону и крепости, а также укрепленные города. На пятом году правления Ровоама Шишак , которого идентифицируют как фараона Шошенка I из 22-й египетской династии , привел огромную армию и захватил множество городов. При разграблении Иерусалима (10 век до н.э.) Ровоам отдал им все сокровища из храма в качестве дани, и Иудея стала вассальным государством Египта.
Сын и преемник Ровоама, Авия Иудейский , продолжил усилия своего отца по взятию Израиля под свой контроль. Он сражался в битве у горы Земараим против Иеровоама Израильского и одержал победу, понеся тяжелые потери со стороны Израиля. Согласно Книгам Паралипоменон , Авия и его народ нанесли им большое поражение, так что 500 000 избранных израильтян пали убитыми. [41] и Иеровоам не представлял особой угрозы для Иуды до конца своего правления. Граница колена Вениамина была восстановлена до первоначальной границы племени. [42]
Авии Сын и преемник , Аса Иудейский , сохранял мир в течение первых 35 лет своего правления. [43] и он обновил и укрепил крепости, первоначально построенные его дедом Ровоамом. Во II Паралипоменон говорится, что в битве при Цефате поддерживаемый египтянами вождь Зера Эфиоплянин и его миллион человек и 300 колесниц были разбиты 580 000 человек Асы в долине Цефат возле Мареши . [44] В Библии не говорится, был ли Зара фараоном или полководцем. Эфиопов преследовали до Герара , на прибрежной равнине, где они остановились из-за полного изнеможения. В результате мира Иудея была свободна от египетских вторжений до времен Иосии , несколько столетий спустя.
На 36-м году жизни Аса столкнулся с Ваашей Израилевым . [43] который построил крепость в Раме на границе, менее чем в десяти милях от Иерусалима. Столица оказалась под давлением, а военная ситуация была нестабильной. Аса взял золото и серебро из Храма и отправил их Бен-Хададу I , царю Арам-Дамаска , в обмен на отмену дамасским царем своего мирного договора с Ваашей. Бен-Хадад напал на Ион, Дан и многие важные города колена Неффалима , и Вааша был вынужден отступить из Рамы. [45] Аса снес недостроенную крепость и использовал ее сырье для укрепления Гебы и Мицпы в Вениамине на своей стороне границы. [46]
Преемник Асы, Иосафат , изменил политику в отношении Израиля и вместо этого стал стремиться к союзам и сотрудничеству с ним. Союз с Ахавом был основан на браке. , этот союз привел к катастрофе для царства в битве при Рамофе-Галааде Согласно 3 Царств 22 . Затем он объединился с Охозией Израильским, чтобы вести морскую торговлю с Офиром . Однако флот, оснащенный в Эцион-Гебере, сразу же потерпел крушение. Новый флот был оснащен без содействия царя Израиля. Несмотря на успех, сделка не была привлечена к ответственности. [47] [48] Он присоединился к Иораму Израильскому в войне против моавитян , которые находились под данью Израиля. Эта война завершилась успехом, и моавитяне были покорены. Однако, увидев, как Меша принес своего сына в человеческое жертвоприношение на стенах Кира Моава (ныне аль-Карака ), это наполнило Иосафата ужасом, он отступил и вернулся в свою землю. [49]
Иорам Преемник Иосафата, Иудейский , заключил союз с Израилем, женившись на Гофолии , дочери Ахава. Несмотря на союз с более сильным северным царством, правление Иорама в Иудее было шатким. Эдом восстал, и он был вынужден признать его независимость. Набег филистимлян и арабов или, возможно, южноаравийцев разграбил дом царя и унес с собой всю его семью, за исключением его младшего сына Охозии из Иуды .
Столкновение империй [ править ]
После того, как Езекия стал единоличным правителем в ок. В 715 г. до н.э. он заключил союзы с Ашкелоном и Египтом и выступил против Ассирии, отказавшись платить дань. [50] [51] В ответ Сеннахирим Ассирийский напал на укреплённые города Иудеи. [52] Езекия заплатил Ассирии триста талантов серебра и тридцать талантов золота, что потребовало от него очистить храм и царскую сокровищницу от серебра и содрать золото с дверных косяков Храма Соломона . [53] [50] Однако Сеннахирим осадил Иерусалим. [54] [55] в 701 г. до н.э., хотя город так и не был взят.
