Восстание Иеровоама
Восстание Иеровоама | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Остатки жертвенника Иеровоама в Тель-Дане | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Королевство Израиль Двадцать вторая династия Египта |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Иеровоам Шишак |
Ровоам Авиджам | ||||||
Сила | |||||||
Тысячи солдат 72 000 египетских воинов [ 1 ] | Тысячи | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Тысячи | Меньше |
Согласно Первой книге Царств и Второй книге Паралипомен еврейской Библии , восстание Иеровоама было вооруженным восстанием против Ровоама , царя Объединенной монархии Израиля , а затем Иудейского царства , возглавляемого Иеровоамом в конце 10 века. до нашей эры. Говорят, что конфликт, связанный с независимостью Самарийского царства и последующей гражданской войной во время правления Иеровоама, начался вскоре после смерти Соломона и продолжался до битвы при горе Земараим . Конфликт начался из-за недовольства правлением преемника Соломона, его сына Ровоама, и велся с целью отделения от единой монархии Израиля. Хотя эта цель была достигнута на самом раннем этапе конфликта, война продолжалась на протяжении всего правления Ровоама. [ 2 ] и во время правления его сына Авии , который разбил армии Иеровоама, но не смог воссоединить царства. [ 3 ]
Иеровоам бежал в Египет за несколько десятилетий до войны после того, как Соломон пытался убить его после пророчеств Яхве (3 Царств 11:9–13) и Ахии (3 Царств 11:29–39) о том, что Бог хотел, чтобы Иеровоам правил десятью странами. двенадцать колен Израиля , [ 4 ] и жил под покровительством фараона Шишака , вероятно, Шошенка I. [ 5 ] После известия о смерти Соломона в 931 году до н. э. Иеровоам отважился вернуться в израильское царство, находившееся теперь под властью сына Соломона Ровоама. Правление Ровоама ценилось сравнительно меньше, чем правление его отца, поскольку ему советовали не проявлять слабости по отношению к народу и облагать его еще большими налогами. [ 6 ] Иеровоам в составе делегации предстал перед Ровоамом и подал прошение об ограничении налогов, но Ровоам отказался. [ 7 ] После отказа десять колен отказались от верности дому Давида и провозгласили Иеровоама своим царем, образовав Самарию. Только колена Иуды и Вениамина остались верными Ровоаму в новом Иудейском царстве. [ 7 ]
Битва при горе Земараим в ок. 913 г. до н. э. оказался окончательным поражением Иеровоама. [ 8 ] поскольку армии сына Ровоама Авияма, как сообщается, убили полмиллиона солдат Иеровоама и захватили важные самарские центры Вефиль , Ишану и Ефрон с окружающими их деревнями. [ 9 ] После этого поражения Иеровоам не представлял особой угрозы для царства Давида и умер три года спустя. Несмотря на поражение сепаратистских сил десяти повстанческих племен, царства Иуды и Самарии не смогли воссоединиться после окончания войны и оставались все более разделенными, пока не были уничтожены захватчиками в 586 г. до н.э. и 720 г. до н.э. соответственно.
Библейское повествование
[ редактировать ]был сыном Навата, члена колена Ефрема Зареды Иеровоам , и Церуа . [ 10 ] У него было как минимум два сына — Авия [ 11 ] и Надав , последний из которых сменил его на престоле Самарии. Еще будучи молодым человеком, царь Соломон назначил его управляющим [ 12 ] над своими соплеменниками при строительстве крепости Милло в Иерусалиме и других общественных работах. Правление Соломона характеризовалось экстравагантными проектами, демонстрировавшими богатство царской семьи, что вызвало широкое недовольство среди людей, с которыми Иеровоам, естественно, познакомился. [ 13 ] Соломон, по-видимому, находился под влиянием пророчества о том, что его царство будет разделено из-за его идолопоклонства и что десять северных колен будут отданы «его слуге», [ 14 ] пытался убить Иеровоама. [ 15 ] Иеровоам, однако, бежал в Египет , где оставался под защитой фараона Сисака до смерти Соломона. После того, как сын Соломона Ровоам взошел на престол, Иеровоам вернулся в Израиль и участвовал в составе делегации, отправленной с просьбой к новому царю снизить налоги. После того как Ровоам отклонил их прошение, десять колен отказались от верности дому Давида, исполнив таким образом пророчества.
