Jump to content

маньеризм

(Перенаправлено с Маньериста )

В » Пармиджанино « Мадонне с длинной шеей (1534–1540) маньеризм проявляется вытянутыми пропорциями, сильно стилизованными позами, отсутствием четкой перспективы.

Маньеризм — это стиль в европейском искусстве , возникший в последние годы итальянского Высокого Возрождения около 1520 года, распространившийся примерно к 1530 году и просуществовавший примерно до конца 16 века в Италии, когда стиль барокко в значительной степени заменил его. Северный маньеризм продолжался и в начале 17 века. [1]

Маньеризм охватывает множество подходов, на которые влияют и реагируют на гармоничные идеалы, связанные с такими художниками, как Леонардо да Винчи , Рафаэль , Вазари , [2] и ранний Микеланджело . В то время как искусство Высокого Возрождения подчеркивает пропорции, баланс и идеальную красоту, маньеризм преувеличивает эти качества, что часто приводит к асимметричным или неестественно элегантным композициям. [3] Известен своими искусственными (в отличие от натуралистических) качествами. [4] этот художественный стиль отдает предпочтение композиционному напряжению и нестабильности, а не балансу и ясности живописи раннего Возрождения. Маньеризм в литературе и музыке отличается витиеватым стилем и интеллектуальной изысканностью. [5]

Определение маньеризма и его фаз продолжают оставаться предметом споров среди историков искусства. Например, некоторые ученые применили этот ярлык к некоторым ранним современным формам литературы (особенно поэзии) и музыки 16 и 17 веков. Этот термин также используется для обозначения некоторых позднеготических произведений. [6] художники, работавшие в Северной Европе примерно с 1500 по 1530 годы, особенно антверпенские маньеристы. [7] — группа, не связанная с итальянским движением. Маньеризм также применялся по аналогии к Серебряному веку латинской литературы . [8]

Номенклатура

[ редактировать ]
Образец маньеризма: «Лаокоон и его сыновья» , древняя скульптура, вновь открытая в 1506 году; сейчас находится в музеях Ватикана . Художники маньеризма очень восхищались этим произведением скульптуры. [3]

Слово «маньеризм» происходит от итальянского maniera , что означает «стиль» или «манера». Как и английское слово «стиль», маньера может либо указывать на конкретный тип стиля (красивый стиль, резкий стиль), либо указывать на абсолют, не требующий никаких уточнений (у кого-то «есть стиль»). [9] Во втором издании «Жизнеописаний величайших художников, скульпторов и архитекторов» (1568 г.) Джорджо Вазари [10] использовал маньеру в трех разных контекстах: для обсуждения манеры или метода работы художника; для описания личного или группового стиля, например, термин maniera greca для обозначения средневекового итало-византийского стиля или просто манер Микеланджело ; и подтвердить положительное суждение о художественном качестве. [11] Вазари также был художником-маньеристом и описал период, в котором он работал, как «la maniera Moderna», или «стиль модерн». [12] Джеймс В. Миролло описывает, как поэты «Bella maniera» пытались превзойти по виртуозности сонеты Петрарки . [13] Это понятие «Bella maniera» предполагает, что вдохновленные таким образом художники стремились копировать и улучшать своих предшественников, а не напрямую противостоять природе. По сути, «Bella maniera» использовала лучшее из нескольких исходных материалов, синтезируя из этого нечто новое. [13]

Как стилистический ярлык «маньеризм» нелегко определить. Он использовался швейцарским историком Якобом Буркхардтом и популяризировался немецкими историками искусства в начале 20-го века для классификации, казалось бы, не поддающегося категоризации искусства итальянского 16-го века - искусства, которое больше не демонстрировало гармоничные и рациональные подходы, связанные с Высоким Возрождением. «Высокое Возрождение» означало период, отличающийся гармонией, величием и возрождением классической античности. Термин «маньеризм» был пересмотрен в 1967 году Джоном Ширманом. [14] после выставки картин маньеризма, организованной Фрицем Гроссманном в Художественной галерее Манчестера в 1965 году. [15]

Однако историки расходятся во мнениях относительно того, является ли маньеризм стилем, движением или периодом. Некоторые авторы назвали его «Поздним Возрождением». [16] Хотя этот термин остается спорным, он по-прежнему широко используется для обозначения европейского искусства и культуры 16 века. [17]

Происхождение и развитие

[ редактировать ]

К концу Высокого Возрождения молодые художники переживали кризис: [3] Казалось, все, чего можно было достичь, уже достигнуто. Больше никаких трудностей, технических или каких-либо иных, не оставалось. Детальное знание анатомии, света, физиогномики и того, как люди выражают эмоции в выражениях и жестах, новаторское использование человеческой формы в фигуративной композиции и использование тонкой градации тона - все это достигло почти совершенства. Молодым художникам нужно было найти новую цель, и они искали новые подходы. [18] В этот момент начал зарождаться маньеризм. [3] Новый стиль развивался между 1510 и 1520 годами либо во Флоренции, либо в Риме, либо в обоих городах одновременно. [19]

Коллекционные фигурки инуди с потолка Сикстинской капеллы Микеланджело.

Происхождение и образцы для подражания

[ редактировать ]

Этот период был описан как «естественное продолжение». [5] искусства Андреа дель Сарто , Микеланджело и Рафаэля. Микеланджело разработал свой стиль в раннем возрасте, глубоко оригинальный, который сначала вызывал большое восхищение, а затем часто копировался и подражал другим художникам той эпохи. [5] Одним из качеств, которыми больше всего восхищались его современники, была его террибилита , чувство внушающего трепет величия, и последующие художники пытались подражать ему. [5] Другие художники изучали страстный и очень личный стиль Микеланджело, копируя работы мастера – стандартный способ, которым студенты учились рисовать и лепить. Его потолок Сикстинской капеллы предоставил им примеры для подражания, в частности, его изображение собранных фигур, часто называемых игнуди , и Ливийской Сивиллы , его вестибюль Лаврентийской библиотеки , фигуры на его гробницах Медичи и, прежде всего, его Страшный суд . Поздний Микеланджело был одним из величайших образцов маньеризма. [5] Молодые художники ворвались к нему в дом и украли у него рисунки. [20] В своей книге « Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов » Джорджо Вазари отметил, что Микеланджело однажды заявил: «Те, кто являются последователями, никогда не смогут пройти мимо того, за кем следуют». [20]

Соревновательный дух

[ редактировать ]

Дух соперничества культивировался покровителями, которые поощряли спонсируемых художников подчеркивать виртуозную технику и соревноваться друг с другом за комиссионные. Это заставило художников искать новые подходы и резко освещенные сцены, сложные одежды и композиции, вытянутые пропорции, сильно стилизованные позы, отсутствие четкой перспективы. Леонардо да Винчи и Микеланджело поручил Гонфалоньер Пьеро Содерини украсить стену Зала пятисот во Флоренции. Эти два художника должны были рисовать бок о бок и соревноваться друг с другом. [ нужна ссылка ] стимулируя быть как можно более инновационными. [ нужна ссылка ]

копия утраченной картины Микеланджело
» Микеланджело Копия после утерянного оригинала, «Битва ди Кашина работы Бастиано да Сангалло , первоначально предназначенная Микеланджело для конкуренции с работой Леонардо за ту же комиссию.
копия утраченной картины Леонардо да Винчи
Копия после утерянного оригинала, Леонардо да Винчи » « Битвы Ангиари Рубенса , первоначально предназначенная Леонардо для конкуренции с работой Микеланджело за тот же заказ.

