Истахр
| |
Колонны в Истахре | |
Область | Провинция Фарс |
---|---|
Координаты | 29 ° 58'51 "N 52 ° 54'34" E / 29,98083 ° N 52,90944 ° E |
Тип | Урегулирование |
История | |
Основан | Вскоре после упадка Персеполя (вторая половина IV в. до н. э.) |
Периоды | От классической античности до позднего средневековья |
Истахр ( среднеперсидский латинизированный: Стахр , персидский : اصطخر , латинизированный : Истахр также пишется استخر в современной литературе) был древним городом в провинции Фарс , в пяти километрах (трех милях) к северу от Персеполя на юго-западе Ирана . Он процветал как столица персидских правителей Фратараки и царей Персии с третьего века до нашей эры до начала третьего века нашей эры. Он достиг своего апогея во времена Сасанидской империи (224-651 гг. н. э.) и был родным городом Сасанидской династии . Истахр недолгое время служил первой столицей Сасанидской империи с 224 по 226 год нашей эры, а затем главным городом, регионом и религиозным центром Сасанидской провинции Парс .
Во время арабского завоевания Ирана Истахр отличался упорным сопротивлением, повлекшим за собой гибель многих его жителей. [1] [2] Истахр оставался оплотом зороастризма еще долгое время после завоеваний и оставался относительно важным в раннюю исламскую эпоху. Он постепенно приходил в упадок после основания соседнего Шираза , прежде чем был разрушен и заброшен при Буидах . Большая часть Сасанидского Истахра , бегло исследованная Эрнстом Герцфельдом и командой из Чикагского университета в первой половине 20-го века, остается нераскопанной.
Этимология
[ редактировать ]«Истахр» (также пишется «Эстахр ») — это новоперсидская форма среднеперсидского слова «Стахр» (также пишется «Стакр» ) и, как полагают, означает «сильный (удерживать)». [1] По мнению иранолога Эрнста Герцфельда , который основывал свои аргументы на монетах персидских правителей Фратараки и царей Персии , среднеперсидское слово, в свою очередь, происходит от древнеперсидского *Parsa-staxra («оплот Парса») из-за близости города соединение с близлежащей платформой Персеполис . [1] [а] Герцфельд интерпретировал арамейские символы «ПР БР», начертанные на этих монетах, как аббревиатуру арамейского слова «прс бырт» («Крепость Парса»), что, в свою очередь, может быть эквивалентом вышеупомянутых древнеперсидских слов. [1] Аббревиатура «СТ», обозначающая Истахр, встречается и на сасанидских монетах . [2] Истахр засвидетельствован на сирийском языке как Истар и на армянском языке как Стахр . [2] Вероятно, в Талмуде оно фигурирует как Истахар . [2]
География
[ редактировать ]Истахр расположен в юго-западной провинции Ирана Фарс , исторически известной как Парса (древнеперсидский), Парс (среднеперсидский) и Персис (греческий), откуда происходит Персия. [3] [4] Он расположен в долине реки Полвар, между Кух-е Рахмат и Накш-е Ростам , где долина реки Полвар выходит на равнину Марвдашт . [1] Эта равнина простирается недалеко от платформы Персеполя. [1]
История
[ редактировать ]




Ранняя история
[ редактировать ]По всей вероятности, то, что стало Истахром, изначально было частью поселений, окружавших царские резиденции Ахеменидов . [1] Его религиозное значение как зороастрийского центра было обозначено еще в IV веке до нашей эры, во время правления ахеменидского царя Артаксеркса II ( годы правления 404–358). [5] Во время своего правления он приказал построить статую Анахид и храм рядом с местом, которое впоследствии стало Истахром. [5] Этот храм можно отождествить с руинами храма, упомянутого географом X века аль-Масуди как расположенного ок. один парасанг от Истахра. [5] По мнению иранолога Мэри Бойс , руины этого храма, вероятно, принадлежали первоначальному ахеменидскому зданию, которое было разрушено и разграблено вторгшимися македонцами под предводительством Александра Македонского ( годы правления 336–323). [5] Основание Истахра как отдельного города произошло вскоре после падения близлежащего Персеполя Александром . Похоже, что большая часть обломков Персеполя была использована для строительства Истахра. [2]
