Jump to content

Вефиль

Координаты : 31 ° 55'21 ″ с.ш. 35 ° 14'42 ″ в.д.  /  31,9226 ° с.ш. 35,245 ° в.д.  / 31,9226; 35 245

Руины Бейтина , места древнего Вефиля, XIX век.

Вефиль ( иврит : בֵּית אֵל , латинизированный : Bēṯ ʾĒl , «Дом Эла » или «Дом Божий», [ 1 ] также транслитерируется Бет-Эль , Бет-Эль , Бейт-Эль ; Греческий : Βαιθήλ ; Латинское : Bethel ) — древний израильский город и священное место , часто упоминаемое в еврейской Библии . [ 2 ]

Впервые в Библии Вефиль упоминается как находившийся недалеко от того места, где Аврам поставил свой шатер. Позже Вефиль упоминается как место расположения Лестницы Иакова , которую Иаков назвал Вефилем «Дом Божий». Название далее используется для пограничного города, расположенного между территорией колена Вениамина и колена Ефрема , который сначала принадлежал вениамитянам, а затем был завоеван ефремлянами. В IV веке Евсевий и Иероним описали Вефиль как небольшую деревню, расположенную в 12 римских милях к северу от Иерусалима , справа или к востоку от дороги, ведущей в Неаполь . [ 3 ]

Большинство ученых отождествляют Вефиль с современной деревней Бейтин , расположенной на Западном берегу реки Иордан , в 5 километрах (3,1 мили) к северо-востоку от Рамаллаха . [ 4 ] После падения королевства крестоносцев Вефиль остался в руинах под властью Саладина и оставался необитаемым на протяжении веков до середины 19 века, когда был основан современный Бейтин. [ 5 ] В 1977 году библейское название было присвоено основанному неподалеку израильскому поселению Бейт- Эль . В нескольких странах, особенно в Соединенных Штатах , это название было дано различным местам (см. Вефиль (значения) ).

Идентификация

[ редактировать ]

Большинство ученых отождествляют Вефиль с современной арабской деревней Бейтин , расположенной в центральной части Западного берега . [ 4 ]

Среди первых сторонников этой идентификации был библеист и путешественник Эдвард Робинсон в своей работе «Библейские исследования в Палестине» (1838–1852 гг.). Робинсон основывал эту оценку на месте, описанном в древних текстах, а также на филологическом сходстве между современным и древним названием, утверждая, что замена еврейского « эль» на арабское « ин» не была чем-то необычным. [ 6 ] Эта точка зрения была позже подтверждена другим ранним ученым, Генри Бейкером Тристрамом . [ 7 ] Последняя буква «л» в названии «Вефиль» сохранялась до периода крестоносцев . Название «Бейтин» с окончанием /n/ не было задокументировано до 19 века и, возможно, вошло в употребление после раннего средневековья. [ 5 ]

Бейтин в 1894 году, из книги « Святая земля» , сфотографированной Дэниелом Б. Шеппом.

Точка зрения меньшинства была предложена Дэвидом Палмером Ливингстоном и Джоном Дж. Бимсоном, которые предложили альтернативную идентификацию, предполагая, что Вефиль можно приравнять к аль-Бире , в то же время постулируя Бейтин как библейскую Офру . Однако Офру обычно отождествляют с близлежащей деревней Тайбе . [ нужна ссылка ] Эти предложения были отвергнуты Жюлем Фрэнсисом Гомесом, который писал, что «голоса Ливингстона и Бимсона вряд ли были восприняты всерьез теми, кто работал на раскопках Вефиля». [ 8 ]

Библейские ссылки

[ редактировать ]

Книга Бытия

[ редактировать ]
Изображение сна Иакова в Вефиле работы Хузепе де Рибера .

