О (к Ханаану)
Ай иврит ( « : הָעַי , латинизированный : hāʿAy , букв. куча (руин)»; Дуэ-Реймс : Хай) — город в Ханаане , упомянутый в еврейской Библии . Согласно Книге Иисуса Навина , он был завоеван израильтянами во главе с Иисусом Навином во время завоевания ими Ханаана. [ 1 ]
Обычно считается, что руины Ай находятся на территории современного археологического памятника Эт-Телл . Раскопки выявили большое городское поселение, датируемое примерно 3100 годом до нашей эры , с циклами разрушения и восстановления примерно до 2400 года до нашей эры . не возникла небольшая деревня Он оставался необитаемым до тех пор, пока в раннем железном веке . В свете этих выводов ученые интерпретируют библейский рассказ о завоевании Гая как этиологическую историю, объясняющую происхождение географического названия. [ 1 ]
Библейское повествование
[ редактировать ]Согласно Бытию , Авраам построил жертвенник между Вефилем и Гаем. [ 2 ]
В Книге Иисуса Навина , главах 7 и 8, израильтяне дважды пытаются завоевать Гай. Первое, в книге Иисуса Навина 7 , терпит неудачу. Библейское повествование описывает неудачу как следствие предыдущего греха Ахана , за который израильтяне забили его камнями до смерти. При второй попытке, в 8-й главе книги Иисуса Навина, Иисус Навин , которого в повествовании называют вождем израильтян, получает наставления от Бога. Бог велит им устроить засаду, и Иисус Навин делает то, что говорит Бог. Засада устроена в тылу города с западной стороны. Иисус Навин с группой солдат, которые приближаются к городу с фронта, поэтому жители Гая, думая, что их ждет еще одна легкая победа, преследуют Иисуса Навина и воинов от входа в город, чтобы увести жителей Гая из города. . Затем бойцы в тылу входят в город и поджигают его. Когда город захвачен, 12 000 мужчин и женщин убиты и сровнены с землей. Короля схватывают и вешают на дереве до вечера. Затем его тело помещают у городских ворот, а сверху кладут камни. Затем израильтяне полностью сожгли Гай и «превратили его в постоянную груду развалин». [ 3 ] Бог сказал им, что они могут забрать скот в качестве добычи, и они так и сделали.
В исследовании 2017 года Шай Элам сравнил битву при Каннах с битвой при Гае (которая предшествовала ей примерно за 1000 лет) согласно интерпретации Мальбимом книги Иисуса Навина, которая доказывает, что в битве при Ай Джошуа также окружил армию противника идеальным кольцом (что объясняет роль двух засадников и их положение во время боя), что не уступает тактике Ганнибала . [ 4 ]
Возможные места
[ редактировать ]И-Скажи
[ редактировать ]Эдвард Робинсон (1794–1863), который определил многие библейские места в Леванте на основе местных топонимов и базовой топографии, предположил, что Эт-Телл или Хирбет Хайджа, вероятно, возникли по филологическим причинам; он предпочел первое, поскольку на этом месте были видимые руины. [ 5 ] Еще одним аргументом в пользу этого является тот факт, что еврейское имя Ай означает более или менее то же самое, что и современное арабское имя Эт-Телл .