Во время долгого правления Манассии (ок. 687/686 – 643/642 до н. э.) [56] Иуда был вассалом ассирийских правителей: Сеннахирима и его преемников Асархаддона . [57] и Ашурбанипал после 669 г. до н.э. Манассия указан как обязанный предоставлять материалы для строительных проектов Асархаддона и как один из многих вассалов, которые помогали Ашшурбанипалу в кампании против Египта. [57]
Когда Иосия стал царем Иудеи в ок. 641/640 г. до н.э., [56] Международная ситуация менялась. На востоке Неоассирийская империя начала распадаться, Нововавилонская империя еще не возникла, чтобы заменить ее, а Египет на западе все еще восстанавливался после ассирийского правления. В вакууме власти Иудея могла какое-то время управлять собой без иностранного вмешательства. Однако весной 609 г. до н.э. фараон Нехо II лично повел значительную армию к Евфрату , чтобы помочь ассирийцам . [58] Пройдя прибрежным путем в Сирию во главе большой армии, Нехо прошел через низкие районы Филистии и Сарона . Однако проход через хребет холмов, замыкающий с юга великую Изреельскую долину , был заблокирован иудейской армией во главе с Иосией, который, возможно, считал, что ассирийцы и египтяне ослаблены смертью фараона Псамтика. Я только годом раньше (610 г. до н. э.). [58] Предположительно, пытаясь помочь вавилонянам, Иосия попытался заблокировать наступление у Мегиддо ожесточенная , где завязалась битва , и Иосия был убит. [59] Затем Нехо объединил свои силы с ассирийцем Ашур-убаллитом II , и они пересекли Евфрат и осадили Харран . Объединенным силам не удалось удержать город после его временного захвата, и Нечо отступил обратно в северную Сирию . Это событие также ознаменовало распад Ассирийской империи.
На обратном пути в Египет в 608 г. до н. э. Нехо обнаружил, что Иоахаз был выбран преемником своего отца Иосии. [60] Нехо сверг Иоахаза, который правил царем всего три месяца, и заменил его своим старшим братом Иоакимом . Нехо обложил Иуду сбором в сто талантов серебра (около 3 3 ⁄ . тонны или около 3,4 метрических тонны) и талант золота (около 34 килограммов (75 фунтов)) Затем Нехо взял Иоахаза обратно в Египет в качестве пленника. [61] никогда не вернуться.
Первоначально Иоаким правил как вассал египтян, платя тяжелую дань. Однако, когда египтяне потерпели поражение от вавилонян при Кархемише в 605 г. до н. э., Иоаким изменил присяге, чтобы отдать дань Навуходоносору II Вавилонскому . В 601 г. до н.э., на четвертом году своего правления, Навуходоносор попытался вторгнуться в Египет, но был отбит с тяжелыми потерями. Неудача привела к многочисленным восстаниям среди государств Леванта , верных Вавилону. Иоаким также перестал платить дань Навуходоносору. [62] и занял проегипетскую позицию. Навуходоносор вскоре разобрался с восстаниями. Согласно Вавилонским хроникам , после вторжения в «землю Хатти (Сирия/Палестина)» [63] [64] в 599 г. до н.э. он осадил Иерусалим . Иоаким умер в 598 г. до н.э. [65] во время осады, и ему наследовал его сын Иехония в возрасте восьми или восемнадцати лет. [66] Город пал примерно через три месяца. [67] [68] 2 Адара (16 марта) 597 г. до н.э. Навуходоносор разграбил Иерусалим и Храм и увез всю свою добычу в Вавилон. Иехония и его двор, а также другие выдающиеся граждане и мастера, а также значительная часть еврейского населения Иудеи, насчитывающая около 10 000 человек. [69] были депортированы из земель и рассеяны по всей Вавилонской империи . [70] Среди них был Иезекииль . Навуходоносор назначил Седекию царем уменьшенного царства, ставшего данником Вавилона, , брата Иоакима.
Уничтожение и рассеяние [ править ]
Несмотря на решительные протесты Иеремии и других, Седекия восстал против Навуходоносора, перестав платить ему дань, и заключил союз с фараоном Хофрой . В 589 году до нашей эры Навуходоносор II вернулся в Иудею и снова осадил Иерусалим . Многие евреи бежали в окружающие Моав , Аммон , Эдом и другие страны в поисках убежища. [71] Город пал после осады, продолжавшейся то восемнадцать, то тридцать месяцев. [72] и Навуходоносор снова разграбил Иерусалим и Храм [73] а затем уничтожил обоих. [74] Убив всех сыновей Седекии, Навуходоносор увел Седекию в Вавилон. [75] и таким образом положили конец независимому Иудейскому царству. Согласно Книге Иеремии , помимо убитых во время осады, после падения Иудеи было депортировано около 4600 человек. [76] К 586 году до нашей эры большая часть Иудеи была опустошена, а в бывшем царстве произошел резкий упадок как экономики, так и населения. [77]
Последствия [ править ]
Вавилонский Йехуд [ править ]
Иерусалим, очевидно, оставался необитаемым на протяжении большей части VI века. [77] и центр тяжести сместился в Вениамин, относительно нетронутую северную часть царства, где город Мицпа стал столицей новой вавилонской провинции Йехуд для остатков еврейского населения в части бывшего царства. [78] Это была стандартная вавилонская практика. Когда в 604 г. до н.э. был завоеван филистимлянский город Ашкелон , политическая, религиозная и экономическая элита (но не основная часть населения) была изгнана, а административный центр переместился в новое место. [79]
Гедалия был назначен правителем провинции Йехуд при поддержке вавилонской стражи. Административным центром провинции была Мицпа в Биньямине . [80] не Иерусалим. Услышав о назначении, многих иудеев, укрывшихся в соседних странах, убедили вернуться в Иудею. [81] Однако вскоре Гедалия был убит членом царского дома, а халдейские солдаты убиты. Население, оставшееся в стране, и те, кто вернулся, бежали в Египет, опасаясь репрессий со стороны Вавилона, под предводительством Йоханана бен Кареа . Они проигнорировали призыв пророка Иеремии против этого шага. [82] В Египте беженцы поселились в Мигдоле , Тахпанесе , Нофе и Патросе . [83] и Иеремия пошел с ними в качестве морального опекуна.
