Вефиль

Вефиль ( иврит : בֵּית אֵל , латинизированный : Bēṯ ʾĒl , «Дом Эла » или «Дом Божий», [ 1 ] также транслитерируется Бет-Эль , Бет-Эль , Бейт-Эль ; Греческий : Βαιθήλ ; Латинское : Bethel ) — древний израильский город и священное место , часто упоминаемое в еврейской Библии . [ 2 ]
Впервые в Библии Вефиль упоминается как находившийся недалеко от того места, где Аврам поставил свой шатер. Позже Вефиль упоминается как место расположения Лестницы Иакова , которую Иаков назвал Вефилем «Дом Божий». Название далее используется для пограничного города, расположенного между территорией колена Вениамина и колена Ефрема , который сначала принадлежал вениамитянам, а затем был завоеван ефремлянами. В IV веке Евсевий и Иероним описали Вефиль как небольшую деревню, расположенную в 12 римских милях к северу от Иерусалима , справа или к востоку от дороги, ведущей в Неаполь . [ 3 ]
Большинство ученых отождествляют Вефиль с современной деревней Бейтин , расположенной на Западном берегу реки Иордан , в 5 километрах (3,1 мили) к северо-востоку от Рамаллаха . [ 4 ] После падения королевства крестоносцев Вефиль остался в руинах под властью Саладина и оставался необитаемым на протяжении веков до середины 19 века, когда был основан современный Бейтин. [ 5 ] В 1977 году библейское название было присвоено основанному неподалеку израильскому поселению Бейт- Эль . В нескольких странах, особенно в Соединенных Штатах , это название было дано различным местам (см. Вефиль (значения) ).
Идентификация
[ редактировать ]Большинство ученых отождествляют Вефиль с современной арабской деревней Бейтин , расположенной в центральной части Западного берега . [ 4 ]
Среди первых сторонников этой идентификации был библеист и путешественник Эдвард Робинсон в своей работе «Библейские исследования в Палестине» (1838–1852 гг.). Робинсон основывал эту оценку на месте, описанном в древних текстах, а также на филологическом сходстве между современным и древним названием, утверждая, что замена еврейского « эль» на арабское « ин» не была чем-то необычным. [ 6 ] Эта точка зрения была позже подтверждена другим ранним ученым, Генри Бейкером Тристрамом . [ 7 ] Последняя буква «л» в названии «Вефиль» сохранялась до периода крестоносцев . Название «Бейтин» с окончанием /n/ не было задокументировано до 19 века и, возможно, вошло в употребление после раннего средневековья. [ 5 ]

Точка зрения меньшинства была предложена Дэвидом Палмером Ливингстоном и Джоном Дж. Бимсоном, которые предложили альтернативную идентификацию, предполагая, что Вефиль можно приравнять к аль-Бире , в то же время постулируя Бейтин как библейскую Офру . Однако Офру обычно отождествляют с близлежащей деревней Тайбе . [ нужна ссылка ] Эти предложения были отвергнуты Жюлем Фрэнсисом Гомесом, который писал, что «голоса Ливингстона и Бимсона вряд ли были восприняты всерьез теми, кто работал на раскопках Вефиля». [ 8 ]
Библейские ссылки
[ редактировать ]Книга Бытия
[ редактировать ]
Вефиль несколько раз упоминается в Книге Бытия . Впервые он упоминается в Лех-Лехе ( Бытие 12 и 13 ). [ 9 ] как место недалеко от того места, где остановился Аврам и построил жертвенник по пути в Египет и по возвращении. Говорят, что он находится недалеко от Гая и к западу от него. Еще более известно то, что оно снова упоминается в 28-й главе Бытия : [ 10 ] когда Иаков, спасаясь от гнева брата своего Исава , засыпает на камне и мечтает о лестнице, протянувшейся между Небом и Землей и переполненной ангелами ; Бог стоит на вершине лестницы и обещает Иакову землю Ханаанскую ; Проснувшись, Иаков помазывает камень ( баэтил ) маслом и называет это место Вефилем. [ 11 ]
Еще один рассказ из Бытия 35. [ 12 ] повторяет завет с Богом и называет это место Эль-Вефилем и делает это место, где Иаков сменил имя на Израиль. В обеих версиях утверждается, что первоначальное название этого места было Луз , ханаанское имя.
