Ян ван Кессель Старший
Ян ван Кессель Старший или Ян ван Кессель (I) (крещен 5 апреля 1626 г., Антверпен - 17 апреля 1679 г., Антверпен) был фламандским художником, работавшим в Антверпене в середине 17 века. Разносторонний художник, он работал во многих жанрах, включая этюды насекомых, цветочные натюрморты, морскую пехоту, речные пейзажи, райские пейзажи, аллегорические композиции, сцены с животными и жанровые сцены . [ 1 ] Отпрыск семьи Брейгелей, многие из его подданных черпали вдохновение в работах своего деда Яна Брейгеля Старшего , а также в работах более раннего поколения фламандских художников, таких как Даниэль Сегерс , Йорис Хофнагель и Франс Снайдерс . [ 2 ] Произведения Ван Кесселя высоко ценились современниками и собирались искусными ремесленниками, богатыми купцами, знатью и зарубежными светилами по всей Европе. [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Ян ван Кессель Старший родился в Антверпене в семье Иеронима ван Кесселя Младшего и Пасхасии Брейгель (дочери Яна Брейгеля Старшего ). Таким образом, он был внуком Яна Брейгеля Старшего, Питера Брейгеля Старшего правнуком и племянником Яна Брейгеля Младшего . Его прямыми предками по семейной линии ван Кесселя были его дед Иероним ван Кессель Старший и его отец Иероним ван Кессель Младший, которые оба были художниками. О творчестве предков ван Кесселя известно очень мало. [ 4 ]
В возрасте всего 9 лет Яна ван Кесселя отдали учиться к историческому художнику Симону де Восу . [ 4 ] Далее он обучался у членов семьи, которые были художниками. Он был учеником своего отца и дяди Яна Брейгеля Младшего . [ 1 ]
В 1644 году он стал членом Антверпенской гильдии Святого Луки , где был записан как «бломшильдер» (художник-цветочник). [ 1 ] Он женился на Марии ван Апшовен 11 июня 1646 года. У пары было 13 детей, двое из которых, Ян и Фердинанд , прошли у него обучение и стали успешными художниками. Он был капитаном местного шуттерия (гражданской гвардии) в Антверпене. [ 4 ]
Ян ван Кессель добился финансового успеха, поскольку его работы стоили дорого и широко собирались дома и по всей Европе. [ 3 ] [ 5 ] В 1656 году он купил дом под названием Witte en Roode Roos («Белая и Красная Роза») в центре Антверпена. К моменту смерти его жены в 1678 году его состояние, похоже, ухудшилось. В 1679 году ему пришлось заложить свой дом. Он слишком заболел, чтобы рисовать, и умер 17 апреля 1679 года в Антверпене. [ 4 ]
Он обучал других художников, а также членов своей семьи. Среди его учеников были его сыновья Ян и Фердинанд . [ 1 ]
Работа
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]Ян ван Кессель Старший был разносторонним художником, практиковавшим во многих жанрах, включая этюды насекомых, цветочные натюрморты, морскую пехоту, речные пейзажи, райские пейзажи, аллегорические композиции, сцены с животными и жанровые сцены . [ 1 ] Его работы датированы 1648–1676 годами. [ 6 ]
Приписать работы Яну ван Кесселю Старшему было сложно из-за путаницы с другими художниками с похожим именем, работавшими примерно в то же время. Помимо его сына Яна, был еще один художник из Антверпена по имени Ян ван Кессель (называемый «другим» Ян ван Кессель ), который писал натюрморты, а в Амстердаме был Ян ван Кессель, известный как художник-пейзажист. Еще больше усложняет ситуацию то, что его обычно называют Яном ван Кесселем I, поскольку у него был дядя, которого также звали Ян ван Кессель, его иногда называют Яном ван Кесселем II, а его сына Яна ван Кесселя Младшего - Яном ван Кесселем III. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Еще одна проблема с атрибуцией заключалась в том, что Ян ван Кессель Старший использовал в своих работах два разных стиля подписи. Он использовал курсивную, более декоративную подпись для больших форматов, которую было бы трудно прочитать на картине меньшего размера. Такая практика привела к ошибочному предположению, что эти работы были выполнены двумя разными художниками. [ 2 ]
Ян ван Кессель специализировался на небольших изображениях предметов, почерпнутых из мира природы, таких как цветочные натюрморты и аллегорические серии, изображающие животные царства, четыре элемента, чувства или части света. Одержимый живописными деталями, ван Кессель работал с натуры и использовал иллюстрированные научные тексты как источники для наполнения своих картин предметами, изображенными с почти научной точностью. [ 10 ]
Исследования природы
[ редактировать ]Ян ван Кессель выполнил множество исследований животных, таких как насекомые, гусеницы и рептилии, а также изображений цветов и редких предметов со всего известного мира. [ 11 ] Он показал себя внимательным наблюдателем, а его исследования на животных в свое время хвалили за дотошность и точность. [ 5 ] Его работы в этой области отражают современное мировоззрение, в котором понимание искусства и природы шло рука об руку. То же самое желание собрать и классифицировать мир природы, которое дало толчок созданию Кунсткамеры и Вундеркамерны в конце 16 и 17 веков, вдохновило художников того времени добиться того же в живописной форме. [ 11 ] Дед Яна ван Кесселя, Ян Брейгель Старший, уже продемонстрировал в своих работах, как художники, начиная с эмпирических наблюдений, могут изображать мир, упорядочивая и классифицируя его многочисленные элементы. [ 12 ]