Изгнание элиты в Вавилон [ править ]
Численность тех, кто был депортирован в Вавилон и добрался до Египта, а также остатка, оставшегося на этой земле и в соседних странах, является предметом научных дискуссий. Книга Иеремии сообщает, что 4600 человек были сосланы в Вавилонию . [76] « Книги царей» предполагают, что их было 10 000, а затем 8 000.
под властью Персии Йехуд
В 539 г. до н. э. империя Ахеменидов завоевала Вавилонию и позволила изгнанникам вернуться в Йехуд Мединату и восстановить Храм, который был завершен в шестой год правления Дария (515 г. до н. э.). [84] при Зоровавеле , внуке предпоследнего царя Иудеи Иехонии . Йехуд Медината была мирной частью Империи Ахеменидов до ее падения в ок. 333 г. до н. э., Александр Македонский .
Религия [ править ]
Основная тема повествования еврейской Библии — это преданность Иудеи, особенно ее царей, Яхве , который, как утверждается, является Богом Израиля . Соответственно, все цари Израиля (кроме, в некоторой степени, Ииуя ) и многие цари Иудеи были «плохими» с точки зрения библейского повествования, поскольку не смогли обеспечить соблюдение монотеизма . Из «хороших» царей Езекия (727–698 гг. до н.э.) известен своими усилиями по искоренению идолопоклонства (в его случае поклонение Ваалу и Ашере среди других традиционных ближневосточных божеств). [85] но его преемники, Манассия Иудейский (698–642 до н. э.) и Амон (642–640 до н. э.), возродили идолопоклонство, которое навлекло на царство гнев Яхве. Царь Иосия (640–609 до н. э.) вернулся к поклонению одному лишь Яхве, но его усилия были слишком запоздалыми, и неверность Израиля заставила Бога допустить разрушение царства нововавилонской империей во время осады Иерусалима (587/586 до н. э.). .
В настоящее время среди академических ученых широко распространено мнение, что « Книги Царств» не являются точным изображением религиозных взглядов в Иудее или Израиле того времени. [86] [87]
Следы остатков каннабиса были обнаружены на двух алтарях в Тель-Араде, датируемых 8 веком до нашей эры. Исследователи полагают, что каннабис мог использоваться в ритуальных психоактивных целях в Иудее. [88]
Примечания [ править ]
- ^ Иврит : יְהוּדָה Йхуда ; Аккадский : 𒅀𒌑𒁲 Ya'údi [ ia-ú-di ]; Имперский арамейский : 𐤁𐤉𐤕𐤃𐤅𐤃 Бейт Давид ' Дом Давида '
См. также [ править ]
- Цари Иудеи
- Список артефактов библейской археологии
- Список еврейских государств и династий
- Соединенное Королевство Израиля , королевство до раскола
- Королевство Израиль , Северное царство
- Израиль , современная страна
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Пиоске, Дэниел (2015). «Иерусалим Давида: начало X века до нашей эры. Часть I: аграрное сообщество» . Иерусалим Давида: между памятью и историей . Исследования Рутледжа в области религии. Том. 45. Рутледж. п. 180. ИСБН 978-1-317-54891-1 .
- ^ Финкельштейн, Израиль; Зильберман, Нил Ашер (2001). Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение священных текстов . Свободная пресса. стр. 240–243 . ISBN 978-0-743-22338-6 .
- ^ Финкельштейн, Израиль (2001). «Возвышение Иерусалима и Иуды: недостающее звено». Левант . 33 (1): 105–115. дои : 10.1179/лев.2001.33.1.105 . ISSN 0075-8914 . S2CID 162036657 .
- ^ Наследие: генетическая история еврейского народа . Гарри Острер. Издательство Оксфордского университета. 2012. ISBN 978-1-280-87519-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Адамс, Ханна (1840). История евреев: от разрушения Иерусалима до наших дней . Продано в Доме лондонского общества, Дунканом, Малкольмом и Вертхаймом. OCLC 894671497 .
