Столица (архитектура)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2007 г. ) |
В архитектуре капитель капитель (от латинского caput «голова») или образует самую верхнюю часть колонны ( или пилястры ). Он выступает посредником между колонной и давящей на нее нагрузкой, расширяя площадь опорной поверхности колонны. Капитель, выступающая с каждой стороны, когда она поднимается для поддержки счетов , соединяется с обычно квадратными счетами и обычно круглым стержнем колонны. Капитель может быть выпуклой, как в дорическом ордере ; вогнутый, как у перевернутого колокола коринфского ордера ; или прокрутка наружу, как в ионическом ордере . Они образуют три основных типа, на которых все капители классической традиции основаны . Композитный ордер, установленный в XVI веке по намеку на Арку Тита , добавляет ионические волюты к коринфским акантовым листьям .
Из-за того, что капитель занимает очень заметное положение во всех монументальных зданиях с колоннадами , ее часто выбирают для украшения; и часто является самым ярким индикатором архитектурного порядка . Обработка деталей может указывать на дату постройки.
Доклассическая античность
[ редактировать ]Египетский
[ редактировать ]Двумя самыми ранними египетскими важными капителями являются те, которые основаны на растениях лотоса и папируса соответственно, и они, вместе с капителью из пальмы , были основными типами, использовавшимися египтянами, пока при Птолемеях в III-I веках до н.э. Также использовались речные растения, а традиционная капитель лотоса претерпела различные модификации.
Многие мотивы египетского орнамента являются символическими , например , скарабей или священный жук, солнечный диск и стервятник . Другие распространенные мотивы включают пальмовые листья, растение папирус , бутоны и цветы лотоса . [1]
Одними из самых популярных типов капителей были Хатор , лотос, папирус и египетский композит. Большинство видов основано на растительных мотивах. Капители некоторых колонн были окрашены в яркие цвета.
- Иллюстрация папирусных капителей в «Грамматике орнамента» , 1856 г.
- Девять типов капителей из «Грамматики орнамента».
- Египетские композитные колонны из Филе
- Папирусные колонны Луксорского храма
- Составная капитель из папируса; 380–343 гг. до н. э.; окрашенный песчаник ; рост: 126 см (49 5/8 дюйма ; ) Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
- Фрагменты пальмовой колонны; 2353-2323 гг. до н. э.; гранит; диаметр под веревками шеи 80,85 см (31 13/16 дюйма ; ) Метрополитен-музей
- Модель капители четырехлистной пальметты; 400-30 гг. до н.э.; известняк; высота: 23,9 см (9 7/16 дюйма ; ) Метрополитен-музей
Армянский
[ редактировать ]От дохристианского до христианского периода столица является очень популярной в армянской архитектуре. В IV-VII веках капители армянских архитектурных фасадов и кладки фасадов представляют собой высокие прямоугольные камни общего объема, которые с помощью колокола превращаются в плиту. В сооружениях раннего периода ( Эреруйк , Текор , Цопк и др.) лепились с изображениями растений и животных, пальм. В X веке и в последующие века капители в основном образовывались сочетанием цилиндра и плиты. Строения армянских дворцов, церквей, дворов ( структуры Двин , Арух , Звартноц , Ишхан , Банак, Ахпат , Санаин , Ани ) разнообразны и неповторимы.
ассирийский
[ редактировать ]изображена какая-то спиральная капитель На ассирийских барельефах , но никакой ассирийской капители так и не было найдено; богатые базы, выставленные в Британском музее, изначально были ошибочно истолкованы как столицы.
персидский
[ редактировать ]В Ахеменидов персидской столице вырезаны на кронштейнах изображения двух сильно украшенных животных, стоящих спиной к спине, выступающих вправо и влево для поддержки архитрава ; на спине они несут под прямым углом другие кронштейны для поддержки поперечных балок. Бык является самым распространенным, но есть также львы и грифоны . Столица простирается ниже, чем в большинстве других стилей, с украшениями, взятыми из многих культур, завоеванных Персидской империей, включая Египет , Вавилон и Лидию . Имеются двойные завитки вверху и перевернутая нижняя часть длинной простой рифленой секции квадратной формы, хотя стержень колонны круглый и также рифленый.
Эгейское море
[ редактировать ]Самая ранняя столица Эгейского моря изображена на фресках в Кноссе на Крите (1600 г. до н.э.); он был выпуклого типа, вероятно, отлитый из лепнины . Капители второго, вогнутого типа, включают богато резные образцы колонн, обрамляющих гробницу Агамемнона в Микенах (ок. 1100 г. до н. э.): они вырезаны с шевронным устройством и с вогнутым апофигом , на котором расположены бутоны некоторых цветов. вылеплены.
