симург
![]() Симург как королевская эмблема Сасанидской империи [1] | |
Группировка | Мифическое существо |
---|---|
Фольклор | Персидская мифология |
Страна | Древний Иран |
Симург , ( / s ɪ ˈ m ɜːr ɡ / ; персидский : سیمرغ , также пишется сенмурв, симург, симорг симург или симург , симорк симуурв , ) — доброжелательная птица в персидской мифологии и литературе . Он имеет некоторое сходство с мифологическими птицами разного происхождения, такими как феникс (персидский: ققنوس quqnūs ) и хума (персидский: هما ). [2] Эту фигуру можно встретить во все периоды иранского искусства и литературы, а также она заметна в иконографии Грузии . [3] средневековая Армения , [4] Восточная Римская империя , [5] и другие регионы, находившиеся в сфере персидского культурного влияния.
Этимология
[ редактировать ]Персидское среднеперсидского слово sīmurğ ( سیمرغ ) происходит от слова sēnmurw. [6] [7] (и ранее сенмуру ), также засвидетельствовано в текстах Пазенда как сина-мру . Среднеперсидское слово происходит от авестийского mərəγō Saēnō «птица Saēna», первоначально хищник, вероятно , орел , сокол или ястреб-перепелятник , что можно вывести из этимологического родственного санскритского śyenaḥ (श्येनः) «хищник, орел, хищная птица ». , который также выглядит как божественная фигура. [8] Саена — это также личное имя. Это слово было заимствовано на армянском языке сирамарг ( павлин ) как . [9]
С другой стороны, фраза sī murğ ( سی مرغ ) на персидском языке означает «тридцать птиц»; это было использовано Аттаром из Нишапура в его символическом рассказе «Совещание птиц» , в сюжете которого использована игра имени. [10]
Мифология
[ редактировать ]

.

Форма и функция
[ редактировать ]Симург изображается в иранском искусстве как крылатое существо в форме птицы, достаточно гигантское, чтобы унести слона или кита. Он выглядит как павлин с собачьей головой и когтями льва, иногда, правда, и с человеческим лицом. Симург по своей природе доброжелательен. [12] Будучи наполовину млекопитающими, они вскармливают своих детенышей. [12] [13] Симург ненавидит змей, а его естественная среда обитания — места с большим количеством воды. [12] [13] Говорят, что в некоторых версиях его перья имеют медный цвет, и хотя первоначально он был описан как собака-птица, позже его изображали либо с головой человека, либо с головой собаки. [12] [13]
« Си- », первый элемент имени, в народной этимологии связан с современным персидским си («тридцать»). Хотя этот префикс исторически не связан с происхождением имени симург , «тридцать», тем не менее, было основой для легенд, включающих это число – например, что симург был размером с тридцать птиц или имел тридцать цветов ( сиренг ). Другие предлагаемые этимологии включают Пехлеви син мург («птица-орел») и авестийское саено мерего («орел»). [12]
Иранские легенды считают, что птица настолько стара, что трижды видела разрушение мира. Симург так многому научился, прожив так долго, что считается, что он обладает знаниями всех веков. В одной легенде говорится, что симург прожил 1700 лет, прежде чем погрузился в пламя (так же, как феникс ) . [12]
Считалось, что симург очищает землю и воду и, следовательно, дарует плодородие. Существо олицетворяло союз Земли и Неба, служа посредником и посланником между ними. Симург жил на Гаокерене , Древе Жизни Хом (авестийское: Хаома), которое стоит посреди мирового моря ( Вурукаша ). Растение является сильнодействующим лекарством и называется всецелебным, и на нем откладываются семена всех растений. Когда симург улетел, листья древа жизни задрожали, и все семена каждого растения выпали. Эти семена плыли по всему миру под ветрами Ваю-Ваты и дождями Тиштрии , пустив корни в космологии и став всеми видами растений, когда-либо существовавших, и излечивая все болезни человечества.
Отношения между симургом и Хомом чрезвычайно близки. Как и симург, Хом представлен как птица, посланник и сущность чистоты, способная исцелить любую болезнь или рану. Хом, назначенный первым жрецом, является сущностью божественности, свойством, которое он разделяет с симургом. Кроме того, Хом является средством фарра (ах) (MP: khwarrah , авестийский: khvarenah , kavaēm kharēno ) («божественная слава» или «удача»). Фарра, в свою очередь, представляет божественный мандат , который был основой королевской власти.