- ^ Шпильфогель, Джексон Дж. (2008). Западная цивилизация: Том А: До 1500 года . Издательство Уодсворт. п. 36. ISBN 978-0-495-50288-3 .
Народ Иуды выжил и в конечном итоге стал известен как евреи и дал свое имя иудаизму, религии Яхве, израильского Бога.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гарфинкель, Йоси; Ганор, Саар; Хазель, Майкл (19 апреля 2012 г.). «Журнал 124: предварительный отчет Хирбата Кейафы» . Хадашот Археологийот: Раскопки и исследования в Израиле . Управление древностей Израиля. Архивировано из оригинала 23 июня 2012 года . Проверено 12 июня 2018 г.
- ^ Финкельштейн, Израиль; Фанталкин, Александр (май 2012 г.). «Хирбет Кейафа: несенсационная археологическая и историческая интерпретация» (PDF) . Тель-Авив . 39 : 38–63. дои : 10.1179/033443512x13226621280507 . S2CID 161627736 . Проверено 12 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Мазар, Амихай. «Археология и библейское повествование: случай объединенной монархии» . Один Бог – Один Культ – Одна Нация. Археологические и библейские перспективы, под редакцией Рейнхарда Г. Краца и Германа Шпикерманна в сотрудничестве с Бьёрном Корцилиусом и Таней Пилгер (Приложения к журналу по науке Ветхого Завета 405) . Берлин/Нью-Йорк: 29–58 . Проверено 12 октября 2018 г.
- ^ Граббе, Лестер Л. (28 апреля 2007 г.). Ахав Агонист: Взлет и падение династии Омри . Блумсбери. ISBN 978-0-567-25171-8 .
Надпись Тель-Дана вызвала много споров и шквал статей, когда она впервые появилась, но теперь она широко считается (а) как подлинная и (б) как относящаяся к династии Давидов и арамейскому царству Дамаск.
- ^ Клайн, Эрик Х. (28 сентября 2009 г.). Библейская археология: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-199-71162-8 .
Сегодня, после долгих дискуссий в академических журналах, большинство археологов признают, что надпись не только подлинна, но и что ссылка действительно относится к Дому Давида, что представляет собой первый намек, найденный где-либо за пределами Библии на библейского Давида.
- ^ Микитюк, Лоуренс Дж. (2004). Идентификация библейских персонажей в семитских надписях северо-запада 1200–539 гг. до н. э. Общество библейской литературы. ISBN 978-1-589-83062-2 .
Некоторые необоснованные обвинения в подделке практически не повлияли на признание этой надписи учеными как подлинной.
- ^ Гарфинкель, Йосеф (май – июнь 2011 г.). «Рождение и смерть библейского минимализма» . Обзор библейской археологии . 37 (3). Архивировано из оригинала 8 сентября 2011 г. Проверено 5 июля 2012 г.
- ^ Бен-Сассон, Хаим Гилель , изд. (1976). История еврейского народа . Издательство Гарвардского университета. п. 142. ИСБН 978-0-674-39731-6 . Проверено 12 октября 2018 г.
Наследник Саргона, Сеннахирим (705–681), не мог справиться с восстанием Езекии, пока не получил контроль над Вавилоном в 702 году до нашей эры.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Липшиц, Одед (2005). Падение и возвышение Иерусалима: Иудея под вавилонским правлением . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 361–367. doi : 10.5325/j.ctv1bxh5fd . ISBN 978-1-575-06297-6 .
- ^ Липинский 2020 , стр. 94.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хардин 2014 , с. 743.
- ^ «Максималисты и минималисты» . livius.org . Проверено 18 июля 2021 г.
- ^ Фауст 2018 , с. 337.
- ^ Кац 2015 , с. 27.
- ^ Мазар, Амихай (2010). «Археология и библейское повествование: случай объединенной монархии» . Археологические и библейские перспективы .
Консервативные подходы, определяющие Объединенную монархию как государство «от Дана до Беэр-Шевы», включая «завоеванные царства» (Аммон, Моав, Эдом) и «сферы влияния» в Гешуре и Хамате, ср. например, Альстрем (1993), 455–542; Мейерс (1998); Лемэр (1999); Магистр (2001 г.); Стагер (2003); Рейни (2006), 159–168; Кухня (1997); Миллард (1997; 2008). О полном отрицании историчности Объединенной монархии ср. например, Дэвис (1992), 67–68; другие предлагали создать «вождество», включающее небольшую область вокруг Иерусалима, ср. Кнауф (1997), 81–85; Ниманн (1997), 252–299 и Финкельштейн (1999). О «срединном» подходе, предполагающем объединенную монархию с более широким территориальным охватом, хотя и меньшим, чем библейское описание, ср. например, Миллер (1997); Халперн (2001), 229–262; Ливерани (2005), 92–101. Последний недавно предложил создать государство, включающее территории Иуды и Ефрема во времена Давида, которое впоследствии было расширено за счет включения территорий северной Самарии и территорий влияния в Галилее и Трансиордании. Нааман (1992; 1996) однажды признал основную биографию Давида достоверной, а затем отверг Объединенную монархию как государство, ср. идентификатор. (2007), 401–402.
