Себастьяно Серлио
Себастьяно Серлио | |
---|---|
Рожденный | 6 сентября 1475 г. Болонья , Италия |
Умер | в. 1554 г. (78–79 лет) Фонтенбло , Франция |
Национальность | итальянский |
Занятие | Архитектор |
Проекты | Семь книг архитектуры |
Себастьяно Серлио (6 сентября 1475 – ок. 1554) был итальянским -маньеристом архитектором , который был частью итальянской команды, строившей дворец Фонтенбло . Серлио помог канонизировать классические архитектурные порядки в своем влиятельном трактате, известном как I sette libri dell'architettura («Семь книг по архитектуре») или Tutte l'opere d'architettura et prospetiva («Все работы по архитектуре и перспективе»). .
Ранняя жизнь [ править ]
Серлио родился в Болонье и в 1514 году отправился в Рим и работал в мастерской Бальдассаре Перуцци , где оставался до тех пор, пока разграбление Рима в 1527 году не приостановило на время все архитектурные проекты. Как и Перуцци, он начинал как художник. Он жил в Венеции примерно с 1527 по начало 1540-х годов, но не оставил большого следа в городе.
Модель церковного фасада Серлио представляла собой упорядоченную версию, очищенную и сделанную более классической, новаторского метода создания фасада церкви с высоким сводчатым нефом, окруженным низкими боковыми нефами, придающим классическое лицо готической форме, что Впервые был замечен в Альберти Санта - Мария-Новелла во Флоренции (ок. 1458 г.). Идея витала в воздухе в 1530-х годах: несколько современных церквей соперничали за первенство, но гравюра Серлио передала концепцию в руки каждого архитектора. Будучи инженером-строителем, он проектировал укрепления.
привлекли внимание Франсуа I. Публикации Серлио, а не какие-либо впечатляющие выполненные работы , Карьера Серлио пошла вверх, когда король пригласил его во Францию, чтобы консультировать по вопросам строительства и украшения замка Фонтенбло , где была собрана команда итальянских дизайнеров и мастеров (в том числе Джакомо Бароцци да Виньола и Бенвенуто Челлини ). Серлио выполнил несколько частных заказов, но единственный, который сохранился в сколько-нибудь узнаваемом виде, — это замок Анси-ле-Фран , построенный около 1546 года недалеко от Тоннера в Бургундии.
Серлио умер около 1554 года в районе Фонтенбло в Париже , проведя свои последние годы в Лионе .
Трактат об архитектуре [ править ]
Tutte l’opere d’architettura et prospetiva ( «Все произведения архитектуры и перспективы ») — практический трактат Серлио по архитектуре. [1] Хотя Леон Баттиста Альберти написал первый архитектурный трактат эпохи Возрождения длиной в книгу (ок. 1450 г., опубликован в 1486 г.), [2] он не был иллюстрирован, написан на латыни и предназначен как для ученых-гуманистов и потенциальных покровителей, так и для архитекторов и строителей. Серлио был пионером в использовании высококачественных иллюстраций для дополнения текста. Он писал по-итальянски, некоторые из его книг были опубликованы с параллельными текстами на итальянском и французском языках. Его трактат явно отвечал потребностям архитекторов, строителей и мастеров.
Трактат состоит из восьми книг , шестая из которых была утеряна в течение нескольких столетий, а восьмая не публиковалась до сравнительно недавнего времени. Восьмая книга не всегда считается частью трактата. Первые пять книг охватывают работы Серлио по геометрии , перспективе , римской античности, орденам и церковному проектированию. Шестая иллюстрирует домашние проекты, начиная от крестьянских хижин и заканчивая королевскими дворцами, предоставляя уникальную запись типов домов эпохи Возрождения, включая современные крепости для тиранов и наемников, а также незастроенный проект Серлио для Лувра . Седьмая книга иллюстрирует ряд распространенных проблем дизайна, которые игнорировались теоретиками прошлого, в том числе способы реконструировать или «восстановить» готические фасады , следуя античным принципам симметрии и пропорций . Восьмая книга, названная « Кастраметация римлян », реконструирует римский лагерь по описанию Полибия , за которым следуют военный город и монументальный мост, предположительно построенный императором Траяном. . с ее форумом , консульским дворцом и банями Книга представляет собой частично фантазию, частично археологию , в отличие от других, более практических работ Серлио. [3]
Во введении к Книге IV Серлио благодарит своего недавно умершего наставника за большую часть ее содержания: «Что касается всех приятных вещей, которые вы найдете в этой книге, вы должны отдать должное не мне, а моему учителю Бальдассаре Перуцци из Сиена..." [4] Степень вклада Перуцци в трактат неизвестна. «Перуцци был руководящим духом в детальном изучении остатков античности, и он оставил свои рисунки Серлио. Вазари и Челлини отдали большую часть заслуг в написании книги Перуцци, но более поздние авторы защищают роль Серлио в учебу и его добросовестность в завершении работы своего товарища». [5]
и публикация План
К 1537 году, когда была опубликована самая ранняя из его книг, Серлио работал над трактатом не менее десяти лет и уже организовал его в виде семи книг. Хотя Серлио завершил все семь запланированных книг, при его жизни были опубликованы только первые пять книг. Шестой оставался в рукописи до 20 века. [6] Он написал две дополнительные книги, которые можно рассматривать как приложения: « Необычайную книгу дверей» , последнюю книгу, которую он видел в прессе; и «Кастраметация Полибия» , обсуждение проекта древнеримского военного лагеря, степень завершения и предполагаемое отношение которого к другим книгам неясны.