Ранний маньеризм

[ редактировать ]
Якопо Понтормо , Погребение , 1528 год; Санта-Феличита, Флоренция

Ранние маньеристы во Флоренции, особенно ученики Андреа дель Сарто , такие как Якопо да Понтормо и Россо Фьорентино , отличались вытянутыми формами, ненадежно сбалансированными позами, разрушенной перспективой, иррациональной обстановкой и театральным освещением. Пармиджанино (ученик Корреджо ) и Джулио Романо В сходных стилизованных эстетических направлениях в Риме двигались (руководитель Рафаэля). Эти художники повзрослели под влиянием Высокого Возрождения, и их стиль характеризовался как реакция на него или преувеличенное его расширение. Вместо непосредственного изучения природы молодые художники начали изучать эллинистическую скульптуру и картины мастеров прошлого. Поэтому этот стиль часто называют «антиклассическим». [21] тем не менее в то время это считалось естественным развитием Высокого Возрождения. Самая ранняя экспериментальная фаза маньеризма, известная своими «антиклассическими» формами, продолжалась примерно до 1540 или 1550 годов. [19] Марсия Б. Холл , профессор истории искусств в Университете Темпл, в своей книге « После Рафаэля» отмечает , что преждевременная смерть Рафаэля положила начало маньеризму в Риме. [ нужна ссылка ]

В прошлых анализах было отмечено, что маньеризм возник в начале 16 века одновременно с рядом других социальных, научных, религиозных и политических движений, таких как гелиоцентризм Коперника , разграбление Рима в 1527 году и протестантская Реформация растущая . вызов власти католической церкви. Из-за этого удлиненные и искаженные формы стиля когда-то интерпретировались как реакция на идеализированные композиции, преобладающие в искусстве Высокого Возрождения. [22] Это объяснение радикального стилистического сдвига c. 1520 год вышел из-под влияния ученых, хотя искусство раннего маньеризма все еще резко контрастирует с условностями Высокого Возрождения; Рафаэля, доступность и баланс, достигнутые Афинской школой казалось, больше не интересовали молодых художников. [ нужна ссылка ]

Высокие манеры

[ редактировать ]

Второй период маньеризма принято дифференцировать [ нужна ссылка ] от более ранней, так называемой «антиклассической» фазы.Последующие маньеристы подчеркивали интеллектуальное тщеславие и художественную виртуозность - черты, которые побудили более поздних критиков обвинить их в работе в неестественной и напускной «манере» ( maniera ). Художники Маньеры считали своего старшего современника Микеланджело своей основной моделью; это было искусство, имитирующее искусство, а не искусство, имитирующее природу. Историк искусства Сидней Джозеф Фридберг утверждает, что интеллектуализирующий аспект искусства маньеры предполагает ожидание, что аудитория заметит и оценит эту визуальную отсылку - знакомую фигуру в незнакомой обстановке, заключенную между «невидимыми, но ощутимыми кавычками». [23] Верхом искусственности является склонность художника Маньеры к намеренному присвоению цитаты. Аньоло Бронзино и Джорджио Вазари являются примерами этого направления Маньеры, которое существовало примерно с 1530 по 1580 год. Художественные пары Маньера, базирующиеся в основном при дворах и в интеллектуальных кругах Европы, отличались преувеличенной элегантностью с изысканным вниманием к поверхности и деталям: фигуры с фарфоровой кожей ровно откидываются. , умеренный свет, признавая зрителя холодным взглядом, если он вообще смотрит в глаза. Субъект Маньеры редко проявляет сильные эмоции, и по этой причине работы, иллюстрирующие эту тенденцию, часто называют «холодными» или «отстраненными». Это типично для так называемого «стильного стиля» или маньеры в его зрелости. [24]

Распространение

[ редактировать ]
Английский маньеризм: Генри Ховард, граф Суррей , 1546 год, редкий портрет английского маньериста, выполненный фламандским иммигрантом.

Города Рим, Флоренция и Мантуя были центрами маньеризма в Италии. Венецианская живопись пошла другим путем, представленным Тицианом в его долгой карьере. Ряд первых художников-маньеристов, работавших в Риме в 1520-х годах, бежали из города после разграбления Рима в 1527 году. По мере того, как они распространялись по континенту в поисках работы, их стиль распространялся по всей Италии и Северной Европе. [25] Результатом стал первый международный художественный стиль со времен готики . [26] Другие части Северной Европы не имели преимущества такого прямого контакта с итальянскими художниками, но стиль маньеризма давал о себе знать через гравюры и иллюстрированные книги. Европейские правители, среди прочих, приобретали итальянские произведения, а художники из Северной Европы продолжали путешествовать по Италии, помогая распространять стиль маньеризма. Отдельные итальянские художники, работавшие на Севере, породили движение, известное как Северный маньеризм . Франциску I Французскому , например, подарили Бронзино « Венеру, Амур, Безумие и Время» . Этот стиль в Италии пришел в упадок после 1580 года, когда новое поколение художников, в том числе братья Карраччи , Караваджо и Чиголи , возродили натурализм. Вальтер Фридлендер определил этот период как «антиманьеризм», точно так же, как ранние маньеристы были «антиклассическими» в своей реакции на отход от эстетических ценностей Высокого Возрождения. [21] : 14  и сегодня братья Карраччи и Караваджо считаются началом перехода к живописи в стиле барокко, который доминировал к 1600 году.

Однако за пределами Италии маньеризм продолжался и в 17 веке. Во Франции, куда Россо ездил работать при дворе Фонтенбло , он известен как « стиль Генриха II » и оказал особое влияние на архитектуру. Другие важные континентальные центры северного маньеризма включают двор Рудольфа II в Праге , а также Харлем и Антверпен . Маньеризм как стилистическая категория реже применяется к английскому местные ярлыки, такие как « елизаветинский » и « якобинский изобразительному и декоративному искусству, где чаще применяются семнадцатого века ». Ремесленный маньеризм является одним исключением, применяемым к архитектуре, которая опирается на книги образцов, а не на существующие прецеденты в континентальной Европе. [27]

Особо следует отметить фламандское влияние в Фонтенбло, которое сочетало в себе эротизм французского стиля с ранней версией традиции vanitas , которая доминировала в голландской и фламандской живописи семнадцатого века. Преобладающим в то время было питторе ваго — описание художников с севера, которые поступали в мастерские во Франции и Италии, чтобы создать поистине интернациональный стиль.

Скульптура

[ редактировать ]

Как и в живописи, ранняя итальянская скульптура маньеризма была в значительной степени попыткой найти оригинальный стиль, который превзошел бы достижения Высокого Возрождения , которое в скульптуре, по сути, означало Микеланджело, и большая часть борьбы за достижение этого разыгрывалась в комиссиях по заполнению другие места на площади Синьории Флоренции, рядом с Микеланджело Давидом во . Баччо Бандинелли перенял проект « Геркулеса и Какуса» от самого мастера, но тогда он был немногим более популярен, чем сейчас, и Бенвенуто Челлини злонамеренно сравнивал его с «мешком дынь», хотя и имел длительный эффект в видимо, вводя рельефные панели на постаменте статуй. Как и в других работах его и других маньеристов, в ней удалено гораздо больше исходного блока, чем это сделал бы Микеланджело. [28] Бронзовый Персей Челлини с головой Медузы, безусловно, является шедевром, созданным с восемью углами обзора, еще одной характеристикой маньеризма, и искусственно стилизованным по сравнению с Давидами Микеланджело и Донателло. [29] Первоначально он был ювелиром, его знаменитая Солонка с золотом и эмалью (1543 г.) была его первой скульптурой и показала его талант во всей красе. [30]

Маленькие бронзовые фигурки для коллекционных кабинетов , часто мифологические сюжеты с обнаженной натурой, были популярной формой эпохи Возрождения, в которой Джамболонья , первоначально фламандец , но базирующийся во Флоренции, преуспел во второй половине века. Он также создал скульптуры в натуральную величину, две из которых вошли в коллекцию на площади Синьории. Он и его последователи разработали элегантные удлиненные образцы figura serpentinata , часто состоящие из двух переплетенных фигур, которые были интересны со всех сторон. [31]

Ранние теоретики

[ редактировать ]
Пьетро Франкавилла , Аполлон, победивший Питона , 1591 год. Художественный музей Уолтерса .