- ^ Мур и Келле 2011 , с. 302.
- ^ Серги 2023 , стр. 187–195, 197.
- ^ Регев, Джоанна; Гадот, Юваль; Узиэль, Джо; Чалаф, Орталь; Шалев, Йифтах; Рот, Хелена; Шалом, Ницан; Сантон, Нахшон; Бохер, Эфрат; Пирсон, Шарлотта Л.; Браун, Дэвид М.; Минц, Евгения; Регев, Лиор; Боаретто, Элизабетта (29 апреля 2024 г.). «Радиоуглеродная хронология Иерусалима железного века выявляет отклонения в калибровке и архитектурные разработки» . Труды Национальной академии наук . 121 (19): e2321024121. дои : 10.1073/pnas.2321024121 . ISSN 0027-8424 . ПМИД 38683984 .
- ^ Финкельштейн и Зильберман 2002 .
- ^ Томас, Закари (22 апреля 2016 г.). «Дебаты об объединенной монархии: посмотрим, как далеко мы зашли» . Бюллетень библейского богословия: Журнал Библии и культуры . 46 (2): 59–69. дои : 10.1177/0146107916639208 . ISSN 0146-1079 . S2CID 147053561 .
- ^ «Плачущий царь Давид: Неужели руины, найденные в Израиле, действительно его дворец?» . Гаарец . Проверено 18 июля 2021 г.
Не все согласны с тем, что руины, найденные в Хирбет-Кейафе, принадлежат библейскому городу Шаараим, не говоря уже о дворце самого известного царя древнего Израиля.
- ^ Пиоске 2015 , стр. 180.
- ^ Корпус западно-семитских печатей. Н. Авигад и Б. Сасс. Иерусалим: Израильская академия наук и гуманитарных наук, 1997, вып. 4 и 3 соответственно; Идентификация библейских персонажей в семитских надписях северо-запада 1200–539 гг. До н.э. Лоуренс Дж. Микитюк. SBL Academia Biblica 12. Атланта, 2004, 153–59, 219.
- ^ Холлоуэй, Стивен В.; Хэнди, Лоуэлл К., ред. (1995). Кувшин разбит: мемориальные очерки Гёсты В. Альстрёма . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-567-63671-3 . Проверено 12 октября 2018 г.
Для Израиля — описание битвы при Каркаре в Курхском монолите Салманасара III (середина девятого века), а для Иуды — текст Тиглатпаласара III, в котором упоминается (Ио-) Ахаз Иудейский (IIR67 = К. 3751), датированный 734–733, являются самыми ранними из опубликованных на сегодняшний день.
- ^ Нааман, Надав (2019). «Самария и Иуда в карте ассирийских вин начала VIII века» . Тель-Авив . 46 (1): 12–20. дои : 10.1080/03344355.2019.1586380 . ISSN 0334-4355 . S2CID 166481059 .
- ^ Серги 2023 , с. 197.
- ^ Девер, Уильям Г. (18 августа 2020 г.). Археология похоронила Библию? . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-1-4674-5949-5 .
- ↑ Пиледжи, Тамар (12 апреля 2016 г.). «Новый взгляд на древние осколки предполагает, что Библия даже старше, чем считалось». Архивировано 10 декабря 2018 г. в Wayback Machine Times of Israel . Получено с TimesofIsrael.com, 30 января 2019 г.
- ^ Усышкин (2004), Возобновленные археологические раскопки в Лахише , с. 89 («По мере развития новых раскопок стало ясно, что разрушение Уровня III следует отнести к нападению Сеннахирима в 701 г. до н.э.»).
- ^ «Исследовательский сайт ЛМЛК» . www.lmlk.com .
- ^ Амир, А.; Финкельштейн, И.; Шалев Ю.; Узиэль, Дж.; Чалаф, О.; Фрейд, Л.; Нойманн, Р.; Гадот, Ю. (2022). «Свидетельства анализа остатков вина, обогащенного ванилью, употребленного в Иерусалиме накануне вавилонского разрушения в 586 году до нашей эры. PLoS ONE 17 (3)» . ПЛОС ОДИН . 17 (3): e0266085. дои : 10.1371/journal.pone.0266085 . ПМЦ 8963535 . ПМИД 35349581 .
