Ян Брейгель Старший
Ян Брейгель Старший | |
---|---|
Рожденный | 1568 |
Умер | 13 января 1625 г. Антверпен , Габсбургские Нидерланды | ( 1625-01-13 )
Род занятий | Художник, рисовальщик |
Дети | 11, в том числе Ян Младший и Амвросий |
Родитель |
|
Семья | Семья Брейгелей |
Ян также Брейгель или Брейгель ) Старший ( / / ˈbrɔɪɡəl ɔɪ Брейгель ( , [1] [2] также США : / ˈ b r uː ɡ əl / ; [3] [4] Голландский: [ˈjɑn ˈbrøːɣəl] ; 1568 — 13 января 1625) — фламандский художник и рисовальщик . Он был сыном выдающегося фламандского художника эпохи Возрождения Питера Брейгеля Старшего . Близкий друг и частый сотрудник Питера Пауля Рубенса , эти два художника были ведущими фламандскими художниками в живописи фламандского барокко первых трех десятилетий 17 века.
Брейгель работал во многих жанрах, включая исторические картины, цветочные натюрморты , аллегорические и мифологические сцены, пейзажи и морские пейзажи, охотничьи произведения, деревенские сцены, батальные сцены и сцены адского огня и подземного мира. Он был важным новатором, который изобрел новые типы картин, такие как картины с цветочными гирляндами, райские пейзажи и картины галерей в первой четверти 17 века. [5] Однако он обычно избегал рисовать большие фигуры, как в портретах, хотя часто сотрудничал с другими художниками, которые делали это, одновременно рисуя пейзажные фоны, а иногда и одежду.
Далее он создавал жанровые картины, которые представляли собой имитацию, стилизацию и переработку произведений его отца, в частности жанровых сцен и пейзажей отца с крестьянами. [6] Брейгель представлял собой тип pictor doctus , эрудированного художника, чьи работы наполнены религиозными мотивами и стремлениями католической контрреформации , а также научной революцией с ее интересом к точному описанию и классификации. [5] Он был придворным художником эрцгерцога и герцогини Альбрехта и Изабеллы , правителей Испанских Нидерландов .
Художника прозвали «Бархатным» Брейгелем, «Цветочным» Брейгелем и «Райским» Брейгелем. Считается, что первый был вручен ему за его мастерство в обработке тканей. [7] Второе прозвище — отсылка к его славе как художника (хотя и не специалиста) цветочных произведений, а последнее — к изобретению им жанра райского пейзажа. Его брата Питера Брейгеля Младшего традиционно прозвали «de helse Brueghel» или «Адский Брейгель», поскольку считалось, что он был автором ряда картин с фантастическими изображениями огня и гротескными образами. Эти картины теперь приписаны Яну Брейгелю Старшему. [8] [9]
Жизнь
[ редактировать ]Ян Брейгель Старший родился в Брюсселе в семье Питера Брейгеля Старшего и Марии (по прозвищу «Майкен») Коке ван Альст. Его мать была дочерью выдающихся фламандских художников эпохи Возрождения Питера Коке ван Алста и Майкена Верхюльста . Его отец умер примерно через год после рождения Яна в 1569 году. Считается, что после смерти матери в 1578 году Ян вместе с братом Питером Брейгелем Младшим и сестрой Мари переехал жить к бабушке Ферхюльст, которая была родом затем овдовел. Ранний фламандский биограф Карел ван Мандер писал в своем «Шильдер-бюке» , опубликованном в 1604 году, что Ферхюльст была первым учителем рисования для двух ее внуков. [10] Она учила их рисованию и акварелью раскрашиванию миниатюр . Ян и его брат, возможно, также обучались у местных художников в Брюсселе, которые работали дизайнерами гобеленов . [11]
Затем Яна и его брата Питера отправили в Антверпен изучать живопись маслом. По словам Карела ван Мандера, он учился у Питера Геткинта, крупного торговца с большой коллекцией картин в своем магазине. Геткинт умер 15 июля 1583 года, вскоре после того, как Ян приступил к обучению. Вполне возможно, что Ян продолжил обучение в этом магазине, который перешла в руки вдовы Геткинта, поскольку ни один другой мастер не записан. [10]
Фламандские художники того времени часто ездили в Италию для завершения учебы. Ян Брейгель уехал в Италию, сначала отправившись в Кельн , где жила его сестра Мария и ее семья. Позже он посетил Франкенталь , важный культурный центр, где работал ряд фламандских художников-пейзажистов. [12] [13]
Затем он отправился в Неаполь, вероятно, проведя время в Венеции. В Неаполе после июня 1590 года он создал несколько рисунков, которые показывают его интерес к пейзажам и монументальной архитектуре. [12] Он работал на дона Франческо Караччоло , выдающегося дворянина и священника и основателя организации Clerics Regular Minor . Ян создавал небольшие кабинетные картины для дона Франческо. [11]
Брейгель уехал из Неаполя в Рим, где жил с 1592 по 1594 год. Он подружился с Полем Брилем , [7] специалист по ландшафту из Антверпена, переехавший в Рим в конце 16 века. Вместе со своим братом Матийсом Брилем он создал атмосферные пейзажи для многих римских резиденций. Брейгель черпал вдохновение из живых рисунков Бриля и небольших пейзажей середины 1590-х годов. Во время своего пребывания в Риме Ян Брейгель познакомился с Гансом Роттенхаммером , немецким художником небольших высококлассных кабинетных картин на меди. Роттенхаммер писал религиозные и мифологические композиции, сочетая в себе немецкие и итальянские элементы стиля, пользовавшиеся большим уважением. Брейгель сотрудничал как с Полем Брилем, так и с Роттенхаммером. Брейгель также рисовал акварелью античные памятники Рима и, кажется, был особенно очарован сводчатыми интерьерами Колизея.
