Книга судей
Судьи в еврейской Библии שופטיםСудьи |
---|
Курсивом выделены лица, явно не названные судьями. |
Книга Исхода |
Книга Иисуса Навина |
Книга судей |
Первая книга Царств |
Еврейская Библия (иудаизм) | |||||
---|---|---|---|---|---|
Ветхий Завет (христианство) | |||||
Библейский портал | |||||
Книга Судей ( иврит : ספר שופטים , латинизированный : Сефер Шофтим ; греческий : Κριτές ; латынь : Liber Iudicum ) — седьмая книга еврейской Библии и христианского Ветхого Завета . В повествовании еврейской Библии оно охватывает время между завоеванием, описанным в Книге Иисуса Навина , и основанием царства в Книгах Самуила , в течение которого библейские судьи выполняли функции временных лидеров. [1]
Истории следуют последовательной схеме: люди неверны Яхве ; поэтому он предает их в руки врагов; народ кается и молит Яхве о милости, которую он посылает в образе вождя или защитника («судьи»; см. шопхет ); судья освобождает израильтян от угнетения, и они процветают, но вскоре они снова впадают в неверность, и цикл повторяется. [2] Ученые считают, что многие истории из «Судей» являются старейшими в девтерономической истории , их основная редакция датируется 8-м веком до нашей эры, а такие материалы, как « Песнь Деворы», относятся к гораздо более раннему периоду. [3] [4]
Содержание
[ редактировать ]Судей можно разделить на три основных раздела: двойной пролог (главы 1:1–3:6), основная часть (3:7–16:31) и двойной эпилог (17–21). [5]
Пролог
[ редактировать ]Книга начинается с того, что израильтяне находятся в земле, которую обещал им Бог, но поклоняются «чужим богам» вместо Яхве , Бога Израиля, а хананеи все еще присутствуют повсюду. [6] Таким образом, главы 1:1–2:5 представляют собой признание своей неудачи, а главы 2:6–3:6 представляют собой основное резюме и размышления девтерономистов . [1]
Таким образом, вступление устанавливает образец, которому будут следовать истории в основном тексте: [5]
- Израиль «делает зло в глазах Яхве »,
- Народ отдан в руки врагов и взывает к Яхве:
- Яхве поднимает вождя,
- «Дух Яхве» сходит на лидера,
- Лидеру удается победить врага, и
- Мир восстановлен.
Как только мир восстановлен, Израиль поступает правильно и на какое-то время получает благословения Яхве, но позже снова совершает зло и повторяет описанный выше образец.
Судьи следуют Книге Иисуса Навина и начинаются со ссылки на смерть Иисуса Навина . [7] Кембриджская Библия для школ и колледжей предполагает, что «смерть Иисуса Навина можно рассматривать как ознаменование разделения между периодом завоевания и периодом оккупации», причем последний находится в центре внимания Книги Судей. [8] Израильтяне встречаются, вероятно, в святилище в Галгале или в Сихеме . [9] и спросите у Господа, кто должен быть первым (по времени, а не по рангу), чтобы обеспечить себе землю, которую они должны занять. [8]
Основной текст
[ редактировать ]В основном тексте рассказывается о шести главных судьях и их борьбе против деспотических царей окружающих народов, а также история Авимелеха , израильского вождя (судья [шофет] в смысле «вождь»), который угнетает свой народ. . [10] Циклическая закономерность, изложенная в прологе, очевидна вначале, но по мере развития истории она начинает распадаться, отражая распад мира израильтян. [5] Хотя некоторые ученые считают, что истории представлены не в хронологическом порядке, [11] судьи в том порядке, в котором они указаны в тексте :
- Гофониил (3:9–11) против Хушан-Ришафаима , царя Арамейского ; У Израиля есть 40 лет мира до смерти Гофониила. (Утверждение о том, что после каждого судьи у Израиля есть определенный период мира, является постоянной темой.)