Джорджо Вазари

[ редактировать ]

Мнения Джорджо Вазари об искусстве живописи выражаются в похвалах, которые он воздает коллегам-художникам в своих многотомных « Жизнеописаниях художников» : он считал, что совершенство в живописи требует утонченности, богатства изобретения ( invenzione ), выраженного посредством виртуозной техники ( maniera ), а также остроумие и ученость, проявившиеся в готовой работе, — все критерии, подчеркивавшие интеллект художника и чувствительность покровителя. Художник теперь уже не был просто обученным членом местной гильдии Святого Луки. Теперь он занял свое место при дворе рядом с учеными, поэтами и гуманистами в атмосфере, которая способствовала признанию элегантности и сложности. Герб покровителей Медичи Вазари появляется в верхней части его портрета, как если бы он принадлежал самому художнику. Обрамление гравюры на дереве «Жизнеописания» Вазари в назвали бы « якобинской англоязычной среде ». В нем гробницы Медичи Микеланджело вдохновляют антиархитектурные «архитектурные» черты вверху, пронизанную бумагой рамку и обнаженных сатиров у основания. В чистом виде это экстравагантно: короче говоря, маньеризм.

Джан Паоло Ломаццо

[ редактировать ]

Другой литературный деятель того периода — Джан Паоло Ломаццо , написавший две работы — одну практическую и одну метафизическую — которые помогли определить сознательное отношение художника-маньериста к своему искусству. Его «Траттато дель арте делла питтура, скольтура и архитетура» (Милан, 1584 г.) отчасти представляет собой руководство по современным концепциям декораума , которые Ренессанс унаследовал частично от античности, но развивал маньеризм. Систематическая кодификация эстетики Ломаццо, которая типична для более формализованных и академических подходов, типичных для конца XVI века, подчеркивала созвучие между функциями интерьеров и видами живописного и скульптурного декора, которые были бы подходящими. Иконография, часто запутанная и запутанная, является более заметным элементом стилей маньеризма. Его менее практичная и более метафизическая «Идея дель темпио делла питтура» ( «Идеальный храм живописи» , Милан, 1590 г.) предлагает описание человеческой природы и личности в духе теории « четырех темпераментов », определяя роль индивидуальности в суждениях и творческих способностях. изобретение.

Характеристики произведений искусства

[ редактировать ]

Маньеризм был антиклассическим движением, которое сильно отличалось от эстетических идеологий Возрождения . [32] Хотя маньеризм изначально был принят положительно, основываясь на трудах Вазари , [32] Позже к нему стали относиться в негативном свете, поскольку он рассматривался исключительно как «изменение естественных истин и банальное повторение естественных формул». [32] Как художественный момент, маньеризм включает в себя множество характеристик, которые уникальны и специфичны для экспериментирования с восприятием искусства. Ниже приведен список многих конкретных характеристик, которые художники-маньеристы использовали в своих произведениях.

  • Удлинение фигур: часто работы маньеристов характеризовались удлинением человеческой фигуры – иногда это способствовало причудливым образам некоторых маньеристских произведений искусства. [33]  
  • Искажение перспективы: в картинах искажение перспективы исследовало идеалы создания идеального пространства. Однако идея совершенства иногда намекала на создание уникальных образов. Одним из способов исследования искажений была техника ракурса . Иногда, когда использовалось сильное искажение, изображение было практически невозможно расшифровать. [33]
  • Черный фон: художники-маньеристы часто использовали плоский черный фон, чтобы создать полный контраст контуров и создать драматические сцены. Черный фон также способствовал созданию ощущения фантазии в рамках предмета. [33]  
  • Использование тьмы и света: многие маньеристы были заинтересованы в передаче сущности ночного неба посредством использования преднамеренного освещения, часто создавая ощущение фантастических сцен. Примечательно, что для создания драматических сцен особое внимание было уделено факелу и лунному свету. [33]
  • Скульптурные формы: Большое влияние на маньеризм оказала скульптура, получившая популярность в шестнадцатом веке. В результате художники-маньеристы часто основывали свои изображения человеческих тел на скульптурах и гравюрах. Это позволило художникам-маньеристам сосредоточиться на создании объёмности. [33]
  • Четкость линий: внимание, уделяемое чистым очертаниям фигур, было заметно в маньеризме и во многом отличалось от барокко и высокого Возрождения . Очертания фигур часто позволяли уделить больше внимания деталям. [33]  
  • Композиция и пространство: художники-маньеристы отвергли идеалы Возрождения , особенно технику одноточечной перспективы . Вместо этого упор был сделан на атмосферные эффекты и искажение перспективы . Использование пространства в произведениях маньеризма вместо этого отдавало предпочтение скученным композициям с различными формами и фигурами или скудным композициям с акцентом на черном фоне. [33]  
  • Маньеристское движение: интерес к изучению человеческого движения часто приводит к тому, что художники-маньеристы создают уникальный тип движения, связанный с змеевидными позами . Эти позиции часто предвосхищают движения будущих позиций из-за часто нестабильных показателей движения. Кроме того, эта техника связана с экспериментированием художника с формой. [33]
  • Расписные рамы: в некоторых работах маньеристов раскрашенные рамы использовались, чтобы гармонировать с фоном картин, а иногда и вносить вклад в общую композицию произведения искусства. Иногда это распространено, когда особое внимание уделяется декоративным деталям. [33]
  • Атмосферные эффекты: многие маньеристы использовали технику сфумато , известную как «изображение мягких и размытых контуров или поверхностей». [33] в своих картинах для передачи струящегося света. [33]  
  • Маньеристский цвет: уникальный аспект маньеризма заключался в том, что помимо экспериментов с формой, композицией и светом, большая часть того же любопытства была применена к цвету. Многие произведения искусства играют с чистыми и насыщенными оттенками синего, зеленого, розового и желтого, которые иногда отвлекают от общего дизайна произведений искусства, а иногда дополняют его. Рисуя фигуру, художники часто подчеркивали светлость лица и использовали оттенки синего. [33]

Художники и примеры их работ

[ редактировать ]
Иоахим Этевал «Персей и Андромеда» , 1616, Лувр, композиция, изображающая Vanité из костей и ракушек на переднем плане и тщательно продуманную академическую обнаженную фигуру с палитрой, заимствованной с переднего плана для щек Андромеды. Дракон, похоже, имеет китайское влияние.

Якопо да Понтормо

[ редактировать ]

Якопо да Понтормо — один из самых важных вкладов в маньеризм. Работы [34] Он часто черпал свои темы из религиозных повествований; под сильным влиянием работ Микеланджело. [34] он часто ссылается на скульптурные формы или использует их в качестве моделей для своих композиций. [32] Хорошо известным элементом его работ является изображение взглядов различных фигур, которые часто смотрят на зрителя в разных направлениях. [32] Преданный своей работе Понтормо часто выражал беспокойство по поводу ее качества и, как известно, работал медленно и методично. [32] Его наследие высоко ценится, поскольку он оказал влияние на таких художников, как Аньоло Бронзино , и на эстетические идеалы позднего маньеризма. [34]

Картина Понтормо «Иосиф в Египте» , написанная в 1517 году. [32] представляет собой повествование из четырех библейских сцен, в которых Иосиф воссоединяется со своей семьей. В левой части композиции Понтоморо изображает сцену представления Иосифом своей фараону Египта семьи . Справа Иосиф едет на катящейся скамейке, а композицию вокруг него наполняют херувимы, а также другие фигуры и большие камни на тропе вдалеке. Над этими сценами находится винтовая лестница, по которой Иосиф ведет одного из своих сыновей к их матери наверх. Финальная сцена справа — это финальная стадия смерти Джейкоба, которую наблюдают за ним его сыновья. [32]

Понтормо В картине «Иосиф в Египте» присутствует множество элементов маньеризма. Одним из элементов является использование несочетаемых цветов, таких как различные оттенки розового и синего, которые составляют большую часть холста . Дополнительным элементом маньеризма является бессвязная обработка времени в истории Иосифа через различные сцены и использование пространства. Включая четыре разных повествования, Понотормо создает загроможденную композицию и общее ощущение занятости.

