Jump to content

Книга судей

Самсон

Книга Судей ( иврит : ספר שופטים , латинизированный : Сефер Шофтим ; греческий : Κριτές ; латынь : Liber Iudicum ) — седьмая книга еврейской Библии и христианского Ветхого Завета . В повествовании еврейской Библии оно охватывает время между завоеванием, описанным в Книге Иисуса Навина , и основанием царства в Книгах Самуила , в течение которого библейские судьи выполняли функции временных лидеров. [1]

Истории следуют последовательной схеме: люди неверны Яхве ; поэтому он предает их в руки врагов; народ кается и молит Яхве о милости, которую он посылает в образе вождя или защитника («судьи»; см. шопхет ); судья освобождает израильтян от угнетения, и они процветают, но вскоре они снова впадают в неверность, и цикл повторяется. [2] Ученые считают, что многие истории из «Судей» являются старейшими в девтерономической истории , их основная редакция датируется 8-м веком до нашей эры, а такие материалы, как « Песнь Деворы», относятся к гораздо более раннему периоду. [3] [4]

Содержание

[ редактировать ]

Судей можно разделить на три основных раздела: двойной пролог (главы 1:1–3:6), основная часть (3:7–16:31) и двойной эпилог (17–21). [5]

Книга начинается с того, что израильтяне находятся в земле, которую обещал им Бог, но поклоняются «чужим богам» вместо Яхве , Бога Израиля, а хананеи все еще присутствуют повсюду. [6] Таким образом, главы 1:1–2:5 представляют собой признание своей неудачи, а главы 2:6–3:6 представляют собой основное резюме и размышления девтерономистов . [1]

Таким образом, вступление устанавливает образец, которому будут следовать истории в основном тексте: [5]

  1. Израиль «делает зло в глазах Яхве »,
  2. Народ отдан в руки врагов и взывает к Яхве:
  3. Яхве поднимает вождя,
  4. «Дух Яхве» сходит на лидера,
  5. Лидеру удается победить врага, и
  6. Мир восстановлен.

Как только мир восстановлен, Израиль поступает правильно и на какое-то время получает благословения Яхве, но позже снова совершает зло и повторяет описанный выше образец.

Судьи следуют Книге Иисуса Навина и начинаются со ссылки на смерть Иисуса Навина . [7] Кембриджская Библия для школ и колледжей предполагает, что «смерть Иисуса Навина можно рассматривать как ознаменование разделения между периодом завоевания и периодом оккупации», причем последний находится в центре внимания Книги Судей. [8] Израильтяне встречаются, вероятно, в святилище в Галгале или в Сихеме . [9] и спросите у Господа, кто должен быть первым (по времени, а не по рангу), чтобы обеспечить себе землю, которую они должны занять. [8]

Основной текст

[ редактировать ]
Карта колен Израиля

В основном тексте рассказывается о шести главных судьях и их борьбе против деспотических царей окружающих народов, а также история Авимелеха , израильского вождя (судья [шофет] в смысле «вождь»), который угнетает свой народ. . [10] Циклическая закономерность, изложенная в прологе, очевидна вначале, но по мере развития истории она начинает распадаться, отражая распад мира израильтян. [5] Хотя некоторые ученые считают, что истории представлены не в хронологическом порядке, [11] судьи в том порядке, в котором они указаны в тексте :

Есть также краткие толкования шести второстепенных судей: Шамгара (Судьи 3:31; после Ауда), Толы и Иаира (10:1–5), Ибзана , Елона и Авдона (12:8–15; после Иеффая). [12] Некоторые ученые пришли к выводу, что второстепенные судьи были фактическими судьями, тогда как старшие судьи были лидерами и фактически не выносили юридических решений. [13] Единственным крупным судьей, выносящим судебные решения, является Девора (4:4). [14]