Протоэолический
[ редактировать ]Спиральные капители, также известные как протоэоловые капители, встречаются в Южном Леванте железного века и на древнем Кипре , многие из них в царских архитектурных контекстах в царствах Израиля и Иуды , начиная с 9-го века до нашей эры, а также в Моаве . Аммоне и на кипрских таких как город-государство Тамассос объектах , в архаический период. [2] [3]
Классическая античность
[ редактировать ]Ордера, структурные системы организации составных частей, сыграли решающую роль в поисках греками совершенства пропорций и пропорций. Греки и римляне различали три классических ордера в архитектуре: дорический, ионический и коринфский ордер; у каждого были разные типы капителей на колоннах монументальных зданий гипостиля и трабеата . Во всем Средиземноморском бассейне , на Ближнем Востоке и в более широком эллинистическом мире , включая Греко-Бактрийское царство и Индо-Греческое царство , многочисленные вариации этих и других дизайнов капителей сосуществовали с обычными классическими орденами. Единственный сохранившийся архитектурный трактат классической античности - это «О архитектуре» римского архитектора I века до н. э. Витрувия , который обсуждал различные пропорции каждого из этих орденов и давал рекомендации о том, как должны были быть построены капители колонн каждого ордера и в каком виде. пропорции. В римском мире и внутри Римской империи использовался тосканский ордер, родом из Италии, с капителью, похожей на греческие дорические капители, тогда как В период Римской империи возник Составной порядок с гибридной столицей, созданной из ионических и коринфских элементов. Тосканские и коринфские колонны причислялись к классическому канону заказов архитекторов архитектуры эпохи Возрождения и неоклассической архитектуры .
Греческий
[ редактировать ]дорический
[ редактировать ]Дорическая капитель — самый простой из пяти классических ордеров : она состоит из абака над лепниной овола воротника , и астрагального установленного внизу. Оно возникло на землях, оккупированных дорийцами , одной из двух основных групп греческой расы. Он стал предпочтительным стилем материковой Греции и западных колоний (южная Италия и Сицилия ). В храме Аполлона в Сиракузах (ок. 700 г. до н. э.) эхина лепнина приобрела более определенную форму: в Парфеноне она достигает своей кульминации, где выпуклость находится вверху и внизу с тонкой соединяющейся кривой. Наклонная сторона эхина в более поздних примерах становится более плоской, а в Колизее Римском Дорический образует четверть круга (см. ордер ). В версиях, где фриз и другие элементы проще, та же форма капители описывается как тосканский ордер . Дорический орден достиг своего расцвета в середине V века до нашей эры и был одним из орденов, принятых римлянами. Его характеристики – мужественность, сила и основательность.
Дорическая капитель состоит из подушкообразной выпуклой формы, известной как эхин, и квадратной плиты, называемой абак.
ионный
[ редактировать ]В ионической капители между счетами и оволо вставлены спирально закрученные волюты. Этот ордер, по-видимому, был разработан одновременно с дорическим, хотя он не получил широкого распространения и не принял свою окончательную форму до середины V века до нашей эры. Стиль преобладал на ионических землях, сосредоточенных на побережье Малой Азии и островах Эгейского моря . Форма ордена была гораздо менее четкой, чем у дорического, и местные вариации сохранялись на протяжении многих десятилетий. В ионических капителях архаического храма Артемиды в Эфесе (560 г. до н. э.) ширина абака вдвое превышает его глубину, следовательно, самая ранняя известная ионическая капитель была фактически скобочной капителью. Столетие спустя в храме на Илиссе счеты стали квадратными (Более полное обсуждение см. в Ионическом ордере ). По мнению римского архитектора Витрувия , основными характеристиками ионического ордера были красота, женственность и стройность, основанные на пропорциях женщины.
Завитки ионической капители опираются на эхинус, почти всегда вырезанный с помощью яиц и дротиков. Над свитками располагались счеты, более мелкие, чем в дорических образцах, и снова украшенные яйцом и дротиками.