Важное влияние на его исследования животных оказал научный натурализм фламандского художника Йориса Хофнагеля, известного прежде всего своими иллюминированными рукописями и натюрмортами на пергаменте. Исследования Хофнагеля цветов и насекомых были выгравированы и опубликованы под названием Archetypa studiaque patris Georgii Hoefnagelii его сыном Якобом Хофнагелем в 1592 году во Франкфурте. Книга представляет собой коллекцию из 48 гравюр растений, насекомых и мелких животных, показанных ad vivum, сделанных после исследований Йориса Хофнагеля и оказавших большое влияние на следующие поколения художников-анималистов. [ 13 ]
Исследования Ван Кесселя на животных отличаются от беспристрастного подхода его предшественников, которые располагали различные виды флоры и фауны рядами, как если бы они были образцами в шкафу коллекционера. Ван Кессель уделял больше внимания композиции и эстетике, не отказываясь при этом от точного изображения отдельного существа. Примером такого подхода является работа « Натюрморт-этюд насекомых на веточке розмарина с бабочками, шмелями, жуками и другими насекомыми» (Sotheby's 10 ноября 2014, Нью-Йорк, лот 31). В этой композиции ван Кессель создал динамичную композицию с насекомыми вокруг единственной веточки розмарина, что создает иллюзию разговора бабочек и пчел. Несмотря на отсутствие морализаторского текста, как это можно найти в «Архетипе Хофнагеля», послание ван Кесселя о природе как зеркале силы Бога было бы ясно его аудитории. [ 11 ] [ 14 ]
Его исследования флоры и фауны часто выполнялись в больших наборах и иногда служили фасадами коллекционных шкафов, которые использовались для демонстрации предметов в Вундеркаммерне. В отличие от высушенных и закрепленных образцов, хранящихся в этих шкафах, нарисованные ван Кесселем предметы кажутся очень живыми и явно предназначены для того, чтобы удивить и порадовать зрителя при открытии внешних дверей. [ 11 ] Ян ван Кессель начал писать эти работы в первой половине 1650-х годов, а самые ранние датированные образцы были написаны в 1653 году. Хотя некоторые из этих работ были выполнены на панели, большинство было написано на меди. Медь обеспечила гладкую поверхность, лучше всего подходящую для его тщательной и детальной отделки. [ 14 ]
Четыре континента
[ редактировать ]Ян ван Кессель создал две серии аллегорических картин, изображающих Четыре части света или Четыре континента . Эта серия, датируемая 1660-ми годами, состояла из четырех составных картин, состоящих из 16 миниатюрных картин маслом на медных пластинах, которые расположены вокруг более крупной картины, также выполненной на меди, и вмонтированы в разделенный на отсеки шкаф из черного дерева. Центральные элементы представляют континенты Европы, Азии, Африки и Америки через множество фигур в этнической одежде и экзотических животных. На окружающих пластинах изображены отдельные города и географические области, в которых изображена предположительно местная флора и фауна. [ 3 ]
Первая серия в Старой пинакотеке в Мюнхене завершена, в отличие от второй, которая находится в Музее Прадо в Мадриде, в которой отсутствуют несколько панелей. Описание произведения, сделанное в Испании, свидетельствует о том, что эти две серии были идентичны по формату. Шкафы, в которых установлена эта серия, были фирменным блюдом Антверпена и одним из важных экспортных товаров класса люкс. Их изготавливали из дорогих экзотических пород дерева. Их передняя часть была разделена на несколько отсеков. Утверждалось, что ван Кессель создал новый тип изобразительного типа в своей серии «Четыре части света», перевернув иерархию материалов, из которых состоит предмет кабинета, и повысив важность картин над мебелью, в которой они находятся. встроены. [ 3 ]
Между 1650 и 1675 годами ван Кессель написал более 300 картин на небольших медных пластинах, многие из которых использовались для украшения кабинетов. Если картины, помещенные в шкафы, традиционно были изделиями мастерской низкого качества, то картина ван Кесселя «Четыре части света» состоит из высокоиндивидуализированных произведений высокого художественного совершенства, которыми можно восхищаться сами по себе. Будучи объектами, на которых изображены сокровища из разных уголков мира и которые сами состоят из материалов из далеких мест, изображения континентов ван Кесселя имели бы особое значение для его элитной аудитории, состоящей из ремесленников, торговцев, знатоков и иностранных сановников. Известно, что картина Ван Кесселя «Четыре части света» была оценена современными зрителями как демонстрация его художественного мастерства и виртуозности, которые высоко ценились коллекционерами.