Вефиль несколько раз упоминается в Книге Бытия . Впервые он упоминается в Лех-Лехе ( Бытие 12 и 13 ). [ 9 ] как место недалеко от того места, где остановился Аврам и построил жертвенник по пути в Египет и по возвращении. Говорят, что он находится недалеко от Гая и к западу от него. Еще более известно то, что оно снова упоминается в 28-й главе Бытия : [ 10 ] когда Иаков, спасаясь от гнева брата своего Исава , засыпает на камне и мечтает о лестнице, протянувшейся между Небом и Землей и переполненной ангелами ; Бог стоит на вершине лестницы и обещает Иакову землю Ханаанскую ; Проснувшись, Иаков помазывает камень ( баэтил ) маслом и называет это место Вефилем. [ 11 ]

Еще один рассказ из Бытия 35. [ 12 ] повторяет завет с Богом и называет это место Эль-Вефилем и делает это место, где Иаков сменил имя на Израиль. В обеих версиях утверждается, что первоначальное название этого места было Луз , ханаанское имя.

Книга Иисуса Навина

[ редактировать ]

Вефиль снова упоминается в книге Иисуса Навина 7:2, 8:9 как находящийся недалеко от Гая и на западной стороне его; в этом эпизоде ​​Иисус Навин послал людей из Иерихона, чтобы захватить Гая. В 16:1 снова говорится, что он находится рядом с Лусом, недалеко от Иерихона и является частью территории потомков Иосифа (то есть Манассии и Ефрема , ср. Иисус Навин 16:4 ).

Книга судей

[ редактировать ]

В книге Судей 1:22 потомки Иосифа захватывают город Вефиль, который, как утверждается, ранее назывался Луз. В Судей 4:5 говорится, что пророчица Девора жила в Вефиле под пальмой Деворы (предположительно, это ссылка на Бытие 35:8 , где говорится, что другая Девора , кормилица матери Иакова , Ревекки , была похоронена под дерево в Вефиле). сказано, что Вефиль В книге Судей 4:5 находится на горе Ефремовой .

В повествовании о наложнице левита в Судей 20:18 переведено , где еврейское слово «Бет-Эль» в версии короля Иакова как «Дом Божий», народ Израиля идет в Вефиль, чтобы спросить совета у Бога, когда они планируют атаковать колено Вениамина в битве при Гиве. Они наносят второй визит ( Судьи 20:26 ) после поражения в битве.

Вефиль, очевидно, в то время уже был важным религиозным центром; Фактически, это было настолько важно, что там хранился Ковчег Завета под присмотром Финееса , внука Аарона ( Судей 20:27 и далее). В Судей 21:19 сказано, что Вефиль находится к югу от Силома .

Книга Самуила

[ редактировать ]

При следующем упоминании Ковчега в 1 Царств 4:3 говорится, что он хранится в Силоме.

В книге 1 Царств 7:16 говорится, что пророк Самуил , живший в Раме , ежегодно совершал обход Вефиля, Галгала и Мицпы , чтобы судить Израиль. В 1 Царств 10:3 Самуил велит Саулу пойти в Вефиль, чтобы посетить «Холм Божий», где он встретит группу пророков, сходящих с высоты с «псалтерием, таретом и свирелью». и арфа. Судя по всему, там в то время находился филистимский гарнизон. Вефиль снова упоминается в 1 Царств 13:2 и 2 Царств 30:27 .

Первая книга королей

[ редактировать ]

После того, как Израильское царство было разделено на два царства после смерти царя Соломона (около 931 г. до н.э.), Иеровоам , первый царь северного Израильского царства , сделал двух золотых тельцов ( 3 Царств 12:28 и далее) и поставил одного в Вефиле, а другой в Дане, на крайнем севере его царства. Очевидно, это было сделано для того, чтобы народу Израиля не пришлось идти в Иерусалим для поклонения в тамошнем храме. Похоже, это действие спровоцировало враждебность иудеев. и далее рассказывается история В 3 Царств 13:1 о том, как человек из Иудеи посетил святилище в Вефиле и предсказал, что оно в конечном итоге будет разрушено Иосией .

Вторая книга Царств

[ редактировать ]

Согласно 4 Царств 2:1 и далее, пророки Илия и Елисей посетили Вефиль по пути из Галгала в Иерихон незадолго до того, как Илия был взят живым на небо ( 4 Царств 2:11 ). Позже, когда Елисей вернулся один в Вефиль, некоторые молодые люди (а не «молодые мальчики», как это переводится в некоторых английских Библиях) насмехались над ним. [ нужна ссылка ] когда он поднялся к святыне и проклял их; после чего 42 молодых человека были растерзаны медведями ( 4 Царств 2:23 и далее).