коринфский
[ редактировать ]Было высказано предположение, что листва греческой коринфской капители была основана на Acanthus spinosus , а римской - на Acanthus mollis . Однако не вся архитектурная листва настолько реалистична, как у Исаака Уэра ( иллюстрация справа ). Листья обычно вырезаются в два «ряда» или полос, как одна листовая чашка, помещенная в другую. Коринфские капители из Толоса Эпидавра (400 г. до н. э.) иллюстрируют переход между более ранней греческой столицей, как в Бассах , и римской версией, которую унаследовали и усовершенствовали архитекторы эпохи Возрождения и современные архитекторы (см. более полное обсуждение коринфского ордера ).
В римской архитектурной практике капители кратко рассматриваются в соответствующем контексте среди деталей, присущих каждому из « орденов », в единственном полном архитектурном учебнике, сохранившемся с классических времен, « Об архитектуре » Марка Витрувия Поллиона, более известного как Витрувия , посвященный императору Августу . Различные порядки обсуждаются в книгах Витрувия III и IV. Витрувий практически описывает римскую практику. Он приводит несколько рассказов об изобретении каждого из орденов, но не дает твердого свода канонических правил исполнения капителей.
Еще два, специфически римских, архитектурных ордена имеют свои характерные капители: прочные и примитивные тосканские капители , обычно используемые в военных зданиях, похожие на греческие дорические, но с меньшим количеством мелких карнизов в профиле, а также изобретенные композитные капители, даже не упомянутые Витрувием. , который сочетал в себе ионические волюты и коринфские акантовые капители в порядке, который в остальном был очень похож по пропорциям на коринфский, который сам по себе использовался римлянами гораздо чаще, чем греками.
Все большее распространение составных капителей сигнализировало о тенденции к более свободным, изобретательным (и часто более грубо вырезанным) капителям в поздней античности .
Анта
[ редактировать ]Анта -капитель — это не капитель, установленная на вершине колонны, а скорее на вершине анта , структурного столба, интегрированного в передний конец стены, например, переднюю часть боковой стены храма.
Верх анты часто богато украшен, обычно полосами с цветочными мотивами. Дизайн часто соответствует порядку столбцов, но обычно с другим набором принципов проектирования. [4] Чтобы не выступать чрезмерно над поверхностью стены, эти конструкции, как правило, имеют довольно плоскую поверхность, образуя капители в форме кирпича, называемые «анта-капители». Антские капители известны со времен дорического ордера. [5]
Анта-капитал иногда можно квалифицировать как «диванную» капитель или «диванную анта-капитал», когда стороны капители расширяются вверх и по форме напоминают кушетку или софу . [6] [7] [8]
Капители анта иногда трудно отличить от капителей -пилястр , которые скорее декоративны и не играют такой же структурной роли, как капители анта.
Роман
[ редактировать ]Тосканский
[ редактировать ]Истоки тосканского ордена лежат у этрусков и обнаружены в их гробницах. Хотя римляне считали его особенно итальянским, тосканская столица, обнаруженная на римских памятниках, на самом деле ближе к греческому дорическому ордеру, чем к этрусским образцам, причем ее столица почти идентична дорическому ордеру.
Композитный
[ редактировать ]Римляне изобрели Составной ордер , объединив коринфский ордер с ионической столицей, возможно, еще во времена Августа правления . Однако во многих версиях волюты составного ордера больше, и обычно между волютами по центру расположен какой-то орнамент. Несмотря на такое происхождение, очень многие составные капители на самом деле рассматривают две волюты как разные элементы, каждый из которых возникает на одной стороне листового основания. В этом, а также в наличии отдельного орнамента между ними, они напоминают архаический греческий эолийский ордер , хотя, похоже, это не был путь их развития в раннем императорском Риме . Точно так же, если греческая ионическая волюта обычно изображается сбоку как единая единица неизменной ширины между передней и задней частью колонны, то составные волюты обычно рассматриваются как четыре различных более тонких блока, по одному в каждом углу капители, выступающих под углом около 45° к фасаду.
Индийский
[ редактировать ]Львиная столица Ашоки
[ редактировать ]Львиная столица Ашоки — знаковая столица, состоящая из четырех азиатских львов, стоящих спиной к спине, на сложном основании, включающем других животных. Его графическое изображение было принято в качестве официального герба Индии в 1950 году. [9] Эта мощная резная львиная капитель из Сарнатха стояла на вершине колонны с указами императора Ашоки . Как и большинство капителей Ашоки, она блестяще отполирована. Расположенный на месте первой проповеди Будды и формирования буддийского ордена, он нес имперские и буддийские символы, отражающие универсальный авторитет как императора, так и слов Будды. Столица сегодня служит эмблемой Республики Индия . За исключением колокола в форме перевернутого цветка лотоса , он был принят в качестве национального герба Индии , если смотреть под другим углом: лошадь слева и бык справа от Ашока-чакры в круглом основании, на котором изображены четыре индийских символа. львы стоят спиной к спине. На изображенной здесь стороне изображены бык и слон; лев занимает другое место. Колесо «Ашока Чакра» от основания помещено в центр Государственного флага Индии.
