Джузеппе Арчимбольдо
Джузеппе Арчимбольдо | |
---|---|
![]() Автопортрет , сейчас находится в Национальной галерее Праги. | |
Рожденный | 5 апреля 1526 г. Милан , Миланское герцогство , Священная Римская империя |
Умер | 11 июля 1593 г. Милан, Миланское герцогство, Габсбургская Испания | (67 лет)
Известный | Рисование |
Заметная работа | Библиотекарь , 1566 г. Вертумн , 1590–1591 гг. |
Джузеппе Арчимбольдо , также пишется как Арчимбольди (англ. Итальянский: [dʒuzɛppe artʃimˈbɔldo] ; [1] 5 апреля 1527 — 11 июля 1593) — итальянский художник эпохи Возрождения , наиболее известный созданием творческих портретных голов , полностью сделанных из таких предметов, как фрукты, овощи, цветы, рыба и книги. [2]
Эти работы составляют отдельную категорию от других его произведений. Он был обычным придворным художником , рисовавшим портреты трех императоров Священной Римской империи в Вене и Праге; также выпускает религиозные сюжеты и, среди прочего, серию цветных рисунков экзотических животных в императорском зверинце . Он специализировался на гротескных символических композициях из фруктов, животных, пейзажей или различных неодушевленных предметов, принявших человеческие формы. [3]
Портреты - натюрморты явно были частично задуманы как диковинка, призванная развлечь двор, но критики предполагают, насколько серьезно они были связаны с неоплатонизмом эпохи Возрождения или другими интеллектуальными течениями того времени.
Биография
[ редактировать ]

Отец Джузеппе, Бьяджо Арчимбольдо, был художником из Милана , Италия. Как и его отец, Джузеппе Арчимбольдо начал свою карьеру в качестве дизайнера витражей и фресок в местных соборах, когда ему был 21 год. [4]
В 1562 году он стал придворным портретистом Фердинанда I при дворе Габсбургов в Вене , Австрия, а позже Максимилиана II и его сына Рудольфа II при дворе в Праге . Он также был придворным декоратором и художником по костюмам. Август, курфюрст Саксонии , посетивший Вену в 1570 и 1573 годах, увидел работы Арчимбольдо и заказал копию его «Времен года» , включающую его собственные монархические символы . [ нужна ссылка ]
Обычные работы Арчимбольдо на традиционные религиозные темы канули в Лету, но его портреты человеческих голов, состоящих из овощей, растений, фруктов, морских существ и корней деревьев, вызвали большое восхищение у его современников и остаются источником восхищения сегодня. [ нужна ссылка ]
На расстоянии его портреты выглядят как обычные человеческие портреты. Однако отдельные объекты на каждом портрете фактически перекрываются, образуя различные анатомические формы человека. Они были тщательно построены его воображением. Собранные предметы на каждом портрете были не случайны: каждый был связан по характеристике. [5] В портрете, который сейчас представлен в нескольких экземплярах под названием «Библиотекарь» , Арчимбольдо использовал предметы, которые символизировали книжную культуру того времени, такие как занавес, который создавал отдельные кабинеты в библиотеке. Хвосты животных, ставшие бородой портрета, использовались в качестве тряпок. Используя предметы быта, портреты были одновременно украшением и натюрмортами. [6] Его работы показали не только природу и человека, но и то, насколько тесно они связаны. [7]
После того, как портрет был представлен публике, некоторые ученые, имевшие в то время тесное отношение к книжной культуре, заявили, что портрет высмеивает их ученость. [ нужна ссылка ] Фактически, Арчимбольдо критиковал плохое поведение богатых людей и через свое искусство показывал другим, что происходило в то время. В «Библиотекаре» , хотя картина могла бы показаться нелепой, она также содержала критику богатых людей, которые собирали книги только для того, чтобы владеть ими, а не для того, чтобы их читать. [6]
Искусствоведы спорят, были ли его картины причудливыми или продуктом невменяемого ума . [8] Однако большинство ученых придерживаются мнения, что, учитывая увлечение эпохи Возрождения загадками, головоломками и причудливым (см., например, гротескные головы Леонардо да Винчи ), Арчимбольдо, будучи далеко не психически неуравновешенным, угождал вкус своего времени. [ нужна ссылка ]