Россо Фиорентино и школа Фонтенбло

[ редактировать ]

Россо Фьорентино , который был однокурсником Понтормо в студии Андреа дель Сарто , в 1530 году принес флорентийский маньеризм в Фонтенбло , где он стал одним из основателей французского маньеризма 16-го века, широко известного как Школа Фонтенбло .

Примеры богатого и беспокойного декоративного стиля в Фонтенбло еще больше распространили итальянский стиль через гравюры в Антверпен , а оттуда по всей Северной Европе, от Лондона до Польши. Маньеристский дизайн распространился на предметы роскоши, такие как серебро и резная мебель. Ощущение напряженной, контролируемой эмоции, выраженное в сложной символике и аллегории , а также идеал женской красоты, характеризующийся вытянутыми пропорциями, являются особенностями этого стиля.

Аньоло Бронзино

[ редактировать ]
: Венера, Амур, Безумие и Время Бронзино Высокий маньеризм , ок. 1545 ; Национальная галерея, Лондон

Аньоло Бронзино был учеником Понтормо. [35] чей стиль был очень влиятельным и часто сбивал с толку с точки зрения выяснения авторства многих произведений искусства. [35] За свою карьеру Бронзино также сотрудничал с Вазари в качестве сценографа постановки «Комедия фокусников», где написал множество портретов . [35] Работы Бронзино пользовались большим спросом, и он пользовался большим успехом, когда в 1539 году стал придворным художником семьи Медичи . [35] Уникальной маньеристской характеристикой работ Бронзино была передача молочного цвета лица . [35]

В картине « Венера, Амур, Безумие и Время » Бронзино изображает эротическую сцену, оставляющую у зрителя больше вопросов, чем ответов. На переднем плане Амур и Венера почти целуются, но останавливаются, как будто застигнутые врасплох. Над парой изображены мифологические фигуры: Отец Время справа, который поднимает занавеску, открывая пару, и изображение богини ночи слева. В композиции также присутствует группа масок, гибридное существо, состоящее из черт девушки и змеи, и мужчина, испытывающий мучительную боль. В отношении картины существует множество теорий, например, о том, что она передает опасность сифилиса или что картина служила придворной игрой. [36]

Маньеристские портреты Бронзино отличаются безмятежной элегантностью и тщательным вниманием к деталям. В результате говорят, что натурщики Бронзино демонстрируют отстраненность и выраженную эмоциональную дистанцию ​​от зрителя. Также существует виртуозная концентрация на передаче точного рисунка и блеска богатого текстиля. В частности, в « Венере, Амуре, Безумии и Времени » Бронзино использует тактику маньеристского движения, внимание к деталям, цвету и скульптурным формам. Свидетельства маньеристского движения очевидны в неловких движениях Купидона и Венеры, когда они искажают свои тела, чтобы частично обняться. В частности, Бронзино изображает цвет лица с множеством форм как идеальный фарфоровый белый цвет с плавным сглаживанием мускулов, что указывает на гладкость скульптуры.

Алессандро Аллори

[ редактировать ]

Картина Алессандро Аллори (1535–1607) «Сусанна и старцы» ( внизу ) отличается скрытым эротизмом и сознательно блестящей детализацией натюрморта в многолюдной, искаженной композиции.

Якопо Тинторетто

[ редактировать ]
Якопо Тинторетто , Тайная вечеря , 1592–1594 гг.

Якопо Тинторетто был известен своим совершенно разным вкладом в венецианскую живопись после наследия Тициана . Его работы, которые сильно отличались от его предшественников, подверглись критике со стороны Вазари за «фантастический, экстравагантный, причудливый стиль». [37] В своем творчестве Тинторетто перенял элементы маньеризма, которые дистанцировали его от классического представления о венецианской живописи, поскольку он часто создавал произведения искусства, содержащие элементы фантазии и сохраняющие натурализм . [37] Другие уникальные элементы творчества Тинторетто включают его внимание к цвету посредством регулярного использования грубых мазков. [37] и эксперименты с пигментом для создания иллюзий. [37]

Произведение искусства, связанное с характеристиками маньеризма, — это « Тайная вечеря »; он был заказан Микеле Алабарди для Сан-Джорджо Маджоре в 1591 году. [37] В « Тайной вечере » Тинторетто сцена изображена с точки зрения группы людей в правой части композиции. В левой части картины Христос и Апостолы занимают одну сторону стола и выделяют Иуду . В темном пространстве мало источников света; один источник излучается нимбом Христа и висящим над столом факелом.

В своей четкой композиции « Тайная вечеря» отражает черты маньеризма. Одна из характеристик, которую использует Тинторетто, — это черный фон. Хотя картина дает некоторое представление о внутреннем пространстве за счет использования перспективы , края композиции в основном окутаны тенью, что придает драматизм центральной сцене Тайной вечери . Кроме того, Тинторетто использует эффекты прожектора со светом, особенно с нимбом Христа и висящим факелом над столом. Третья характеристика маньеризма, которую использует Тинторетто, — это атмосферные эффекты фигур, сформированных в дыме и парящих вокруг композиции.

Эль Греко

[ редактировать ]

Эль Греко пытался выразить религиозные эмоции с помощью преувеличенных черт. После реалистического изображения человеческой формы и мастерства перспективы, достигнутого в эпоху Высокого Возрождения, некоторые художники начали намеренно искажать пропорции в бессвязном, иррациональном пространстве для достижения эмоционального и художественного эффекта. Эль Греко по-прежнему остается глубоко оригинальным художником. Современные ученые характеризуют его как художника, настолько индивидуального, что он не принадлежит ни к одной традиционной школе. [5] Ключевые аспекты маньеризма в Эль Греко включают резкую «кислотную» палитру, вытянутую и измученную анатомию, иррациональную перспективу и свет, а также неясную и тревожную иконографию. [38] [39] Стиль Эль Греко стал кульминацией уникальных разработок, основанных на его греческом наследии и путешествиях в Испанию и Италию. [40]

Работы Эль Греко отражают множество стилей, включая византийские элементы, а также влияние Караваджо и Пармиджанино в дополнение к венецианскому колориту . [40] Важным элементом является его внимание к цвету, поскольку он считал его одним из наиболее важных аспектов своей живописи. [41] На протяжении всей своей карьеры работы Эль Греко пользовались большим спросом, поскольку он выполнял важные заказы в таких местах, как Colegio de la Encarnación de Madrid . [40]

Эль Греко , Лаокоон ( ок. 1610–1614 ), Национальная художественная галерея.