Изобразительная тема четырех частей света возникла в гуманистических кругах Антверпена около 1570 года. Первоначально она появилась в аллегорических гравюрах, книжных публикациях и театральных украшениях. [ 3 ] Большая популярность темы объясняется современными научными интересами. [ 15 ] К началу 17 века эта тема перекочевала в живопись.
Стилистически взгляды ван Кесселя подражают миниатюристической манере его деда Яна Брейгеля Старшего. Все картины построены по схожей композиционной схеме: на заднем плане вид на город, на переднем плане — крупный план крупных животных разных видов. Эта схема была характерна для художников-графиков 16-го века, таких как Йорис Хофнагель и Адриан Колларт, которые, как известно, были источником вдохновения для творчества Ван Кесселя в целом. Кажется, что это расположение вдохновлено картографией того времени, где карты континентов иллюстрированы множеством животных, реальных и фантастических, и окружены рамками, разделенными на небольшие сцены с изображением планет, времен года и года. четыре элемента, или карты стран, окаймленные небольшими виньетками с видами наиболее важных городов. Йорис Хофнагель и Адриан Коллаерт также были непосредственными источниками некоторых животных, нарисованных ван Кесселем. Другие скопированы с картин Яна Брейгеля Старшего. Ян Фит , Франс Снейдерс , Поль де Вос и Рубенс.
Несмотря на свой натурализм, включение в картины фантастических животных и существ, кажется, указывает на то, что художник стремился не совсем к объективному или научному описанию, а к изображению экзотики как таковой. [ 15 ]
Картины-гирлянды
[ редактировать ]Дед Ван Кесселя Ян Брейгель Старший сыграл ключевую роль в изобретении и развитии жанра картин-гирлянд в первые два десятилетия 17 века. На картинах с гирляндами обычно изображена цветочная гирлянда вокруг религиозного изображения или портрета. [ 16 ] Среди других художников, участвовавших в раннем развитии этого жанра, были Хендрик ван Бален , Андрис Дэниелс , Питер Пауль Рубенс и Даниэль Зегерс. Изначально этот жанр был связан с визуальными образами движения Контрреформации . [ 17 ] Этот жанр был также вдохновлен культом почитания и преданности Марии, преобладавшим при дворе Габсбургов (тогда правивших Южными Нидерландами) и в Антверпене в целом. Самые ранние образцы этого жанра часто включают в себя религиозное изображение Марии в картуше, но в более поздних примерах изображение в картуше могло быть как религиозным, так и светским. [ 16 ] [ 17 ]
Картины с гирляндами обычно представляли собой результат сотрудничества натюрморта и художника-фигуриста. Ван Кессель обычно рисовал окружающий натюрморт, а за фигуру или другое изображение в картуше отвечал художник-фигурист. Считается, что среди его соавторов над картинами с гирляндами были его дядя Давид Тенирс Младший , Эразм Квеллин Старший , Хендрик ван Бален Старший, Томас Виллебойртс Босхарт и, возможно, Ян Бекхорст .
