Ян ван Кессель Младший

Ян ван Кессель Младший или Ян ван Кессель II ( Антверпен , 23 ноября 1654 — Мадрид , 1708), известный в Испании как Хуан Ванчесель эль Мосо или эль Ховен, был фламандским художником, который после обучения в Антверпене работал в Испании. Известный в основном своими портретами, он стал придворным художником короля и королевы Испании. Ему также приписывают несколько пейзажей, мифологических и аллегорических сцен. Раньше считалось, что он был художником-пейзажистом, но сейчас это уже не является общепринятым. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Ян ван Кессель Младший родился в Антверпене в семье Яна ван Кесселя Старшего (1626–1679) и Марии ван Апшовен. Он был потомком знаменитой фламандской династии художников Брейгелей. Его отец был сыном Иеронима ван Кесселя Младшего и Пасхасии Брейгель (дочери Яна Брейгеля Старшего ). Таким образом, Ян ван Кессель Младший был через свою бабушку по отцовской линии правнуком Яна Брейгеля Старшего и праправнуком Питера Брейгеля Старшего . Поскольку его мать была дочерью художника Фердинанда ван Апшовена Старшего , он также был родственником ван Апшовена семьи художников . Его брат Фердинанд также был художником. [ 2 ]

Вероятно, он тренировался под руководством своего отца Яна ван Кесселя Старшего . Вместо того, чтобы стать мастером Антверпенской гильдии Святого Луки , он переехал в Мадрид примерно в 1679 году или раньше. [ 3 ] В Мадриде он стал придворным художником и приобрел известность в основном благодаря своим портретам. [ 4 ]
Художники получили признание при дворе во времена правления Карла II в Испании за портреты королевы Марии Луизы Орлеанской , первой жены Карла II. В 1686 году он официально стал художником королевы. Говорят, что он получил заказ от королевы нарисовать сцены на потолке ее покоев в Королевском Алькасаре в Мадриде . После смерти первой жены Карла II ван Кессель продолжал служить придворным портретистом и добился благосклонности новой жены короля Марии Анны Нойбургской .

Со сменой правящей династии от Габсбургов к Бурбонам после восшествия на престол Филиппа V Испанского в 1700 году популярность художника при дворе пошла на спад. Вероятно, это произошло из-за его продолжающихся близких отношений с бывшей овдовевшей королевой, которую он сопровождал в ее изгнании в Толедо в звании помощника меховщика. Он не присоединился к ней в ее ссылке в Байонну в 1706 году из-за слабого здоровья. Вместо этого ван Кессель вернулся в Мадрид. Новый король был недоволен своей работой, возможно, из-за преобладания французских вкусов при дворе Бурбонов. [ 1 ] Художник к тому времени стал обеспеченным. [ 2 ]
Считается, что он умер в Мадриде в 1708 году. [ 4 ]
Работа
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]Говорят, что он писал портреты, цветочные композиции, натюрморты, игровые фигуры, художественные галереи и пейзажи. [ 1 ] [ 4 ] Некоторые искусствоведы подвергают сомнению возможность приписывания натюрмортов Яну ван Кесселю Младшему. [ 4 ] Такая атрибуция могла быть вызвана в некоторых случаях путаницей с другими художниками с похожим именем, работавшими в 17 веке. Помимо его отца, был еще один художник из Антверпена по имени Ян ван Кессель (называемый «другим» Ян ван Кессель ), который писал натюрморты, а в Амстердаме был Ян ван Кессель, известный как художник-пейзажист. Ситуация еще больше усложняется тем, что у его отца был дядя, которого также звали Ян ван Кессель, его отца иногда называют Яном ван Кесселем II, а Яна ван Кесселя Младшего - Яном ван Кесселем III. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Наконец, был еще один член семьи ван Кессель, которого звали Ян Томас ван Кессель , который работал в основном как художник-жанрист. [ 7 ]
Поскольку ван Кессель редко подписывал свои картины, его творчество было реконструировано по стилистическим соображениям.