Он выглядит как птица, отдыхающая на голове или плече потенциальных королей и священнослужителей, что указывает на принятие Ормуздом этого человека как своего божественного представителя на Земле. Для простолюдина Бахрам окутывает удачу/славу «вокруг дома поклоняющегося, из-за богатства скотом, как великая птица Саена, и как водянистые облака покрывают великие горы» ( Яшт 14.41, ср. дожди Тиштрии выше). . Как и симург, фарра также связана с водами Вурукаши ( Яшт 19.51, 56–57). В Яште 12.17 дерево Симорга (Саены) стоит посреди моря Ворукаша, оно обладает хорошим и сильным лекарством и называется всецелебным, и на нем откладываются семена всех растений.

В Шахнаме
[ редактировать ]Симург сделал свое самое известное появление в « эпосе Фирдоуси Шахнаме» («Книга царей»), где его связь с принцем Залом описывается . Согласно « Шахнаме» , Зал , сын Саама , родился альбиносом. Когда Саам увидел своего сына-альбиноса, он предположил, что ребенок — порождение дьяволов, и бросил младенца на горе Альборз . [14]
Плач ребенка услышала добросердечная симург, жившая на вершине этой вершины, она забрала ребенка и вырастила его как своего собственного. Зал получил много мудрости от любящего симурга, обладающего всеми знаниями, но пришло время, когда он вырос в человека и жаждал воссоединиться с миром людей. Хотя симург был ужасно опечален, она дала ему три золотых пера, которые он должен был сжечь, если ему когда-нибудь понадобится ее помощь. [14]

Вернувшись в свое королевство, Зал влюбился и женился на красавице Рудабе . Когда пришло время родить сына, роды были продолжительными и ужасными; Зал был уверен, что его жена умрет во время родов. Рудаба был при смерти, когда Зал решил вызвать симурга. Появился симург и научил его, как сделать кесарево сечение, спасая таким образом Рудабу и ребенка, ставшего одним из величайших персидских героев Ростама .
Симург также появляется в истории о семи испытаниях Эсфандияра во время пятых подвигов последнего. Убив злую чародейку, Эсфандияр сражается с симургом, и, несмотря на многочисленные силы симурга, Эсфандияр наносит ему удар в шею, обезглавливая его. Затем потомки симурга восстают, чтобы сразиться с Эсфандияром, но их тоже убивают. [14]
В суфийской поэзии
[ редактировать ]
В классической и современной персидской литературе симорх часто упоминается, особенно как метафора Бога в суфийском мистицизме . [7] XII века В «Конференции птиц» иранский суфийский поэт Фарид уд-Дин Аттар написал о стае птиц-паломников в поисках симурга. В стихотворении птицы мира собираются, чтобы решить, кто будет их королем, поскольку у них его нет. Удод западному , самый мудрый из всех, предлагает найти легендарного симорга, мифическую персидскую птицу, примерно эквивалентную фениксу . Удод возглавляет птиц, каждая из которых олицетворяет человеческую ошибку, мешающую человеку достичь просветления. Когда группа из тридцати птиц наконец достигает места обитания симорга, все, что они находят, — это озеро, в котором видят свое отражение. В этой сцене используется игра слов на основе персидского выражения «тридцать птиц» ( si morgh ). [15]
Эта фраза также появляется трижды в «Маснави» Руми , например, в Книге VI, Истории IX: «Гнездо си мурга находится за горой Каф » (в переводе Э. Х. Уинфилда). [16]
В результате культурной ассимиляции симург был представлен арабоязычному миру , где это понятие было объединено с другими арабскими мифическими птицами, такими как гогхнус , птица, имеющая некое мифическое отношение к финиковой пальме . [17] и в дальнейшем развился как рух (происхождение английского слова « рок »).Изображения симурга были приняты в искусстве и чеканке ранних Омейядов . [18]
В курдском фольклоре
[ редактировать ]сокращается до «Симир» Симург на курдском языке . [7] Ученый К.В. Тревер цитирует две курдские народные сказки о птице. [7] Эти версии восходят к общим иранским историям о симорхе. [7] В одной из народных сказок герой спасает потомков симурга, убивая змею, которая заползла по дереву, чтобы питаться ими. В награду симург дает ему три своих пера, с помощью которых герой может позвать ее на помощь, сжег их. Позже герой использует перья, и симург уносит его в далекую страну. В другой сказке симург выносит героя из преисподней; здесь симург кормит своих детенышей своими сосками, и эта черта согласуется с описанием симурга в среднеперсидской книге Задспрама . В другой сказке симург кормит героя в пути, а герой кормит симурга кусочками овечьего жира.