Он пользовался защитой кардинала Асканио Колонны . В Риме он также встретил кардинала Федерико Борромео , который сыграл важную роль в Контрреформации , а также был заядлым коллекционером произведений искусства. Кардинал стал другом и покровителем Брейгеля на всю жизнь. Брейгель поселился в Палаццо Верчелли Борромео. Когда Борромео стал архиепископом Милана в июне 1595 года, Брейгель последовал за ним и стал частью дома кардинала. [7] Он написал для кардинала множество пейзажей и цветочных картин. [5]
Брейгель пробыл в Милане около года, а в 1596 году вернулся в Антверпен, где оставался активным, за исключением нескольких перерывов, до конца своей жизни. Через год после возвращения Ян Брейгель был принят вольным мастером в Антверпенскую гильдию Святого Луки как сын мастера. Художник женился 23 января 1599 года в соборе Богоматери в Антверпене. Невестой стала Изабелла де Жод, дочь картографа, гравера и издателя Жерара де Жода . Их сын Ян родился 13 сентября 1601 года. Крестным отцом этого первенца был Рубенс, который позже взял на себя мастерскую своего отца и был известен как Ян Брейгель Младший.
Брейгель был зарегистрирован как бюргер Антверпена 4 октября 1601 года как «Ян Брейгель, Петерсоне, шилдер, ван Брюсселе» («Ян Брейгель, сын Петера, художника из Брюсселя»). Всего за месяц до этого Брейгель был избран деканом Гильдии Святого Луки, но не смог занять эту должность, поскольку не был бюргером Антверпена. В том же году, официально зарегистрировавшись как бюргер, Брейгель наконец смог стать деканом. В следующем году его переизбрали деканом. [7]
В 1603 году у него родилась дочь Пасчасия Брейгель. Рубенс был также ее крестным отцом. Его жена Изабелла де Жод умерла в том же году, оставив ему двоих маленьких детей. Было высказано предположение, что смерть его жены была связана с рождением его последнего ребенка. [7]
В середине 1604 года Брейгель посетил Прагу , главное место двора Рудольфа II, императора Священной Римской империи , который продвигал художественные инновации. Двор императора привлек многих северных художников, таких как Бартоломеус Шпрангер и Ганс фон Аахен , которые создали новый эффектный стиль, полный тщеславия, сегодня известный как северный маньеризм . [14]
По возвращении в Антверпен в сентябре 1604 года Брейгель купил большой дом под названием «Де Мерминн» («Русалка») на улице Ланге-Ньюстраат в Антверпене 20 сентября 1604 года. Художник женился повторно в апреле 1605 года. Со своей второй женой Катариной ван Мариенбург у него было восемь детей. из которых Амброзиус стал художником. [7]
После назначения в 1606 году придворным художником эрцгерцога и герцогини Альбрехта и Изабеллы , правителей Испанских Нидерландов , художник присутствовал в Брюсселе в течение периодов в 1606, 1609, 1610 и 1613 годах. 28 августа 1613 года двор в Брюсселе заплатил Брейгелю. 3625 гульденов за выполнение различных работ.
С октября 1610 года Рубенс начал брать на себя роль посредника для своего друга Яна Брейгеля. К 1625 году Рубенс написал кардиналу Борромео около 25 писем от имени Брейгеля. В письме к Борромео Брейгель в шутку упомянул о роли своего друга как о «mio secretario Rubens» (моем секретаре Рубенсе). В 1612 или 1613 году Питер Пауль Рубенс написал портрет Яна Брейгеля и его семьи ( Институт Курто , Лондон). В 1613 году он сопровождал Рубенса и Хендрика ван Балена Старшего в дипломатической миссии в Голландскую республику . Здесь они познакомились с Хендриком Гольциусом и другими Харлема . художниками [15]
Когда Джон Эрнест, герцог Саксен-Эйзенахский, проезжал через Антверпен в 1614 году, он нашел время, чтобы посетить Рубенса и Брейгеля в их мастерских. Брейгель получил множество официальных заказов от городского магистрата Антверпена. Четыре его картины были предложены магистратами города Антверпена эрцгерцогу и герцогине Альбрехту и Изабелле 27 августа 1615 года. В 1618 году он был одним из двенадцати выдающихся художников Антверпена, которым городские магистраты Антверпена поручили создать серию картин для Эрцгерцог и герцогиня Альбрехт и Изабелла. Для этого заказа Брейгель координировал работу над циклом картин, изображающим Аллегорию пяти чувств . Среди художников, участвовавших в проекте, были Рубенс, Франс Снейдерс , Франс Франкен Младший , Йоос де Момпер , Хендрик ван Бален Старший и Себастьян Вранкс . Работы были уничтожены во время пожара в 1713 году.
9 марта 1619 года Брейгель купил третий дом под названием Ден Бок (Козел Билли), расположенный на Антверпенской Аренбергстраат. Когда 6 августа 1623 года крестилась его дочь Клара Евгения, ее крестными родителями были эрцгерцогиня Изабелла и кардинал Борромео. Ян Брейгель умер 13 января 1625 года в Антверпене от осложнений, вызванных желудочно-кишечным расстройством. [16]
Имущество художника было разделено 3 и 23 июня 1627 года между его пережившей женой и детьми от обоих браков. Рубенс, Хендрик ван Бален Старший, Корнелис Шут и Паулюс ван Халмаэле были исполнителями его последней воли. Рубенс был опекуном оставшихся в живых детей Брейгеля. [7]
Среди его учеников были его сын Ян, а также Дэниел Зегерс . Дочь Брейгеля Пасчасия вышла замуж за художника Иеронима ван Кесселя Младшего, а их сын Ян ван Кессель Старший учился у Яна Брейгеля Младшего . Дочь Брейгеля Анна вышла замуж за Давида Тенирса Младшего в 1637 году. [17]
Работа
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]Ян Брейгель Старший был разносторонним художником, работавшим во многих жанрах и привносившим во фламандское искусство множество новых тем. Он был новатором, который внес свой вклад в развитие различных жанров, к которым приложил свою руку, таких как цветочные натюрморты , пейзажи и морские пейзажи, охотничьи произведения, батальные сцены, сцены адского огня и подземного мира. Его самыми известными нововведениями являются новые типы картин, которые он ввел в репертуар фламандского искусства первой четверти 17 века, такие как картины с цветочными гирляндами, райские пейзажи и картины художественных галерей. В отличие от современных фламандских художников эпохи барокко, таких как Рубенс, он не создавал больших алтарей для местных церквей.