К концу Судей сокровища Яхве используются для изготовления идолопоклоннических изображений, левиты (священники) развращаются, колено Дана завоевывает отдаленную деревню вместо ханаанских городов, а колена Израиля ведут войну с коленом Вениамина , свои сородичи. [15] Книга завершается двумя приложениями: [16] истории, в которых не фигурирует конкретный судья: [17]

  • Идол Михея (Судьи 17–18), как колено Даново завоевывает свою территорию на севере. [18]
  • Наложница левита (Судьи 19–21): групповое изнасилование наложницы левита приводит к войне между вениамитянами и другими израильскими племенами, после чего сотни девственниц берутся в плен в качестве жен для уничтоженных вениамитян. [19]

Несмотря на их появление в конце книги, некоторые персонажи (например, Ионафан , внук Моисея ) и идиомы, присутствующие в эпилоге, показывают, что события в нем «должно быть, произошли… в начале периода судей». [20]

Хронология

[ редактировать ]

Судьи содержат хронологию событий, в которой каждому интервалу суда и мира отводится количество лет. Оно явно схематично и, вероятно, было введено в более поздний период. [21]

Источники рукописей

[ редактировать ]

Четыре свитка Мертвого моря содержат части Судей: 1QJudg, найденный в Кумранской пещере 1 ; 4QСудья а и 4QJudge б , найден в Кумранской пещере 4 ; и XJudges, фрагмент, обнаруженный в 2001 году. [22] [23]

Самая ранняя полная сохранившаяся копия Книги Судей на иврите находится в Кодексе Алеппо (10 век н.э.). [24] [25]

Септуагинта (греческий перевод) встречается в ранних рукописях, таких как Кодекс Кольберто-Сарравиануса (ок . 400 г. н.э.; содержит множество пробелов) и Фрагмент Лейпцига (ок. 500 г. н.э.). [26] [27] [28] [29]

« Гедеон благодарит Бога за чудо росы », картина Маартена ван Хемскерка (Музей изящных искусств Страсбурга)

Ученые придерживаются разных мнений относительно того, существовал ли кто-либо из людей, названных судьями. [30] [31]

Источники

[ редактировать ]

Основным источником для «Судей» был сборник слабо связанных друг с другом историй о героях племен, спасавших людей в битвах. [32] Эта первоначальная «книга спасителей», состоящая из историй об Эхуде , Иаиле и некоторых частях Гедеона , уже была расширена и преобразована в «войны Яхве», прежде чем ей была дана окончательная девтерономическая редакция. [33] В ХХ веке первая часть пролога (главы 1:1–2:5) и две части эпилога (17–21) обычно рассматривались как разные сборники фрагментов, прикрепленных к основному тексту, а вторая часть часть пролога (2:6–3:6) как введение, написанное специально для книги. [34]

Совсем недавно эта точка зрения была подвергнута сомнению, и растет готовность рассматривать судей как работу одного человека, работающего путем тщательного отбора, переработки и позиционирования исходного материала для представления и завершения своих тем. [34] Археолог Исраэль Финкельштейн предположил, что автор(ы) «Книги спасителей» собрал эти народные сказки во времена царя Иеровоама II, чтобы доказать, что происхождение царя из Нимшида , которое, по-видимому, происходит из восточной Изреельской долины , было частью «основная» территория Израиля. [35]

Девтерономическая история

[ редактировать ]

В эпилоге повторяется утверждение: «В те дни не было царя в Израиле». [36] предполагает дату редакции (редактирования) Судей в монархический период. [37] Дважды это заявление сопровождается утверждением «каждый человек делал то, что было правильно в его глазах», подразумевая, что редактор является сторонником монархии, [38] а эпилог, в котором колену Иуды отведена руководящая роль, подразумевает, что эта редакция происходила в Иудее. [39]