Портреты
[ редактировать ]
Основной обязанностью Ван Кесселя как придворного художника было создание портретов королевской семьи и в частности королевы. [ 8 ] Его портретный стиль был описан его современником Антонио Паломино как очень близкий к стилю его коллеги-фламандского художника Антонио ван Дейка . [ 1 ] По прибытии в Испанию он, кажется, следовал стилю королевской портретной живописи, введенному Диего Веласкесом и продолженному Клаудио Коэльо . Эти портреты характеризовались простотой форм и цвета, практически не содержали реквизита или символов и выделяли натурщика на нейтральном фоне. Это влияние местной испанской портретной традиции заметно в « Портрете Марии Анны Нойбургской» (1690, частное собрание в Мадриде). Он отказался от этого стиля в «Портрете Марии Анны Нойбургской», добавив больше цвета и вида в пейзаж на заднем плане. Эта работа составляет пару с Портретом Карла II Испанского . Две овальные работы изначально были частью более крупной квадратной картины, изображающей цветочные гирлянды, окружавшие овальный портрет. Он уже начал свое новаторство в портретной живописи испанского двора в « Портрете Марии Николасы де ла Серда» (ок. 1685, Министерство государственного управления, Мадрид), в котором он использовал яркие цвета и играл с контрастом между ясным светом и тщательно расположенными тенями. . Некоторые портретные картины были приписаны ему по стилистическим соображениям путем сравнения их с его подписанными картинами. Это случай Портрет Марии Луизы Орлеанской , который до сих пор указан как работа неизвестного художника на сайте музея Прадо. [ 8 ]
Ван Кессель был специалистом по жанру групповых портретов. Примером может служить «Портрет семьи в саду» в музее Прадо , на котором изображен фламандский джентльмен (считающийся защитником или покровителем ван Кесселя) со своей семьей. Символическая цель произведения — восхвалять семейную жизнь и семейные добродетели, такие как верность. Мужчина, играющий на гитаре, символизирует семейную гармонию, а собака — добродетель верности. Зрелая женщина, окруженная маленькими детьми, символизирует добродетель милосердия, а молодая пара, держащаяся за руки, символизирует супружескую любовь . На картине изображен автопортрет художника, высунувшегося из окна на заднем плане справа. Немного другая версия работы, написанная в том же году, что и версия Прадо, находится в Национальном музее в Варшаве . [ 3 ]
Он был также известен как художник небольших портретов. Подобные произведения были очень популярны среди высшей знати того периода. К ним относились как к интимным предметам, которыми потчевали члены семьи, а также друзья, и поэтому они были выполнены в менее формальном стиле, чем официальные портреты. Их преимущество заключалось в том, что владельцы могли легко носить их с собой как предмет напоминания о своих близких. Первым известным небольшим портретом, который он сделал, было изображение Карла II (ныне утерянное), которое было помещено в «большую драгоценность», которую король подарил своей супруге Марии Анне Нойбургской в качестве супружеского подарка по прибытии в Испанию в 1690 году. [ 9 ] Другим примером является пара небольших портретов Карла II Испанского и Марии Анны Нойбургской (Colección Abelló, Мадрид), которые менее формальны, чем традиционные официальные портреты. [ 10 ] Ему также приписывают пару небольших портретов королевской четы в музее Ласаро Гальдиано и, вероятно, были созданы для отправки российскому двору в качестве дипломатического подарка, поскольку на них изображен король в доспехах. На другой паре небольших портретов из частной коллекции, датированных 1696–1700 годами, Карл II Испанский представлен как святой Фердинанд , а Мария Анна Нойбургская — как святая Елена . Еще одна пара небольших портретов королевской четы находится в Национальном музее декоративных искусств в Мадриде. Два небольших изображения Филиппа V Испанского и его супруги Марии Луизы Савойской , датированные примерно 1701 годом, находятся в коллекции Real Academia de la Historia в Мадриде. [ 9 ]

Натюрморты
[ редактировать ]Хотя некоторые искусствоведы сомневаются, был ли Ян ван Кессель Младший художником-натюрмортом, ему приписывают различные натюрморты. Эти натюрморты, похожие по стилю на натюрморты его отца, представляют собой идеально сбалансированные композиции, характеризующиеся вниманием к деталям и использованием нежных цветов. Было высказано предположение, что фламандский стиль этих натюрмортов постепенно приобрел некоторые черты стиля натюрмортов его приемной страны Испании. [ 12 ]
