Jump to content

Смотреть

Королевство Савское
𐩪𐩨𐩱 ( сабайский )
Королевство Савское ( арабский )
~ 1000 г. до н.э. – 275 г. н.э.
Герб города Шеба
Герб
Расположение Шибы
Капитал Сирва
Мариб
Искусство
Официальные языки сабаик
Религия
Арабский политеизм
Demonym(s) Шебанс
Правительство Монархия
Мукарриб ( король )  
• 700–680 гг. до н. э.
Карибский бассейн-Ило
• 620–600 гг. до н. э.
Кариб'ил Ватар
• 60–20 гг. до н. э.
Илишара Яхдуб I
История  
• Учредил
~ 1000 г. до н. э.
• Упразднено
275 г. н.э.
Преемник
Химьяр
Сегодня часть  Йемен

Шеба ( / ʃ Sb b ə / ; сабейский : 𐩪𐩨𐩱 , латинизированный : Иврит : שְׁבָא , латинизированный : Šəḇāʾ ; арабский : سبأ , латинизированный : Sabaʾ ; Geʽez : ሳባ латинизировано : Sabaʾ ) ( 1000 г. до н.э.) [1] [2] [3] - 275 г. н.э. [4] ) — древнее королевство, упомянутое в еврейской Библии и Коране . Он особенно присутствует в традиции ортодоксального Тевахедо в сегодняшнем Йемене , а также считается домом царицы Савской , имя которой в еврейских текстах не названо, но известно как Македа в эфиопских текстах и ​​как Билкис в арабских текстах. По словам еврейского историка Иосифа Флавия , Савская была домом царевны Фарбис , которая, как говорят, была женой Моисея до того, как он женился на Сепфоре .

Плита с надписью о политической деятельности царей Савских. Появляется древнее южноаравийское письмо. Из Йемена, II век нашей эры. Музей Древнего Востока, Стамбул

Нет единого мнения о точном местонахождении Савского полуострова, хотя современные учёные относят его к территории, охватывающей Южную Аравию и Африканский Рог .

утверждает Британская энциклопедия , что библейское повествование о Савской было основано на древней цивилизации сабеев в Южной Аравии. [5] Эту точку зрения разделяют израильский археолог Исраэль Финкельштейн и американский историк Нил Ашер Зильберман , оба из которых пишут, что «Сабейское царство начало процветать только с восьмого века до нашей эры» и что история Соломона и Савской является «анахронизмом седьмого века». Стандартная пьеса века, призванная узаконить участие Иуды в прибыльной арабской торговле «в отношении повествования о Соломоне, ведущем Израиль к завоеванию Савы». [6]

Библейская традиция

[ редактировать ]

Два имени Шеба (на иврите пишется через шин ) и Себа (пишется через самех ) несколько раз упоминаются в Библии с разной генеалогией. Например, в « Поколениях Ноя» [7] Сева, наряду с Деданом , указан как потомок Ноя сына Хама (как сыновья Раамы , сына Хуша ). Далее в Бытия Книге [8] Шеба и Дедан указаны как имена сыновей Иокшана , сына Авраама .Еще одна Шеба занесена в Таблицу Наций. [9] как сын Иоктана , другого потомка сына Ноя Сима .

Есть несколько возможных причин этой путаницы. Одна из теорий состоит в том, что сабеи основали множество колоний, чтобы контролировать торговые пути, и разнообразие их караванных стоянок сбивало с толку древних израильтян , поскольку их этнология основывалась на географических и политических признаках, а не обязательно на расовых. [10] Другая теория предполагает, что сабейцы были выходцами из южного Леванта и основали свое царство на руинах минейцев . [11]

Самой известной претензией на славу библейской земли Савской стала история о царице Савской , которая отправилась в Иерусалим , чтобы допросить царя Соломона , прибыв в большом караване с драгоценными камнями, пряностями и золотом ( 3 Царств 10 ). Апокрифический ( христианский арабский текст Китаб аль-Магал «Книга свитков»), [12] считающаяся частью литературы Клементины , и сирийская Пещера сокровищ упоминают традицию, согласно которой после основания детьми Сабы (сына Иоктана) вплоть до времен Соломона существовала преемственность из 60 женщин-правительниц .