Уникальный стиль живописи Эль Греко и связь с особенностями маньеризма особенно распространены в работе «Лаокоон» . Написан в 1610 году. [42] на нем изображен мифологический рассказ о Лаокооне , предупредившем троянцев об опасности деревянного коня , преподнесенного греками как мирное приношение богине Минерве . В результате Минерва отомстила, вызвав змей, чтобы убить Лаокоона и двух его сыновей. Вместо того, чтобы действие происходило на фоне Трои , Эль Греко разместил сцену недалеко от Толедо, Испания , чтобы «универсализировать историю, подчеркнув ее актуальность для современного мира». [42]

Уникальный стиль Эль Греко в «Лаокооне» отражает многие характеристики маньеризма. Преобладающим является удлинение многих человеческих форм по всей композиции в сочетании с их змеевидным движением, что придает ощущение элегантности. Дополнительным элементом стиля маньеризма являются атмосферные эффекты, при которых Эль Греко создает дымчатое небо и размытость пейзажа на заднем плане.

Добро пожаловать Челлини

[ редактировать ]

Бенвенуто Челлини создал в 1540 году Солонку Челлини из золота и эмали, изображающую Посейдона и Амфитриту (воду и землю), размещенных в неудобных положениях и имеющих вытянутые пропорции. Считается шедевром скульптуры маньеризма.

Повязка Минервы (1613 г.) работы Лавинии Фонтана (1552–1614). Галерея Боргезе , Рим.

Лавиния Фонтана

[ редактировать ]

Лавиния Фонтана (1552–1614) была портретисткой-маньеристкой, которую часто называют первой женщиной-художницей в Западной Европе. [43] Она была назначена ординарным портретистом в Ватикане . [44] Ее стиль характеризуется влиянием семьи художников Карраччи и цветов венецианской школы. Она известна своими портретами дворянок, а также изображением обнаженных фигур, что было необычно для женщины ее времени. [45]

Таддео Зуккаро (или Зуккари)

[ редактировать ]

Таддео Цуккаро родился в Сант-Анджело-ин-Вадо , недалеко от Урбино, в семье Оттавиано Цуккари, почти неизвестного художника. Его брат Федерико , родившийся около 1540 года, также был художником и архитектором.

Федерико Зуккаро (или Зуккари)

[ редактировать ]

Документально подтвержденная карьера Федерико Зуккаро как художника началась в 1550 году, когда он переехал в Рим, чтобы работать под руководством Таддео , своего старшего брата. Он продолжил оформление Пия IV и помог завершить фрески на вилле Фарнезе в Капрароле . Между 1563 и 1565 годами он работал в Венеции вместе с семьей Гримани из Санта-Мария-Формоза. Во время своего венецианского периода он путешествовал вместе с Палладио по Фриули.

Йоахим Этевал

[ редактировать ]

Иоахим Втевал (1566–1638) продолжал рисовать в стиле северного маньеризма до конца своей жизни, игнорируя появление искусства барокко и делая его, возможно, последним значительным художником-маньеристом, который все еще работал. Его сюжеты включали большие сцены с натюрмортами в манере Питера Артсена и мифологические сцены, множество небольших кабинетных картин, прекрасно выполненных на меди, большинство из которых изображали наготу.

Джузеппе Арчимбольдо

[ редактировать ]

Джузеппе Арчимбольдо наиболее известен своими работами, включающими натюрморты и портреты . [46] Его стиль рассматривается как маньеризм со стилем ассамбляжа фруктов и овощей, в котором его композиция может быть изображена по-разному — как вверх ногами, так и вверх ногами. [46] Работы Арчимбольдо также применимы к маньеризму с точки зрения юмора, который они передают зрителям, поскольку они не обладают той степенью серьезности, что произведения эпохи Возрождения. [46] Стилистически картины Арчимбольдо известны своим вниманием к природе и концепцией «чудовищной внешности». [46]

Одна из картин Арчимбольдо, содержащая различные черты маньеризма, — «Вертумн» . На черном фоне нарисован портрет Рудольфа II , тело которого состоит из различных овощей, цветов и фруктов. [46] Шутка картины передает юмор власти, заключающийся в том, что император Рудольф II скрывает темную внутреннюю сущность за своим публичным имиджем. [46] С другой стороны, серьезный тон картины предвещает удачу, которая будет преобладать во время его правления. [46]

Вертумн содержит различные элементы маньеризма с точки зрения композиции и послания. Одним из элементов является плоский черный фон, который Арчимбольдо использует, чтобы подчеркнуть статус и личность Императора, а также подчеркнуть фантазию его правления. В портрете Рудольфа II Арчимбольдо также отходит от натуралистического изображения эпохи Возрождения и исследует построение композиции, изображая его из нагромождения фруктов, овощей, растений и цветов. Еще один элемент маньеризма, изображенный на картине, — это двойное повествование шутки и серьезного послания; юмор обычно не использовался в произведениях искусства эпохи Возрождения.

Архитектура

[ редактировать ]
Влишал Харлеме в . , Нидерланды
Ратуша в Замосце , Польша, спроектированная Бернардо Морандо.

Маньеристская архитектура характеризовалась визуальным обманом и неожиданными элементами, которые бросали вызов нормам Возрождения . [47] Фламандские художники, многие из которых путешествовали по Италии и находились под влиянием развития там маньеризма, были ответственны за распространение маньеристских тенденций в Европе к северу от Альп, в том числе в сфере архитектуры. [48] В тот период архитекторы экспериментировали с использованием архитектурных форм, чтобы подчеркнуть прочные и пространственные отношения. Идеал гармонии эпохи Возрождения уступил место более свободным и творческим ритмам. Самым известным архитектором, работавшим в стиле маньеризма, и пионером Лаврентьевской библиотеки был Микеланджело (1475–1564). [49] Ему приписывают изобретение гигантского ордера — большой пилястры или колонны, тянущейся снизу вверх многоэтажного фасада. [50] Он использовал это в своем дизайне площади Пьяцца дель Кампидольо в Риме. Эррерианский стиль ( испанский : estilo Herreriano или arquitectura Herreriana ) архитектуры был разработан в Испании в последней трети XVI века во время правления Филиппа II (1556–1598). [51] и продолжал действовать в 17 веке, но был преобразован в стиле барокко того времени. Он соответствует третьему и последнему этапу архитектуры испанского Возрождения , который превратился в прогрессивный орнамент очищения, от первоначального Платереска до классического пуризма второй трети 16 века и декоративной полной наготы, которая представила стиль Эррериан.

До 20-го века термин «маньеризм» имел негативный оттенок, но теперь он используется для описания исторического периода в более общих, непредвзятых терминах. [52] Архитектура маньеризма также использовалась для описания тенденции 1960-х и 1970-х годов, которая заключалась в нарушении норм модернистской архитектуры и в то же время в признании их существования. [53] Определяя маньеризм в этом контексте, архитектор и писатель Роберт Вентури написал: «Маньеризм для архитектуры нашего времени, который признает традиционный порядок, а не оригинальное выражение, но нарушает традиционный порядок, чтобы приспособить сложность и противоречие, и тем самым однозначно вводит двусмысленность». [53]

Примеры эпохи Возрождения

[ редактировать ]

Примером архитектуры маньеризма является вилла Фарнезе в Капрароле . [54] в суровой сельской местности за пределами Рима. Распространение граверов в 16 веке распространило стили маньеризма быстрее, чем любые предыдущие стили.

Плотный, с орнаментом «римских» деталей дверной проем в замке Кольдиц иллюстрирует северный стиль, который характерно применяется как изолированный «декоративный элемент» на фоне скромных народных стен. [ нужна ссылка ]

С конца 1560-х годов многие здания в Валлетте , новой столице Мальты , были спроектированы архитектором Джироламо Кассаром в стиле маньеризма. К таким зданиям относятся Собор Святого Иоанна , Дворец Великого Магистра и семь оригинальных постоялых дворов . Многие здания Кассара с течением времени претерпевали изменения, особенно в период барокко . Однако некоторые здания, такие как Auberge d'Aragon и внешний вид собора Святого Иоанна, сохранили большую часть оригинального маньеристского дизайна Кассара. [55]

Портал из риолитового туфа «церковного дома» в замке Кольдиц , в Саксонии спроектированный Андреасом Вальтером II (1584 г.), является примером расцвета антверпенского маньеризма.