Книга Иисуса Навина
[ редактировать ]Вефиль снова упоминается в книге Иисуса Навина 7:2, 8:9 как находящийся недалеко от Гая и на западной стороне его; в этом эпизоде Иисус Навин послал людей из Иерихона, чтобы захватить Гая. В 16:1 снова говорится, что он находится рядом с Лусом, недалеко от Иерихона и является частью территории потомков Иосифа (то есть Манассии и Ефрема , ср. Иисус Навин 16:4 ).
Книга судей
[ редактировать ]В книге Судей 1:22 потомки Иосифа захватывают город Вефиль, который, как утверждается, ранее назывался Луз. В Судей 4:5 говорится, что пророчица Девора жила в Вефиле под пальмой Деворы (предположительно, это ссылка на Бытие 35:8 , где говорится, что другая Девора , кормилица матери Иакова , Ревекки , была похоронена под дерево в Вефиле). сказано, что Вефиль В книге Судей 4:5 находится на горе Ефремовой .
В повествовании о наложнице левита в Судей 20:18 переведено , где еврейское слово «Бет-Эль» в версии короля Иакова как «Дом Божий», народ Израиля идет в Вефиль, чтобы спросить совета у Бога, когда они планируют атаковать колено Вениамина в битве при Гиве. Они наносят второй визит ( Судьи 20:26 ) после поражения в битве.
Вефиль, очевидно, в то время уже был важным религиозным центром; Фактически, это было настолько важно, что там хранился Ковчег Завета под присмотром Финееса , внука Аарона ( Судей 20:27 и далее). В Судей 21:19 сказано, что Вефиль находится к югу от Силома .
Книга Самуила
[ редактировать ]При следующем упоминании Ковчега в 1 Царств 4:3 говорится, что он хранится в Силоме.
В книге 1 Царств 7:16 говорится, что пророк Самуил , живший в Раме , ежегодно совершал обход Вефиля, Галгала и Мицпы , чтобы судить Израиль. В 1 Царств 10:3 Самуил велит Саулу пойти в Вефиль, чтобы посетить «Холм Божий», где он встретит группу пророков, сходящих с высоты с «псалтерием, таретом и свирелью». и арфа. Судя по всему, там в то время находился филистимский гарнизон. Вефиль снова упоминается в 1 Царств 13:2 и 2 Царств 30:27 .
Первая книга королей
[ редактировать ]После того, как Израильское царство было разделено на два царства после смерти царя Соломона (около 931 г. до н.э.), Иеровоам , первый царь северного Израильского царства , сделал двух золотых тельцов ( 3 Царств 12:28 и далее) и поставил одного в Вефиле, а другой в Дане, на крайнем севере его царства. Очевидно, это было сделано для того, чтобы народу Израиля не пришлось идти в Иерусалим для поклонения в тамошнем храме. Похоже, это действие спровоцировало враждебность иудеев. и далее рассказывается история В 3 Царств 13:1 о том, как человек из Иудеи посетил святилище в Вефиле и предсказал, что оно в конечном итоге будет разрушено Иосией .
Вторая книга Царств
[ редактировать ]Согласно 4 Царств 2:1 и далее, пророки Илия и Елисей посетили Вефиль по пути из Галгала в Иерихон незадолго до того, как Илия был взят живым на небо ( 4 Царств 2:11 ). Позже, когда Елисей вернулся один в Вефиль, некоторые молодые люди (а не «молодые мальчики», как это переводится в некоторых английских Библиях) насмехались над ним. [ нужна ссылка ] когда он поднялся к святыне и проклял их; после чего 42 молодых человека были растерзаны медведями ( 4 Царств 2:23 и далее).