Следующий раз Вефиль упоминается в связи с десятым царем Израиля Ииуя (ок. 842–815 до н.э.). несмотря на убийство пророков Ваала Говорят, что, и разрушение их храма, Ииуй продолжал терпеть присутствие золотых тельцов в Вефиле и Дане ( 4 Царств 10:29 ). Храм в Вефиле, очевидно, избежал разрушения во время ассирийского вторжения в Израильское царство в ок. царем Иосией 740 и 722 гг., но окончательно был полностью разрушен иудейским (ок. 640–609 до н. э.).

Книги Амоса, Осии и Иеремии

[ редактировать ]

Святыню с неодобрением упоминает пророк Амос (ок. 750 г.):

Не ищите Вефиля, не ходите в Галгал, не отправляйтесь в Беэр-Шеву. Ибо Галгал непременно отправится в изгнание, а Вефиль обратится в ничто.

Амос , 5:5

Амасия , священник Вефиля, изгоняет Амоса из святилища:

Не пророчествуйте больше в Вефиле, потому что это царское святилище и храм царства.

Амос , 7:13

Несколько лет спустя пророк Осия (8 век до н. э.) говорит (по крайней мере, согласно современным переводам) о «нечестии» Вефиля ( Осия 10:15 ), а Иеремия (6 век до н. э.) говорит о «позоре», который он навлек на Израиль ( Иеремия 48:13 ). Осия 13:1–3 описывает, как израильтяне покидают Адонай ради поклонения Ваалу, и обвиняет их в создании или использовании изображений для «идолопоклонства». Главным среди них, по-видимому, было изображение быка в Вефиле, которому во времена Осии поклонялись как образу Ваала. [ 13 ]

Книги Ездры и Неемии

[ редактировать ]

Вефиль упоминается в Ездре 2:28 и Неемии 7:32 как переселенный во время возвращения изгнанников из Вавилона .

История и археология

[ редактировать ]
Вефиль, 1912 год.

Уильям Ф. Олбрайт впервые раскопал испытательную яму в Вефиле в 1927 году, а обширные раскопки в Бейтине провели Олбрайт и Джеймс Л. Келсо в 1934 году, которые продолжались под руководством Келсо в 1937, 1954, 1957 и 1960 годах. [ 14 ]

Во время своих раскопок в 1957 году Джеймс Келсо нашел глиняный штамп среди сложных по контексту обломков возле стены среднего бронзового века на юго-западной стороне этого места. [ 15 ] Интересно, что эта находка поразительно напоминала находку, которую Теодор Бент привез из аль-Машхада Вади Дауана ( Хадрамаут , Йемен ) в 1894 году. Действительно, сходство было настолько велико, что некоторые ученые считали, что вефильская марка на самом деле была находкой Бента и что жена последнего, Мейбл Бент , каким-то образом и по какой-то причине положила этот предмет туда после безвременной смерти мужа в 1897 году. [ 16 ] Как ни странно, ни одна из марок (или одна) не была обнаружена на протяжении десятилетий, и единственное свидетельство, которое можно увидеть сегодня, - это выжимка согнутой марки, которая сейчас находится в коллекции Эдуарда Глейзера в Вене. [ 17 ]

Недавние раскопки Аарона Тавгера на высоте 914, выдающемся холме, расположенном в 900 метрах к востоку от деревни Бейтин, обнаружили несколько останков из средней бронзы и железа II, что побудило экскаватора на EP 914 предположить, что это место является древним культовым местом Вефиля. и, возможно, местонахождение жертвенника Аврама. [ 18 ] [ 19 ] : 243 

Период энеолита

[ редактировать ]

Человеческое поселение на месте Бейтина относится к периоду энеолита . Археологические раскопки 1950 года обнаружили кремневые орудия, керамику и кости животных того времени.

Бронзовый век

[ редактировать ]
Место ханаанского ритуала раннего бронзового века, прорезанное городской стеной II среднего бронзового века. Тель-Бейт-Эль, Бейтин, 2017 г.