Арчимбольдо умер в Милане , Италия , где он вышел в отставку после ухода со службы в Праге. Именно на этом последнем этапе своей карьеры он создал составной портрет Рудольфа II. [9] (см. выше), а также его автопортрет «Времена года». Его итальянские современники почтили его стихами и рукописями, прославляющими его выдающуюся карьеру. [10]
Когда шведская армия вторглась в Прагу в 1648 году, во время Тридцатилетней войны , многие картины Арчимбольдо были взяты из Рудольфа II . коллекции [ нужна ссылка ]
Его работы можно найти в Венском музее истории искусств и Габсбургском замке Амбрас в Инсбруке ; Лувр ; в Париже а также в многочисленных музеях Швеции. В Италии его работы находятся в Кремоне , Брешии и галерее Уффици во Флоренции . Атенеум Уодсворта в Хартфорде , Коннектикут ; Денверский художественный музей в Денвере, Колорадо ; Фонд Менила в Хьюстоне , Техас ; а в Музее Кэнди на Гернси также хранятся работы Арчимбольдо. [ нужна ссылка ] Настоящая Академия изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде владеет картиной «Весна ». Арчимбольдо [11]
XVI века Он известен как маньерист . В переходный период с 1520 по 1590 год маньеризм перенял некоторые художественные элементы Высокого Возрождения и оказал влияние на другие элементы периода барокко. Маньеристы стремились показать тесные взаимоотношения между человеком и природой. [12] Арчимбольдо также пытался показать свое понимание природы через свои портреты. В «Весне» человеческий портрет составлен только из различных весенних цветов и растений. От шляпы до шеи каждая часть портрета, даже губы и нос, была составлена из цветов, а тело — из растений. С другой стороны, в «Зиме » человек состоял в основном из корней деревьев. Некоторые листья вечнозеленых деревьев и ветки других деревьев превратились в волосы, а соломенная циновка стала костюмом человеческого портрета. [ нужна ссылка ]
Наследие
[ редактировать ]В 1976 году испанский скульптор Мигель Беррокаль создал оригинальную бронзовую скульптуру, состоящую из 20 элементов, под названием Opus 144 ARCIMBOLDO BIG как дань уважения итальянскому художнику. За этой работой последовала скульптура, выпущенная ограниченным тиражом в 1000 экземпляров под названием Opus 167 OMAGGIO AD ARCIMBOLDO (ДАВАНИЕ АРЧИМБОЛЬДО) 1976–1979 годов, состоящая из 30 взаимосвязанных элементов.
Работы Арчимбольдо, особенно его многочисленные изображения и визуальные каламбуры, были заново открыты в начале 20 века такими художниками- сюрреалистами, как Сальвадор Дали . Выставка под названием «Эффект Арчимбольдо: трансформации лица с 16 по 20 век» в Палаццо Грасси в Венеции (1987) включает многочисленные картины «двойного смысла». Влияние Арчимбольдо можно также увидеть в творчестве Сигэо Фукуды , Иштван Орос , Октавио Окампо , Вик Мунис и Сандро дель Прете, а также фильмы Яна Шванкмайера . [13]
Работы Арчимбольдо используются некоторыми психологами и нейробиологами для определения наличия поражений в полушариях мозга, распознающих глобальные и локальные образы и объекты.
Художественное наследие, оценки
[ редактировать ]Наследство
[ редактировать ]
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих произведениях. После смерти Арчимбольдо и его покровителя — императора Рудольфа II — наследие художника было быстро забыто, а многие его произведения были утеряны. В литературе 17-18 веков они не упоминались. Лишь в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание было уделено роли Арчимбольди-портретиста. [14]
С появлением сюрреализма его теоретики обратили внимание на формальное творчество Арчимбольдо, и в первой половине 20 века его наследию было посвящено немало статей. Густав Рене Хокке провел параллели между Арчимбольдо, Сальвадором Дали и Макса Эрнста работами . В 1954 вышла томная монография Б. Гейгера и книга Ф. Леграна и Ф. Сюя.