- Эхуд (3:11–29) против. Эглон Моава
- Девора , направляющая Варака армейского военачальника (4–5), против Иавина из Асора (город в Ханаане ) и Сисары , его капитана ( Битва при горе Фавор )
- Гедеон (6–8) против Мадиама , Амалика и «детей Востока» (очевидно, пустынных племен)
- Иеффай (11–12:7) против аммонитян
- Самсон (13–16) против филистимлян
Есть также краткие толкования шести второстепенных судей: Шамгара (Судьи 3:31; после Ауда), Толы и Иаира (10:1–5), Ибзана , Елона и Авдона (12:8–15; после Иеффая). [12] Некоторые ученые пришли к выводу, что второстепенные судьи были фактическими судьями, тогда как старшие судьи были лидерами и фактически не выносили юридических решений. [13] Единственным крупным судьей, выносящим судебные решения, является Девора (4:4). [14]
Эпилог
[ редактировать ]К концу Судей сокровища Яхве используются для изготовления идолопоклоннических изображений, левиты (священники) развращаются, колено Дана завоевывает отдаленную деревню вместо ханаанских городов, а колена Израиля ведут войну с коленом Вениамина , свои сородичи. [15] Книга завершается двумя приложениями: [16] истории, в которых не фигурирует конкретный судья: [17]
- Идол Михея (Судьи 17–18), как колено Даново завоевывает свою территорию на севере. [18]
- Наложница левита (Судьи 19–21): групповое изнасилование наложницы левита приводит к войне между вениамитянами и другими израильскими племенами, после чего сотни девственниц берутся в плен в качестве жен для уничтоженных вениамитян. [19]
Несмотря на их появление в конце книги, некоторые персонажи (например, Ионафан , внук Моисея ) и идиомы, присутствующие в эпилоге, показывают, что события в нем «должно быть, произошли… в начале периода судей». [20]
Хронология
[ редактировать ]Судьи содержат хронологию событий, в которой каждому интервалу суда и мира отводится количество лет. Оно явно схематично и, вероятно, было введено в более поздний период. [21]
Источники рукописей
[ редактировать ]Четыре свитка Мертвого моря содержат части Судей: 1QJudg, найденный в Кумранской пещере 1 ; 4QСудья а и 4QJudge б , найден в Кумранской пещере 4 ; и XJudges, фрагмент, обнаруженный в 2001 году. [22] [23]
Самая ранняя полная сохранившаяся копия Книги Судей на иврите находится в Кодексе Алеппо (10 век н.э.). [24] [25]
Септуагинта (греческий перевод) встречается в ранних рукописях, таких как Кодекс Кольберто-Сарравиануса (ок . 400 г. н.э.; содержит множество пробелов) и Фрагмент Лейпцига (ок. 500 г. н.э.). [26] [27] [28] [29]
Состав
[ редактировать ]Ученые придерживаются разных мнений относительно того, существовал ли кто-либо из людей, названных судьями. [30] [31]
Источники
[ редактировать ]Основным источником для «Судей» был сборник слабо связанных друг с другом историй о героях племен, спасавших людей в битвах. [32] Эта первоначальная «книга спасителей», состоящая из историй об Эхуде , Иаиле и некоторых частях Гедеона , уже была расширена и преобразована в «войны Яхве», прежде чем ей была дана окончательная девтерономическая редакция. [33] В ХХ веке первая часть пролога (главы 1:1–2:5) и две части эпилога (17–21) обычно рассматривались как разные сборники фрагментов, прикрепленных к основному тексту, а вторая часть часть пролога (2:6–3:6) как введение, написанное специально для книги. [34]
Совсем недавно эта точка зрения была подвергнута сомнению, и растет готовность рассматривать судей как работу одного человека, работающего путем тщательного отбора, переработки и позиционирования исходного материала для представления и завершения своих тем. [34] Археолог Исраэль Финкельштейн предположил, что автор(ы) «Книги спасителей» собрал эти народные сказки во времена царя Иеровоама II, чтобы доказать, что происхождение царя из Нимшида , которое, по-видимому, происходит из восточной Изреельской долины , было частью «основная» территория Израиля. [35]
Девтерономическая история
[ редактировать ]В эпилоге повторяется утверждение: «В те дни не было царя в Израиле». [36] предполагает дату редакции (редактирования) Судей в монархический период. [37] Дважды это заявление сопровождается утверждением «каждый человек делал то, что было правильно в его глазах», подразумевая, что редактор является сторонником монархии, [38] а эпилог, в котором колену Иуды отведена руководящая роль, подразумевает, что эта редакция происходила в Иудее. [39]
Со второй половины XX века большинство ученых согласились с тезисом Мартина Нота о том, что книги Второзаконие , Иисус Навин , Судьи, Самуил и Царств составляют части единого труда. [40] Нот утверждал, что эта история была написана в ранний период изгнания (6 век до н. э.), чтобы продемонстрировать, как история Израиля разрабатывалась в соответствии с теологией, выраженной в книге Второзаконие (которая, таким образом, дает название «девтерономистическая»). [41] Нот считал, что эта история была работой одного автора, жившего в середине VI века до нашей эры, который отбирал, редактировал и составлял из своих источников, чтобы создать связное произведение. [42] Фрэнк Мур Кросс позже предположил, что ранняя версия истории была составлена в Иерусалиме во ; времена Иосии (конец 7 века до н.э.) эта первая версия, Dtr1, была затем переработана и расширена, чтобы создать второе издание, идентифицированное Нотом и которое Кросс назвал Dtr2. [43]