В то время как многие архитектурные стили исследуют гармоничные идеалы, маньеризм хочет сделать шаг вперед и исследует эстетику гиперболы и преувеличения. [3] Маньеризм отличается своей интеллектуальной утонченностью, а также искусственными (в отличие от натуралистических) качествами. [57] Маньеризм предпочитает композиционную напряженность и нестабильность, а не баланс и ясность. [5] Определение маньеризма и его фаз продолжает оставаться предметом споров среди историков искусства.

Северный или антверпенский маньеризм предшествует итальянскому маньеризму и отличается от него. Антверпен во время своего бума 16-го века создал стиль, который стал последней фазой ранней нидерландской живописи с элементами раннего Возрождения. Через Антверпен стили ренессанса и маньеризма были широко представлены в Англии, Германии, а также в Северной и Восточной Европе в целом. [58]

Литература и музыка

[ редактировать ]

Литературным маньеризмом занимались такие деятели, как Микеланджело , Клеман Маро , Джованни делла Каса , Джованни Баттиста Гуарини , Торквато Тассо , Вероника Франко , Мигель де Сервантес и другие. [59]

В английской литературе маньеризм обычно отождествляется с качествами « поэтов-метафизиков », из которых самым известным является Джон Донн . [60] Остроумная вылазка писателя эпохи барокко Джона Драйдена против стихов Донна предыдущего поколения дает четкий контраст между целями барокко и маньеризма в искусстве:

Он затрагивает метафизику не только в своих сатирах, но и в своих любовных стихах, только природа где должна царить ; и сбивает с толку умы представительниц прекрасного пола приятными [а] рассуждения философские , когда ему следует занять их сердца и развлечь их нежностью любви. [61] : 15  (курсив добавлен)

Богатые музыкальные возможности поэзии конца 16-го и начала 17-го веков обеспечили привлекательную основу для мадригала , который быстро стал выдающимся музыкальным видом в итальянской музыкальной культуре, как обсуждал Тим Картер :

Мадригал, особенно в его аристократическом облике, очевидно, был средством распространения «стильного стиля» маньеризма, где поэты и музыканты упивались остроумными замыслами и другими визуальными, словесными и музыкальными уловками, чтобы доставить удовольствие знатоку. [62]

Слово маньеризм также использовалось для описания стиля очень витиеватой и контрапунктно сложной полифонической музыки, созданной во Франции в конце 14 века. [63] Этот период теперь обычно называют ars subtilior .

Маньеризм и театр

[ редактировать ]

В «Ранней комедии дель арте» (1550–1621): «Маньеристский контекст» Поля Кастаньо обсуждается влияние маньеризма на современный профессиональный театр. [64] Кастаньо было первым исследованием, в котором театральная форма определялась как маньеристская, используя словарь маньеризма и маньеры для обсуждения типизации, преувеличений и effetto meraviglioso комиксов дель арте . См. Часть II вышеупомянутой книги для полного обсуждения характеристик маньеризма в комедии дель арте . Исследование носит в основном иконографический характер и представляет собой наглядное свидетельство того, что многие художники, рисовавшие или печатавшие комедийные изображения, на самом деле были выходцами из мастерских того времени и глубоко укоренились в традиции маньеры.

Кажется, что точность мелких гравюр Жака Калло противоречит гораздо большему масштабу действия. Калло «Balli di Sfessania» ( букв. « Танец ягодиц » ) прославляет явный эротизм комедии с выступающими фаллоимитами, копьями, поставленными в предвкушении комической пачки, и сильно преувеличенными масками, смешивающими животное с человеческим. Эротизм нелюбимых ( «любовников»), включая обнажение груди или чрезмерное закрытие, был весьма в моде на картинах и гравюрах второй школы Фонтенбло , особенно в тех, которые обнаруживают франко-фламандское влияние. Кастаньо демонстрирует иконографические связи между жанровой живописью и фигурами комедии дель арте, которые демонстрируют, как эта театральная форма была встроена в культурные традиции позднего чинквеченто . [64]

Комедия дель арте, внутренний дизайн и дискордия конкорс

[ редактировать ]

Важные следствия существуют между disegno interno , который заменил disegno esterno (внешний дизайн) в живописи маньеризма. Это представление о проецировании глубоко субъективного взгляда как превосходящего природу или устоявшиеся принципы (например, перспективу), по сути, перенос акцента с объекта на его субъект, теперь с акцентом на исполнение, проявление виртуозности или уникальных техник. Это внутреннее видение лежит в основе комедийного спектакля. Например, в момент импровизации актер выражает свою виртуозность, не обращая внимания на формальные границы, приличия, единство и текст. Арлекино стал символом маньеристской discordia concors (союза противоположностей): в какой-то момент он был нежным и добрым, а затем, в мгновение ока, становился вором, яростно разыгрывающим свою битву. Арлекино мог быть изящным в движениях, только в следующем такте неуклюже спотыкаться о ноги. Освободившись от внешних правил, актер праздновал мимолетность момента; почти так же, как Бенвенуто Челлини ослеплял своих покровителей, драпируя свои скульптуры, раскрывая их световыми эффектами и ощущением чудесного. Презентация объекта стала такой же важной, как и сам объект.

Неоманьеризм

[ редактировать ]

В 20 веке рост неоманьеризма произошел благодаря художнику Эрни Барнсу . На этот стиль сильное влияние оказала как еврейская, так и афроамериканская община, что привело к созданию выставки «Красота гетто» в период с 1972 по 1979 год. Выставка объехала крупные американские города, и ее устраивали высокопоставленные лица, профессиональные спортсмены. и знаменитости. Когда в 1974 году выставка была представлена ​​в Музее африканского искусства в Вашингтоне, округ Колумбия, член палаты представителей Джон Коньерс подчеркнул важное положительное послание выставки в « Отчетах Конгресса» .

Стиль неоманьеризма, разработанный Барнсом, включает предметы с удлиненными конечностями и телами, а также преувеличенными движениями. Другой распространенной темой были закрытые глаза испытуемых как визуальное представление того, «насколько мы слепы к человечности друг друга». [65] «Мы смотрим друг на друга и сразу решаем: Этот человек черный, значит, он должен быть… Этот человек живет в бедности, значит, он должен быть…».

Театр и кино

[ редактировать ]

В интервью кинорежиссер Питер Гринуэй упоминает Федерико Феллини и Билла Виолу как двух главных вдохновителей своей исчерпывающей и самореферентной игры с неразрешимым противоречием между формой базы данных изображений и различными аналоговыми и цифровыми интерфейсами, которые структурируют их кинематографически. Эту пьесу можно назвать неоманьеристской именно в той мере, в какой она отличается от (нео)барокко: «Подобно тому, как римский католицизм предлагает вам рай и небеса, существует эквивалентный коммерческий рай, предлагаемый в значительной степени всем капиталистическим эффектом, Это моя политическая аналогия с точки зрения использования мультимедиа в качестве политического оружия. Я бы в каком-то смысле приравнял великую барочную Контрреформацию, ее культурную деятельность, с каким кино, преимущественно американским. , делал последние семьдесят лет». [66]

Как термин критики

[ редактировать ]