С 1978 года Т. ДаКоста Кауфманн занимался наследием Арчимбольдо и написал о защите художником диссертации «Вариации на имперскую тему». Его объемная работа, опубликованная в 2009 году, подвела итог отношению современных искусствоведов к Арчимбольдо. статья, опубликованная в 1980 году Роланом Бартом . Творчеству Арчимбольдо была посвящена [14]
Связь Арчимбольдо с сюрреализмом подчеркивалась на знаковых выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дадаизм , сюрреализм », 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция человека в живописи XVI века», Палаццо Грасси, 1987), где Были представлены аллегории Арчимбольдо. [15] Крупнейшая энциклопедическая выставка наследия Арчимбольдо, на которой было представлено около 150 его работ, включая графику, прошла в Вене в 2008 году. Несмотря на то, что на арт-рынке представлено очень мало произведений Арчимбольдо, их аукционная стоимость составляет в диапазоне от пяти до 10 миллионов долларов. Эксперты отмечают, что это очень скромно для артиста такого уровня популярности. [16] [17]
Художественное наследие Арчимбольдо плохо идентифицировано, особенно это касается его ранних работ и картин в традиционном стиле. Всего сохранилось около 20 его картин, но еще больше утеряно, согласно упоминаниям современников и документам той эпохи. Наиболее известны его циклы «Четыре стихии» и «Времена года» , которые художник повторил с небольшими изменениями. Некоторые из его картин включают «Библиотекарь» , «Юрист» , «Повар» , «Виночерпий » и другие картины. [18] Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных коллекциях Италии (в том числе в галерее Уффици ), Франции ( Лувр ), Австрии, Чехии, Испании, Швеции и в США.
Художественные интерпретации
[ редактировать ]Главным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «любопытные» картины Арчимбольдо, произведения которого, по мнению В. Кригескорта, «совершенно уникальны». [19] Попытки интерпретации начинаются с суждений о культурном происхождении и философии художника, однако единого мнения в этом отношении не выработано. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников — Ломаццо , Команини и Мориджиа , употреблявших термины «скерци, грили и каприччи» (соответственно «шутки», «капризы», «капризы»). [15] Монография Гейгера называется: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Гейгер рассматривал произведения художника как инверсию, когда безобразие кажется прекрасным, или, наоборот, как безобразие, превосходящее красоту, развлекающее царственного заказчика. [20] Подобную точку зрения высказывал и Барт , но он сводил творчество художника к теории языка, полагая, что основы философии искусства Арчимбольдо являются лингвистическими, поскольку, не создавая новых знаков, он смешивал их, смешивая и комбинируя элементы, которые затем играли роль в обновлении языка. [21]
Арчимбольдо говорит на двух языках, одновременно очевидных и запутанных; он создает «бормотание» и «тарабарщину», но эти изобретения остаются вполне рациональными. В общем, единственная прихоть (bizarrerie), которую не позволяет себе Арчимбольдо – он не создает совершенно непонятный язык… его искусство не безумно. [22]
Классификация Арчимбольдо как маньериста также относится к 20 веку, например, в Густава Рене Хокке работе «Мир как лабиринт» , опубликованной в 1957 году. Арчимбольдо родился в эпоху позднего Возрождения, и его первые работы были выполнены в традиционном стиле. Ренессансная манера. По мнению Хокке, в эпоху Возрождения художник должен был быть прежде всего талантливым ремесленником, искусно подражающим природе, поскольку на ее изучении основывалась идея изобразительного искусства. Маньеризм отличался от искусства Возрождения тяготением к «ненатуралистической абстракции». Это было продолжение художественных инноваций позднего Средневековья — искусства, воплощающего идеи. По мнению Г. Хокке, в сознании существует concetto — понятие картины или образ понятия, интеллектуальный прообраз. Арчимбольдо, отталкиваясь от концертти, писал метафорические и фантастические картины, чрезвычайно типичные для маньеристического искусства. [23] В Умберто Эко Арчимбольдо « О безобразии» описывается как представитель маньеристической традиции, для которой «...своеобразно предпочтение стремления к странному, экстравагантному и бесформенному экспрессивному прекрасному». [24]