Иеровоам отправился на север, восстановил и укрепил Сихем как столицу северного царства. Опасаясь, что паломничество в Храм в Иерусалиме, предписанное Торой , может стать для его народа поводом вернуться к своей прежней верности, он построил два государственных храма. [ 16 ] с золотыми тельцами, один в Вефиле , а другой в Дане . [ 13 ] Хотя его критиковали за еретическую деятельность, [ 17 ] Иеровоам совершал курение в Вефиле , когда «человек Божий» предупредил его, что « сын по имени Иосия », который разрушит жертвенник. в доме Давида родится [ 18 ]
Четыре года спустя, [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] : 174–175 Бывший соотечественник Иеровоама фараон Сисак вторгся в Иудею. [ 22 ] возглавляя армию из 60 000 всадников и 1200 колесниц, [ 1 ] чтобы оказать помощь Иеровоаму. По словам Иосифа Флавия , его армия не встретила сопротивления на протяжении всей кампании, взяв наиболее укрепленные города Ровоама «без боя». [ 23 ] Наконец, он завоевал Иерусалим без сопротивления, потому что «Ровоам боялся». Войска Шишака разграбили город, включая Священный Храм . [ 23 ] из золота Соломона, которое позже было заменено медью, изготовленной Ровоамом.
На восемнадцатом году правления Иеровоама царем Иудеи стал Авиям, сын Ровоама. [ 24 ] За время своего короткого трехлетнего правления Авиям приложил немало усилий, чтобы вернуть Израильское царство под свой контроль. Он провел крупную битву против Иеровоама на горе Земараим, в Ефреме , используя 400-тысячное войско против 800-тысячного войска Иеровоама. [ 25 ] Авиям обратился к армиям Израиля, призывая их подчиниться и позволить Царству Израиль снова стать целостным: [ 26 ] но его мольба осталась без внимания. Элитные воины Авияма отразили движение клешней и разгромили войска Иеровоама, убив 500 000 из них. [ 27 ] одновременно аннексировав города Вефиль, Иешана и Ефрон , а также окружающие их деревни. [ 9 ]
Иеровоам был искалечен этим тяжелым поражением от Авииама и не представлял особой угрозы для Иудейского царства до конца своего правления. [ 8 ] Авиям умер два года спустя, а Иеровоам умер примерно через год.
Историчность
[ редактировать ]Вопрос «доказывания» того, что восстание действительно имело место, сложен. Не существует ни окончательных доказательств, ни опровержений войны за престолонаследие внутри израильского общества. Хотя существование истинной «объединенной монархии» Израиля большинство современных историков считает сомнительным, не существует согласованной теории исторического происхождения независимых царств Самарии и Иуды. Вопрос историчности Объединенной монархии Израиля имеет центральное значение для установления историчности восстания Иеровоама: если бы не было единого государства, не могло бы быть и конфликта за престолонаследие. Минималистское мнение состоит в том, что царства Самарии и Иудеи развивались независимо друг от друга. [ 28 ] и что повествование об объединенной израильской монархии и последующем распаде является выдумкой более поздних писателей, созданной для прославления Давида и, как следствие, Иудейского царства, которое было окончательно закреплено в священных текстах Израиля во время вавилонского изгнания . Однако у этой теории есть некоторые проблемы. Стела Тель-Дан показывает, что Дом Давида, скорее всего, был исторической династией, а не более поздним литературным изобретением. Обычно считается, что в строке 9 стелы упоминается «дом Давида». [ 29 ] Более того, используя критику источников , Альбертц обнаруживает, что как в северном царстве Израиля (то есть в 8 веке до н.э. или раньше), так и в южном царстве Иуды существовали традиции, берущие свое начало от раскола в более раннем царстве. [ 30 ]
Раскопки в Хирбет-Кейафе. [ 31 ] и Гат [ 32 ] показывают, что крупномасштабные городские цивилизации присутствовали в Иудее во времена Объединенной монархии, но они не доказывают, что такое образование существовало. Точно так же предполагаемая эмпирическая столица Иерусалим в то время проявляла мало признаков такой политической власти. В качестве среднего пути некоторые принимают позицию Израиля Финкельштейна и Нила Зильбермана , авторов « Раскопанной Библии» , которые заявляют, что, хотя Давид и Соломон вполне могут быть основаны на «определенных исторических ядрах», их царство просто не могло быть библейским текстом. большая, централизованная и богатая израильская империя, основанная на доказательствах, доступных нам в наши дни.