Со второй половины XX века большинство ученых согласились с тезисом Мартина Нота о том, что книги Второзаконие , Иисус Навин , Судьи, Самуил и Царств составляют части единого труда. [40] Нот утверждал, что эта история была написана в ранний период изгнания (6 век до н. э.), чтобы продемонстрировать, как история Израиля разрабатывалась в соответствии с теологией, выраженной в книге Второзаконие (которая, таким образом, дает название «девтерономистическая»). [41] Нот считал, что эта история была работой одного автора, жившего в середине VI века до нашей эры, который отбирал, редактировал и составлял из своих источников, чтобы создать связное произведение. [42] Фрэнк Мур Кросс позже предположил, что ранняя версия истории была составлена ​​в Иерусалиме во ; времена Иосии (конец 7 века до н.э.) эта первая версия, Dtr1, была затем переработана и расширена, чтобы создать второе издание, идентифицированное Нотом и которое Кросс назвал Dtr2. [43]

Ученые сходятся во мнении, что руку девтерономистов можно увидеть в «Судьях» благодаря циклическому характеру книги: израильтяне впадают в идолопоклонство, Бог наказывает их за грехи притеснениями со стороны чужеземных народов, израильтяне взывают к Богу о помощи, и Бог посылает судью избавить их от иностранного гнета. После периода покоя цикл повторяется. Ученые также предполагают, что Второзаконие также включило в книгу юмористические, а иногда и пренебрежительные комментарии, такие как история колена Ефремова, которое не могло правильно произнести слово « шибболет » (12:5–6). [44]

Темы и жанр

[ редактировать ]
Иллюстрированная страница из Книги Судей в немецкой Библии, датированная 1485 годом (Бодлианская библиотека).

Суть девтерономического богословия заключается в том, что Израиль заключил завет (договор, обязывающее соглашение) с Богом Яхве, согласно которому они соглашаются принять Яхве своим Богом (отсюда и фраза «Бог Израиля»), и Яхве обещает им землю, где они смогут жить в мире и процветании. Второзаконие содержит законы, по которым Израиль должен жить в земле обетованной, Иисус Навин ведет хронику завоевания Ханаана , земли обетованной, и ее распределения между коленами, Судьи описывают заселение земли, Самуил - объединение земли и людей под властью Давид и цари — уничтожение царской власти и потеря земли. [45] Последняя трагедия, описанная в книге Царств, является результатом неспособности Израиля выполнить свою часть завета: верность Яхве приносит успех, экономический, военный и политический, но неверность приносит поражение и угнетение. [46]

Именно эта тема разыгрывается в «Судьях»: люди неверны Яхве, и поэтому Он предает их в руки врагов; народ тогда кается и молит Яхве о милости, которую Он посылает в образе судьи; судья освобождает израильтян от угнетения, но через некоторое время они снова впадают в неверность, и цикл повторяется. [2] Израиля Отступничество неоднократно упоминается автором как причина угроз Израилю. Угнетение израильтян происходит из-за их обращения к ханаанским богам, нарушения завета и «делания зла в очах Господа». [47]

Присутствуют и другие темы: «суверенная свобода Яхве» (Бог не всегда делает то, что от него ожидают); « сатира на иностранных царей» (которые постоянно недооценивают Израиль и Яхве); концепция «несовершенного агента» (судьи, не адекватные поставленной перед ними задаче) и разобщенность израильской общины, которая набирает обороты по мере того, как истории следуют одна за другой. [48]

Книга интригует как темами, которые в ней опускаются, так и тем, что она включает в себя: Ковчег Завета , которому придается такое большое значение в историях Моисея и Иисуса Навина , почти полностью отсутствует, [а] сотрудничество между различными племенами ограничено, и нет никакого упоминания о центральном святилище для поклонения, а лишь ограниченное упоминание о Первосвященнике Израиля (должность, на которую Аарон был назначен в конце истории Исхода ). [б] [49]