Следующий раз Вефиль упоминается в связи с десятым царем Израиля Ииуя (ок. 842–815 до н.э.). несмотря на убийство пророков Ваала Говорят, что, и разрушение их храма, Ииуй продолжал терпеть присутствие золотых тельцов в Вефиле и Дане ( 4 Царств 10:29 ). Храм в Вефиле, очевидно, избежал разрушения во время ассирийского вторжения в Израильское царство в ок. царем Иосией 740 и 722 гг., но окончательно был полностью разрушен иудейским (ок. 640–609 до н. э.).
Книги Амоса, Осии и Иеремии
[ редактировать ]Святыню с неодобрением упоминает пророк Амос (ок. 750 г.):
Не ищите Вефиля, не ходите в Галгал, не отправляйтесь в Беэр-Шеву. Ибо Галгал непременно отправится в изгнание, а Вефиль обратится в ничто.
— Амос , 5:5
Амасия , священник Вефиля, изгоняет Амоса из святилища:
Не пророчествуйте больше в Вефиле, потому что это царское святилище и храм царства.
— Амос , 7:13
Несколько лет спустя пророк Осия (8 век до н. э.) говорит (по крайней мере, согласно современным переводам) о «нечестии» Вефиля ( Осия 10:15 ), а Иеремия (6 век до н. э.) говорит о «позоре», который он навлек на Израиль ( Иеремия 48:13 ). Осия 13:1–3 описывает, как израильтяне покидают Адонай ради поклонения Ваалу, и обвиняет их в создании или использовании изображений для «идолопоклонства». Главным среди них, по-видимому, было изображение быка в Вефиле, которому во времена Осии поклонялись как образу Ваала. [ 13 ]
Книги Ездры и Неемии
[ редактировать ]Вефиль упоминается в Ездре 2:28 и Неемии 7:32 как переселенный во время возвращения изгнанников из Вавилона .
История и археология
[ редактировать ]
Уильям Ф. Олбрайт впервые раскопал испытательную яму в Вефиле в 1927 году, а обширные раскопки в Бейтине провели Олбрайт и Джеймс Л. Келсо в 1934 году, которые продолжались под руководством Келсо в 1937, 1954, 1957 и 1960 годах. [ 14 ]
Во время своих раскопок в 1957 году Джеймс Келсо нашел глиняный штамп среди сложных по контексту обломков возле стены среднего бронзового века на юго-западной стороне этого места. [ 15 ] Интересно, что эта находка поразительно напоминала находку, которую Теодор Бент привез из аль-Машхада Вади Дауана ( Хадрамаут , Йемен ) в 1894 году. Действительно, сходство было настолько велико, что некоторые ученые считали, что вефильская марка на самом деле была находкой Бента и что жена последнего, Мейбл Бент , каким-то образом и по какой-то причине положила этот предмет туда после безвременной смерти мужа в 1897 году. [ 16 ] Как ни странно, ни одна из марок (или одна) не была обнаружена на протяжении десятилетий, и единственное свидетельство, которое можно увидеть сегодня, - это выжимка согнутой марки, которая сейчас находится в коллекции Эдуарда Глейзера в Вене. [ 17 ]
Недавние раскопки Аарона Тавгера на высоте 914, выдающемся холме, расположенном в 900 метрах к востоку от деревни Бейтин, обнаружили несколько останков из средней бронзы и железа II, что побудило экскаватора на EP 914 предположить, что это место является древним культовым местом Вефиля. и, возможно, местонахождение жертвенника Аврама. [ 18 ] [ 19 ] : 243
Период энеолита
[ редактировать ]Человеческое поселение на месте Бейтина относится к периоду энеолита . Археологические раскопки 1950 года обнаружили кремневые орудия, керамику и кости животных того времени.