В раннем бронзовом веке (около 3200 г. до н. э.) в этом районе поселились обычно кочевые народы. Ханаанские гробницы, дома и прессы для оливок были обнаружены к северу и юго-востоку от деревни. Археологи также раскопали остатки ханаанского храма. [ 20 ]

В эпоху средней бронзы (около 1750 г. до н.э.) его статус был повышен с деревни до укрепленного ханаанского города, который считается библейским Лузом . [ 21 ] [ 22 ] Были раскопаны двое городских ворот, относящихся к этому периоду: одни на северо-востоке, а другие к северо-западу от стены. [ 20 ] В этот период в Лусе был построен второй храм, но он был разрушен в результате землетрясения. [ 20 ]

Город позднего бронзового века в Вефиле был разрушен в какой-то момент в конце 13 или начале 12 века до нашей эры. [ 23 ] : 235 

Железный век

[ редактировать ]

В раннем железном веке было основано новое поселение. [ 14 ] : xiv Это поселение было постоянно заселено на ранних и поздних этапах железного века, хотя точная дата его разрушения остается неопределенной. [ 14 ] : 51–52 

Эллинистический, римский, византийский и средневековый периоды.

[ редактировать ]

Вефиль/Бейтин снова был заселен и укреплен Сирийцем Вакхидом во времена Маккавеев . [ 3 ]

во время Великого еврейского восстания Веспасиан захватил Вефиль. Летом 69 года [ 24 ]

Робинсон отмечает, что после сочинений Евсевия и Иеронима он не нашел дальнейших упоминаний о Вефиле в письменных исторических источниках. Однако он отмечает, что руины в Бейтине больше, чем руины деревни, и, похоже, подверглись расширению после времен Иеронима, отмечая также наличие того, что кажется руинами церквей средневековья . [ 3 ] Город появляется на карте Мадабы VI века как Луза ( греч . Λουζα ), также известный как Вефиль ( Βεθηλ , Вефиль )».

Ранний мусульманский период

[ редактировать ]
Куполообразная конструкция в Вефиле, 1945 год.

Церковь пришла в упадок после того, как исламская армия Рашидун завоевала этот район. [ 22 ]

Периоды крестоносцев и Айюбидов

[ редактировать ]

Церковь была перестроена крестоносцами в 12 веке. [ 22 ] В период крестоносцев деревня была передана в феодальное владение Храму Иерусалимским Болдуином V Гроба Господня . [ 25 ] После того, как крестоносцы потерпели поражение от Айюбидов сил Саладина в 1187 году, церковь была разрушена, а деревня заброшена. [ 22 ]