- ^ Гарфинкель, Йосеф (2023). «Раннее городское планирование в Иудейском царстве: Хирбет Кейафа, Бет-Шемеш 4, Телль-эн-Набех, Хирбет ад-Давара и Лахиш V» . Иерусалимский журнал археологии . 4 : 87–107. дои : 10.52486/01.00004.4 . S2CID 258896023 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Рокка, Сэмюэл (2010). Укрепления древнего Израиля и Иуды, 1200–586 гг . до н.э. Адам Хук. Оксфорд: Оспри. стр. 29–40. ISBN 978-1-84603-508-1 . ОСЛК 368020822 .
- ^ Мазар, Амихай; Мазар, А. (1981). «Раскопки Хирбет-Абу-эт-Твейна и система крепостей железного века в Иудее (пожалуйста, Лет-ма ) Эрец-Исраэль: археологические, исторические и географические исследования 10 : 229–249. ISSN 0071-108X . JSTOR 23619437 .
- ^ 2 Паралипоменон 13:17.
- ↑ 2 Паралипоменон 13:20.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б 2 Паралипоменон 16:1
- ^ 2 Паралипоменон 14: 9–15.
- ^ 2 Паралипоменон 16: 2–6.
- ^ 2 Паралипоменон 16: 1–7.
- ↑ 2 Царств 20:35–37.
- ^ 3 Царств 22: 48–49.
- ^ 2 Царств 3: 4–27.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лейтхарт, Питер Дж . (2006). 1 и 2 Царств (Бразосский богословский комментарий к Библии) . Издательская группа Бейкер . стр. 255–256. ISBN 978-1-4412-3560-2 . Проверено 12 октября 2018 г.
- ^ Исаия 30–31 ; 36:6–9
- ^ 2 Царств 18:13
- ^ 2 Царств 18: 14–16.
- ^ Джеймс Б. Причард, изд., Древние ближневосточные тексты, связанные с Ветхим Заветом (Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1965) 287–88.
- ^ 2 Царств 18:17
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тиле, Эдвин (1951). Загадочные числа еврейских царей (1-е изд.). Нью-Йорк: Макмиллан. ISBN 978-0-8254-3825-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Яркий 2000 , с. 311.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б 2Цар.23:29
- Куган, Майкл Дэвид (2001). Оксфордская история библейского мира . Издательство Оксфордского университета. п. 261. ИСБН 978-0-19-513937-2 . Проверено 12 октября 2018 г.
- ^ 2 Царств 23:29 , 2 Паралипоменон 35:20–24.
- ^ 4 Царств 23:31
- ^ 2 Паралипоменон 36: 1–4.
- ^ Доктор Ширли Роллинсон. «Расколотая монархия – ок. 931–586 до н.э.» . Проверено 12 октября 2018 г.
- ^ № 24 WA21946, Вавилонские хроники, Британский музей.
- ^ Вигодер, Джеффри (2006). Иллюстрированный словарь и согласование Библии . Стерлинг Паблишинг Компани, Инк.
- ^ Кон-Шербок, Дэн (1996). Еврейская Библия . Континуум Интернэшнл. п. х. ISBN 978-0-304-33703-3 .
- ^ Робертс 2016 , с. 210.
- ^ Кинг, Филип Дж. (1993). Иеремия: археолог-спутник . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 23.
- ^ 2 Паралипоменон 36:9
- ^ Куган, Майкл Д., изд. (1999). Оксфордская история библейского мира . Издательство Оксфордского университета. п. 350.
- ^ 4 Царств 24:14
- ^ Иеремия 40: 11–12.
- ^ Маламат, Авраам (1968). «Последние цари Иуды и падение Иерусалима: историко-хронологическое исследование». Израильский журнал исследований . 18 (3): 137–156. JSTOR 27925138 .
Несоответствие между длительностью осады по годам правления Седекии (9–11 годы), с одной стороны, и ее продолжительностью по изгнанию Иехонии (9–12 годы), с другой, можно уравновесить только предположив, что первый исчисляется по тишру, а второй по нисану. Разница в один год между этими двумя событиями объясняется тем, что окончание осады пришлось на лето, между Нисаном и Тишри, уже на 12-й год по исчислению Иезекииля, но все же на 11-й год правления Седекии, который был закончиться только в Тишри.
- ^ Ездра 5:14
- ^ Иеремия 52: 10–13.
- ^ Иеремия 52: 10–11.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Иеремия 52:29–30
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Граббе, Лестер Л. (2004). История евреев и иудаизма в период Второго Храма . Т&Т Кларк Интернэшнл. п. 28. ISBN 978-0-567-08998-4 .
- ^ Дэвис 2009 .
- ^ Липшиц 2005 , с. 48.
- ↑ 4 Царств 25:22–24 , Иеремия 40:6–8.
- ^ Суини, Марвин А. (2010). Пророческая литература: серия «Интерпретация библейских текстов» . Абингдон Пресс. ISBN 978-1-4267-3003-0 .
- ^ 4 Царств 25:26 , Иеремия 43:5–7.