Фратарака и короли Персиды
[ редактировать ]Когда Селевк I ( годы правления ., местные персы Персиды 305–280) умер в 280 г. до н. э начали восстанавливать свою независимость. [1] Центром сопротивления, судя по всему, был Истахр, который с окружающими его холмами обеспечивал лучшую защиту, чем близлежащая бывшая церемониальная столица Ахеменидов Персеполь. [1] Кроме того, через Истахр проходила важная дорога, известная как «зимняя дорога», ведущая из Персиса в Исфахан через Пасаргады и Абаду . [1] Ядро Истахра как города располагалось на южном и восточном берегу реки Полвар. Он процветал как столица персидских правителей Фратараки и царей Персии с 3 века до нашей эры до начала 3 века нашей эры. [1] [6]
Сасан , одноименный предок более поздней Сасанидской династии , был родом из Истахра и первоначально служил хранителем важного храма огня Анахид в городе. [2] [6] [5] По традиции, Сасан женился на женщине из династии Базранги , правившей в Истахре как парфянские вассалы в начале III века. [5] В 205/6 сын Сасана Папак сверг Гочихра , правителя Истахра. [7] В свою очередь, сыновья Папака, Шапур и Ардашир V, правили как два последних царя Персиса. [8]
Сасанидская империя
[ редактировать ]В 224 году Ардашир V из Персии основал Сасанидскую империю и стал известен как Ардашир I ( годы правления 224–242). [2] Бойс утверждает, что храм, разрушенный македонянами несколько столетий назад, был восстановлен при сасанидах. [5] Она добавляет, что, по словам Аль-Масуди, который, в свою очередь, основывал свои сочинения на традициях, храм «первоначально был «храмом идолов», который впоследствии был превращен в храм огня Хомаем , легендарным предшественником династии Ахеменидов». . [5] Похоже, что в ранний сасанидский период, или, возможно, немного раньше, зороастрийское иконоборческое движение привело к тому, что культовый образ Анахид был заменен священным огнем. [5] Аль-Масуди назвал этот священный огонь «одним из самых почитаемых зороастрийских огней». Отождествление этого храма в Истахре с Анаид сохранилось, и историк ат-Табари (умер в 923 г.) заявил, что он был известен как «дом огня Анаид». [5]
II Бахрам ( ок . 274–293). [5] Бойс отмечает, что, учитывая высокий статус Картира, назначение на эти должности означает, что священные огни в Истахре пользовались очень большим уважением. [5]
Истахр достигнет своего апогея в сасанидскую эпоху, служа главным городом, регионом и религиозным центром сасанидской провинции Парс . [1] [6] В центре основной экономической деятельности Истахра располагался важный сасанидский монетный двор, сокращенно «ST» ( Staxr ), который производил монеты со времен правления Бахрама V ( годы правления 420-438) до падения династии, а также Сасанидская царская сокровищница ( ганджи шахиган ). [1] [6] [5] Эта сокровищница часто упоминается в Денкарде и Мадаян и хазар дадестане . [5] В сокровищнице также хранился один из ограниченных экземпляров Великой Авесты , вероятно, один из тех же экземпляров, из которых произошла дошедшая до нас авестийская рукопись. [5]
Арабское завоевание и халифаты
[ редактировать ]Во время мусульманского завоевания Парса , как часть арабского завоевания Ирана , захватчики сначала разместили свою штаб-квартиру в Бейзе . [1] Жители Истахра оказали арабам решительное сопротивление. [2] Первая попытка, предпринятая в 640 году под предводительством Аль-Алаа Аль-Хадрами, закончилась полной неудачей. [2] В 643 году арабы провели новую кампанию под руководством Абу Мусы аль-Ашари и Усмана ибн Абу аль-Аса, которая вынудила Истахр сдаться. [2] Однако жители Истахра быстро восстали и убили арабского губернатора. находившегося там [2] В 648/9 году генерал Абдаллах ибн Амир , губернатор Басры, провел еще одну кампанию, которая снова вынудила Истахр сдаться после тяжелых боев. [1] Подавление последующих восстаний привело к гибели многих персов . [2] Однако беспокойный народ Истахра вновь восстал, что побудило арабов предпринять еще один поход против Истахра в 649 году. [1] Эта последняя кампания снова привела к гибели многих жителей. [1] Сасанидская крепость Истахр, расположенная на «самом восточном обнажении Марвдашта », стала местом последнего сопротивления арабскому завоеванию Парса. [6]