Существование восстания не обходится без его поддержки. Амели Курт , признавая общее отсутствие материальных доказательств, явно указывающих на объединенную монархию, заключает, что «[а] против этого должны быть установлены доказательства существенного развития и роста на нескольких объектах, которые, вероятно, относятся к десятому веку». [ 33 ] Кеннет Китчен десятого века приходит к аналогичному выводу, утверждая, что «физическая археология Ханаана согласуется с прежним существованием единого государства на его территории». [ 34 ] Более того, уровни IX и X Телль-Балаты , также известного как Сихем , первой столицы Иеровоама, показывают, что город был внезапно отремонтирован в период, когда, как полагают, правил Иеровоам, - обстоятельства, которые Эдвард Ф. Кэмпбелл-младший назвал «осязаемыми свидетельствами правления Иеровоама I». восстановление (3Цар 12:25) и возвращение статуса города». [ 35 ]
Фараона Сишака исторически отождествляли с Шошонком I. Обнаружено множество надписей, в которых в имени фараона отсутствует глиф «н» , однако в иероглифических источниках нередки опечатки и написания имен фараонов. Бубаститский портал , рельеф, обнаруженный в Карнаке , в Верхнем Египте , и подобные рельефы на стенах небольшого храма Амона в Эль-Хибе , изображают Шошонка I, держащего в руке связанную группу пленников. Названия захваченных городов расположены преимущественно на территории Израильского царства (включая Мегиддо ), причем некоторые из них указаны в Негебе и, возможно, в Филистии . Некоторые из них включают несколько городов, которые, согласно Хроникам, укрепил Ровоам. [ 36 ]
Обычно считается, что на портале записана историческая кампания Шешонка I в Иудее, но на нем не упоминается ни о разграблении Иерусалима, ни о Ровоаме или Иеровоаме. Были предложены различные объяснения этого упущения Иерусалима: его название могло быть стерто, список мог быть скопирован из списка завоеваний древнего фараона или выкуп Ровоамом города (как описано в Книге Паралипоменон) спас бы его. из списка. [ 19 ]
Есть также некоторые нестыковки в датах тех или иных событий. Календари для отсчета лет царей в Иудее и Израиле были смещены на шесть месяцев: календари Иуды начинались с Тишрея , а календари Израиля - с Нисана . Таким образом, перекрестная синхронизация между двумя королевствами часто позволяет сузить даты начала и / или окончания правления короля до шестимесячного диапазона. Что касается Авиджама, то библейские данные позволяют сузить время его вступления на престол до некоторого времени между 1 нисаном 914 г. до н.э. и днем перед 1 тишри того же года. Для целей расчета за это следует принять иудейский год, начинающийся в Тишри 915/914 г. до н. э., или, проще говоря, 915 г. до н. э. Его смерть произошла где-то между 1 Тишри 912 г. до н.э. и 1 нисана 911 г. до н.э., то есть в 912 (912/911) году до н.э. Эти даты на год раньше, чем те, которые даны в третьем издании Э. Р. Тиле « Таинственные числа еврейских царей» , тем самым исправляя внутреннюю последовательность, которую Тиле так и не разрешил; Хронология первых царей Иуды, составленная Тиле, содержала внутреннее несоответствие, которое более поздние ученые исправили, датировав этих царей годом ранее, так что даты Авии принимаются как с 915/914 по 912/911 гг. до н. э. в настоящее время. Кроме того, Тиле представил 931/930 г. до н.э. для разделения королевства, работая в обратном направлении от Битва при Каркаре в 853 г. до н.э. Однако, по мнению более новых хронологов, таких как Гершон Галил и Кеннет Китчен , значения составляют 931 г. до н.э. для начала правления и 915/914 г. до н.э. для смерти Ровоама.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «7. Первые угнетатели: Шишак Египетский» ( PDF ) , BIIW , Библейские исследования, с. 1 .
- ^ 2 Паралипоменон 12:15.
- ^ Юджин Х. Меррилл, Царство священников: История ветхозаветного Израиля (2008), стр. 347.
- ^ 3 Царств 11:40
- ^ Трой Лейланд, Сагрильо (2015), Шошенк I и библейский Шишак: филологическая защита их традиционного уравнения , Лебедь, с. 61, ISBN 9781407313894 .
- ^ Гейки, Каннингем (1887), Часы с Библией: от Ровоама до Езекии , Нью-Йорк: Джон Б. Олден .
- ^ Перейти обратно: а б Одед, Бустанай; Сперлинг, С. Дэвид, Энциклопедия иудаики , том. 11 (2-е изд.), с. 142 .
- ^ Перейти обратно: а б 2 Паралипоменон 13:20 .
- ^ Перейти обратно: а б 2 Паралипоменон 13:19 .
- ^ 3 Царств 11:26
- ^ 3 Царств 14:1
- ^ 3 Царств 11:28
- ^ Перейти обратно: а б Дрисколл, Джеймс Ф. «Иеровоам». Католическая энциклопедия . Том. 8. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910. 6 января 2014 г.
- ↑ 3 Царств 11:1–11:13.