- ^ Иеремия 44:1
- ^ Ездра 6:15
- ^ Боровский, Одед. « Реформы Езекии и восстание против Ассирии » . Архивировано из оригинала 23 июля 1997 года . Проверено 12 октября 2018 г. , Университет Эмори, 1997 г.
- ^ Хэнди, Лоуэлл К. (1995). «Появление Пантеона в Иудее» . В Эдельмане, Диана Викандер (ред.). Триумф Элохима . Гранд-Рапидс, Мичиган: WB Eerdmans. п. 27. ISBN 978-0-8028-4161-2 . Проверено 13 января 2020 г. - из Интернет-архива .
К настоящему времени уже достаточно точно установлено, что повествование Книги Царств не может рассматриваться как точное отражение религиозного мира народов Иуды и Израиля.1{...}1 Историчность некоторых разделов повествования долгое время подвергался сомнению в научных кругах, хотя большая часть текста считается исторически достоверной; это особенно верно в отношении аспектов изображения северного царства Израиля.
- ^ Джеймс Алан Монтгомери (1951). Критический и экзегетический комментарий к Книге Царств . Т. и Т. Кларк . п. 41 – через Интернет-архив .
Остальные «Пророческие истории Севера» являются мидрашами в нынешнем понимании этого слова, имеющими сомнительную историческую ценность.
- ^ Эран Арье; Барух Розен; Дворы Намдар (2020). «Каннабис и ладан в иудейском храме Арада» . Тель-Авив . 47 (1): 5–28. дои : 10.1080/03344355.2020.1732046 .
Источники [ править ]
- Альбертц, Райнер (1994) [Вандерхук и Рупрехт 1992]. История израильской религии, том I: от начала до конца монархии . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22719-7 .
- Альбертц, Райнер (1994) [Вандерхук и Рупрехт 1992]. История израильской религии, Том II: От изгнания до Маккавеев . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22720-3 .
- Альбертц, Райнер (2003). Израиль в изгнании: история и литература Общества библейской литературы шестого века до нашей эры. ISBN 978-1-58983-055-4 .
- Амит, Яира; и др., ред. (2006). Очерки древнего Израиля в его ближневосточном контексте: дань уважения Надаву Нааману . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-128-3 .
- Барстад, Ханс М. (2008). История и еврейская Библия . Мор Зибек. ISBN 978-3-16-149809-1 .
- Бен-Сассон, HH (1976). История еврейского народа . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-39731-6 .
- Бленкинсопп, Джозеф; Липшиц, Одед, ред. (2003). Иуда и иудеи в нововавилонский период . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-073-6 .
- Бленкинсопп, Джозеф (2009). Иудаизм, первая фаза: место Ездры и Неемии в истоках иудаизма . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6450-5 .
- Бретт, Марк Г. (2002). Этническая принадлежность и Библия . Брилл. ISBN 978-0-391-04126-4 .
- Брайт, Джон (2000). История Израиля . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22068-6 .
- Куган, Майкл Д., изд. (1998). Оксфордская история библейского мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513937-2 .
- Кук, Стэнли Артур (1911). « Иуда ». Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). п. 535.
- Кут, Роберт Б.; Уайтлам, Кейт В. (1986). «Появление Израиля: социальная трансформация и формирование государства после упадка торговли позднего бронзового века». Семья (37): 107–47.
- Дэвис, Филип Р. (1992). В поисках Древнего Израиля . Шеффилд. ISBN 978-1-85075-737-5 .
- Дэвис, Филип Р. (2009). «Происхождение библейского Израиля» . Журнал Еврейских Писаний . 9 (47). Архивировано из оригинала 28 мая 2008 г.
- Девер, Уильям (2001). Что знали авторы Библии и когда они это узнали? . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2126-3 .
- Девер, Уильям (2003). Кем были первые израильтяне и откуда они пришли? . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-0975-9 .
- Девер, Уильям (2017). За пределами текстов: археологический портрет Древнего Израиля и Иуды . СБЛ Пресс. ISBN 978-0-88414-217-1 .
- Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон В., ред. (2003). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3711-0 .
- Эдельман, Диана, изд. (1995). Триумф Элохима: от яхвизма к иудаизму . Кок Фарос. ISBN 978-90-390-0124-0 .
- Эванс, Пол С. (2020). «Поздняя монархия в истории и библейской историографии» . В Келле, Брэд Э.; Строун, Брент А. (ред.). Оксфордский справочник исторических книг еврейской Библии . Издательство Оксфордского университета. стр. 109–129. ISBN 978-0-19-026116-0 .
- Фауст, Авраам (2018). «Социальная археология Иудейского царства: десятый – шестой века до нашей эры» . В Ясур-Ландау — Асаф; Клайн, Эрик Х.; Роуэн, Йорк (ред.). Социальная археология Леванта: от предыстории до наших дней . Издательство Кембриджского университета. стр. 337–353. ISBN 978-1-108-66824-8 .