Истахр оставался оплотом зороастризма еще долгое время после падения Сасанидов. [1] Многие арабо-сасанидские монеты и реформатские монеты Омейядов чеканились в Истахре в периоды Омейядов и Аббасидов . [1] Истахр оставался «довольно важным местом» в ранний исламский период. [2] Здесь располагалась важная крепость, которая в исламские времена, «как и раньше», часто служила сокровищницей правителей города. [1] Крепость известна как Кал-е-йе Эстахр («Замок Эстахра») или Эстахр-Яр («Друг Эстахра»). [1] Во время халифата Омейядов в замке часто проживали губернаторы; например, Зияд ибн Абих долгое время жил в замке Истахра во время своей борьбы против халифа Муавии I ( годы правления 661–680). [2]
После прихода к власти Аббасидов политический центр Фарса постепенно переместился в Шираз . [1] Это во многом способствовало упадку Истахра. [2] Однако город до сих пор упоминается в войнах между Саффаридами и халифальными наместниками Фарса. [1] 11 апреля 890 года правитель Саффаридов Амр ибн аль-Лайс ( годы правления 879–901) победил халифского губернатора Мусу Муфлехи при Истахре. По мнению иранолога Адриана Дэвида Хью Бивара , последняя монета, приписываемая Истахуру, — это монета, предположительно отчеканенная Дулафидами в 895/6 году. [1]
Буиды и Сельджуки
[ редактировать ]Область вошла в состав Буидов в первой половине X века. На рубеже тысячелетий об Истахре писали многочисленные писатели-путешественники и географы. В середине X века писатель-путешественник Истахри (сам уроженец) описал его как город среднего размера. [2] Географ Аль-Макдиси , написавший примерно тридцать лет спустя, в 985 году, восхвалял мост через реку в Истахре и его «прекрасный парк». [2] Он также отметил, что главная мечеть города украшена бычьими капителями . По мнению Бойса, Стрека и Майлза, эта мечеть изначально была тем же сасанидским храмом, где Адури анахид ардахшир находился («огонь Анахид-Ардашир») и где был коронован Йездигерд III ( годы правления 632–651), последний сасанидский король. . [5] [2] Однако, по словам историка современного искусства Мэтью Канепы , археологические данные показывают, что мечеть была построена в 7 веке во время арабского господства и, следовательно, не была переоборудованным сасанидским храмом. [6] Аль-Макдиси также отметил, что предполагалось, что мечеть изначально была храмом огня , в котором «использовались кусочки резьбы из Персеполя». [2]
Холодный климат региона привел к скоплению снега на вершине замка Истахр, который, в свою очередь, растаял и превратился в цистерну , ограниченную плотиной. Эта плотина была основана Буидом Адуд ад-Даулой ( годы правления 949-983) для создания надлежащего резервуара для воды для гарнизона замка. Согласно источнику того времени, Буид Абу Калиджар ( годы правления 1024–1048) нашел огромное количество серебра и драгоценных камней, хранившихся в замке, когда он поднялся на него со своим сыном и оценщиком. [1] Золотая медаль Адуд ад-Даула, датированная 969/70 годом, на которой он изображен в короне в сасанидском стиле, возможно, была создана в Истахре. [1]
Последнее нумизматическое свидетельство об Истахре, обозначающее его замок, а не сам город, датируется 1063 годом. [1] Монета, о которой идет речь, была отчеканена по заказу Расултегина, малоизвестного сельджукского принца Фарса. [1] Однако Бивар отмечает, что некоторые монеты, приписываемые другим районам Фарса, на самом деле могут быть монетами из Истахра. По словам Бивара, который основывает свои аргументы на трудах Ибн аль-Асира , в сокровищнице Истахра хранились сокровища более ранних династий. Ибн аль-Асир писал, что когда сельджукский султан Алп Арслан ( годы правления 1063-1072) завоевал замок Истахр в 1066/7 году, его правитель вручил ему ценную чашу, на которой было написано имя мифического иранского царя Джамшида . [1] Истахр также владел Кал-е йе Шекасте , который функционировал как городской текстильный магазин, и Кал-е йе Ошконван , городской арсенал. Хотя места расположения этих крепостей кажутся относительно удаленными от внутреннего ядра Истахра, в эпоху Средневековья они «расценивались как находящиеся в пределах большого города» Истахра. [1]