Бронзовый век
[ редактировать ]В раннем бронзовом веке (около 3200 г. до н. э.) в этом районе поселились обычно кочевые народы. Ханаанские гробницы, дома и прессы для оливок были обнаружены к северу и юго-востоку от деревни. Археологи также раскопали остатки ханаанского храма. [ 20 ]
В эпоху средней бронзы (около 1750 г. до н.э.) его статус был повышен с деревни до укрепленного ханаанского города, который считается библейским Лузом . [ 21 ] [ 22 ] Были раскопаны двое городских ворот, относящихся к этому периоду: одни на северо-востоке, а другие к северо-западу от стены. [ 20 ] В этот период в Лусе был построен второй храм, но он был разрушен в результате землетрясения. [ 20 ]
Город позднего бронзового века в Вефиле был разрушен в какой-то момент в конце 13 или начале 12 века до нашей эры. [ 23 ] : 235
Железный век
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2023 г. ) |
В раннем железном веке было основано новое поселение. [ 14 ] : xiv Это поселение было постоянно заселено на ранних и поздних этапах железного века, хотя точная дата его разрушения остается неопределенной. [ 14 ] : 51–52
Эллинистический, римский, византийский и средневековый периоды.
[ редактировать ]Вефиль/Бейтин снова был заселен и укреплен Сирийцем Вакхидом во времена Маккавеев . [ 3 ]
во время Великого еврейского восстания Веспасиан захватил Вефиль. Летом 69 года [ 24 ]
Робинсон отмечает, что после сочинений Евсевия и Иеронима он не нашел дальнейших упоминаний о Вефиле в письменных исторических источниках. Однако он отмечает, что руины в Бейтине больше, чем руины деревни, и, похоже, подверглись расширению после времен Иеронима, отмечая также наличие того, что кажется руинами церквей средневековья . [ 3 ] Город появляется на карте Мадабы VI века как Луза ( греч . Λουζα ), также известный как Вефиль ( Βεθηλ , Вефиль )».
Ранний мусульманский период
[ редактировать ]
Церковь пришла в упадок после того, как исламская армия Рашидун завоевала этот район. [ 22 ]
Периоды крестоносцев и Айюбидов
[ редактировать ]Церковь была перестроена крестоносцами в 12 веке. [ 22 ] В период крестоносцев деревня была передана в феодальное владение Храму Иерусалимским Болдуином V Гроба Господня . [ 25 ] После того, как крестоносцы потерпели поражение от Айюбидов сил Саладина в 1187 году, церковь была разрушена, а деревня заброшена. [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]- Байт-Аллах, другое название Каабы в Мекке.
- Вефиль (бог) , имя бога или аспект бога от ассирийского до эллинистического периодов.
- Аллон Бачут
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бликер и Видегрен, 1988, с. 257.
- ^ Гомес, Жюль (13 мая 2006 г.). Святилище Вефиля и конфигурация израильской идентичности . Вальтер де Грюйтер. п. 1. ISBN 9783110189933 .
- ^ Jump up to: а б с Робинсон и Смит, 1856, стр. 449–450.
- ^ Jump up to: а б Гарольд Бродский (1990). «Вефиль». В Библейском словаре Anchor Yale . 1:710-712.
- ^ Jump up to: а б Элицур, Йоэль (2004). Древние топонимы на Святой Земле: сохранность и история . Иерусалим ; Вайнона Лейк, Вирджиния: Издательство Magness Press Еврейского университета; Айзенбрауны. стр. 59–60.
- ^ Рейни, Энсон Ф. (2006). «В поисках Вефиля: упражнение по исторической географии» . В Гитине, Сеймур; Райт, Дж. Эдвард; Дессель, JP (ред.). Противостояние прошлому: археологические и исторические очерки древнего Израиля в честь Уильяма Дж. Девера . Айзенбрауны. п. 270. ИСБН 978-1-57506-117-7 .
- ^ Бейкер Тристрам, Генри (1876). Земля Израиля . Общество распространения христианских знаний . п. 162 .
Руины Вефиля Бейтина.
- ^ Гомес, Жюль (13 мая 2006 г.). Святилище Вефиля и конфигурация израильской идентичности . Вальтер де Грюйтер. п. 5. ISBN 9783110189933 .
- ^ «Бытие 12» . www.sefaria.org .
- ^ «Бытие 28:19» . www.sefaria.org .
- ^ «Вефиль» в MG Easton, Иллюстрированный библейский словарь , Т. Нельсон и сыновья, Лондон, 1894 г.