Ян Брейгель Старший достиг превосходного технического мастерства, что позволило ему передавать материалы, животных и пейзажи с поразительной точностью и высокой степенью законченности. Он обладал совершенной техникой миниатюризма, позволяющей ему точно описывать природу. [5]
О мастерской практике Брейгеля известно немного. У него была большая мастерская, которая позволяла ему производить большое количество произведений, которые, в свою очередь, воспроизводились в его мастерской. После смерти Брейгеля в 1625 году Ян Брейгель Младший возглавил мастерскую своего отца, которой он управлял так же, как и его отец. Это ясно видно по стилю сохранившихся картин, выдержанных в духе его отца, и продолжающемуся сотрудничеству с бывшими сотрудниками его отца, такими как Рубенс и Хендрик ван Бален. Производство этой мастерской способствовало широкому распространению творений Яна Брейгеля Старшего. [18]
Пока его брат Питер занимался масштабным производством многочисленных произведений для арт-рынка Антверпена, Ян Брейгель работал на избранную клиентуру аристократических покровителей и коллекционеров картин над созданием более дорогих и эксклюзивных изображений. [19] Его работы, такие как райские пейзажи, апеллировали к эстетическим предпочтениям аристократов, любивших коллекционировать такие драгоценные предметы. Его работы, часто написанные на меди, представляли собой предметы роскоши, предназначенные как для простого удовольствия от просмотра, так и для созерцания. [20]
Сотрудничество
[ редактировать ]Сотрудничество между художниками, специализирующимися в различных жанрах, было определяющей чертой художественной практики Антверпена 17 века. Ян Брейгель также часто сотрудничал с другими художниками. Поскольку он был художником широкого спектра навыков, он работал со многими сотрудниками в разных жанрах. Среди его сотрудников были художники-пейзажисты Поль Бриль и Йоос де Момпер , художник-архитектор Поль Фредеман де Врис и художники-фигуристы Франс Франкен Младший , Хендрик де Клерк , Питер ван Эйвонт и Хендрик ван Бален .
Его сотрудничество с художником-фигуристом Гансом Роттенхаммером началось в Риме около 1595 года и закончилось в 1610 году. Роттенхаммер был одаренным художником-фигуристом и известен своим умением рисовать обнаженную натуру. Первоначально, когда оба художника жили в Венеции, их совместные работы выполнялись на холсте, но в более поздних совместных работах, после возвращения Брейгеля в Антверпен, они обычно использовали медь. После возвращения Брейгеля в Антверпен их совместная практика заключалась в том, что Брейгель отправлял медные монеты с пейзажем Роттенхаммеру в Венеции, который нарисовал фигуры, а затем вернул медные монеты. В некоторых случаях процесс был наоборот. [21] Брейгель и Роттенхаммер работали не только над пейзажами с фигурами; они совместно создали одну из самых ранних картин с религиозными гирляндами, сделанную для кардинала Федерико Борромео, изображающую Богородицу с Младенцем в окружении цветочной гирлянды ( Пинакотека Амброзиана ). [22]
Хотя в его сотрудничестве с Гансом Роттенхаммером пейзажи были созданы Брейгелем, роли поменялись местами, когда он работал с Йоосом де Момпером, поскольку именно Брейгель предоставил фигуры для пейзажей, написанных де Момпером. Пример их сотрудничества — «Горный пейзаж с паломниками в часовне в гроте» ( ок. 1616 , Музей Лихтенштейна ). Известно около 59 совместных работ Брейгеля и де Момпера, что делает де Момпера его самым частым соавтором. [23] Хендрик ван Бален Старший был еще одним постоянным сотрудником Яна Брейгеля. Их сотрудничество было упрощено тем фактом, что с 1604 года оба художника переехали на Ланге-Ньюстраат, что облегчило переноску панелей и медных пластин, над которыми они работали, туда и обратно. [24]
Другим частым соавтором Яна Брейгеля был Рубенс. Между 1598 и 1625 годами два художника выполнили около 25 совместных работ. Их первое сотрудничество было над «Битвой амазонок» ( ок. 1598–1600 , Картинная галерея Сан-Суси ). Художники вместе работали над развитием жанра религиозной гирляндной живописи такими произведениями, как « Мадонна в цветочном венке» ( ок. 1616-1618 , Старая пинакотека ). Далее они совместно создали мифологические сцены и аллегорический сериал, изображающий «Пять чувств». Сотрудничество двух друзей было примечательным, поскольку они работали в самых разных стилях и специализациях и были художниками равного статуса. В этих совместных работах им удалось сохранить индивидуальность своих стилей.
Брейгель, по-видимому, был главным инициатором их совместных работ, которые создавались преимущественно во второй половине 1610-х годов, когда их метод сотрудничества стал более систематизированным и включал мастерскую Рубенса. Обычно Брейгель начинал картину и оставлял Рубенсу место для добавления фигур. [24] В своем раннем сотрудничестве они, похоже, внесли серьезные коррективы в работы друг друга. Например, в ранней совместной работе Венеры Рубенс «Возвращение с войны: Марс обезоружен» закрасил большую часть правого нижнего угла серой краской, чтобы увеличить свои фигуры. В более поздних коллаборациях художники, похоже, оптимизировали свое сотрудничество и заранее согласовали композицию, так что в этих более поздних работах не было заметно ни малейшего рисунка. [25] Их сотрудничество в качестве придворных художников эрцгерцогов отражало желание двора подчеркнуть преемственность своего правления с предыдущими правителями Бургундии и Габсбургов, а также их набожность. Принимая во внимание вкусы, преобладающие в придворных кругах, которые отдавали предпочтение таким темам, как охота, оба художника творчески подходили к предпочтениям двора, разрабатывая новую иконографию и жанры, такие как картины с религиозными гирляндами, которые были одинаково хороши. передать благочестие и великолепие эрцгерцогского двора. Совместное творчество Брейгеля и Рубенса высоко ценилось коллекционерами всей Европы. [24]
Идеологический контекст
[ редактировать ]Работы Яна Брейгеля отражают различные идеологические течения, действовавшие в католических испанских Нидерландах при его жизни. Мировоззрение католической контрреформации сыграло важную роль в творчестве художника. Центральным в этом мировоззрении была вера в то, что земля и ее обитатели были откровениями высшего существа, Бога. Художественное представление и научное исследование этого божественного откровения поощрялись и ценились. Друг и покровитель Брейгеля, кардинал Контрреформации Федерико Борромео, особенно подчеркивал красоту и разнообразие животного мира. В своей книге «I tre libri delle laudi Divine» (опубликованной лишь посмертно в 1632 году) Борромео писал: «Глядя затем с внимательным изучением на строение и формирование животных, а также на их части, члены и характеры, нельзя ли сказать, насколько превосходно божественная мудрость продемонстрировал ценность своих великих произведений?» [26] Реалистические изображения природы Яном Брейгелем во всех ее различных формах, в цветах, пейзажах, животных и т. д., явно соответствовали мнению, что изучение творения Бога является важным источником познания Бога.