Иосиф Флавий в своих «Иудейских древностях » описывает место под названием Саба как обнесенный стеной королевский город Эфиопии , который Камбис II переименовал в Мероэ . Он пишет, что «он был окружен Нилом и другими реками, Астапом и Астабором », обеспечивая защиту как от иностранных армий, так и от речных наводнений. По словам Иосифа Флавия, именно завоевание Сабы принесло большую славу молодому египетскому принцу, одновременно раскрыв его личное прошлое, когда он был ребенком-рабом по имени Моисей . [13]

Мусульманская традиция

[ редактировать ]

В Коране Шеба упоминается в суре ан-Намль в разделе, где говорится о визите царицы Савской к Соломону . [14] Коран упоминает эту древнюю общину наряду с другими общинами, уничтоженными Богом. [15]

Билкис, лежащая в саду, персидская миниатюра (ок. 1595 г.), тонированный рисунок на бумаге.
Иллюстрация на Хафеза фронтисписе : Билкис на троне под летающим симургом (ок. 1539 г.)

Согласно Корану, Соломон повелел царице Савской прийти к нему как подданную, после чего она предстала перед ним ( ан-Намль , 30–31, 45). Прежде чем прибыла царица, Соломон перенес ее трон на свое место с помощью человека, обладавшего знанием Священного Писания ( Коран 27:40). Она узнала замаскированный трон и наконец приняла веру Соломона.

Мусульманские комментаторы, такие как ат-Табари , аз-Замахшари , аль-Байдави, дополняют эту историю в различных моментах. Имя королевы дано как Билкис , вероятно, происходящее от греческого παλλακίς или ивритского «пилегеш» , «наложница». [16] он затем женился на королеве, в то время как другие традиции утверждают, что он выдал ее замуж за туббу Хамдана По некоторым данным , . [17] представленной аль-Хамдани , царица Савская была дочерью Ильшары Яхдиба, химьяритского царя Наджрана Согласно исламской традиции , . [18]

Хотя Коран и его комментаторы сохранили самое раннее литературное отражение полной легенды Билкис, у ученых нет сомнений в том, что это повествование заимствовано из еврейского мидраша . [17]

Библейские рассказы о царице Савской и кораблях Офира послужили основой для легенд об израильтянах, путешествовавших в свите царицы Савской, когда она вернулась в свою страну, чтобы воспитать своего ребенка от Соломона. [19] Существует мусульманская традиция, согласно которой первые евреи прибыли в Йемен во времена царя Соломона после политико-экономического союза между ним и царицей Савской. [20]

Мусульманские ученые, в том числе Ибн Касир , рассказывали, что жители Шебы были арабами из Южной Аравии . [21]

Эфиопская и йеменская традиция

[ редактировать ]

В средневековом эфиопском культурном произведении под названием « Кебра Нагаст » Шеба находилась в Эфиопии. [22] Поэтому некоторые ученые указывают на регион на севере Тыграя и Эритреи , который когда-то назывался Саба (позже названный Мероэ ), как возможную связь с библейской Савой. [23] Дональд Н. Левин связывает Шебу с Шевой (провинцией, где современная Аддис-Абеба ) в Эфиопии. расположена [24]

Традиционные йеменские генеалогии также упоминают Сабу, сына Кахтана ; Ранние исламские историки отождествляли Кахтана с Йоктаном ( Иоктаном ), сыном Евера ( Худа ) в еврейской Библии (Быт. 10:25-29). Джеймсу А. Монтгомери трудно поверить, что Кахтан был библейским Иоктаном , исходя из этимологии, . [25] [26]