Примером совместной картины-гирлянды, выполненной Яном ван Кесселем и Давидом Тенирсом Младшим, является композиция «Мыльные пузыри» (ок. 1660-1670, Лувр ). В этой работе Ян ван Кессель нарисовал декоративную гирлянду, изображающую четыре стихии, вокруг картуша, изображающего молодого человека, пускающего мыльные пузыри, что символизирует тщеславие , то есть быстротечность жизни. [ 18 ]
Другое сотрудничество
[ редактировать ]Ван Кессель участвовал в создании серии из двадцати медных панелей по заказу двух членов семьи Монкада , знатной каталонской семьи. Панно иллюстрируют деяния Гильермо Рамона Монкады и Антонио Монкады, двух братьев из Дома Монкада, живших в конце 14 — начале 15 веков на Сицилии. Над панелями работали пять выдающихся фламандских художников. Из 12 сцен, посвященных Гильермо Рамону Монкаде, Виллем ван Херп написал шесть, Луиджи Примо — пять, а Адам Франс ван дер Мейлен — одну. Дядя Ван Кесселя Давид Тенирс Младший отвечал за все восемь панелей, описывающих деяния Антонио Монкады. Они были нарисованы вскоре после того, как была закончена первая часть серии. Ян ван Кессель создал декоративные рамки, обрамляющие каждую серию. [ 19 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Натюрморт с рыбами в портовом пейзаже, возможно, аллегория стихии воды.
-
Аллегория воздуха
-
Венера в кузнице Вулкана
-
Натюрморт с цветами, ящерицей и насекомыми.
-
Маски из ракушек
-
Подчинение сицилийских повстанцев Антонио де Монкада в 1411 году.
-
Гирляндный натюрморт из цветов вокруг аллегорического изображения путти с дорогими предметами и маской
Генеалогическое древо Брейгелей
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Ян ван Кессель (I) в Нидерландском институте истории искусств.
- ^ Jump up to: а б В. Лорейссенс. «Кессель, фургон». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 17 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Надя Гроеневельд-Баадж, Мир материалов в шкафу без ящиков: переосмысление Яна ван Кессельса «Четыре части света» , в: Ежегодник по истории искусства Нидерландов / Nederlands Kunsthistorisch Jaarboek 62: Значение в материалах, стр. 202 -237, 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Франс Йозеф Петер Ван ден Бранден, История антверпенской школы живописи , Антверпен, 1883, стр. 1098–1101 (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б Иоганнес ван Кессель в Корнелисе де Би, Кабинет Хет Гульдена , 1662 г., стр. 409
- ^ Ян ван Кессель (Антверпен 1626-1679), Виноград, персики, клюква, цветы и бабочки в фарфоровой миске на деревянном выступе; и Виноград, ежевика, вишня, бабочки и грецкий орех в фарфоровой миске на деревянном выступе на аукционе Christie's.
- ^ Ян ван Кессель Младший из Нидерландского института истории искусств.
- ^ «другой» Ян ван Кессель из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Ян ван Кессель (из Амстердама) в Нидерландском институте истории искусств .
- ^ Ян ван Кессель (Антверпен 1626-1679), Розы, тюльпаны, ирисы и другие цветы в стеклянной вазе на каменном постаменте с бабочками и другими насекомыми на аукционе Christie's.
- ^ Jump up to: а б с д Ян ван Кессель (I), Натюрморт с изображением насекомых на ветке розмарина с бабочками, шмелями, жуками и другими насекомыми на аукционе Sotheby's.
- ^ Арианна Фабер Кольб, Ян Брейгель Старший: Вход животных в Ноев ковчег , Getty Publications, 2005, стр. 47
- ^ Архетипические исследования отца Джорджа Хофнагелиуса на archive.org.
- ^ Jump up to: а б Ян ван Кессель, Этюд насекомых, бабочек и улитки с веточкой незабудок; исследование бабочек и других насекомых с веточкой яблоневого цвета на Sotheby's
- ^ Jump up to: а б Посада Кубисса Т., Северный пейзаж в Прадо: Рубенс, Брейгель , Лорена, 2012, стр. 129–130 (на испанском языке)
- ^ Jump up to: а б Сьюзан Мерриам, Фламандские гирлянды семнадцатого века. Натюрморт, видение и религиозный образ , Ashgate Publishing, Ltd., 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Дэвид Фридберг, «Происхождение и расцвет фламандских мадонн в цветочных гирляндах, украшениях и преданности», Мюнхенский ежегодник изящных искусств , xxxii, 1981, стр. 115–150.
- ^ Ян ван КЕССЕЛЬ, Les Bulles de Soap в Лувре (на французском языке)
- ^ Давид Тенирс II и Ян ван Кессель I, Подчинение сицилийских повстанцев Антонио де Монкаде в 1411 году в коллекции Тиссена-Борнемисы
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Яном ван Кесселем Старшим, на Викискладе?
- СМИ, связанные с картинами Яна ван Кесселя Старшего с изображением насекомых и цветов на Викискладе?