Ученые сходятся во мнении, что руку девтерономистов можно увидеть в «Судьях» благодаря циклическому характеру книги: израильтяне впадают в идолопоклонство, Бог наказывает их за грехи притеснениями со стороны чужеземных народов, израильтяне взывают к Богу о помощи, и Бог посылает судью избавить их от иностранного гнета. После периода покоя цикл повторяется. Ученые также предполагают, что Второзаконие также включило в книгу юмористические, а иногда и пренебрежительные комментарии, такие как история колена Ефремова, которое не могло правильно произнести слово « шибболет » (12:5–6). [44]
Темы и жанр
[ редактировать ]Суть девтерономического богословия заключается в том, что Израиль заключил завет (договор, обязывающее соглашение) с Богом Яхве, согласно которому они соглашаются принять Яхве своим Богом (отсюда и фраза «Бог Израиля»), и Яхве обещает им землю, где они смогут жить в мире и процветании. Второзаконие содержит законы, по которым Израиль должен жить в земле обетованной, Иисус Навин ведет хронику завоевания Ханаана , земли обетованной, и ее распределения между коленами, Судьи описывают заселение земли, Самуил - объединение земли и людей под властью Давид и цари — уничтожение царской власти и потеря земли. [45] Последняя трагедия, описанная в книге Царств, является результатом неспособности Израиля выполнить свою часть завета: верность Яхве приносит успех, экономический, военный и политический, но неверность приносит поражение и угнетение. [46]
Именно эта тема разыгрывается в «Судьях»: люди неверны Яхве, и поэтому Он предает их в руки врагов; народ тогда кается и молит Яхве о милости, которую Он посылает в образе судьи; судья освобождает израильтян от угнетения, но через некоторое время они снова впадают в неверность, и цикл повторяется. [2] Израиля Отступничество неоднократно упоминается автором как причина угроз Израилю. Угнетение израильтян происходит из-за их обращения к ханаанским богам, нарушения завета и «делания зла в очах Господа». [47]
Присутствуют и другие темы: «суверенная свобода Яхве» (Бог не всегда делает то, что от него ожидают); « сатира на иностранных царей» (которые постоянно недооценивают Израиль и Яхве); концепция «несовершенного агента» (судьи, не адекватные поставленной перед ними задаче) и разобщенность израильской общины, которая набирает обороты по мере того, как истории следуют одна за другой. [48]
Книга интригует как темами, которые в ней опускаются, так и тем, что она включает в себя: Ковчег Завета , которому придается такое большое значение в историях Моисея и Иисуса Навина , почти полностью отсутствует, [а] сотрудничество между различными племенами ограничено, и нет никакого упоминания о центральном святилище для поклонения, а лишь ограниченное упоминание о Первосвященнике Израиля (должность, на которую Аарон был назначен в конце истории Исхода ). [б] [49]
Хотя «Судьи», вероятно, имели монархическую редакцию (см. выше), в книге есть отрывки и темы, отражающие антимонархические взгляды. Одной из основных тем книги является суверенитет Яхве и важность быть верным Ему и Его законам превыше всех других богов и правителей. Действительно, власть судей приходит не через выдающиеся династии, не через выборы или назначения, а, скорее, через Дух Божий. [50]
Антимонархическая теология наиболее очевидна ближе к концу цикла Гедеона, когда израильтяне умоляют Гедеона создать над ними династическую монархию, но Гедеон отказывается. [51] Оставшуюся часть жизни Гедеона на земле был мир, но после смерти Гедеона его сын Авимелех правил Сихемом как макиавеллистский тиран, виновный в большом кровопролитии (см. главы 8 и 9). Однако последние несколько глав книги «Судьи» (в частности, истории о Самсоне, Михе и Гиве) подчеркивают насилие и анархию децентрализованного правления. [52]
«Судьи» примечательны количеством женских персонажей, которые «играют значительные роли, активные и пассивные, в повествованиях». [14] Раввин Джозеф Телушкин писал:
Большинство великих женщин в Библии либо замужем за великим человеком, либо являются его родственницами. … Редким исключением из этой традиции является пророчица и судья Девора, возможно, величайшая женщина в Библии. Дебора стоит исключительно на своих собственных достоинствах. Единственное, что нам известно о ее личной жизни, это имя ее мужа Лапидот. [53]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Ковчег завета мимоходом упоминается в Судей 20:27 .