В популярной культуре
[ редактировать ]- Амброуза Бирса ( В «Словаре дьявола» 1906) симурги характеризуются как «всемогущие при условии, что они ничего не делают» и сравниваются с ролью сброда в республике . [19]
- Название Салмана Рушди первого романа «Гримус» (1975) представляет собой анаграмму слова «Симург». [20]
- Simurgh — это название прокси-инструмента, представленного в 2009 году, который помогает жителям Ирана избежать правительственной цензуры веб-сайтов . [21]
- « Кристалл Симорг» — награда Международного кинофестиваля «Фаджр» .
- Симорг — одно из существ, с которыми столкнулись главные герои фильма 2006 года « Азур и Асмар: В поисках принцев» .
- Симург — имя одного из Губителей в веб-сериале «Червь» 2011 года .
- В карточной игре Yugioh Симорг — монстр-босс своего собственного архетипа.
- Карта Симурга из вымышленной коллекционной карточной игры служит основным сюжетным ходом в научно-фантастическом романе «Запутывание» . Гибсона Монка
- Симург появился в главе 49 манги Delicious in Dungeon , когда Лаойс созерцает различных птицеподобных монстров. Он показан достаточно большим, чтобы удержать в когтях слона.
- Симург показан в Prince of Persia: The Lost Crown, видеоигре 2024 года, в которой он косвенно наделяет персонажа игрока различными способностями манипулирования временем, используемыми для прогресса в игре.
- В своем стихотворении «Сад Симург» Кэтлин Рейн описывает, как «Я развешивала орехи для синиц, но прилетели воробьи, / Все тридцать / С шорохом крыльев, / Один разум в тридцати крикливых ях...» в конечном итоге пришел к выводу, что ни одна «чудо-птица» не должна считаться «более чудесной», чем эти «воробьи за два фартинга / Каждое перо несет небрежно истертую подпись / Вселенной». [22]
Галерея
[ редактировать ]- Симорг на реверсе иранской монеты номиналом 500 риалов.
- Симург в своем гнезде
- Украшение снаружи медресе Надира Диван-Беги , Бухара
- Картина Симурга, сделанная в Империи Великих Моголов.
- Императорский герб до революции с иконой Симурга.
- Симургское блюдо. Из Ирана. Династия Саманидов, 9–10 века н.э. Музей исламского искусства, Берлин
См. также
[ редактировать ]- Анка , арабская мифологическая птица, отождествляемая с Симургом.
- Анзу (старое чтение: Зу), месопотамское чудовище.
- Чамрош , персидская мифологическая птица
- Химера , гибридное чудовище из греческой мифологии.
- Фэнхуан , мифологическая птица Восточной Азии.
- Жар Птика — птица в русской мифологии, параллельная Фениксу .
- Гаруда , индийская мифологическая птица
- Грифон или гриффон , греческий гибрид льва и птицы.
- Конрул , турецкая мифологическая гибридная птица.
- Ламассу , ассирийское божество, гибрид быка, льва, орла и человека.
- Луань , китайская мифологическая птица, связанная с фениксом, имя которой часто переводится как «симург».
- Гибридные существа в мифологии
- Птица Хума , иранская мифическая птица.
- Нуэ , японское легендарное существо
- Оксоко — славянский мифологический двуглавый орел.
- Пегас — крылатый жеребец в греческой мифологии.
- Пиксиу или Пи Яо, китайское мифическое существо
- Рок , арабская и персидская легендарная птица, противоположность Анки.
- Шахбаз (птица) — персидская мифологическая птица.