В эпоху Брейгеля также возрастал интерес к изучению природы с помощью эмпирических данных, а не опираясь на унаследованные традиции. Расширение доступа к новым животным и экзотическим растениям с недавно открытых территорий сыграло важную роль в этом интеллектуальном исследовании. Результатом этого стало появление первых научных каталогов и энциклопедий, в том числе иллюстрированных каталогов естествознания натуралистов XVI века Конрада Геснера и Улиссе Альдрованди . Их главным вкладом в естествознание стало создание обширной системы описания каждого животного. Геснер поместил все виды в четыре общие категории: четвероногие , птицы, рыбы и змеи. Он описал животных в алфавитном порядке и с точки зрения номенклатуры, географического происхождения, образа жизни и поведения. Альдрованди применил другой подход и не упорядочил животных в алфавитном порядке. В качестве классифицирующего фактора он полагался на визуальное сходство. Например, он сгруппировал лошадь с аналогичными животными, такими как осел и мул, и разделил виды на категории, такие как птицы с перепончатыми ногами и ночные птицы.
Работы Брейгеля отражают этот современный энциклопедический интерес к классификации и упорядочению всего мира природы. Об этом свидетельствуют его цветочные композиции, пейзажи, аллегорические произведения и галерейные картины. Например, в своих райских пейзажах Брейгель сгруппировал большинство видов по основным категориям биологической классификации, иными словами, по основным группам родственных видов, похожих друг на друга, например птиц или четвероногих. Далее он классифицировал большинство из них на подразделения, состоящие из схожих морфологических и поведенческих характеристик. [26] Таким образом, его райские пейзажи представляли собой визуальный каталог животных и птиц, выполнявший роль микроэнциклопедии.
Попытка Брейгеля изобразить мир посредством упорядочивания и классификации его многочисленных элементов на основе эмпирических наблюдений не ограничивалась миром природы. В Праге он познакомился с большими коллекциями императора Рудольфа II, которые были разделены на природные, искусственные и научные объекты. Аллегорические картины Брейгеля, изображающие четыре элемента и пять чувств, демонстрируют ту же одержимость классификацией, используя каждый элемент или чувство для организации естественных, искусственных инструментов и научных объектов. В этом умелом объединении областей искусства, науки и природы Брейгель демонстрирует свое мастерство в этих различных дисциплинах. Его картины служат той же цели, что и энциклопедические коллекции, тогда известные как кабинеты раритетов , соединяя mundus sensibilis и mundus intelligibilis . Его подход к описанию и каталогизации природы в искусстве напоминает различие, которое историки природы начали проводить между перцептивным опытом и теоретическим знанием. [26]
Одержимость Брейгеля классификацией мира полностью соответствовала энциклопедическим вкусам брюссельского двора, о чем свидетельствует их большая коллекция произведений искусства, состоящая преимущественно из фламандских картин, зверинец экзотических видов и обширная библиотека. [26]
Цветочные картины
[ редактировать ]Ян Брейгель Старший был одним из первых художников в Габсбургских Нидерландах, начавших писать чисто цветочные натюрморты. Чистый цветочный натюрморт изображает цветы, обычно расположенные в вазе или другом сосуде, как основной предмет картины, а не как второстепенную часть другого произведения, такого как историческая картина. [27] Ян Брейгель считается важным вкладчиком в зарождающийся жанр цветочных произведений в северном искусстве, вклад, который был оценен уже в его время, когда он получил прозвище «Цветочный Брейгель». Хотя традиционная интерпретация этих цветочных фигур заключалась в том, что они были символами vanitas или аллегориями мимолетности со скрытым смыслом, сейчас более распространено интерпретировать их как простые изображения мира природы. [28] [29] Подход Брейгеля к этим работам был обусловлен его желанием продемонстрировать свое умение реалистично, почти научно изображать природу. Эти работы отражали идеологические проблемы, продемонстрированные в его работах, которые сочетали мировоззрение о природе как откровении бога с интересом к научному пониманию природы.
В цветочных композициях Брейгеля преобладают цветочные композиции, расположенные на нейтральном темном фоне. Иногда могут быть добавлены незначительные детали, такие как насекомые, бабочки, улитки и отдельные веточки цветов или розмарина, но они второстепенны по отношению к основному предмету. [27] Хотя Брейгель искал очень редкие цветы, он использовал некоторые распространенные цветы, такие как тюльпаны, ирисы и розы, для закрепления своих букетов. Возможно, это было ответом на пожелания его покровителей, а также на композиционные соображения. [29] Его букеты обычно состояли из цветов, цветущих в разное время года, поэтому их никогда нельзя было нарисовать вместе прямо с натуры. Брейгель имел обыкновение путешествовать, чтобы рисовать цветы, которых не было в Антверпене, чтобы вписать их в свои букеты. Брейгель изобразил цветы с почти научной точностью. Он расположил каждый цветок практически без перекрытия, чтобы они были показаны с максимальной выгодой, и многие из них показаны под разными углами. Цветы расположены по размеру: более мелкие цветы расположены внизу букета, более крупные цветы, такие как тюльпаны, васильки, пионы и калина, расположены в центре, а крупные цветы, такие как белые лилии и голубые ирисы, вверху букета. [28]
Это расположение ясно видно в «Цветах в керамической вазе» (ок. 1620, Королевский музей изящных искусств Антверпена ). Ваза, в которой расположены цветы, украшена рельефными мотивами. Два картуша, разделенные фантастической фигурой, изображают Амфитриту, морскую богиню из греческой мифологии, слева и Цереру, римскую богиню кукурузы, справа. Эти две богини обычно использовались в аллегорических изображениях четырех элементов, символизируя воду и землю соответственно. Два других картуша на невидимой части вазы, вероятно, изображают Вулкана, который был связан с огнем, и Аполлона, который был связан с воздухом. [28] Появление четырех элементов и цветов в одном произведении можно интерпретировать как эманацию макрокосма в микрокосме. [30]
Брейгель часто повторял мотивы в своих цветочных композициях. Несмотря на это, он смог придать каждой работе удивительную свежесть и жизненную силу. [29]
Картины-гирлянды
[ редактировать ]Ян Брейгель Старший сыграл ключевую роль в изобретении и развитии жанра картин-гирлянд. На картинах с гирляндами обычно изображена цветочная гирлянда вокруг религиозного изображения или портрета. Вместе с Хендриком ван Баленом он написал около 1607-1608 годов первую известную картину-гирлянду для итальянского кардинала Федерико Борромео , страстного коллекционера произведений искусства и католического реформатора. Борромео попросил картину отреагировать на разрушение изображений Богородицы в предыдущем столетии, и таким образом она объединила интересы кардинала в католической реформе и искусстве. Брейгель, специалист по натюрмортам, нарисовал цветочную гирлянду, а ван Бален, специалист по фигурам, отвечал за изображение Богородицы. [31]
Жанр картин-гирлянд был вдохновлен культом почитания и преданности Марии, распространенным при дворе Габсбургов (тогда правивших Габсбургскими Нидерландами) и в Антверпене в целом. Изначально этот жанр был связан с визуальными образами движения Контрреформации . [32] Картины с гирляндами обычно представляли собой результат сотрудничества натюрморта и художника-фигуриста. Среди сотрудников Брейгеля над картинами-гирляндами были Рубенс, Франс Франкен Младший и Питер ван Эйвонт .