Спекуляции на месте

[ редактировать ]

Современные историки сходятся во мнении, что центр сабейской цивилизации находился в районе Мариба и Сирвы , на территории современного Йемена . [27] [28] Позже они расширили свое присутствие на некоторые части Северной Аравии. [28] и Африканский Рог на территории современной Эфиопии. [29]

Благодаря связи с царицей Савской, это место стало тесно связано с национальным престижем, и различные царские дома заявляли о своем происхождении от царицы Савской и Соломона . Согласно средневековому эфиопскому произведению Кебра Нагаст , Сева находилась в Эфиопии. Руины во многих других странах, в том числе в Судане , Египте , Омане и Иране, считаются местонахождением Савской, но имеются лишь минимальные доказательства.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Тора, Евангелие и Коран: три книги, два города, одна история - Антон Весселс. Архивировано 8 февраля 2018 г. в Wayback Machine.
  2. ^ Краткая история Саудовской Аравии - Джеймс Винбрандт - Страница 11. Архивировано 8 февраля 2018 г. в Wayback Machine.
  3. ^ Погибшие народы — Харун Яхья — Страница 113. Архивировано 8 февраля 2018 г. в Wayback Machine.
  4. ^ Эллинистическая экономика - Зофия Х. Арчибальд, - Страница 123. Архивировано 8 февраля 2018 г. в Wayback Machine.
  5. ^ Британская энциклопедия, Саба
  6. ^ Финкельштейн, Израиль; Зильберман, Нил Ашер (2007). Давид и Соломон: в поисках библейских священных царей и корней западной традиции . Саймон и Шустер. п. 171.
  7. ^ Бытие 10:7.
  8. ^ Бытие 25:3.
  9. ^ Бытие 10:28.
  10. ^ Джавад Али, «Артикуляция в истории арабов до ислама», том 7, стр. 421.
  11. ^ HOMMEL, Южноаравийская хрестоматия (Мюнхен, 1892 г.), стр. 64.
  12. ^ "Китаб аль-Магалл".
  13. ^ Иосиф Флавий, Еврейские древности II.10.
  14. ^ Уилер, Брэннон (2002). Пророки в Коране: Введение в Коран и мусульманская экзегеза . А&С Черный. ISBN  978-0-8264-4956-6 .
  15. ^ Коран 50:14.
  16. ^ Георг Фрейтаг (1837), «Балка», Lexicon arabico-latinum , Schwetschke, стр. 44а
  17. ^ Jump up to: а б Э. Уллендорф (1991), «БИЛКИС», Энциклопедия ислама , том. 2 (2-е изд.), Брилл, стр. 1219–1220.
  18. ^ AFL Beeston (1995), "SABAʾ", Энциклопедия ислама , том. 8 (2-е изд.), Брилл, стр. 663–665.
  19. ^ Хаим Зев Хиршберг; Хайим Дж. Коэн (2007), «АРАБИЯ», Энциклопедия иудаики , том. 3 (2-е изд.), Гейл, с. 295
  20. ^ Джозеф Тоби (2007), «ЦАРСТВА САВСКАЯ», Энциклопедия иудаики , том. 16 (2-е изд.), Гейл, с. 765
  21. ^ Брэннон М. Уиллер. «Люди колодца». АЗ Пророков в исламе и иудаизме .
  22. ^ Эдвард Уллендорф, Эфиопия и Библия (Оксфорд: University Press Британской академии, 1968), стр. 75
  23. ^ Поиски Ковчега Завета: Истинная история Скрижалей Моисея, Стюарт Манро-Хей
  24. ^ Дональд Н. Левин , Воск и золото: традиции и инновации в культуре Эфиопии (Чикаго: University Press, 1972).
  25. ^ Маалуф, Тони (2003). «Неудачное начало (Быт. 16:1–6)» . Арабы в тени Израиля: развитие Божьего пророческого плана для линии Измаила . Крегель академик . п. 45. ИСБН  9780825493638 . Архивировано из оригинала 28 июля 2018 года . Проверено 28 июля 2018 г. Эта точка зрения во многом основана на утверждении арабских историков-мусульман о том, что их старейшим предком является Кахтан, которого они идентифицируют как библейского Иоктана (Быт. 10:25–26). Монтгомери считает, что трудно примирить Джоктана с Кахтаном на основе этимологии.
  26. ^ Максуд, Рукайя Варис. «Адам Бану Хузаа» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 15 августа 2015 г.
  27. ^ Майкл Вуд, «Царица Савская» , BBC History.
  28. ^ Jump up to: а б Nebes 2023 , p. 299.
  29. ^ Nebes 2023 , pp. 348, 350.