В работе «Арчимбольдо и арчимбольдеск» Ф. Легран и Ф. Сюй попытались реконструировать философские взгляды художника. Они пришли к выводу, что эти взгляды представляют собой разновидность платонического пантеизма . Ключ к реконструкции мировоззрения Арчимбольдо им представлялся в символике придворных торжеств, устраиваемых художником, и в его аллегорических сериях. Согласно диалогу Платона «Тимей» , извечный бог создал Вселенную из хаоса сочетанием четырех элементов – огня, воды, воздуха и земли, что определяет всеобъемлющее единство. [25] В творчестве Т. ДаКоста Кауфмана последовательно осуществляется серьезная интерпретация наследия Арчимбольдо в контексте культуры XVI века. Кауфман вообще скептически отнесся к атрибуции произведений Арчимбольдо и признал несомненными оригиналами только четыре картины, причем с подписью художника. За интерпретацию он взял текст неопубликованного стихотворения Ж. Фонтео «Картина « Времена года и четыре стихии » императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». По мнению Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идеи величия императора. Гармония, в которой фрукты и животные объединяются в изображения человеческой головы, символизирует гармонию империи под добрым правлением Габсбургов. Изображения времен года и стихий всегда представлены в профиль, но при этом Зима и Вода , Весна и Воздух , Лето и Огонь , Осень и Земля обращены друг к другу. В каждом цикле также соблюдена симметрия: две головы смотрят вправо, а две — влево. Времена года чередуются в неизменном порядке, символизируя и постоянство природы, и вечность правления дома Габсбургов. На это намекает и политическая символика: на образ Воздух украшен символами Габсбургов — павлином и орлом, а Огонь украшен цепочкой Ордена Золотого Руна, великий мастер которого по традиции был главой царствующей династии. Однако сделан он из кремня и кованой стали. Оружие также указывает на агрессивное начало. Символика Габсбургов присутствует на картине « Земля» , где шкура льва обозначает геральдический знак Богемии. жемчуг и кораллы, похожие на оленьи рога в «Водной» . На то же намекают [26] [27]
В литературе и популярной культуре
[ редактировать ]Ряд писателей из Испании семнадцатого века ссылаются на его работы, учитывая, что Филипп II приобрел некоторые картины Арчимбольдо. Гротескные образы в Мигеля де Сервантеса « романе Дон Кихот » , такие как огромный фальшивый нос, напоминают о его творчестве. [28] Он также появляется в произведениях Франсиско де Кеведо . [29] Обращаясь к современной латиноамериканской литературе, первый и последний разделы «2666 » (2008) последнего романа Роберто Боланьо касаются вымышленного немецкого писателя по имени Бенно фон Арчимбольди , который взял свой псевдоним от Арчимбольдо. [30]
Картина Арчимбольдо «Вода » использовалась в качестве обложки альбома «Masque» 1975 года прогрессив -рок- группы Kansas , а также была показана на обложке издания Paladin 1977 года книги Томаса Саса « Миф о психическом заболевании» . [31]
Повесть 1992 года «Пришествие Вертумнуса» Яна Уотсона противопоставляет врожденный сюрреализм одноименного произведения против измененного психического состояния, вызванного наркотиками.
В фантастическом детективном романе Гарри Горлицы 1993 года «Дело о свалке токсичных заклинаний » альтернативной истории версия Арчимбольдо из включала в свои портреты бесов – обычное, повседневное зрелище в этом мире – наряду с фруктами, книгами и т. д. .
Логотип аудиокниг «Аркангел Шекспир» , выпускаемых с 1998 года, представляет собой портрет Уильяма Шекспира , сделанный из книг в стиле «Библиотекаря » Арчимбольдо .