Примером совместной картины-гирлянды, выполненной Яном Брейгелем Старшим и Рубенсом, является « Мадонна в цветочном венке» (1621, Старая пинакотека ).
Примером совместной картины-гирлянды, которую он создал с Хендриком ван Баленом, является Фруктовая гирлянда, окружающая изображение богини, получающей дары от олицетворений четырех времен года , которая существует в двух версиях: одна в коллекции Бельфиуса , а вторая в Маурицхейсе. в Гааге. [33] Обе версии считаются картинами с автографами, но небольшие различия между ними позволяют предположить, что панно из коллекции Бельфиуса является оригинальной версией. [18] Традиционно считается, что медальон в центре изображает Кибелу, древнюю фригийскую богиню земли и природы, как она была описана как таковая в 1774 году, когда была внесена в каталог в коллекции Вильгельма V, принца Оранского в Гааге. [34] Совсем недавно было предложено отождествление богини с Церерой , римской богиней земледелия, зерновых культур, плодородия и материнских отношений. Причина в том, что богиня в медальоне не имеет ни одного из атрибутов, традиционно связанных с Кибелой. [18] Вокруг медальона подвешена гирлянда из цветов, овощей и фруктов – дань уважения богине и ода изобилию и плодородию. Ван Бален нарисовал медальон, а Брейгель нарисовал обильную гирлянду, окружающие фигуры и многочисленных животных. [35]
Пейзажи
[ редактировать ]Отец Яна Брейгеля, Питер Брейгель Старший, считается важным новатором ландшафтного искусства. Привнося больший натурализм в свои альпийские горные пейзажи, его отец расширил мировую ландшафтную традицию, основанную главным образом Иоахимом Патиниром . Некоторые из работ Питера Старшего также предвещали лесной пейзаж, который стал доминировать в пейзажной живописи на рубеже 16 века. Питер Старший также развивал сельский и сельский ландшафт, размещая фламандские деревушки и фермы в экзотических горах и речных долинах. [36]
Ян разработал формулу, которую он узнал от своего отца, по расстановке фигурок деревенских жителей, путешествующих по дороге, уходящей вдаль. Он подчеркнул уход в пространство, тщательно уменьшая масштаб фигур на переднем, среднем и дальнем плане. Чтобы усилить ощущение атмосферной перспективы, он постепенно использовал различные тона коричневого, зеленого и синего, чтобы охарактеризовать сокращение пространства. Его пейзажи с их огромной глубиной уравновешиваются вниманием к крестьянским фигурам и их скромной деятельности на переднем плане. [37]
Как и его отец, Ян Брейгель также писал различные деревенские пейзажи. Он использовал окружающие пейзажи как сцену для толп анекдотических, ярко одетых крестьян, которые занимаются различными делами на рынке, проселочных дорогах и во время шумных кермесов . [36] Пейзажи Яна Брейгеля с их сильными повествовательными элементами и вниманием к деталям оказали значительное влияние на фламандских и голландских художников-пейзажистов второго десятилетия 17 века. Его виды на реку, безусловно, были известны художникам, работавшим в Харлеме, в том числе Эсайасу ван де Вельде и Виллему Буйтевеху , которых Брейгель, возможно, встретил там, когда сопровождал Питера Пауля Рубенса в дипломатической миссии в Голландской республике в 1613 году. [38]
Ян Брейгель вместе с такими художниками, как Гиллис ван Конинкслоо, был одним из главных разработчиков пейзажей густого леса в 17 веке. Ян Брейгель экспериментировал с такими работами еще до первого датированного лесного пейзажа Конинкслоо, написанного в 1598 году. В своих лесных пейзажах Брейгель изображал густо заросшие лесом поляны, на которых он уловил густоту зелени и даже тайну леса. Хотя иногда в этих лесных сценах обитают люди и животные, в них есть темные укромные уголки, практически нет открытого неба и нет выхода для взгляда, чтобы проникнуть за густые деревья. [39]
Райские пейзажи
[ редактировать ]Ян Брейгель изобрел «райский пейзаж» — поджанр, включающий сочетание пейзажа и живописи животных. Работы этого жанра, как правило, кишат многочисленными животными экзотических и аборигенных европейских видов, которые гармонично сосуществуют в пышном ландшафте. Эти пейзажи вдохновлены эпизодами из Книги Бытия, главы Библии, повествующей историю сотворения мира и человека. Любимые темы взяты из Книги Бытия: сотворение человека, Адама и Евы в раю, грехопадение человека и вход животных в Ноев ковчег.
Как и его цветочные композиции, эти пейзажи были вдохновлены мировоззрением католической Контрреформации , которое рассматривало землю и ее обитателей как откровения своего бога и ценило художественное представление и научное исследование этого божественного откровения. Как описано выше, друг и покровитель Брейгеля, кардинал Контрреформации Федерико Борромео, особенно подчеркивал красоту и разнообразие животного мира. Эту картину мира Брейгель пытался передать в своих райских пейзажах. Новизна райских пейзажей Брейгеля заключается не только во впечатляющем разнообразии животных, которых художник изучал преимущественно с натуры, но и в представлении их одновременно как фигур религиозного повествования и как субъектов научного порядка.