Хотя «Судьи», вероятно, имели монархическую редакцию (см. выше), в книге есть отрывки и темы, отражающие антимонархические взгляды. Одной из основных тем книги является суверенитет Яхве и важность быть верным Ему и Его законам превыше всех других богов и правителей. Действительно, власть судей приходит не через выдающиеся династии, не через выборы или назначения, а, скорее, через Дух Божий. [50]

Антимонархическая теология наиболее очевидна ближе к концу цикла Гедеона, когда израильтяне умоляют Гедеона создать над ними династическую монархию, но Гедеон отказывается. [51] Оставшуюся часть жизни Гедеона на земле был мир, но после смерти Гедеона его сын Авимелех правил Сихемом как макиавеллистский тиран, виновный в большом кровопролитии (см. главы 8 и 9). Однако последние несколько глав книги «Судьи» (в частности, истории о Самсоне, Михе и Гиве) подчеркивают насилие и анархию децентрализованного правления. [52]

«Судьи» примечательны количеством женских персонажей, которые «играют значительные роли, активные и пассивные, в повествованиях». [14] Раввин Джозеф Телушкин писал:

Большинство великих женщин в Библии либо замужем за великим человеком, либо являются его родственницами. … Редким исключением из этой традиции является пророчица и судья Девора, возможно, величайшая женщина в Библии. Дебора стоит исключительно на своих собственных достоинствах. Единственное, что нам известно о ее личной жизни, это имя ее мужа Лапидот. [53]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Ковчег завета мимоходом упоминается в Судей 20:27 .
  2. ^ Финеес , сын Елеазара , сын Аарона, мимоходом упоминается в Судей 20:28 .
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нидич 2008 , стр. 2–3.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Соггин 1981 , с. 4.
  3. ^ Бэкон и Сперлинг 2007 , стр. 563–66.
  4. ^ Альтернатива 2013 , с. 105.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гость 2003 , с. 190.
  6. ^ Шпикерман 2001 , с. 341.
  7. ^ Иисус Навин 24:29 ; ср. Судьи 1:1
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кембриджская Библия для школ и колледжей о судьях 1, по состоянию на 9 октября 2016 г.
  9. ^ продолжение Иисуса Навина 24: 1–33.
  10. ^ 3:11–16:31
  11. ^ Амит 2004 , с. 508.
  12. ^ Бэкон и Сперлинг 2007 , стр. 563–65.
  13. ^ Бэкон и Сперлинг 2007 , с. 564.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бэкон и Сперлинг 2007 , с. 561.
  15. ^ Гость 2003 , стр. 202–4.
  16. ^ 17–21
  17. ^ Соггин 1981 , с. 5.
  18. ^ 17–18
  19. ^ 19–21 )
  20. ^ Дэвис и Вольф 2002 , стр. 328–61.
  21. ^ Хьюз 1990 , стр. 70–77.
  22. ^ Эшель, Эстер; Эшель, Ханан; Броши, Маген (2007). «Новый фрагмент судей» . Открытия Мертвого моря . 14 (3): 354–358. дои : 10.1163/156851707782177468 . JSTOR   40387582 – через JSTOR.
  23. ^ Резетко, Роберт (2013). «Кумранские свитки Книги Судей: литературное формирование, текстовая критика и историческая лингвистика» . Журнал Еврейских Писаний . 13 (2): 9. doi : 10.5508/jhs.2013.v13.a2 . hdl : 2066/120003 .
  24. ^ «Ученые ищут страницы древней еврейской Библии» . Лос-Анджелес Таймс . 28 сентября 2008 г.
  25. ^ «Кодекс Алеппо» . www.aleppocodex.org . Архивировано из оригинала 15 января 2012 г. Проверено 29 августа 2020 г.
  26. ^ «Новый английский перевод Септуагинты» (PDF) . Пенсильванский университет . 10 октября 2009 г. Архивировано (PDF) из оригинала 8 октября 2008 г. Проверено 21 октября 2022 г.