Библиография

[ редактировать ]
  • Алессандро де Мегрэ. Аравия Феликс в переводе Ребекки Томпсон. Лондон: Стейси Интернэшнл, 2002. ISBN   1-900988-07-0
  • Andrey Korotayev . Ancient Yemen . Oxford: Oxford University Press, 1995 . ISBN   0-19-922237-1 .
  • Andrey Korotayev. Pre-Islamic Yemen . Wiesbaden: Harrassowitz Verlag , 1996. ISBN   3-447-03679-6 .
  • Кеннет А. Китчен: Серия «Мир древней Аравии». Документация по Древней Аравии. Часть I. Хронологические рамки и исторические источники. Ливерпуль 1994.
  • Вальтер В. Мюллер: Очерк истории Старой Южной Аравии. В: Вернер Даум (ред.): Йемен . Пингвин-Верлаг, Инсбрук / Умшау-Верлаг, Франкфурт-на-Майне, 1987 г., OCLC   17785905 , С. 50–56.
  • Вальтер В. Мюллер (редактор), Герман фон Виссманн: История Сабаха II Великой империи сабеев до ее конца в начале 4 века до нашей эры. (= Австрийская академия наук, Философско-исторический класс. Отчеты о заседаниях. Том 402). Вена: Издательство Австрийской академии наук, 1982, ISBN   3-7001-0516-9 .
  • Небес, Норберт (2023). «Ранняя Саба и ее соседи» . В Раднере, Карен; Мёллер, Надин; Поттс, Д.Т. (ред.). Оксфордская история древнего Ближнего Востока: эпоха Персии . Том. 5. Издательство Оксфордского университета. стр. 299–375. ISBN  978-0-19-068766-3 .
  • Ярослав Ткач: Саба 1. В: Paulys Realencyclopädie der classicische Altertumwissenschaft (RE). Том IA, 2, Штутгарт, 1920, стр. 1298–1511.
  • Герман фон Виссманн: Об истории и краеведении Старой Южной Аравии (сборник Эдуарда Глазера. № III = Австрийская академия наук, философско-исторический класс, отчеты о заседаниях. Том 246). Вена: Бёлаус, 1964.
  • Герман фон Виссманн: История Сабейской империи и кампания Элия Галла. В: Хильдегард Темпорини: Взлет и падение римского мира . II. Том девятый, первая половина тома. Де Грюйтер, Берлин/Нью-Йорк, 1976 г., ISBN   3-11-006876-1 , с. 308
  • Питш, Дана, Питер Кун, Томас Шолтен, Ули Бруннер, Хольгер Хитген и Ирис Герлах. «Голоценовые почвы и отложения вокруг оазиса Мариб, Йемен, другие сабейские сокровища». Голоцен 20.5 (2010): 785-99. Распечатать.
  • «Саба», Британская энциклопедия , 2013. Интернет. 27 сентября 2013 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bb6f43d1211990da7e6fdc7914a14c5d__1718258280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bb/5d/bb6f43d1211990da7e6fdc7914a14c5d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sheba - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)