Иавиш-Галааадский
Иавиш-Гилаад ( иврит : יָבֵשׁ גִּלְעָד Yāḇēš Gilʿāḏ ), иногда сокращаемый до Иавиш , был древним израильским городом в Галааде , на северо-западе Иордании . Иавиш несколько раз упоминается в еврейской Библии, прежде всего в связи с царя Саула битвами против аммонитян и филистимлян .
означает «сухой» Джабеш на иврите . [ 1 ] это название, возможно, связано с хорошо дренируемой почвой этого места. [ 2 ] Галаад означает «куча [камней] свидетельства». Существует также альтернативная теория, согласно которой это слово означает «скалистый регион». [Библейский словарь Смита, «Гилеад»]
История
[ редактировать ]В еврейской Библии
[ редактировать ]Иавиш-Галаад упоминается в Книге Судей . [ 3 ] в первом [ 4 ] [ 5 ] и второй [ 6 ] [ 7 ] Книгах Самуила и в книге Паралипоменон . [ 8 ]
Вениаминитская война
[ редактировать ]Иавиш упоминается в библейском эпизоде о наложнице левита , также известном как Вениамитянская война, во время которой одиннадцать колен Израилевых истребили колено Вениамина . Одиннадцать колен отказались от истребления всего племени и решили, что им нужно найти жен для 600 оставшихся вениаминитов, поскольку все остальные люди в Беньямине были убиты. Однако они дали клятву не отдавать своих дочерей за вениамитянина, поэтому они нашли единственный город в Израиле, который не присоединился к битве: Иавиш. Жители города были казнены под Херемом, за исключением 400 девственниц. Они привезли 400 девственниц из Иависа и отдали их мужчинам на скале Риммон ( Судьи 21:8–15 ).

Нахаш Аммонитянин
[ редактировать ]Иавиш-Галаад — центральное место действия в 1 Царств 11 . После Саула помазания Самуилом нападает на Иавеша - Нахаш Аммонитянин Галаада. Подвергнув город осаде , его жители добивались условий капитуляции , но Нахаш сказал им, что у них есть выбор: смерть от меча или выкалывание правого глаза. Население получило от Нахаша семидневную отсрочку, в течение которой ему будет разрешено обратиться за помощью к израильтянам, после чего им придется подчиниться условиям капитуляции. Жители города обратились за помощью к народу Израиля, отправив гонцов по всей территории, и Саул ответил, собрав армию, которая решительно разбила Нааша и его соратников в Безеке . После окончания войны израильтяне собираются в Галгале, чтобы возобновить царствование Саула над Израилем .
Смерть Саула
[ редактировать ]После того, как Саул упал на свой меч во время битвы при Гильбоа , победившие филистимляне находят его тело, а также тела трех его сыновей, которые также погибли в битве, обезглавливают их и выставляют на стене Бейт-Шеана . Ночью жители Иависа-Галаада забирают тела, проявляя свою преданность спасителю города. После погребального костра кости Саула и его сыновей были похоронены под тамариском в Иависе ( 1 Царств 31:8–13 , 1 Паралипоменон 10:12 ). Когда Давид узнал, что Саула похоронили с почетом именно жители Иависа-Галаада, он послал послов благословить их ( 2 Царств 2:4–7 ). Позже Давид забирает кости Саула и его сына Ионафана из Иависа и хоронит их в Зеле , в гробнице отца Саула ( 2 Царств 21:12–14 ).