- ^ 3 Царств 11:35–11:40
- ^ Джон Дж. Коллинз (2007). Краткое введение в еврейскую Библию . Крепость Пресс. п. 47.
- ^ 3 Царств 11:25–11:33
- ^ 3 Царств 13: 1–13: 6.
- ^ Перейти обратно: а б «Фараон Шешонк напал на Иерусалим?» - Обзор библейской археологии - 1 июля 2014 г.
- ^ «Библия для хронологического изучения», Томас Нельсон (2008) - Google Книги, стр. 520
- ^ Финкельштейн, Израиль (2006 г.). «Последний Лабаю: царь Саул и расширение первого территориального образования Северного Израиля» . В Амите, Яйра; Бен Цви, Эхуд; Финкельштейн, Израиль; Липшиц, Одед (ред.). Очерки древнего Израиля в его ближневосточном контексте: дань уважения Надаву Нааману . Айзенбрауны. стр. 171 и далее. ISBN 9781575061283 .
- ^ 3 Царств 14:25 ; 2 Паралипоменон 12:1–12.
- ^ Перейти обратно: а б Древности иудейские — Книга VIII , Глава X.
- ^ 2 Паралипоменон 13:1.
- ^ 2 Паралипоменон 13:3
- ^ 2 Паралипоменон 13: 4–12.
- ^ 2 Паралипоменон 13:17.
- ^ Финкельштейн, Израиль; Зильберман, Нил Ашер (2007). Давид и Соломон: в поисках библейских священных царей и корней западной традиции . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 20. ISBN 978-1-416-55688-6 .
- ^ Микитюк 2004 , с. 126: лучше всего переводится как «дом Давида», имея в виду династию Давида или территорию, которой она управляла; Пиоске 2015 , с. 180: Самым простым прочтением фразы bytdwd в строке A9 надписи Тель-Дан является составная фраза «Дом Давида», и эта интерпретация получила согласие большинства ученых, знакомых с текстом; Шмидт 2006 , с. 315
- ^ Альбертц 2018 , с. 376.
- ^ Гарфинкель, Йоси; Ганор, Саар; Хазель, Майкл (19 апреля 2012 г.). «Журнал 124: предварительный отчет Хирбата Кейафы» . Хадашот Археологийот: Раскопки и исследования в Израиле . Управление древностей Израиля. Архивировано из оригинала 23 июня 2012 года . Проверено 12 июня 2018 г.
- ^ Хассон, Нир (4 августа 2015 г.). «Филистимский город Гат намного могущественнее, чем считалось, предполагают археологи» . Гаарец . Газета Haaretz Daily Newspaper Ltd. Проверено 12 июня 2018 г.
- ^ Курт, Амели (1995). Древний Ближний Восток, ок. 3000-330 гг. до н.э., Группа 1 . Нью-Йорк: Рутледж. п. 438. ИСБН 978-0-41516-762-8 .
- ^ Кухня, Кеннет (2003). О достоверности Ветхого Завета . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Уильяма Б. Эрдманс. п. 158. ИСБН 978-0-80280-396-2 .
- ^ «Сихем», стр. 1345–54; Новая энциклопедия археологических раскопок на Святой Земле , под ред. 4. Эфраим Штерн. Нью-Йорк: Саймон и Шустер. (1993)
- ^ 2 Паралипоменон 11: 5–12.
Источники
[ редактировать ]- Альбертц, Райнер (2018). «Вторичные источники также заслуживают исторической оценки: случай объединенной монархии» . В Граббе, Лестер Л. (ред.). Еврейская Библия и история: критические чтения . Блумсбери. стр. 367–379. ISBN 978-0-567-67268-1 .
- Микитюк, Лоуренс Дж. (2004). Идентификация библейских персонажей в семитских надписях северо-запада 1200–539 гг. До н.э. Общество библейской литературы. ISBN 9781589830622 .
- Пиоске, Дэниел (2015). Иерусалим Давида: между памятью и историей . Исследования Рутледжа в области религии. Том. 45. Рутледж. ISBN 978-1317548911 .
- Шмидт, Брайан Б. (2006). «Неоассирийские и сиро-палестинские тексты I: Надпись Тель-Дан» . В Чаваласе, Марк Уильям (ред.). Древний Ближний Восток: исторические источники в переводе . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9780631235804 .
- Конфликты 10 века до нашей эры
- Восстания 10 века до н.э.
- Древний Израиль и Иудея
- Еврейские библейские битвы
- Королевство Израиль (Самария)
- Революции
- Двадцать вторая династия Египта
- Войны с участием Древнего Египта
- Войны древнего Израиля
- Израильские гражданские конфликты
- Войны за независимость
- Дом Иеровоама