Ряд натюрмортов, ранее подаренных Яну ван Кесселю Младшему учеными Клаусом Эрцем и Кристой Нитце-Эрц в их публикации 2012 года о художниках под названием Ян ван Кессель, с 2017 года повторно атрибутированы Нидерландским институтом истории искусств (RKD). Псевдо -Яну ван Кесселю Младшему . Псевдо-Ян ван Кессель Младший — это неимя , данное художнику или мастерской, которому приписывают около 200 небольших натюрмортов, созданных в Южной Европе в конце 16 — начале 17 веков. Малоизвестное подлинное творчество Яна ван Кесселя Младшего отличается по стилю и исполнению и существенно выше по качеству, чем произведения, которые сейчас приписывают Псевдо Яну ван Кесселю Младшему. [ 13 ]
Пейзажи
[ редактировать ]
Антонио Паломино также упомянул, что ван Кессель был опытным художником-пейзажистом. Ни одна работа в этом жанре не была надежно приписана Ван Кесселю. [ 1 ] Топографический вид улицы в Мадриде, представляющий собой вид на Каррера-де-Сан-Херонимо и Пасео-дель-Прадо с процессией экипажей ( Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид), предварительно приписывается ему. [ 14 ]
Другие предметы
[ редактировать ]Отец Ван Кесселя Ян Старший, его прадед Ян Брейгель Старший и двоюродный дед Ян Брейгель Младший писали широкий спектр сюжетов, включая мифологические и аллегорические картины в аналогичной традиции. Регулярно работы на подобные темы приписывают Яну ван Кесселю Младшему. Сюда входят Венера в кузнице Вулкана (аукцион Hampel в Мюнхене от 12 декабря 2013 г., лот 564, фигурки другого художника) и Аллегория Земли (аукцион Artcurial от 13 ноября 2018 г., лот 40, сотрудничество с Абрахамом Виллемсенсом ). Обе работы показывают, как Ян ван Кессель Младший продолжал традиции своей семьи, а также практику работы мастерских Антверпена, в которых композиции часто создавались в сотрудничестве между художниками-специалистами. В каждой работе фигуры были нарисованы не самим ван Кесселем, а специалистами-художниками. [ 15 ] [ 16 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Доктор Клаус Эрц и Криста Нитце-Эрц, Художники Ян ван Кессель: старший, младший, «другой»: Картины с критическими каталогами произведений , Лука-Верлаг, Линген, Германия, 2012.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Ян ван Кессель II в онлайн-энциклопедии Прадо (на испанском языке)
- ^ Перейти обратно: а б Франс Йозеф Петер Ван ден Бранден, История антверпенской школы живописи , Антверпен, 1883, стр. 1098–1105 (на голландском языке)
- ^ Перейти обратно: а б Портрет семьи в саду музея Прадо (на испанском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ян ван Кессель Младший в Нидерландском институте истории искусств (на голландском языке)
- ^ «другой» Ян ван Кессель из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Ян ван Кессель (из Амстердама) в Нидерландском институте истории искусств (на голландском языке)
- ^ Ян Томас ван Кессель из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Перейти обратно: а б Мартинес Лейва, Глория (2019). «Ян ван Кессель II против Жака Куртильо: два способа изображения королевы Марианы Нойбургской» . Филострато. Журнал истории и искусства (на испанском языке) (6): 24–53. doi : 10.25293/philostrato/2019.07 .
- ^ Перейти обратно: а б Мерседес Сималь Лопес, Игральная карта, масло. Два небольших портрета Карла II (по Ван Кесселю II) и Марианы Необургской из Национального музея декоративного искусства в: Дополнительно: интернет-журнал декоративного искусства и дизайна, ISSN-e 2444-121X, № 3, 2017 г., стр. 29–52 (на испанском языке)
- ^ Коллекция Абелло (на испанском языке)
- ^ Псевдо-Ян ван Кессель II, Натюрморт с рыбой, овощами, цветами и двумя кошками , проданный на аукционе Hampel Kunstauktionen (Мюнхен) 24 сентября 2015 года, описание на Нидерландского института истории искусств . сайте
- ^ Ян ван Кессель Младший (Антверпен, 1654 г. - Мадрид, 1708 г.) в галерее De Jonckheere
- ^ Псевдо-Ян ван Кессель из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ↑ Приписывается Яну ван Кесселю III, « Вид на гонку святого Иеронима и прогулку по лугу с процессией экипажей в музее Тиссена-Борнемисы».
- ↑ Ян ван Кессель младший, Венера в кузнице Вулкана в Хампеле.
- ^ Ян ван Кессель II (Антверпен, 1654 - Мадрид, 1708) и Авраам Виллемсен (Антверпен (?), Около 1610-1672), Аллегория Земли в Artcurial (на французском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Яном ван Кесселем Младшим, на Викискладе?