Индо-ионические столицы
[ редактировать ]Капитель Паталипутры представляет собой монументальную прямоугольную капитель с завитками , которая была обнаружена в руинах дворца древней империи Маурьев столицы Паталипутры (современная Патна , северо-восточная Индия ). Датируется III веком до нашей эры. Верх состоит из полосы розеток , всего одиннадцать на лицевой стороне и четыре по бокам. Ниже находится полоса бусинок и катушечного рисунка, затем под ней полоса волн, обычно справа налево, за исключением задней части, где они идут слева направо. Ниже находится полоса с узором в виде яиц и дротиков с одиннадцатью «язычками» или «яйцами» спереди и только семью сзади. Ниже появляется основной мотив — пламенная пальметта , растущая среди гальки.
Капитель Сарнатха — это капитель столба, иногда также описываемая как «каменная скоба», обнаруженная при археологических раскопках на древнем буддийском городище Сарнатх . На колонне изображены ионические волюты и пальметты . [10] [11] Его по-разному датируют III веком до нашей эры, периодом империи Маурьев . [12] до I века до нашей эры, в период империи Сунга . [10]
Индо-коринфские столицы
[ редактировать ]Некоторые столицы с сильным греческим и персидским влиянием были найдены на северо-востоке Индии во дворце Империи Маурьев в Паталипутре , датируемом 4–3 веками до нашей эры. Такие примеры, как столица Паталипутры, принадлежат к ионическому ордеру, а не к более позднему коринфскому ордеру . Они являются свидетелями отношений между Индией и Западом с того раннего времени.
Индо-коринфские капители соответствуют гораздо более многочисленным капителям коринфского стиля, венчающим колонны или пилястры, которые можно найти на северо-западе Индийского субконтинента , особенно в Гандхаре , и обычно сочетают в себе эллинистические и индийские элементы. Эти капители обычно датируются первым веком до нашей эры и представляют собой важные элементы греко-буддийского искусства .
Классический дизайн часто адаптировался, обычно принимая более вытянутую форму, а иногда и сочетаясь со свитками, как правило, в контексте буддийских ступ и храмов . Индо-коринфские капители также включали фигуры Будды или Бодхисаттв , обычно в виде центральных фигур, окруженных роскошной листвой коринфских узоров, а часто и под их сенью.
Поздняя античность
[ редактировать ]византийский
[ редактировать ]Византийские капители сильно различаются, в основном развиваясь на основе классических коринфских, но, как правило, имеют ровную поверхность, а орнамент подрезан сверлами. Каменный блок остался необработанным, поскольку его доставили из каменоломни, и скульптор разработал новые рисунки по своему усмотрению, так что редко можно встретить многократные повторения одного и того же рисунка. Один из самых примечательных дизайнов — листья, вырезанные, как будто унесенные ветром; лучший пример - собор Святой Софии VIII века (Салоники) . Те, что находятся в соборе Святого Марка в Венеции (1071 г.), особенно привлекли Джона Раскина внимание . Другие появляются в Сант-Аполлинаре в Классе , Равенна (549).
Столица Сан-Витале, Равенна (547 г.), показывает над собой доссерет, необходимый для того, чтобы нести арку , пружина которой была намного шире, чем счеты столицы. На восточных капителях иногда вырезаются орел, лев и ягненок, но обрабатываются традиционно.
используются два типа капителей В соборе Святой Софии : составные и ионические. Сложная столица, возникшая во времена Поздней Византийской империи , преимущественно в Риме, сочетает в себе коринфскую и ионическую . Составные капители украшают основное пространство нефа. Ионические капители используются позади них в боковых пространствах, в зеркальном положении относительно коринфского или составного ордера (как и их судьба вплоть до XIX века, когда здания впервые были спроектированы с использованием монументального ионического ордера). Однако в соборе Святой Софии это не стандартные имперские заявления. Капители наполнены листвой во всевозможных вариациях. В некоторых случаях кажется, что маленькие пышные листья захвачены вращением свитков – очевидно, что в дизайне возникла другая, неклассическая чувствительность.