По мнению арт-критика Джерри Зальца , «Неоманьеризм» (новый маньеризм) входит в число нескольких клише, «выдавливающих жизнь из мира искусства». [67] Неоманьеризм описывает искусство XXI века, созданное студентами, чьи академические учителя «напугали [их] и заставили их быть приятными кроткими, подражательными и обычными». [67]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фридберг 1971 , с. 483.
  2. ^ «Маньеризм» . www.nga.gov . Проверено 3 декабря 2021 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Гомбрич, Э. Х. История искусства Лондона: Phaidon Press Ltd, ISBN   0-7148-3247-2 [ нужна страница ]
  4. ^ «Маньеризм: Бронзино (1503–1572) и его современники» . Метрополитен-музей . Проверено 19 мая 2013 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Искусство и иллюзия, Э. Х. Гомбрих, ISBN   9780691070001
  6. ^ «Определение ГОТИКИ» . Мерриам-Вебстер . Проверено 6 мая 2022 г.
  7. ^ «Антверпенские маньеристы | искусство | Британника» . www.britanica.com . Проверено 6 мая 2022 г.
  8. ^ «стиль маньеризма» . artsconnected.org. Архивировано из оригинала 20 июня 2012 года . Проверено 9 января 2015 г.
  9. ^ Джон Ширман, «Маниера как эстетический идеал», Чейни, 2004, 37.
  10. ^ «Информация об исполнителе» . www.nga.gov . Проверено 6 мая 2022 г.
  11. ^ Чейни 1997, 17.
  12. ^ Бриганти 1962 , с. 6.
  13. ^ Jump up to: а б Миролло 1984 , с. [ нужна страница ] .
  14. ^ Ширман 1967 .
  15. ^ Гроссманн 1965 .
  16. ^ Моффетт, Мэриан; Фасио, Майкл В.; Вудхаус, Лоуренс (2003). Всемирная история архитектуры . Издательство Лоуренса Кинга. п. 330. ИСБН  978-1-85669-371-4 . ; Буске, Жак (1964). Маньеризм: живопись и стиль позднего Возрождения . Бразильер.
  17. ^ Чейни [ нужна ссылка ] , «Предисловие», xxv – xxxii, и Манфред Вундрам, «Маньеризм», Grove Art Online . Oxford University Press, [по состоянию на 23 апреля 2008 г.].
  18. ^ «Блестящие невротики позднего Возрождения» . Зритель . 17 мая 2014 г.
  19. ^ Jump up to: а б Фридберг 1993 , стр. 175–177.
  20. ^ Jump up to: а б Джорджо Вазари, Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов.
  21. ^ Jump up to: а б Фридлендер, Вальтер (1965). Маньеризм и антиманьеризм в итальянской живописи . Шокенские книги . п. 48.
  22. ^ Манфред Вундрам, «Маньеризм», Grove Art Online. Oxford University Press, [по состоянию на 23 апреля 2008 г.].
  23. ^ Фридберг 1965 , с. [ нужна страница ] .
  24. ^ Ширман 1967 , с. 19.
  25. ^ Бриганти 1962 , стр. 32–33.
  26. ^ Бриганти 1962 , с. 13.
  27. ^ Саммерсон 1983 , стр. 157–172.
  28. ^ Олсон, 179–182.
  29. ^ Олсон, 183–187.
  30. ^ Олсон, 182–183.
  31. ^ Олсон, 194–202.
  32. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Маркетти Летта, Элизабетта (1995). Понтормо, Россо Фиорентино . Констебль. п. 6. ISBN  0094745501 . OCLC   642761547 .
  33. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Смарт, Аластер (1972). Ренессанс и маньеризм в Северной Европе и Испании . Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович. п. 118.
  34. ^ Jump up to: а б с Кокс-Ририк, Джанет. «Понтормо, Якопо да» . Гроув Арт онлайн . Проверено 1 апреля 2019 г.
  35. ^ Jump up to: а б с д и Чекки, Алессандро; Бронзино, Аньоло; фургоны, Кристофер Э. (1996). Бронзино . Антелла, Флоренция: Библиотека великих мастеров. п. 20.
  36. ^ Стокстад, Мэрилин; Котрен, Майкл Ватт (2011). История искусств . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон/Прентис-Холл. стр. 663 . ISBN  9780205744220 .
  37. ^ Jump up to: а б с д и Николс, Том (1 октября 2015 г.). Тинторетто: традиции и идентичность . Книги реакции. п. 234. ИСБН  9781780234816 . OCLC   970358992 .
  38. ^ «Эль Греко» . Национальная галерея искусств . Проверено 19 мая 2013 г.
  39. ^ Кристиансен, Кейт (октябрь 2004 г.). «Эль Греко (1541–1614)» . Метрополитен-музей . Проверено 19 мая 2013 г.
  40. ^ Jump up to: а б с Мариас, Фернандо (2003). «Греко, Эль» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T034199 . ISBN  978-1-884446-05-4 . Проверено 1 апреля 2019 г.
  41. ^ Ламбраки-Плака, Марина (1999). Эль Греко-Греческий . Кастаниотис.: Экдосейс Кастаниоте. стр. 47–49. ISBN  960-03-2544-8 .
  42. ^ Jump up to: а б Дэвис, Дэвид; Греко, Дж. Х.; Метрополитен-музей; Национальная галерея (2003). Эль Греко . Лондон: Компания Национальной галереи. п. 245.
  43. ^ Мерфи, Кэролайн (2003). Лавиния Фонтана: художница и ее покровители из Болоньи шестнадцатого века . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  0300099134 . OCLC   50478433 .
  44. ^ Чейни, Лиана (2000). Алисия Крейг Факсон; Кэтлин Люси Руссо (ред.). Автопортреты женщин-художников . Олдершот, Хантс, Англия: Эшгейт. ISBN  1859284248 . OCLC   40453030 .
  45. ^ «Обнаженная Минерва Лавинии Фонтана. - Бесплатная онлайн-библиотека» . www.thefreelibrary.com . Проверено 10 марта 2019 г.
  46. ^ Jump up to: а б с д и ж г Кауфманн, Томас ДаКоста (2010). Арчимбольдо . Издательство Чикагского университета. п. 167. дои : 10.7208/чикаго/9780226426884.001.0001 . ISBN  9780226426877 .
  47. ^ «Руководство по стилю: маньеризм» . Виктория и Альберт. 19 декабря 2012 года . Проверено 11 января 2015 г.
  48. ^ Вундрам, Манфред (1996). Словарь искусства . Роща. п. 281.
  49. ^ Пейчева, Мария (2016). Микеланджело: 240 цветных пластин . StreetLib. п. 2. ISBN  978-88-925-7791-6 .
  50. ^ [ нужна проверка ] Ярзомбек, Марк (зима 2005 г.). «Игра с пилястрами» (PDF) . Пороги . 28 : 34–41. Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2022 года.
  51. ^ «Архитектура Эррериана» . www.arteespana.com (на испанском языке) . Проверено 5 января 2019 г.
  52. ^ Арнольд Хаузер. Маньеризм: кризис Возрождения и истоки современного искусства . (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1965).
  53. ^ Jump up to: а б Вентури, Роберт. «Архитектура как знаки и системы» (PDF) . Проверено 11 января 2015 г.
  54. ^ Гроб Дэвида, Вилла в жизни Рима эпохи Возрождения , Princeton University Press, 1979: 281–285.
  55. ^ Эллул, Майкл (2004). «В поисках Джироламо Кассара: неопубликованная рукопись в Государственном архиве Лукки» (PDF) . Мелита Историка . XIV (1): 37. ISSN   1021-6952 . Архивировано из оригинала (PDF) 13 марта 2016 года.
  56. ^ «Исторический центр Сальвадора де Баия» , Список всемирного наследия , Париж: ЮНЕСКО.
  57. ^ «Маньеризм: Бронзино (1503–1572) и его современники» . Метрополитен-музей . Проверено 19 мая 2013 г.
  58. ^ Виссе, Авторы: Якоб. «Северный маньеризм в начале шестнадцатого века | Очерк | Метрополитен-музей | Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 22 июня 2024 г.
  59. ^ Болдик 2015 ; Грин 2012 .
