Калеб

Калеб ( / ˈk eɪ ; l ə b / kaˈlev иврит : כָּלֵב , Калев ] , тиверийская вокализация : Kālēḇ ), фигура, которая появляется в еврейской Библии как представитель Колена Иуды во время израильтян путешествия в [ Земля обетованная .
После завоевания израильтянами Ханаана Халев был описан как кенизеянин и, как говорят, получил земли, первоначально предназначавшиеся для колена Иуды . Калевиты, его потомки, вероятно, представляли собой смешанное население идумеян и иудеев. Они проживали в южной Иудее и в северной части региона Негев . [1]
Упоминание о нем встречается и в Коране , хотя его имя не упоминается ( Аль-Маида : 20–26).
Имя [ править ]
Согласно «Еврейской энциклопедии », «поскольку Калеб означает собаку, считалось, что собака была клана » тотемом . [2] В Новом американском стандартном исчерпывающем соответствии говорится, что имя Калеб (Калев) связано со словом «собака» ( келеб ). [3]
Библейское повествование [ править ]
Халева, сына Иефоннии из колена Иуды ( Книга Чисел , Числа 13:6 ), не следует путать с Халевом, правнуком Иуды по линии Фамари ( 1 Паралипоменон 2:3–9 ). Этот другой Калев был сыном Есрона , а его женой была Азува ( 1 Паралипоменон 2:18,19 ).

Согласно Числам 13 , Халев, сын Иефоннии, был одним из двенадцати соглядатаев, посланных Моисеем в Ханаан. Их задача в течение 40 дней: [4] Задача заключалась в исследовании Негева и его окрестностей, а также в оценке географических особенностей земли, численности и численности населения , сельскохозяйственного потенциала и фактической производительности земли, структуры расселения (были ли их города похожи на лагеря или опорные пункты) и лесного хозяйства условия . Моисей также попросил их проявить смелость и вернуться с образцами местной продукции. [5]
В списке глав каждого колена в Числах 13 стих 6 гласит: «Из колена Иудина Калев, сын Иефоннии». В отчете Калеба привлекательность земли и ее плодов сочеталась с необходимостью завоевания.
В стихе 30 главы 13 говорится: «И Халев успокоил народ по отношению к Моисею и сказал: «Мы должны пойти и овладеть им, ибо мы вполне можем победить его » . [6] Халев и Иисус Навин сказали, что люди должны довериться Богу и пойти в землю; остальные десять шпионов, будучи боязливыми и мятежными, утверждали, что завоевание земли невозможно и аморально.
Калеб как кенизит [ править ]
Соглядатай Калев — сын Иефоннии. Иефоннея называют Кенизеянином ( Числа 32:12 , Иисус Навин 14:6 , 14 ). Кенизеи перечислены как один из народов, связанных с землей Ханаанской в то время, когда Бог заключил завет с Авраамом ( Бытие 15:19 ). Однако Халев упоминается наряду с потомками Иуды, записанными в 1 Паралипоменон 4 : «И сыновья Калева, сына Иефонниина: Иру, Ила и Наам; и сыновья Илы: Кеназ» ( 1 Паралипоменон 4:15 ). [6] В Числах 13:6 Халев также упоминается как вождь племени в Иудее. Напротив, кенизеи также обычно ассоциируются с Кеназом, сыном Исава , что делает их кланом Эдомитян (см. Бытие 36:40–43 ). [7]
Дела [ править ]
После завоевания Халев просит Иисуса Навина отдать ему гору в собственность на земле Иуды, и Иисус Навин благословляет его в знак Божьего благословения и одобрения, давая ему Хеврон ( Иисус Навин 14 ). Поскольку сам Хеврон был одним из городов-убежищ, которыми правили левиты , позже объясняется, что Халеву фактически были предоставлены окраины ( Иисус Навин 21:11–13 ). Халев обещал свою дочь Ахсу замуж за того, кто отвоюет землю Дабир у великанов. В конечном итоге это сделал Гофониил Бен-Кеназ , племянник Халева ( Судьи 1:13 ), который также стал зятем Халева ( Иисус Навин 15:16,17 ).
В 1 Царств 25:3 говорится, что Навал , муж Авигеи до Давида , был «калевитом» (ивр. klby ). [8] Не уточняется, относится ли это к одному из Калебов, упомянутых в Библии, или к другому человеку, носящему то же имя.
еврейские Традиционные рассказы

Традиционные еврейские источники записывают ряд историй о Халеве, которые расширяют библейское повествование.
В одном сообщении говорится, что Халев хотел принести продукты из земли, но другие шпионы отговорили его от этого, чтобы не создать у израильтян положительного впечатления о Ханаане. Они согласились внести образцы продукции только после того, как Калеб размахивал мечом и угрожал подраться по этому поводу. [9] В Мидраше говорится о том, что Калеб был предан Господу и Моисею, отделился от других разведчиков, чтобы совершить поездку по Хеврону самостоятельно и посетить могилы Патриархов . [10] Находясь в Ханаане с соглядатаями, голос Калева был настолько громким, что ему удалось спасти других соглядатаев, отпугнув от них великанов. [11]
Ислам [ править ]
Калеб косвенно упоминается в Коране, и некоторые ученые считают его одним из пророков ислама, хотя это спорно. [ нужна ссылка ]
Калеб | |
---|---|
Предшественник | Аарон |
Преемник | Юша бин Нун |
Ссылки [ править ]
- ^ Лемче, Нильс Петер (2004). Исторический словарь древнего Израиля . Исторические словари древних цивилизаций и исторических эпох. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 87. ИСБН 978-0-8108-4848-1 .
- ^ Ястроу и др. (1906), Калеб. Архивировано 30 октября 2014 года в Wayback Machine .
- ^ Исчерпывающее согласование NAS, « Келеб. Архивировано 31 июля 2017 года в Wayback Machine ».
- ^ Числа 14:34
- ^ Числа 13: 17–20.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Версия Еврейского издательского общества (1917 г.)
- ^ Фридман и Майерс (2000), стр. 763 .
- ^ Фоккельман (1981), с. 482 .
- ^ Гинзберг (1911), с. 270 .
- ^ Гинзберг (1911), с. 272 .
- ^ Гинзберг (1911), с. 274 .
Библиография [ править ]
- Фоккельман, JP (1981). Нарративное искусство и поэзия в книгах Самуила: полная интерпретация, основанная на стилистическом и структурном анализе . Ассен : Ван Горкум. п. 482. ИСБН 978-90-232-2175-3 .
- Фридман, Дэвид Ноэль ; Майерс, Аллен С. (2000). «Кеназ» . Библейский словарь Эрдмана . Издательство Амстердамского университета. п. 763. ИСБН 978-90-5356-503-2 .
- Гинзберг, Луи (1911). Легенды евреев: библейские времена и персонажи от исхода до смерти Моисея (том III). Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки .
- Ястроу, Моррис младший ; Бартон, Джордж А .; Ястроу, Маркус ; Гинзберг, Луи (1906). «Калеб» . Еврейская энциклопедия . Архивировано из оригинала 30 октября 2014 года . Проверено 28 октября 2014 г.
- Исчерпывающее соглашение NAS, « Келеб. Архивировано 31 июля 2017 г. в Wayback Machine », по состоянию на 9 июня 2017 г.
Внешние ссылки [ править ]

- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Еврейская энциклопедия, 1908 г.
- Гили Куглер, Кто завоевал Хеврон? Апологетические и полемические тенденции в истории Халева в 14-й главе книги Нав.