- ^ Финеес , сын Елеазара , сын Аарона, мимоходом упоминается в Судей 20:28 .
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нидич 2008 , стр. 2–3.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Соггин 1981 , с. 4.
- ^ Бэкон и Сперлинг 2007 , стр. 563–66.
- ^ Альтернатива 2013 , с. 105.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гость 2003 , с. 190.
- ^ Шпикерман 2001 , с. 341.
- ^ Иисус Навин 24:29 ; ср. Судьи 1:1
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кембриджская Библия для школ и колледжей о судьях 1, по состоянию на 9 октября 2016 г.
- ^ продолжение Иисуса Навина 24: 1–33.
- ^ 3:11–16:31
- ^ Амит 2004 , с. 508.
- ^ Бэкон и Сперлинг 2007 , стр. 563–65.
- ^ Бэкон и Сперлинг 2007 , с. 564.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бэкон и Сперлинг 2007 , с. 561.
- ^ Гость 2003 , стр. 202–4.
- ^ 17–21
- ^ Соггин 1981 , с. 5.
- ^ 17–18
- ^ 19–21 )
- ^ Дэвис и Вольф 2002 , стр. 328–61.
- ^ Хьюз 1990 , стр. 70–77.
- ^ Эшель, Эстер; Эшель, Ханан; Броши, Маген (2007). «Новый фрагмент судей» . Открытия Мертвого моря . 14 (3): 354–358. дои : 10.1163/156851707782177468 . JSTOR 40387582 – через JSTOR.
- ^ Резетко, Роберт (2013). «Кумранские свитки Книги Судей: литературное формирование, текстовая критика и историческая лингвистика» . Журнал Еврейских Писаний . 13 (2): 9. doi : 10.5508/jhs.2013.v13.a2 . hdl : 2066/120003 .
- ^ «Ученые ищут страницы древней еврейской Библии» . Лос-Анджелес Таймс . 28 сентября 2008 г.
- ^ «Кодекс Алеппо» . www.aleppocodex.org . Архивировано из оригинала 15 января 2012 г. Проверено 29 августа 2020 г.
- ^ «Новый английский перевод Септуагинты» (PDF) . Пенсильванский университет . 10 октября 2009 г. Архивировано (PDF) из оригинала 8 октября 2008 г. Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ Резетко, Роберт. «Кумранские свитки Книги Судей: литературное формирование, текстовая критика и историческая лингвистика» (PDF) . Университет Радбауд . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ Макнамара, Мартин (26 июля 2010 г.). Возвращение к Таргуму и Завету: арамейские парафразы еврейской Библии: свет на Новый Завет, второе издание . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 9780802862754 – через Google Книги.
- ^ Вальц, Роберт Б. «Энциклопедия текстовой критики Нового Завета» . Роберт Б. Вальц - через Google Книги.