Первые райские пейзажи Брейгель создал во время своего пребывания в Венеции в начале 1590-х годов. Его первый райский пейзаж, известный как «Райский сад с грехопадением человека», сейчас находится в галерее Дориа Памфили в Риме. Отсылка к Бытию на картине появляется в небольшой виньетке, изображающей сотворение человека на заднем плане, но основное внимание уделяется животным и самому пейзажу. Эта работа стала первым райским пейзажем, в котором Брейгель «каталогизировал» животных и изображал обычные и одомашненные виды. Интерес Брейгеля к каталогизации животных был вызван посещением им двора Рудольфа II, императора Священной Римской империи в Праге. Император учредил энциклопедическую коллекцию редкостей и животных. Хотя в своих ранних райских пейзажах Брейгель, кажется, основывал некоторые изображения животных на работах других художников, позже он мог опираться на исследования жизни различных видов животных в придворном зверинце Брюсселя. [26] Брейгель также видел изображения животных Альбрехта Дюрера во время своего визита в Прагу и сделал раскрашенную копию акварели Дюрера «Мадонна со множеством животных» (1503). Изображения животных Дюрера играют решающую роль в зоологии эпохи Возрождения, поскольку представляют собой чистейшую художественную форму изучения природы. Исследования животных фламандских художников Ганса Бола и Йориса Хофнагеля также оказали важное влияние на Брейгеля. Хофнагеля В частности, «Четыре элемента» (1575–1582) были первым художественным произведением, в котором животные были классифицированы в книжном формате. Подход Хофнагеля к изображению животного мира сочетал естественно-исторические, классические, символические и библейские ссылки, которые включали различные виды в категории четырех элементов космоса: земли, воды, воздуха и огня. Райские пейзажи Брейгеля также воплотили энциклопедические взгляды своего времени, изображая большое разнообразие видов. [40]
Брейгель продолжал совершенствовать свою трактовку темы райских пейзажей на протяжении всей своей карьеры. Множество изображений и вариаций райского пейзажа, созданных Брейгелем, принесли ему прозвище «Райский Брейгель». [5]
Аллегорические картины
[ редактировать ]Ян Брейгель Старший создал различные наборы аллегорических картин, в частности на темы « Пяти чувств» и « Четырех стихий» . Эти картины часто создавались в сотрудничестве с другими художниками, как в случае с пятью картинами, представляющими « Пять чувств» , над которыми сотрудничали Брейгель и Рубенс и которые сейчас находятся в музее Прадо в Мадриде. Он также сотрудничал с Хендриком ван Баленом над различными аллегорическими композициями, такими как серия « Четыре элемента» , а также «Аллегория общественного благосостояния» ( Музей изящных искусств, Будапешт ).
В своих аллегориях Ян Брейгель иллюстрировал абстрактное понятие, такое как одно из чувств или один из четырех элементов, через множество конкретных объектов, которые можно с ним ассоциировать. Таким образом, он представлял концепцию посредством описательных тропов. Брейгель в этих аллегорических композициях обратился к энциклопедической образности, которую он отобразил и в своих райских пейзажах. Это продемонстрировано в его композиции «Аллегория огня»; «Венера в кузнице Вулкана », существуют различные версии, одна из которых ( Галерея Дориа Памфили , Рим) является результатом сотрудничества с Хендриком ван Баленом, а другая ( Пинакотека Амброзиана , Милан) приписывается только Яну Брейгелю. Энциклопедический подход Брейгеля в этой композиции предлагает такие детали, что историки науки полагались на композицию как на источник информации о типах инструментов, использовавшихся в металлургической практике 17 века. [41]
Сцены ада и демонов
[ редактировать ]Вначале Яна прозвали «Адский Брейгель», но к 19 веку это имя стало ошибочно ассоциироваться с его братом Питером Младшим. Такое прозвище Ян Брейгель получил из-за его сцен с демонами и сцен ада. Примером может служить « Искушение святого Антония» ( Музей истории искусств , Вена), в котором повторяется тема, впервые исследованная Иеронимом Босхом . В этой сцене, наполненной демонами, монстры нападают на маленького святого в углу большого и густого лесного ландшафта, а не на расширенных панорамах Патинира. [42]
Считается, что Ян Брейгель создал свои адские сцены для новой, элитной аудитории образованных и искушенных коллекционеров. Чтобы обратиться к этой эрудированной клиентуре, он часто наполнял сцены ада мифологическими, а не религиозными сюжетами, в частности, вергилиевскую сцену Энея в Аиде в сопровождении Кумской Сивиллы. Пример — «Эней и Сивилла в подземном мире» (1619, Художественно-исторический музей , Вена). Среди других мифологических тем, появляющихся в его сценах ада, был образ Юноны, посещающей Аида, и Орфея в подземном мире из « Овидия » Метаморфоз . Пример последнего — «Орфей в подземном мире» ( Палаццо Питти ). В этих композициях ярко окрашенные монстры создают «развлекательный ужас» более поздних проявлений босхийского дизайна. [43]
Сцены ада Брейгеля оказали большое влияние, и Якоб ван Сваненбург , один из учителей Рембрандта, был вдохновлен ими на создание своих собственных сцен ада. [44]
Галерея картин
[ редактировать ]Ян Брейгель Старший и Франс Франкен Младший были первыми художниками, создавшими картины из произведений искусства и коллекционеров в 1620-х годах. [31] Картины галереи изображают большие комнаты, в которых в элегантной обстановке выставлено множество картин и других драгоценных предметов. Эти комнаты часто называли Kunstkammern («комнаты искусства») или Wunderkammern («комнаты чудес»). Самые ранние работы этого жанра изображали предметы искусства вместе с другими предметами, такими как научные инструменты или своеобразные природные образцы. Некоторые картины галереи включают портреты владельцев или коллекционеров предметов искусства или художников за работой. Картины наполнены символизмом и аллегориями и являются отражением интеллектуальных забот того времени, включая культивирование личной добродетели и важность знатока. [45] Жанр сразу стал довольно популярным, и за ним последовали другие художники, такие как Ян Брейгель Младший, Корнелис де Бельёр , Ганс Йорданс , Давид Тенирс Младший , Гиллис ван Тилборх и Иероним Янссенс .