Фруктовые человечки в стиле Арчимбольдо появляются в качестве персонажей в фильмах «Сказка о Десперо» (2008) и «Алиса в Зазеркалье» (2016), а также в Cosmic Osmo серии видеоигр .
Деталь Флоры была использована на обложке альбома года Bonfires on the Heath 2009 The Clientele .
Арчимбольдо упоминается в возрождении « Аниманьяков» 2020 года , эпизод 4, поскольку главные герои создают его скульптуру из фруктов.
Галерея
[ редактировать ]- Император Священной Римской империи Максимилиан II. Австрии и его жена Инфанта Мария Испанская с детьми , ок. 1563 г. , Замок Амбрас
- Юрист , 1566, Национальный музей , Швеция.
- Библиотекарь , 1566, холст, масло, Замок Скоклостер , Швеция.
- «Официант» , 1574, частное собрание.
Четыре сезона
[ редактировать ]- Весна , [32] 1563, Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо , Мадрид.
- Лето , 1563 год, Художественно-исторический музей , Вена.
- Осень , 1573 год, Лувр , Париж.
- Зима , 1563 год, Художественно-исторический музей, Вена.
Четыре элемента
[ редактировать ]- Воздух , гр. 1566 г. (копия), частное собрание.
- Огонь , масло, дерево, 1566 г., Художественно-исторический музей , Вена.
- Земля , предположительно 1566 г., частное собрание, Австрия.
- Вода , 1566, Художественно-исторический музей, Вена.
См. также
[ редактировать ]- Ян Брейгель Старший
- Скрытые лица
- Ян ван Кессель Старший
- Библиотекарь (живопись)
- Прятки (живопись)
- Композитная миниатюрная картина
- Искусство конца 16 века в Милане
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лучано Канепари . «Арчимбольдо» . DiPI Online (на итальянском языке) . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ Томас ДаКоста Кауфманн (2009). Арчимбольдо: визуальные шутки, естественная история и натюрморты . Издательство Чикагского университета. стр. 1, 93, 96. ISBN. 9780226426860 .
- ^ Оксфордская иллюстрированная энциклопедия . Судья Гарри Джордж, Тойн Энтони. Оксфорд [Англия]: Издательство Оксфордского университета. 1985–1993. п. 21. ISBN 0-19-869129-7 . OCLC 11814265 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Биография Джузеппе Арчимбольдо» . Джузеппе-arcimboldo.org . Проверено 16 июля 2012 г.
- ^ Майорино, Джанкарло (1991). Портрет эксцентричности: Арчимбольдо и маньеристский гротеск . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 0-271-00727-3 .
- ^ Jump up to: а б Элхард, К.К. (2005). «Вновь открывая книгу о библиотекаре Арчимбольдо». Библиотеки и культура . 40 (2): 115–127. дои : 10.1353/lac.2005.0027 . S2CID 170771712 .
- ^ Розенберг, Карен (23 сентября 2010 г.). «Несколько навязчивых идей, объединенных на холсте» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 декабря 2012 г.
- ^ Меликян, Сурен (5 октября 2007 г.). «Галлюцинации Джузеппе Арчимбольдо: фантазия или безумие?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 декабря 2012 г.
- ^ «Рудольф II, кайзер» . дои : 10.1553/0x0001dfe9 . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ Марраподи, Мишель, изд. (5 декабря 2016 г.). Итальянская культура в драме Шекспира и его современников . Рутледж. дои : 10.4324/9781315251707 . ISBN 978-1-351-92585-3 .
- ^ Гонсалес де Амесуа, «Мерседес» (2012). «Коллекция». Путеводитель по музею (PDF) . Мадрид: Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо . стр. 44–45. ISBN 978-84-96406-26-1 .
- ^ «Маньеристский стиль и плач» . Artsconnected.org. 10 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 20 июня 2012 г. Проверено 16 июля 2012 г.
- ^ [Литература: Эффект Арчимбольдо: трансформации лица с 16 по 20 век . Abbeville Press, Нью-Йорк, 1-е издание (сентябрь 1987 г.). ISBN 0896597695 . ISBN 978-0896597693 .]