Вплоть до 1920-х годов до сих пор преобладало «позитивистское» прочтение археологии – вера в то, что археология докажет и доказывала историчность повествований об Исходе и Завоевании, которые датировали Исход 1440 годом до нашей эры и завоевание Ханаана Иисусом Навином около 1400 года. до нашей эры. [ 5 ] : 117 И соответственно, на основании раскопок 1920-х годов американский учёный Уильям Фоксвелл Олбрайт считал, что Эт-Телл — это Ай. [ 5 ] : 86
Однако раскопки в Эт-Телле в 1930-х годах, предпринятые Джудит Марке-Краузе , обнаружили, что в раннем бронзовом веке, между 3100 и 2400 годами до нашей эры, здесь находился укрепленный город, после чего он был разрушен и заброшен. [ 6 ] Раскопки не обнаружили никаких свидетельств поселений в среднем или позднем бронзовом веке. [ 5 ] : 117 Эти находки, наряду с раскопками в Вефиле , создали проблемы для датировки, которую предложили Олбрайт и другие, и некоторые ученые, включая Мартина Нота, начали предполагать, что Завоевания никогда не было, а вместо этого было этиологическим мифом ; это название означало «руины», а история завоевания просто объясняла уже древнее разрушение города ранней бронзы. [ 5 ] : 117 [ 7 ] [ 8 ] Археологи также обнаружили, что деревня позднего железного века I появилась без каких-либо свидетельств первоначального завоевания, а поселенцы железного века, похоже, мирно построили свою деревню на заброшенном кургане, не встречая сопротивления. [ 9 ] : 331–32
Существует пять основных гипотез о том, как объяснить библейскую историю о Гае в свете археологических свидетельств. Во-первых, эта история была создана позже: израильтяне рассказали ее Иисусу Навину из-за славы о его великом завоевании. Во-вторых, жители Вефиля населяли Гай во времена библейской истории и именно они подверглись вторжению. В третьей Олбрайт объединила эти две теории, чтобы представить гипотезу о том, что история завоевания Вефиля, который находился всего в полутора милях от Гая, позже была перенесена в Гай, чтобы объяснить город и то, почему он оказался в руины. Подтверждение этой позиции можно найти в Библии, при этом предполагается, что Библия не упоминает фактическое взятие Вефиля, но может говорить об этом в памяти в Судей 1:22–26. [ 10 ] : 80–82 В-четвертых, Каллауэй предположил, что город каким-то образом разозлил египтян (возможно, восстанием и попыткой обрести независимость), и поэтому они разрушили его в качестве наказания. [ 11 ] В-пятых, Ай Джошуа находится не в Эт-Телле, а в совершенно другом месте.
Курт ван Беккум пишет, что «Эт-Телл, отождествляемый большинством ученых с городом Ай, не был заселен между эпохой ранней бронзы и первым железным веком. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]- Битва при Иерихоне
- Тель Хацор
- Битва при Гиве по аналогичной тактике
- Археология Израиля
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лемче, Нильс Петер (2004). Исторический словарь древнего Израиля . Исторические словари древних цивилизаций и исторических эпох. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 50. ISBN 978-0-8108-4848-1 .
- ^ Бытие 12:8, 13:3.
- ^ Иисус Навин 8:28 NIV
- ↑ Шай Элам, идущий на битву с интерпретацией Мальбиим, колмус , в журнале «Мишпача» , выпуск 150
- ^ Jump up to: а б с д и Дэвис, Томас В. (2004). Зыбучие пески: взлет и падение библейской археологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19516710-8 .
- ^ Гесс, Орна. «Жюдит Марке-Краузе» . Еврейский женский архив . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ Гомес, Жюль (2006). Святилище Вефиля и конфигурация израильской идентичности . Уолтер де Грюйтер и компания, с. 103. ИСБН 978-311018993-3 .
- ^ Нааман, Надав (2005). Ханаан во 2-м тысячелетии до н. э . Железо-коричневый. п. 378. ИСБН 978-1-57506113-9 .
- ^ Мазар, Амихай (1990). Якорная справочная библиотека Библии: Археология библейской страны, 10 000–586 гг. До н. Э. (1-е изд.). Кембридж, Англия: Латтерворт. ISBN 978-0-71882890-5 .
- ^ Райт, Джордж Эрнест (1957). Библейская археология . Филадельфия: Вестминстер Пресс. АСИН B0007DNVKG . OCLC 301439730 .
- ^ Каллауэй, Джозеф. «Ай». В книге Дэвида Ноэля Фридмана (ред.), The Anchor Bible Dictionary , vol. 1, стр. 125–30. Даблдей, 1992.
- ^ Ван Беккум, Курт. От завоевания к сосуществованию: идеология и антикварный замысел в историографии поселения Израиля в Ханаане. Том. 45. Брилл, 2011, стр. 41–42.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с битвой при Ай, на Викискладе?
- Библейский словарь Истона
31 ° 55'01 ″ с.ш. 35 ° 15'40 ″ в.д. / 31,91694 ° с.ш. 35,26111 ° в.д.