  27. ^ Резетко, Роберт. «Кумранские свитки Книги Судей: литературное формирование, текстовая критика и историческая лингвистика» (PDF) . Университет Радбауд . Проверено 21 октября 2022 г.
  28. ^ Макнамара, Мартин (26 июля 2010 г.). Возвращение к Таргуму и Завету: арамейские парафразы еврейской Библии: свет на Новый Завет, второе издание . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN  9780802862754 – через Google Книги.
  29. ^ Вальц, Роберт Б. «Энциклопедия текстовой критики Нового Завета» . Роберт Б. Вальц - через Google Книги.
  30. ^ Граббе, Лестер (2017). Древний Израиль: что мы знаем и откуда мы это знаем? Блумсбери. ISBN   978-0-567-67043-4 стр. 118: «Эта книга в целом слишком проблематична, чтобы ее можно было использовать в качестве исторического источника». п. 117–118: «Однако в отношении книги Судей можно сделать два замечания, касающихся истории: во-первых, картина племенного общества без единого руководства, участвующего в нескоординированных местных действиях, похоже, соответствует обществу горной страны в ИА. Я, как свидетельствуют археологические раскопки….Во-вторых, пожалуй, единственным исключением из исторической двусмысленности текста является Песнь Деворы в Судей 5 (ср. Knauf 2005b)».
  31. ^ Девер, Уильям Г. (2023). «Христианский фундаментализм, вера и археология» . В Эллиотте, Марк; Аткинсон, Кеннет; Резетко, Роберт (ред.). Неправильное использование Священного Писания: что евангелисты делают с Библией? . Тейлор и Фрэнсис. п. ПТ113. ISBN  978-1-000-85301-8 . следующая (!) Книга Судей на каждой странице звучит для археолога правдоподобно.
  32. ^ Найт 1995 , с. 67.
  33. ^ Соггин 1981 , стр. 5–6.
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гость 2003 , стр. 201–02.
  35. ^ Мэтью Дж. Адамс , Израиль Финкельштейн (24 июня 2021 г.). Эпизод двадцать первый: Героические истории в книге судей (видео) . Иерусалим: Институт археологических исследований В. Ф. Олбрайта. Событие происходит в 31:33 . Проверено 26 сентября 2023 г.
  36. ^ Судей 17:6 , 18:1 , 19:1 и 21:25.
  37. ^ Маламат 1971 , с. 132.
  38. ^ Судьи 17:6 и 21:25.
  39. ^ Дэвис и Вольф 2002 , с. 328.
  40. ^ Кнопперс 2000a , с. 1.
  41. ^ Уолтон 2009 , стр. 169–70.
  42. ^ Кнопперс 2000b , стр. 119.
  43. ^ Эйникель 1996 , с. 14.
  44. ^ Бэкон и Сперлинг 2007 , с. 562.
  45. ^ Найт 1995 , с. 61.
  46. ^ Нидич 2008 , с. 11.
  47. ^ К. Хассел Баллок; Дэвид М. Ховард младший; Герберт Вольф (1 сентября 2007 г.). Введение в Ветхий Завет, набор из четырех книг (Пророческая, Поэтическая, Пятикнижие, Историческая) . Издательство Муди. п. ПТ116. ISBN  978-0-8024-8286-0 .
  48. ^ Гость 2003 , стр. 193–94.
  49. ^ Мэтьюз 2004 , с. 4.
  50. ^ Альтернатива 2013 , с. 106.
  51. ^ Дэвис и Вольф 2002 , стр. 326–27.
  52. ^ Alter 2013 , стр. 107–9.
  53. ^ Телушкин 1997 , с. 58.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Исходный текст

Еврейские переводы

Христианские переводы

Статьи

Краткое введение

Книга судей
Предшественник Еврейская Библия Преемник
христианин
Ветхий Завет
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8a7e77fdd41a32199e8f8b8d746c1cab__1718810280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8a/ab/8a7e77fdd41a32199e8f8b8d746c1cab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Book of Judges - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)