См. также

[ редактировать ]
  • Байт-Аллах, другое название Каабы в Мекке.
  • Вефиль (бог) , имя бога или аспект бога от ассирийского до эллинистического периодов.
  • Аллон Бачут
  1. ^ Бликер и Видегрен, 1988, с. 257.
  2. ^ Гомес, Жюль (13 мая 2006 г.). Святилище Вефиля и конфигурация израильской идентичности . Вальтер де Грюйтер. п. 1. ISBN  9783110189933 .
  3. ^ Jump up to: а б с Робинсон и Смит, 1856, стр. 449–450.
  4. ^ Jump up to: а б Гарольд Бродский (1990). «Вефиль». В Библейском словаре Anchor Yale . 1:710-712.
  5. ^ Jump up to: а б Элицур, Йоэль (2004). Древние топонимы на Святой Земле: сохранность и история . Иерусалим ; Вайнона Лейк, Вирджиния: Издательство Magness Press Еврейского университета; Айзенбрауны. стр. 59–60.
  6. ^ Рейни, Энсон Ф. (2006). «В поисках Вефиля: упражнение по исторической географии» . В Гитине, Сеймур; Райт, Дж. Эдвард; Дессель, JP (ред.). Противостояние прошлому: археологические и исторические очерки древнего Израиля в честь Уильяма Дж. Девера . Айзенбрауны. п. 270. ИСБН  978-1-57506-117-7 .
  7. ^ Бейкер Тристрам, Генри (1876). Земля Израиля . Общество распространения христианских знаний . п. 162 . Руины Вефиля Бейтина.
  8. ^ Гомес, Жюль (13 мая 2006 г.). Святилище Вефиля и конфигурация израильской идентичности . Вальтер де Грюйтер. п. 5. ISBN  9783110189933 .
  9. ^ «Бытие 12» . www.sefaria.org .
  10. ^ «Бытие 28:19» . www.sefaria.org .
  11. ^ «Вефиль» в MG Easton, Иллюстрированный библейский словарь , Т. Нельсон и сыновья, Лондон, 1894 г.
  12. ^ «Бытие 35» . www.sefaria.org .
  13. ^ Стивен Л. Кук (2004). Социальные корни библейского яхвизма, Часть 2 . Общество библейской литературы. п. 90.
  14. ^ Jump up to: а б с Келсо, Джеймс Леон; Олбрайт, Уильям Фоксвелл (1968). Раскопки Вефиля (1934-1960) . Ежегодник Американских школ восточных исследований. Том. 39. Кембридж, Массачусетс: Американская школа восточных исследований в Иерусалиме. дои : 10.2307/3768539 . ISSN   0066-0035 . JSTOR   3768539 . Проверено 5 января 2021 г.
  15. ^ Ван Бик и Джамме (1958), «Южноаравийская глиняная марка с надписью из Вефиля», в Бюллетене американских школ восточных исследований 151: 9-16.
  16. ^ Джамме (1990), «Снова марка с надписью Вефиля: оправдание миссис Теодор Бент», в Бюллетене американских школ восточных исследований 280: 89-91.
  17. ^ Сожмите A727 ( https://glaser.acdh.oeaw.ac.at/gl/rec/110007437/0 ).
  18. ^ Тавгер, Аарон (2021). « И нарек имя тому месту: Вефиль» (Быт. 28:19): Историко-география и археология святилища Вефиля». В Хензеле, Бенедикт (ред.). История цикла Иакова (Бытие 25-35) . Мор Зибек. стр. 201–222. ISBN  978-3-16-159927-9 .
  19. ^ Липшиц, Одед (2017). «Возвращение в Вефиль» . В Липшиц, О.; Гадот, Ю.; Адамс, MJ (ред.). Переосмысление Израиля: исследования по истории и археологии древнего Израиля в честь Израиля Финкельштейна . Пенн Стейт Пресс. стр. 233–246. ISBN  978-1-57506-787-2 .
  20. ^ Jump up to: а б с «Сайт недели: Бейтин» . Эта неделя в Палестине . 9 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 26 апреля 2012 года . Проверено 19 декабря 2011 г.
  21. ^ «Палестинские культурные объекты: Бейтин-Рамалла» . Иерусалимский центр СМИ и коммуникаций (JMCC). Архивировано из оригинала 10 марта 2007 года . Проверено 19 декабря 2011 г.
  22. ^ Jump up to: а б с д Луза, также Вефиль - (Бейтин). Архивировано 3 октября 2013 г. в Wayback Machine Studium Biblicum Francisconum - Иерусалим. 19 декабря 2000 г.
  23. ^ Липшиц, Одед (2017). «Возвращение в Вефиль» . В Липшиц, О.; Гадот, Ю.; Адамс, MJ (ред.). Переосмысление Израиля: исследования по истории и археологии древнего Израиля в честь Израиля Финкельштейна . Пенн Стейт Пресс. стр. 233–246. ISBN  978-1-57506-787-2 .
  24. ^ Роджерс, Гай Маклин (2021). За свободу Сиона: Великое восстание евреев против римлян, 66–74 гг. н.э. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 535. ИСБН  978-0-300-24813-5 .
  25. ^ Кондер и Китченер, 1883, SWP III, стр. 11

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

31 ° 55'21 ″ с.ш. 35 ° 14'42 ″ в.д.  /  31,9226 ° с.ш. 35,245 ° в.д.  / 31,9226; 35 245

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6aa6c3d04180c1f938279f17f70c9b92__1719277680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/92/6aa6c3d04180c1f938279f17f70c9b92.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bethel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)