- Симаргл , родственное существо в славянской мифологии
- Сфинкс , греческое мифическое существо с телом льва и головой человека.
- Зиз , гигантская птица, похожая на грифона, в еврейской мифологии.
- Памола , легендарный дух-птица в мифологии абенаков.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Живков, Борис (2015). Хазария в девятом и десятом веках . Брилл. п. 78. ИСБН 978-9004294486 .
- ^ Хуан Эдуардо Сирло, Словарь символов, Courier Dover Publications, 2002, стр. 253
- ^ Например, на стене собора Самтависи.
- ^ Например, фресковое изображение симургов внутри медальонов (напоминающее мотивы, найденные на сасанидском текстиле) в церкви Тиграна Оненца в Ани . П. Донабедян и Ж. М. Тьерри, Армянское искусство , Нью-Йорк, 1979, с. 488.
- ↑ изображен ряд симургов Например, внутри церкви «Агачалты» в ущелье Ихлара . Тьерри, Н. и М., Nouvelles églises rupestres de Cappadoce , Париж, 1963, стр. 84–85.
- ^ А. Иерусалимская, «Soieries sassanides», в Splendeur des sassanides: l'empire perse entre Rome et la Chine (Брюссель, 1993) 114, 117–118, указывает, что написание senmurv неверно (отмечено Дэвидом Джейкоби, «Экономика шелка и межкультурное художественное взаимодействие: Византия, мусульманский мир и христианский Запад», Dumbarton Oaks Papers 58 (2004): 197–240, особенно 212, примечание 82.
- ^ Jump up to: а б с д и Шмидт, Ханнс-Петер (2002). «Симорг» . Энциклопедия Ираника . Коста Меса: паб Mazda.
- ^ Майрхофер, Манфред (1996). «Шйена-». В: Этимологический словарь древнеиндоарийского языка, том II, Гейдельберг: Carl Winter Universitätsverlag, 1996. с. 662. (На немецком языке)
- ^ «Сирамарг Арама Саркисяна | Аниматоры для Армении | Аниматоры для Армении» . ЛучшеМир . Проверено 23 июля 2024 г.
- ^ «Центр исследований и разработок Аль-Кинди (KCRD)» . www.al-kindipublisher.com . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ Компарети (Калифорнийский университет, Беркли), Маттео (2015). «Древний иранский декоративный текстиль» . Шелковый путь . 13:38 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж ТЮФЕКЧИ, АЛИ (17 декабря 2020 г.). «Путешествие в поисках истины: Метафорическая история Симурга, повелителя птиц» . Ежедневный Сабах . Проверено 23 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Наир, Ниттен (9 сентября 2022 г.). «Симург: Гигантская птица» . Мифлок . Проверено 23 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Полет воображения: как птицы по всему миру превратились в мифических существ — наглядные уроки в космосе» . объектные уроки.пространство . Проверено 23 июля 2024 г.
- ^ Хамид Дабаши (2012). Мир персидского литературного гуманизма . Издательство Гарвардского университета. п. 124. ИСБН 978-0674067592 .
- ^ Уинфилд, Э.Х. (2001). Маснави и Манави (PDF) . Эймс, Айова: Омфалоскепсис. п. 468 . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ Коранические статьи; Овощи в Священном Коране – Финиковая пальма [ мертвая ссылка ]
- ^ Компарети, Маттео. «Состояние исследований сасанидской живописи» . Humanities.uci.edu . Проверено 4 апреля 2019 г.
- ^ Запись "Сброд" в Словаре Дьявола на Dict.org
- ^ «Салман Рушди: Критические очерки, том 1» . Атлантические издательства. Страница v
- ^ «Троянец нацелен на иранских и сирийских диссидентов с помощью прокси-инструмента» . Новости Би-би-си . 30 мая 2012 года . Проверено 21 декабря 2020 г. .
- ^ Рейн, Кэтлин (2019). Сборник стихов (2-е изд.). Лондон: Faber & Faber Ltd., с. 340. ИСБН 978-0-571-35202-9 .
Ссылки
[ редактировать ]- Гахремани, Хома А. (1984). «Симорг — древнеперсидская сказка» . Восход солнца (июнь/июль). Издательство Теософского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Симургом, на Викискладе?