- ^ Граббе, Лестер (2017). Древний Израиль: что мы знаем и откуда мы это знаем? Блумсбери. ISBN 978-0-567-67043-4 стр. 118: «Эта книга в целом слишком проблематична, чтобы ее можно было использовать в качестве исторического источника». п. 117–118: «Однако в отношении книги Судей можно сделать два замечания, касающихся истории: во-первых, картина племенного общества без единого руководства, участвующего в нескоординированных местных действиях, похоже, соответствует обществу горной страны в ИА. Я, как свидетельствуют археологические раскопки….Во-вторых, пожалуй, единственным исключением из исторической двусмысленности текста является Песнь Деворы в Судей 5 (ср. Knauf 2005b)».
- ^ Девер, Уильям Г. (2023). «Христианский фундаментализм, вера и археология» . В Эллиотте, Марк; Аткинсон, Кеннет; Резетко, Роберт (ред.). Неправильное использование Священного Писания: что евангелисты делают с Библией? . Тейлор и Фрэнсис. п. ПТ113. ISBN 978-1-000-85301-8 .
следующая (!) Книга Судей на каждой странице звучит для археолога правдоподобно.
- ^ Найт 1995 , с. 67.
- ^ Соггин 1981 , стр. 5–6.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гость 2003 , стр. 201–02.
- ^ Мэтью Дж. Адамс , Израиль Финкельштейн (24 июня 2021 г.). Эпизод двадцать первый: Героические истории в книге судей (видео) . Иерусалим: Институт археологических исследований В. Ф. Олбрайта. Событие происходит в 31:33 . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ Судей 17:6 , 18:1 , 19:1 и 21:25.
- ^ Маламат 1971 , с. 132.
- ^ Судьи 17:6 и 21:25.
- ^ Дэвис и Вольф 2002 , с. 328.
- ^ Кнопперс 2000a , с. 1.
- ^ Уолтон 2009 , стр. 169–70.
- ^ Кнопперс 2000b , стр. 119.
- ^ Эйникель 1996 , с. 14.
- ^ Бэкон и Сперлинг 2007 , с. 562.
- ^ Найт 1995 , с. 61.
- ^ Нидич 2008 , с. 11.
- ^ К. Хассел Баллок; Дэвид М. Ховард младший; Герберт Вольф (1 сентября 2007 г.). Введение в Ветхий Завет, набор из четырех книг (Пророческая, Поэтическая, Пятикнижие, Историческая) . Издательство Муди. п. ПТ116. ISBN 978-0-8024-8286-0 .
- ^ Гость 2003 , стр. 193–94.
- ^ Мэтьюз 2004 , с. 4.
- ^ Альтернатива 2013 , с. 106.
- ^ Дэвис и Вольф 2002 , стр. 326–27.
- ^ Alter 2013 , стр. 107–9.
- ^ Телушкин 1997 , с. 58.
Библиография
[ редактировать ]- Альтер, Роберт (2013). Древний Израиль: бывшие пророки: Иисус Навин, судьи, Самуил и цари . Нью-Йорк: WW Norton & Co. ISBN 978-0-39324027-6 .
- Амит, Яира (2004). « Судьи : Введение и аннотации». В Берлине Адель; Бреттлер, Марк Цви (ред.). Еврейская учебная Библия . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 508–57.
- Бэкон, Гершон; Сперлинг, С. Дэвид (2007). «Судьи (евр. שופטים), Книга». Энциклопедия иудаики . Том. 11 (2-е изд.). стр. 561–66.
- Бреттлер, Марк Цви (2002). Книга судей . Психология Пресс. п. 107. ИСБН 978-0-415-16216-6 .
- Дэвис, Филип Р. (1995). В поисках «древнего Израиля»: исследование библейского происхождения . А&С Черный. п. 26. ISBN 978-1-85075-737-5 .
- Дэвис, Джон Дж.; Вольф, Герберт (2002). « Судьи : Введение и аннотации». В Баркере, Кеннете (ред.). Учебная Библия Зондервана NIV (переработанная редакция). Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван. стр. 326–63.
- Эйникель, Эрик (1996). Реформа царя Иосии и составление девтерономической истории . Брилл. ISBN 978-90-04-10266-8 .
- Гость, П. Дэрин (2003). «Судьи» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий к Библии . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3711-0 .
- Хьюз, Джереми (1990). Тайны времени: миф и история в библейской хронологии . А&С Черный. ISBN 978-0-56762930-2 .