Порядок публикации книг по сравнению с числовым порядком Серлио: [7] | ||||||||||
4 | 1537 Венеция | О пяти стилях зданий | ||||||||
3 | 1540 Венеция | О древностях | ||||||||
1 | 2 | 1545 г. Париж | О геометрии, о перспективе | |||||||
5 | 1547 г. Париж | О храмах | ||||||||
Х | 1551 Лион | Необыкновенная книга дверей [8] | ||||||||
7 | 1575 Франкфурт | О ситуациях (посмертно) | ||||||||
6 | 1966 Милан | О жилищах (посмертно; факсимиле MS) | ||||||||
И | 1994 Милан | О кастраметации Полибия (посмертно) |
Неизвестно, какое название, если таковое имеется, Серлио предназначил для работы в целом — возможно, «Общие правила архитектуры» , как указано в первой опубликованной книге, но вскоре оно стало привязано именно к этой книге. [9] Различные сборники были известны как « Пять» или «Семь книг по архитектуре» , в зависимости от их содержания. Часто его называют просто « Архитектура Серлио» , а несколько значительных изданий имеют название Tutte l'opere d'architettura et prospetiva («Все работы по архитектуре и перспективе»); хотя впервые все девять существующих книг (или даже все семь пронумерованных книг) были фактически опубликованы в одном издании в двухтомном английском переводе 1996–2001 годов. [10]
Содержание [ править ]
Хотя книги, очевидно, появились более или менее в том порядке публикации, который хотел Серлио, его номинальный порядок обеспечивает четкий переход от общего к частному:
Читатель Серлио движется от: во-первых, евклидова «небеса», состоящего из определений геометрии, включающих точку, линию и идеальные (квадратные) плоскости; во-вторых, лежащие в основе трехмерные формы Природы, представленные теорией перспективы; в-третьих, архитектурное воплощение совершенных форм, отраженное в Пантеоне и «идеализированных» памятниках античности; в-четвертых, правила Орденов, развивающиеся от тосканских к составным, о чем свидетельствуют античные руины и текст Витрувия, а также универсальность Орденов при составлении дверей, каминов и дворцовых фасадов; в-пятых, использование Орденов в храмах изобретения Серлио; в-шестых, использование Орденов в дизайне домов (опять же ступенчато, по возрастанию от хижины к дворцу); завершаясь на самом нижнем, седьмом этапе, «случайностями» или практическими проблемами, с которыми может столкнуться архитектор. [11]
Примечательно, что последние несколько страниц второй книги «О перспективе» содержат три театральные сцены (комическую, трагическую и сатирическую), а также план и разрез сцены, которые оказали большое влияние на театр эпохи Возрождения.
С точки зрения эстетики Серлио был одним из первых, кто использовал выражение « изящное искусство» : «а в последнее время Лев X — отец и покровитель всех изящных искусств и всех хороших художников». [12]
Влияние [ править ]
Тома Серлио имели большое влияние во Франции, Нидерландах и Англии как проводник стиля итальянского Возрождения и быстро стали доступны на разных языках. Его планы и фасады многих римских зданий представляли собой полезный набор классических изображений, часто переиздаваемых.
Через пять лет после первой публикации фламандский ученый Питер Коке ван Альст опубликовал в Антверпене адаптации Книги IV на фламандском, немецком и французском языках; Серлио считал эти несанкционированные версии своих работ некачественной подделкой; тем не менее они послужили важным вектором распространения его влияния. [13] Ученик Куке ван Альста, голландский архитектор и инженер Ганс Фредеман де Врис, распространил стиль и орнаменты Серлио к северу от Альп. А голландская версия «Книги IV», опубликованная в Амстердаме в 1606 году и основанная в основном на фламандской работе Куке ван Альста, послужила основой для английского перевода «Книги IV», опубликованного Робертом Пиком в Лондоне в 1611 году. было, оно оставалось наиболее полным английским изданием Серлио на протяжении почти четырех столетий. Его пример противостоял влиянию гравюр антверпенского маньеризма , которые были главным источником вдохновения для якобинской архитектуры . Позже книга Серлио находилась в библиотеках сэра Кристофера Рена и Джона Вуда, архитектора и предпринимателя-старшего, заложившего Бат . У Иниго Джонса были итальянские издания, которые он комментировал. [14]
Книги III и IV были опубликованы на испанском языке в 1552 году в Толедо Хуаном де Айяла с теми же иллюстрациями, что и оригинальные итальянские издания.