- Финкельштейн, Израиль; Зильберман, Нил Ашер (2002). Раскопанная Библия . Саймон и Шустер. ISBN 978-0-7432-2338-6 .
- Финкельштейн, Израиль; Мазар, Амихай; Шмидт, Брайан Б. (2007). В поисках исторического Израиля . Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-277-0 .
- Голден, Джонатан Майкл (2004a). Древний Ханаан и Израиль: Введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-537985-3 .
- Голден, Джонатан Майкл (2004b). Древний Ханаан и Израиль: новые перспективы . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-57607-897-6 .
- Хардин, Джеймс В. (2014). «Иуда в период II железного века» . В Штайнере, Маргрит Л.; Киллебрю, Энн Э. (ред.). Оксфордский справочник по археологии Леванта: ок. 8000–332 гг . до н.э. Издательство Оксфордского университета. стр. 743–756. ISBN 978-0-19-166254-6 .
- Кац, Рейнхард Грегор (2015). Историко-библейский Израиль . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-872877-1 .
- Киллебрю, Энн Э. (2005). Библейские народы и этническая принадлежность: археологическое исследование египтян, хананеев и раннего Израиля, 1300–1100 гг. до н.э. Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-097-4 .
- Кинг, Филип Дж.; Стагер, Лоуренс Э. (2001). Жизнь в библейском Израиле . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22148-5 .
- Курт, Амели (1995). Древний Ближний Восток ок. 3000–330 гг . до н.э. Рутледж. ISBN 978-0-415-16763-5 .
- Лемче, Нильс Петер (1998). Израильтяне в истории и традициях . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22727-2 .
- Леви, Томас Э. (1998). Археология общества на Святой Земле . Международное издательство Continuum. ISBN 978-0-8264-6996-0 .
- Липинский, Эдвард (2020). История Иерусалимского и Иудейского царства . Ориенталия Лованиенсия Аналекта. Том. 287. Петерс. ISBN 978-90-429-4212-7 .
- Липшиц, Одед (2005). Падение и возвышение Иерусалима . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-095-8 .
- МакНатт, Паула (1999). Реконструкция общества Древнего Израиля . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22265-9 .
- Миддлмас, Джилл Энн (2005). Проблемы Иуды без храма . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-928386-6 .
- Миллер, Джеймс Максвелл; Хейс, Джон Харалсон (1986). История Древнего Израиля и Иудеи . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-21262-9 .
- Миллер, Роберт Д. (2005). Вожди горных кланов: история Израиля в 12 и 11 веках до нашей эры Эрдманс. ISBN 978-0-8028-0988-9 .
- Мур, Меган Бишоп; Келле, Брэд Э. (2011). Библейская история и прошлое Израиля . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6260-0 .
- Питканен, Пекка (2004). «Этническая принадлежность, ассимиляция и израильское поселение» (PDF) . Бюллетень Тиндейла . 55 (2): 161–82. дои : 10.53751/001c.29171 . S2CID 204222638 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2011 г.
- Робертс, JJM (2016). «Расколотая монархия» . В Нидиче, Сьюзен (ред.). Уайли Блэквелл, спутник древнего Израиля . Джон Уайли и сыновья. стр. 197–212. ISBN 978-0-470-65677-8 .
- Серджи, Омер (2023). Два дома Израиля: формирование государства и истоки панизраильской идентичности . СБЛ Пресс. ISBN 978-1-62837-345-5 .
- Зильберман, Нил Ашер; Смолл, Дэвид Б., ред. (1997). Археология Израиля: конструирование прошлого, интерпретация настоящего . Шеффилд Академик Пресс. ISBN 978-1-85075-650-7 .
- Соггин, Альберто Дж. (1999). Введение в историю Израиля и Иудеи . ООО «Гимны древние и современные» ISBN 978-0-334-02788-1 .
- Ван дер Тоорн, Карел (1996). Семейная религия в Вавилонии, Сирии и Израиле . Брилл. ISBN 978-90-04-10410-5 .
- Зевит, Зиони (2001). Религии Древнего Израиля: синтез параллактических подходов . Континуум. ISBN 978-0-8264-6339-5 .
Внешние ссылки [ править ]
- СМИ, связанные с Иудейским царством, на Викискладе?
- Иудейское царство
- 586 г. до н.э.
- Разрушения VI века до н.э.
- Заведения X века до нашей эры
- Древний Израиль и Иудея
- Древний Левант
- Книги королей
- Бывшие монархии Западной Азии
- История Палестины (регион)
- Исторические еврейские общины
- Политические образования в Земле Израиля
- Государства и территории, упраздненные в VI веке до нашей эры.
- Государства и территории, основанные в 10 веке до нашей эры.
- Еврейская политика
- Бывшие королевства