Капители базилики Сан-Витале в Равенне ( Италия ) украшены волнистыми и нежными цветочными узорами, похожими на украшения на пряжках ремней и лезвиях кинжалов. Их перевернутая пирамидальная форма имеет вид корзины.
- Иллюстрация коринфской капители середины V века. Колонна Маркиана с пульвино над ней.
- Коринфская капитель из «Базилики А» конца V века в Филиппах.
- Капитель из «Базилики А» конца V века в Филиппах.
- начала VI века Коринфская капитель из базилики Сант-Аполлинаре Нуово ( Равенна , Италия)
- Столица середины VI века Базилика Сан-Витале ( Равенна , Италия)
- середины VI века Капитель-корзина собора Святой Софии в Константинополе.
- Капитель-корзина в атриуме Евфразиевой базилики VI века , Пореч.
- VI века Один из «Пиластри Акритани», Венеция, из церкви Святого Полиевкта в Константинополе.
- Византийская ионическая капитель из Диррахия ( Дуррес ) в Национальном музее средневекового искусства ( Корча , Албания)
Средний возраст
[ редактировать ]В оба периода небольшие колонны часто использовались близко друг к другу группами, часто вокруг опоры , которая по сути представляет собой одну большую колонну, или идущих вдоль поверхности стены. Таким образом, структурная важность отдельной колонны значительно снижается. В оба периода, хотя и существовали общие типы, чувство строгого порядка с правилами не поддерживалось, и, когда позволял бюджет, резчики могли позволить себе свою изобретательность. Капители иногда использовались для изображения фигур и повествовательных сцен, особенно в романском стиле .
В романской архитектуре и готической архитектуре капители по всей Западной Европе представляют такое же разнообразие, как и на Востоке, и по той же причине, по которой скульптор развивал свой дизайн в соответствии с глыбой, которую он вырезал, но на Западе разнообразие идет дальше, потому что скопление колонн и опор .
Самый ранний тип капители в Ломбардии и Германии известен как «подушка-капочка», в которой нижняя часть кубического блока срезана так, чтобы соответствовать круглому валу. Эти типы обычно сначала раскрашивались геометрическими рисунками, а затем вырезались.
Самая тонкая резьба происходит из Франции, особенно из окрестностей Парижа. Самые разнообразные были вырезаны в 1130–1170 гг. [13]
В Англии и Франции цифры, введенные в капиталы, иногда носят характерный характер, их называют историческими (или фигурными капиталами). Эти капители, однако, не равны капителям ранней английской готики , в которых листва рассматривается как копия с металлических изделий, и они имеют бесконечное разнообразие и встречаются как в небольших деревенских церквях, так и в соборах.
- X века Исламская составная капитель с арабскими надписями со счетами , вероятно, из Медины Азахара , в халифате Омейядов в Кордове ( Музей Метрополитен )
- Капители X века из Кордовского халифата Омейядов ( Лувр )
- Простая романская капитель-подушка в склепе Лундского собора (Швеция)
- Романская столица в аббатстве Сен-Мишель-де-Кукса (Франция)
- Готические капители на портале Мариенкирхе Гельнхаузен ( Гельнхаузен , Германия)
Ренессанс и постренессанс
[ редактировать ]В эпоху Возрождения эта особенность приобрела наибольшую важность, а ее разнообразие почти так же велико, как в романском и готическом стилях. Плоская пилястра, широко использовавшаяся в этот период, требовала плоскостной передачи капители, выполненной в горельефе. Это отразилось на дизайне капителей. Традиционный вариант составной капители XV века поворачивает волюты внутрь над застывшей резьбой по листьям. В новых сочетаниях эпохи Возрождения в капитальных проектах большая часть орнамента восходит к классическим римским источникам.
«Ренессанс» был не только новой интерпретацией, но и возрождением классических норм. Например, волюты древнегреческих и римских ионических капителей лежали в той же плоскости, что и архитрав над ними. Это создало неуклюжий переход в углу, где, например, проектировщик храма Афины-Ники на Акрополе в Афинах вынес внешнюю спираль торцевых капителей вперед под углом 45 градусов. Эту проблему более удовлетворительно решил архитектор XVI века Себастьяно Серлио , который вывернул наружу все волюты своих ионических капителей. С тех пор использование античных ионических капителей вместо версии Серлио придало архаичный вид всему контексту, как в «Греческом возрождении» .