В последние годы правления Буида Абу Калиджара визирь вступил в спор с местным землевладельцем Истахра. Абу Калиджар, в свою очередь, послал в Истахр армию под командованием Кутулмиша, которая разрушила и разграбила город. [1] Истахр так и не оправился и превратился в деревню с «не более ста жителей». [1] [2]
В 1074 году, во время правления Сельджуков, мятежник по имени Фадлуя получил контроль над провинцией Фарс и закрепился в замке Истахра. [2] Низам аль-Мульк , известный визирь империи Сельджуков, впоследствии осадил крепость. Фадлуя был схвачен, заключен в крепость и казнен через год при попытке побега. [2] В более поздние периоды замок часто использовался «как государственная тюрьма для высокопоставленных чиновников и принцев». [2]
Период после этого
[ редактировать ]В ц. Сообщается, что в 1590 году замок Истахр все еще находился в хорошем состоянии и был заселен. [2] Некоторое время спустя Сефевидов в замке укрылся мятежный генерал . Впоследствии он был осажден Сефевид- шахом («королем») Аббасом Великим ( годы правления 1588–1629), что привело к разрушению замка. [2] По словам итальянского путешественника Пьетро делла Валле , посетившего Истахр в 1621 году, он находился в руинах. [2]
Раскопки
[ редактировать ]В первой половине 20 века Истахр бегло исследовал Эрнст Герцфельд , а затем группа из Чикагского университета под руководством Эриха Шмидта . [2] [6] Наиболее подробный отчет о руинах Истахра, предшествовавших раскопкам XX века, был сделан французским дуэтом Эженом Фланденом и Паскалем Косте в конце 1840 года. [2] Сасанидский Истахр практически не раскопан. [6]
Галерея
[ редактировать ]Известные люди
[ редактировать ]- Истахри , географ и писатель
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из Бивар 1998 , стр. 643–646.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Стрек и Майлз, 2012 .
- ^ Jump up to: а б Шахбази 2009 .
- ^ Jump up to: а б Киа 2016 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Бойс 1998 , стр. 643–646.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Конопля 2018 .
- ^ Дарьяи 2012 , с. 187.
- ^ Wiesehöfer 1986 , стр. 371–376.
Источники
[ редактировать ]- Бивар, ADH (1998). «Эштахр и. История и археология» . Энциклопедия Ираника, Том. VIII, Фаск. 6 . стр. 643–646.
- Бойс, М.; Шомон, ML; Бир, К. (1989). «Анахид» . Энциклопедия Ираника, Том. Я, Фаск. 9 . стр. 1003–1011.
- Бойс, Мэри (1998). «Эштахр II. Как зороастрийский религиозный центр» . Энциклопедия Ираника, Том. VIII, Фаск. 6 . стр. 643–646.
- Канепа, Мэтью (2018). «Стахр (Истахр) и равнина Марва Дашта» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Дарьяи, Турадж (2012). «Сасанидская империя (224–651)». В Дарьяи, Турадж (ред.). Оксфордский справочник по истории Ирана . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199732159 .
- Киа, Мехрдад (2016). Персидская империя: Историческая энциклопедия [2 тома] . АВС-КЛИО. ISBN 978-1610693912 .
- Шахбази, А. Шапур (2009). «Персеполь» . Энциклопедия Ираника .
- Стрек, М.; Майлз, GC (2012). «Иштакхур» . У П. Бирмана ; Т.е. Бьянкис ; CE Босворт ; Э. ван Донзель ; В. П. Генрихс (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл Онлайн.
- Визехёфер, Йозеф (1986). «Ардашир I и. История» . Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 4 . стр. 371–376.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Эстахр позднесасанидский и протоисламский (Археологическая миссия Сапиенцы в Риме в Иране)» . Римский университет Сапиенца . Архивировано из оригинала 27 июля 2011 г.