Известный пример галерейной картины Яна Брейгеля — «Эрцгерцоги Альберт и Изабелла, посещающие кабинет коллекционера» (теперь называемые «Эрцгерцоги Альберт и Изабелла, посещающие коллекцию Питера Роузе ») (ок. 1621-1623, Художественный музей Уолтерса , Балтимор). . Считается, что эта работа является результатом сотрудничества Яна Брейгеля Старшего и Иеронима Франкена II . Эта галерейная картина представляет собой раннюю фазу жанра коллекционных кабинетов. На этом раннем «энциклопедическом» этапе этот жанр отражал культуру любопытства того времени, когда произведения искусства, научные инструменты, натуралии и искусственности были в равной степени объектом изучения и восхищения. В результате кабинеты, изображенные на этих композициях, населены людьми, которые, кажется, так же заинтересованы в обсуждении научных инструментов, как и в восхищении картинами. Позже этот жанр больше сосредоточился на галереях, содержащих исключительно произведения искусства. [45] Композиции, изображенные в «Эрцгерцогах Альберте и Изабелле в кабинете коллекционера», представляют собой преимущественно аллегории иконоборчества и победы живописи (искусства) над невежеством. Это отсылки к иконоборчеству Бельденской бури , бушевавшей в Нидерландах в 16 веке, и победе над иконоборцами во время правления эрцгерцогов Альберта и Изабеллы , которые совместно правили Испанскими Нидерландами в начале 17 века. [46] [47] Яну Брейгелю принадлежит большая ваза с цветами, которую венчает большой подсолнух. Этот южноамериканский цветок, который мог вырасти очень высоким и поворачиваться к солнцу, впервые был замечен европейцами в середине 16 века. В ботанических трактатах его изображали как чудо Нового Света, но Ян Брейгель был первым, кто включил цветок в картину и использовал его в этой композиции как символ княжеского покровительства. Поворачиваясь к Альберту и Изабелле (занимая позицию солнца), подсолнух символизирует то, как искусство могло расти и расцветать в свете и тепле княжеского покровительства. [48]
Синжери
[ редактировать ]Брейгель внес свой вклад в развитие жанра «обезьяньей сцены», называемого также «singerie» (слово, происходящее от французского слова «обезьяна» и означающее «комическая гримаса, поведение или выходка»). [49] Комические сцены с обезьянами в человеческом наряде и в человеческом окружении — изобразительный жанр, зародившийся во фламандской живописи в 16 веке и получивший дальнейшее развитие в 17 веке. [50] Обезьян считали бесстыдными и озорными существами и прекрасными имитаторами человеческого поведения. Эти изображения обезьян, исполняющих различные человеческие роли, были шутливой метафорой всей глупости мира. [51]
Фламандский гравер Питер ван дер Борхт представил пение как самостоятельную тему около 1575 года в серии гравюр, которые прочно вошли в художественную традицию Питера Брейгеля Старшего . Эти гравюры получили широкое распространение, а затем тему подхватили другие фламандские художники. Первым, кто сделал это, был антверпенский художник Франс Франкен Младший, за которым быстро последовали Ян Брейгель Старший, Младший , Себастьян Вранкс и Ян ван Кессель Старший . Зять Яна Брейгеля Старшего Давид Тенирс Младший стал главным практиком этого жанра и развил его дальше вместе со своим младшим братом Авраамом Тенирсом . Позже, в 17 веке, Николаес ван Верендал также начал писать эти «сцены с обезьянами». [50]
Примером певца Яна Брейгеля является « Пир обезьян» , написанный с ранних лет его карьеры художника (частная коллекция, переданная в долгосрочную аренду в музей Рубенса в Антверпене). Эта картина на меди была, вероятно, одним из первых образцов певческой живописи. Ян Брейгель, вероятно, рисовал своих обезьян в зоопарке эрцгерцогов в Брюсселе. Композиция изображает обезьян, проделывающих всевозможные шалости, но она включает в себя картину над дверным косяком, работу студии Рубенса, под названием «Церера и Пан». Изображение Цереры и Пана обеспечивает контраст между культурным и диким миром обезьян ниже. [51]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Брейгель» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Архивировано из оригинала 10 августа 2019 года . Проверено 10 августа 2019 г.
- ^ «Брейгель» . Lexico UK английский словарь . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 22 марта 2020 года.
- ^ «Брейгель» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 10 августа 2019 г.
- ^ «Брейгель» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 10 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Колб, 2005, с. 1
- ^ Ларри Сильвер, 2012, с. 3
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Маттиас Депоортер, Ян Брейгель. Архивировано 20 июня 2019 года в Wayback Machine в Барокко на Юге Нидерландов.
- ^ Александр Вид и Ханс Дж. Ван Мигрет. Ян Брейгель И. Гроув Арт Онлайн. Оксфорд АртОнлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 24 апреля 2016 г.
- ^ Ларри Сильвер, Крестьянские сцены и пейзажи: рост живописных жанров на арт-рынке Антверпена , University of Pennsylvania Press, 4 января 2012 г., стр. 154–158
- ^ Перейти обратно: а б Франс Йозеф Петер Ван ден Бранден, История антверпенской школы живописи , Антверпен, 1883, стр. 444–455 (на голландском языке)
- ^ Перейти обратно: а б О Яне Брейгеле. Архивировано 3 октября 2019 года в Wayback Machine на Janbrueghel.net.
- ^ Перейти обратно: а б Жизнь и карьера Брейгеля и Рубенса , в: Энн Т. Вуллетт и др., 2006, стр. 5–33.
- ^ Джоанет А. Спайсер. «Школа Франкенталя». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 22 апреля 2016 г.
- ^ Питер Маршалл, Меркуриальный император: Волшебный круг Рудольфа II в Праге эпохи Возрождения , Random House, 28 ноября 2013 г., стр. 61
- ^ Питер К. Саттон, Голландские и фламандские картины: Коллекция Виллема барона Ван Дедема , Frances Lincoln Ltd, 2002, с. 66
- ^ и иногда ее называют Вероятно, похоже на холеру , но конкретная инфекция, которую мы сейчас называем этим именем, не достигла Европы до 19 века.