- Найт, Дуглас А. (1995). «Второзаконие и девтерономисты» . В Мэйсе, Джеймс Лютер; Петерсен, Дэвид Л.; Ричардс, Кент Гарольд (ред.). Толкование Ветхого Завета . Т&Т Кларк. ISBN 978-0-567-29289-6 .
- Кнопперс, Гэри (2000a). "Введение" . В Кнопперсе, Гэри Н.; МакКонвилл, Дж. Гордон (ред.). Переосмысление Израиля и Иуды: недавние исследования девтерономической истории . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-037-8 .
- Кнопперс, Гэри (2000b). «Есть ли будущее у девтерономической истории?» . В Томасе Ромере (ред.). Будущее девтерономической истории . Издательство Левенского университета. ISBN 978-90-429-0858-1 .
- Маламат, А. (1971). «Глава VII: Период судей». Всемирная история еврейского народа . Том. 3. Гиватаим, Израиль: Издательство Университета Рутгерса. стр. 129–63.
- Мэтьюз, Виктор Гарольд (2004). Судьи и Рут . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-00066-6 .
- Миллер, Дж. Максвелл (1995). «Древний Ближний Восток и археология» . В Мэйсе, Джеймс Лютер; Петерсен, Дэвид Л.; Ричардс, Кент Гарольд (ред.). Толкование Ветхого Завета . Т&Т Кларк. ISBN 978-0-567-29289-6 .
- Мур, Меган Бишоп; Келле, Брэд Э. (2011). Библейская история и прошлое Израиля . Эрдманс. ISBN 978-0-80286260-0 .
- Нидич, Сьюзен (2008). Судьи: комментарий . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22096-9 .
- Пердью, Лео Дж. (2001). «Предисловие: Еврейская Библия в современных исследованиях» . В Пердью, Лео Г. (ред.). Блэквеллский компаньон еврейской Библии . Блэквелл. ISBN 978-0-631-21071-9 .
- Де Пюри, Альберт; Ромер, Томас (2000). «Девтерономистическая историография: история исследований и связанные с ней проблемы» . У Альбера де Пюри ; Томас Ромер; Макки, Жан-Даниэль (ред.). Израиль конструирует свою историю: девтерономическая историография в последних исследованиях . Шеффилд Академик Пресс. ISBN 978-1-84127-099-9 .
- Соггин, Альберто (1981). Судьи . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22321-2 .
- Шпикерман, Герман (2001). «Девтерономическая история» . В Пердью, Лео Г. (ред.). Блэквеллский спутник еврейской Библии . Блэквелл. ISBN 978-0-631-21071-9 .
- Телушкин, Иосиф (1997). Библейская грамотность: самые важные люди, события и идеи еврейской Библии . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания.
- Томпсон, Томас Л. (1 января 2000 г.). Ранняя история израильского народа: из письменных и археологических источников . Брилл. п. 96. ИСБН 978-90-04-11943-7 .
- Ван Сетерс, Джон (1997). В поисках истории: историография в древнем мире и истоки библейской истории . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506013-2 .
- Уолтон, Джон Х. (2009). «Девтерономическая история» . Ин Хилл, Эндрю Э.; Уолтон, Джон Х. (ред.). Обзор Ветхого Завета . Зондерван. ISBN 978-0-310-22903-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Исходный текст
- שֹּׁפְטִים - Шофтим - Судьи ( иврит - английский на Mechon-Mamre.org)
- Еврейские переводы
- Судьи в Мехон-Мамре (перевод Еврейского издательского общества)
- судей (Judaica Press) Шофтим - перевод Раши ] на Chabad.org [с комментарием
- Книга Судей (интерпретации G-dcast)
Христианские переводы
- Судьи у Библейских ворот (разные версии)
- Судьи в Wikisource (авторизованная версия короля Иакова)
- Библия: аудиокнига судей, являющаяся общественным достоянием, на LibriVox. Различные версии
Статьи
- Статья в Книге Судей (Еврейская энциклопедия)
- Кук, Стэнли Артур (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 538–540. Подробное описание с англиканской точки зрения.
Краткое введение
- Книга судей
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Истон, Мэтью Джордж (1897). «Судьи, Книга». Библейский словарь Истона (новое и исправленное издание). Т. Нельсон и сыновья.