- Влияние на отеля d'Assézat . фасады
- Влияние на Hôtel d'Assézat . портал
- Влияние на Hôtel Molinier . портал
- Влияние на бывшие ворота Капитолия Тулузы.
- Влияние на ворота Maison du Crible.
Примечания [ править ]
- ^ Серлио, Себастьяно (1611). «Пять книг архитектуры» . Роберт Пик . Проверено 6 августа 2018 г.
- ^ Альберти 1988, стр. xvi, xviii.
- ^ Дорогая, Гиора; Гольдштейн, Бернард Р. (2005). «От пропорции к балансу: предпосылки симметрии в науке». Исследования по истории и философии науки . Часть А. 36 (1): 1–21. Бибкод : 2005SHPSA..36....1H . дои : 10.1016/j.shpsa.2004.12.001 .
- ^ Харт и Хикс 1996, стр. 253.
- ^ Аллардайс Николл: «Себастьяно Серлио, 1475-1554» в Хьюитте 1958, стр. 19.
- ↑ Одна рукопись Книги VI находится в Архитектурной библиотеке Эйвери Колумбийского университета . Вторая рукопись Книги VI, а также рукопись «О кастраметации Полибия» (иногда называемая «Книгой VIII») находятся в Государственной библиотеке в Мюнхене.
- ^ Харт и Хикс 1996, стр. XXV
- ↑ Поскольку Серлио спроектировал трактат из семи книг, а книга 6 осталась в рукописи, в некоторых изданиях эту книгу логично, но неправильно назвали «Книгой VI».
- ^ Харт и Хикс 1996, стр. xxxix
- ^ Харт и Хикс 2001, с. Лив
- ^ Харт и Хикс 1996, стр. xxvi
- ^ Общие правила архитектуры, книга IV: «и в конечном итоге Лео
- ^ Харт и Хикс 1996, стр. xxxii-xxxiii, 470.
- ^ Харт и Хикс 1996, стр. xxxiv.
Ссылки [ править ]
- Альберти, Леон Баттиста (1988), «Об искусстве строительства в десяти книгах» , Кембридж, Массачусетс: MIT Press, ISBN 0-262-01099-2 (перевод Джозефа Рикверта, Нила Лича и Роберта Тавернора)
- Харт, Воган; Хикс, Питер, ред. (1996), Себастьяно Серлио о первом томе архитектуры: Книги IV «Tutte L'Opere D'Architettura et Prospetiva» , Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, ISBN 0-300-06286-9
- Харт, Воган; Хикс, Питер, ред. (2001), Себастьяно Серлио о втором томе архитектуры: книги VI и VII «Tutte L'Opere D'Architettura et Prospetiva», с «Кастраметацией римлян» и «Необычайной книгой дверей» , Нью-Хейвен и Лондон: Йельский университет Университетское издательство, ISBN 0-300-08503-6
- Харт, Воган, Дэй, Алан (1995). «Компьютерная модель театра Себастьяно Серлио, 1545 год», Компьютеры и история искусства , Harwood Academic Publishers, том 5, № 1, стр. 41–52.
- Харт, Воган (1998), «Декорум и пять архитектурных орденов: военный город Себастьяно Серлио», RES: Журнал антропологии и эстетики , стр. 75-84.
- Харт, Воган (2003). «Не имеет большого или даже никакого значения для архитектора». Об отсутствии идеалов в рисунках Серлио в шестой книге «Домашняя архитектура», в «Возвышении образа: Очерки истории иллюстрированной книги по искусству» , Название серии: «Истории видения» , том первый, под редакцией Родни Палмера и Томаса Франгенберга, стр.87-104.
- Хьюитт, Барнард, изд. (1958), Этап Возрождения: Документы Серлио, Саббаттини, Фурттенбаха , Корал-Гейблс, Флорида: University of Miami Press (SBN 87024-004-8)
- Перевод Воана Харта и Питера Хикса примечаний Паоло Росчи к VI мюнхенской книге рукописей по адресу: http://www.serlio.net/
Внешние ссылки [ править ]
- Экстраординарная библиотека архитектуры 1560 года. Из Отдела редких книг и специальных коллекций Библиотеки Конгресса.
- Общие правила архитектуры, касающиеся пяти способов строительства … 1537. Из Отдела редких книг и специальных коллекций Библиотеки Конгресса.
- Il terzo libro, nel qval si figvrano... 1540. Из Отдела редких книг и специальных коллекций Библиотеки Конгресса.
- Литературные предшественники Палладио
- Замок Фонтенбло (на английском языке)
- Серлио Интернет-издания Architettura
- Трактат об архитектуре (на итальянском языке). Венеция: наследники Франческо Де Франчески (из Сиены). 1600.