- ^ Jump up to: а б Вернер Кригскорте (2000). Арчимбольдо. Эдиз. Английский. Сумки . п. 30. ISBN 978-3-8228-5993-3
- ^ Jump up to: а б Ферино-Пагден 2007 , с. 15.
- ^ Кэрол Фогель (16 сентября 2010 г.). «Работа Арчимбольдо, купленная к выставке» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 31 октября 2014 г.
- ^ Блейк Гопник (17 сентября 2010 г.). «Картина Арчимбольдо «Времена года» пополнит коллекцию Национальной галереи искусств» . Вашингтон Пост . Проверено 31 октября 2014 г.
- ^ Вернер Кригскорте (2000). Арчимбольдо . Эдиз. Английский. Сумки. п. 16-20. ISBN 978-3-8228-5993-3
- ^ Вернер Кригскорте (2000). Арчимбольдо . Эдиз. Английский. Сумки. п. 20. ISBN 978-3-8228-5993-3
- ^ Вернер Кригскорте (2000). Арчимбольдо . Эдиз. Английский. Сумки. стр. 32–34. ISBN 978-3-8228-5993-3
- ^ Ролан Барт. Арчимбольдо. п. 335
- ^ Ролан Барт. Арчимбольдо . п. 338
- ^ Вернер Кригскорте (2000). Арчимбольдо . Эдиз. Английский. Сумки. стр. 56–58. ISBN 978-3-8228-5993-3
- ^ История уродства (Бомпиани, 2007 – английский перевод: On Ugliness , 2007). стр.169
- ^ Вернер Кригскорте (2000). Арчимбольдо. Эдиз. Английский. Сумки. стр. 58–60. ISBN 978-3-8228-5993-3
- ^ Ферино-Пагден 2007 , с. 97—101.
- ^ Вернер Кригскорте (2000). Арчимбольдо . Эдиз. Английский. Сумки. п. 44. ISBN 978-3-8228-5993-3
- ^ де Армас, Фредерик А. (2004). «Золотой дом Нерона: итальянское искусство и гротеск в Дон Кихоте , Часть II». Сервантес: Бюллетень Американского общества Сервантеса . 24 (1): 143–71. дои : 10.3138/Сервантес.24.1.143 . S2CID 190011126 .
- ^ Левизи, Маргарита (1968). «Фигуры, составленные Арчимбольдо и Кеведо». Сравнительная литература (на испанском языке). 20 (3): 217–35. дои : 10.2307/1769441 . JSTOR 1769441 .
- ^ Боланьо, Роберто. 2666 . Фаррар, Штраус и Жиру, 2008, стр. 729, 784.
- ↑ Паладина 1977 года. См. издание «Миф о психических заболеваниях»
- ^ Фернандо, Королевская академия BBAA Сан. «Арчимбольдо, Джузеппе - Весна» . Академические коллекции (на испанском языке) . Проверено 31 марта 2020 г.
Чтения
[ редактировать ]- ДаКоста Кауфманн, Томас. Арчимбольдо: визуальные шутки, естественная история и натюрморты . - Чикаго - Лондон: University of Chicago Press, 2009. - 313 с. — ISBN 9780226426860
- Ферино-Пагден, Сильвия, изд. (2007). Арчимбольд: 1526-1593 гг . Милан: Лыжи. ISBN 978-88-6130-379-9 . OCLC 181069711 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Giuseppe-Arcimboldo.org Полное собрание сочинений Джузеппе Арчимбольдо
- Коллекция Джузеппе Арчимбольдо в Музее Израиля.
- «Пир для глаз Арчимбольдо». Архивировано 10 октября 2013 года в журнале Wayback Machine Smithsonian Magazine.
- 1527 рождений
- 1593 смерти
- Художники из Милана
- Итальянские художники XVI века.
- Итальянские художники-мужчины
- Итальянские художники-маньеристы
- Итальянские художники-портретисты
- Итальянские художники-натюрморты
- Итальянские эмигранты в Чехии
- Австрийские художники
- Чешские художники
- Итальянские карикатуристы