Существует множество недавно изобретенных орденов, иногда называемых одноразовыми орденами , ключевой особенностью которых обычно является различное украшение капители. В рамках приличия в классической традиции всегда было приемлемо определенное количество изобретательной игры. Они стали более распространенными после эпохи Возрождения. Когда Бенджамин Латроб перепроектировал вестибюль Сената в Капитолии Соединенных Штатов в 1807 году, он представил шесть колонн, которые он «американизировал» с початками кукурузы (кукурузы), заменив листья европейского аканта. Как сообщил Латроб Томасу Джефферсону в августе 1809 года:
- Эти столицы во время летней сессии вызвали у меня больше аплодисментов со стороны членов Конгресса, чем все работы по величине и сложности, окружающие их. Они окрестили их «столицами кукурузных початков».
Другой пример — Делийский орден , придуманный британским архитектором Эдвином Лютиенсом для центрального дворца Нью-Дели , Дома вице-короля, ныне президентской резиденции Раштрапати Бхаван , с использованием элементов индийской архитектуры . [14] Здесь капитель имела полосу вертикальных гребней, на каждом углу которых висели колокола вместо волют. [15] Делийский Орден вновь появляется в некоторых более поздних зданиях Лютиенса, включая Кэмпион-холл в Оксфорде . [16]
- Иллюстрации капителей в стиле барокко из Франции в Смитсоновском музее дизайна Купера Хьюитта (Нью-Йорк)
- Иллюстрации капителей пилястр в стиле барокко из Франции, в Смитсоновском музее дизайна Купера Хьюитта.
- Капители пилястры в стиле рококо на мавзолее Альтан (Австрия)
- Составная столица уличного фонаря на площади Согласия в Париже.
- Капитель колонны в стиле модерн у ворот Кастель Беранже из Парижа
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Арнольд, 2005, стр. 204 и далее.
- ^ Мумкуоглу, Мадлен; Гарфинкель, Йосеф (2021). «Королевская архитектура в Леванте железного века» . Иерусалимский журнал археологии . 1 (1). Еврейский университет Иерусалима : 450–481 [464–472]. doi : 10.52486/01.00001.15 (неактивен 24 апреля 2024 г.). S2CID 236257877 . Проверено 16 декабря 2021 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на апрель 2024 г. ( ссылка ) - ^ «Может ли царская архитектура доказать, что библейская Иуда была царством?» . Росселла Теркатин для «Джерузалем Пост» . 21 ноября 2021 г. Проверено 16 декабря 2021 г.
- ^ «Классические ордера в архитектуре» Роберт Читэм, Routledge, 2007, стр.212 [1]
- ^ «Классические порядки архитектуры» Роберт Читэм, Routledge, 2007, стр.31 [2]
- ^ энциклопедия Британская Том. 02 (11-е изд.). 1911 год "
- ^ Архитектурные элементы, Университет Эмори [3]. Архивировано 16 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ «Архитектурные элементы | Самофракия» . Архивировано из оригинала 16 марта 2016 г. Проверено 2 ноября 2016 г.
- ^ Государственный герб , Знай Индию india.gov.in
- ^ Jump up to: а б Мани, БР (2012). Сарнатх: археология, искусство и архитектура . Археологическая служба Индии. п. 60 .
- ^ Маджумдар, Б. (1937). Путеводитель по Сарнатху . п. 41 .
- ^ Представлена как «Капитал Маурьев, 250 г. до н.э.» с добавлением лежащих львов у основания, на странице «Типы ранних капителей» в Браун, Перси (1959). Индийская архитектура (буддийская и индуистская) . п. х.
- ^ Джон Джеймс, Создание готической архитектуры - иллюстрированный тезаурус: Ковчег Божий , тт. 5, Лондон и Хартли Вейл, 2002/2008 гг.
- ^ Грейдидж, Родерик (1981). Эдвин Лютьенс: архитектор-лауреат . Лондон: Джордж Аллен и Анвин. п. 69. ИСБН 0-04-720023-5 .
- ^ Грейдидж, Родерик (1981). Эдвин Лютьенс: архитектор-лауреат . Лондон: Джордж Аллен и Анвин. п. 151. ИСБН 0-04-720023-5 .
- ^ Грейдидж, Родерик (1981). Эдвин Лютьенс: архитектор-лауреат . Лондон: Джордж Аллен и Анвин. п. 161. ИСБН 0-04-720023-5 .
- Льюис, Филиппа и Джиллиан Дарли (1986) Словарь орнаментов , Нью-Йорк: Пантеон
свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Капитал (архитектура) ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в