  60. ^ «Электронные книги Гейла - Документ - Джон Донн» . go.gale.com . Проверено 3 февраля 2020 г. .
  61. ^ Гарднер, Хелен (1957). Метафизические поэты . Издательство Оксфордского университета, Лондон. ISBN  9780140420388 . Проверено 15 августа 2014 г.
  62. ^ Картер 1991, 128.
  63. ^ Обращение 1946–47, 20.
  64. ^ Jump up to: а б Кастаньо 1994 , с. [ нужна страница ] .
  65. ^ Барнс, Эрни. Интервью «Личные дневники» с Эдом Гордоном, BET, 1990 г.
  66. ^ Гринуэй, Питер. Интервью «Кино идей» с Хенком Остерлингом, 2001 г.
  67. ^ Jump up to: а б Сальц, Джерри (10 октября 2013 г.). «Джерри Сальц о новом коварном клише искусства: неоманьеризме» . Стервятник . Проверено 16 августа 2014 г.
  1. ^ «Хорошо» в смысле «тонко аргументировано».
  • Апель, Вилли. 1946–47. «Французская светская музыка конца четырнадцатого века». Acta Musicologica 18: 17–29.
  • Болдик, Крис (2015). «Маньеризм» . Оксфордский словарь литературных терминов (онлайн-версия) (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780191783234 .
  • Бриганти, Джулиано (1962). Итальянский маньеризм . Перевод Канцла, Маргарет. Лондон: Темза и Гудзон.
  • Картер, Тим. 1991. Музыка в Италии позднего Возрождения и раннего барокко . Лондон: Амадеус Пресс. ISBN   0-9313-4053-5 [ нужна проверка ]
  • Кастаньо, Пол К. (1994). Ранняя комедия дель арте (1550–1621): маньеристский контекст . Нью-Йорк: П. Ланг. ISBN  0-8204-1794-7 .
  • Чейни, Лиана де Джиролами (ред.). 2004. Чтения итальянского маньеризма , второе издание, с предисловием Крейга Хью Смита. Нью-Йорк: Питер Лэнг. ISBN   0-8204-7063-5 . (Предыдущее издание, без предисловия Смита, Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1997. ISBN   0-8204-2483-8 ).
  • Кокс-Ририк, Джанет. «Понтормо, Якопо да». Grove Art Online. 11 апреля 2019 г. http://www.oxfordartonline.com/groveart/view/10.1093/gao/9781884446054.001.0001/oao-9781884446054-e-7000068662 .
  • Дэвис, Дэвид, Греко, Дж. Х. Эллиотт, Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк) и Национальная галерея (Великобритания). Эль Греко. Лондон: Компания Национальной галереи, 2003.
  • Фридберг, Сидни Дж. 1965. «Наблюдения за картиной Маньеры». [ нужна полная цитата ] Перепечатано в Cheney 2004, 116–23.
  • Фридберг, Сидни Дж. (1971). Живопись в Италии, 1500–1600 (1-е изд.). Хармондсворт и Балтимор: Penguin Books . ISBN  0-14-056035-1 .
  • Фридберг, Сидни Дж. (1993). Живопись в Италии, 1500–1600 (3-е изд.). Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета . ISBN  0-300-05587-0 .
  • Фридлендер, Вальтер (1965). Маньеризм и антиманьеризм в итальянской живописи . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN  0805231536 .
  • Гомбрих, Эрнст Ганс . 1995. История искусства , издание шестнадцатое. Лондон: Phaidon Press. ISBN   0-7148-3247-2 .
  • Грин, Роланд ; и др., ред. (2012). «Маньеризм». Принстонская энциклопедия поэзии и поэтики (4-е изд.). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-15491-6 .
  • Кауфманн, Томас ДаКоста. Арчимбольдо: Визуальные шутки, естественная история и натюрморты . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2010. Центральная электронная книга ProQuest.
  • Ламбраки-Плака, Марина (1999). Эль Греко-Грек. Кастаниотис. ISBN   960-03-2544-8 .
  • Маркетти Летта, Элизабетта, Якопо да Понтормо и Россо Фиорентино. Понтормо, Россо Фиорентино. Библиотека великих мастеров. Антелла, Флоренция: Скала, 199.
  • Мариас, Фернандо. 2003 «Греко, Эл». Гроув Арт Онлайн. 2 апреля 2019 г. http://www.oxfordartonline.com/groveart/view/10.1093/gao/9781884446054.001.0001/oao-9781884446054-e-7000034199
  • Миролло, Джеймс В. (1984). Маньеризм и поэзия Возрождения: концепция, модус, внутренний замысел . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  0-300-03227-7 .
  • Николс, Том. Тинторетто: Традиция и идентичность. Лондон: Реакция, 1999.
  • Ширман, Джон К.Г. (1967). «Стиль и цивилизация». Маньеризм . Хармондсворт: Пингвин. ISBN  0-14-013759-9 .
  • Олсон, Роберта Дж. М., Скульптура итальянского Возрождения , 1992, Темза и Гудзон (Мир искусства), ISBN   9780500202531
  • Умно, Аластер. Ренессанс и маньеризм в Северной Европе и Испании. История искусства Харбрейса. Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович, 1972.
  • Смит, Крейг Хью. 1992. Маньеризм и маньера , с предисловием Элизабет Кроппер. Вена: ИРСА. ISBN   3-900731-33-0 .
  • Саммерсон, Джон. 1983. Архитектура в Великобритании 1530–1830 , 7-е исправленное и дополненное (3-е интегрированное) издание. Пеликан История искусства. Хармондсворт и Нью-Йорк: Пингвин. ISBN   0-14-056003-3 (в футляре) ISBN   0-14-056103-X (пбк) [Перепечатано с исправлениями, 1986 г.; 8-е издание, Хармондсворт и Нью-Йорк: Пингвин, 1991.]
  • Стокстад, Мэрилин и Майкл Уотт Котрен. История искусств. 4-е изд. Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон/Прентис-Холл, 2011.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Коэн, М. (2005). «Манеры» делают мужчину: вежливость, рыцарство и формирование мужественности, 1750–1830. Журнал британских исследований, 44 (2), 312–329. https://doi.org/10.1086/427127
  • Гарднер, Хелен Луиза. 1972. Метафизические поэты, избранные и отредактированные, исправленное издание. Введение. Хармондсворт, Англия; Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN   0-14-042038-X .
  • Гроссманн, Ф. (1965). Между Ренессансом и барокко: европейское искусство: 1520–1600 гг . Художественная галерея Манчестер Сити.
  • Холл, Марсия Б. 2001. После Рафаэля: живопись Центральной Италии в шестнадцатом веке , издательство Кембриджского университета . ISBN   0-521-48397-2 .
  • Пинелли, Антонио. 1993. Прекрасная манера: художники шестнадцатого века между правилом и произволом . Турин: Маленькая библиотека Эйнауди. ISBN   88-06-13137-0
  • Сайфер, Уайли. 1955. Четыре этапа стиля Возрождения: трансформации в искусстве и литературе, 1400–1700 гг . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. Классический анализ Возрождения, маньеризма, барокко и позднего барокко.
  • Вюртенбергер, Францсепп. 1963. Маньеризм: европейский стиль шестнадцатого века . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон (первоначально опубликовано на немецком языке как Маньеризм; европейский стиль шестнадцатого века . Вена: А. Шролл, 1962).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 428d5ee111f61cc11c3f2bef177e9735__1719098460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/35/428d5ee111f61cc11c3f2bef177e9735.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mannerism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)