- ^ Чарльз Стерлинг, Европейские картины пятнадцатого-восемнадцатого веков: Франция, Центральная Европа, Нидерланды, Испания и Великобритания , Метрополитен-музей, 1998, стр. 129
- ^ Перейти обратно: а б с Энн Т. Вуллетт и др., 2006, стр. 156–165
- ^ Ларри Сильвер, 2012, с. 196
- ^ Колб, 2005, стр. 61–76.
- ↑ Ганс Роттенхаммер и Ян Брейгель. Архивировано 20 декабря 2016 года в Wayback Machine в Доротеуме.
- ^ Ван Хогендорп Просперетти, 2009, с. 109
- ^ «Ян Брейгель I и Йоос де Момпер II, Прибрежный пейзаж с рыбаками с уловом у разрушенной башни » (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 14 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Энн Т. Вуллетт и др., 2006, стр. 3–4
- ^ Алекс де Вогт и Кис Хоммес, Признак лидерства - свобода творчества в совместной практике лидерства , в: Журнал практического лидерства Джона Бена Шеппарда, 1 (2): 1–5.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Колб, 2005, стр. 47–60.
- ^ Перейти обратно: а б Ян Брейгель Старший, Натюрморт с цветами в керамической вазе. Архивировано 27 декабря 2016 года в Wayback Machine на Sotheby's.
- ^ Перейти обратно: а б с Ян Брейгель, Цветы в керамической вазе. Архивировано 2 декабря 2016 года в Wayback Machine в Art & Architecture.
- ^ Перейти обратно: а б с Ян Брейгель, Натюрморт с ирисами, тюльпанами, розами, нарциссами и рябчиками в керамической вазе. Архивировано 20 декабря 2016 года в Wayback Machine на Sotheby's.
- ^ Ян Брейгель I, Ян Брейгель II, Цветы в вазе. Архивировано 6 июня 2014 года в Wayback Machine в Королевском музее изящных искусств Антверпена ) (на голландском языке).
- ^ Перейти обратно: а б Сьюзан Мерриам, Фламандские гирлянды семнадцатого века. Натюрморт, видение и религиозный образ , Ashgate Publishing, Ltd., 2012 г.
- ^ Дэвид Фридберг, «Происхождение и рост фламандских мадонн в цветочных гирляндах, украшениях и преданности», Мюнхенский ежегодник изящных искусств , xxxii, 1981, стр. 115–150.
- ↑ Очень похожая композиция. Архивировано 20 декабря 2016 года в Wayback Machine (возможно, копия из мастерской), находится в коллекции Prado.
- ^ Ян Брейгель (I) и Хендрик ван Бален (I), Гирлянда из фруктов, окружающая изображение Кибелы, получающей дары от персонификаций четырех времен года, ок. 1620–1622. Архивировано 20 декабря 2016 года в Machine Wayback Нидерландского института истории искусств.
- ↑ Гирлянда из фруктов, окружающая изображение Кибелы, получающей подарки от олицетворений четырех времен года. Архивировано 2 апреля 2015 года в Wayback Machine на Маурицхейсе.
- ^ Перейти обратно: а б Ларри Сильвер, 2012, с. 162
- ^ Лесная дорога с путешественниками. Архивировано 20 декабря 2016 года в Wayback Machine в Метрополитен-музее.
- ^ Брейгель Старший, Ян, Речной пейзаж , 1607 г. Архивировано 21 декабря 2016 г. в Wayback Machine в Национальной галерее искусств.
- ^ Ян Брейгель I (Брюссель 1568-1625, Антверпен), Охотники с собаками у ручья в лесном пейзаже. Архивировано 4 августа 2016 года в Wayback Machine на аукционе Christie's.
- ^ Колб, 2005, стр. 33–40.
- ^ Ван Хогендорп Просперетти, 2009, с. 73
- ^ Ларри Сильвер, 2012, с. 158
- ^ Ларри Сильвер, 2012, стр. 158–159.
- ^ Эми Голани, Чтение Рембрандта: Книжная полка художника древней поэзии и истории , Amsterdam University Press, 2003, стр. 59–64
- ^ Перейти обратно: а б Марр, Александр (2010) «Жанр фламандских «картинок коллекций»: обзор», Intellectual History Review, 20: 1, 5–25
- ↑ Адриан ван Сталбент, Las Ciencias y las Artes. Архивировано 19 февраля 2015 года в Wayback Machine в Прадо.
- ^ Джеймс Симпсон, Под молотом: иконоборчество в англо-американской традиции , Oxford University Press, 2010
- ↑ Эрцгерцоги Альберт и Изабелла посещают коллекцию Пьера Русе. Архивировано 6 октября 2012 года в Wayback Machine в Художественном музее Уолтерса.
- ↑ «Singerie». Архивировано 11 марта 2017 г. в Wayback Machine в Ларуссе, онлайн (на французском языке).
- ^ Перейти обратно: а б Берт Шеперс, Обезьянье безумие в Антверпене семнадцатого века , в: The Rubenianum Quarterly, 2012 2, стр. 5
- ^ Перейти обратно: а б Ян Брейгель I, Обезьяны пируют (сингери). Архивировано 20 декабря 2016 года в Wayback Machine в Рубенсхейсе.
Источники
[ редактировать ]- Леопольдина ван Хогендорп Просперетти, «Пейзаж и философия в искусстве Яна Брейгеля Старшего (1568–1625)», Ashgate Publishing, Ltd., 2009 г.
- Арианна Фабер Кольб, Ян Брейгель Старший: Вход животных в Ноев ковчег , Getty Publications, 2005 г.
- Ларри Сильвер, Крестьянские сцены и пейзажи: рост живописных жанров на арт-рынке Антверпена , University of Pennsylvania Press, 4 января 2012 г.
- Энн Т. Вуллетт и Ариана ван Сухтелен; при участии Тиарны Доэрти, Марка Леонарда и Йоргена Вадума, Рубенс и Брейгель: Рабочая дружба , 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- медиафайлы по теме: Яна Брейгеля. Викискладе есть
- 1568 рождений
- 1625 смертей
- Фламандские художники эпохи барокко.
- Фламандские художники-жанристы
- Фламандские художники-историки
- Фламандские художники-пейзажисты
- Фламандские художники-натюрморты
- Семья Брейгелей
- Питер Брейгель Старший
- Художники из Антверпена
- Художники из Брюсселя
- Художники из Габсбургских Нидерландов.
- Фламандские художники XVI века.
- Фламандские художники 17 века.