- ^ «Бытие 35» . www.sefaria.org .
- ^ Стивен Л. Кук (2004). Социальные корни библейского яхвизма, Часть 2 . Общество библейской литературы. п. 90.
- ^ Jump up to: а б с Келсо, Джеймс Леон; Олбрайт, Уильям Фоксвелл (1968). Раскопки Вефиля (1934-1960) . Ежегодник Американских школ восточных исследований. Том. 39. Кембридж, Массачусетс: Американская школа восточных исследований в Иерусалиме. дои : 10.2307/3768539 . ISSN 0066-0035 . JSTOR 3768539 . Проверено 5 января 2021 г.
- ^ Ван Бик и Джамме (1958), «Южноаравийская глиняная марка с надписью из Вефиля», в Бюллетене американских школ восточных исследований 151: 9-16.
- ^ Джамме (1990), «Снова марка с надписью Вефиля: оправдание миссис Теодор Бент», в Бюллетене американских школ восточных исследований 280: 89-91.
- ^ Сожмите A727 ( https://glaser.acdh.oeaw.ac.at/gl/rec/110007437/0 ).
- ^ Тавгер, Аарон (2021). « И нарек имя тому месту: Вефиль» (Быт. 28:19): Историко-география и археология святилища Вефиля». В Хензеле, Бенедикт (ред.). История цикла Иакова (Бытие 25-35) . Мор Зибек. стр. 201–222. ISBN 978-3-16-159927-9 .
- ^ Липшиц, Одед (2017). «Возвращение в Вефиль» . В Липшиц, О.; Гадот, Ю.; Адамс, MJ (ред.). Переосмысление Израиля: исследования по истории и археологии древнего Израиля в честь Израиля Финкельштейна . Пенн Стейт Пресс. стр. 233–246. ISBN 978-1-57506-787-2 .
- ^ Jump up to: а б с «Сайт недели: Бейтин» . Эта неделя в Палестине . 9 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 26 апреля 2012 года . Проверено 19 декабря 2011 г.
- ^ «Палестинские культурные объекты: Бейтин-Рамалла» . Иерусалимский центр СМИ и коммуникаций (JMCC). Архивировано из оригинала 10 марта 2007 года . Проверено 19 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Луза, также Вефиль - (Бейтин). Архивировано 3 октября 2013 г. в Wayback Machine Studium Biblicum Francisconum - Иерусалим. 19 декабря 2000 г.
- ^ Липшиц, Одед (2017). «Возвращение в Вефиль» . В Липшиц, О.; Гадот, Ю.; Адамс, MJ (ред.). Переосмысление Израиля: исследования по истории и археологии древнего Израиля в честь Израиля Финкельштейна . Пенн Стейт Пресс. стр. 233–246. ISBN 978-1-57506-787-2 .
- ^ Роджерс, Гай Маклин (2021). За свободу Сиона: Великое восстание евреев против римлян, 66–74 гг. н.э. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 535. ИСБН 978-0-300-24813-5 .
- ^ Кондер и Китченер, 1883, SWP III, стр. 11
Библиография
[ редактировать ]- Бликер, CJ; Виденгрен, Г. (1988), Historia Religionum: Справочник по истории религий , BRILL, ISBN 978-90-04-08928-0
- Британская энциклопедия, 2007 г., Ultimate Reference Suite
- Гомес, Жюль Франциск (2006), Вефильское святилище и конфигурация израильской идентичности , Уолтер де Грюйтер и компания, ISBN 978-3-11-018993-3
- Келсо, Джеймс Леон; Свогер, Джеймс Л. (1968). Раскопки Вефиля (1934-1960) . Американские школы восточных исследований.
- Робинсон, Эдвард ; Смит, Эли (1856 г.), Библейские исследования в Палестине, 1838–1852 гг.: Журнал путешествий в 1838 году , Мичиганский университет.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Вефилем (библейской деревней) на Викискладе?
31 ° 55'21 ″ с.ш. 35 ° 14'42 ″ в.д. / 31,9226 ° с.ш. 35,245 ° в.д.