Дом Шаллума
[ редактировать ]В Книгах Царств ( 4 Царств 15:10 , 2 Царств 15:13–14 ) Шаллум, отец Израиля, назван Иависом . Однако вместо этого в отрывке может упоминаться топоним , указывающий на то, что Шаллум был «сыном» города под названием Иавиш. С этой точки зрения Шаллум мог происходить из Иависа-Галаада. [ 9 ]
Спустя годы
[ редактировать ]В своих «Иудейских древностях» (ок. 93–94 гг. н. э.) Иосиф Флавий описывает Иавиш Галаад как мегаполис в Трансиордании. В начале IV века нашей эры греческий ученый Евсевий упомянул «Иавей Галаад» в своем «Ономастиконе » как «деревню за Иорданом, расположенную в горах в шести милях от города Пелла , по дороге в Герасу ». [ 2 ]
Идентификация
[ редактировать ]Точное местонахождение Иависа-Галаада является спорным. Большинство ученых отождествляют его с Телль-эль-Маклубом . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] но Телль Абу аль-Хараз также часто предлагается. [ 15 ] [ 16 ] Оба места были заселены в железный век и расположены вдоль реки Вади-эль-Ябис , которая, как полагают, сохранила древнее название города. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Фридман, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен К. (2000), «Джабеш» , Библейский словарь Эрдмана , издательство Амстердамского университета , ISBN 978-9053565032
- Фридман, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен К. (2000), «Джабеш-Гилаад» , Библейский словарь Эрдмана , издательство Амстердамского университета , ISBN 978-9053565032
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «словарь морфикса» .
- ^ Jump up to: а б с Макдональд, Бертон (2000). К востоку от Иордана: Территории и места Еврейских Писаний (PDF) . Американские школы восточных исследований. стр. 202–203.
- ^ «Судьи 21:8-15 (Библия)» . Библейский шлюз . Проверено 8 декабря 2007 г.
- ^ «1 Царств 11:1-11 (Библия)» . Библейский шлюз . Проверено 8 декабря 2007 г.
- ^ «1 Царств 31:11-13 (Библия)» . Библейский шлюз . Проверено 8 декабря 2007 г.
- ^ «2 Царств 2:4-5 (Библия)» . Библейский шлюз . Проверено 8 декабря 2007 г.
- ^ «2 Царств 21:12 (Библия)» . Библейский шлюз . Проверено 8 декабря 2007 г.
- ^ «1 Паралипоменон 10:11-12 (Библия)» . Библейский шлюз . Проверено 8 декабря 2007 г.
- ^ Фридман, Майерс (2000), с. 664
- ^ Меррилл, С. (1883) [1881]. К востоку от Иордана: запись о путешествии и наблюдениях в странах Моава, Галаада и Васана. Р. Бентли . Нью-Йорк: Скрибнерс. п. 440.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Нот, М. (1953). «Иавиш-Галаад: вклад в метод топографии Ветхого Завета». Журнал Немецкой палестинской ассоциации : 28–41.
- ^ Саймонс, Дж (1959). Географические и топографические тексты Ветхого Завета: краткий комментарий в XXXII главах . Лейден: Брилл. п. 315.
- ^ Ахарони, Ю. (1979). Рейни, А.Ф. (ред.). Земля Библии: историческая география (2-е изд.). Лондон: Бернс и Оутс. стр. 379, 437.
- ^ Финкельштейн, Израиль; Липшиц, Одед; Кох, Идо (2012). «Библейский Галаад: наблюдения по поводу идентификации, географического разделения и территориальной истории». Исследования угарита; Том 43 (2011) . [Место издания определить невозможно]. п. 131. ИСБН 978-3-86835-086-9 . OCLC 1101929531 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Глюк, Нельсон (февраль 1943 г.). «Иавиш-Галаад» . Бюллетень американских школ восточных исследований . 89 (89): 2–6. дои : 10.2307/3218934 . ISSN 0003-097X . JSTOR 3218934 . S2CID 222428752 .
- ^ Фишер, Питер М.; Херрманн, Джорджина (январь 1995 г.). «Резной костяной предмет из Телля Абу аль-Хараза в Иордании: палестинская мастерская по изготовлению костей и слоновой кости?» . Левант . 27 (1): 145–163. дои : 10.1179/лев.1995.27.1.145 . ISSN 0075-8914 .